Экзотические виды смертной казни на руси. Как и за что казнили на руси

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни. Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

1 Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

2 Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы - за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом - заливали в рот расплавленные свинец или олово.

3 Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже - только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место - центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице - плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3-4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

4 Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

5 Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» - одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

6 Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей - на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

7 Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников - им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

Казни на Руси

Казни на Руси


В силу обычаев на Руси смертная казнь применялась и в случаях, не предусмотренных законами. Так, киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду.

В период татаро-монгольского ига ханы выдавали русскому православному духовенству ярлыки, согласно которым священнослужители пользовались правом наказания смертью. Ярлык, выданный татарским ханом Менчу Темиром, давал право киевскому митрополиту Кириллу казнить за хулу православной церкви, как и за всякое нарушение предоставленных духовенству привилегий. В 1230 году были сожжены за колдовство четыре волхва.

Но среди представителей верховной власти были и противники смертной казни. Хорошо известна заповедь Владимира Мономаха, вошедшая в пословицу: «Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-либо смерти». И тем не менее к смертной казни прибегали многие правители Руси в XIII и XIV веках. Так, Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат. Еще в 1069 году во времена «Русской Правды», не предусматривавшей смертной казни вообще, князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева. Вывод: смертная казнь применялась на Руси издавна, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал.
О способах

На Руси Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни.

Однако правосудие прибегало и к другим способам наказания.

Способ казни зависел от вида преступления.

Смертная казнь через повешение считалась унизительной и применялась к военным, перебежавшим к неприятелю. Утопление применялось в тех случаях, когда экзекуция производилась в широких масштабах, сожжение заживо применялось к осужденным за религиозные преступления.

Истоки этого наказания следует искать в византийском праве.

На Руси, особенно при Иване Грозном, применялось кипячение в масле, вине или воде. Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников.

Этот царь вообще отличался необычайной жестокостью, граничащей с патологией: достаточно сказать, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер.

Грозный был неистощим на выдумки, как казнить подданных. Одних (например, новгородского архиепископа Леонида) по его приказу зашивали в медвежью шкуру и бросали на растерзание собакам, с других живьем сдирали кожу и так далее. Залитие горла расплавленным свинцом применялось исключительно к фальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид смертной казни был заменен отсечением обоих ног и левой руки преступника.

Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда за измену, а также за самозванство.

Колесование получило широкое распространение с введением воинского устава Петра I. По описанию русского ученого XIX века профессора А. Ф. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: «К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу, каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждою сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать».

Закапывание, «окопание», заживо в землю назначалось, как правило, женам за убийство мужа.

Посажение на кол применялось, как и четвертование, преимущественно к бунтовщикам и «воровским изменникам». В 1614 году на кол был посажен сообщник Марины Мнишек Заруцкий.

Введение смертной казни за отдельные преступления обосновывалось государственными интересами. Так, Петр I, начав строительство флота и нуждавшийся в материале для кораблей, издал указ, запрещавший в определенных местностях рубку леса. За порубку дубового леса виновные карались смертной казнью.

В эпоху Петра I также широко применялась казнь по жребию. Петр I ввел в список официальных казней аркебузирование, или расстрел. Расстрел не считался позорным наказанием и не покрывал бесчестием имя расстрелянного. Повешение во времена Петра представляло собой позорный вид смерти. Вешали при подавлении бунтов, восстаний и крестьянских волнений.

К существовавшим ранее способам казни прибавилось подвешение на крюк за ребро: казненный должен был висеть боком, со свешенными вниз руками, головой и ногами. Во времена Елизаветы отмена смертной казни была лишь формальной. Она применялась в замаскированном виде - засечение кнутом, палками, батогами, розгами.

Острожно! Людям со слабой психикой лучше не читать этот пост!
Это те самые солдатики, русские родненькие пацаны, про которых мерзость Шевченко сказал, что они не Российские, а ельцинские.

Оригинал взят у uglich_jj в Тухчарская резня (18+).

1.Забытый взвод

Это было 5 сентября 1999 г. Ранним утром банда чеченцев атаковала село Тухчар в Дагестане. Командовал боевиками Умар Эдилсултанов, он же Умар Карпинский (от района Карпинка в Грозном). Против них был взвод старшего лейтенанта Ташкина из 22-й бригады внутренних войск: офицер, 12 солдат-срочников и одна БМП.

Они окопались на господствующей высотке над селом. Кроме солдат в Тухчаре было еще 18 дагестанцев-милиционеров. Они были рассредоточены по селу: на двух блок-постах на въездах и в местном отделе милиции.

Один из блок-постов дагестанцев был прямо рядом с Ташкиным, у подножия высотки. Правда, русские и дагестанцы почти не общались и не взаимодействовали. Каждый сам по себе. Муслим Даххаев, начальник местного РОВД вспоминал :

«Наверху, на высоте, — позиции внутренних войск, а внизу находится наш милицейский пост. Они - два поста — как бы отдельно существовали. Военные почему-то не очень шли на контакт с местным населением и с местной милицией. С подозрением относились к нашим попыткам наладить контакты… Между милиционерами и военными не было взаимодействия. Они зарылись в землю и охраняли себя» .

Они зарылись в землю и охраняли сами себя…

У Умара в банде было около 50 человек, все вахаббиты - фанатики, ведущие джихад. Воюя «за веру», они надеются попасть в рай. В отличие от христианства в исламе рай имеет эротический смысл. У мужчины в раю будут 72 жены: 70 земных женщин и 2 гурии (специальные девственницы для загробного секса). В Коране и Сунне многократно даются описания этих жен со всеми подробностями. Например, вот :

„Аллах не впустит никого в Рай, не женив его на 72-х женах, две будут девственными (гуриями) с большими глазами, а 70 будут унаследованы от обитателей Огня. Каждая из них будет обладать доставляющим наслаждение влагалищем, а у него (мужчины) будет половой орган, который не будет опускаться во время совокупления» (Сунан Ибн Маджа, 4337).

Но в рай к влагалищам мусульманину еще надо попасть. Это непросто, но есть верный способ - стать шахидом. Шахид попадает в рай с гарантией. Ему прощаются все грехи. Похороны шахида нередко проходят как свадьба, с выражением радости. Ведь покойный, считай, женился. У него теперь 72 влагалища и вечная эрекция. Культ смерти и загробного секса в нетронутых мозгах дикаря - дело серьезное. Это уже зомби. Он идет убивать и сам готов погибнуть.

Банда Умара входит в Дагестан. Поход к райским влагалищам начался.

Один из боевиков шел с видеокамерой и снимал все происходящее. Пленка, конечно, жуткая… Уже три пожизненных вынесено по ней.

Слева - главарь (Умар), справа - один араб из его банды:

В 6:40 утра боевики атаковали село. Сначала дальний (от высотки) блок-пост, потом - поселковый отдел милиции. Быстро заняли их, и пошли на высоту, где был взвод Ташкина. Бой здесь был жарким, но тоже недолгим. Уже в 7-30 БМП была подбита из гранатомета. А без её 30-мм автоматической пушки русские лишились своего главного козыря. Взвод оставил позиции. Таща на себе раненных, они спустились вниз, на блок-пост к дагестанцам.

Пост был последний очаг сопротивления. Чеченцы атаковали его, но взять не смогли. Он был неплохо укреплен и позволял обороняться еще какое-то время. Пока не придет помощь или не кончатся боеприпасы. А вот с этим были проблемы. Помощи в тот день не предвиделось. Боевики перешли границу в нескольких местах, был окружен липецкий ОМОН в селе Новолакское, все силы бросили на его спасение. Командованию было не до Тухчара.

Защитники села оказались брошены. Боезапаса для длительного боя в Тухчаре тоже не было. Вскоре от чеченцев пришли парламентеры из числа местных жителей. Пускай русские покинут блок-пост, иначе начнем новый штурм и всех перебьем. Времени на раздумья - полчаса. Командир у дагестанцев лейтенант Ахмед Давдиев на тот момент уже погиб в уличном бою в селе, за старшего остался младший сержант Магомедов.

Командиры дагестанцев: Ахмед Давдиев и Абдулкасим Магомедов. Оба погибли в тот день.

Выслушав ультиматум чеченцев, Магомедов предлагает всем покинуть блок-пост и укрыться в селе. Местные жители готовы помочь - дать гражданскую одежду, спрятать у себя, вывести за пределы. Ташкин - против. Магомедов - младший сержант, Ташкин - офицер внутренних войск МВД. Ташкин намного старше по званию. Возникает конфликт , перерастающий в драку…

В конце концов, Ташкин согласился оставить блок-пост. Тяжелое решение. На этом организованная оборона села прекратилась. Защитники разбились на мелкие группы, прячась на чердаках, подвалах, в кукурузных полях. Дальше все зависело от удачи, кому-то повезло уйти, кому-то нет…

Из дагестанских милиционеров большинство не смогли покинуть Тухчар. Они попали в плен. По некоторым данным: 14 человек из 18. Их согнали в деревенский магазин:

А потом увели в Чечню. Оттуда, из зинданов, их уже выкупали родственники и посредники месяцы спустя.

Командир милиционеров Абдулкасим Магомедов, который настаивал на уходе с блок-поста, погиб. Не пожелал сдаваться и был убит в бою. Во взводе Ташкина из 13 человек выжили 7. Их укрыли местные жители и помогли выйти к своим. Сам Ташкин и с ним четверо солдат были блокированы в сарае у местного жителя Челави Гамзатова. Им предложили сдаться. Гарантировали жизнь или закидают гранатами. Они поверили. Выходя, Ташкин отдал Гамзатову фотографию жены и дочки, которую носил с собой…

Фото из местного школьного музея. Тот самый сарай (со сгоревшей крышей) - на заднем плане.

Еще одного (шестого) пленного чеченцы взяли в доме местной жительницы Аттикат Табиевой. Это был контуженный и обгоревший механик-водитель БМП Алексей Полагаев. Напоследок Алексей отдал дагестанской женщине солдатский жетон и сказал: «Что они теперь со мной сделают, мать?...»

Этот памятник стоит сегодня на окраине села Тухчар в память о шести погибших русских солдатах. Стелла, крест, колючая проволока вместо ограды.

Это такой «народный мемориал», созданный по инициативе жителей деревни, прежде всего учителей из местной средней школы. Ни МО РФ, ни федеральные власти не участвовали в создании памятника. Родственники погибших не ответили на письма и не приезжали сюда ни разу. Информация собиралась местными жителями по крупицам.

На памятнике есть ошибки: грамматические (с точки зрения русского языка) и фактические. Место рождения Ташкина указано как село «Валядярка»:

На самом деле это Володарка под Барнаулом. Там будущий командир учился в школе. А родом он был из соседней деревни Красноярка.

Также на памятнике неправильно указан один из погибших:

Анисимов это парень из Армавирского спецназа (отряд «Вятич»), он тоже погиб в Дагестане в те дни, но в другом месте. Они сражались на высоте «Телевышка», километрах в 10 от Тухчара. Печально известная высота, где из-за ошибок генералов в штабе погиб целый отряд спецназа (в т.ч. от ударов своей же авиации).

В Тухчаре никакого спецназа не было, были обычные мотострелки. Один из них, Леша Паранин, наводчик той самой БМП на высотке, был внешне похож на Анисимова.

Оба приняли страшную смерть, над телами боевики надругались и там, и там. Зарабатывали себе на влагалища. Ну а потом с легкой руки одного журналиста возникла путаница, которая перекочевала на памятники и мемориальные доски. Мать спецназовца Анисимова даже приезжала на суд над одним из боевиков из банды Умара. Смотрела видео с резней. Естественно, она не нашла там своего сына. Боевики убили другого парня.

Этот парень, Алексей Паранин, в том бою неплохо стрелял из БМП. У боевиков были потери. 30-мм снаряд автоматической пушки - не пуля. Это оторванные конечности, а то и вообще пополам перерубит. Паранина чечены казнили первым во время расправы над пленными.

Ну а что на памятнике вместо него Анисимов - не так страшно для народного мемориала. На высоте «Телевышка» нет памятника, а рядовой Анисимов из отряда «Вятич» тоже герой той войны. Пусть хоть так его запомнят.

Кстати, раз уж про 9 мая… Вот эмблема отряда «Вятич», где служил Анисимов. Эмблема придумана в 2000-х гг.

Девиз отряда: «Моя честь - верность!». Знакомая фраза. Когда-то это был девиз войск СС (Meine Ehre heißt Treue!), который представлял собой цитату одного из изречений Гитлера. На 9 мая в Армавире (как и в Москве) наверняка много говорят о том, как мы храним традиции и т.п. Чьи традиции?

2. Светлый праздник Курбан-Байрам.

После того как чечены взяли в селе шесть русских пленных, их отвели к бывшему блок-посту на окраине села. Умар по рации велел боевикам собраться там. Началась публичная казнь, заснятая на видео во всех подробностях.

У мусульман есть праздник Курбан-Байрам… Это когда по обычаю режут баранов, а также коров, верблюдов и т.п. Делается это публично, в присутствии (и с участием) детей, которые с детства привыкают к подобным картинам. Забой скотины производится по особым правилам. Животному сначала надрезают горло ножом и ждут пока сойдет кровь.

г.Табук, Саудовская Аравия. Октябрь 2013 г.

Пока сливается кровь - животное еще какое-то время живо. С перерезанной трахеей, пищеводом и артериями, оно хрипит, захлебывается кровью, пытается дышать. Очень важно при этом, чтобы при надрезе шея животного была направлена в сторону Мекки, а над ним было произнесено «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» (во имя Аллаха, Аллах велик).

Кедах, Малайзия. Октябрь 2013. Агония длится недолго, 5-10 минут.

Фейсалабад, Пакистан. Курбан-Байрам 2012 года. Это фото с праздника, если что.

После того, как кровь слилась, отрезается голова и начинают разделку туши. Резонный вопрос: а чем это отличается от того, что каждый день происходит на любом мясокомбинате? - Тем, что там животное сначала оглушают током. Дальнейшее (перерезание горла, слив крови) происходит, когда оно уже без сознания.

Правила приготовления «халяльного» (чистого) мяса в исламе не допускают оглушение животного при забое. Оно должно истечь кровью будучи в сознании. Иначе мясо будет считаться «нечистым».

Тверь, ноябрь 2010. Курбан-Байрам в районе соборной мечети на ул.Советской, 66.

Конвейер. Пока там режут, к мечети подтягиваются другие участники праздника со своими баранами.

Курбан-Байрам происходит из библейского сюжета про искушение Авраама (Ибрагима в исламе). Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына, а конкретно - перерезать ему горло и сжечь на костре. И все, чтоб проверить его (Авраама) любовь к себе. Авраам связал сына, положил поверх дров и уже приготовился зарезать, но в последний момент Бог передумал - сказал (через ангела) принести в жертву животное, а не человека.

Микеланджело де Караваджо. «Жертвоприношение Авраама». 1601-1602 гг.
Это он своего сына режет, если что.

В память об искушении Авраам в исламе (а также в иудаизме) каждый год производится ритуальный забой животных. Поскольку в обоих случаях их режут без оглушения, в полном сознании, то в ряде стран (в Скандинавии, Швейцарии, Польше) это запретили как жестокое обращение с животными.

г. Лахор, Пакистан, ноябрь 2009 г. Если вы думаете что это скотобойня - ошибаетесь. Это двор местной мечети в день праздника.

Пешавар, Пакистан, ноябрь 2009 г. А перерезать горло верблюду не так легко.

Наконец, у мясника получается особо удачный удар ножом. Бисмилляхи, Аллаху Акбар!

г.Рафах, сектор Газа. 2015 г. Публичное наблюдение за медленно истекающим кровью животным.

Там же, 2012 г. Редкий кадр. Корова, обреченная на убой, вырвалась и насадила на рога своих мучителей.

3.Паранин Алексей.

Тухчар, 1999-й год. Русских пленных собирают на блок-посту, потом выводят на улицу. Кладут на землю. У некоторых руки связаны за спиной, у некоторых - нет.

Первым казнят Алексея Паранина, наводчика БМП. Ему надрезают горло и оставляют полежать.

Кровь заливает все вокруг.

Алексей был серьезно ранен при подрыве БМП, обгорел. Он не оказывает сопротивления, такое впечатление, что без сознания. Резал его вот этот боевик в черном и с бородой (кто он до сих пор не известно).

Начав резать, убийца отходит куда-то, но вскоре приходит снова

И начинает резать горло жертве уже капитально

Практически обезглавив Алексея.

Алексей Паранин, 19-летний парень из Удмуртии. Закончил ПТУ на каменщика, должен был стать строителем

Это его родная деревня Верняя Тыжма в 100 км от Ижевска. Это не 19 век. Это черно-белое фото, которое сделал современный ижевский фотограф Николай Глухов , будучи в этих местах.

4.Ташкин Василий.

После Паранина вторым боевики казнили старлея Ташкина. Убийца сел на него верхом, там видна какая-то борьба…

Но вскоре лейтенанту тоже перерезают горло.

Оператор-чеченец с садистским удовольствием снимает смерть офицера.

Лицо убийцы, который резал горло лейтенанту, на пленке видно не очень четко, но слышно, что окружающие обращаются к нему по имени Арби, в процессе ему там подают нож побольше... Вот он в толпе зрителей уже после казни Ташкина.

Этого чечена потом нашли. Это некий Арби Дандаев из Грозного. Вот он на суде (в клетке):

На суде его адвокаты, кстати, очень старались. Говорили, что подсудимый раскаивается в содеянном, все осознал, понял. Просили учесть его тяжелые «психические травмы» в прошлом, наличие малолетних детей.

Суд дал ему пожизненное.

Офицера Ташкина, которого зарезал Арби, потом критиковали некоторые интернет-аналитики. За глупость и трусость типа. Зачем сдался в плен, лег под нож и положил людей…

Василий Ташкин - простой парень из деревни Красноярка на Алтае.

В 1991 поступил в училище ВВ в Новосибирске, с 1995 - в войсках. В те годы офицеры пачками увольнялись из армии, копеечные зарплаты, быт, жилье. Ташкин остался служить. Ванька-взводный наших дней…

На присяге в училище

Деревня Красноярка Топчихинского района - это около 100 км от Барнаула по хорошей (по местным меркам) дороге.

Красивые места.

Обычная деревня, избы, телеги (фото ниже были сделаны в этом селе летом г.)

Дагестанский Тухчар, где сплошь добротные каменные дома, выглядит, побогаче…

Осенью 1999 Ташкина направили в Тухчар, охранять опасный участок границы с Чечней. Причем сделать он это должен был с крайне малыми силами. Тем не менее, они приняли бой и 2 часа сражались, пока ситуация стали кончаться боеприпасы. Где же тут трусость?

А что до плена… Один англичанин, участник англо-бурской войны начала 20 в., писал:

«Я выполз на берег… С другой стороны железной дороги появился всадник, окликнул меня и помахал рукой. Он был меньше, чем в сорока ярдах... Я протянул руку с своему маузеру. А ведь я оставил его в будке локомотива. Между мной и всадником была проволочная изгородь. Снова бежать? Но меня остановила мысль об ещё одном выстреле с такого близкого расстояния. Передо мной стояла смерть, мрачная и угрюмая, смерть без своего беспечного компаньона — шанса. Поэтому я поднял руки и, как лисы мистера Джоррокса крикнул: «Сдаюсь».

К счастью для англичанина (а это был Уинстон Черчилль) буры - цивилизованные люди и не резали глотки пленным. Позднее Черчилль из плена сбежал и после многодневных скитаний сумел пробраться к своим.

Был ли Уинстон Черчилль трусом?

5.Липатов Алексей.

Убив Анисимова и Ташкина, чечены приказали встать рядовому Липатову. Липатов смотрит по сторонам. Справа от него - труп Ташкина, слева - хрипит, обливаясь кровью Паранин. Липатов понимает, что его ждет.

Зарезать пленного по приказу Умара должен был некий Тамерлан Хасаев из аула Дачу-Борзой (с ножом в голубой майке).

Но Липатов стал активно сопротивляться и Хасаев только ранил его. Тогда на помощь Хасаеву пришел уже знакомый нам боевик в черном, который убивал Паранина. Вместе они пытаются добить жертву.

Завязывается борьба

И вдруг истекающий кровью Липатов смог подняться, вырвался и бросился бежать.

Алексей Липатов - единственный из пленных, кому не перерезали горло. Чеченцы погнались за ним, стреляя вслед. Его добили в какой-то канаве, изрешетили из автоматов. По свидетельству матери Липатова, когда её сына привезли в его родное село Александровка под Оренбургом, военные запретили открывать гроб: «Лица нет». Так и похоронили, не открывая.

Областные власти выделили родителям солдата матпомощь, 10 тысяч рублей.

Дата смерти указана 6.09.1999 г., на день позже. В тот день боевики выдали трупы главе сельсовета Тухчара и он отвез их на грузовике на ближайший блокпост федеральных сил (Герзельский мост). В реальности Липатов и его товарищи были убиты 5 сентября.

Что произошло с их сыном - родителям солдата тогда не сказали. Они узнали все только в 2002. , когда поймали боевика Хасаева и родителей вызвали на суд. В полной тишине в зале показали видеозапись казни пленных. «Вот мой сын!». - вскричал в какой-то момент отец Липатова.

Тамерлан Хасаев.

Хасаев на суде изворачивался, как мог. Говорил, что он только начал убивать Липатова, но не недорезал, т.к. не смог психологически. «Я не смог зарезать солдата. Он еще просил: „Не надо меня убивать. Я жить хочу“. У меня начало часто биться сердце и стало немного плохо ».

Помимо этого Хасаев заявил, что на следствии с него выбивали показания угрозами. Но чем угрожали, он говорить стесняется.

«А когда резали, не стеснялись? » - спросил прокурор.
«Со мной угрожали сделать то, что делают с женщиной », - ответил Хасаев.
«То есть ты утверждаешь, что тебя хотели отпетушить? — оживился судья. — Не стесняйся, мы все здесь врачи» .

Конечно, уголовный жаргон из уст судьи не украшает российский суд, но Хасаев свое получил. Ему тоже дали пожизненное. Вскоре после приговора он скончался в тюрьме. У него начало биться сердце и стало немного плохо.

6.Кауфман Владимир.

После Липатова пришел черед рядового Владимира Кауфмана. Один из боевиков по имени Расул вытаскивает Кауфмана на поляну и требует, чтобы он лег лицом вниз. Так удобнее резать.

Кауфман умоляет Расула не убивать его. Говорит, что готов выдать раненного наводчика БМП, который «прячется вон в том белом доме».

Предложение не вызывает интереса у боевиков. Наводчика БМП они только что зарезали. Почти обезглавленный труп Алексея Паранина (голова держится на одном позвоночнике) лежит неподалеку. Тогда Кауфман обещает показать, где «спрятано оружие». Где-то в горах.

Затяжка времени надоедает Расулу. Кауфману приказывают снять ремень и завести руки за спину. Тот понимает, что конец. «Я не хочу умирать, не убивайте, люди добрые!», - кричит он. «Добрые, добрые. ДобрЪяши!», - злорадно говорит оператор видеокамеры с сильным чеченским акцентом.

Завязывается борьба. На Кауфмана наваливаются двое других боевиков, пытаются заломить руки.

У них это не получается. Тогда один с размаху бьет жертву прикладом по голове.

Кауфман оглушен и Расул начинает наносить ему удары ножом в затылок.

В конце концов, когда пленный уже потерял сознание, ему режут горло.

Парню было 19 лет.

Боевика Расула, который резал горло Владимиру, не нашли. По одной из версий он погиб позднее в ходе какой-то спецоперации, о чем сообщали сайты чеченских сепаратистов. Вот его фото:

Зато поймали двух помощников Расула, которые держали Кауфмана перед убийством.

Это Ислан Мукаев. Он заламывал Кауфману руки.

И Резван Вагапов. Он держал голову, когда Расул резал горло.

Мукаев получил 25 лет, Вагапов - 18.

Убитого ими солдата похоронили за тысячи километров от Тухчара, в родном селе Александровское в Томской области. Большое старинное село на берегу Оби…

Все как везде (фото села - 2011 г.).

Здесь родился и вырос Владимир Кауфман. Фамилию свою он получил от деда - поволжского немца, которого сослали сюда при Сталине.

Мать Владимира Мария Андреевна на могиле сына.

7.Эрднеев Борис.

Зарезав Кауфмана, боевики взялись за Бориса Эрднеева, калмыка, который был у Ташкина во взводе снайпером. Шансов у Бориса не было, руки ему связали заранее. На видео видно как один из чеченцев держит Эрднеева одной рукой за грудки.

Эрднеев в ужасе смотрит на другую руку чеченца. В ней - большой нож со следами крови.

Он пытается заговорить с палачом:

«Вы ведь калмыков уважаете?» - спрашивает он.
«Очень уважаем, ха-ха , - злорадно говорит чеченец за кадром, - ложись» .

Жертву валят на землю.

Чечена, который убил Бориса Эрднеева, позднее нашли. Это некий Мансур Ражаев из Грозного.

В 2012 он получил пожизненное.

Во время казни Ражаев совсем не смущался камеры. Но на суде он очень не хотел, чтобы его снимали.

Со слов Ражаева перед смертью они предложили Борису Эрднееву принять ислам (калмыки - буддисты). Но тот отказался. То есть Эрднеев повторил подвиг Евгения Родионова, который так же отказался принять ислам в мае 1996, во время первой чеченской войны. Отказался - и ему отрезали голову.

Это было здесь, в лесу под Бамутом.

Там еще троих пленных убили с ним

Подвиг Евгения Родионова получил довольно широкую огласку, во многих храмах в России есть иконы в его честь. Подвиг Бориса Эрднеева известен гораздо меньше.

Борис Эрднеев на присяге

Фотография со стенда о нем в его родной школе в поселке Артезиан в Калмыкии (270 км от столицы республики Элисты).

8.Полагаев Алексей.

Его убили последним. Это сделал лично главарь банды Умар. Вот подходит к Алексею с ножом, засучивает рукава

Руки у пленного связаны, к тому же он контужен, так что Умару можно ничего опасаться. Он садится верхом на пленного и начинает резать

Зачем начинает качать полуотрезанную голову вверх-вниз, так что она уже едва держится на туловище

Потом отпускает жертву. Солдат начинает кататься по земле в предсмертной агонии.

Вскоре он истек кровью. Боевики хором кричат «Аллаху Акбар!».

Алексей Полагаев, 19 лет, из города Кашира Московской обл.

Единственный городской парень из шести погибших. Остальные - из деревень. Армия в РФ - рабоче-крестьянская, правильно говорят. Служить идут, у кого денег нет.

Что касается убийца Алексея - главаря банды Умара Карпинского, он не предстал перед судом. Не дожил. Его убили в январе 2000 г. при выходе боевиков из окружения в Грозном.

9. Эпилог.

Русско-чеченская война 1999-2000гг. была за сохранение Чечни и Дагестана в составе России. Боевики хотели их отделить, а Ташкин, Липатов, Кауфман, Паранин и другие стали у них на пути. И отдали свои жизни. Официально это называлось тогда операцией по «наведению конституционного порядка».

Прошло 17 лет с тех пор. Большой срок. Что нового у нас? Как там с независимостью Чечни, с конституционным порядком в Дагестане?

В Чечне все хорошо.

Кстати, что у него на голове? Краповый берет, но кокарда какая-то странная. Где он его взял вообще?

После победы над боевиками в 2000 г. в Чечне была организована диктатура отца и сына Кадыровых. Что это такое, вы можете прочитать в любом учебнике истории в разделе «Феодализм» . Удельный князь имеет полную независимость в своем уделе (улусе), но состоит в вассальных отношениях с вышестоящем князем. А именно:

А. Отстегивает ему % от доходов;
Б. Выставляет свою частную армию против его врагов при необходимости.

Что мы и наблюдаем в Чечне.

Также, если еще почитать учебник истории, там будет написано, что удельная система ненадежна, из-за неё развалилась Киевская Русь, Арабский халифат и много кто еще. Все строится на личной преданности вассала, а она переменчива. Сегодня он за одних, завтра - за других.

Понятно, что они там скоро уже взасос будут целоваться перед камерой…

Но кто пойдет воевать в третий раз в Чечню, когда кадыровская деспотия объявит официально о выходе из состава России? А ведь это произойдет на второй день, как уйдет Путин и Кадыров почувствует угрозу своей власти. В Москве в силовых структурах у него полно «доброжелателей». И он на крючке. Там много чего накопилось.

Например, вот эта обезьяна:

Кто поверит, что Немцова ему заказал водитель одного из приближенных Кадырова за 5 млн. рублей? Сам лично, прям на свои деньги. А неплохо водители зарабатывают в Чечне.

Или вот этот персонаж:

Он убил полковника Буданова в 2011 году. Перед этим узнал адрес, следил полгода, раздобыл себе фальшивые документы на другую фамилию, чтоб потом скрыться в Чечне. А еще пистолет и краденую иномарку с левыми номерами. Якобы действовал в одиночку по мотивам ненависти ко всем российским военнослужащим, которые в 90-х убили его отца в Чечне.

Кто в это поверит? До того он 11 лет жил в Москве, на широкую ногу, сорил деньгами, и вдруг его переклинило. Буданов вышел на свободу в январе 2009. Он был осужден за военные преступления, лишен наград, званий и отсидел 9 лет из 10-летнего срока. Однако уже в феврале 2009 Кадыров публично угрожал ему, заявив, что:

«…Его пожизненное место в тюрьме. Да и этого ему мало. Но пожизненный срок хоть немного облегчит наши страдания. Мы не терпим оскорбление. Если решение не будет принято, то последствия будут плохими».

Это кадыровская Чечня. А что в Дагестане? - Там тоже все хорошо. Чеченских боевиков оттуда выбили в 1999. А вот с местными ваххабитами оказалось сложнее. Стреляют, взрывают до сих пор. В остальном жизнь в Дагестане идет своим чередом: бардак, мафиозные кланы, распил дотаций. Как и везде в РФ. Конституционный порядок, чо.

В межнациональных отношениях за 17 лет тоже кое-что изменилось. При всем уважении к жителям села Тухчар, которые прятали солдат Ташкина и чтут память погибших, общее отношение к дагестанцам в стране стало хуже. Яркий пример: с 2012 г. в Дагестане прекращен призыв в армию. Не призывают, так как не могут с ними справится. И начинается вот такое:

Или такое:

Это, кстати, защитники Родины (раком которые). Вежливые люди. А который с поднятым пальцем - это означает «Нет бога кроме Аллаха». Любимый жест исламистов, в т.ч. вахаббитов. Служит у них для выражения своего превосходства.

Впрочем, русских можно не только ставить раком. Можно сесть верхом:

А можно выложить живую надпись на плацу. 05-й регион, т.е. Дагестан.

Что интересно, в большинстве случаев найти участников этого беспредела не так сложно. Они собственно и не скрываются. Вот фотки «верховой езды» в 2012 г. выложил в Интернет некий Али Рагимов группе «Даги в армии» в Одноклассниках.

Живет сейчас в Петербурге спокойно, шариат уважает.

Кстати, у него там на фото из армии - шевроны с ящерицей.

Это Внутренние войска, Уральский округ. Такие же ВВ-шники, что погибли в Тухчаре. Интересно, парни, на которых он сидит, пойдут защищать Тухчар в следующий раз? Или пусть Али Рагимов как-нибудь сам?

А вот живую надпись 05 DAG на плацу в воинской части № 42581 в Красном селе выкладывал некий Абдул Абдулхалимов. Он теперь в Новороссийске:

Вместе с Абдулхалимовым в Красном селе резвилась целая компания его дагестанских товарищей.

С 2012 г. абдулхалимовых больше не призывают. Русские не хотят служить с дагестанцами в одной армии, т.к. тогда им приходится ползать раком по казарме перед кавказцами. При этом и те, и те - граждане одного государства (пока), где права и обязанности одинаковы для всех. Вот такой конституционный порядок.

С другой стороны, дагестанцев не призывали в армию и в 1941-45 гг. (из-за массового дезертирства). Были только небольшие формирования из добровольцев. Не служили дагестанцы и в царской армии. Был один добровольческий конный полк, который в 1914 г. вошел в состав Кавказской туземной дивизии. Эта «дикая дивизия» из горцев в Первой мировой войне на самом деле была не более 7 000 чел. Столько набрали добровольцев. Из них дагестанцев - около 1000. И это все, на 5-миллионную армию. Как во Второй, так и в Первой мировой войне призывники Чечни и Дагестана, в основном, сидели по домам.

Почему так получается с горцами, постоянно, вот уже больше 100 лет и при любых властях? - А это не их армия. И не их государство. Их в нем силой держат. Они если и хотят в нем жить (и служить), то по каким-то своим правилам. Поэтому и приходят похоронки в нищие красноярки, александровки. И судя по всему, и дальше будут приходить.

«Смертная казнь необратима. И поскольку система уголовного правосудия не застрахована от ошибок, она будет неизбежно применена к невиновному».


30 октября 1653-го года, то есть ровно 360 лет назад, в Русском государстве вышел именной царский указ об отмене смертной казни для разбойников и татей (воров). Данный документ государя Алексея Михайловича модифицировал некоторые положения Судебника 1550-го года и Соборного уложения 1649-го года. Его итогом стало то, что всем пойманным и ожидающим экзекуции разбойникам и ворам высшую меру наказания заменили отсечением пальца, сечением кнутом и ссылкою в Сибирь. Все это выглядит как важный шаг на пути полной отмены наиболее жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Однако так ли обстояли дела на самом деле? Попытаемся разобраться в зарождении и развитии смертной казни на Руси.

Старинная русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечет». У историков существуют две версии по поводу появления в Древней Руси смертной казни. Сторонники первой теории утверждают, что она возникла как продолжение древнего обычая кровной мести. Покарать виновного, отомстить и восстановить справедливость, считалось делом обязательным не только для пострадавшего, но и для всей его родни. А Русская Правда вообще законодательно утверждает право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца…». В случае отсутствия родственников в дело мщения вмешивалось государство – с убийцы взимался денежный штраф. Если же у преступника не было денег и имущества, чтобы возместить причиненный ущерб, то он отдавался потерпевшему в подневольное состояние «до искупа», то есть пока личным трудом не отрабатывал всю сумму причиненного урона. Окончательно же кровная месть была отменена на княжеском съезде 20 мая 1072-го года (Вышгородский съезд) сыновьями Ярослава Мудрого.

Вторая группа исследователей прошлого говорит о возникновении смертной казни из-за византийского влияния. В летописях хорошо описаны стремления византийских епископов присоединить Русь к положениям Кормчей книги, которая говорит о необходимости уничтожения лиц, промышляющих разбоем. Те же епископы доказывали князю Владимиру Святому: «Ты от Бога поставлен на казнь злых». Какое-то время на Руси действительно практиковалась смертная казнь за разбой, однако вскоре Владимир Красное Солнышко её отменил, перейдя к хорошо известной и проверенной годами системе денежных пеней. Ярослав I и его приемники также отвергли смертную казнь, не оставив в Русской Правде ни одной подобной санкции. А великий князь Владимир Всеволодович Мономах и вовсе в знаменитом «Поучении» завещал детям: «Ни виноватого, ни правого ни убивайте и не повелевайте таковаго убивать. Хотя бы кто и был повинен смерти, не губите христианской души».

Однако отсутствие казни в списках наказаний Русской Правды не значит о ее отсутствии в реальной жизни. Есть свидетельства использования смертной казни за измену, преступления против веры и мятеж. Например, в 1227-ом году в Новгороде сожгли четырех волхвов, обвиненных в колдовстве. А в 1230-го году во время голода в том же Новгороде бояре повелевали сжигать людей, занимающихся людоедством. Кроме того положения Русской Правды разрешали убийство вора на месте преступления (правда, с некоторыми ограничениями) и холопа, поднявшего руку на свободного человека.

Сегодня смертная казнь в России не может ни назначаться, ни исполняться. Принятая в 1993-ем году Конституция РФ установила использование смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Однако в 1996-ом году Россия вошла в Совет Европы, обязывающий нас подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека. И 16 мая 1996-го года Президент России издал указ о поэтапном сокращении смертной казни, а 16 апреля 1997-го Россия подписала Протокол номер 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод касательно отмены смертной казни в мирное время. И хотя шестой протокол не был ратифицирован нашей страной (единственной из членов Совета Европы), смертную казнь с этого момента в России запрещено применять. Это следует из Венской конвенции, постановляющей подписавшему договор государству вести себя в соответствии с договором до ратификации. Последний раз смертную казнь применили в 1996-ом году.

В 1398-ом году свет увидела Двинская уставная грамота, впервые официально санкционирующая смертную казнь русским законодательством. Высшая мера наказания – повешение – грозила только ворам, пойманным в третий раз. Однако, единожды проникнув в карательные мероприятия светского права, наказание смертной казнью стало быстро развиваться. Всего через шестьдесят девять лет (в Псковской Грамоте 1467-го года) на границе Удельного и Московского этапов развития отечественной правовой жизни, смертная казнь уже выполняет заметную роль в иерархии представленных наказаний. В частности, в Псковской Судной Грамоте обозначены пять преступлений, за которые приходится расплачиваться жизнью: святотатственное воровство из церкви, конокрадство (итак нередко ведущее к кровавому самосуду), передача неприятелю секретных сведений, поджог и кража в третий раз. В самом же документе смертная казнь описывается единственно возможным искуплением проявленной преступником злой воли, способом обезопасить от злодея все общество.

Согласно данным Всероссийского опроса в июле 2001-го года за смертную казнь, выносимую за особо тяжкие преступления, выступали 72% опрошенных (9% против, остальные воздержались). В 2005-ом году за отмену моратория было уже 84% россиян, причем 96% из них поддерживали смертную казнь в отношении террористов.

Среди сторонников введения смертной казни в России – партия КПРФ с обоснованием: «Мораторий противоречит интересам страны» и партия ЛДПР: «Если вешать в центре города, а труп будет висеть несколько дней, то количество преступлений обязательно сократится».

Среди противников – Владимир Путин и Дмитрий Медведев: «Ужесточение наказания не приведёт к искоренению преступности», а также Русская Православная Церковь: «Жизнь человеческая не заканчивается с телесной смертью, отмена смертной казни дает больше возможностей для покаяния оступившегося и для пастырской работы с ним. Милосердие к падшему всегда предпочтительнее мести». В партии «Единая Россия», как и среди сотрудников системы исполнения наказаний нет единого мнения по данному вопросу.

Против смертной казни выступает и экономическая сторона, поскольку данный вид наказания не является экономически выгодным (хотя и существуют предложения по использованию органов приговоренного). Лица, совершившие преступления, могут в течение длительного времени выполнять трудовые обязанности, компенсируя, таким образом, нанесенный материальный ущерб.

Судебник 1497-го года продолжил тенденция к расширению использования смертной казни. К уже имеющимся преступлениям, караемым смертью, добавилась клевета, разбой, различные виды убийства. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи. Публичные и сопровождающиеся пытками казни стали частыми явлениями в период правления Иоанна Васильевича Грозного, отметившегося на этом поприще выпуском Судебника 1550-го года.

Любопытно, что в летописях права раннего Московского периода первоначальный взгляд на преступление, заключающийся в нарушении частных интересов, постепенно подменяется понятием зла («лиха» или «лихаго дела»), направленного против целого государства. Таким образом, и наказание за преступления становится делом государственным, царским, а самосуд объявляется запрещенным и возводится в самостоятельное преступление. В Судебниках необходимость смертной казни обосновывается тем, что злая воля участников преступных деяний настолько «испорчена и закоренела», что лишь физическое уничтожение ее обладателя может оградить общество от опасности. Также в этих законодательных сборниках не допускалась возможность примирения потерпевшего с преступником и отмена казни в целях восполнения материального ущерба.

В период Судебников для преступных действий, инициативу преследования которых брало на себя государство, появилась новая форма процесса – сыск. В сыске наличие частного обвинителя не являлось важной деталью, поскольку сама государственная власть представала в роли обвинителя. А при расследовании правонарушений вовсю использовались два могучих орудия: повальный обыск и пытка.

Постараемся восстановить все виды смертной казни, которые имели место в практике Московского государства на протяжении всего семнадцатого века

1. Отсечение головы. Считалось стандартным видом казни и применялось, если не было никаких иных указании или слов «безо всякия пощады».
2. Повешение. Один из самых древних видов казни, пришедший к нам из Византии. Назначалась за разбой и татьбу, а также за предательство ратных людей. Во второй половине семнадцатого века появилось повешение за ребро на железном крюке, ставшее одной из самых жестоких казней.
3. Утопление. Применялось в случаях массовой экзекуции. За отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом.

4. Четвертование или отрубание всех конечностей и головы в самом конце. Считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления. В пятнадцатом веке таким образом казнили самозванцев.

5. Залитие расплавленного металла в горло. Совершалось исключительно над фальшивомонетчиками, а в 1672-ом году была заменено отрубанием левых рук и обеих ног.

6. Закапывание в землю заживо. Эта казнь назначалась за мужеубийство. Причем осужденную со связанными руками закапывали по плечи и оставляли в ожидании смерти от голода или жажды. Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба.

7. Посажение на кол. Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной – под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной.

8. Колесование. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом. После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока. Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I.

9. Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры. Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке. В конце семнадцатого века сожжение стали применять как наказание за упорство в «старой вере». В качестве ужесточения наказания осужденных окуривали едкими составами или сжигали на медленном огне.

Не удовлетворяясь ужасами этих видов смертной казни, на практике им пытались придать еще более устрашающий характер. Время и место экзекуции объявляли заранее, обставляли соответствующим образом, устраивали торжественные процессии до места. «Заплеченных дел мастера» самостоятельно пытались разнообразить отвратительный ход казней. Тела преступников или части их тел выставляли на определенный срок на всеобщее обозрение в различных публичных местах.

Сто лет, истекшие от появления Судебника 1550-года и до рождения Соборного Уложения 1649-го года, были наполнены неустанной борьбой Московского царства с действительными или воображаемыми антигосударственными элементами. В пору процветания идеи суровой, абсолютной государственности, «лихой человек», преступник, представлялся опасной силой, с которой государственная власть должна была бороться. И Московское государство боролось с «лихими людьми», боролось без устали и без пощады. Неизбежным результатом подобного положения вещей явилось общее повышение масштабов карательной системы, а смертная казнь и вовсе выдвинулась на первый план. Например, после ужасного пожара в столице в 1634-ом году, ее стали применять даже в качестве наказания обычных курильщиков.

Неусыпное противостояние с «лихими людьми» достигло своей кульминации в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. Устрашительный элемент кары пропитывает собой весь этот законодательный памятник. Уложение как будто бы в каждом члене общества видит «лихого человека» и торопиться застращать его угрозами для того, чтобы удержать от преступления. Карательные санкции Уложения постоянно сопровождаются словами: «и другие примут страх» или «чтоб иным на то смотря не повадно было». Здесь же указывается, что наказание преступнику должно осуществляться подобное тому, которое он сам учинил. То есть совершено убийство – Уложение приказывает покарать «смертию же», поджог – преступника сжигают, подделка монет – получи в горло расплавленный металл, изувечил кого-либо – подвергнешься такому же увечью.

Количество преступлений, за которые Уложение Алексея Михайловича грозило смертью, оставляет далеко позади все Судебники, – оно дает санкцию на казнь в пятидесяти четырех (а по подсчетам некоторых экспертов – в шестидесяти) случаях. Если прибавить к этому ряд жестоких наказаний кнутом (страшным орудием, от которого очень часто следовала смерть) и целый набор членовредительных увечий (из-за неразвитой медицины также оканчивавшихся смертным исходом), то фактические границы применения смертной казни могут быть раздвинуты еще шире. Устанавливая смертную казнь за различные преступные деяния, Уложение очень неточно определяет сам род казни. «Казнить безо всякой пощады», «казнить смертью», – вот излюбленные формулировки в этом историческом документе. Кроме того совершенно не описан порядок ее совершения, оставляя это на выбор местных властей.

В последующие годы выходили отдельные статьи видоизменяющие, дополняющие и развивающие определения, касающиеся смертной казни, установленные в Уложении 1649-го года. Нельзя сказать, что новые законы отличались какой-то последовательностью. Некоторые их них противоречили как Уложению, так и друг другу; вводились новые санкции смертной казни, а уже существующие отменялись, затем вновь восстанавливались и снова отменялись. Однако в целом новые указы (особенно принятые в 1653-ем – 1655-ых годах) все же несколько смягчили прежнюю строгость и жестокость, определенную сводами Уложения. Как будто законодательство само устрашилось нового кодекса, поспешив принять ряд корректив по ограничению смертной казни в отношении некоторых преступлений.

Именно одним из таких смягчающих постановлений и был Указ от 30 октября 1653-го года. Смертную казнь оставили в силе лишь для рецидивистов. А Указ 16 августа 1655-го года и вовсе предписывал «давать живот» всем воровским людям, добровольно покаявшимся и сдавшимся властям. Очень похоже на то, что московское законодательство расписалось в бессилии в деле борьбы с «лихими» и пыталось найти с ними компромисс. Смягчаются и виды смертной казни. Например, Указ 25 мая 1654-го года предписывает заменить мучительное сожжение поджигателей простым повешением.

Однако такое направление Российского уголовного законодательства продержалось не долго. Вскоре все снова вернулось на круги своя. Интересующее нас положение об отмене смертной казни для разбойников и воров 8 августа 1659-го года перестало действовать. Именно в этот день по просьбе помещиков и вотчинников появился Указ о восстановлении повешения разбойников, задержанных в понизовых городах. А 11 мая 1663-го года каждому приговоренному разбойнику и вору вместо смерти было предписано отрубить левую руку и обе ноги. В качестве устрашения отрубленные члены прибивали к деревьям вдоль дорог. Очевидно, что эта данная мера, в сущности, и есть смертная казнь, только еще более мучительная по сравнению с повешением. Лишь принятый 24 января 1666-го года закон предписывал вновь казнить воров и разбойников через повешение.

Согласно внутреннему содержанию Уложения 1649-го года санкция смертной казни назначалась за следующие деяния:
1. Преступления против веры, в том числе: богохуление, совращение из православия, святотатственная кража, убийство в церкви, а также нарушение литургии.
2. Государственные преступления. Сюда относились: злоумышление против царя, убийство в его присутствии, государственная измена.
3. Преступления против назначенных властей. Здесь фигурируют: убийство пристава из Москвы, открытое восстание, убийство судьи, порча государственной акта или его подложное составление, недозволенный выезд за границу.
4. Преступления против государственных регалий, доходов и имущества казны. Сюда входят: порча настоящих и изготовление фальшивых монет, корчемная продажа табака.
5. Преступления против благочиния и общественного благоустройства. Здесь имеется в виду подбивание граждан к смуте и злоумышления на «затейные дела».
6. Преступления против чести и жизни частных лиц. Отмечаются: убийство матерью ребенка, убийство родителей детьми, мужеубийство, все виды квалифицированного убийства, оскорбление чести женщин, связанное с насилием.
7. Преступления против собственности: поджог, вторичный разбой, третья неквалифицированная татьба.

Таким образом, во второй половине семнадцатого века угроза смертною казнью превратилась в излюбленное средство побуждения граждан к повиновению царю. Фразы: «казнить таковых смертью», «быть им в смертной казни», – становятся в ту пору расхожей запретительной формулировкой. И хотя в большинстве случаев эта угроза не приводилась в исполнение, само постоянное появление ее в различных указах наглядно свидетельствует о том, насколько хорошо привился у нас принцип устрашения, как лучший способ заставить граждан подчиняться царским законам.

Однако было и негативное последствие повсеместного злоупотребления смертными приговорами. Уже к началу Петровского периода публичные казни превратились в самое обыденное явление в Московском государстве. Общество настолько привыкло, пригляделось к ежедневным зрелищам, что люди перестали ужасаться «нещадных» наказаний. Казни никого не поражали, никого не трогали. Поглазеть на экзекуцию от безделья, казнить преступника, самому быть казнённым – всё это не являлось чем-то выдающимся на сером фоне течения жизни деморализованного общества. Вид телесных и смертных экзекуций с трудом выполнял свою главную цель – цель устрашения.

Иностранцы, посещавшие наше отечество, поражались с какой легкостью относились к смерти сами осуждённые. Люди шли в петлю, под топор, на костёр с таким же безмолвным мужеством с каким бы пошли на вражеский строй. Англичанин Перри в очерках о России времен Петра I пишет: «Русские не боятся смерти и ни во что не ставят её. Когда им приводится идти на казнь, делают это беззаботно». Его современник Коллинс, также отмечал, что приговорённые к повешению сами всходят на лестницу, прощаются с народом, надевают на шеи петли и сбрасываются вниз. Другой заграничный путешественник по фамилии Берхгольц наблюдал случай того, как один мужчина, подвергшись колесованию, вынув с огромным трудом раздробленную руку из колеса, вытер ею себе нос и снова спокойно положил на прежнее место. Затем, увидев, что запачкал кровью колесо, снова вытащил раздробленную руку и вытер кровь рукавом».

Вот такие были результаты беспощадного господства устрашительных наказаний. Смертная казнь превратилась в заурядную кару, а борьба властей с «воровскими» и «лихими» людьми, с «непочитателями» и «ослушниками» царских указов всё более и более накалялась, порождая новые меры устрашения и новые строгости, которые еще более деморализовали общество, но были бессильны уменьшить уровень преступности. Именно в таком виде вопрос о смертной казни был передан новому восемнадцатому веку, первая четверть которого прошла под знаком Петровских реформ.

Любопытно, но царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, никогда не отмечался историками как жестокий и беспощадный правитель. В сохранившихся летописях он представляется мягким и добродушным, религиозным человеком, умеющим отозваться на чужое горе. Второй русский царь династии Романовых обладал пассивной, созерцательной натурой, примеряя старорусские и западнические положения, но, никогда не отдаваясь им с пылкостью Петра I. К этому стоит добавить, что Алексей Михайлович был образованнейшим человеком своего времени, прочитал множество книг, пробовал писать, упражнялся в стихосложении. Являлся человеком порядка, именно ему принадлежат слова: «делу время, потехе час», а также «без чина всякая вещь не укрепится и не утвердится».

Если попытаться обозначить одну общую цель всех уголовных законов Петра I – то это будет стремление принудить подданных безусловному повиновению царской воле. Подобная цель уже проявлялась в указах второй половины семнадцатого века. Однако теперь на первом месте стояла уже не интенсивность злой воли и даже не количество причиненного зла, а только лишь ослушание царского повеления, которое и наказывалось. Как пример, можно привести каторгу и конфискацию имущества для мастера, ненароком сделавшего плохую обувь, смерть «без всякой пощады» за утайку душ при переписи, «лишение живота» дворянина за его неявку на смотр в Москву или Петербург. Кроме того отныне смертной казнью каралась рубка дуба в заповеднике, медлительность при доставке почты, небрежность в отправлении дел должностным лицам.

Смертная казнь в уголовном законодательстве Петра Великого не только продолжает сохранять доминирующее значение, но и еще более расширяет свою область применения. В частности, согласно Воинскому Уставу 1716-го года, выстроенному по образцу западно-европейского уголовного права, высшая мера наказания назначается в ста двадцати двух случаях (приходящихся на двести артикулов Устава), то есть вдвое чаще, чем в Уложении 1649-го года. Эпоха Петра I отметилась использованием всех видов смертной казни уже известных на Руси из прошлых веков, а также добавлением одного нового – «аркибузирования» или обычного расстрела пулями из огнестрельного . Кроме того санкционируется два других вида – четвертование и колесование, которые и ранее применялись на практике, а теперь получили законодательное признание.

Лишь после Петра I карательная волна начала спадать, а во второй четверти восемнадцатого столетия в нашем отечестве были предприняты первые робкие попытки ограничить смертную казнь. Русское уголовное законодательство вставало на путь ее постепенного отрицания, возвращения к основам исконного русского правовоззрения на этот вид наказания.

Уложение 1649-го года и последующие указы рассказывают о некоторых ритуалах, которые сопровождали исполнение смертного приговора. Согласно им приговоренного предписывалось сажать на шесть недель в так называемую «покаянную избу», в которой он должен был, соответственно, покаяться и приготовиться к концу. Экзекуция над ним могла быть совершена только по истечении этого срока. По Указу 1669-го года покаянный срок уменьшили до десяти дней, из которых семь были отведены для поста, два – на исповедь, а десятый – на исполнение приговора. Нельзя было никого казнить в воскресенье или в день царского поминания. Исполнение приговора над беременными женщинами отлагалось до родов. Казнь предписывалось проводить, по возможности, на том же месте, где и совершилось преступление. Однако нельзя было казнить человека на «пустом» (нежилом) месте, только в городе или деревне.

В заключение остается отметить то, что, невзирая на всю жестокость и кровожадность памятников законодательства эпохи Древней Руси, исследователи отечественного уголовного права единогласно сходятся на мнении, что все творимые на родной земле ужасы бледнеют перед неистовствами правосудия в государствах Западной Европы, «заливавшего потоками крови весь семнадцатый век». Перед известными данными о количестве казенных во Франции и Германии в семнадцатом и восемнадцатом столетиях, совершенно стушёвываются цифры казнённых за этот же период в России. Даже, несмотря на частое разрешение смертной казни, Уложение 1649-го года по сравнению с одновременными западными кодексами представляется слишком мягкосердечным. Конечно, формы казни в Древней России были грубы и жестоки, однако до такой утончённости и разнообразия способов лишения жизни злоумышленников, до таких сложнейших конструкции, увеличивающих страдания преступников, какие имелись в Западных «просвященных» государствах, наши предки никогда не доходили.

Источники информации:
http://kir-a-m.livejournal.com/622031.html
http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum2363/item2365.html
http://ru.wikipedia.org/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы – за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом – заливали в рот расплавленные свинец или олово.

Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже – только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место – центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице – плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» – одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей – на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...