Эти странные русские: Манеры и этикет. г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию

Когда двое мужчин и одна женщина вошли в кабинет переговоров, они сразу вызвали нескрываемое восхищение у всех присутствующих. Нас привлекли не только безупречные костюмы и идеальная осанка, но и приветливые улыбки, а по окончании переговоров еще и безупречные манеры.

В итоге контракт подписан, а при выборе партнеров на проекты из существующего списка всем хотелось обращаться именно к «новым ребятам».

Глупости подумаете вы, а я попрошу вас вспомнить ваш последний поход в ресторан, последнюю сделку или вспомнить человека, которым вы восхищаетесь… Оставили бы вы хорошие чаевые за небрежное обслуживание? Состоялась бы у вас сделка, если бы вы или ваш партнер нарушали правила бизнес-этикета? Понравился бы вам человек, если бы он был бестактным, грубым и небрежным как по отношению к своему внешнему виду, так и по отношению к окружающим? Думаю, что «нет» – ответ на все эти вопросы.

Именно поэтому знания бизнес-этикета и хороших манер так актуальны и сегодня. Мой хороший знакомый, открывший свою компанию, сказал мне: «Cначала думаешь, что хорошие манеры – это неважно, но когда развиваешь свой бизнес, то понимаешь, что знания бизнес-этикета и умение общаться – порой твое единственное преимущество перед основными конкурентами».

На своей страничке в инстаграм (@liliya_etiquette), я делюсь правилами хорошего тона, которые помогут в разных жизненных ситуациях.

Например, самая банальная, но самая распространенная тема – тема приветствия. Она сразу дает понять, кто есть кто. Как только открылась дверь, вы видите, как человек выглядит, вы слышите его голос, речь. Вы сразу считываете уровень профессионализма этого человека, и у вас моментально складывается мнение об этом человеке как о специалисте.

Что нужно знать о «правильном» приветствии? В деловом взаимодействии на первом месте стоит статус, потом возраст и только потом пол. И то, вопрос гендерных различий скорее важен в нашей стране, в России, а в Европе он смещается на далекое неопределенное место по важности.

Так, если вы начальник отдела, вам 60 лет и в офис входит ваш генеральный директор, которому 40 лет, то по международным стандартам делового этикета, вы первым приветствуете генерального директора. Так как статус на первом месте.

По отношению к рукопожатию, все немного меняется, но иерархия « статус-возраст-пол» сохраняется. Здесь работает следующее правило – старший по статусу и возрасту протягивает руку младшему по статусу и возрасту, дама протягивает руку кавалеру при отсутствии других субординационных ситуаций. Сотрудник не может подать первым руку руководителю, а мужчина в светском общении не протягивает первым руку женщине.

Эти и другие правила поведения в обществе могут открыть много дверей на вашем жизненном пути. Ведь ничто так не говорит о культурном уровне и воспитании человека, как его манера поведения. Можно не быть аристократом или успешным и достигшим всех высот бизнесменом, но можно чувствовать себя свободно и раскованно в их обществе и не бояться совершить ошибку.

С хорошими манерами все просто и легко!

Воспитанный человек живет в гармонии с собой и окружающими. Невозможно стать воспитанным одномоментно, или только в некоторых случаях, хорошие манеры - это не костюм или платье, которое хранится в шкафу до торжественного случая. Воспитание или есть, или его нет.

Что такое хорошие манеры?

Человека судят не по одежке, а по манерам, по тому, как он ведет себя в обществе, как относится к окружающим, как разговаривает и жестикулирует. Если совсем обобщить, то хорошие манеры – это наличие или, наоборот, отсутствие уважения к людям. Старая поговорка «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», наверное, никогда не устареет. Можно не читать трактаты об умении вести себя в обществе, а просто действовать в соответствии с этой пословицей, и вы прослывете очень приятным и воспитанным человеком, имеющим изысканные манеры.

Зачем нужны хорошие манеры?

Обладать хорошими манерами еще и очень полезно. Нам приходится каждодневно общаться с множеством людей – на работе, в транспорте, с друзьями, и от того, насколько доброжелательным будет это общение, зависит его результат. Без соблюдения хотя бы элементарных правил приличия сложно адаптироваться в новом обществе. Можно заметить, что успешные и уверенные в себе люди почти всегда хорошо воспитаны. Про людей, добившихся поставленной цели, заработавших признание, и, при этом, спокойных и сдержанных, часто говорят: «У него аристократические манеры, с ним приятно общаться».


Хорошие манеры в современном обществе

Очень часто можно услышать – в современном обществе не до манер. Однако, человек, который громко сквернословит, грязно одет или во весь рот зевает во все времена, кроме отторжения, ничего не вызывает. Другое дело, что некоторые манеры видоизменились, но не утратились. Современные манеры основаны на уважении к другому человеку, но на первый план выступают удобство и практичность. К примеру

  1. Пропускать женщину вперед, открывать перед ней дверь. Сейчас дверь открывает тот, кому удобнее, вне зависимости от того мужчина вы или женщина. Если перед девушкой окажется мужчина с ребенком, естественно, она откроет ему дверь.
  2. Мужчины должны уступать место женщинам. Так же, как и в первом случае – стоит тот, кому это легче, и женщина вполне может уступить место мужчине-инвалиду.

Правила хороших манер

Что же нужно делать и как вести себя, чтобы не прослыть невежей? Основные правила этикета и хорошие манеры просты: быть сдержанным, доброжелательным, контролировать себя, и вести себя естественно.

  1. Не нужно скрывать от всех, что вы что-то видите или пробуете впервые. Будет лучше, если вас научат это делать, чем прилюдно оконфузиться.
  2. Очень важно хорошо выглядеть, и здесь дело не в одежде. Недопустимо сидеть, широко расставив ноги, или положив лодыжку одной ноги на коленку другой, громко кричать и широко жестикулировать.
  3. Не жевать резинку во время разговора и не смотреть на часы или мобильный телефон.
  4. Не приходить без предупреждения в гости, если вы застанете людей в пижаме в неубранной комнате, неудобство будете чувствовать вы.
  5. Обязательно стучать в комнату, прежде, чем войти и неважно - это кабинет начальника или детская ребенка.
  6. Естественно нельзя читать чужие письма, а в современных условиях СМС, электронные сообщения.
  7. Не нужно разговаривать с полным ртом и, тем более, вытирать рот руками - воспользуйтесь салфеткой.
  8. Хорошие манеры для девушки – никогда не класть сумку на колени или на стол. Небольшой клатч – разрешается, но модную объемную сумку-тоут - только на пол или можно повесить на спинку стула.

Как бороться с манерами?

Главный признак моветона – указывать другим людям на их плохие манеры. Лучше присмотреться к себе повнимательней, наверняка можно обнаружить пару дурных манер.

  1. Если вы раздражительны, вспыхиваете по пустякам и можете нагрубить сгоряча, постарайтесь контролировать себя. Потренируйтесь дома глубже дышать, считать во время приступа раздражения, используйте то, что лучше получается, и постепенно это войдет в привычку.
  2. Дурные манеры могут быть вызваны незнанием, тем более, если вы в другой стране. Поинтересуйтесь, а лучше узнайте заранее, как нужно вести себя, какие обычаи в этой местности.
  3. Если вы невнимательны к людям, или просто не замечаете потребности в помощи – спрашивайте, тем самым вы прослывете внимательным человеком и постепенно привыкнете проявлять заботу к окружающим.
  4. Запишите все ваши дурные привычки, манеры, спросите у того, кому доверяете, что в вас раздражает, проанализируйте, какие ситуации их провоцируют. На первых порах вы можете попросить близкого человека мягко обращать ваше внимание на проявление плохих манер, позже вы будете видеть их сами и сможете держать под контролем.

Как научиться хорошим манерам?

Можно ли научиться хорошим манерам? Как научиться хорошим манерам женщине, чтобы не возникло ситуации: она казалась красивой и одухотворенной, пока не заговорила? Правила поведения воспитываются в детстве, но это не значит, что взрослому человеку их не освоить.

  1. Прежде всего, научитесь спокойствию. Спокойная реакция на раздражители способствует развитию самоконтроля, а самоконтроль не даст вам вспылить и совершить поступок, о котором вы потом можете жалеть.
  2. Воспитывайте в себе позитивное восприятие окружающего мира. Воспитанный человек – это не тот, кто сдержится от ответа, если его толкнут, а тот, кого толчок вообще не оскорбит.
  3. Старайтесь не провоцировать ситуации, при которых может возникнуть чувство неловкости, а если такая ситуация возникла не по вашей вине, сделайте отвлекающий маневр.
  4. Вспомните, что вас раздражает в других людях и старайтесь не повторять этого.
  5. Будьте вежливы в любых ситуациях, вежливость – это основа хороших манер, не допускайте грубых выражений, пренебрежения к людям.
  6. Внимательно наблюдайте за теми, кто вам кажется воспитанным человеком и попробуйте повторить их действия в разных ситуациях.
  7. Следите за своей речью – не допускайте жаргонных выражений или специальных терминов, не говоря уже об откровенных вульгаризмах. Секрет правильной речи прост – читайте! Особенно русскую классическую литературу, чем больше вы будете читать, тем быстрее будет улучшаться ваша речь, да и про хорошие манеры в книгах написано достаточно.

Фильмы о хороших манерах

Есть фильмы, по которым можно изучать правильные манеры поведения:

  1. «Как стать принцессой» - можно ли изменить манеры и остаться собой.
  2. «Гордость и предубеждение» - как удачно выйти замуж без приданого, но с безупречными манерами.
  3. «Кейт и Лео» - изысканность и неторопливость XIX века и безумный Нью-Йорк XX.
  4. «Мисс Конгениальность» - женщина-полицейский и хорошее воспитание несовместимы?
  5. «Дьявол носит Прада» - что скрывается за хорошими манерами успешной леди?
  6. «Моя прекрасная леди» - как превратиться в светскую даму из гадкого утенка.

Вся наша жизнь состоит из ежедневного взаимодействия с большим количеством людей: с родителями, родственниками, учителями, друзьями и товарищами, с людьми в транспорте и в любых других общественных местах.

В этом ежедневном круговороте дел, проблем и забот, хорошие манеры и вежливость совсем не лишние элементы. Дело в том, что наличие хороших манер – признак успешного и уверенного в себе человека.

Успешные люди вежливы и учтивы в любой ситуации.

Если так случилось, что тебе не знакомо, что такое – хорошие манеры, если ты не знаешь, что такое – быть вежливым, то это может быть поводом для твоего личного беспокойства, и поводом для беспокойства твоих родителей. Потому что, без соблюдения хотя бы основных правил этикета очень сложно найти и поддерживать связи , адаптироваться в новых коллективах, достигать социальных успехов, заводить новых друзей, зарабатывать признание и уважение, добиваться поставленных целей и т.д.

На самом деле, правила хорошего тона не такие уж и сложные, совсем не обязательно заучивать наизусть энциклопедию хороших манер. Достаточно раз и навсегда уяснить для себя, что хорошие манеры созданы для того , чтобы:

  • люди жили и взаимодействовали с обществом на основе доброго соседства;
  • уважали интересы и культуру других людей;
  • не доставляли никому неудобств и лишних неприятностей.

Хорошие манеры включают в себя :

  • Достойное поведение, как дома, так и вне его;
  • Вежливость, тактичность, деликатность, доброжелательность по отношению ко всем членам общества, не зависимо от их возраста, социального положения, статуса, вероисповедания и т.д.;
  • Уважение правил, установленных в других домах, общественных местах, странах;
  • Внешний вид человека, его образ и стиль, уместность этого образа в той или иной ситуации;
  • Культуру речи, умение грамотно выражать свои мысли, передавать эмоции;
  • Способность контролировать и управлять своими эмоциями, не давать им волю в неподходящей ситуации;
  • Сострадание. Способность оказать помощь, тем, кому она необходима.

Нужны ли тебе хорошие манеры?

Ответ «нет, не нужны» будет уместен только лишь в том случае, если ты намерен всю оставшуюся жизнь прожить в полном одиночестве.

Если же, в твои планы не входит жизнь в лесу, в горах или пустыне, то без хороших манер и правил этикета тебе не обойтись – только обладая ими, человек может успешно существовать и взаимодействовать с обществом.

Что такое хорошие манеры? Это, прежде всего, внутренняя культура человека, которая зарождается и развивается, имея в своей основе правила поведения в семье . Если в твоей семье не принято благодарить друг друга, говорить друг другу комплименты, помогать, уступать, договариваться, то это говорит, скорее всего, о том, что твоим родителям уже никогда не удастся вырастить и воспитать достойного члена общества – вежливого, честного и справедливого, ответственного и надежного, доброжелательного и деликатного, общительного и успешного в любимых делах.

Но, если ты уже усвоил уроки взаимодействия с обществом и со всеми его разновидностями, если принял для себя решение о том, что хорошие манеры – это твой выбор , то принять их и внедрить в свою жизнь совсем не сложно.

Хорошо воспитанный человек, человек, обладающий хорошими манерами заметно отличается от остальных тем, что в любой ситуации вежлив и тактичен.

Воспитать в себе эти качества и довести их до автоматизма под силу практически любому. Начать следует с постоянного контроля за своими эмоциями и сопровождающими их мысли. Возможно, по началу, тебе может показаться, что это невозможно.

Однако, научиться контролировать свои мысли и свои эмоции необходимо, поскольку твои дальнейшие действия и поступки напрямую зависят от эмоций , которые ты переживаешь и от того, какие мысли «крутятся» в твоей голове в момент переживания определенных эмоций.

Например, если тебя случайно задели или толкнули в общественном транспорте в час пик, нужно очень постараться и не допустить того, чтобы захлестнувшие тебя в этот момент негативные эмоции переросли в действия, неприемлемые в общественном месте.

Самоконтроль – это далеко не единственное качество воспитанного человека. Точно также, как просто знание правил этикета не делают человека воспитанным и культурным . Если ты работаешь надо собой, если ты стремишься стать лучше, то тебе следует понимать, что прививая себе хорошие манеры, ты должен приобрести такие черты характера, которые помогут тебе кардинально изменить восприятие окружающего мира.

Что это значит? Это значит, что ты на верном пути . Так, например, если в том самом транспорте, в тот самый час пик, ты не обрушил на толкнувшего тебя человека лавину ругательств и проклятий, а поймал себя на мысли о том, что это событие тебя даже не рассердило и не расстроило, значит, твое восприятие мира меняется в лучшую, позитивную сторону.

Для того, чтобы хорошие манеры закрепились в твоей жизни, нужно научиться все происходящие события в твоей жизни воспринимать спокойно и рассудительно , а значит, придется изменить и манеру поведения. Этот навык позволит избежать решений, принятых необдуманно и наспех, убережет от опрометчивых действий и поступков.

Самый простой способ приступить к изменению своей личности это разрешить себе совершать хорошие поступки. Учись понимать, чем ты можешь быть полезен близким людям и начинай помогать, по мере возможности. Помни о том, что именно так формируется фундамент внимательности и доброжелательности – качеств, присущих воспитанным людям.

Подумай о том, какие действия или поступки, как правило, не нравятся никому . Что раздражает людей в повседневной жизни? Слишком шумные соседи? Мат, доносящийся с улицы? Облизывание рук и тарелок после еды? Запиши на бумагу все, что может портить жизнь другим людям. Если в этом списке окажется что-то, что свойственно лично тебе, то это означает лишь то, что тебе есть чем заниматься в части самосовершенствования.

Совсем не будет лишним понаблюдать за людьми, владеющими хорошими манерами и знающими правила хорошего тона. Понаблюдать и стараться скопировать и перенять некоторые черты, свойственные им. Возможно, именно такой прием позволит тебе быстрее завершить работу над собой. Хотя работу, связанную с самосовершенствованием, завершить нельзя, потому что, как известно, пределов у совершенства нет.

Стоит ли говорить о том, что работая над улучшением собственного поведения и изменениями черт и свойства характера, следует как можно больше читать книг. Книги очень многому учат. Может быть, твоим лучшим учителем и воспитателем станет именно какая-то очень хорошая книга.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986–1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. - СПб.: Наука, Logos, 2006.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность - вежливость королей» - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины...

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.

Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Вариант 31. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Появлением термоса мы обязаны не только фундаментальной науке физике, притом что учёные сделали для этого очень много: А. Ф. Вейнхольд придумал в 1881 году стеклянный ящик с двойными стенками, между которыми откачал воздух, а Дж. Дьюар в 1892 году превратил этот стеклянный контейнер в колбу с узким горлышком. (2)Это было блестящее с научной точки зрения изобретение, но непрактичное, что понимал берлинский производитель стеклянных изделий Р. Бургер, который в 1903 году усовершенствовал сосуд Дьюара, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку стаканчик. (3)Получив патент, предприимчивый промышленник Бургер основал одноимённую фирму по выпуску термосов, и с марта 1904 года торговая марка «Термос» стала использоваться в коммерческих целях.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Появлением термоса мы обязаны прежде всего немецкому физику А. Ф. Вейнхольду, создавшему в конце XIX столетия теплоизолирующие стеклянный контейнер с откачанным между стенками воздухом.

2) Механизм работы термоса был изобретён А. Ф. Вейнхольдом, придумавших стеклянный ящик с двойными стенками, Дж. Дьюар превратил этот контейнер в колбу с узким горлышком, а Р. Бургер усовершенствовал сосуд, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик, и стал продавать его пол торговой маркой «Термос».

3) Появлением термоса мы обязаны не только физикам, но и промышленникам: первые сосуды Дьюара для коммерческого использования были произведены основателем компании «Термос» Р. Бургером, усовершенствовавшим изобретение А. Ф. Вейнхольда и Дж. Дьюара.

4) Термос стал популярен благодаря Р. Бургеру, который превратил теплоизолирующих стеклянный ящик в колбу с узким горлышком, тем самым усовершенствовав непрактичное, хоть и блестящее с научной точки зрения изобретение.

5) Сосуд Дьюара, называемый в быту термосом, предназначен для теплоизоляции, длительного хранения, транспортировки и дальнейшего использование содержащегося в нём вещества.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя и не столько как раз как если не

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОРПУС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КОРПУС, -а, м.

1) Туловище человека или животного. Крупный, тяжёлый к.

2) Остов, оболочка чего-н. К. корабля. К. часов.

3) Отдельное здание в ряду нескольких или обособленная большая часть здания. Заводские корпуса. Боковой к.

4) Крупное войсковое соединение из нескольких дивизий. Моторизованный, танковый, авиационный, воздушно-десантный к.

5) Совокупность лиц, объединённых общностью какого-н. официального положения. Дипломатический к. Корреспондентский к. (в какой-н. стране: корреспонденты из разных стран).

6) В дореволюционной России: среднее военно-учебное заведение. Кадетский к. Морской к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

воспринялА загодЯ партЕр повторЕнный созЫв

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, которому доверял Цезарь, был его лекарь.

ИСКУСНЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, а также для внутренней отделки помещений.

Депутат не дождался ОТКЛИКА на свои инициативы и выступил с новым предложением.

Его всегда выручала какая-то неведомая сила: он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

Сердце девушки ПЕРЕПОЛНЯЛА радость.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЛИНЬШЕ других

без ЗАМОРОЗКОВ

ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ростками

ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

на ОБОИХ берегах

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) ошибка в построении сложного предложения

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В. А. Обручевым.

2) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

3) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.

4) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Отвечая на вопрос менеджера, я предположил то, что гарантийный срок телевизора ещё не истёк.

6) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

7) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

8) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

9) На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..сли неув..дающая (красота) в..теран разд..рать гор..зонтальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..влёк, пр..мудрый

пр..берёг, пр..градил

з..ночевать, из..гнул

бе..дарный, ра..бег

по..сказал, о..жал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

удоста..вать

заносч..вый

преодол..вать

отпрыг..вать

податл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл..мый

невид..мый

преследу..мый

переинач..нный

танцу..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

Режиссёром движет (НЕ)ЖЕЛАНИЕ прославиться, а настоящая кинематографическая страсть.

К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

Скептик (НЕ)ВЕРИТ в то, в чём не удостоверился лично.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

(В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением шло другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ОТ)ТОГО, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать-земля родная наша (1)

В дни беды и в дни побед

Нет (2) тебя (3) светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше (4) кажется (5) в тебе.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Пётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (5)Безуспешно.

(6)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (9)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (10)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. (14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.

(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.

(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.

(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.

(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (30)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать, (36)И тут произошло небывалое - подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:

Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.

(37)И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!

(38)Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова, (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие - тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (53)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.

(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.

(56)Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.

(57)История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.

(58)Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.

(59)Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.

(По Д. А. Гранину)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр I навсегда запомнил миг своей слабости во время осады Нотебурга.

2) «Бомбардирский капитан», видя, как гибнут его гвардейцы во время штурма неприступной крепости, приказал отступать.

3) Подполковник Семёновского полка, ослушавшись приказа Петра отступать, перешёл на сторону шведов.

4) Русские солдаты и офицеры во главе с Петром отдали честь солдатам и офицерам шведского гарнизона, стойко защищавшим крепость.

5) Осада крепости, называемой Орешек и расположенной на берегу реки, вошла в историю как «Нарвская конфузил».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) Предложение 20 называет следствие того, о чём говорится в предложении 21.

3) В предложениях 23-26 представлено рассуждение.

4) В предложениях 34, 35 содержатся элементы описания состояния человека.

5) В предложениях 41-45 содержится повествование.

23. Из предложений 23-25 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 46-53 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В тексте Д. А. Гранина Пётр I предстаёт как полководец, заботящийся о своих войсках: это подчёркивает лексическое средство - (А)____ ("его любимцы, его надежда" в предложении 33). Читаешь текст и будто слышишь речь царя - благодаря использованию такого лексического средства, как (Б)____ ("не осердился на ослушника" в предложении 37). Чувство справедливости, присущее Петру и его офицерам, передают неоднократно использованный прием - (В)____ ("не его, а Божий" в предложении 36, "не для царя, а для победы" в предложении 37) и синтаксическое средство - (Г)____ (в предложениях 54, 56)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) восклицательное предложение

3) противопоставление

4) парцелляция

5) эмоционально-оценочные слова

6) устаревшие слова

7) эпифора

8) фразеологизмы

26. Напишите сочинение.

Вариант 31

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

сначалавскоре

искусственный

145 или любая комбинация этих цифр

1234 или любая комбинация этих цифр

неувядающая

симпатизирует

бездарныйразбег

преодолевать

невидимый

вышлаизстроя

необходимо

Проблема

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?)

1. Победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал всё, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.

2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости: это позволяет исправлять ошибки и идти дальше.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...