Эмоционально окрашенные предложения. Типы предложений по эмоциональной окраске

1) восклицательные;

2) невосклицательные (нейтральные).

Если рассмотреть структурносемантические типы простого предложения на линейной шкале переходности, то выявятся следующие закономерности:

1) чаще всего восклицательными бывают нечленимые предложения и близкие к ним номинативные предложения;

2) односоставные чаще бывают восклицательными, чем двусоставными;

3) простые чаще бывают восклицательными, чем сложные.

  • - Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака...

    Словарь лингвистических терминов

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение; 2) в основе деления простого предложения на типы по структуре лежит различие в способе выражения предикативности...
  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - По функции, по целенаправленности заключенного в них высказывания предложения делятся на: 1) повествовательные, служащие для передачи одной из трех основных форм мысли – суждения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Деление предложений на утвердительные и отрицательные, в связи с чем необходимо рассмотреть ряд положений: 1) соотношение модальности и утверждения / отрицания...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) восклицательные; 2) невосклицательные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - В русистике К.с.п. включает его содержательную и формальную стороны. Выделяется ряд классификаций: 1) семантическую классификацию разработал более ста лет назад Ф.И. Буслаев...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Логико-семантическая классификация, исходящая из синтаксической функции придаточного по отношению к главному, причем придаточное рассматривается как аналог члена предложения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Типы предложений выделяются по разным основаниям: 1) по количеству предикативных частей: двучленные / многочленные предложения; 2) по наличию союзных средств связи: союзные / бессоюзные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделение простых и сложных предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"классификация предложений по эмоциональной окраске" в книгах

Книга жалоб и предложений

Из книги Химия автора Володарский Александр

Книга жалоб и предложений История публикации этого поста забавна. Я периодически выходил в интернет со спрятанного телефона, но публиковать тексты в интернете с него не мог по соображениям безопасности. Оперативно реагировать на комментарии тоже было опасно, в

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Примерно к 1956 г. на моем счету было уже 50 рацпредложений. Не могу сказать, что все они были очень ценные, но все касались новых видов инструмента для получения резьбы или улучшали технологию изготовления различных инструментов. И

Подготовка поверхности к окраске

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Подготовка поверхности к окраске Масляная краска прекрасно ложится на загрунтованную и зашпатлеванную поверхность. В качестве подготовительных работ огромное значение отдается грунтовке: она выравнивает поверхность и пропитывает древесину, что создает защитный слой

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений»

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений» № 1711-724сс 19 июня 1941 г. Сов. секретно В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не

Еще несколько предложений

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Еще несколько предложений Отлично. С возвращением! Эту главу, как и все последующие, нужно осилить в один заход. Кроме того, чтобы заложить прочную основу для выработки новых привычек и закрепить их, следует прочитать первую главу и выполнить начальные упражнения в

Открыты для предложений

Из книги Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность автора Брабандер Люк Де

Открыты для предложений В сердце любой компании-новатора, конечно же, должна быть система распространения предложений. Это катализатор творчества персонала; это полезный «концентрат», который лежит в основе успеха компании. Многие исследования и достижения в данной

Чтение предложений

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Чтение предложений Теперь вам предстоит совершить еще один несложный шаг и перейти от словосочетаний к простым предложениям. Для этого на основе первых надо составить вторые.Мама прыгаетБоря читаетПапа естДаже при словарном запасе от 50 до 75 слов количество возможных

5. Замещение предложений

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

5. Замещение предложений В любом суждении, выражаемом в языковом утвердительном предложении, следует, таким образом, хорошо различать три уровня, а именно уровень предложений, уровень суждений и уровень проецируемых суждениями положений дел. Несмотря на их различие, три

5. Подготовка поверхностей к окраске

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

5. Подготовка поверхностей к окраске Для того, чтобы свежеокрашенная поверхность была гладкой и имела ровный цвет, ее подвергают предварительной обработке. Подготовка поверхностей к окраске осуществляется специальным инструментом, к которому относятся скребки,

§ 178. Типы предложений

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 178. Типы предложений Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и

7.5. Типы предложений

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.5. Типы предложений В русском языке существует несколько типов предложений.1. По характеру отношения к реальной действительности различают предложения реальной и ирреальной модальностей.2. Утвердительные и отрицательные предложения.3. По цели высказывания –

5.3. Ввод предложений

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи

Из книги Избранное автора ибн Сина Абу Али

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи Исследуя натуру, нам негоже, Не зная местности, судить о цвете кожи. К примеру, в жарком климате страна, Там кожа местных жителей черна. А у славян у снежного предела На удивленье кожа побелела. Семь

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима A6M2. выпускавшиеся Накадзимой. кроме мелких технических отличий можно было определить по белому ободку вокруг Хиномару на фюзеляже. Накадзима наносила белый ободок начиная с первого выпущенного

Система предложений

Из книги Кайдзен: ключ к успеху японских компаний автора Имаи Масааки

Система предложений Система предложений - неотъемлемая часть кайдзен для индивида. Чтобы сделать ее динамичной, высшему менеджменту нужен тщательно продуманный план.Все знают, что первые представления о статистическом контроле качества и его значении для управления
















Словарная работа. Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится. ?




Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца
Самостоятельная работа. Упражнение Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.


Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повествовательно-восклицательное);

- Кто б Измаила смел спросить о том?! (вопросительно-восклицательное);

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (побудительно-восклицательное).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию) (Прощай, письмо любви, прощай!; Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!; Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой!);

2) междометия , например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства!; ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок!, Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же!;;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки!; Ну вот вам и потеха!, Куда как мил!; Толь дело Киев! Что за край!; Фу ты, какая! Слова ей не скажи!.

Невосклицательное – предложение, не имеющее дополнительной эмоциональной интонации.

5. Система структурно-семантических типов простого предложения:

а) по модальности.

По характеру предикативных отношений предложения делятся на:

    утвердительные;

    отрицательные.

Предложение называется утвердительным , если устанавливаемая в нем связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая (В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись – выражается наличие связи между представлением о делах как предмете речи и тем, что о них говорится, – продвинулись).

Предложение называется отрицательным , если эта связь отрицается, т.е. осознается как не существующая в реальности (К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены выражается отсутствие связи между предметом речи и его признаком, т.е. отрицается принадлежность данного признака данному подлежащему).

Грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ , а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание может быть

  1. частичным.

Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным .

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание . Такие предложения называются частноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение. Например, в предложении Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей (П.) утверждается принадлежность данного признака богат и горд данному подлежащему Кочубей и отрицается лишь то, что Кочубей богат златом и конями. В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Не лишает предложение общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст...» (П.).

Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания» (А.М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении»).

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла ,

во-первых, при повторении частицы не, например: Я не мог не засмеяться (П.); - предложение с двойным отрицанием, т.е. оно утвердительное.

во-вторых, при приобретении частицей НЕ других оттенков значения, например: предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.); опасения - Как бы чего не вышло! (Ч.); одобрения - Ну чем не работа! ; необходимости - Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ , вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.) .

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды.

Частица НИ не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово НЕТ , выполняющее функцию главного члена в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).

Отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Куда уж мне плясать (М. Г.); Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Остр.); Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

б) по возможности синтаксической членимости;

По возможности синтаксической членимости простые предложения делятся на:

1) членимые , то есть имеющие члены предложения;

2) нечленимые (слова-предложения) , то есть лишенные способности выделять в своем составе члены предложения (Эх! Конечно. Ну. Да. Нет.) . Нечленимые предложения состоят или из одного незнаменательного слова, отсюда традиционное название «слова-предложения» , или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.

Среди нечленимых предложений различают:

    утвердительные (Да, Конечно);

    отрицательные (Нет, Еще чего) ;

    вопросительные (Неужели? Разве?,

    побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!);

    эмоционально-оценочные (Ура! Увы! Э-э-эх!)

Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п ., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

Нечленимые предложения следует отличать от некоторых односоставных и неполных предложений. Например, предложения Весна. Вечер. Светает. не относятся к нечленимым, так как, во-первых, в их составе выделяются члены предложения, чего не наблюдается в составе слов-предложений, и, во-вторых, их образуют знаменательные слова, а не частицы, междометия и модальные слова, которые не являются членами предложения.

в) по наличию одного или двух главных членов предложения;

Вспомните, какие типы предложений по наличию одного или двух главных членов предложения вам известны из школы?

Членимые предложения по наличию одного или двух главных членов предложения могут быть:

    односоставными , то есть имеющими один главный член в качестве организующего центра предложения (Кому-то принесли от мастера ларец) ;

    двусоставными , то есть имеющими два главных члена в качестве организующих центров предложения (Люблю отчизну я , но странною любовью!).

г) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения выделяют:

    распространенные предложения;

    нераспространенные предложения.

Распространенные предложения – предложения, имеющие, наряду с главными, второстепенные члены (Ночною дымкою даль заволокло .).

Нераспространенные предложения – предложения, имеющие только позиции главных членов – подлежащего и сказуемого (Она не ответила и отвернулась . Бессонница .).

д) по структурной и семантической полноте;

В соответствии со структурной и семантической полнотой предложения делятся на:

1) полные;

2) неполные.

Полные предложения – предложения, включающие все необходимые члены данной структуры предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки (Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев). Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения).

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

1) - А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

2) - Вы прочитали?

- Что?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере - неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа.

е) по наличию или отсутствию осложняющих членов предложения.

По наличию или отсутствию осложняющих членов предложения бывают:

    осложненные;

    неосложненные.

Осложненные – предложения, имеющие осложняющие конструкции: однородные и обособленные члены, вводные слова, вставные конструкции, обращения (Деревья, дома, скамейки в парке были занесены снегом.).

Неосложненные – предложения, не имеющие осложняющих конструкций (И опять звезда играет в легкой зыби невских волн...) .

§ 1 Предложения по цели высказывания

Изучать предложение, его строение и значение необходимо не только для того, чтобы красиво и правильно говорить, писать. Изучая предложение, мы понимаем, как мы мыслим, т.к. предложение - это форма мысли. Значит, чтобы быть верно понятым, нужно точно, без искажений донести до собеседника свою мысль. Для этого следует грамотно построить предложение. Понадобятся нам эти знания и при выполнении синтаксического разбора предложения.

Нам уже известно, что когда мы говорим или пишем, мы ставим перед собой одну из трех целей: сообщить о чем-либо, спросить о чем-то или приказать, посоветовать кому-нибудь сделать что-то. В зависимости от цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.

Не сложно понять, что повествовательное предложение повествует, т.е. рассказывает о каком-то предмете или событии, признаке или, например, чувствах говорящего или пишущего. Рассмотрим несколько примеров:

Используя повествовательные предложения, можно составить небольшой связный текст или целый рассказ. Но произведение получится более ярким, «оживет», если добавить в него вопросительные и побудительные предложения!

Как нам понятно из названия, вопросительные предложения должны содержать вопрос. В предложение вопрос включается разными способами. Например, только с помощью интонации и соответствующего знака на письме:

Такое предложение легко превратить в повествовательное, поменяв интонацию:

Вопросительное предложение может иметь в своем составе частицу «ли» и обратный порядок слов:

Кроме того, в вопросительных предложениях часто используются частицы разве, неужели или вопросительные местоимения и наречия: кто, где, зачем и др.

Главная цель вопросительного предложения - получить у собеседника какую-либо информацию. Например, предложение «Когда твой день рождения?» требует конкретного ответа. Но в предложении может заключаться так называемый риторический вопрос, т.е. вопрос, не требующий ответа. Например: :

Или вопрос-предупреждение, угроза:

Побудительные предложения тоже могут иметь в своем составе некоторые специфические (т.е. особенные) элементы:

Глагол в одном из наклонений:Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов); или Пойдем, мама, гулять! Учебник бы принесли!

Глагол в неопределенной форме: Стоять! Руки вверх!

Союз чтобы в начале предложения и глагол в форме прошедшего времени с частицей не: Чтобы этого больше не было! В некоторых предложениях частица не может не означать отрицания. Сравните, например, два предложения: Ты не купил молоко? и Ты купил молоко? Смысл их одинаковый.

Иногда используются и существительные, наречия, междометия.Например, в таких предложениях как: Молчание! Тихо! или Тс-с!

Побудительное предложение произносится с особой побудительной интонацией, что на письме часто отражается при помощи восклицательного знака. Иногда в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Например: Дашь мне его номер телефона?

§ 2 Виды предложений по эмоциональной окраске

Делятся предложения и по эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Для невосклицательных предложений не свойственна особая интонация или специальные слова. А вот предложения восклицательные могут иметь в своем составе такие слова, как что за, какой, как и некоторые другие. Произносятся такие предложения с восклицательной интонацией, на письме в конце ставим восклицательный знак.

Например: Какой прекрасный день! Что за погода сегодня!

или: Как она замечательно рисует!

§ 3 Краткие итоги по теме урока

В зависимости от поставленной цели высказывания в речи используются повествовательные, вопросительные или побудительные предложения. Эти предложения могут отличаться друг от друга не только целью или интонацией, но и своим строением.

Повествовательные предложения характеризуются спокойной интонацией, на письме в конце такого предложения ставим точку. В вопросительном предложении используется особая вопросительная интонация, могут использоваться местоимения (кто, что и др.), наречия (почему, где и т.д.), частицы (ли, разве). При письме на вопросительную интонацию указывает вопросительный знак в конце предложения. В зависимости от интонации и форм использованных слов, побудительные предложения могут содержать приказ, просьбу, совет, мольбу, предостережение. Часто в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательные предложения тоже могут иметь специальные слова: какой, как, что за и др. Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.

Сведения о цели высказывания и эмоциональной окраске указываем в характеристике предложения при его синтаксическом разборе.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку. 5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
  8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

МБОУ "СОШ №12"

Разработка урока

Тема «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Выполнила учитель русского языка и литературы: Нигматова Лилия Зуфаровна.

Альметьевск, 2017г.

Тема урока : Виды предложений по эмоциональной окраске

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Цели урока :

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником

Содержательная : формирование знаний о видах предложений по эмоциональной окраске

Планируемые результаты :

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД :

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи, получит возможность планировать достижения целей самостоятельно, учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.

Предметные : обучающийся научится определять виды предложений по эмоциональной окраске; обучающийся получит возможность находить предложения по эмоциональной окраске в художественном тексте и научится составлять предложения по эмоциональной окраске.

Необходимое оборудование : учебник «Русский язык»8 класс. Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал : алгоритм проверки определения видов предложений по эмоциональной окраске, эталоны для самопроверки.

Ход урока :

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Учитель. Знание лучшее богатство. Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик. Самое лучшее богатство в мире –это иметь знания.

Ученик. Самое лучшее богатство получать эти знания, иметь возможность получать их.

Учитель. Готовы получать самое лучшее богатство?

Ученик. Да, готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

Ученик. На дом было задано: первое , знать материалы п.11, упр.169; второе, упр. 170, 171

третье, для умников и умниц: творческое задание на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?»

Учитель. Кто выполнил упражнение №169 проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к упражнению №169 (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания.) ,

169.

У каждого человека есть свобода выбора (повеств). Выбор существует ежедневно (повеств). Ежеминутно (повеств). Разный по своей серьезности (повеств). Неодинаковый по своим последствиям (повеств).

Шагнуть или не шагнуть? (вопр) Промолчать или ответить? (вопр) Стерпеть или не стерпеть? (вопр) Превозмочь или отступить? (вопр) Да или нет? (вопр) Куда пойти учиться? (вопр) Как жить? (вопр) Что делать? (вопр)

Вопросы-громады и вопросы-карлики (повеств). Вопросы-океаны и вопросы-капли (повеств). Думайте. (побуд) Решайте. (побуд).

Учитель. Те, кто выполнил повышенный уровень упражнение № 170 проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах .

Эталон №2 к упражнению № 170. (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания. В какой форме употреблены глаголы?) ;171. ( спишите текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме повелительного наклонения множественного числа.)

170

1.К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась(в изъявительном наклонении). (повествовательное)2. А вы, ноктюрн сыграть могли бы(условное наклонение) на флейте водосточных труб ? (вопросительное) 3. Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет(побудительное).(повествовательное)4.Довольна ль(изъявительное наклонение) ты признанием моим? (вопросительное).5. Не спи, не спи (повелит.накл.), работай, не прерывай труда ! (побудительное)6. Кого ж любить (в изъявительном наклонении) ? Кому же верить(в изъявительном наклонении)? (вопросительное).

171. Научитесь находить красоту в окружающем мире. Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда меркнут краски заката. Всмотритесь в ясный день в розовые облака, а в дождливый в темные тучи. Научитесь слушать шум леса, журчание ручья, пение соловья. Воспитывайте в себе чувство прекрасного.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я выполнил упражнение №170 без ошибок.

Учитель. У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. У меня возникли затруднения в определении видов предложений по цели высказывания. Я не мог определить вид предложения.(К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась)

Ученик. Я допустил ошибку в слове резко. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что в слове резко пишется буква з, потому что проверочное слово резок.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Те, кто выполнил творческую работу на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?» подойдите ко мне.

Учитель. Прослушайте работы, выберите лучшее для прочтения в классе и проверьте по плану, который проецирован на доске. Оцените работу по критериям, которые написаны на доске.

Требования к творческой работе:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

Учитель. Прочитайте выбранную вами работу, а вы ребята послушайте и оцените эту работу

Ученик. Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания предложения делятся на:

Повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;

Вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?

Побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 8 класса по теме «Виды предложений по эмоциональной окраске»

ФИ______________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Упражнение № 173

Карточка 1 (групповая работа)

Работа в парах

Карточка №2

Самостоятельная работа по упр.174.

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Распределите эти предложения по таблице.

Скоро я уезжаю в .

Ребята, берегите природу!

Не ломайте деревья!

Пылай, великая Москва!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес

Спой, Светик, не стыдись!

Померкни, солнце Австерлица!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться

Учитель. Сверьтесь с эталоном

Эталон

Ребята, берегите природу!

Скоро я уезжаю в .

О девушки! Как холодно весной!

Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.

Не ломайте деревья!

Потом они сразу срывались с дерева и улетали.

Пылай, великая Москва!

Снегири клевали рябину не спеша

Россия, бранная царица, воспомни древние права!

Зимний лес стоял тихо и неподвижно, всё замерло кругом.

Спой, Светик, не стыдись!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться.

Померкни, солнце Австерлица!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Скоро я уезжаю в .» в первый столбик « Предложения, которые выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности» Я думал что это предложение проговаривается с радостью.

Ученик. Я поставил предложение « Не ломайте деревья!» во второй столбик « Предложения, которые произносятся спокойным тоном.». Я подумал, что это предложение произносится спокойным тоном.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки.

Ученик. Нет. Пока мы затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Уметь определять восклицательные предложения.

4 . Построение проекта выхода из затруднения .

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться определять виды предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Постановка восклицательного знака в конце предложения.

Учитель. Давайте уточним тему. По–моему, можно назвать виды предложений по эмоциональной окраске. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта .

Учитель. Прочитайте правило на стр.143, параграф 12.

Что вы узнали из параграфа 12?

Ученик. Мы узнали, что при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм. По алгоритму мы можем объяснить, почему в некоторых предложениях ставится восклицательный знак.

Учитель. Представьте, первая группа, свой алгоритм.

Ученик. Мы составили алгоритм и назвали его «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Алгоритм действия

Учитель. А какой алгоритм получился у второй группы?

Алгоритм действия второй группы.

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Выражаем свои чувства, эмоции, отношения к происходящему

выделение слова происходит путем повышения тона

Учитель. А какой алгоритм получился у третьей группы?

Алгоритм действия

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Предложение произносится с восклицательной интонацией

Учитель. Какой алгоритм удобнее в использовании?

Ученик. Третий алгоритм лучший в использовании. Теперь мы можем объяснить какое предложение является восклицательным, а какое невосклицательным.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Тогда поработаем в парах над упражнением № 173 учебника фронтально, поочередно комментируя предложения.

Ученик. Над озером, над заводью лесной-

Нарядная зеленая береза…

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады…

« О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, опять

Мелькает снег и бор гудит сурово…

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

Учитель. Зависит ли интонация от состояния «героини» стихотворения?

Ученик. Интонация зависит от состояния «героини».

Учитель. Почему?

Ученик. Потому что «героиня», выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Как изменяется интонация?

Ученик. Повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак.

Учитель. Прочитайте последнее предложение, выражая уверенность, сомнение, радость, вопрос.

Ученики читают последнее предложение.

Учитель. А какой знак (вопросительный, восклицательный, точку) вы поставите?

Ученик. В конце предложения я бы поставил восклицательный знак, так как в предложении выражаются чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе

На столах карточки №1. Выполните следующее задание.

Карточка №1

Дополните текст одним-двумя восклицательными предложениями

Учитель. Прочитайте как выполнили это задание.

Ученик. А я бы добавил такие предложения. Осенняя пора – очей очарование. Выйдя на улицу ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Ребята, что же у нас получилось.

Ученик.

Август. Уходит лето. За его последним месяцем спряталась осень. Деревья ещё зелёные, но где-то в гуще листвы уже притаился первый осенний лист.
Пока ели чернику и смородину, август нарумянил рябиновые кисти. В разогретых травах не смолкает пение. Самая заметная мелодия - треск кузнечика. Грубеет зелень травы-муравы. Тих, задумчив и щедр август.

После него наступает сентябрь. Как же прекрасна осень! Она навевает грусть об уходящем лете. Жаль! Очень жаль! Лето прошло. Осенью , выйдя на улицу, ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону .

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель.. Выполним упражнение 174. Прочитайте задание

Ученик. Прочитайте отрывок из повести В. Железнякова «Чучело». К какому стилю речи относится текст? Как в тексте передано эмоциональное состояние героини?

Читают текст.

Ученик. Текст относится к художественному стилю.

Ученик. В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков, пауз.

Учитель. Правильно. А теперь выпишите из текста глаголы, обозначающие движение.

Учитель. Ребята, выполните морфемный и морфологический разбор.

Два ученика выходят к доске. Один выполняет морфемный разбор, другой морфологический

Учитель. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведем самопроверку по эталону.

Эталон

1)Текст относится к художественному стилю.

2)В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков.

3) Неслась, слетал, уедем, взбегала, взлететь, скатывалась

4)Причудливо

При – приставка

чуд- корень

лив-суффикс

о-суффикс

причудливо –основа.

1Их- местоимение

2Н.ф-их

3 Морф.приз.:

Пост.: притяж,мн.ч.,

Непост.: в предл. пад.

4В предложении является определением: на карнизах (чьих?) их.

Куртка нараспашку

Нараспашку- нареч.,относится к сущ.,

Н.ф.-нараспашку

Морф.приз.:

Неизменяемое;

Наречие образа действия

Куртка (какая?) нараспашку, является обстоятельством

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я допустил ошибку в определении видов предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как нам нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Учитель. Вы, наверное, подустали, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.

    Суди о человеке по его труду.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Как называются вышеперечисленные предложения?

    Чему учат нас с вами эти предложения?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. Мы узнали о восклицательных и невосклицательных предложениях.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Да.

Учитель. Составьте 2-3 восклицательных предложения по фотографии «Золотая осень».

Учитель. Прочитайте,что у вас получилось.

Ученик. О как прекрасна осень! Это чудесная пора! Как писал А.С. Пушкин: « Унылая пора! Очей очарованье!»

Ученик. Осень самая яркая пора о которой воспевали поэты! Красота осенней природы это романтика! О как прекрасно золотое время года!

9.Этап рефлексии .

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали, что бывают виды предложений по эмоциональной окраске, в которых выражаются чувства, эмоции.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли где нужно поставить восклицательный знак.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Новое правило, при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. А что вам понравилось на уроке?

Ученик. Мне больше всего понравилось описывать картину И.И. Левитана. Восхищаться красотой осени. Выражать свое эмоциональное отношение к природе.

Ученик. А мне было интересно работать с алгоритмом. Мы получили два алгоритма и затем создали общий, взяли лучшее из двух полученных.

Ученик. Мне было интересно проверить свою работу по эталону. Я сразу увидел свои ошибки.

Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.

Домашнее задание .

Учитель. Я предлагаю на выбор три задания, которые спроецированы на экране.

1). Кто усвоил тему «Виды предложений по эмоциональной окраске», но пока сомневается, предлагаю вам выполнить задание по карточке. Выписать эмоционально окрашенные предложения.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!

2).Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упражнение № 175 .

3)Кто научился определять виды предложений по эмоциональной окраске и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните творческую работу. Составить памятку, используя восклицательные предложения (3 – 5 восклицательных предложений) на тему «Как вести себя в школе!»

Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось и вы остались довольны. До свидания!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...