Формирование математических способностей у старших дошкольников. Методики развития математических способностей у детей

Чтобы объяснить, откуда в человеке развилась способность к математическим операциям, специалисты предлагали две гипотезы . Одна из них заключалась в том, что склонность к математике является побочным эффектом появления языка и речи. Другая предполагала, что причиной явилась возможность использовать интуитивное понимание пространства и времени, которое имеет куда более древнее эволюционное происхождение.

Для того чтобы ответить на вопрос, какая из гипотез верна, психологи поставили эксперимент с участием 15 профессиональных математиков и 15 обычных людей с равным уровнем образования. Каждой группе представляли сложные математические и нематематические утверждения, которые нужно было оценить как истинные, ложные или бессмысленные. По ходу эксперимента мозг участников сканировали с помощью функциональной томографии.

Результаты исследования показали, что заявления, которые касались математического анализа, алгебры, геометрии и топологии, активировали участки в теменной, нижневисочной и префронтальной коре головного мозга у математиков, но не у контрольной группы. Эти зоны отличались от тех, что возбуждались у всех участников эксперимента при обычных утверждениях. «Математические» участки активировались у обычных людей только в том случае, если испытуемым предлагали проделать простые арифметические действия.

Ученые объясняют полученный результат тем, что математическое мышление высокого уровня задействует нейронную сеть, которая отвечает за восприятие чисел, пространства и времени и отличается от сети, связанной с языком . По словам экспертов, на основе исследования можно предсказать, разовьются ли у ребенка математические способности, если оценить его навыки пространственного мышления.

Таким образом, чтобы стать математиком нужно развивать пространственное мышление.

Что представляет из себя пространственное мышление

Для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация, необходим особый вид мыслительной деятельности - пространственное мышление. Термин пространственное воображение, обозначает человеческую способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении.

При помощи пространственного мышления можно проводить манипуляции с пространственными структурами - настоящими или воображаемыми, анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые. В психологии восприятия давно уже известно, что изначально зачатками пространственного мышления обладает всего несколько процентов населения.

Пространственное мышление - это специфический вид мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображённом). В своих наиболее развитых формах это мышление образцами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения.

Как развить пространственное мышление

Упражнения на развитие пространственного мышления очень полезны в любом возрасте. Поначалу многие люди испытывают затруднения при их выполнении, но со временем обретают способность решать все более сложные задачи. Такие упражнения обеспечивают нормальное функционирование головного мозга, позволяют избежать многих заболеваний, вызванных недостаточным уровнем работы нейронов коры полушарий.

Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в литературе! Пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения намного более интересным. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда.

С развитым пространственным мышлением становится гораздо легче читать чертежи и карты, определять местонахождение и представлять схему движения к цели. Это просто необходимо любителям спортивного ориентирования, а всем остальным существенно поможет в обычной жизни в условиях города.

Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Однако в течение жизни возможно его доразвитие и преобразование. Проверить уровень развития пространственного мышления можно с помощью небольшого интерактивного теста .

Выделяют три типа такого оперирования:

  1. Изменение пространственного положения образа. Человек мысленно может передвинуть объект без каких-либо изменений его внешнего вида. Например, передвижения согласно карте, мысленное переставление объектов в комнате, перечерчивание и т.д.
  2. Изменение структуры образа . Человек может мысленно каким-либо образом изменить объект, но при этом он остается неподвижным. Например, мысленное добавление одной фигуры к другой и их объединение, представление того, как будет выглядеть объект, если добавить к нему деталь, и пр.
  3. Одновременное изменение и положения, и структуры образа . Человек способен одновременно представить изменения во внешнем облике и пространственном положении предмета. Например, мысленное вращение объемной фигуры с разными сторонами, представление о том, как будет выглядеть такая фигура с той или другой стороны, и др.

Третий тип является наиболее совершенным и предоставляет больше возможностей. Однако для его достижения необходимо сначала хорошо освоить первые два типа оперирования. Представленные ниже упражнения и советы будут направлены на развитие в целом пространственного мышления и всех трех типов действий.

3D пазлы и оригами

Складывание объемных пазлов и фигурок из бумаги позволяет формировать в голове образы различных объектов. Ведь перед началом работы следует представить готовую фигуру, чтобы определить качество и порядок действий. Складывание может проходить в несколько этапов:

  • Повторение действий за кем-то
  • Работа в соответствии с инструкцией
  • Складывание фигуры с частичной опорой на инструкцию
  • Самостоятельная работа без опоры на материал (может осуществляться не сразу, а после нескольких повторений предыдущих этапов)

Важно, чтобы школьник четко прослеживал каждое действие и запоминал его. Вместо пазлов можно также использовать обычный конструктор.

Делятся на два типа:

  1. С использованием наглядного материала. Для этого необходимо иметь несколько заготовок различных объемных геометрических фигур: конус, цилиндр, куб, пирамида и др. Задача: изучить фигуры; узнать, как они выглядят с различных ракурсов; накладывать фигуры друг на друга и смотреть, что получается и т.д.
  2. Без использования наглядного материала . Если школьник хорошо знаком с различными объемными геометрическими фигурами и хорошо представляет, как они выглядят, то задания переносятся в мысленный план. Задача: описать, как выглядит та или иная фигура; назвать каждую ее сторону; представить, что будет при наложении одной фигуры на другую; сказать, какое действие нужно осуществить с фигурой, чтобы превратить ее в другую (например, как превратить параллелепипед в куб) и пр.

Перечерчивание (копирование)

Задания этого типа идут по нарастанию сложности:

  1. Простое перечерчивание фигуры. Перед учеником стоит макет/образец фигуры, который ему необходимо перенести на бумагу без изменений (размеры и внешний вид должны совпадать). Перечерчивается отдельно каждая сторона фигуры.
  2. Копирование с добавлением. Задача: перечертить фигуру без изменений и добавить к ней: 5 см в длину, дополнительную грань, другую фигуру и т.п.
  3. Масштабируемое перечерчивание. Задача: скопировать фигуру с изменением ее размера, т.е. начертить в 2 раза больше чем макет, в 5 раз меньше чем образец, убавив на 3 см каждую сторону и т.д.
  4. Копирование из представления. Задача: представить объемную фигуру и нарисовать ее с разных сторон.

Представления

В качестве объектов представления будут выступать отрезки и линии. Задачи могут быть самыми разнообразными, например:

  • Представь три разнонаправленных отрезка, мысленно соедини их и нарисуй, получившуюся фигуру.
  • Представь, что на два отрезка наложили треугольник. Что получилось?
  • Представь две сближающиеся линии. В каком месте они пересекутся?

Составление чертежей и схем

Могут осуществляться с опорой на наглядный материал или с опорой на представляемые объекты. Составлять чертежи, схемы и планы можно по любому предмету. Например, план комнаты с отображением расположения каждой вещи в ней, схематическое изображение цветка, чертеж здания и пр.

Игра «Угадай на ощупь»

Ребенок закрывает в глаза и получает какой-то предмет, который может ощупать. Объект должен иметь такие размеры, чтобы школьник имел возможность изучить его целиком. На это отводится определенное количество времени в зависимости от возраста ученика и объема предмета (15-90 секунд). По истечении этого времени ребенок должен сказать, что именно это было и почему он так решил.

Также в игре можно использовать разные виды ткани, схожие по форме фрукты (яблоки, нектарины, апельсины, персики), нестандартные геометрические фигуры и другое.

Игра «Муха в клетке»

Для этой игры потребуется не менее трех человек. Два непосредственно участвуют в игре, а третий отслеживает ее ход и проверяет конечный ответ.

Правила: два участника представляют решетку 9 на 9 квадратов (пользоваться графическим изображением нельзя!). В правом верхнем углу находится муха. По очереди делая ходы, игроки перемещают муху по квадратам. Можно использовать обозначения движения (вправо, влево, вверх, вниз) и число клеток. Например, муха передвигается на три клетки вверх. Третий участник имеет графическую схему решетки и обозначает каждый ход (каждое перемещение мухи). Далее он говорит «Стоп» и другие игроки должны сказать, где, по их мнению, находится муха в данный момент. Выигрывает тот, кто правильно назвал квадрат, где остановилась муха (проверяется по схеме, которую составил третий участник).

Игру можно усложнить, добавив количество клеток в решетку или такой параметр, как глубину (сделав решетку трехмерной).

Графические задания-тренажеры

Выполняются на глаз без использования каких-либо вспомогательных предметов (линейки, ручки, циркуля и т.д.).

1. На какую отметку должен переместиться человек, чтобы падающее дерево не задело его?

2. Какая (какие) из фигур сможет (смогут) пройти между объектом А и объектом Б?

Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

3. Представь, что овалы на картинке - это машины. Какая из них раньше окажется на перекрестке, если скорость передвижения машин равна?

Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

4. Восстанови часть фигуры, которую закрыла линейка.

Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

5. Определи, куда упадет шар.

Картинка из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

Обучение цифрам в игровой форме можно начинать с 2-3 лет

Обучение математике в игре

Развивающие игры, проводимые родителем с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой и ненавязчивой форме усвоить новые знания, приобрести навыки нужные ему. Они отлично развивают фантазию и воображение, помогают ребенку запоминать и успешно применять на практике формы поведения. Таким образом, умственное развитие ребенка выходит на качественно новый уровень.

Игра для ребенка дошкольного возраста (особенно, когда речь идет о развивающих играх) – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить. Направляя и организуя игру, родитель также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.


Роль игры в обучении дошкольников

В особенности это проявляется в дидактических играх, которые помимо всего прочего имеют цель развития базовых когнитивных процессов ребенка: внимания, памяти, общего запаса представлений об окружающем мире. И несмотря на то, что воспитательная ценность дидактической игры крайне мала, она незаменима для профилактики социально-педагогической запущенности, подготовки ребенка к школе и т.д.

Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно. Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился. Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).

Принципы организации игровой деятельности для дошкольников

  1. Игра для дошкольника должна базироваться на общепринятых нормах морали и нравственности, уважительного отношения к личности ребенка.
  2. Игровые действия ни в коем случае не должны каким-либо образом унижать достоинство участников (в том числе проигравших).
  3. Дидактическая игра должна помочь ребенку максимально глубоко постичь окружающий мир, усваивая закономерности, которым он подчиняется.

Игровое занятие по математике с детском саду

В частности, целью дидактических игр может быть развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Через игровую деятельность сделать это будет значительно проще.

Как использовать дидактические игры для обучения ребенка основам счету

Современная педагогика развивается стремительными темпами. И все больше школ начинает использовать в процессе обучения развивающие технологии с применением компьютерной техники, набирать экспериментальные классы. И то же самое можно смело сказать и о семейном воспитании.


Дидактические игры помогают развивать математические способности

Раннее приобщение ребенка к высоким технологиям неслучайно: компьютерная и информационная грамотность является требованием современного ритма жизни. Именно поэтому уже в дошкольном периоде необходимо уделить максимум внимания формированию математических представлений и основам информатики. Все эти навыки обязательно пригодятся ребенку в школе.

Что должен знать ребенок к моменту поступления в первый класс?

Несмотря на то, что математика является одним из базовых школьных предметов, а также основой многих наук, которые ребенок начнет изучать в будущем, именно эта дисциплина во многих случаях вызывает у детей немалые трудности. Во многом это связано с тем, что математический склад ума, значительно облегчающий восприятие ребенком информации такого типа, присущ далеко не всем детям.

Тем не менее, существует строго определенная система знаний и математических представлений, которые должны быть сформированы уже к моменту поступления ребенка в школу.

  1. Способность считать от нуля до десяти как в прямом, так и в убывающем порядке
  2. Развитый навык узнавания чисел в ряду (даже если они помещены вразбивку)
  3. Сформированные представления о количественных и порядковых числительных
  4. Сформированные представления о «предыдущем» и «последующем» числе в пределах десятка
  5. Знание основных геометрических фигур и навык их узнавания (понимание признаков, отличающих треугольник, круг, квадрат и т.д.)
  6. Наличие представление о целом и о долях; способность разделить предмет на 2 и 4 равные части.
  7. Способность использовать палочки, веревки и некоторые другие измерительные приспособления для оценки таких параметров фигуры, как длина, ширина и высота
  8. Способность сопоставлять предметы по категориям «больше-меньше», «выше-ниже», «шире – уже».

Нужна ли дошкольнику информатика?

Несмотря на то, что на сегодняшний день информатика представляет собой факультативную дисциплину, не входящую в категорию обязательных для изучения предметов, некоторые представления об информатике должны быть сформированы у ребенка уже к этому времени. Например:

  • Знание об алгоритмах.
  • Начальное представление о вычислительных машинах.
  • Понимание того, что такое программа, используемая для управления вычислением.
  • Базовый навык использования алгоритмов и логических операций с использованием команд «И», «Или», «Не».

Начальное знакомство с компьютерами у дошкольников

Основы математических представлений в дошкольном возрасте

Усвоение математических знаний невозможно без понимания ребёнком таких основ науки, как количество, число и т.д. Однако учитывая то, что для ребенка они в течение длительного времени остаются абстрактными, понимание даже самых простых, на первый взгляд категорий, может быть существенно затруднено.

В этих случаях и можно осуществлять развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность .

Простые дидактические игры дают ребенку возможность понять то, что такое «цифра» и «число», формируют адекватные пространственно-временные представления. Для того, чтобы игры имели максимальный эффект, необходимо строить их на основе следующих закономерностей.

Для эффективного усвоения ребенком навыков, приобретаемых в ходе игр, необходимо чтобы на занятиях применялся наглядный материал: яркие картинки, игрушки, кубики и т.д. Это объясняется тем, что произвольное внимание дошкольников развито еще недостаточно хорошо. И для его активизации необходимо, чтобы предмет отличали такие качества, как яркость, новизна и контрастность. Кроме того, любимые игрушки, используемые в процессе занятий, сделают их еще интереснее и увлекательнее.


Геометрические карточки развивают пространственное представление

К примеру, если ребенок испытывает некоторые трудности при счете, можно положить перед ним несколько геометрических фигур, окрашенных в разные цвета и последовательно сосчитать предметы в каждом из них. Для того, чтобы ребенок не привязывался к конкретным вещам и мог переносить полученные знания на разные предметы, очень желательно использовать в процессе обучения новые игрушки, дополняя уже имеющийся запас новыми.

В повседневной жизни нужно также поощрять ребенка называть количество предметов на столе, количество машин во дворе, детей на игровой площадке и т.д.

После того, как ребенок научиться считать, родители смогут существенно расширить запас его бытовых знаний, объясняя назначение определенных предметов. Например, благодаря навыкам счета, ребёнку не составит труда объяснить, для чего человеку нужны часы или термометр. А впоследствии – понимать по часам, в любой момент, называя время или измерять температуру.


К школе практически все дети умеют считать

Незаменимым средством для формирования у ребенка математических представлений также играет сказка. Использовать элементы занятий можно в ненавязчивой форме, включая их в процесс: например, читая сказку, можно спросить ребенка о том, сколько действующих лиц он насчитал в ней; сколько зверей, птиц, деревьев изображено на картинке иллюстрированной книжки. Полезно также предлагать ребенку сравнивать персонажей, указывая на их сходства и различия; обозначая, кто их них больше или меньше, выше или ниже и т.д. Операции с числительными могут производиться в пределах первого десятка.

Немалую роль в формировании навыков сложения и вычитания в будущем сыграет способность ребенка к делению целого предмета на части.

Для того, чтобы ребенок эффективно усваивал представление о количестве, а также «предыдущем» и «последующем» числе можно поиграть с ним в например, предложив ему угадать число, заключенное в определенных пределах и давая ему подсказки словами «больше» либо «меньше». Это позволит ребенку лучше ориентироваться в числах и составлять в уме целостные числовые ряды.


Дети любят играть со счетными палочками

Немалый вклад в развитие математических представлений ребенка также способны внести обыкновенные счетные палочки.

Вот лишь некоторые примеры дидактических игр с использованием этих предметов:

  1. Разложить перед ребенком счетные палочки и предложить ему сначала выбрать любые две, а затем распределить их по двум сторонам. после этого ребенок должен сказать, сколько палочек находится с каждой стороны.
  2. Со временем условия игры можно немного усложнить, предложив ребенку разделить на две части уже четыре палочки. А затем – предложить еще способы разделить четыре палочки на две группы. Впоследствии количество палочек можно будет довести уже до 10. Увеличение числа палочек даст ребенку больший простор для воображения, предлагая все новые и новые способы деления.
  3. Из палочек можно составлять простейшие геометрические формы, тем самым объясняя ребенку, что такое «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». После того, как у ребенка появится представление об углах, можно объяснять различия между фигурами более детально. А также предлагать ему самостоятельно складывать их из палочек.
  4. Со временем занятия по формированию простейших геометрических представлений можно усложнить, предлагая ребенку сложить, например, прямоугольник со стороной в 3 или 4 палочки. Либо составить из одинакового количества палочек разные фигуры.
  5. Полезно также предлагать ребенку фиксированное количество палочек, из которого он мог бы собрать две фигуры, либо фигуры, имеющие одну общую сторону.
  6. Счетные палочки отлично подходят также для составления простейших цифр и букв. Использование этого метода также хорошо готовит ребёнка к работе с разлинованной поверхностью тетради.

Подготовка руки к письму. Работа с тетрадями

Прежде чем приступать к обучению ребёнка написанию цифр, необходимо провести с ним существенную предварительную подготовку. В частности он должен четко понимать что такое клетка тетради, что представляют собой ее границы, находить углы, середину и стороны.

После того как ребенок начнет свободно ориентироваться на разлинованной поверхности, можно будет переходить к рисованию простейших орнаментов, например, соединяя противоположные углы клетки, либо точки, находящиеся в середине.


Подготовка к письму включает различные упражнения

Каким бы сильным не было желание родителя как можно быстрее научить ребенка письму и подготовить его руку к написанию цифры, очень желательно, чтобы за одно занятие он усваивал не больше одного либо двух узоров. Польза таких занятий заключается не только в том, что ребенок готовится к написанию более сложных элементов, но и прекрасно развивает мелкую моторику.

Логические игры в дошкольном возрасте

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность невозможно без использования логических игр. Помимо всего прочего, логические игры стимулируют ребенка искать нестандартные и необычные решения, развивают в нем творческое мышление, поддерживают в нем желание продолжать обучение.


Логическая игра для дошкольников

Занимательные ценны тем, что они ненавязчиво приводят ребенка к выводу о том, что для выполнения интересного для него задания, необходимо сосредоточение, концентрация. Это дает возможность не только развивать мышление, но и шлифовать произвольное внимание. Это даст ребенку возможность воспринимать условия задачи, искать в ней возможный подвох. Таким образом, развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность осуществляется максимально ненавязчиво и корректно.

Читать задачи нужно вслух, медленно и четко для того, чтобы ребенок мог сделать выводы из каждого предложения и правильно понять его. Очень нежелательно давать ребенку слишком много пояснений: он должен самостоятельно усваивать ход мыслей. Это значительно усилит радость открытия.

Незаменимую роль в процессе развития логики также сыграют простые и привычные с детства загадки: это даст ребенку возможность научиться выделять ключевые признаки предметов и узнавать их по ним.

Игры на усвоение основ информатики

Несмотря на то, что информатика все еще не является предметом, обязательным для изучения в младшем школьном возрасте, изучение ее основ в значительной степени способствует развитию форм абстрактного мышления. А также помогает усвоить такие действия как классификация предметов по определенным признакам, ранжирование, выделение основного и второстепенного. Ребенок начинает учиться усваивать установленные правила и строго им придерживаться.

Для овладения элементарными представлениями об информатике можно использовать настольные игры, которые сегодня продаются во всех детских магазинах.


Компьютерные игры для дошкольников развивают способности

Смысл большинства настольных игр для детей достаточно прост: при помощи фишек и кубика ребенок осуществляет перемещения по игровому полю. Благодаря этому происходит формирование пространственно-временных отношений, способность следовать заданным инструкциям, осуществлять последовательные действия. Ребенок усваивает простейшие условия и алгоритмы. Желательно, чтобы настольные игры были дополнены интересным для ребенка сюжетом, продуманным дизайном и интересной графикой.

Заключение

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.

Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.

Комментарии 2 Поделиться:

Развитие математических способностей у дошкольника

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития.

Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Школьная программа построена таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Тренировка логического мышления

Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления.

Достижение этой стадии - деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Как научить ребенка сравнивать

Сравнение - это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта.

В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:

1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом.

Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением - значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их.

2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.

Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.

3. Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.

Можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия "общий" признак и "существенный" признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что "общий" признак не всегда является "существенным", но "существенный" - всегда "общим". Например, покажите ребенку два предмета, где "общим", но "несущественным" признаком у них является цвет, а "общим" и "существенным" - форма.

Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

Что значит "быть внимательным"

Чтобы "быть внимательным", нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрированность, устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.

Концентрированность - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость - это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.

Распределяемость - это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

Переключаемость внимания - это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

Стремитесь ли Вы развивать интеллект своего ребенка

Интеллект - это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека.

Он определяется способностью сосредоточиваться на познавательном задании, умением гибко переключаться, сравнивать, быстро устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и т.д.

Развитие интеллекта, психологический комфорт, в процессе умственной деятельности, и чувство счастья у ребенка очень тесно связаны между собой.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность

1. Длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче (устойчивость и концентрированность внимания). Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явления значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

2. Быстро переключать внимания с одного объекта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой (переключаемость внимания).

3. Подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности (произвольность внимания). Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенка становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

4. Подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности (наблюдательность).

Наблюдательность - один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность - наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением.

Выполняя вместе с ребенком интеллектуальные игровые задания, Вы чудодейственным образом повлияете на развитие своего ребенка, его уверенность в собственных силах и ваше общение с ним.

Развивалки на ходу

1. Чаще считайте вместе с ребёнком все, чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле обеденного стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.

Измеряйте разные вещи - дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев - отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек "поместится" в любимом диване.

2. Купите "липкие" цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер - от 0 до 10. Соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.

3. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком ребёнка по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 6, 7. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.

4. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад

5. Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите малыша повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между вами и малышом или сядьте спиной друг к другу. Предложите ему разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям. Тоже неплохая игра для того, чтобы занять время ожидания приема в поликлинике

6. Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных чашек - мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика - в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным

7. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде "Менеджера".

Приемы умственных действий которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: "Найти все кислые".

Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Например:

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)"

Деятельностью, активно формирующей синтез, является конструирование

Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.

Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Например:

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко".

Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)"

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

У ребенка незаурядный интеллект, если он:


Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

По названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

По размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

По цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);

По форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики);

По другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Все перечисленные выше примеры - это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение.

В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно. Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.

Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

При формулировке обобщения следует помогать ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

Например:

Задание: "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)"

Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: "У нее угол ушел внутрь". Такое объяснение вполне подходит. "Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)".

Светлана Зубкова
Формирование математических способностей: пути и формы

определены 5 областей.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников,

входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей

познавательных интересов, а также интеллектуального продвижения, посредством

развития познавательно- исследовательской деятельности, ФЦКМ.

Согласно учебной программе работа в каждой возрастной группе по математическому

развитию состоит из пяти разделов : «Количество и счет» , «Величина» , «Геометрические

фигуры», «Ориентировка в пространстве» , «Ориентировка во времени»

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но она обладает

уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти , речи,

воображения, эмоций; формирует настойчивость , терпение, творческий потенциал

личности.

Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Потенциал педагога состоит не в передаче тех или иных математических знаний и

навыков, а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению,

затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Задача педагога : сделать занятие по фэмп занимательным и необыкновенным . Хочу

напомнить вам древнюю пословицу : «Я слышу- я забываю, я вижу – и я запоминаю, я

делаю – и я понимаю»

Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не

только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при

преодолении трудностей.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная

целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми

познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и деятельность в повседневной

Во время непосредственно- образовательной деятельности по ФЭМП решается ряд

программных задач.

1) образовательные

2) развивающие

3) воспитательные,

4) речевые

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно

возвращаться к пройденной теме, что обеспечивается правильное усвоение материала .

Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми

дидактическими играми.

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности.

Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения.

Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению

знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

Используются два вида наглядного материала (Демонстрационный, раздаточный.)

И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим

требованиям : привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивымипособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее

взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит

занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

В процессе формирования элементарных математических представлении у

дошкольников педагог использует выбор оптимальных методов обучения : практические,

наглядные, словесные, игровые.

При выборе метода учитывается ряд факторов : программные задачи, решаемые на

данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых

дидактических средств.

Ведущим методом является практический метод – этоупражнения, игровые задачи,

дидактические игры, дидактические упражнения. Ребёнок должен не только слушать,

воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. Наиболее

широко используются дидактические игры они являются эффективным средством и

методом формирования элементарных математических представлений . Игра как метод

обучения предполагает использования на занятиях отдельных элементов разных видов игр

(сюжетной, подвижной, игровых приемов (соревнование, поиск) .

Предметные и словесные игры проводятся на занятии и вне их.

И чем больше ребенок будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем

лучше усвоит материал по ФЭМП .

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных

особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных

этапах усвоения детьми программного материала . Дидактический материал должен быть

художественно оформлен .

Например : реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они

В детском саду широко используютсяприемы :показ (демонстрация, инструкция,

пояснение, разъяснение, указание, вопросы к детям.

Моделирование- наглядно- практический прием, включающий создание моделей и их

использование с целью формирования элементарных математических представлений у

Математика- наука точная , и надо чтобы дети научились точно и связно выражать

свои мысли. Формирование правильной речи- это составная часть умственного

воспитания ребёнка. Чем богаче речь, тем шире возможности для познания

действительности, полноценного общения, развития правильного мышления.

Модель образовательной деятельности по ФМЭП :

1. Компетентность педагога в области образовательной деятельности.

2. Готовность воспитателя к непосредственно- образовательной деятельности.

3. Выбор оптимальных методов и приемов

4. Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала .

5. Грамотная речь воспитателя

Заключение.

Математика - один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и

родители и учителя и сами ученики. А дошкольники они не знают, что математика-

трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.

Наша задача- научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и

всегда верить в свои силы.

Публикации по теме:

Актуальность Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех.

Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста и проблема психологической готовности к обучению.

Конспект НОД по формирование элементарных математических способностей в старшей группе «Цветик-семицветик» КОНСПЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование элементарных математических способностей. Интеграция с другими.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Пособие по математике для фланелеграфа. Пособие получилось многофункциональным, поэтому цели и задачи многообразны. Данное пособие содержит.

Развитие математических способностей.

Способности к изучению математики - это те индивидуальные особенности умственной деятельности школьника, которые обуславливают успешное овладение математикой как учебным предметом, относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладение знаниями, умениями, навыками в области математики. Какие же особенности умственной деятельности определяют успешное усвоение школьником математики?

Одним из решающих условий является активное, положительное отношение ученика к математике, интерес к ней, склонность заниматься ею.

Другое важное условие- наличие характерологических черт, таких как, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, организованность, сосредоточенность. Велика роль и так называемых интеллектуальных чувств (чувство удовлетворения от напряжённой умственной деятельности, радость творчества).Интерес к математике необходим, но сам по себе он не является способностью. Без настойчивости математикой не овладеешь, но математической способностью её назвать нельзя. Поэтому, наряду с условиями успешного овладения математикой выделяем и собственно математические способности как особенности умственной деятельности человека.

Чем же характеризуется умственная деятельность способных к математике учащихся?

Способности к математике сказываются, прежде всего, в особенностях восприятия школьником математической задачи(задачи в широком смысле слова- арифметической, геометрической).Способные учащиеся, впервые знакомясь с задачей, сразу выделяют показатели, существенные для данного типа задачи, и величины, несущественные для данного типа задачи, но существенные для конкретного варианта. Это позволяет способным учащимся сразу видеть её «скелет», очищенные от всех конкретных значений и словно «просвечивающий» сквозь конкретные данные. Они быстро могут отнести задачу или математическое выражение к определённому типу.

Способный к математике ученик умеет последовательно, обоснованно, логически рассуждать. В частности он способен к широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. Например, изучив формулу квадрата разности двух чисел, ученик сразу видит возможность быстрого решения в уме примера 99 2 путём применения этой формулы, как (100-1) 2 .

Многочисленные наблюдения дают возможность выделить те внешние признаки, на основании которых можно предполагать наличие у детей математических способностей.

Во- первых - явный интерес к математике, который проявляет ребёнок, склонность без принуждения, с удовольствием заниматься ею.

Во- вторых- овладение определёнными математическими умениями и навыками в раннем возрасте. Известно, что математические способности нередко начинают формироваться у детей сравнительно рано. У некоторых великих математиков они начинали формироваться уже в дошкольном или в раннем возрасте, задолго до систематического обучения математики (К.Ф.Гаусс, С.В. Ковалевская).

В- третьих- быстрое продвижение в области овладения математикой. Способный ученик сравнительно быстро и легко овладевает математическими умениями и навыками.

В- четвёртых- относительно высокий уровень развития, уровень достижений. Речь идёт об относительно высоком уровне достижений, при котором необходимо принимать во внимание возраст ребёнка. Если понятие об отрицательном числе или умение доказать теорему овладевает четырнадцатилетний школьник, то этот факт сам по себе никак не может говорить о математических способностях. Но если этими понятиями или навыками овладеет ребёнок 5-6 лет, то это, конечно, совсем другое дело.

Конечно, предоставляя школьникам большие или меньшие возможности для творческих поисков решения проблемы, взрослые не должны занимать пассивной позиции. Они должны помогать учащимся, чтобы избежать топтания на месте.

Такое обучение (его называют - проблемное обучение) может осуществляться на разных уровнях. Практика обучения заключается в том, что взрослый направляет ребёнка на то, чтобы решить проблему(вывести формулу, доказать теорему).

Например, при изучении квадрата суммы и разности двух выражений учитель предлагает серию заданий: выполнить умножение многочленов

(а+б)(а+б) ; (2х-в)(2х-в); (у+х)(у+х) и с помощью вопросов и наблюдений учащихся подвести их к формуле.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяют уровни развития познавательного интереса: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень. У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроке ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития познавательного интереса отличается самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Наиболее эффективным путём формирования познавательного интереса к математике является задача. Условия формирования интереса:

Владение понятием познавательный интерес;

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

Трудность задачи (следует помнить, что при достаточно высокой трудности интерес к решению задачи пропадает);

Свойство школьной локальной устойчивости задачи (интерес к какой- либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам). Сформулированные условия необходимы и достаточны.

Основные требования развития познавательного интереса к математике:

Система задач соответствует общей учебной цели;

Система задач обеспечивает дифференцированное обучение.

Надо помнить, что математические способности сочетаются с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Изучая математические способности В.А. Крутецкий установил, что для успеха в математике необходимы:

1.активное положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлечённость;

2. ряд характерных черт, прежде всего, трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;

3. наличие во время деятельности благоприятных для её выполнения психических состояний;

4. определённый фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5. определённые индивидуально- психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре критерия следует рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности. Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в математической деятельности.

Для поддержания интереса необходимо вовлечь школьника в активное участие в математическом кружке. Для пробуждения и развития интереса к математике важно популярно показать её значение в современной жизни. Хорошее средство формирование интереса к математике постановка и решение практически значимых для школьника задач. Очень полезно учащимся читать научно-популярную литературу, решать интересные задачи на смекалку. Следует систематически побуждать школьника упражняться в решении оригинальных и интересных задач на соображение. Задачи не только полезны, но и интересны, и учащиеся обычно с большим увлечением решают их. Рассмотрим предложенные Крутецким, Линьковой идр. психологами- математиками задачи:

1.задачи с несформулированным вопросом. Серия этих задач направлена на выявление особенностей умственного восприятия задачи в процессе математической деятельности.

2.Задачи с недостающими данными. Серия этих задач также направлена на выявление особенностей восприятия.

3. Задачи с изменёнными данными. Серия этих задач также направлена на выявление особенностей умственного восприятия задачи. В эти задачи введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели.

4.Задачи на доказательство. Учащиеся упражняются в построении правильного, обоснованного, последовательного рассуждения.

5.Задачи на рассуждение(или составление уравнений).

6. Задачи с несколькими решениями. Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи.

7.Задачи на соображение. Для решения указанных задач не требуется никаких специальных знаний, однако необходимо проявить известную изобретательность.

8.Задачи на логическое рассуждение. На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность.

9. Задачи с наглядным решением. Эти задачи сравнительно легко решаются с применением наглядно- образных средств(рисунков, схем, чертежей).

10.Задачи, требующие наглядных представлений. Решение подобных задач тренирует пространственное представление, способность мысленно «видеть» соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения. Учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и бумаги.

11.Системы типовых задач. Задачи предназначены для исследования особенностей умственного восприятия, мышления, памяти.

12.Нереальные задачи.

13. Задачи с меняющимся содержанием.

14. Прямые и обратные задачи.

15.Задачи со сложным, трудным для запоминания условием. Эти задачи предназначены на выявление особенностей памяти.

16.Задачи, решение которых требует наличие пространственных представлений.

Все эти задачи предназначены для развития и формирования восприятия, логического рассуждения, смекалки, сообразительности, памяти, пространственного воображения и мышления.

Развитию логического мышления так же способствует многообразие текстовых задач, решаемых арифметическим путём. Большую роль играет принцип моделирования в обучении решению задач, средство обучения способам рассуждений, анализу ситуации, выбора стратегии решения задач. В обучении решению задач используются для записи условия схематические рисунки, модели, позволяющие представлять рассматриваемую ситуацию наглядно, без которых трудно понять логику рассуждений.

Проблемные вопросы и проблемные задачи способствуют развитию мышления, переходу от одного уровня на другой.

Общеизвестно высказывание М.Горького: «Талант развивается из чувства любви к делу». Роль, которую здесь играет склонность, интерес, сводится к тому, что интересующийся математикой человек, склонный заниматься ею, энергично упражняет и развивает свои способности, приобретая соответствующие умения и навыки.

Таким образом, развитие математических способностей учащихся в процессе изучения математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач- шуток, математических ребусов, софизмов, анаграмм.

Поиск новых путей активизации творческой деятельности учащихся является одной из неотложных задач современной педагогики и психологии.

Примеры задач для развития математических способностей.

1.На протяжении 155 м уложено 25 труб длиной 5м и 8 м. Сколько уложено тех и других труб?

2.До конца суток осталось 4/5 того, что уже протекло от начала суток. Который сейчас час?

3.Банка с мёдом весит 500г. Такая же банка с керосином -350г. Сколько весит пустая банка?

4.Даны две окружности. Радиус первой – 3 см, расстояние между их центрами 10см. Пересекаются ли эти окружности? (Требуется знать радиус второй).

5.Все целые числа, начиная с 1, выписаны подряд. Какая цифра стоит на 1995 месте?

6. Шли 12 человек и несли дюжину хлебов. Каждый мужчина нёс по 2 хлеба, каждая женщина - по полхлеба, а каждый ребёнок – по четверти хлеба. Сколько шло мужчин, женщин и детей?




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...