Ф искандер тринадцатый подвиг. «Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои

Математик Харлампий Диогенович заметно отличался от своих неряшливых коллег. С его появлением в классе установилась строгая дисциплина. На уроках было так тихо, что директор школы не мог поверить, что ученики на своих местах, а не на стадионе. Тишина воцарялась, как только учитель заходил в класс, и длилась до конца урока. Иногда был слышен смех. Харлампий Диогенович позволял себе пошутить, а ребятам весело посмеяться. Например, он мог оказать величайшее почтение опоздавшему ученику, уступив ему дорогу в класс и назвав его вдогонку принцем Уэльским. Учитель никогда не ругался, не вызывал в школу родителей. На контрольных ребята не списывали, потому что знали, что Харлампий Диогенович сразу узнает такую работу и высмеет нерадивого ученика. Не избежал участи оказаться смешным перед всем классом и рассказчик.

Однажды он никак не мог решить задачу. Не выполнив домашнее задание, он пришел в школу. Убедившись, что у других ребят решение тоже не сошлось с ответом, мальчик побежал играть в футбол. Перед самым началом урока он узнал, что отличник Сахаров справился с заданием. И у соседа по парте Адольфа Комарова задача тоже оказалась решена. Рассказчик замер в ожидании того, что спросят именно его. В класс заглянули доктор и медсестра. Они искали пятый «А» класс, чтобы провести вакцинацию. Мальчик из страха вызвался показать, где находится этот класс и учитель дал ему разрешение. По пути он узнает, что прививку их классу планируют сделать на следующем уроке и сообщает медикам, что класс уйдет в музей. Забежав перед доктором в класс, рассказчик увидел, что задачу у доски решал Шурик Авдеенко, но объяснить решение так и не смог. Учитель отправил его на место, а за решенную задачу похвалил Адольфа.

Медики, вернувшись, сообщили, что ребятам необходимо сделать прививки и учитель позволил им занять урок. Первым на прививку вызвали Авдеенко. Он сделал ее без страха, ведь прививка спасла его от возможной двойки. Адольф Комаров был бледен. Сосед по парте утешал его, но это не действовало. От укола Алик сделался еще бледнее, и доктору пришлось дать ему нашатырь. Рассказчик гордился перед Аликом тем, что не почувствовал укола, хотя это была неправда. Медики ушли.

Немного времени оставалось до конца урока. Харлампий Диогенович в задумчивости начал рассказ о двенадцати подвигах Геракла и о некоем молодом человеке, решившим своим тринадцатым подвигом скорректировать греческую мифологию. Учитель сказал, что этот подвиг был совершен из трусости, а ради чего это было сделано, он попросил объяснить рассказчика, вызвав его к доске. Харлампий Диогенович попросил мальчика рассказать, как он решил домашнюю задачу. Ученик пытался тянуть время, но выглядел все нелепее и смешнее. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. Рассуждая, он пришел к выводу, что хуже всего, что человек перестает бояться быть смешным. Это может навлечь на него несчастья. Спесивые римские императоры не увидели вовремя, как на самом деле они смешны, оттого и погибла великая империя.

Фазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.

Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.

Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».

Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.

Юмор в произведении
Эпизоды, связанные со смехом, оказываются важными для понимания художественного замысла автора. Их достаточно много и большинство из них создаются с помощью образа Харлампия Диогеновича и учеников. Школьный учитель мастерски использует юмор в воспитательных целях.

Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике. Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку. Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.

Например, в эпизоде с опозданием ученика он сравнивает его с принцем Уэльским, показывая, что приходить в класс позже учителя это проявление неуважения и собственной распущенности. Когда же лукавство главного героя раскрыто, то педагог любезно и непринуждённо спрашивает: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?». Следующая его фраза ещё более анекдотична: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал».

Ирония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.

Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось.

Характеристика персонажей «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель математики Харлампий Диогенович. Есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. Нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. Он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».

Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.

Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.

Обижаются ли дети на своего учителя за насмешки? Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас. Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович. Как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.

Ещё один главный герой произведения – это сам рассказчик. Он предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый рассказчик, наученный жизненным опытом и повествующий нам эту историю.

Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умен и даже хитёр. Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил. Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.

Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьезней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».

Главная идея рассказа

Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.

Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения. Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя. Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.

Предлагаем прочитать одно из самых известных произведений

Античная Греция стала родиной многих героев, которые известны всему миру. Среди них почетное место занимает Геракл - герой, сын бога Зевса и земной женщины Алкмены.

Двенадцать подвигов Геракла вошли в историю человечества. Некоторые ученые считают, что многие герои античного времени, моряки, основатели городов носили имя Геракл, и потом рассказы о них были объединены в один сюжет.

Главный бог Зевс, которого считали отцом Геракла, всегда помогал своему сыну, а вот его жена, богиня Гера, не любила его. Однажды ночью, когда Геракл и его брат Ификл спали в коляске, Гера отправила к ним двух огромных змей, чтобы они задушили детей. Но Геракл проснулся и убил ползучих врагов. Так люди поняли, что он обладает необычайной силой.

Многие боги, друзья Зевса, научили Геракла полезным умениям. Амфитрион дал ему возможность управлять колесницей, Кастор научил бороться, Лин дал ему знания по музыке, и многое поведал ему кентавр Хирон. Все это и дало ему возможность совершить 12 подвигов. Геракла боялись и уважали.

Борьба с немейским львом

Герой Геракл всю жизнь вынужден был подчиняться маленькому тщедушному царю Еврисфею, который правил Микенами. Тот все время искал возможность избавиться от Геракла, но не мог предать его казни, потому что Геракла народ любил за его благодеяния.

1 подвиг Геракла связан с победой над страшным львом, жившим в окрестностях Микены. Этот лев не давал возможности греческим прихожанам приходить в храм Зевса. Рожденный Ехидной и Тифоном лев был неуязвим, обычные люди не могли ничего с ним сделать.

Узнав об этом, царь Еврисфей немедленно послал Геракла бороться со львом в надежде, что ему не удастся победить. Герой отправился к логову льва.

1 подвиг Геракла был связан с тем, что ему пришлось завалить камнями один из входов в пещеру (всего было два). Притаившись, он стал ждать льва. Тот под вечер пришел с охоты. Подкравшись, Геракл ударил его палкой по голове, но убить не смог. В итоге Геракл задушил льва и снял с него шкуру.

Эта шкура потом служила герою во всех его походах, он подстилал ее под себя, когда спал. Завернувшись в эту шкуру, Геракл потом пришел к воротам Микен, чем страшно напугал царя Еврисфея, и тот предпочел общаться с ним только через своих слуг.

Лернейская гидра

Недолго пришлось Гераклу отдыхать после сражения со львом. На второй день к нему пришел посланец от царя Еврисфея с требованием, чтобы герой опять отправлялся совершать подвиги.

Двенадцать подвигов Геракла включают в себя его сражение с лернейской гидрой. Она также была порождением Тифона и Ехидны. Гидра имела тело змеи и девять голов, причем у них была одна особенность - на месте отрезанных или срубленных голов отрастали новые.

Подвиги Геракла, краткое содержание которых было дано древнегреческими историками, гласят о том, что силач пришел на болото, где жила гидра, и раздразнил ее. Чудовище выползло из пещеры и стало душить героя. Вдобавок из болота появился огромный рак и впился ему в ногу. Геракл без устали рубил гидре головы, но постоянно отрастали новые. В итоге он позвал помощника, пастуха Иолая. Тот поджег лес, а с помощью огня стал прижигать места на теле гидры, где были отрублены головы. Они перестали отрастать, и Геракл наконец-то уничтожил гидру. Тело ее изрубил и закинул в болото, а в крови гидры намочил свои стрелы. С тех пор ранения, причиненные этими стрелами, стали смертельными для его врагов.

Стимфалийские птицы

После убийства гидры герой получил возможность отдохнуть год. Потом царь Еврисфей опять призвал его к себе и повелел идти в лес около Стимфала.

Аркадский город Стимфал уже давно страдал от ужасных птиц. Эти крупные существа нападали на людей, уносили скот и грабили поля. 3 подвиг Геракла связан с победой над этими существами.

Птицы эти были также опасны тем, что их длинные бронзовые перья наносили людям смертельные ранения. Обычному человеку справиться с ними было невозможно. Но дружественные боги пришли Гераклу на помощь.

Афина Паллада дала герою специальную трещотку, которую сделал Гефест. Она издавала такие звуки, что от них в ужасе убегали все.

Подвиги Геракла, краткое содержание которых изложено в школьной хрестоматии, рассказывают о том, что на этот раз Геракл стал возле леса, где жили птицы, и начал звенеть трещоткой. Поднялся такой грохот, что все птицы вылетели из чащи. Тут герой стал стрелять в них из лука. Часть он перебил, остальные улетели далеко-далеко.

Птицы поселились на берегу Эвксинского понта, а герой пошел к себе домой. Впрочем, скоро его опять вызвали для выполнения срочного поручения.

Керинейская лань

Богиня Гера все искала способы насолить пасынку, 12 подвигов Геракла, краткое содержание которых пересказывали друг другу все греки, и появились потому, что герою постоянно приходилось выполнять поручения царя Еврисфея, ставленника Геры.

Итак, Гера решила поссорить героя с богами. Еврисфей дал Гераклу поручение привести прекрасную лань, живущую в Аркадии. Тринадцатый подвиг Геракла, краткое содержание которого интересует многих, связан с охотой героя на эту лань, что опустошала посевы селян.

Лань была очень красивая, у нее были золотые рога. Она быстро бегала, Геракл гонялся за ней целый год. В конце концов преследование ему надоело и он выстрелил в животное. При этом они пронзил ей ноги, лань больше не могла бегать.

Взвалил Геракл лань на плечо, только собрался унести, как перед ним предстала возмущенная богиня Артемида, которая потребовала вернуть лань. Геракл извинился и сказал, что поймал лань не по своей воле, но по воле царя Еврисфея, который отправил его сюда. Богиня простила его, и герой унес лань в Микены.

Эриманфский кабан

Подвиги Геракла, краткое содержание которых многие из нас читали в детских книгах, на этом не закончились. Еврисфей дал ему задание убить эриманфского кабана.

Это животное жило на горе Эриманф, у него были огромные клыки, с помощью которых он уничтожал людей.

По дороге Геракл решил зайти в гости к своим друзьям кентаврам, это были полулюди-полулошади, жившие в пещере. Многие считают, что было тринадцать подвигов Геракла, поскольку к ним можно еще отнести уничтожение злых кентавров. Дело в том, что полулюди-полулошади в честь приезда героя открыли вино, напились и стали нападать на Геракла.

Он бросал в кентавров дымящиеся головни, а также стрелял ядовитыми стрелами. Они убежали домой к Хирону, самому старому из кентавров. Герой ранил Хирона выстрелом в колено. И он позже добровольно ушел в Аид.

Это был 13 подвиг Геракла, но герой был расстроен тем, что ему пришлось так поступить со своим другом, но ему нужно было доделывать задание царя Еврисфея. Подвиги Геракла, краткое содержание которых интересно всем, повествуют о том, что силач пришел в лес, нашел кабана и загнал его на вершину горы в глубокий снег. Потом скрутил кабана и принес его в Микены. Царь Еврисфей страшно испугался и спрятался в бронзовом котле.

Авгиевы конюшни

Двенадцать подвигов Геракла не всегда были связаны с укрощением диких животных. Есть среди них и подвиги другого рода.

Царь Элиды Авгий был сыном лучезарного бога Гелиоса. Он был очень богат, а своими стадами быков и лошадей безмерно гордился. Триста быков из его стада считались украшением страны. Из них двести были красные, а сто - белые. Но была проблема: помещения, в которых содержались его животные, были очень грязными, никто не знал, как их очистить.

Геракл предложил Авгию сделку: он в один день очистит конюшни, а тот взамен отдаст ему десятую часть стад. Авгий был согласен. Он считал, что это сделать в принципе невозможно.

Герой же, недолго думая, сломал стены конюшен, подвел туда воды двух рек. Эти воды хлынули в помещения, а на следующий день весь навоз был смыт. Потом Геракл стены восстановил.

Авгий отказался выплачивать герою обещанную награду. Тому пришлось уйти просто так, но потом он отомстил Авгию. Собрал войско, убил Авгия и его сыновей, разрушил город. Впоследствии на месте битвы с Авгием были учреждены Олимпийские игры.

Критский бык

Не приходилось силачу долго отдыхать. Пока все дикие животные и свирепые чудовища не были истреблены, не мог успокоиться царь Еврисфей. Вот и сейчас он послал Геракла на Крит, где в то время обитал свирепый бык. В седьмой раз пришлось герою совершать подвиг.

Подвиги Геракла, краткое содержание которых многие изучали в детстве, повествуют о том, что Геракл отправился на Крит, повинуясь приказанию.

Критский бык был изначально предназначен для того, чтобы принести его в жертву богу Посейдону. Но царь острова Минос не захотел отдавать богам такого красивого быка, отправил его на пастбище, а в жертву принес другого.

Разгневался Посейдон, и стал красивый бык свирепым чудовищем, которое нападало на людей, уничтожало посевы. Экономика острова Крит оказалась под угрозой. Понадобился еще один подвиг Геракла, чтобы вернуть все в нормальное положение.

Некоторые считают, что именно это был тринадцатый подвиг Геракла. Поймал герой быка, поехал на нем верхом. Потом бык стал перевозочным средством для переправы с Крита на Пелопоннес. Привел Геракл его в Микены, но царь Еврисфей испугался, не захотел заводить в город такое животное. Тогда герой отпустил страшного зверя, и тот убежал в Аттику, где был убит Тесеем.

Кони Диомеда

Тринадцать подвигов Геракла связаны с победой героя над силами дикой природы, над свирепыми существами, населявшими тогда Грецию.

Восьмой подвиг был связан с укрощением коней, принадлежавших царю Диомеду, жившему во Фракии. Эти лошади были прикованы железными цепями к стене, все их боялись. Они ели людей. Царь Диомед ловил чужеземцев и скармливал их коням.

Геракл пришел во Фракию, забрал животных и увел их на свой корабль, поручив их охрану Абдеру, сыну Гермеса. Диомед со своим войском догнал героя и попытался напасть, но Геракл многих убил, а Диомеду пришлось спасаться бегством. В это время дикие кони съели Абдера, все долго горевали по этому поводу. Но все равно подвиг Геракла был совершен.

Как обычно, Геракл привел свою добычу в Микены, чтобы показать царю Еврисфею. Тот велел отпустить коней, и они убежали в лес. Там где-то они и погибли.

Спасение жены царя Адмета

Девятый подвиг Геракла ознаменовал борьбу его со смертью, его победу над богом смерти Танатом.

Возможно, что и тринадцатый подвиг Геракла, краткое содержание которого излагается в сборниках мифов и легенд, имеет связь с победой человека над темными силами природы. Геракл первый нарушил правило, согласно которому древние боги смерти были вправе забрали любого человека, нужного им.

Царь Адмет знал, что он должен сойти в могилу, в Аид, так как боги предначертали ему это. Но умирать ему не хотелось, планы у него были колоссальные. Он просил своих престарелых родителей, чтобы они отправились в Аид вместо него. Родители отказались.

Тогда жена царя Адмета Алкестида согласилась отдать себя в жертву. Тяжело ей было бросать мужа и двоих детей, но она знала, что кто-то из них должен уйти. Молилась она богине домашнего очага Гестии, чтобы та не оставила ее детей без присмотра. Приготовилась Алкестида к смерти, надела погребальный наряд. Стали оплакивать ее слуги.

В это время мимо города проезжал Геракл, который был в веселом состоянии духа. Пришел он домой к Адмету, начал пировать. Но слуги сказали ему, что веселиться сейчас неуместно, так как умерла царица, жена Адмета.

Геракл узнал подробности, пошел к гробнице, в которой лежала Алкестида. Ночью к гробнице пришел бог смерти Танат. Завязалась между ними борьба. В этой борьбе победил сын Зевса. Отбил он Алкестиду и отвел ее обратно к Адмету. Тот сначала не узнал жену, но потом очень обрадовался. Ликовали все жители города. Герой же отправился дальше.

Пояс Ипполиты

Десятый подвиг - поход силача в страну амазонок. Подвиги Геракла, краткое содержание которых интересует многих, стали символом победы культурных греков над варварами.

Подвиг этот был связан с тем, что дочь царя Еврисфея захотела иметь пояс царицы Ипполиты, которая правила амазонками, воинственными женщинами, что вели кочевой образ жизни.

Геракл отправился в страну амазонок, по пути он провел несколько сражений. На него нападали дикие бебрики, от которых он отбился. Прибыв в страну амазонок, он пришел к царице Ипполите и попросил, чтобы ему отдали пояс.

Ипполита хотела вначале отдать ему пояс добровольно, но амазонкам это не понравилось. Вернее, Гера подстроила так, что амазонки напали на войско Геракла. Началась битва. Многие из амазонок были убиты.

Их предводительницу Меланиппу Геракл взял в плен, но ее выкупила Ипполита, отдав победителю пояс.

Коровы Гериона

12 подвигов Геракла помогли древним людям освободиться от пут природных сил. Мало того, благодаря этому силачу они узнали, как их можно укротить.

13 подвиг Геракла связан с поимкой коров Гериона, которые жили на самом западном краю земли. Герой получил поручение от Еврисфея привести этих коров. Он отправился на запад через Африку и Ливию, там воздвиг два столба как доказательство своего появления.

Там ему пришлось вступить в борьбу с псом Орфо и великаном Герионом, у которого были три пасти и шесть рук. В этой борьбе ему помогла Афина Паллада. На берегу океана Геракл задумался о том, как добраться до Эрифейи. Там он встретил Гелиоса, бога солнца, и тот предложил ему подъехать на колеснице, на которой Гелиос каждый день совершал объезды по небу. Так Геракл добрался до острова.

Убив Гериона, Геракл захватил коров и погнал их в Грецию через Африку, Италию и Испанию. Богиня Гера преследовала его и здесь, напустила на коров бешенство. Коровы разбежались, пришлось Гераклу опять их собирать.

Привел он коров в Микены, а там царь Еврисфей принес их в жертву богине Гере. Так тринадцатый подвиг Геракла, краткое содержание которого стало известно всему миру, и был совершен. Но существуют споры по поводу того, действительно ли это можно считать последним подвигом героя. Некоторые называют еще несколько.

Пес Кербер

Укрощение пса Кербера стало самым выдающимся подвигом Геракла. Для этого ему пришлось спуститься в Аид и там вести переговоры с самим богом смерти.

Спуститься в подземное царство помогла Гераклу богиня Афина Паллада, по дороге он освободил Тесея. Царь Аид поставил перед Гераклом условие: он возьмет с собой Кербера в том случае, если победит его без применения оружия.

Сложно пришлось Гераклу, но победил он Кербера, привел его к царю Еврисфею. Тот страшно испугался, пришлось герою отводить пса обратно.

12 подвигов Геракла, краткое содержание которых нам уже известно, заканчиваются повествованием о том, как Геракл добывал яблоки Гесперид. Росли эти яблоки в садах, которые охранял никогда не спящий дракон. 6 подвиг Геракла тоже был связан с преодолением чудовища. Яблоки имели чудодейственную силу - они приносили вечную молодость каждому, кто их ел.

По дороге к садам Геракл столкнулся с Атласом, который держал на плечах весь небесный свод, и попросил его о помощи. Атлас согласился принести яблоки, но взамен приказал Гераклу подержать небесный свод. Тяжело пришлось нашему герою, но держать небесный свод ему снова помогла Афина Паллада.

Атлас принес яблоки, но не хотел принимать небо обратно. Тогда Геракл пошел на хитрость: он сказал, что хочет сделать себе подушку, и все-таки отдал Атласу небесный свод, попросив минутку подержать.

В современных исследованиях существуют разногласия по поводу того, сколько было подвигов у Геракла. 13 подвиг Геракла вызывает сомнения у многих. С чем именно он связан, никто до сих пор точно не знает. Тринадцатый подвиг Геракла, содержание которого приводится в литературе, больше предназначен для изучения взрослыми читателями. Потому его описания нет в школьных хрестоматиях.

Вообще, наиболее широко известны двенадцать подвигов Геракла, которые и упоминаются в мировой литературе. Эти деяния стали основой различных произведений, многие писатели работали с этими сюжетами. Если говорить кратко, 13 подвиг Геракла стал воплощением его могучей силы в отношениях с представительницами противоположного пола, и здесь греческий герой остается образцом для подражания.

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие» .

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.
К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», т>т же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.
В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».
Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — «<…> был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. <…>
Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек».
Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным.
Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

Вариант 1

В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках "образцовую тишину". Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха.

Однажды ученик 5 "Б" класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя. Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 "А", но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 "А". Более того, пока они шли коридорами школы "доблестному" пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 "Б". Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников.

После докторских "экзекуций", сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственнее стал подходить к домашним заданиям. Этот подвиг был не из-за смелости, а из-за трусости, из-за того, что он не сделал домашнее задание по математике.

Вариант 2

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.

Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.

Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович - учитель.

К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики.

Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...