Фамилия галлер. «Суд чести», организованный людьми бесчестными

Лев Михайлович Галлер родился 17 (по новому стилю — 29) ноября 1883 года в Санкт-Петербурге. По национальности русский. В 1902 году поступил на учёбу в Морской кадетский корпус. После его окончания в 1905 году служил вахтенным начальником на крейсерах «Азия», «Генерал-адмирал», «Герцог Эдинбургский». В 1907-1911 годах был вахтенным начальником линейного корабля «Слава». В 1908 году участвовал в спасении жителей итальянского города , пострадавших при землетрясении.

В 1912 году Галлер окончил артиллерийский офицерский класс, после чего служил артиллеристом на линейном корабле «Андрей Первозванный». С июля 1914 года занимал должность флагарта бригады линейных кораблей, участвовал в боях . С сентября 1916 года командовал эсминцем «Автроил». В январе 1917 года Галлер был назначен на должность старшего офицера линейного корабля «Слава», в октябре того же года переведён командиром эсминца «Туркменец-Ставропольский».

В январе 1937 года Галлер был переведён на работу в центральный аппарат Военно-морского флота СССР. Служил заместителем начальника Морских сил РККА, Начальником Главного морского штаба ВМФ СССР. На этих постах он внёс большой вклад в развитие отечественного судостроения, повышение боеспособности советского флота. При его непосредственном участии были созданы морская авиация, противовоздушная и береговая оборона. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание адмирала. В октябре 1940 года Галлер был назначен заместителем народного комиссара военно-морского флота СССР по кораблестроению.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года в связи с отсутствием начальника Главного морского штаба Галлер осуществлял руководство приведением в полную боевую готовность сил Военно-морского флота СССР. В годы он продолжал занимать должность заместителя наркома ВМФ. Галлер сумел отлично наладить руководство действиями флотов, флотилий и тыловых подразделений, связь между ними. При его участии осуществлялось перебазирование на северные базы группы кораблей Тихоокеанского флота, бесперебойно работали судостроительные заводы, в том числе и в , осуществлялся приём на вооружение новейшего вооружения. Галлер курировал также вопросы ремонта повреждённых в боях кораблей, а также принимал активнейшее участие в решении оперативных вопросов боевого применения морских сил.

В 1945 году Галлер руководил разработкой программы строительства кораблей и судов Военно-морского флота СССР на десять последующих лет. С апреля 1946 года он занимал должность первого заместителя Главнокомандующего Военно-морскими силами по кораблестроению, а феврале 1947 года возглавил Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения.

В декабре 1947 года по ложному обвинению в передаче западным разведкам образцов новейшего торпедного вооружения Галлер был смещён со своего поста и предан «суду чести» совместно с адмиралами , В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым. 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к 4 годам лишения свободы, а 10 февраля 1948 года Постановлением Совета Министров СССР Галлер был лишён воинского звания адмирала (в тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР он был также лишён всех государственных наград). Наказание он отбывал в Казанской тюрьме. В феврале 1950 года Галлер был переведён в Казанскую психиатрическую больницу МВД СССР, где умер 12 июля того же года. Точное место захоронения неизвестно, на Арском кладбище Казани установлен кенотаф.

Views: 2164

(1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

(З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

(6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.

(11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. (14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

(15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. (16)Уроки радости - таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

(18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло…

(20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21) Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» - накинулась на Меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (ЗО)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

(32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» - опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы» про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз - громким, довоенным смехом.

(39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

- Кости целы - мясо наживём! (42)Живы будем - не помрём!

(43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44) Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

(45) И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

(По Г. Галлер)

Галина Галлер (род. в 1964 г.) - журналист, врач, научный работник.

Как незаурядный человек может повлиять на характеры людей, на их настроение и мировоззрение? Именно этой сложной проблеме посвящён текст Г. Галлер.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, журналист рассказывает историю о том, как сильно одна бабушка по имени Зинаида Ильинична изменила трудного подростка. Автор текста особо подчёркивает, что этот тринадцатилетний мальчик, которого звали Иван, «за свою короткую жизнь успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань». Автор с восхищением говорит о том, что Зинаида Ильинична, решив устроить Ивана в театр юного зрителя на подработку, полгода «горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции», затем «научила работать над собой с помощью дневника», и со временем Иван сумел выучить все роли, а после войны он стал «заслуженным артистом и режиссёром». Но не только на этого мальчика сумела повлиять Зинаида Ильинична. Автор с нескрываемым уважением говорит о том, что во время военных действий эта женщина активно подбадривала людей, вселяла в них уверенность в том, что всё будет хорошо. Поэтому автор текста призывает читателей ценить таких людей, как Зинаида Ильинична.

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что незаурядный человек способен очень сильно повлиять на характер и мировоззрение людей, изменив их к лучшему, такой человек может вселить в окружающих надежду даже в очень трудных жизненных ситуациях.

Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждена в том, что выдающаяся личность обладает талантом оказывать сильное благотворное влияние на систему взглядов человека на мир и его место в нём, на его характер, пробуждать в людях надежду в очень тяжёлые жизненные моменты.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». В этом произведении представлена легенда о Данко. Однажды завоеватели прогнали его племя в страшный лес, где люди стали гибнуть. Впав в отчаяние, они хотели уже сдаться врагу, но бесстрашный Данко остановил их. Он убедил своё племя идти через лес, ведь у леса есть конец, как и у всего в этом мире. Люди вдохновились его словами и отправились в путь, который был очень труден и долог. Обессилев, люди озлобились на Данко. Им стыдно было признаться в своей слабости, поэтому они во всём обвинили его. Когда Данко сказал им, что они не сумели сохранить силы на долгий путь, они взбесились ещё больше и захотели его убить. Данко понял, что они как звери. Сначала в душе его закипело негодование. Но чувство жалости, чувство любви к людям победило. В глазах его загорелись искры. Люди подумали, что он рассвирепел, и окружили его, чтобы легче было его убить. Но смелый и благородный Данко, чьи чувства были переполнены любовью к людям, крикнул: «Что сделаю я для людей?!», разорвал себе грудь и вынул оттуда горящее сердце. Люди, как зачарованные, смотрели на него. Данко сказал: «Идём!». И теперь они шли за ним, шли, не глядя ни на какие трудности. И вот наконец вышли из этого леса. Вот как сильно Данко изменил настроение своих соплеменников, вот как он вселил в них решительность и веру в светлое будущее! Таким образом, незаурядный человек способен оказывать очень благоприятное влияние на состояние окружающих, воодушевлять их, изменять их жизненные взгляды в лучшую сторону даже при очень трудных обстоятельствах.

Приведу ещё один пример, который показывает, как хорошо может харизматичная личность воздействовать на мировоззрение людей, на их настроение. Известно, что Иисус Христос, которого христиане считают сыном Божиим, проповедовал высокие духовно-нравственные ценности. В частности, он учил людей любить и ценить друг друга. И очень многие люди приняли его убеждения, стали следовать за ним. И, хотя с момента смерти Иисуса Христа прошло более двух тысяч лет, в мире по-прежнему существует огромное количество приверженцев христианства, которое на данный момент является мировой религией. Вне всяких сомнений, христианство, отвечающее на важнейшие жизненные вопросы, оказывает большое влияние на мировоззрение людей, вселяет в них надежду на вечное блаженство. Во многих ситуациях именно эта надежда поддерживает и ободряет людей в те моменты, когда они находятся в тяжёлой жизненной ситуации (например, потеряв близкого, христианин надеется на то, что сможет встретить покойного в раю, и благодаря этому он находит в себе силы жить дальше). И Иисус Христос сделал очень многое для того, чтобы христиане так относились к жизни. Следовательно, незаурядная личность имеет талант вдохновлять и подбодрять людей, оказывать благотворное влияние на их восприятие мира даже в тех случаях, когда эти люди стоят лицом к лицу с серьёзными испытаниями.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что существуют такие люди, которых мы называем незаурядными или харизматичными, и яркое отличие таких людей от других заключается в том, что они способны даже в очень непростых ситуациях крайне хорошо влиять на характер, настроение и даже мировоззрение других людей.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Вера в лучшее - это величайший дар, позволяющий человеку менять судьбы людей в лучшую сторону.

Автор поднимает важную и волнующую проблему о том, как важно верить в хорошее, и вселять эту веру в окружающих. Зинаида Ильинична является безусловным примером для подражания. Она обычный человек: мама, бабушка, учитель, соседка. Но очень нужный каждому из нас: «…соседи любили за доброту и уме¬ние со¬ве¬том или нуж¬ным сло¬вом под¬бод¬рить че¬ло¬ве¬ка». Бывают в жизни каждого человека такие моменты, когда нужно что бы кто-то помог тебе добрым советом, просто поверил в тебя. Именно так было в случае с Иваном: «Ре¬зуль¬тат пре¬взошёл все ожи¬да¬ния». Поверив в Ванечку, Зинаида Ильинична подарила и ему эту веру. И даже во время войны, ее оптимизма хватала на всех окружающих.

Г. Галлер пишет с восхищением, теплотой и любовью о своей бабушке. Воспоминания о ней пропитаны истинным восхищением силы этой женщины: «Рядом с ней даже бомбёжка была не так страш-на». А так же уважением к ее подвигу, рискуя своей жизнью, она была на посту, от начала и до конца. Даже спустя многие годы воспоминания о ней живы, и в минуты уныния заставляют улыбнуться.

Я согласна с мнением автора. Очень важно иметь такого рядом человека, который в трудную минуту подарит лучик надежды, и конечно важно быть самому таким человеком. Свое мнение я готова подтвердить примерами из художественной литературы.

Во-первых, философская повесть Вольтера «Кандид и оптимизм».

Главный герой произведения проходит через многие испытания на пути к своей возлюбленной. Но согласно наставлениям своего учителя, не теряет оптимизм не смотря ни на что.

Во-вторых, произведение М. Горького «Детство». Бабушка главного героя Акулина Ивановна так же является всеобщим источником хорошего настроения. Она всегда готова прийти на помощь и помочь добрым советом.

Прочитанный текст заставил меня задуматься о многом. В первую очередь конечно о важности в жизни каждого человека веры в добро, и в лучшее. Ведь делать добрые дела не так сложно как может показаться, но как же приятно видеть счастливых и улыбающихся людей, и знать что это твоя заслуга.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

ГАЛЛЕР

[нем. Haller] Берхтольд (сер. 1492, Альдинген, близ Роттвайля, Германия - 25.02.1536, Берн), швейцар. протестант, основоположник Реформации в Берне.

Г. изучал классические языки в лат. школе М. Рубелия в Роттвайле, а затем теологию в ун-те Кёльна, к-рый окончил в 1512 г. со степенью магистра искусств (magister artium). В 1513 г. он прибыл в Берн в качестве помощника Рубелия, получившего там место ректора лат. школы; в 1519 г. стал приходским священником, а в 1520 г.- членом капитула в ц. св. Винсента, где работал под рук. швейцар. реформатора Ф. Виттенбаха. По просьбе Г. в 1521 г. в Цюрихе О. Миконий познакомил его с У. Цвингли, к-рый стал его другом и учителем. После возвращения в Берн Г. начал проповедь Реформации, и вскоре вокруг него собрался кружок единомышленников. В авг. 1522 г., когда Берн посетил с визитацией епископ Лозанны, свящ. Г. Бруннер написал ему письмо, обвинив Г. в искажении учения Церкви. Епископ потребовал у городского совета отправить Г. в Лозанну, но совет назначил собственную комиссию по расследованию, в к-рую вошли друзья Г.- Виттенбах и Г. Вёльфин (Лупулус). Комиссия защитила Г., в свою очередь обвинив Бруннера в клевете на духовенство и Церковь. В дек. 1522 г. Г. представлял Берн на конференции в Бадене. Большинство членов Швейцарской конфедерации приняли решение запретить протестант. проповедь на своей территории, Г., представляя Берн, заявил, что он не хочет препятствовать проповеди Евангелия на своей территории. В июне 1523 г. советом 200 Берна был принят 1-й документ от имени города, официально разрешавший протестант. проповедь, однако противники Реформации начали активную борьбу против Г. и его сторонников. В апр. 1524 г. было издано постановление городского совета о том, что женатые священники лишаются приходов, а также о наказании за непочтительное отношение к Богородице и святым. Мн. сторонники Г. покинули город, его самого попытались выкрасть и доставить к епископу Лозанны.

В этот период Г. проповедует не только против католиков, но и против анабаптистов. В мае 1526 г. Г. и П. Кунц представляли Берн на диспуте протестантов с католиками в Бадене, где протестанты оказались гораздо слабее католиков. Г., в частности, безуспешно полемизировал с И. Экком. После возвращения в Берн он отказался возобновить мессу и был лишен места каноника, но протестант. община избрала его проповедником и платила ему жалованье. В апр. 1527 г. выборы в городской совет выиграли протестанты и было решено устроить новый диспут на этот раз в Берне. В янв. 1528 г. в город приехали более 100 делегатов, большинство из к-рых были протестантами. Среди них присутствовали И. Эколампадий, М. и В. Ф. Капито. Диспут закончился победой сторонников Реформации. Городской совет принял решение об отмене мессы и изъятии икон из церквей. В янв. 1532 г. Г. и Капито участвовали в Бернском синоде, на к-ром представили составленный Г. Бернский синодик. В 44 главах синодика были изложены основные положения реформатской систематической и пасторской теологии. В последние годы жизни Г. был тяжело болен, но это не помешало ему зимой 1536 г. отправиться в качестве проповедника с бернскими войсками в освободительный поход на Женеву. Вскоре после освобождения города Г. скончался.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое "ГАЛЛЕР" в других словарях:

    Галлер - Галлер фамилия. Известные носители: Галлеры (нем. Galler) дворянский род, внесённый в Общий гербовник дворянских родов Российской империи. Галлер, Альбрехт фон (1708 1777) швейцарский врач, ботаник и поэт. Галлер, Альбрехт фон… … Википедия

    ГАЛЛЕР - ГАЛЛЕР, Альбрехт (Albrecht von Haller, 1708 77), выдающийся анатом и физиолог. Родился в Берне, 15 ти лет поступил на мед. фак тет Тюбингенского ун та, но вскоре перешел в знаменитый тогда Лейденский ун т, где работал под руководством Альбинуса и … Большая медицинская энциклопедия

    ГАЛЛЕР - Лев Михайлович (1883 1950), адмирал (1940). Участник 1 й мировой войны 1914 18. В Гражданскую войну командир эсминца, крейсера, линкора. В 1932 1936 командующий Балтийским флотом, с 1938 начальник Главного морского штаба, с 1940 заместитель… … Русская история

    Галлер - Галлер, Лев Михайлович … Морской биографический словарь

    Галлер - I Галлер Халлер (Haller) Альбрехт (16.10.1708, Берн, 12.12.1777, там же), швейцарский естествоиспытатель и поэт. Учился в Тюбингенском, затем в Лейденском университете. С 1727 доктор медицины; в 1736 53 профессор Гёттингенского… … Большая советская энциклопедия

    Галлер - см. Галлер Альбрехт … Общая эмбриология: Терминологический словарь

    Галлер К. П. - Константин Петрович (5(17) VII 1845, Петербург 15(27) IV 1888, там же) рус. муз. критик, собиратель рус. нар. песен, композитор, педагог. Учился в Петерб. консерватории у Н. И. Зарембы, Ю. И. Иогансена и Н. А. Римского Корсакова (теория… … Музыкальная энциклопедия

    ГАЛЛЕР - 1 . Халлер (Haller), Бертольд (1492 25. II. 1536) деятель Реформации в Берне (Швейцария). С 1520 каноник в Берне. Составил эдикт 7 февр. 1528, провозгласивший реформацию в Берне (в духе реформации У. Цвингли). В то же время выступал против… … Советская историческая энциклопедия

    Галлер, Пётр - … Википедия

    Галлер П. - … Википедия

    Галлер Л. - … Википедия

Книги

  • Ян Галлер, краковский типографщик XVI века. , Совко Н.. Книга представляет собой репринтное издание 1883 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Лев Михайлович Галлер родился в ноябре 1883г. в Выборге. Получив традиционное для небогатой дворянской семьи воспитание, ещё в детстве «заболел» морем и в 1902г. поступил в специальный класс морского корпуса. На мировоззрение будущего адмирала в ходе учёбы большое влияние оказали действия российского флота в русско-японской войне.

В Морском корпусе горячо обсуждались статьи Н.Л. Кладо, А.Н.Щеглова и других авторов, остро переживали гибель С.О. Макарова, «Варяга», неудачи в войне. Многое из пережитого и понятого в то время осталось в памяти на долгие годы службы, которая началась после выпуска в феврале 1905г. назначением на Балтийский флот. Начиналась служба в обстановке грядущей революции, потери престижа военно-морского флота после поражения в войне, волнений в матросской среде. В этих трудных условиях своей службой Л.М. Галлер являл пример честного служения России, уважения к тем, с кем связала судьба.

Уже тогда, многое передумав, Лев Михайлович определил для себя принципиальные вопросы ответственности военного руководителя любого ранга за порученное дело. Это стало стержнем всей его дальнейшей службы – высочайшая ответственность, работа по 16-18 часов в сутки, стремление глубоко разбираться в сложных вопросах самому и только на этом основании ставить задачи подчиненным. Все указанные качества закреплялись в длительных плаваниях, учениях, на артиллерийских стрельбах и в ходе подготовки к грядущей войне. Такой самоотверженный подход к службе сказался и на служебном росте. Первую мировую войну он встретил уже в должности старшего артиллериста линкора «Андрей Первозванный», одного из новейших кораблей Балтийского флота.

Первое боевое крещение старшего лейтенанта Галлера – флагманского артиллериста бригады линкоров – состоялось в августе 1915г. в бою линкора «Слава» с двумя немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». После боя Лев Михайлович писал отцу: «Вспоминая те часы под огнем, скажу Вам честно, что страха не испытывал, работал как на учебной стрельбе, помогая управляющему огнем….». Затем были революционные события начала 1917г. и Моонзундское сражение, в котором Л.М. Галлер, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора «Слава». Был и последний бой «Славы» в начале октября и назначение командиром эсминца «Туркменец - Ставропольский» за неделю до вооруженного восстания в Петрограде. Л.М. Галлер не принял идеи революции, но выбор определился пониманием необходимости служения Родине и народу.

Сложный период революции, выхода России из мировой и гражданской войны закалил его, дал новый опыт. В январе 1918г. Л.М. Галлер подписал контракт «военного флота Российской Федеративной Республики» и указал: «Обещаю честью и верно служить в военном флоте…». Представители советской власти доверяли Льву Михайловичу, что подтверждалось назначениями по службе – в апреле 1918г. временное командование линкором «Андрей Первозванный», в феврале 1919г. командиром крейсера «Баян», а уже 2 апреля того же года вновь командиром на «свой» линкор. Новому командиру здесь всё знакомо и привычно. 17 апреля 1920г. Л.М. Галлер вступил в обязанности начальника штаба действующего отряда кораблей (ДОТ), в состав которого входил, почти весь Балтийский флот. С приходом нового начальника штаба на кораблях отряда развернулась систематическая учёба, подготовка к летней кампании.

Военная страда на Балтике закончилась в июле, возникли новые проблемы восстановления флота и поддержания его в боеготовом состоянии. В это время руководство флотом не было стабильным. Командовавший с октября 1920г. минной дивизией Галлер, уже в январе 1921г. временно возглавил штаб флота. 15 апреля Л.М. Галлер был утвержден в должности начальника штаба флота Балтийского моря. Первые месяцы на новом посту были сопряжены с необходимостью скорее залечить раны войны, особенно заботила сложная минная обстановка. Многие корабли были не укомплектованы, регулярно в море ходили только тральщики.

Новая работа давала возможность разработать более совершенную организацию Морских сил Балтийского моря. Было обосновано решение отказаться от деления на дивизии и перейти к дивизионам, но фактически реформу провели лишь через год. Но все предложения Льва Михайловича по организации боевой подготовки флота, планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны возражений не встретили и сразу стали проводиться в жизнь.

В это период, рассматривая возможности флота, Л.М. Галлер, как и многие другие руководители и ученые, участвовал в дискуссии «Какой РСФСР нужен флот». Он с самого начала занял реалистическую позицию: использовать те силы, что есть, восстанавливать все корабли, которые не устарели и могут быть использованы для обороны морских рубежей. Он исходил также из понимания слабости флота на Балтике, не говоря уже о практическом его отсутствии как реальной боевой силы на других театрах.

Вот поэтому в основу осенних маневров флота им был положен бой на минно-артиллерийской позиции против превосходящих корабельных сил противника. Вести его должны были наши линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Помощник главкома всеми вооруженными силами по морским делам Э.С. Панцержанский был доволен маневрами: флот показал, что на Балтике у РСФСР есть реальная морская сила. Успех маневров в эту кампанию 1922г., кроме всего, был обеспечен полным взаимопониманием Начальника морских сил Балтийского моря М.В. Викторова и Л.М. Галлера. В то время это было принципиально важно.

Интересная встреча состоялась у Л.М. Галлера летом 1925г. на линкоре «Марат». На борту находился М.В. Фрунзе. Нарком хотел в непринужденной обстановке выяснить у командования флота нужды Морских Сил, поговорить о новом кораблестроении. Здесь впервые Лев Михайлович высказался о необходимости комплексного (сбалансированного) развития флота. Предполагалось иметь в его составе крупные корабли, лёгкие силы, подводные лодки и катера. Речь шла и о необходимости строительства носителей самолётов – авиаматок, а также о ведущей роли во флотах всех крупных держав линкоров. Михаил Васильевич Фрунзе был собеседник внимательный, много уточнял и записывал. Вскоре после похода он писал: «…мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра – неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось лучшим концом». Лев Михайлович многого ждал от нового наркома, считая, что страна теперь имеет мыслящего военного лидера, понимающего нужды армии и флота и видящего перспективы их развития. К сожалению, преждевременная смерть М.В. Фрунзе сорвала эти планы.

С октября 1925г. Галлер находился на полугодичной учёбе в Военно-морской академии на Курсах усовершенствования высшего командного состава (КУВНАС). Появилась возможность в спокойной обстановке многое переосмыслить, ознакомиться с новейшими материалами учёных академии по военному искусству, более глубоко изучить опыт применения флотов в Первой мировой войне.

В апреле 1926г. Л.М. Галлер вновь назначен начальником штаба Морских сил Балтийского моря. Время было спокойное, обстановка на флоте деловая, что позволило быстро втянуться в работу. Правда, надо отметить, что для Галлера в любой обстановке никогда не было мало работы. В одной из последних аттестаций того времени о нём говорилось: «Энергичный, инициативный, хороший администратор. Прекрасно ориентируется в обстановке. Скромен, дисциплинирован. Работает, не считаясь со временем, на совесть. Пользуется исключительным авторитетом и уважением у начальников и подчиненных. Вежлив и ровен, активен в общественной работе. Аттестуется на наморси» (начальник морских сил).

Конец того года ознаменовался принятием программы военного кораблестроения. Это была первая программа новой власти. Пусть кораблей планировалось построить не очень много, но Лев Михайлович оценил её как переломный момент в истории отечественного флота.

После завершения осенних маневров Галлер был вызван в Москву, где Начальник морских сил РККА Р.А. Муклевич предложил ему перейти на должность командира дивизии линкоров. Считали, что с поступлением новых кораблей для дивизии она фактически превратится в эскадру. Сила действительно была внушительной линкоры «Марат», «Парижская коммуна» и «Октябрьская революция». Была надежда вернуть ещё два линкора, уведенные белыми в Бизерту, но переговоры результатов не дали.

И в новой должности Галлер не изменил себе. Всю свою энергию и знания опять посвящал главному – боевой учебе. Особое внимание при этом уделял отработке организации взаимодействия линкоров с артиллерией фортов, с самолётами и лёгкими силами, в том числе и с торпедными катерами, а также бою на минно-артиллерийской позиции. Все теоретические положения, закрепленные в действующих руководящих документах, проверялись на учениях и маневрах.

В 1929г. Галлеру было поручено организовать перевод на Черное море линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн». Лев Михайлович со всей ответственностью приступил к подготовке сложного перехода, связанного с выходом в океан. Переход предстоял длительный и трудный. Но даже в этих условиях Л.М. Галлер находил время для самообразования. Его беспокоила дискуссия «о малом флоте» и «малой войне». Не отрицая оборонительного боя на минно-артиллерийской позиции, Галлеру импонировало стремление к активным действиям, а в будущем создание океанского флота. В этом «флоте Галлера» гармонично сочетались корабли всех классов, подчёркивалась важность иметь свою (морскую) авиацию. Надо признать, что большое влияние на взгляды Л.М. Галлера оказывали признанные специалисты военно-морской академии М.А. Петров и В.А. Белли. Прибытие в Севастополь состоялось 18 января 1930г. Истинное значение передачи двух мощных кораблей Морским силам Чёрного моря в полной мере проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Возвращение в дивизию целиком поглотило внимание Галлера много, как всегда, работавшего. Соединение пополнялось новыми кораблями, что требовало в каждом конкретном случае разрабатывать документацию, осуществлять боевую подготовку, готовить командиров и штабы. В этой работе Галлер был незаменим не по должности, а по отношению к делу. Было и на кого опереться, особенно на командиров линкоров В.И. Иванова и Н.Н. Несвицкого.

Весной 1932г. Л.М. Галлер вступил во временное исполнение должности начальника Морских Сил Балтийского моря вместо убывшего на ТОФ В.М. Викторова. Флот вступал в этап перевооружения на новую технику и её освоения. Галлер как никто другой понимал необходимость разработки новых тактических приёмов, разработки оперативно-тактических документов для новых соединений и проверки всего наработанного на учениях в море.

К этому времени в целом уже сложились взгляды на задачи Морских Сил, на способы ведения морского боя. Однако близость границ с Финляндией предъявляла высокие требования к готовности сил. По-новому виделись действия своих сил на минно-артиллерийской позиции. Теперь следовало их вести в форме операции, всесторонне используя подводные лодки, торпедные катера и авиацию. Тогда уже Галлер видел трудности использования крупных кораблей за пределами Финского залива, понимая, что без прикрытия авиацией они могут быть уничтожены силами потенциального противника. Понимал он важность проведения десантных действий, учитывая и свой опыт 1919г.

Внедрение в практику соединений всего нового требовало напряженной работы органов управления Морских Сил, большую часть которой, особенно связанную с разработкой оперативных документов, Лев Михайлович брал на себя.

В июле Галлер был окончательно утвержден в должности, продолжая готовиться к осенним маневрам. Присутствующие на учениях наркомвоенмор К.Е Ворошилов и командующий военно-морскими силами страны В.М. Орлов высоко оценили уровень подготовки балтийцев.

В 1933г. начальником штаба был назначен И.С. Исаков, который стал Галлеру хорошим помощником. Он отлично знал Балтику, имел отличную подготовку и был прекрасным штабным работником. Много лет на разных должностях им пришлось работать вместе. А здесь, на Балтике, им приходилось решать вопросы базирования сил, строительства и судоремонта, перевода части кораблей на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. Часто приходится бывать Галлеру и в Москве. Авторитет Льва Михайловича очень высок. Его награждают орденом Красного Знамени, приглашают на обсуждение новой программы военного судостроения. Сбываются надежды на создание большого флота, а отсюда и планы по его базированию, боевой подготовке, новым формам использования сил.

С января 1935г. Галлер стал именоваться командующим Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ). В сентябре Галлеру было присвоено звание флагман флота 2 ранга, соответствующее адмиралу. В декабре он был награжден орденом Красной Звезды. Работа продолжалась.

Лев Михайлович постоянно размышлял о будущей возможной войне, рассматривая в качестве угрозы теперь уже флот фашистской Германии. О своих взглядах по этому вопросу он подробно информировал нового командующего Ленинградским военным округом Б.М. Шапошникова, с которым был знаком ещё с 1925г. Многое уже тогда объединило этих двух незаурядных людей. Главным было преданность делу, увлеченность, поиск нового. Любовь к книге и военной истории. Объединял и замечательный трёхтомный труд Шапошникова «Мозг армии», на первом томе которого было автором написано: «Уважаемому Льву Михайловичу - с признательностью». Эта новая встреча укрепила их отношения.

Вообще, по оценке самого Галлера, в новом (1936) году работа шла хорошо. Особое удовлетворение доставляло укрепление флота, строились новые корабли, базы, аэродромы и многое другое. Этот год оказался последним в командовании Балтийским флотом. В конце его Л.М. Галлер был переведен в Москву на должность заместителя командующего ВМС РККА. Инициатором назначения явился командующий Морскими Силами В.М. Орлов. По традиции Галлер немедленно включился в работу и даже жил в своём кабинете, чтобы не ограничивать продолжительность рабочего дня. Включаясь в разработку новой программы кораблестроения, принятия новых образцов оружия и вооружения, он глубже понял необходимость чётко сформулированной военной доктрины и глубокого военно-политического анализа обстановки. К сожалению, ясности в этих вопросах было недостаточно, хотя шла война в Испании.

В этот период своей работы Галлер впервые задумывается о несовершенстве структуры органов руководства Морскими силами, особенно в сравнении с Генеральным Штабом, чёткую работу которого возглавил Б.М. Шапошников. Льву Михайловичу потребовалось несколько месяцев, что глубоко разобраться в проблеме и сформулировать требования к организации органов управления на современном уровне. Особо он выделял роль Штаба Морских Сил, ясно представлял его структуру и содержание работы всех составных частей. Однако сразу воплотить в жизнь новые идеи не удавалось. Продолжалась напряженная работа, приходили новые руководители, которым помощь и поддержка мудрого и опытного специалиста была крайне необходима. Такую поддержку в это время получили многие ставшие потом известными советские флотоводцы, включая и Н.Г. Кузнецова, назначенного осенью 1937г. после Испании заместителем командующего ТОФ. Вместе с молодыми военно-морскими руководителями Галлер завершал разработку очередной кораблестроительной программы, которая уже тогда могла вывести СССР в ряд великих морских держав. По ряду причин, прежде всего экономическим, программа не была принята.

Флот продолжал боевую подготовку, в ходе которой внедрялся в практику новый Временный Боевой Устав Морских Сил (БУМС-37), где уделялось много внимание тактике разнородных сил, взаимодействию с сухопутными войсками. Участвуя в разработке и внедрении в жизнь БУМС – 37, Галлер обращал особое внимание на глубокое понимание вопросов оперативного характера. Это было тем более важно, что Морские Силы ещё не имели своего Наставления по ведению морских операций. 30 декабря 1937г. Постановлением ЦИК СССР был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР. Флот обретал самостоятельность и входил в непосредственное подчинение Правительству. Предусматривалось и создание Главного Морского Штаба (ГМШ), который возглавил Л.М. Галлер, являясь и заместителем Наркома (П.А. Смирнов). Были учтены все предложения, разработанные ранее Галлером.

Огромная ответственность была возложена на начальника ГМШ. Уровню этой ответственности соответствовал и уровень личности Л.М. Галлера. Подтверждения этому являлись каждодневно – постоянный напряженный труд по 18-20 часов в сутки. Продолжались и поездки на флоты, судостроительные заводы, НИИ. В марте 1939г. на должность заместителя Наркома ВМФ был назначен Н.Г. Кузнецов, которого Л.М. Галлер ввел в курс дела. С этого времени служба двух выдающихся моряков проходила вместе. Опыт плюс энергия славно послужили отечественному флоту, учитывая, что уже в апреле Кузнецов стал Наркомом. Н.Г. Кузнецов, вспоминая о своей первой наркомовской встрече с Галлером, писал: «Он пробыл у меня два часа. Мне хотелось посоветоваться с этим опытным, умным человеком….». Первой большой совместной работой стала разработка для флотов системы оперативных готовностей. Был учтен опыт адмирала Н.О. Эссена в годы Первой мировой войны и собственный опыт Кузнецова по службе на Тихоокеанском флоте. Уже в июне под руководством Галлера документы были разработаны и стали немедленно внедряться на флотах. С тех пор этот вопрос был постоянно в центре внимания Л.М. Галлера. Высшей оценкой внедренной системы было быстрое приведение флотов в полную боевую готовность накануне войны. Вклад Галлера невозможно переоценить.

Особой заботой Галлера стала разработка новых оперативных планов для Балтийского морского театра. Опасность скорой войны нависла над страной. В ноябре 1939г. началась война с Финляндией. Галлер срочно готовит документы, в которых чётко определяются задачи Балтийскому флоту. Мало того, Нарком направляет Галлера и Исакова в Ленинград на помощь командованию флотом. Пригодился их опыт и авторитет и в отстаивании интересов флота в «дискуссиях» с Мехлисом и Куликом. После окончания войны ГМШ взял на себя обобщение опыта применения КБФ и распространения его на флотах.

Главный Морской Штаб работал безукоризненно. Единственным «недостатком» Галлера была, как отмечал Кузнецов, осторожность. Особо талант Галлера проявлялся в вопросах анализа информации, на основе которой он затем разрабатывал предложения по тому или иному важному вопросу. Завершилась работа Галлера в ГМШ разработкой и принятием в ноябре 1940г. «Временного наставления по ведению морских операций». Наставление отразило основные положения оперативного искусства ВМФ, подчёркивая значительную роль авиации в действиях на море. В этом же году при переходе на новые воинские звания Галлер стал адмиралом. В октябре неожиданно для руководства ВМФ было принято решение о замене Галлера на посту начальника ГМШ Исаковым и назначении его заместителем Наркома по судостроению. Приняв в свое ведение целый ряд управлений, новую работу начал с вопросов кораблестроения, пытаясь внедрять все, что уже подтвердилось практикой войны на море.

Вечером 21 июня 1941г. Галлер с Кузнецовым принимали неотложные меры по повышению готовности флотов, не сомневаясь в скором начале войны. Теперь невозможно сказать, сколько же людей они спасли своими решениями. Флоты выдержали внезапное нападение, не потеряли ни одного корабля. В годы войны Л.М. Галлер решал широкий круг вопросов, без которых флот действовать не мог. Это обеспечение защиты кораблей от неконтактных мин, ремонт и строительство кораблей, перевод кораблей с Тихого океана и многое другое. На Галлера возлагалась и прежняя работа по руководству ГМШ, так как Исаков часто убывал на флоты на длительное время. На флотах складывалась сложная обстановка.

В 1943-1945гг. важным направлением работы была приемка кораблей от США и Англии. Все необходимые требования и документы по организации этой работы разработал Л.М. Галлер. Не упустил он и вопросов подготовки нашего личного состава в иностранных учебных центрах. Перелом в ходе войны выдвинул на повестку дня вопросы восстановления баз, судоремонтных заводов, восстановление кораблей. Новое строительство ограничивалось только катерами. Галлер постоянно настаивал на строительстве тральщиков, понимая серьёзность минной опасности. Его усилия позволили на всех наших морях своевременно приступить к тралению.

На завершающем этапе войны Л.М. Галлер неоднократно обсуждал с Наркомом будущее отечественного флота. Он в это труднейшее время пытался найти новый ответ на старый вопрос, – «какой флот нужен стране»? Уже тогда он понял необходимость для СССР океанского флота. Галлер остался верен себе – он видел в перспективе сбалансированный флот, в составе которого обязательно должны быть авианосцы. В течение 1944г. Галлер постоянно возвращался к этой проблеме и к концу года был готов документ, легший в основу предложений для первой послевоенной кораблестроительной программы.

1945г. Победа! А работа Л.М. Галлера значительных изменений не претерпела. Совместные планы с Наркомом о строительстве нового мощного флота. Не все идет, как намечено. Есть противники строительства авианосцев. Парадоксально, но судостроители пробивали программу, которая не устраивала двух ведущих руководителей ВМФ.

Следовали раздел флотов, упразднение Наркомата ВМФ, сложности в отношениях с военно-политическим руководством страны. Всё это совершенно не соответствовало взглядам Галлера. Короткое время 1947-48гг. был начальником Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. Крылова, где пригодился огромный опыт работы в этой области.

Галлер ожидал и других ударов по ВМФ, не зная, что один из них придется по нему и его товарищам - адмиралам. Этот удар справедливо получил название «суд без чести».

Завершая разговор о Льве Михайловиче Галлере, следует помнить, что талантом и самоотверженным трудом этого человека к 1941г. был создан ВМФ СССР, с честью выполнивший свой долг перед Родиной. Многое он успел и после войны сделать для ВМФ. Заслуги его отмечены 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Парадокс нашей памяти состоит в том, что имена некоторых людей, судивших Л.М. Галлера судом без чести, уже давно присвоены боевым кораблям ВМФ. Настала пора, празднуя 100-летие Н.Г. Кузнецова, вспомнить его соратника и единомышленника всю жизнь отдавшего нашему флоту, решить вопрос о присвоении его имени одному из крупных кораблей.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...