Эссе я современный учитель английского. Эссе учителя английского языка Камаловой Гульнары Рафгатовны на тему: «Я – учитель

Заречной школы с государственным языком обучения
Шукеновой Жанары Хабибулловны
На тему «Система взглядов на современное состояние образования в государстве, собственное видение перспектив его развития и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя»
Чем человек образованнее,
Тем он полезнее своему отечеству.
А. Грибоедов
Повышение качества и уровня образования в стране является одним из приоритетных направлений в государственной политике и с его стороны данному вопросу уделяется большое внимание. В частности в 2004 году принята «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в 2010 году Указом Президента принята «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Данные действия со стороны государства приводят к положительным результатам, так согласно экспертным оценкам «Международной Ассоциации по Оцениванию в Образовании» на сегодня в международных рейтингах Казахстан из 177 стран занимает 14 место в мире по уровню грамотности. И это не может не радовать.
Кроме того, все чаще и чаще в СМИ можно услышать, как наши студенты или школьники занимают призовые места на тех или иных олимпиадах, едут учиться зарубеж по программе «Болашак», что в Казахстане проводятся научные конференции, выделяются гранты студентам, открываются новые университеты, школы.
Первичное образование человек получает в школе, потом ближе к выпускным классам он определяется с выбором профессии и поступает в высшее или среднее учебное заведение. И так можно выделить два основных этапа в получении образования — это школа и университет.
Начнем со школы. Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа — это не только здание». Ведь в Казахстане существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
В настоящее время у учеников имеются все необходимые условия для получения качественного образования. В частности, хочется отметить нашу Заречную школу с государственным языком обучения, наши классы оснащены необходимым оборудованием, имеются лингафонные кабинеты, электронные библиотеки, нет проблем с литературой. Кроме того, любой школьник с целью повышения знаний по той или иной дисциплине дополнительные материалы может найти в сети Интернет. Хотя вроде совсем недавно в нашей системе образования имелось множество проблем из-за отсутствия литературы, нехватки квалифицированных кадров.
И вот приходит то время, когда мы заканчиваем школу и поступаем в университет. С целью интеграции в мировое образовательное сообщество Казахстан присоединился Болонскому процессу, хотя у данного метода образования имеются много противников, я считаю, что у Болонской системы больше плюсов, одним из которых является то, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией.
Одним из негативных моментов системы образования является то, что после окончания высших или средне специальных заведений не все студенты устраиваются на работу по профессии. Кто-то идет работать продавцом, кто-то охранником и диплом просто пылится на полке. Сегодня это не редкость.
Но я думаю, в скором будущем государство решит и эту проблему.
Что касается меня, выбирая свою профессию, я не задумывалась, кем я хочу стать. Профессия педагога меня привлекала с детства. Ответственности я не боялась, хотелось только побольше узнать о педагогической жизни, о сложном и нужном труде воспитателя, увидеть все изнутри, окунуться в атмосферу черновой, ежедневной педагогической работы.
Для меня работа педагога – это бесконечная цепь загадок и вопросов, на которые нужно давать как можно быстрее и безошибочнее ответ, потому что за каждым вопросом судьба твоего ученика.
Сегодня как молодой педагог я горжусь тем, что начала свою карьеру в период реформ в образовательной системе страны, когда наше государство стремится поднять уровень отечественного образования на мировой уровень, повысить спрос на наших специалистов, интегрироваться в мировое образовательное пространство. Я буду стараться внести свою лепту в развитие образования Казахстана и повышения её уровня, чтоб в дальнейшем система образования в РК считалась одной из передовых в мире и наши специалисты пользовались большим спросом, как профессионалы своего дела.
Я думаю, что учитель – это дирижёр большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Как это здорово! И поэтому каждый урок становится уникальным, а учитель направляет его в нужное русло.
Но как «зажечь» всех воспитанников на уроке? Логично ответить, что надо самому педагогу гореть, учиться, искать, становиться интересным для учащихся, любить то, что преподаёшь. Именно так я вижу себя — учителя английского языка.
Ведь учитель — это тот человек, который закладывает первые кирпичики в формировании будущей личности. А школа — это фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Профессия педагога очень интересна, но и в то же время крайне щепетильна. Родители доверяют нам самое ценное, самое дорогое – своих детей. А мы должны их воспитать настоящими достойными гражданами Казахстана!

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Шамей Е.А.,

МБОУ «СШ 25» п.Энем

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Эти строки всегда со мной. Старая записка, времен учебы в университете, аккуратно вложенная в портмоне…

Эти слова говорят о том важном, что составляет основу моего восприятия мира, общения с людьми, стиля работы, основу меня самой. А именно: умение видеть и ценить то хорошее, что у меня есть; умение распознать чудо до того, как оно исчезнет, будет загублено или просто уйдет в прошлое. О чем идет речь? О ясном небе, которое нужно уметь заметить, даже когда не выспался. Многие не могут его видеть. Об улыбке детей, которые так быстро взрослеют. О скромном «Спасибо за урок», и чувствуется – сказано искренне. А как ты рад этой благодарности! Ведь заслужена. Вложил в урок душу! Заметили, прониклись… О радости движения, когда гуляешь или едешь на велосипеде, или делаешь утреннюю зарядку. О радости познания, когда бываешь в новом месте, городе, или же читаешь книгу, смотришь фильм.

Мое отношение к жизни, я думаю, имеет огромное влияние на мою работу в школе. Мы можем рассказывать детям, что нужно быть добрым, спортивным, трудолюбивым, ответственным и при этом забывать проверить контрольные работы, позволять себе кричать на детей, избегать занятий спортом, конкурсов. Дети мудрые создания. Их не обманешь. Поэтому главное в воспитании – не рассказать, как нужно, а самому быть примером для подражания. Особенно это важно в работе классного руководителя.

Кто, как ни классный руководитель, поможет пятикласснику освоиться в новых условиях, понять требования учителей-предметников, побороть усталость, лень, плохое настроение? Кто подскажет, что нужно пользоваться тем временем, которое дано на обучение в школе, и радоваться возможности учиться и общаться друг с другом, со сверстниками и преподавателями. Школьные годы — это счастье! И однажды мы все это понимаем.

Свой урок я начинаю с улыбки и дружелюбного приветствия. Положительный настрой очень важен. Я твердо уверена, что учение должно приносить удовольствие. Увлекательным я стараюсь сделать каждый урок. Иногда это получается. Тогда, например, мы с интересом обсуждаем статью, фильм, презентацию. И не страшно, что иногда ученики выражают свои мысли на ломанном английском, с ошибками, а то и совсем переходят на русский язык. Где-то исправишь, а где-то лучше выслушать до конца. В другой же раз урок получается менее интересным из-за обилия теоретической информации и скучных грамматических упражнений. Что ж, я ставлю себе на заметку и в будущем стараюсь разнообразить такие уроки увлекательными заданиями. Хотя, если признаться честно, получается не всегда. Я учусь и не боюсь признавать свои ошибки и недочеты. Они все мои! Признание ошибки – первый шаг к ее исправлению! Я на верном пути.

Если немного расширить рамки рассматриваемой проблемы и говорить о роли учителя в жизни общества в целом, то я придерживаюсь следующей точки зрения.

Важно, чтобы учитель воспитывал в ребенке не профессионала, а гармоничного человека. Дети, а значит будущие взрослые, граждане своей страны, должны быть счастливы, но счастливы не в лени и праздности, а в активной деятельности и работе над собой. И если школьник не имеет особенных интересов, нужно пробовать привлекать его к участию в классных и школьных мероприятиях. Если ученик отказывается работать на уроке, ленится, то, возможно, стоит попробовать дать ему упрощенные задания или задание игрового типа. И, хотя не всегда его работу можно поощрить хорошей оценкой, на словах перед классом стоит отметить достижение этого ученика.

Умение быть счастливым, умение ставить перед собой цели и достигать их характеризует гармонично развитого человека.

А что же еще важно воспитать в ребенке?

В детстве, отдыхая в лагере, я проходила шуточный психологический тест. Обычный ситуативный тест, где предлагалось высказаться, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Ситуация, на первый взгляд, абсолютно не относится к тебе и твоей личности. Я помню, мне предлагалось представить, что я иду по лесу и вижу пень, а в нем гвоздь. Так вот, вопрос был: что вы сделаете? Все мои друзья отвечали, что просто пройдут мимо. И только мне почему-то просто необходимо было его выдернуть. Глупо, конечно. Но, помните: я была ребенком. Это сейчас подобный тест кажется нелепым. Но, так или иначе, результат теста понравился мне. «Небезразличие, — сказала девочка, еще начинающий тогда психолог, — желание все изменить, что бы ни оказалось на твоем пути». И вот спустя много лет оказалось, что именно это качество действительно стало неотъемлемой частью моего характера и, как ни странно, помогает мне чувствовать себя счастливой. Не могу сказать, что желание все изменить к лучшему всегда производит положительный эффект. Так, например, лавочки, покрашенные краской, которая никак не высыхала, мне долго помнил весь мой двор. Но в основном, мои благородные стремления всегда имели благоприятный исход. Как это проявлялось? Поспособствовать установке мусорных контейнеров в поселке, прибрать в подъезде, поднять бумажку в школе, помочь дедушке с тяжелыми пакетами, потерявшемуся ребенку: все это те маленькие ситуации, где мы можем проявить себя с лучшей стороны. И не важно, что в этот именно момент наши ученики нас не видят. Не волнуйтесь. То, что нужно, дети обязательно увидят. Такие уж они! Что же касается школы, вы, учителя, и особенно классные руководители, знаете, сколько в школе возникает ситуаций, когда вы оказываетесь перед выбором: помочь или пройти мимо, попытаться что-то изменить, потратив силы, время, нервы, или оставить все, как есть.

Итак, стремление помогать другим и преображать мир вокруг себя – второе важное качество, которое нужно развивать в ребенке.

Еще одно мое свойство, или даже вернее сказать привычка, — это делать все наилучшим образом. Это не значит, что я делаю любую работу лучше других. Я вообще не привыкла сравнивать себя с другими. Это всего лишь значит, что все, что я делаю, я делаю наилучшим возможным для себя образом. И обязательно с увлечением! Это, кстати, по моему мнению, верный путь к успеху и надежный источник саморазвития. Должна признаться, что учась на факультете иностранных языков, я почему-то не предполагала, что буду работать в школе. Но училась всегда на износ: за все пять лет в моей зачетке не было ни одной четверки. При этом я занималась танцами и успевала общаться с друзьями. Единственное, чего я не успевала, это смотреть телевизор. Попав в школу, именно попав, потому что на момент выпуска из университета у меня уже была двухлетняя дочь, мне просто нужно было устроиться куда-нибудь, я не знала, какой из меня получится учитель. Но и здесь, в школе, еще толком не зная с чего начать, я просто старалась делать свою работу хорошо, внимательно изучала УМК, искала дополнительный материал, видео на английском и немецком языках, мультфильмы, презентации. Затем начала создавать свои. Круг используемых средств для создания материалов к урокам постепенно рос и расширялся. Сегодня для создания ярких, динамичных, запоминающихся уроков и мероприятий я использую программу для видеомонтажа Sony Vegas Pro, иногда Camtasia Studio, фоторедактор Photoshop, Photodex pro для создания презентаций, Notebook Smart Board для создания интерактивных заданий и, наконец, Adobe Dreamweaver для создания вебсайтов и заданий в интернете. Я также сделала простой, но функциональный сайт для нашей школы, где время от времени сама пишу статьи, освещая основные события школьной жизни.

Какую частичку из этого своего опыта я могу передать ученикам? Если вы делаете какую-либо работу, делайте ее хорошо или не делайте совсем. И никогда не нойте! Оглянитесь вокруг. Заинтересуйтесь. Попробуйте разобраться и стать экспертом. Получайте удовольствие! Вы растете, вы развиваетесь, а это и есть полноценная жизнь: быть счастливым от того, что вы есть, от того, что вы помогаете другим, приносите пользу и, в то же время, развиваетесь сами! «Делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!» (Лев Ландау).

Dream until your dreams
come true! — Мечтай до тех пор,
Пока твои мечты не сбудутся.
Steven Tyler

Люди мечтают летать с древнейших времен. У многих полет ассоциируется с опьяняющей свободой, безудержным счастьем, возможностью достичь недостижимого, реализовать свои планы и мечты. Думаю, что именно эти ощущения испытывали герои некоторых литературных произведений, вопрошая, почему люди не летают так, как птицы.

Умею ли я летать? Думаю, да! Для меня ощущение полета очень значимо и наступает каждый раз, когда и переживаю профессиональный успех. Конечно, такие мгновенья бывают не каждый день. Но они окрыляют и дают силы идти дальше, стремиться к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Мне в жизни повезло: я учитель. И шанс взлететь у меня есть каждый день. Ведь способ «получить крылья» очень прост: удачный урок, интересный проект, победа учеников в олимпиаде, высокие баллы на экзамене. А еще меня окрыляют такие слова: «Ура, завтра снова английский!», или: «Сегодня был самый лучший урок!».

Мечтала ли я стать учителем? Нет! Играла ли в детстве в школу? Нет! Моя мама — учитель русского языка и литературы. И я с детства знала, что учитель не принадлежит своей семье, и вся его жизнь — это тетрадки, планы, совещания и педсоветы. Но я обожала английский язык, иностранные языки вообще. Еще в детском саду я пыталась выучить армянский по букварю соседской девочки-армянки. А после первых же уроков английского языка в 5 классе попросила учителя заниматься со мной еще и французским. Иностранные слова звучали для меня, как музыка, и я усердно слушала пластинки с песнями, уроками английского и мечтала стать переводчиком .

Вот только осуществить свою мечту было нелегко. При поступлении на факультет иностранных языков выяснилось, что деревенская школа, в которой я училась, не способна была обеспечить меня всеми необходимыми знаниями лексики и грамматики, навыками аудирования и пересказа газетных статей. В ней попросту не было лингафонного кабинета, не говоря о наличии газет и книг на английском языке. Я, одна из лучших учениц школы, провалила вступительный экзамен, но не отказалась от мечты. В течение года готовилась самостоятельно: самоучители, пластинки, бумажки с английскими словами во всех комнатах. Утром я учитель начальных классов и учу детей читать и писать, а вечером — зубрю времена глагола и читаю книги на английском языке.

И вот первая ступенька к моей мечте преодолена: сдан вступительный экзамен, и я студентка Шадринского государственного педагогического института. Теперь у меня есть все возможности: современная библиотека, ежедневные занятия в лингафонном классе и Учитель с большой буквы — любимая всеми и несравненная «МРП» — Мария Павловна Шадрина, которая говорила со студентами только по-английски и любила задавать каверзные вопросы, встречая нас в каком-нибудь магазине или на улице. Ее боялись и уважали, мечтали стать такой же «англичанкой», как она.

Наступил 2004 год. И вот уже я — «англичанка», состоялся мой первый урок в обычной общеобразовательной школе. Забыть его просто нельзя, ведь вместо привычных пятнадцати, на уроке присутствовало более двадцати учеников, так как посмотреть на нового учителя пришли все мальчики не только английской, но и немецкой группы. И до конца урока усердно делали вид, что тоже работают над заданиями. Затем работа в гимназии в классе с углубленным изучением английского языка. И так завертелось, закрутилось…

«А как же мечта?» — спросите вы. Ну, конечно же, осуществилась! Ведь учитель английского языка — это и переводчик, и экскурсовод, и поэт, и певец. На уроке английского возможно все! Это не работа, а мечта. Каждый урок — возможность реализовать себя, воплотить новые идеи, попробовать новые технологии и приемы, воплотить проекты и увидеть результаты своих учеников. Будни и праздники, игры и конкурсы, сотворчество и поиск, маленькие и большие победы и свершения.

«Я — учитель», и я этим живу, горжусь, и от этого счастлива. Я жду каждый новый день, каждый урок, каждого нового ученика. Я учу и учусь! И в своей работе стараюсь руководствоваться выработанными мной с годами принципами.

Принцип первый: «Влюби ученика в свой предмет. Добейся того, чтобы он стал для него одним из любимых». Ибо, по мнению Гете, научиться можно только тому, что любишь. И «нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю». А главное при этом — найти нужные слова, нестандартные приемы и методы , вызвать доверие и интерес. Выбрать интересную форму урока, создать ситуацию успеха для каждого . Увлечь, зажечь исследовательской работой, творческими заданиями, историей, традициями и культурой Великобритании. Добиться того, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от достигнутых успехов, от всего сделанного, сказанного, прочитанного и стремился к дальнейшему познанию. Ведь «ученик, который учится без желания — это птица без крыльев».

Безусловно, изучение иностранного языка — это тяжкий каждодневный труд. Следовательно, необходимо найти мотив, убедить в необходимости слушать, зубрить, читать, переводить. И запастись большим терпением.

Пройдет много дней, быть может, и не один год. И вот однажды, быть может, тот, кто с трудом читал и отсиживался на последней парте, станет твоим любимым учеником и главным помощником на уроке. Главное — верить, верить в каждого. А главной наградой для тебя станут простые слова одного из учеников: «Я мечтаю стать учителем английского!», или: «Я очень хочу стать переводчиком!».

И еще один принцип, как в медицине: «Не навреди ученику своему». Ты учитель, и ты ответственен за то, какими станут твои ученики. Ты ответственен не только за их саморазвитие, самоутверждение, самоопределение, но и саморегуляцию, самовоспитание и самореализацию. Именно ты ответственен за то, какими людьми станут твои мальчики и девочки. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». И перефразируя фразу маленького принца, я бы добавила: «Мы в ответе за тех, кого мы учили». Мы не имеем права на ошибку, на фальшь. Учитель не может не заметить, не рассмотреть способностей и талантов ребенка, пройти мимо его проблем и затруднений. Учитель должен уметь чувствовать ребенка, уважать его и мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку наставника. И для этого ты должен стать настоящим волшебником , готовым достать из волшебной шляпы именно то, что сейчас необходимо твоему ученику.

Я-Учитель

«Учитель соприкасается с вечностью:

он никогда не знает,

где заканчивается его влияние »

Я – учитель английского языка школы № 22 города Тюмени, и это не удивительно.

Каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые были и есть рядом, которые влияли на наше восприятие жизни, чей опыт и умения вызывали у нас восхищение. В моей семье не было учителей, но волею судьбы вместо посещения садика, я с малых лет окунулась в жизнь одной тюменской школы, которую впоследствии закончила. С детства люди этой профессии стали для меня примером. Любовь к моему предмету возникла благодаря учителю английского языка в лингвистическом центре. Именно она вселила в меня уверенность в моих силах, именно она увидела во мне потенциал будущего учителя.

Итак, я закончила Тюменский государственный университет, факультет романо-

германской филологии и начала свою карьеру в маленьком лингвистическом центре. Проработав там два года, я поняла, что не реализуюсь так, как могла бы. И только начав работу в школе, я почувствовала, что значит быть учителем.

Каким же должен быть учитель? На мой взгляд, прежде всего добрым, ведь именно

ему родители доверяют самое дорогое в жизни - их детей. Они должны быть уверены в том, что их ребенок выносит из стен школы не только важные знания и умения, но и уроки доброты, уважения, трудолюбия, ответственности.

Учитель должен быть мудрым. Вспомним о словах В.А. Сухомлинского: «Ребенок

должен быть убежден, что успехам он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя … радость успеха может померкнуть». Учитель, всего лишь, погружает ребенка в ситуацию успеха, направляет его и осторожно ведет к цели. А к успеху может привести только тот, кто сам испытал на себе безграничную радость победы.

Учитель должен быть доброжелательным и отзывчивым. Приветливое слово,

искренняя улыбка и атмосфера в классе стала особенной. Работая в школе, в разных классах, я поняла, что одному нужна хорошая оценка, второму – разнообразные, интересные, творческие задания, а кому-то – просто доброе слово, нежный взгляд, признание. Важно убедить ученика в том, что он на многое способен, помочь поверить в себя.

В русской пословице – «Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно» скрыт большой смысл.

Учитель - это человек, который находится в вечном поиске методов, средств и подходов для вовлечения детей в изучение предмета, в жизнь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический труд и поиск, который наполнен тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Важную роль играет самообразование. Учителю открывается целый спектр возможностей: курсы, семинары, мастер-классы, печатные издания, конференции, Интернет ресурсы. Немаловажно уметь смотреть на свою деятельность «глазами учеников», для того чтобы понять, как непосредственно ребенок воспринимает то, что ему предлагаете Вы, в роли учителя и наставника.

Учитель должен быть современным. Учитель не имеет права быть ограниченным,

отстраненным от веяний современного общества, равнодушным к событиям сегодняшнего дня. Он должен идти в ногу со временем, осваивая новые педагогические, инновационные и информационные технологии, быть гибким и восприимчивым к требованиям современного образования.

Учитель – это профессия, которая не любит ленивых. Впереди огромное количество

работы по освоению нового и интересного, без чего невозможно представить современное образование. И этот путь я готова пройти только вместе с моими учениками. Ведь только в команде можно достичь высоких результатов.

Часто говорят, что образование – это фундамент, на котором строится прогресс

страны. И очевидно, что учителя – это важнейшая часть образования. Сложно переоценить важность роли учителя в жизни детей.

Для меня самое главное - не растерять доверие, которое щедро дарят мне мои

ученики и их родители. Я искренна и честна с ними, ведь фальшь и неискренность могут все разрушить. Настоящий учитель тот, кто безгранично любит детей, разделяет с ними не только их большие победы, но и маленькие успехи, и даже неудачи. Великая сила педагога - владеть сердцами своих учеников. Поэтому учитель - это не просто профессия, это образ жизни, это сама жизнь.

Хотелось бы перефразировать известного классика: «Смотрите! Завидуйте! Я – учитель!»

Белик Дарья Вадимовна, учитель английского языка МАОУ СОШ №22

Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»

Я – учитель, как это одновременно много и мало. Мало, - потому что за учителем возвышается преподаватель, потом доцент, профессор, академик… Много, - потому что учитель – это не просто профессия, это жизнь, а школа – вселенная, столь разнообразная в своих проявлениях.

Моя учительская карьера началась не так давно, и в детстве я не мечтала, что буду тысячу раз твердить ученикам одно и то же на уроке, потом в изнеможении тащить домой сумку с тетрадями, чтобы обнаружить: «Опять не то написали, ну как только рука поднялась?!...» и бесконечно искать ответ на вопрос «Как бы их замотивировать?»

В свои собственные школьные годы под влиянием родственников и учителей, я мечтала стать врачом, хирургом-кардиологом, и использовать процессы регенерации, хорошо развитые у простейших организмов, для лечения порока сердца. Не сложилось. Я поступила на факультет иностранных языков в Ростовский Государственный Педагогический Университет, твердо решив стать переводчиком. Переводчиком я на некоторое время стала: работала гидом-переводчиком, переводила биржевые новости и художественную литературу, но, создав свою семью и став мамой, переводить я уже не хотела. Оглядываясь по сторонам, я видела соседских мальчишек, которые редко выходили гулять, потому что были заняты компьютерными играми и полуторагодовалую девочку, которую мама прямо в автобусе кормила чипсами и давала запить пепси-колой. От таких картин я впадаю в уныние. Какими вырастут эти дети, какие ценности будут руководить их выбором? Какое общество они будут создавать? Неужели глобализация так сильно пошатнула наши культурные традиции? Нет, я не могу оставаться безучастной. Конечно, я изо всех сил стараюсь воспитывать собственных детей на примерах классической литературы, на рассказах о собственном детстве, о жизни предыдущих поколений, о том, что такое хорошо и что такое плохо, но им очень трудно в общении со сверстниками, потому что, если их бьют, они не дают сдачи, если у них отнимают еду, они не сопротивляются, объясняя свое поведение тем, что обидчику, наверное, очень хотелось есть, или его мама не позаботилась о нем и не дала ему с собой еды. Я долго не могла ответить себе на вопрос, как же мне помочь своим собственным детям, я же их правильно воспитываю, учу благородству, а получается, что они не могут за себя постоять. И у меня появились мысли, а что если бы я научила еще кого-то тому, чему я учу своих детей, или помогла бы увидеть мир во всем его многообразии, а не только на экране компьютера, или смогла показать, что можно быть убедительным даже без кулаков. И в момент, когда я уже начала интересоваться вакансиями учителя английского языка в окрестных школах, мне позвонили… Я убеждена, что наши мысли материальны, и точно знаю, что предложение работать в школе я получила не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда была готова к этому, возникла потребность. Сейчас, оглядываясь назад, задумываюсь, почему же я не пошла работать в школу сразу после университета и сама себе отвечаю, потому что не была готова, потому что, если приходишь в школу, надо что-то говорить детям, а чтобы это что-то они воспринимали, надо иметь твердую позицию, основанную на личном опыте, и быть уверенной в своей правоте. Дети легко чувствуют фальшь или неуверенность, а, потеряв один лишь раз их доверие, вновь обрести его не всегда удается.

И вот я в школе. Вопросы, бесконечные вопросы, где взять на них ответы, ты скажи… И как объяснить, чем плохи чипсы, если это вкусно? И почему не надо часами играть в компьютерные игры, если это интересно, и папа тоже играет? Сразу не получается убедить ребят в своей правоте, но личный пример, наводящие вопросы по проблеме, рассказы о знаменитостях, которые делают «правильно» постепенно заставляют задуматься даже самых убежденных игроманов и любителей фастфуда.

Бездумное времяпрепровождение перед телевизором я также полагаю социальным злом. Особенно меня возмущают мультфильмы, в которых нет трудной задачи, долгого и тернистого пути к заветной цели и прекрасной королевны в качестве награды за все превратности судьбы, а есть Помогатор, нажав кнопку на котором, никуда идти не надо, все само собой образуется. Более того, меня беспокоит тот факт, что для конструирования названия этого устройства использована словообразовательная модель английского языка с агентивным суффиксом –ор-. В русском языке, например, есть слово «помощник», который вполне мог бы справиться с задачами, реализуемыми Помогатором, но почему-то предпочтение отдается не ему. Регулярно задаюсь вопросом, существует ли какой-то контроль телевизионного контента, который призван формировать мировоззрение юных россиян, а ведь еще В. фон Гумбольдта доказал, что язык – это дух народа. У меня дома нет телевизора, и не потому, что я не могу себе позволить такую роскошь, просто роскошь человеческого общения и чтение книг мне представляются гораздо более ценным вкладом в личностное развитие.

Еще одной проблемой, на мой взгляд, являются вопросы нравственности, а именно честности. Меня беспокоит тот факт, что для многих родителей самое важное – это оценка, и за ними начинается охота, а знания становятся чем-то незначительным на фоне этой гонки: закончить без двоек, закончить без троек или без четверок, любой ценой. И это пугает. Дети в четвертом, пятом классе пытаются обманывать, что забыли тетрадь, если не выполнят домашнее задание. Я в таких случаях говорю, что лучше извиниться и честно сказать, что задание не выполнил, но они прячут глаза и делают вид, что не понимают о чем я говорю. Потому что дома за плохую оценку не похвалят, а вопросы честности в погоне за оценками, очевидно, не рассматриваются. A la guerre comme a la guerre. Меня всегда в таких случаях волнует вопрос, неужели такие родители сами не понимают, что они таким образом вредят и себе и своим детям, но такие случаи бывают довольно часто, поэтому обязательным элементом своей работы я считаю общение с родителями. Конечно, есть те, кому все равно, есть такие кто «сам знаю, меня учить уже поздно», но есть и такие, которые прислушиваются к тому, что говорит учитель, и, может быть, со временем, их станет больше, ведь и капля камень точит…

Подводя итог вышесказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что профессия учителя, на мой взгляд, отличается от многих других профессий тем, что учитель не может, уходя из школы, оставить всю свою работу в стенах образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс становится нашей жизнью, а ученики – нашей семьей. И так хочется сделать все правильно, успеть вовремя, найти ту грань, где требовательность должна смениться поддержкой и не переиграть, позволив ученику самоустраниться от решения трудной для него задачи, лишив его возможности интеллектуального и духовного развития. Конечно, я не смогу всем внушить, что играть часами в компьютерные игры, смотреть все подряд по телевизору и регулярно посещать Макдональдс не есть предел мечтаний, но, может быть, те, кому я смогу рассказать, что на свете есть более полезные и интересные занятия, расскажут еще кому-то, а те, в свою очередь, - своим знакомым, и жизнь наша станет лучше, и мы станем чище и честнее и будем больше читать книг, хороших разных, и развиваться сами и развивать тех, кто с нами рядом.

В заключении хотелось бы привести стихотворение Э. Хейла, которое, как мне кажется, отражает мою мировоззренческую позицию:

I’m only one,

But still I am one.

I cannot do everything,

But still I can do something.

And because I cannot do everything

I won’t refuse to do something I can do.

(Я лишь один из многих, но и я кое-что значу. Я не могу сделать все, но могу предпринять хоть что-нибудь. И пусть я не способен изменить все, но я сделаю то, что в моих силах.)




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...