Формирование психологического здоровья дошкольников. Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников с использованием методов арт-терапии

Ребёнок рождается на свет со своими «особыми» врождёнными качествами. Сюда можно отнести тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генетическим набором. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда - факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов и знаковых систем. Он его не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. Получается, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

Психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно разделяют на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

  • Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.
  • Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.
  • Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.

В задачи психологической поддержки входят:

  1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
  2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
  1. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это уме­ние будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрос­лые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проиг­рывать различные роли по статусу и содержанию.

Система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.
  2. Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.
  3. С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.
  • Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
  • Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
  • Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
  • Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
  • В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
  • Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
  • Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
  • При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
  • Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.
  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
  3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
  4. Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .

1. Информационная часть.



3. Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.

1. Информационная часть.

1.1. Психологическое здоровье человека.

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.)

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

1.2. Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

1.3. Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

1.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
  • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
  • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
  • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
  • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Практический инструментарий.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя.

2.1. Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

3. Поперечное расслабление и напряжение.

Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул… Напрягите все мускулы…

Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения… Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул… Держите напряжение… Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение… Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание… Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело… Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.

Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице… Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело… Насладитесь контрастом… Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее… Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле… Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее… Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот… Задержите свое внимание на этом напряжении.

Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните… Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным… Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже… Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

4. Диафрагмальная гимнастика.

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.

После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.

Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Другой вариант:

  • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
  • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
  • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
  • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

5. Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.

Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

  • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

В данном случае вы прорабатываете 12 зон тела.

2.2. Упражнения на саморегуляцию для детей.

А эти упражнения можно выполнять с детьми.

Модель релаксационного тренинга

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.

А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, ато вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот он наступит на ваш живот! Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону! Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону… теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот! Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Все, опять слоненок свернул в сторону, можно расслабиться. Все хорошо, вы отдыхаете и чувствуете себя легко и спокойно.

А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот и постарайтесь, что бы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно протиснуться через забор! А теперь передохните, уже не надо «утоньшаться». Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становиться теплым. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненькими, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая. Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно!

А теперь представьте, что вы стоите в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил заканчивается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и погреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Это очень приятное чувство. Всё напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах приятное покалывание, как по ним приятно разливается тепло.

Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем, и другим, тому остаётся желать немногого…

Дж. Локк

  • Что такое психологическое здоровье

Ещё в 17 веке в «Материнской школе» (фактически первой программе для начальной ступени образования) Я А Коменский призывал: «Так как обучать детей можно только в случае, если они будут живы и здоровы, то первая забота родителей оберегать здоровье детей». Минули столетия, но и сегодня важнейшей заботой взрослых, воспитывающих и обучающих детей в период, когда их организм ещё так хрупок, раним, является охрана и укрепление их здоровья, как физического, так и психологического.

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже широко используется как в специальной литературе, так и в психолого-педагогической практике. Что он означает? Чем отличается от «психического здоровья»? Последнее имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Когда речь идёт о его нарушении, то имеются в ввиду отклонения в функции психических процессов (сенсорики, памяти, мышления и др.). Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребёнка на всех этапах его детства. Психологическое же здоровье подразумевает прежде всего целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное благополучие», «эмоциональное самочувствие», «внутренний душевный комфорт».

Обладание хорошим психологическим здоровьем чрезвычайно значимо для возникновения у ребёнка чувства самоценности, радости, на что в значительной степени ориентирована программа «Пралеска».

Забота о таком здоровье предполагает внимание прежде всего к внутреннему миру воспитанника, его чувствам и эмоциональным состояниям, к личностной микросреде ребёнка, его взаимоотношениям со сверстниками в «детском обществе».

  • Оптимизация межличностных отношений в «детском обществе» как путь укрепления психологического здоровья дошкольников

В числе важнейших психологических потребностей дошкольников - потребность в принадлежности к социальной группе, в принятии членами своей социальной группы, в общении. Для нормального развития ребёнка, его психического здоровья чрезвычайно важно удовлетворение этих потребностей. Ущемление же, депривация их негативно сказывается как на психическом, так и на психологическом здоровье воспитанников.

Важна профилактическая работа по предупреждению нежелательного во всех отношениях ущемления этих потребностей. В случае же, когда в группе есть ребёнок, чьи взаимоотношения со сверстниками неблагоприятно влияют на психологическое здоровье его самого и окружающих, чьи важные социально-психологические потребности не удовлетворены, необходимо помочь дошкольнику путём воспитательной коррекционной работы.

Кто нуждается в этой помощи чаще всего? Как осуществить такую психолого-педагогическую деятельность, какие пути, средства избрать?

Тревогу относительно психологического здоровья чаще всего вызывают «непопулярные» среди сверстников дошкольники, которым «трудно дышится» в «детском обществе», чей социометрический статус в нём невысок.

Основными направлениями коррекционной работы в таких случаях являются: переориентация недоброжелательного отношения к такому ребёнку сверстников и выработка положительных оценок его детьми. При разработке тактики по укреплению психологического здоровья таких дошкольников следует исходить из уже установленного в детской социальной психологии факта: популярность ребёнка в группе сверстников зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности.

Создание ситуации успеха в такой деятельности для «непопулярных» детей может привести к изменению их позиции, стать эффективным средством нормализации отношений со сверстниками, улучшения их психологического здоровья.

Важно основываться и на том, что коррекционные воздействия должны быть дифферинцированы относительно каждой причины непопулярности.

Нередко «непопулярность» ребёнка обусловлена дефектами операционной стороны игровой деятельности. Предмет коррекционной работы в таком случае - неразвитость игровых умений и навыков, невладение положительными способами сотрудничества, неадекватность способов игровых действий (излишняя медлительность, двигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направлений коррекции при этом становится обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их весёлому, жизнерадостному настроению. Другое направление педагогических воздействий - обучение детей реализации игровых замыслов. Выполнению игровых действий; формированию умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребёнка к придумыванию собственной игры. Нецелесообразно включать медлительного ребёнка в игры, в которых он, несмотря на все старания, не сможет быть на высоте.

Для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, которые бы позволили им управлять своим двигательным беспокойством. Следует помнить, что искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приёма включения ребёнка в игры с захватывающими развёрнутыми сюжетами, требующими высокого сосредоточения.

Предметом коррекции могут быть искажения в мотивационной сфере: отсутствие или невыраженность игровых мотивов, симптом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей, Их общение со сверстниками нужно активизировать очень осторожно, выявляя партнёров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию.

Педагог и педагог-психолог должны обратить внимание на агрессивное поведение некоторых дошкольников, частые вспышки гнева, озлобленность, разрушительную направленность деятельности, что также может стать причиной «непопулярности» в «детском обществе». В этом случае предметом коррекции становится симптом открыто конфликтного поведения дошкольника. Первым шагом коррекции будет обеспечение ребёнку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно упражнять ребёнка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов. Вся коррекционная работа должна проводиться в единстве с семьёй дошкольника. Обязательным правилом коррекции будет поощрение и положительная оценка доброжелательного отношения дошкольника к сверстникам, стремления и способности сдержать свой гнев.

В числе малопопулярных среди сверстников детей, чьё психологическое здоровье может вызывать тревогу, нередко оказываются застенчивые дошкольники. Как помочь таким воспитанникам? Специальными исследованиями доказана необходимость дифференцированного подхода к ним в зависимости от вида их застенчивости (опекаемые, обиженные невниманием) и степени развитости этого нежелательного качества у детей.

В работе с детьми из группы опекаемых на первом этапе важно привлечь их к выполнению различных обязанностей, с тем, чтобы они проявили самостоятельность, уверенность, испытали бы чувство удовлетворения от полученного результата. С застенчивыми, обиженными невниманием детьми главное - проявление уважения, доверия к ним, формирование у детей уверенности и самоуважения.

Проявление коммуникативных качеств у детей с ярко выраженной застенчивостью требует постоянного подкрепления. Благотворное влияние на этих детей оказывают игры-драматизации, где принятие на себя определённой роли существенно облегчается наличием уже готового сюжета.

С целью создания для «непопулярных» в группе сверстников дошкольников благоприятного эмоционального климата, развития общительности застенчивых детей широко используется бытовая и трудовая деятельность, коллективные и индивидуальные поручения.

Симптом усталости также является предметом коррекционной работы. Он может появляться у всех детей как защитная реакция и выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Ребёнок чувствует глубокое и полное истощение, незащищённость и бессилие, неспособность осмысливать происходящее. Единственное, чем ребёнок может себе помочь, - это плач. Коррекция такого поведения ребёнка однозначна: помочь ему успокоиться.

Внимание педагогов и педагогов-психологов требуют не только «непопулярные» дети, но и их сверстники, негативно влияющие на взаимоотношения в «детском обществе», психологический климат в нём. В числе таких могут быть «дети-антилидеры».

Симптом антилидерства - ещё один возможный предмет коррекционной деятельности. Ребёнок-антилидер пользуется авторитетом сверстников не благодаря своим достоинствам, а по ряду других причин. Это может быть использование им физической силы, угроз, подкупа, обмана и др. Вмешательство таких детей в совместную деятельность носит деструктивный характер, ибо большинство действий лишены конкретного смысла. Ребёнок-антилидер ведёт себя шумно, гиперподвижно, недоброжелательно и немиролюбиво. Коррекционную работу в этом случае целесообразно направить на осмысление и переживание негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребёнком.

Особые проблемы, связанные с регулированием межличностных отношений, возникают в разновозрастной группе. Такие детские объединения имеют ряд преимуществ перед одновозрастной группой. Эффективным средством оптимизации взаимоотношений в разновозрастной группе является совместная игровая деятельность детей.

Коррекционная работа в области межличностного взаимодействия, укрепления психологического здоровья воспитанников дошкольного учреждения более успешна тогда, когда она осуществляется комплексно, с применением игры, других значимых для рёбёнка видов деятельности; когда в неё включены наряду с психологом оба воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, другие педагоги, взаимодействующие с детьми в воспитательно-образовательном процессе, родители. При таких условиях легче отыскать адекватные пути для коррекции эмоционального климата конкретного ребёнка, средства преодоления препятствий во взаимодействии со сверстниками, самоутверждения в «детском обществе», повысить коммуникативную компетентность детей, в итоге - сохранить (и укрепить) их психологическое здоровье.

  • Повышение представления о собственном «Я» как важное направление в работе по укреплению психологического здоровья ребёнка

Когда речь идёт о ребёнке, его здоровье, то важно не забывать, что познание своих возможностей у него происходит впервые в процессе движений, и та яркая эмоциональность, которая свойственна ребёнку на ранних стадиях развития, в значительной степени также питается моторной деятельностью.

Педагогам (и родителям) следует обратить внимание на создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей детей в двигательной активности. Это важно не только для укрепления физического, но и психологического здоровья ребёнка.

Для укрепления психологического здоровья детей важно повысить их представления о собственной значимости, сформировать положительную самооценку, позитивную Я-концепцию. Самооценка человека (и не только взрослого) в значительной степени определяет активность личности, а вместе с тем - отношение к себе и другим людям.

Различают общую самооценку и самооценку ребёнка в конкретной сфере, частную. Складывается самооценка на основе опыта, который ребёнок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окружения, культурных норм, стереотипов, эталонов поведения, физического и двигательного развития.

При формировании самооценки субъективного «Я» в процессе двигательной деятельности важно привлечь внимание ребёнка к «картине мира» окружающей его природы; привлекая внимание ребёнка к его способностям, создавать собственный художественный образ - образ «красивого тела».

Успех в развитии самосознания детей, их самооценки во многом определяется тем, насколько педагог в воспитательно-образовательной работе учитывает собственную активность своих воспитанников, относится ли он к ним как к субъектам деятельности.

В организованном обучении взрослый не должен ограничивать инициативу детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимым должно быть не прямое, а косвенное обучение, отличающееся тем, что дидактическая задача в нём осознаётся только обучающим взрослым, да и то не всегда. А только в ситуациях, требующих педагогической рефлексии. Прямое обучение может быть вполне эффективным, однако, в подтверждение установок личностно ориентированного подхода, инициатива и свобода самоопределения ребёнка при этом не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребёнок оставался субъектом своих действий.

Целесообразно, а иногда и необходимо включать детей в деятельность, позволяющую продемонстрировать свои психомоторные и другие способности перед сверстниками.

Проявление взрослыми заинтересованности в значимых для ребёнка видах деятельности, соучастие в них, сотрудничество - ещё один важный путь к формированию у ребенка общей позитивной самооценки и Я-концепции.

Особенно нуждаются в поддержке малопопулярные, неуверенные в себе дошкольники с низкой самооценкой. При этом могут быть использованы разные подходы.

Важную роль в развитии самосознания, самооценки дошкольника имеет педагогическое общение. Особенно важна роль педагогической оценки в формировании самооценки и Я-концепции ребёнка.

Успех в формировании самооценки и позитивной Я-концепции скорее приходит при использовании педагогом методов обучения, учитывающих индивидуальные различия физической подготовленности.

Повысить представления ребёнка о собственной значимости, что так важно для его психологического здоровья, скорее удастся, если педагоги построят работу с учётом не только физического развития, но и индивидуально-типологических особенностей каждого из своих воспитанников, двигаясь при этом не против природы ребёнка, а вслед за ней.

Предупреждение серьёзных отклонений в эмоционально-личностном развитии ребёнка, создание условий для удовлетворения основных человеческих потребностей (в защищённости, любви, внимании, личностном общении с близкими взрослыми) чрезвычайно значимы для формирования у него чувства самоценности, позитивной Я-концепции, для психологического здоровья.

Внимание к психологическому здоровью детей необходимо проявлять постоянно. Но есть периоды, когда требуется особое внимание к нему со стороны взрослых - как персонала дошкольного учреждения, так и родителей. Один из них - период адаптации ребёнка к детскому саду. Новые обстоятельства требуют от ребёнка выработки новых навыков и привычек, освоение новых способов общения и деятельности. Поступление в детский сад вызывает стресс, который проявляется в виде приспособительных реакций, носящих название адаптационный синдром . Эти реакции носят общий защитный характер и возникают в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия - стрессоры.

В период адаптации ребёнка к детскому саду воспитателю необходимо:

  1. помочь ребёнку, эмоционально поддерживая его и вовлекая в интересную для него деятельность;
  2. создать условия, вызывающие интерес ребёнка к детскому саду, провести экскурсии по дошкольному учреждению;
  3. создать атмосферу радости, спокойствия, целенаправленной творческой деятельности; поддерживать самостоятельные усилия ребёнка, развивать и направлять его инициативу по установлению дружеских отношений с другими детьми;
  4. помочь ребёнку овладеть адекватными способами действия в непривычных для него обстоятельствах и ситуациях, способствовать приобретению значимых для новых условий жизнедеятельности умений и навыков.

Для того чтобы адаптироваться к детскому саду, ребёнку необходимо не менее двух месяцев ежедневного пребывания в дошкольном учреждении. Если же ребёнок не выдерживает этот срок и заболевает, то процесс адаптации начинается сначала. Важно помочь родителям такого ребёнка в организации рационального режима его жизни с полноценным питанием и отдыхом, приближённого к режиму детского сада, в создании у ребёнка позитивного образа дошкольного учреждения, положительных ожиданий по отношению к нему.

  • Развитие творчества дошкольника как средство укрепления его психологического здоровья

Важным условием сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника является работа по созданию благоприятных условий для детского творчества, стимулированию творческого воображения, лежащего в его основе. С творчеством специалисты в области психологии здоровья связывают важный критерий психологического здоровья — возможность самоактуализации. Ими замечено: самоактуализирующиеся люди обладают выраженной способностью к творчеству.

Творчество — высший компонент в структуре личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активности ребенка. Ученые рассматривают ее как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности.

Творчество — основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, отношение к нему, раскрывая свой внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов, способностей.

Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не столько в результате, сколько в самом процессе.

Разнообразны сферы детского «творения», двигательная -одна из доступных, любимых в дошкольном детстве.

Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, «творческости», свойственные человеку в целом, и характеризуется следующими признаками:

  • когнитивными (познавательными) — способностью выделять части в целом, интегрировать из частей целое;
  • проективно-конструктивными - способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру;
  • художественно-конструктивными — способностью, умением выражать посредством движения тела свои эмоции, состояния, размышления, создавать двигательные образы;
  • эстетическими — способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения от свободного, артистического выполнения двигательного действия.

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.

Проявляя заботу о развитии двигательного творчества школьника, следует стимулировать его «аппетит» к самостоятельной творческой двигательной активности, содействовать расширению его двигательного «креативного поля», развивать способности и желание творчески использовать приобретенный опыт движений в новой среде, повседневной жизнедеятельности.

В качестве средств для развития детского двигательного творчества используются игры, игровые двигательные задания, экспериментирование.

К экспериментированию детей могут побуждать:

  • двигательная творческая экспрессия, дающая ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях;
  • проблемно-двигательные задачи и проблемно-двигательные ситуации, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий.

К двигательной творческой экспрессии относятся двигательные инсценировки — разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки.

Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ.

К двигательной творческой экспрессии могут быть отнесены занятия с картинками. Дети показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их, знакомое упражнение обновляют новыми структурными частями.

Используя метод двигательной творческой экспрессии можно предложить детям инсценировать фотографии.

Проявлению двигательного творчества дошкольников способствует использование проблемных задач и ситуаций:

  • придумывание движений для необычных ситуаций: в зависимости от выбора движений дети создают образы с разной степенью фантастичности;
  • поиск аналогов: называется какое-либо явление, необходимо придумать и показать движениями как можно больше его аналогов, других движений, сходных с ним по различным существенным признакам;
  • поиск противоположного движения: надо придумать как можно больше движений, противоположных показанному;
  • поиск вариантов выполняемого движения;
  • решение двигательных парадоксов: детям предлагается найти способ действия в задании, которое не поддается практическому разрешению (пройти по приподнятой гимнастической палочке, по веревочке и др.);
  • типизация: детям предлагается показать ползающих, прыгающих животных, людей разных профессий, а затем рассказать о созданных двигательных образах, тех чертах, которые ребенок выделил и хотел «внести» в каждый образ.

Проблемные ситуации могут предлагаться детям не только на физкультурных занятиях. Еще большую ценность представляет разрешение детьми (самостоятельно, совместно со взрослым) проблемной ситуации, возникающей в естественных условиях, в повседневной жизнедеятельности (прогулка на луг, в рощу, турпоход и т. п).

Итак, успех в работе по укреплению психологического здоровья детей предполагает глубокое знание общих закономерностей развития, индивидуальных особенностей детей, их увлечений, интересов, знаний, способностей, умение использовать эти знания в процессе осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку в воспитательно--образовательном процессе.

"В здоровом теле здоровый дух" только тогда, когда физическое развитие органически связано с психологической культурой, а вместе они обеспечивают психологическое здоровье ребенка.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тебенева Ольга Валериевна

студент 4 курса кафедра педагогики и методики начального обучении ТИ(ф) «СВФУ» г. Нерюнгри

Новаковская Виктория Сергеевна

научный руководитель ст. преподаватель ТИ(ф) «СВФУ» г. Нерюнгри

Дошкольный возраст - время, когда закладывается здоровье ребенка, как физическое, так и психическое. У детей формируются основы знаний и практические навыки здорового образа жизни.

Гуманизация педагогического процесса способствует созданию условий направленных на формирование психологического здоровья, а также своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка.

Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной - это «психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» .

Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе и психологического, отражен в нормативных документах. В Законе РФ «Об образовании» сказано о том, что педагог обязан «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» .

Вопросами психического и психологического здоровья занимались педагоги и психологи: В.А. Ананьев. А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Н.Г. Гаранян И.В. Давыдова, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Никифоров, С.Л. Рубинштейн, О.В. Хухлаева, и Д.Б. Эльконин и др. Все они отмечали, что психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром.

«Психологическое здоровье это - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту» .

Психологическое здоровье способствует укреплению душевного здоровья, развитию гармоничной творческой личности, способствует успешной адаптации к новым социальным условиям.

Дубровина отмечает, что «проявляя участие к психологическому здоровью, педагог проявляет внимание к внутреннему миру ребенка (его уверенности или не уверенности в себе, понимание собственных способностей, интересов, отношение к людям, окружающему миру, общественным событиям, к жизни как таковой и т. д.)» .

Актуальностью изучения данной темы является аспект изучения методов и приемов формирования психологического здоровья в психолого-педагогической работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Целью работы явилось исследование возможностей формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством психологических занятий по программе «Мой добрый мир».

Уровень детской тревожности бы выявлен по методикам «Исследование детской тревожности» модификация теста детской тревожности Тэммл, Дорки, Амэн, методика диагностики тревожности, включающая наблюдение Р. Сирса, «Самооценка» В.Г. Щур, «Социометрия» Дж. Морена.

В результате диагностического исследования по методике «Исследование детской тревожности» модификация теста детской тревожности

Тэммл, Дорки, Амэн в экспериментальной и контрольной группе было выявлено состояние детской тревожности. В экспериментальной группе уровень тревожности средней степени 46 %, а высокой степени 18 % из всей выборки экспериментальной группы. Результаты исследование по методике «Социометрия» Дж. Морена выявили 24 % изолированных детей и 15 % отвергаемых в экспериментальной группе. Результаты диагностирования представлены в диаграммах (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группе сентябрь 2012 г.

Следующим этапом нашей работы явилась разработка и внедрение в практическую деятельность программы «Мой добрый мир», цель которой сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: развитие навыков произвольного и социального поведения, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Программа предусматривала занятия по таким разделам как: «Я и природа», «Я и мой мир», «Учусь владеть собой», «Я и мои эмоции», «Я и моя семья».

По каждому разделу были разработаны занятия, тематика которых включала следующие: «Общение с животными», «Тайна моего имени», «Я сам», «Какие мальчики, какие девочки», «Кто такой хозяин своих чувств», «Я учусь не драться», «Я учусь не обижаться», «Ты обиду не держи, поскорее расскажи», «Страх», «Я люблю свою маму, мама любит меня» и др.

Занятия включали: вводную, основную и заключительную часть.

Вводная часть состояла из ритуала приветствия, где дети здороваются посредствам слов, жестов, мимики. Мы использовали такие виды: приветствие с поглаживанием названных частей тела «С добрым утром ручки, с добрым утром ножки», приветствие комплимент при котором дети пропевали «Как я рада, что у нас есть (имя)… » или «Здравствуй (имя)». Хоровые приветствия при которых все вместе брались за руки и хором здоровались. А также приветствие в стихах такие как « Солнышко», при котором дети передавали игрушку солнышко и говорили:

Ходит солнышко по кругу,

Дарит детям добрый свет,

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечной привет.

Основная часть включала такие виды деятельности как: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика; игротерапия, сказкотерапия, арттерапия телесная терапия.

Так занятия по теме «Мой ласковый и нежный зверь» включало драматизацию настольного театра «Про котенка», игру-инсценировку «Жизнь животных в лесу», в которой дети познакомились со способами общения жестами, тактильными ощущениями, Изображали настроение животных по средствам мимики, «испуганную кошку», «спящую кошку», «сердитую кошку», «ласковую кошку». Взаимомассаж «Массаж животных»,

Метод игротерапия включал такие игры: «Будь внимательным», «Кто больше знает имен», «Угадай, кто позвал», «Солнышко и дождик», «Волшебный мешочек», «Если «да» - похлопай…», «Мы охотились на льва» и др.

Метод сказкотерапия: чтение, проигрывание сказок, стихов а также беседы по сюжету произведения. В программу вошли: «Сказка о лисенке, который обиделся» О. Хухлаева, англ. песенка «Котауси и Мауси», «Страшный зверь» В. Семерина, «Два котенка» С.Я. Маршака и др.

Метод арттерапия включал рисование по темам: «Мое желание», «Семья в виде цветов», «Сапожки для сороконожки», «Как я люблю свою маму».

Заключительная часть - релаксационные упражнения, ритуал прощания. Релаксационные упражнения: «Сон животных», «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат».

Ритуал прощания соответствовал теме занятий и игр, включенных в занятия так, например занятие по теме «Мой ласковый и нежный зверь использовали прощание жестами, из игры «Как общаются животные», или занятие по теме «Может ли плакать природа» во время прощания нужно было помахать руками, как ветки деревьев.

В январе 2013 года была проведена промежуточная диагностика по тем же методикам исследования. В результате исследования было выявлено снижение уровня тревожности дошкольников экспериментальной группы на 7 % межличностные отношения по методике социометрия снижение уровня отвергаемых и отверженных на 7 % каждый. В контрольной группе уровень тревожности остался без изменений.

Занятия по программу «Мой добрый мир» способствовали снятию психологического напряжения, овладению навыка сдерживания своих чувств и эмоций. Дошкольники учатся договариваться со сверстниками, быть более внимательными и терпимы друг к другу, в игровых ситуациях получают навык бесконфликтного социального взаимодействия.

Итак, формированию психологического здоровья дошкольников с ОВЗ способствовали систематические целенаправленные занятия с использованием методов арттерапии, психогимнастики, сказкотерапии, куклотерапии, телесной терапии, игротерапии, упражнений и игровых ситуаций.

Список литературы:

1.Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М.: Академия, 1995. - 168 с.

2.Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные обоснования, цели и средства. //Начальная школа плюс и минус. - 2002. - № 3 С. 3-8.

3.Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. - М.: Питер, 2005. - 240 с.

4.Федеральный закон Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «273-ФЗ // Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

Эта тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольников

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

Психическое здоровье;

Социальное здоровье;

Физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:

1) креативный уровень;

2) адаптивный уровень;

3) дезадаптивный уровень.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?

Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.

Важны также и следующие условия:

1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.

3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.

Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.

Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:

А) Умение любить себя и другого человека.

Б) Личностная рефлексия.

В) Потребность в саморазвитии.

Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится...»

Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель - ребенок», а по типу «взрослый - взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.

Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.

Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.

Полезно освоить так называемые «Я - высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.

Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.

В каждом детском саду должен работать психолог - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...