Фамилия василия 3. Краткая биография Василия III

После смерти в 1505 г. великого князя Ивана III великокняжеский престол занял Василий III. Он родился в 1479 г. в Москве и был вторым сыном Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Василий стал наследником престола после смерти своего старшего брата Ивана в 1490 г. Иван III хотел передать престол своему внуку Дмитрию Ивановичу, но незадолго до своей кончины отказался от этого намерения. Василий III в 1505 г. женился на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода.

Василий III (1505-1533 гг.) продолжил политику своего отца по созданию единого Русского государства и расширению его границ. Во время его правления были присоединены последние русские княжества, формально сохранявшие до этого самостоятельность: в 1510 г. - земли Псковской республики, в 1521 г. - Рязанское княжество, фактически давно находившееся в полной зависимости от Москвы.

Василий III последовательно проводил политику ликвидации удельных княжеств. Он не выполнил обещаний предоставить уделы знатным выходцам из Литвы (князьям Бельским и Глинским), а в 1521 г. ликвидировал Новгород-Северское княжество - удел князя Василия Ивановича, внука Шемяки. Все остальные удельные княжества либо исчезли в результате смерти их правителей (например, Стародубское), либо были ликвидированы в обмен на предоставление бывшим удельным князьям высоких мест при дворе Василия III (Воротынское, Белевское, Одоевское, Масальское). В результате к концу правления Василия III сохранились лишь уделы, принадлежавшие братьям великого князя - Юрию (Дмитров) и Андрею (Старица), а также Касимовское княжество, где правили претенденты на казанский престол из династии Чингизидов, но с весьма ограниченными правами князей (им было запрещено чеканить свои монеты, была ограничена судебная власть и т. д.).

Продолжалось развитие поместной системы, общее количество служилых людей - помещиков составляло уже около 30 тысяч.

Василий III поддерживал расширение политической роли церкви. На его личные средства было построено много храмов, в том числе кремлевский Благовещенский Собор. При этом Василий III полностью контролировал церковь. Об этом свидетельствуют, в частности, назначения им митрополитов Варлаама (1511 г.) и Даниила (1522 г.) без созыва Поместного собора, то есть с нарушением норм церковного права. Это произошло впервые в истории Руси. И в прежние времена князья играли важную роль в назначении митрополитов, архиепископов и епископов, но при этом церковные каноны обязательно соблюдались.

Восшествие летом 1511 г. на митрополичий престол Варлаама привело к усилению позиций нестяжателей среди высших церковных иерархов. К началу 20-х годов Василий III охладел к нестяжателям и утратил надежду лишить церковь ее земельных владений. Он полагал, что гораздо больше выгод можно извлечь из союза с иосифлянами, которые, хотя и крепко держались за церковные владения, но зато были готовы на любые компромиссы с Великим князем. Тщетно Василий III просил митрополита Варлаама, нестяжателя по своим убеждениям, помочь ему обманным путем завлечь в Москву последнего новгород-северского князя Василия Шемячича, который без охранной грамоты митрополита решительно отказывался появиться в столице. Варлаам не пошел на сделку с Великим князем и по настоянию Василия III вынужден был покинуть митрополичью кафедру. 27 февраля 1522 г. на его место был поставлен более сговорчивый игумен Валаамского монастыря иосифлянин Даниил, ставший послушным исполнителем воли великого князя. Даниил выдал «охранную митрополичью грамоту» Василию Шемячичу, который по въезде в апреле 1523 г. в Москву был схвачен и посажен в тюрьму, где и окончил свои дни. Вся эта история произвела бурю негодования в русском обществе.

Современникам Василий III запомнился как человек властный, не терпевший возражений, единолично принимавший важнейшие решения. Он жестоко расправлялся с неугодными. Еще в начале его княжения подверглись опале многие сторонники князя Дмитрия Ивановича (внука Ивана III), в 1525 г. - противники развода и второго брака великого князя, среди них были тогдашний лидер нестяжателей Вассиан (Патрикеев), видный деятель церкви, писатель и переводчик Максим Грек (ныне канонизирован), видный государственный деятель и дипломат П.Н.Берсень-Беклемишев (он был подвергнут жестокой казни). Фактически в изоляции находились братья Василия и их удельные дворы.

Вместе с тем Василий III стремился обосновать якобы божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия» (канонизирован русской православной церковью), а также на идеи «Сказания о князьях Владимирских» и др. Этому способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре (1514 г.) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом Василий III был даже назван царем.

Василий III проводил активную внешнюю политику, хотя далеко не всегда успешную. В 1507-1508 гг. он вел войну с Литовским княжеством, причем русские войска потерпели ряд серьезных поражений в полевых сражениях, а итогом было сохранение status quo. Добиться успеха в литовских делах Василию III удалось благодаря событиям, развернувшимся на подвластных Литве землях.

При дворе великого князя Литовского Александра Казимировича огромным влиянием пользовались князья Глинские, ведущие свой род от Мамая и владевшие обширными землями на Украине (Полтава, Глинск). Сменивший Александра Сигизмунд лишил Михаила Львовича Глинского всех его постов. Последний вместе с братьями Иваном и Василием поднял мятеж, который был с трудом подавлен. Глинские бежали в Москву. Михаил Глинский имел обширные связи при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана (это была обширнейшая империя того времени, включавшая почти половину Европы). Благодаря посредничеству Глинского Василий III установил союзнические отношения с Максимилианом, который выступил против Польши и Литвы. Важнейшим успехом военных действий Василия III стало взятие после двух неудачных штурмов Смоленска. Война продолжалась до 1522 г., когда при посредничестве представителей Священной Римской империи было заключено перемирие. Хотя Литва и не признавала утраты Смоленска, город вошел в состав Русского государства (1514).

Довольно сложно складывалась восточная политика Василия III, где центральным фактором являлись отношения Русского государства с Казанским ханством. До 1521 г. при ханах Мухаммед Эдине и Шах-Али Казань находилась в вассальной зависимости от Москвы. Однако в 1521 г. Казанская знать изгнала ставленника Василия III касимовского хана Шах-Али и пригласила на престол крымского царевича Сахиб-Гирея. Отношения между Москвой и Казанью резко обострились. Казанское ханство по существу вышло из повиновения Русскому государству. И с той, и с другой стороны началось применение военной силы. Возобновились казанские набеги, то есть военные походы на русские земли, организованные верхушкой Казанского ханства для захвата добычи и пленных, а также открытой демонстрации силы. В 1521 г. казанские военачальники приняли участие в большом крымском походе на Москву, казанские отряды совершили 5 набегов на восточные области Русского государства (Мещера, Нижний Новгород, Тотьма, Унэка). Казанские набеги были предприняты также в 1522 г. (два) и в 1523 г. Для обороны восточной границы в 1523 г. была построена на Волге в устье Суры русская крепость Васильсурск. Однако и Москва не оставляла попыток восстановить свой контроль над Казанским ханством, вернуть на казанский престол послушного ей хана Шах-Али. С этой целью был совершен ряд походов на Казань (в 1524, 1530 и 1532 гг.), однако, они не увенчались успехом. Правда в 1532 г. Москве все же удалось посадить на казанский престол хана Джан-Али (Еналея), брата Шах-Али, но в 1536 г. он в результате очередного дворцового заговора был убит, и новым правителем Казанского ханства стал Сафа-Гирей - представитель Крымской династии, враждебной Русскому государству.

Обострились отношения и с Крымским ханством. Союзник Москвы хан Менгли-Гирей умер в 1515 г., но еще при его жизни сыновья фактически вышли из-под контроля отца и самостоятельно совершали набеги на русские земли. В 1521 г. хан Магмет-Гирей нанес серьезное поражение русскому войску, осадил Москву (Василий III даже вынужден был бежать из города), позже была осаждена Рязань,и лишь умелые действия рязанского воеводы Хабара Симского (успешно применившего артиллерию) заставили хана уйти обратно в Крым. С этого времени отношения с Крымом на столетия стали одной из острейших проблем внешней политики России.

Правление Василия III едва не ознаменовалось династическим кризисом. Брак Василия с Соломонией Сабуровой более 20 лет был бездетным. Династия московских князей могла прерваться, тем более что Василий III запрещал жениться своим братьям Юрию и Андрею. В 1526 г. он насильственно постриг Соломонию в монастырь и на следующий год женился на княжне Елене Васильевне Глинской, которая была вдвое моложе мужа. В 1530 г. у пятидесятилетнего великого князя родился сын Иван, будущий царь Иван IV.

Великий князь Василий III Иоаннович, гравюра Андре Теве

  • Годы жизни: 25 марта 1479 г. – 3 декабря 1533 г.
  • Отец и мать: Иван III и София Палеолог.
  • Супруги: Соломония Юрьевна Сабурова, .
  • Дети: Георгий (предполагаемый сын), и Юрий.

Василий III Иоаннович (25 марта 1479 – 3 декабря 1533 гг.) – великий князь московский и владимирский.

Он родился в семье великого князя московского Ивана III и его второй жены Софии Палеолог. При рождении ребенок был назван Гавриилом.

Борьба за власть

У него был один старший брат и четыре младших, поэтому вся власть должна была перейти к . Кроме того, в тот период Иван III занимался централизацией власти, поэтому он принял решение ограничить власть младших сыновей. В 1470 году князь назначил своим соправителем старшего сына. Но через 20 лет, в 1490 году, Иван Иванович скончался по неизвестной причине.

После этого возник вопрос: кто станет следующим князем? Образовалось два лагеря: первый выступал за назначение Дмитрия Ивановича (сына Ивана Ивановича), а второй – за Василия.

Первоначально большинство было на стороне первого лагеря, большая часть дворян выступала за Дмитрия и Елену Стефановну. Софью и Василия они не любили, зато Василий смог заручиться поддержкой детей бояр и дьяков.

Дьяк Федор Стромилов сообщил Василию, что Иван III выбрал своим преемником Дмитрия, поэтому он вместе с Яропкиным, Поярком и другими сторонниками советует убить Дмитрия, забрать казну в Вологде и уехать из столицы. Василий III согласился, но данный заговор не был осуществлен, в декабре 1497 года о нем стало известно великому князю. После этого Иван III взял под стражу сына и всех, кто был замешан в данном сговоре. Часть из заговорщиков казнили, часть посадили в тюрьмы.

Кроме того, недовольство князя вызвала и его жена, поскольку Софья Палеолог нередко приглашала к себе ворожей с зельем, Иван III даже стал опасаться, что она желает его отравить. Всех этих женщин, которые приходили к Софье, утопили.

4 февраля 1498 г. Дмитрий был венчан на великое княжение, торжественное событие прошло в Успенском соборе.

Но уже спустя год возник конфликт между князьями Патрикеевыми и Ряполовскими, они на тот момент были основными сторонниками Дмитрия, и Иваном III. В летописях не была описана причина ссоры, но результатом стало то, что Ряполовских казнили. После этого события Иван III назначил великим князем Новгорода и Пскова Василия III.

11 апреля 1502 года правитель приказал взять под стражу Дмитрия и Елену Стефановну, Дмитрий Иванович лишился статуса великого князя.

В 1505 году правитель скончался, а спустя 4 года умер и Дмитрий.

Личная жизнь и семья Василия III

Иван III занимался поисками жены для своего сына, он поручил своей старшей дочери Елене Ивановне узнать, есть ли невесты на выданье в Польше, Дании и Германии. В тот момент Екатерина была женой князя Литовского и короля Польши. Но все его попытки не увенчались успехом. В итоге невесту Василию выбирали из 1500 знатных девиц, которые были приглашены ко двору со всего Русского государства.

Выбор пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, причем ее отец не был боярином. Лишь после свадьбы, которая состоялась 4 сентября 1505 года, он получил данный титул. Впервые за историю государства монарх женился не на принцессе или представительнице княжеской аристократии.

Но за все время брака у них не родились дети. Соломония использовала все средства, которые присылали знахари со всего мира, но ничего не помогало. После 20 лет брака великий князь стал беспокоиться из-за отсутствия наследников, бояре предложили Василию III развестись, эту идею поддержал митрополит Даниил. В ноябре 1525 года было сообщено о разводе между супругами, Соломонию постригли в Рождественском девичьем монастыре, дав ей имя Софья, спустя какое-то время ее перевели в Суздальский Покровский монастырь.

Также существует мнение, что в момент развода Соломония была беременна. Считается, что она родила Василию сына – Георгия.

В январе 1526 года Василий III женился на Елене Васильевне Глинской . В первые годы брака она также не могла забеременеть, но 25 августа 1530 года на свет появился их сын – . В 1532 году Елена родила второго ребенка – Юрия Васильевича .

Внутренняя политика Василия III

Правитель придерживался мнения, что власть великого князя должны быть неограниченной. Он вел активную борьбу с оппозицией бояр, изгонял и казнил их.

В церковной сфере Василий поддерживал последователей Иосифа Волоцкого, с нестяжателями шла борьба – их казнили или отсылали в монастыри.

Василий III продолжил политику своего отца по централизации государства. За время своего правления он присоединил Псков, Волоцкий удел, Рязанское и Новгород-Северское княжество.

При Василии шло ограничение иммунитета и привилегий бояр. Правитель советовался с боярами по различным вопросам больше для вида, поскольку решения он принимал сам.

Эпоха его правления характеризуется активным строительством. При Василии были построены Архангельский собор в Москве, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, а также каменные укрепления в Нижнем Новгороде, Туле и т.д.

Внешняя политика Василия III

С самого начала своего правления князь вынужден был начать войну с Казанью. Его армия, возглавляемая братом Василия , потерпела неудачу в походе и была разбита, но жители Казани предложили заключить мир, договор вступил в силу в 1508 году.

После смерти Александра, великого князя литовского и короля польского, Василий претендовал на литовский престол, но он достался Сигизмунду. Новый правитель потребовал вернуть земли, которые были завоеваны Иваном III. Но земли остались в составе Русского государства.

В 1512 году началась война с Литвой . Спустя два года Василий захватил Смоленск, после на его сторону перешел князь Мстиславский. Великое княжество Литовское пыталось вернуть Смоленск, в битве русское войско под руководством Ивана Челядинова потерпело поражение под Оршей. Смоленск же не перешел обратно во власть Литвы, но вопрос о том, кому принадлежит данная территория, так и не был решен. Лишь в 1520 году стороны заключили мирный договор на 5 лет, Смоленск остался за Василием.

С Крымом сохранились прежние отношения. Великое княжество Литовское подстрекало Крым к набегам на русские земли, а Русское государство – на литовские. В 1521 году татары совершили очередной набег на Москву. Они дошли до Москвы, пока Василий отсутствовал, и принудили бояр выплатить дань, но на обратном пути воевода Хабар Симский разбил их войско.

Смерть Василия III

Когда князь направлялся из Троицкого монастыря в Волокаламск, у него на левом бедре появился подкожный нарыв, который довольно быстро развивался. Врачи не смогли выяснить причину и помочь Василию III. Князю на какое-то время стало легче, когда смогли очистить нарыв, но затем состояние опять заметно ухудшилось. В конце ноября 1533 года Василий был сильно ослаблен. Лекарь Николай Глинской осмотрел больного и сказал, что надежды на излечение нет. После этого князь собрал несколько бояр, пригласил митрополита Даниила, написал завещание и назначил своим наследником сына – Ивана IV. Перед самой смертью Василий вызвал желание стать монахом, митрополит Даниил постриг его в монахи с именем Варлаам.

5 декабря 1533 года Василий III скончался из-за заражения крови. Он был погребен в Архангельском соборе в Москве.

- (1479 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Источник: Энциклопедия Отечество (в крещении Гавриил, в схиме Варлаам) ИВАНОВИЧ… … Русская история

- (1479 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521) … Современная энциклопедия

- (1479 1533) великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521) …

Василий III - (1479 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (1479, Москва 1533, там же), великий князь владимирский и московский, государь Всея Руси (с 1505). Сын Ивана III и Софьи Палеолог. Женился (1505) на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода. Под власть Василия III… … Москва (энциклопедия)

Василий III (1479, Москва — 1533, там же), великий князь владимирский и московский, государь Всея Руси (с 1505). Сын и. Женился (1505) на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода. Под власть Василия III перешли… … Москва (энциклопедия)

- (1479 1533), великий князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын великого князя Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил в тюрьме (1509) племянника Дмитрия Ивановича, венчанного Иваном III (1498) на великое княжение. Добился строгого подчинения… … Энциклопедический словарь

- (1479—1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы — присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521) … Большой Энциклопедический словарь

Василий III - ВАСИ́ЛИЙ III (1479–1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы – присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521) … Биографический словарь

Рисунок из книги Титулярник. 1672 … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Самодержцы московские. Иван III. Василий III , Николай Костомаров,Сергей Соловьев,Василий Ключевский,Сергей Платонов. Библиотека проекта"История Российского государства" -это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее…

Московский Василий III правил в 1505-1533 гг. Его эпоха стала временем продолжения свершений его отца Ивана III. Князь объединял русские земли вокруг Москвы и воевал с многочисленными внешними неприятелями.

Престолонаследие

Василий Рюрикович родился в 1479 году в семье Великого князя Московского Иоанна III. Он был вторым сыном, а значит, не претендовал на престол после смерти своего оцта. Однако его старший брат Иоанн Молодой трагически скончался в 32 года от смертельной болезни. У него развился недуг ног (видимо, подагра), который стал причиной ужасных болей. Отец выписал из Венеции известного европейского врача, который, однако, не смог побороть болезнь (позже его казнили за эту неудачу). Скончавшийся наследник оставил сына Дмитрия.

Это привело к династическому спору. С одной стороны, Дмитрий имел право на власть как сын умершего наследника. Но у великого князя были живы младшие сыновья. Сначала Иоанн III склонялся к тому, чтобы передать трон внуку. Он даже устроил церемонию венчания его на царство (это был первый подобный обряд на Руси). Однако скоро Дмитрий оказался в опале у деда. Считается, что причиной тому стал заговор второй жены Иоанна (и матери Василия) Она была родом из Византии (к этому времени Константинополь уже пал под напором турок). Супруга хотела, чтобы власть перешла к ее сыну. Поэтому она и ее верные бояре начали убеждать Иоанна изменить свое решение. Незадолго до смерти тот согласился, отказал Дмитрию в его правах на престол и завещал Василию быть великим князем. Внук оказался в заточении и скоро там скончался, ненадолго пережив своего деда.

Борьба с удельными князьями

Великий князь Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого были продолжением деяний его отца, взошел на престол в 1505 году, после смерти Иоанна III.

Одним из ключевых принципов обоих монархов являлась идея об абсолютном самодержавии. То есть великий князь пытался сосредоточить власть только в руках монархов. У него было несколько противников.

В первую очередь - другие удельные князья из династии Рюриковичей. Причем речь идет о тех, кто являлся непосредственным представителем московского дома. Последняя крупная смута на Руси началась именно из-за споров о власти вокруг дядей и племянников, бывших потомками Дмитрия Донского.

У Василия было четыре младших брата. Юрий получил Дмитров, Дмитрий - Углич, Семен - Калугу, Андрей - Старицу. При этом они являлись только номинальными наместниками и полностью зависели от московского князя. В этот раз Рюриковичи не совершили той ошибки, которая была допущена в XII веке, когда распалось государство с центром в Киеве.

Боярская оппозиция

Другую потенциальную угрозу для великого князя представляли многочисленные бояре. Некоторые из них, кстати, были далекими потомками Рюриковичей (как, например, Шуйские). Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого подчинялись идее необходимости борьбы с любыми угрозами власти, пресекал оппозицию в самом ее корне.

Такая судьба, например, ждала Василия Ивановича Шуйского. Этот вельможа был заподозрен в переписке с литовским князем. Незадолго до этого Василию удалось отвоевать несколько старинных русских городов. Наместником одного из них и стал Шуйский. После того как о его предполагаемой измене стало известно князю, опальный боярин был заточен в тюрьму, где и скончался в 1529 году. Такая бескомпромиссная борьба с любыми проявлениями нелояльности была стержнем политики по объединению русских земель вокруг Москвы.

Другой похожий случай произошел с Иваном Беклемишевым по прозвищу Берсень. Этот дипломат открыто критиковал великого князя за его политику, в том числе за стремление ко всему греческому (эта тенденция стала нормой благодаря матери князя Софии Палеолог). Беклемишева казнили.

Церковные споры

Церковная жизнь также была объектом внимания великого князя. Ему требовалась поддержка религиозных лидеров, чтобы обеспечить легитимность собственных решений. Этот союз государства и церкви считался нормой для тогдашней Руси (кстати, слово «Россия» начало использоваться при Иоанне III).

В это время в стране имел место спор между иосифлянами и нестяжателями. Эти два церковно-политических движения (в основном внутри монастырей) имели противоположные точки зрения на религиозные вопросы. Их идеологическая борьба не могла пройти мимо правителя. Нестяжатели стремились к реформам, в том числе к отмене землевладения монастырями, в то время как иосифляне оставались консерваторами. На стороне последних оказался Василий III. Внешняя и внутренняя политика князя соответствовала взглядам иосифлян. В итоге церковная оппозиция оказалась репрессирована. Среди её представителей были такие известные лица, как Максим Грек и Вассиан Патрикеев.

Объединение русских земель

Великий князь Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого были тесно переплетены, продолжал присоединять к Москве оставшиеся независимыми русские княжества.

Еще во время правления Иоанна III стала вассалом южного соседа. В 1509 году в городе собралось вече, на котором жители выразили неудовольствие правлением Василия. Он прибыл в Великий Новгород, чтобы обсудить этот конфликт. В итоге вече отменили, а вотчине.

Однако такое решение могло вызвать беспорядки в свободолюбивом городе. Чтобы избежать "брожения умов", самые влиятельные и знатные аристократы Пскова были переселены в столицу, а их место заняли московские назначенцы. Этот эффективный прием был использован еще Иоанном, когда он присоединял Великий Новгород.

Рязанский князь Иван Иванович в 1517 году попытался заключить союз с крымским ханом. Москва воспылала гневом. Князя заключили под стражу, а Рязань стала частью объединенного русского государства. Внутренняя и внешняя политика Василия 3 оказалась последовательной и успешной.

Конфликт с Литвой

Войны с соседями - еще один важный момент, которым отличалось правление Василия 3. Внутренняя и внешняя политика князя не могли не способствовать конфликтам Московии с другими государствами.

Литовское княжество было еще одним русским центром и продолжало претендовать на лидирующее положение в регионе. Оно являлось союзником Польши. На службе у литовского князя состояло много русских православных бояр и феодалов.

Главным между двумя державами стал Смоленск. Этот древний город в XIV веке стал частью Литвы. Василий же хотел вернуть его Москве. Из-за этого в его правление было две войны (в 1507-1508 и 1512-1522 гг.). В итоге Смоленск был возвращен России.

Так противостоял многим противникам Василий 3. Внешняя и внутренняя политика (таблица - отличный формат для наглядного изображения сказанного нами) князя, как уже упоминалось, являлась закономерным продолжением действий Ивана 3, предпринятых им для отстаивания интересов православной церкви и централизации государства. Ниже обсудим, во что все это вылилось.

Войны с крымскими татарами

Успех сопутствовал тем мерам, которые предпринимал Василий 3. Внешняя и внутренняя политика (кратко таблица хорошо показывает это) являлась залогом развития и обогащения страны. Еще одной причиной беспокойства были Они совершали постоянные набеги на Русь и часто вступали в союз с польским королем. С этим не хотел мириться Василий 3. Внутренняя и внешняя политика (кратко об этом рассказать вряд ли получится) имела четко определенную цель - оградить земли княжества от нашествий. С этой целью была введена довольно своеобразная практика. На службу стали приглашать татар из знатнейших родов, выделяя им при этом земельные владения. Дружественно был настроен князь и к более далеким государствам. Он стремился к развитию торговли с европейскими державами. Рассматривал возможности заключения унии (направленной против Турции) с Папой Римским.

Семейные проблемы

Как в случае с любым монархом, было очень важно, на ком женится Василий 3. Внешняя и внутренняя политика были важными сферами его деятельности, однако от наличия продолжателя рода зависела будущая судьба государства. Первый брак еще наследника великого княжества был организован его отцом. Для этого в Москву прибыло 1500 невест со всей страны. Женой князя стала Соломония Сабурова из небольшого боярского рода. Это был первый случай, когда русский правитель сочетался узами брака не с представительницей правящей династии, а с девушкой из чиновничьих кругов.

Однако этот семейный союз оказался неудачным. Соломония оказалась бесплодной и не смогла зачать ребенка. Поэтому Василий III в 1525 году с ней развелся. При этом некоторые представители Церкви подвергли его критике, так как формально он не имел права на такой поступок.

Уже в следующем году Василий женился на Елене Глинской. Этот поздний брак подарил ему двух сыновей - Иоанна и Юрия. После смерти великого князя старший был объявлен наследником. Иоанну тогда было 3 года, поэтому вместо него правил Регентский совет, что способствовало многочисленным склокам при дворе. Также популярностью пользуется теория о том, что именно боярские смуты, свидетелем которых в детстве оказался ребенок, испортили его характер. Позже уже повзрослевший Иоанн Грозный стал тираном и расправлялся с неугодными приближенными самыми жестокими способами.

Смерть великого князя

Василий скончался в 1533 году. Во время одной из поездок он обнаружил у себя небольшую опухоль на левом бедре. Она загноилась и привела к заражению крови. Пользуясь современной терминологией, можно предположить, что это было онкологическое заболевание. На смертном одре великий князь принял схиму.

Отец Ивана Грозного, царь Василий III, страдал бесплодием. Правда, сам он считал себя здоровым. С первой женой, Соломонией, он прожил 20 лет, так и не родив наследника престола. Женившись второй раз на юной красавице Елене Глинской, он долгое время оставался бездетным. Династия Рюриков была близка к тому, чтобы прерваться навсегда...

Предсказание юродивого

Вымаливая у Бога наследника, царь построил немало церквей, объехал святые места - всё было тщетно. Во время одной из прогулок царская чета встретила юродивого, который, посмот­рев на заплаканную царицу Елену Глинскую, сказал: «Не плачь, скоро ты родишь сына, Тита ума широкого».

Предсказание юродивого сбылось. 25 августа 1530 года, в день памяти святого Тита, царица родила сына Ивана. Ему суждено было вписать в историю страны покорение Казани, Астраханского ханства, выход к Балтийскому побережью. Многие из этих событий стали кровавыми, другие - победоносными. Фигура Ивана Грозного по сей день вызывает яростные споры. Даже его рождение окружено фактами более чем загадочными и неоднозначными. А ведь мог и не родиться...

(Кстати, через несколько месяцев у царицы родился второй сын, Юрий. Ему не суждено было прожить долго. По свидетельству летописца, он был «несмыслен и прост» - страдал слабоумием.)

В ознаменование рождения первого сына Василий построил в Коломенском две церкви - Усекновения головы Иоанна Предтечи и Вознесения. Это были храмы невиданной смелости и изумительной красоты. Сооружение этих церквей сопровождали события и трагичес­кие, и загадочные. В трагедии, разыгравшейся здесь 500 лет назад, сплелось всё: твёрдость духа и низость; призрачность радости и глубина незаслуженного несчастья. Впрочем, всё по порядку...

Царская невеста

Поиски невесты для будущего царя Василия начал ещё его отец, Иван III. Он решил выбрать невесту сыну из дочерей своих подданных. Это был первый на Руси смотр невест. Во все города были посланы царские грамоты, согласно которым родители должны были представить своих дочерей-девок на смотр. Кто утаит дочь-девку и к боярам не привезёт, тому «быть в великой опале и казни». Вот как описывает смотр невест римский историк Павел Новокомский: «Желая вступить в брак, повелевают избрать из всего царства девиц, отличающихся красотой и добродетелью, и представить их ко двору. Здесь поручают их освидетельствовать надёжным сановникам и верным боярыням, так что самые сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения. Наконец после долгого и мучительного ожидания та, которая понравится царю, объявляется достойной брачного с ним соединения. Прочие же соперницы с ней по красоте, стыдливости и скромности по милости царя в тот же самый день обручаются с боярами и военными сановниками».

Невест привезли в Москву более пятисот. Из них выбрали триста, из трёхсот двести, после сто, наконец только десять - осмотренных повивальными бабками. Из сих десяти Василий избрал себе невесту - дочь незнатного дворянина Василия Сабурова, который после смотра невест стал боярином. Звали царскую невесту Соломонией. В сентябре 1505 года состоя­­лась свадьба Василия, а через месяц скончался царь Иван III, оставив сыну престол и царство. Правил Василий долго - 27 лет.

В самом начале царствования Василия III в Москву был приглашён образованнейший человек своего времени - греческий монах Михаил Триволис. На Руси его прозвали Максим Грек. За просвещённость он был приближен ко двору. Ему было суждено прожить долгую, но мученическую жизнь. Причиной тому стала личная драма государя. Из сугубо семейной она превратилась в государственную. В этот водоворот попали многие известные люди той эпохи.

Развод

Почти двадцать лет прожили в любви и согласии царь Василий и царица Соломония, но наследников у них не было. Они ездили по Святым местам, сделали много подарков, вкладов и пожертвований. Было выстрое­­но немало церквей в молении о детях. Но всё было напрасно. И тогда Василий принимает решение развестись с «неплодной женой». Неслыханное по тем временам дело! На Руси в ту пору не было случаев развода. Причиной второго брака могла считаться только смерть жены. Царь понимал, что своим разводом с добродетельной женой, любимой в народе, он попирает закон - и земной, и божеский. Но интрига разрасталась, о намерении заговорили не только в боярских палатах, но и на улицах. Всех волновало: что же будет с Соломонией?

В феврале 1522 года был низвергнут и сослан митрополит Варлаам, восставший против развода великого князя. На его место митрополитом Всея Руси был поставлен игумен Даниил - одной только волей царя, даже без участия церковного собора. Новый митрополит, невзирая на запрет своего духовного «начальства» - патриарха Константинопольского, самолично дал царю разрешение на развод. Узнав об этом, за Соломонию вступились просвещённый монах Максим Грек и бояре, входившие в его «кружок». Это означало, что против царя восстала интеллигенция, цвет общества. Однако, Василий не остановился и тут.

Кое-кто из бояр поплатился головой. А вскоре началось следствие по делу Максима Грека, который был одним из самых уважаемых и почитаемых на Руси людей. В итоге руками церкви он был осуждён якобы за ересь и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь без права писать и читать. Можно ли придумать более жестокое наказание для книжника?

Обвинение

После ссылки Максима Грека развод с Соломонией казался царю делом решённым. Но судьба опять приготовила ловушку. В народе начались разговоры, будто бы царь, в сговоре с боярами, жену свою убить надумал. Поползли слухи о царе-женоубийце. Василий понимал: единственный способ избавиться от Соломонии - опорочить её в глазах общественного мнения. Это было непросто. В Соломонии уважали не только её великокняжеский сан, но и личную добродетель, набожность, кротость. Разбить этот образ мог только серьёзный проступок. Или грех. И его нашли.

В 1525 году царь предъявляет законной жене «иск о неплодстве». Кроме того, царицу обвинили в том, что она пыталась околдовать царя, прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и «заговорам» - это резко ухудшило её положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. В ноябре 1525 года она была насильно, с побоями, пострижена в монахини. После того как царицу облачили в чёрные одежды, она громко и отчётливо произнесла: «Бог всё видит и отомстит за меня». Москва была потрясена и несправедливостью, и жестокостью царя и его холопов.

Беременная монахиня

Через несколько месяцев по Москве поползли слухи: дескать, Соломония (теперь инокиня Софья), в монастыре родила сына и нарекла его Георгием. Может, беременной она была уже до пострига? Государь сильно разгневался и приказал расследовать правдивость слухов. Слухи подтвердились. Правда, показать ребёнка царёвым посланникам Соломония отказалась, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери».

Кто же отец ребёнка, рождённого в монастыре? Неужели царь, который в течение двадцати лет не смог произвести на свет законного наследника? Или кто-то другой, сумевший принести опальной царице радость материнства вместо бесплодного царя? Мы никогда не узнаем правды. Точно известно одно: осенью 1526 года Василий подарил инокине Софье из Суздальского Покровского монастыря богатое село.

В 1934 году, при раскопках в Покровском монастыре, где провела последние годы жизни развенчанная царица, археологи вскрыли маленькую могилку рядом с гробницей опальной царицы... Там была обнаружена кукла, наряженная в дорогую шёлковую рубашку. Эксперты установили время захоронения - середина ХVI века. Но для чего монахиня взяла на себя грех, устроив поддельную могилу? Не для того ли, чтобы скрыть настоящего ребёнка и отвести от него опасность?

Рождение ребёнка означало бы ложность царского иска, и не было бы Василию тогда прощения. Оскорблённое чувство справедливости у подданных могло привести к непредсказуе­мым последствиям. Не это ли стало причиной фальсификации погребения ребёнка?

Недолгое счастье соперницы

Если жена была пострижена в монахини с его ведома и согласия, то по церковным законам царь тоже должен был принять постриг. Но вместо этого он выбрал новую жену. Выбор царя потряс людей. Имя невесты вызвало негодование даже у самых близких и верных подданных. Ею стала Елена Глинская, племянница князя Михаила Глинского, имевшего стойкую репутацию авантюриста или, во всяком случае, человека безнравственного. Во время сватовства царя к Глинской её дядя сидел в тюрьме за попытку сдать обратно Литве Смоленск: так он хотел отомстить царю за недостаточное, на его взгляд, вознаграждение. И его племянница, полька-иноземка, должна была занять русский престол!

Но Василий не желал никого слушать. К неудовольствию бояр, но в угоду молодой жене, воспитанной в европейских традициях, он сбрил бороду и начал приготовления к свадьбе. Её пышность была невиданной по тем временам. Как будто бы рос­кошью и помпезностью царь хотел подчеркнуть законность своего шага.

Василия можно было понять. Елена Глинская отличалась редкостной красотой. Не так давно эксперт-криминалист Сергей Никитин провёл реконструкцию её внешности. Это была женщина с правильными тонкими чертами лица польско-литовского типа. На худощавом лице выделялись большие миндалевидные глаза. Глинская оказалась рыжеволосой: в гробнице сохранились её коса и реснички рыжего цвета.

Триумф Елены в московском Кремле был недолгим. Уже через год после свадьбы злые языки заговорили о том, что, дескать, и молодая царица бесплодна, или сбывается проклятие развенчанной Соломонии. Прознав про рождение у Соломонии сына, Елена призвала к себе боярина Шигону и приказала убить младенца... Но тот, по преданию, отдал ребёнка одному рязанскому боярину. Именно он якобы инсценировал похороны ребёнка, вместо которого в гробу лежала кукла.

Почти пять лет провела Елена Глинская в тяжких переживаниях и тревогах: беременность у неё не наступала. Во всяком случае, если бы не предсказание юродивого из Коломенского, её будущее вряд ли можно было назвать благополучным.

И семейного счастья не вкусила молодая царица. Через три года после рождения сына Ивана Василий простудился на охоте и умер. Тогда-то Глинская и начала появляться на людях со своим фаворитом, Овчиной-Телепнёвым-Оболенским. Злые языки утверждали, что роман их начался задолго до того, как царица овдовела, и что отцом царевича Ивана на самом деле был царицын любовник, а не бесплодный Василий. В апреле 1538 года Глинская внезапно умерла, оставив восьмилетнего сына. После её кончины Овчину-Телепнёва заточили в острог и уморили голодом. Вскоре был лишён сана и сослан в далёкий монастырь митрополит Даниил, разрешивший царю развод с Соломонией.

Опальной царице суждено было пережить и мужа, и соперницу. Инокиня Софья преставилась в 1542 году. Тлен не коснулся её тела. Мощи многострадальной Соломонии доныне хранятся в подземелье суздальского Покровского монастыря.

За праведную жизнь она была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская.

Максим Грек пережил всех участников этой драмы. Он прожил в монастырских тюрьмах около двадцати лет и только перед смертью переехал в Троице-Сергиеву обитель, где и был похоронен. Русская православная церковь канонизировала его в 1988 году.

О событиях почти 500-летней давности напоминают две старинные церкви. Те самые, построенные Василием III в Коломенском. Сегодня это два древнейших храма не только в Москве, но и во всей России.

Ирина МИШИНА



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...