Февраль достать чернил и плакать история создания. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением своей идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ “Февраль. Достать чернил и плакать!” по плану можно использовать на уроке литературы в 10 классе как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его еще по крайней мере трижды, возвращаясь в поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – трехчастная, состоящая из зачина, основной части и концовки.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Тема

Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своей отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд” , которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырехстопный ямб.

Средства выразительности

Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “ сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила” .

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное в 1912 году, - одно из первых стихотворений поэта, оно является как бы визитной карточкой его раннего творчества. Тема - описание приближающейся весны. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Февраль ассоциируется с холодом, снегом, стужей. Однако образный ряд произведе­ния - «грохочущая слякоть», ливень, лужи, грачи, ветер - передают ощущение неумолимо при­ближающейся весны. Основной цвет - черный (чернила, грачи, как обугленные груши, чернею­щие проталины). Он ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Таким образом, уже в первой строфе обозначается конфликт зимы и наступающей весны.

Помимо внешнего плана (образа приближающейся весны) существует и внутренний - процесс пробуждения поэзии. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Творчество Бориса Пастернака занимает особое место в русской литературе двадцатого столетия. Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Достать чернил и плакать». позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк.

Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать». Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой.

«Февраль. Достать чернил и плакать»: анализ

Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы.

Композиция

Очень красивое стихотворение - «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного. Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку. В первой происходит обнаружение желания постичь красоту природы, насладиться ее целостностью и многообразием.

Потому лирическому герою что восторг охватывает душу и становится невозможным не «писать о феврале навзрыд». Во второй строфе становится понятным, почему возникает стремление активно действовать, преодолевать большие расстояния. Третья композиционная часть раскрывает значимую потребность человека быть понятым и услышанным. В заключительной строфе мы видим, как происходит зарождение творчества: на свет появляются стихи, окутанные пережитым чувством упоения и радости, которыми поэт щедро делится с читателями.

Состояние природы

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Строки создают незыблемое ощущение реальности всего происходящего. В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права. Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни.

Состояние лирического героя

Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак («Февраль. Достать чернил и плакать»). Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным.

Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма. У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Можно часами наблюдать за ней, но так и не постичь до конца. Лирический герой как будто находится близко к разгадке, но так и не может создать цельную картину благостного величия.

Создается впечатление, что полная суть постоянно ускользает от него, сколько бы много усилий он ни прилагал. Лирический герой только ощущает приближение весны, преображение природы, ее готовность стать опять новой и удивительной. Поистине красочным и оригинальным является стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его подчеркивает красоту и многообразие природы, а также глубину внутреннего мира творческой личности.

Образы и символы

Средства художественной выразительности помогают глубже понять лирическое произведение, проникнуться его сутью. Например, «грохочущая слякоть» означает потрясающие воображение изменения в природе, а «ливень» подчеркивает волну эмоционального обновления.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» анализировать одно удовольствие: оно позволяет взглянуть на мир другими глазами и увидеть в нем нечто ценное.

Вместо заключения

В стихотворении звучит гимн природе, ее Щемящие строки Бориса Пастернака будут жить в веках, благословляя все живое, подчеркивая неоспоримую ценность человеческого существования. В этом лирическом произведении показан внутренний доверительный разговор природы с человеком, обращение внешнего мира к внутреннему.

Цель: научить анализу лирического произведения.

1. Углубить знания по теории литературы (лирический герой, тема, идея, композиция, ритм, размер, рифма, кольцевая композиция). Формировать умение анализировать лирическое стихотворение, выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества поэта.

2. Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтического текста. Развитие ассоциативного мышления учащихся.

3. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Б.Пастернака. Воспитывать интерес к исследовательской работе.

Тип урока: урок-исследование.

Методы и формы:

Наглядность и оборудование урока: портрет Б.Л.Пастернака, материал для рисования, карточки-задания, информационно-справочный материал (Мифологический словарь. – М.,1985, Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Локид, 1999), репродукция картины А.Саврасова “Грачи прилетели”. Аудиозапись лирической музыки.

Примечание: Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, выбирается экспертная группа.

Ход урока

1. Актуализация темы.

Задание-загадка. Написать пятистишье на тему “Февраль”. (На столах у ребят лежит памятка.)

  1. Существительное.
  2. 2 – 3 прилагательных.
  3. 3 глагола.
  4. 1 предложение, высказывание по данной теме.
  5. Ассоциация.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний разговор? (Произвольные ответы учащихся).

Учитель открывает тему урока. Совместно с учителем определяются задачи урока.

2. Работа по теме. Стихотворение звучит в исполнении учителя.

Беседа с классом.

Учитель: Это стихотворение написал один из самых “загадочных” поэтов ХХ века Б.Л.Пастернак. “Загадочных”, потому что любил поиграть с читателем, зашифровывая информацию придумывая “чудаковатые” образы, наполняя слова новым смыслом. Давайте мы с вами включимся в эту игру и попробуем понять, о чем это стихотворение.

Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно?

Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение о рождении поэзии ).

Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно?

Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план (лирический герой или действие, состояние)?

Каково, на ваш взгляд, настроение стихотворения?

Учитель: Стихотворение “Февраль…” имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года. Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я . Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим “я” и миром.

Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”. (Учитель открывает запись высказывания на доске для актуализации зрительного и слухового восприятия). Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях (ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система).

Исследовательская работа в группах.

1. Определите, каким размером написано стихотворение. Воспроизведите ритмический рисунок текста. Прокомментируйте.

2. Выпишите из стихотворения рифмопары. Определите способ рифмовки. Подтверждают ли рифмы тезис урока.

3. Проследите звуковую организацию стихотворения.

В результате работы появляются следующие наблюдения.

Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений – ПЯПЯ (И чем случайней, тем вернее ), отличающийся неопределенностью значения. 2, 6, 16 строки имеют общую ритмику ЯПЯЯ. Здесь наблюдается движение от человеческого мира (Писать о феврале навзрыд ), через зарождение идеи двойственности в 6 стихе (Чрез благовест, чрез клик колес ), к финалу, обретающему обобщенность (Слагаются стихи навзрыд ). Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим.

Б.Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд – горит, изрыт – навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность (относятся к миру природы и к миру человека).

Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих (ч, з, щ, ш, ж ), разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри ), все они подготавливают конечное навзрыд . Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Их звуковые аналогии:

Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСя

доСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне.

1. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение.

2. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения.

3. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле?

Наблюдения: Благовест – это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного – Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа.

Дважды в стихотворении повторяется слово “февраль”, с которого начинается текст. Февраль – месяц очищения. В античности был связан с магией плодородия. К этому слову можно подобрать следующие контекстуальные синонимы: слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Очень многое связывается с весной и водой. Зодиакальным знаком февраля является Водолей, олицетворяющий универсальность и отношение к искусству. Символ Водолея – вода. Две извилистые линии - знак Водолея – означают двух змей мудрости: интуицию и рацио. Уже в самом понятии февраль содержится идея двойственности, а также образ воды, которая, как и звон, является символом поэтического творчества. То есть, февраль и благовест создают единое подтекстовое символическое поле. Да и самого Б. Пастернака можно считать человеком, воплотившимся из воды (он родился 10 февраля по новому стилю под знаком Водолея).

Таким образом, в стихотворении мир человека и мир природы взаимосвязаны. Интересно заметить, что в тексте предложения, относящиеся к миру человека, односоставные, инфинитивные: “Достать чернил и плакать!”, “Писать о феврале навзрыд”, “Достать пролетку”. А предложения о природе – двусоставные, в них присутствует и субъект действия: “Слякоть горит”, “Тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат…”, “Проталины чернеют и ветер криками изрыт”.

  1. Подберите контекстуальные синонимы к слову февраль .
  2. Проследите, связана ли со словом черный двойственность.
  3. Проанализируйте лексический ряд слов, относящихся к слову навзрыд .

Наблюдения: Контекстуальные синонимы к слову февраль – слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины . Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии.

С понятием “черный” связана открытая двойственность. Дважды повторенное слово чернила является частью такого понятия, как “поэзия”. Чернила относятся к миру человека. Однокоренные с ним слова черною, чернеют , а также образы, содержащие в себе черный цвет, (слякоть, обугленные груши, тысячи грачей ) – к миру природы.

“Главное значение черного – это тьма и зарождение во тьме. Символический ряд включает в себя комплекс идей: материнство - плодородие – тайна – смерть. Черное отражает начальное зародышевое состояние всех процессов” (ЭЗСЭ 1999: 532 – 533). Благодаря этой богатой символике черного цвета можно предполагать, что рождение поэзии – процесс, происходящий и в мире природы, и в мире человека.

Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд, во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Здесь зарождается поэзия.

Навзрыд

Само понятие навзрыд тоже двойственно. Осуществление подобного процесса возможно только при одновременном участии голоса (звука) и слез из глаз (воды):

Навзрыд

Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.

Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

Наблюдения. Любопытен анализ слова “черный” в стихотворении. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека (чернила) и к миру природы (весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши). Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста – светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому.

Презентация исследований.

Оценка экспертной группы.

Экспертная группа дает полный анализ стихотворения.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Б.Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать!”.

Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака.

Это стихотворение относится к ранней лирики Пастернака. Написанный в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф. Степуна. Поэтому этот стих следует воспринимать через символистской эстетики.

Тема.

Изображение природы, борьбы зимы и весны, а через природу — изображение движения человеческой души. ее тяги к переменам в жизни, к духовному

Идея.

Преобразование, полная смена в природе и душе человека

Композиция.

Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива.

«Февраль! Достать чернил и плакать … »

Глаголы «достать», «плакать», «писать» приобретают особое значение, символизируют движущий процесс, который начался везде — и в природе, и в обществе, и в душе человека. Тема общих сдвигов найдет развитие в основной части стихотворения, которая является призывом поэта перенестись в мир весны, вдохновения, светлых идеалов. Композицию стихотворения логически завершает концовка, в которой звучит идея творчества.

В душе лирического героя осуществляется рождения поэта. А сам автор стремится к тому, чтобы произошло новое духовное рождение мира и всего человечества.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...