Фонетические единицы языка. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Раздел фонетики изучает звуковую сторону русского языка. Фонетика, изучающая звуковую оболочку слов и предложений, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Звуки, представляющие собой колебания воздуха, относятся к области физических явлений и изучаются в акустике. Чтобы передать ту или иную мысль, люди должны произнести ряд звуков, составляющих звуковую оболочку тех или иных слов. Без такого голосового воспроизведения не может осуществляться речевое общение. С фонетикой связана графика, г.е. система буквенных знаков, принятых для обозначения на письме отдельных звуков русского языка. С графикой взаимодействует орфография, определяющая общие принципы и частные правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи.

При изучении звукового строя языка важно установить, какими фонетическими средствами и в каких условиях он располагает для передачи и разграничения значимых единиц речи. Фонема - крагчасйшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону) разных слов и морфем (значимых частей слова).

Существуют следующие фонетические средства:

Звук - членораздельный элемент произносимой речи. Он образуется с помощью органов речи. Во многих случаях слова различаются не несколькими, а всего одним звуком. Например, слово «мыть» отграничивается от слов, имеющих то же количество звуков, мыть - рыть - быть (различие в нервом звуке); мыть - мать - муть (различие во втором звуке); мыть - мыл - мыс (различие в третьем звуке).

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки: [а], [о], [э], [и], [ыJ, [у].

Йотированные гласные звуки: e, ё[ jo], юЦу], я [ j а ].

Согласные звуки

Парные по глухости - звонкости :

[б], [и], [г|, [д], [ж], [з] - звонкие;

[и], [ф], [к], [т], [ш], , [ц], [ч], [щ] - только глухие;

[йJ, [р], [л], [м], [и] - сонорные (только звонкие).

Парные по твёрдости - мягкости :

[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] - твёрдые;

, [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], К], [н’], [п’], Ip ], 1с’], [т’], [ф ], [х’] мягкие;

[ж], [ш], [ц] - только твёрдые;

[ч], [j], Iщ] - только мягкие.

Слог - это фонетическая единица, единица звучащей речи. В русском языке слогообразующим является гласный звук как наиболее звучный. В слове столько слогов сколько гласных звуков. Слоги могут открытыми и закрытыми. Слоги, оканчивающиеся на гласный звук, называются открытыми. Слоги с согласным звуком на конце называются закрытыми. Слова могут состоять из одного, двух, трёх и более слогов. Слог, на который падает ударение, называется ударным слогом, остальные слоги - безударные. Слогораздел (граница слога) проходит между гласными предыдущего и согласными последующего слога: квар-ти-ра,рас-пи-са-ни-е. При сочетании двух сонорных (кроме «й») или двух шумных согласных слогораздел гот же: ком-па-та,

кре-стья-нин.

Если в слове последовательно встречаются сонорный, аза ним шумный согласный, то граница слога пройдёт между ними: пол-ка, май-ка.

При сочетании звука [йJ с сонорным слогораздел проходит между ними: тай-на , вой-па.

Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую может не совпадать: нельзя путать деление слов на слоги с делением слов для переноса. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова но слогам - лишь один из принципов.

Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментные единицы

Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков. Но поток звучаний не является сплошным, как, например, сигнал автомобиля. В речи есть паузы разной длительности, которые разделяют звуковой поток на отрезки линейно следующие один за другим. Разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности, называются сегментными единицами (сегмент - отрезок речи, вычленяющийся из линейной последовательности (речевого потока)). К сегментным единицам относятся фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Звук - наименьшая сегментная единица. Фраза - наибольшая сегментная единица. Каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из синтагм, синтагма из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слог из звуков. Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.

Фраза - это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (хотя и различного характера: интонацией вопроса, повествования и т. д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи. Например, отрезок речи Завтра вечером пойдём в театр является фразой, потому что высказанная мысль понятна и интонационно оформлена (завершена): к середине фразы голос повышается, а к концу понижается. Там, где кон-

Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).

Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).

Фраза часто состоит из одного предложения. Но её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Например, сложное предложение Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Н. Толстой) состоит из двух фраз. Фраза и предложение - это единицы разного уровня: фраза - фонетическая, а предложение - синтаксическая.

Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).

Речевой такт - это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющий смысловую незаконченность и интонационную незавершённость. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы.

Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:

В первом случае она радуется поступкам брата, а во втором - брат радуется её поступкам.

От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится - нельзя помиловать?..

Казнить? - спросил Кузя. - Нам это не подходит.

А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.

Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.

Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово

Это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. В речи служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно не имеют ударения, кроме тех случаев, когда ударение переходит с самостоятельных слов на служебные, например: и"з лесу, по"д гору, верить на" слово. Если служебные слова не имеют отдельного ударения, они объединяются со знаменательными словами одним словесным ударением и представляют собой одно фонетическое слово, например: напберегу". Безударное слово может примыкать к ударному спереди или сзади. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади - энклитикой.

Проклитиками обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы, а энклитиками - чаще всего постпозитивные частицы. Например: подпсне"гом. Предлог под - проклитика. Апвы" непзна"ли? Союз а и

препозитивная частица не - проклитики. Сказа"лпбы. Постпозитивная частица бы - энклитика.

Если ударение переходит со знаменательного слова на служебное, то энклитикой становится знаменательное слово: по"дпгору. Слово гору - энклитика.

Во фразе А в ро"ще со"нной и пусто"й / Дрожа"т от хо"лода оси"ны. //

(З. Александрова) два речевых такта, десять слов, объединённых в шесть фонетических слов, так как во фразе только шесть словесных ударений. В первом речевом такте Апвпро"ще со"нной иппусто"й шесть слов, но фонетических слов только три: первое фонетическое слово - апвпро"ще, где союз а и предлог в не имеют самостоятельного ударения и примыкают спереди к знаменательному слову ро"ще, имеющему словесное ударение, следовательно, союз а и предлог в - проклитики; второе фонетическое слово - со"нной, оно имеет словесное ударение, является знаменательным словом; третье фонетическое слово - иппусто/й, союз и не имеет самостоятельного ударения и примыкает спереди к знаменательному слову пусто"й, имеющему словесное ударение, следовательно, союз и - проклитика.

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют разные толкования слога, основанные на преимущественном внимании к его артикуляционным или акустическим характеристикам. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог - волна нарастания и ослабления звучности. (О слоге см. далее соответствующий раздел). При том и другом подходе в слоге должен быть слоговой (гласный) звук, неслоговые звуки могут и отсутствовать. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков. Например, в слове учить два слога - [у-ч’и"т’], так как два слогообразующих звука - [у] и [и"]. Первый слог состоит из одного слогообразующего звука [у], второй слог состоит из слогообразующего звука [и"] и двух неслоговых звуков - [ч’] и [т’]. Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов, например, в слове всплеск - семь звуков, но лишь один слогообразующий звук [э"], поэтому только один слог.

Слоги делятся на звуки. Звук - это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога (или слог, если он состоит из одного звука), произнесённая за одну артикуляцию. В пределах слога или слова могут сочетаться только лишь те звуки, которые не запрещены фонетическими законами современного русского языка. Так, сочетание звуков [с’т’] закономерно для современного русского языка (ср.: ра[с’т’]и, пу[с’т’]и, гре[с’т’]и и т. д.), но нет ни одного слова в современном русском языке, где встречались бы похожие на него сочетания звуков [з’т’], [с’д’], [зт’], [сд’].

Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.

Суперсегментные единицы

Сегментные единицы объединяются в более крупные единицы - суперсегментные (или просодические - касающиеся ударения), которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Суперсегментные единицы распространяются на два сегмента и более. Например, если в слове па"рта первый слог ударный (один сегмент), то второй слог (второй сегмент) обязательно будет безударным, так как второй сегмент неизбежно сопутствует определённому первому. То же касается и первого. Лишь вместе два сегмента образуют целостную единицу: ударность + безударность или безударность + ударность. Если в слоге, состоящем из двух звуков, первый звук неслоговой, то второй - слоговой: да". Если слог состоит из трёх звуков, то один из них - слоговой, а остальные - неслоговые: да"м. Следовательно, внутри слога слоговой звук и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми. Слоговые звуки образуют вершину слога. Свойство звука выступать в качестве вершины слога называется слоговостью.

Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по фонетике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.

  • Современный русский язык и его история

    Неизвестный8798 | | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.21 Мб

  • Ответы к госэкзамену по Современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.21 Мб

    I. Современный русский язык Раздел фонетика написан на основе учебника Пожарицкой-Князева 1.Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике явля­ются звуки человеческой речи, способы их образования и акусти­ческие свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяют­ся из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее -
это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычле­нить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. От­резок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с пред­ложением: Посади ты эту птицу, // - Молвил он царю,// - Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.

Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между пау­зами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются пау­зами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.

Фонетическое слово - часть фонетического такта (ком­плекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 - 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения. Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется прокли- тиком, если позади (дал бы) - энклитиком. Клитики составля­ют одно фонетическое слово с соседним ударным - без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики - это безудар­ные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъ дАрогь], а стоящие позади постпозитивные частицы [тАкой жъ/ являют­ся энклитиками.

Слог в традиционной теории - это один или несколько зву­ков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

2) «мускульная» (слоги образуются в результате последо­вательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);

3) слова, напри­мер, весна (24134):

Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна". 34 - 134.

4) тональная (слоги - это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораз­дела приняты следующие правила слогоделения:

Группа шумных согласных между двумя гласными обра­зует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз­
дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонор­ные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам. Тра­диционная характеристика слогов следующая:

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

Неприкрытый - начинающийся с гласного: a, at;

Прикрытый - начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

Открытый - заканчивающийся гласным: a, ta;

Закрытый - заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:

1- й слог [у] - безударный, неприкрытый, открытый;

2- й слог [мой] - ударный, прикрытый, закрытый;

3- й слог [с’ь] - безударный, прикрытый, открытый.

Звук - наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение - выделение силой выдоха звука, слова, синтаг­мы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической едини­цы выделяют:

Экспираторное ударение - силовое, динамическое ударе­ние, которое организуется силой выдоха и большим напряжени­ем артикуляционных органов.

Тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

Количественное (квантитативное) ударение - удлине­ние артикуляции гласного.

Качественное ударение - четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение - выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, раз­номестное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное
место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.

2. Фразовое логическое ударение - выделение голосом от­дельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством ор­ганизации смысла сообщения.

Интонация - ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или за­медлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) измене­нием тембра и другими фонетическими средствами.

Функции интонации:

1. Синтаксические:

а) различать предложения по коммуникативным целям (по­вествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

2. Экспрессивно-стилистические:

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торже­ственной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

3. Прагматические:

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза - перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обду­мывания (могут стоять в любом месте).

Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Ср.: му́ка – мука́ , о́́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).

Мы сегодня пойдем в театр, Мысегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр .― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр ? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения.

Характеристика фонемы

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...