Формообразование изделий легкой промышленности. Формообразование

формообразования в дизайне

Формообразование - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Художественно-образные аспекты формообразования опираются на систему определенных закономерностей, которые не зависят от стилевого направления дизайна. Они основываются на особенностях зрительного восприятия человека.

Таким образом, формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов. Все предметы (объекты) окружающей среды обладают формой. Художник-дизайнер, проектируя какое либо изделие, всегда имеет дело с формой. Проектирование, как процесс дизайнерской деятельности, трудоемок и специфичен. Оно соединяет в себе исследовательское начало, инженерный расчет и художественную интуицию. Поэтому процесс проектирования объекта (формы изделия) имеет две составляющие: утилитарно-технологическое решение и эмоционально-образное решение.

Часто этими двумя составляющими занимаются различные специалисты, так внутреннюю форму (утилитарно-технологическую) разрабатывают люди смежных специальностей: инженеры, конструктора, технологи, архитекторы. А разработкой внешней формы занимается художник-дизайнер. Он стремиться чтобы форма была красивой, гармоничной, удобной, соответствовала назначению и кругу потребителей. Именно от дизайнера зависит, какую оболочку дизайнерского формообразования примет данная конструкция. Именно эта оболочка влияет на эмоционально-образное решение, от нее зависит какие психологические реакции - удивление, радость, умиротворение, покой, беспокойство, желание приобрести вещь и т.д. вызовет данная форма. Конечной целью художественного проектирования является изделие с образно-эстетическим смыслом. Этот смысл (образ) находит своё выражение в форме, цвете, композиции изделия. Проектируя то или иное изделие, дизайнер полагается на собственные чувства вкуса, композиции, стиля, гармонии. Достичь красивой, гармоничной, эмоционально-образной формы не зная азов художественного проектирования невозможно. Все составляющие, для достоверной передачи образа, формируются у него в процессе изучения теоретических основ (средств, приемов, законов, принципов) проектирования и сопутствующих дисциплин: формообразования, композиции, цветоведения, инженерной графики, материаловедения и др. « ... Теорию надо основательно изучить, продумать, испробовать в деле, выработать свой индивидуальный стиль и после этого «забыть», чтоб в полную силу заработала интуиция художника» (Е. Щедрин).

Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, компонентов. Знакомство с теорией художественной композиции - важнейшая предпосылка эффективного творчества дизайнера. Композиция - это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии. «Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее».

Практическое усвоение раздела «Формообразование» дисциплины «Проектирование» способствует развитию у будущих дизайнеров художественно-композиционного и проектного мышления, навыков управления зрительными ощущениями восприятия формы и цвета, овладению методическими принципами художественно-образного формообразования. Выполнение упражнений по формообразованию можно считать моделью процесса проектирования. Именно на практике обучающиеся в полную силу реализуются в дизайнерском творчестве, объединяя в процессе формообразования функциональные характеристики объекта проектирования и его образное решение.

Базовые понятия формообразования определяют основные теоретические разделы композиции в дизайне: законы (целостность, образность, новизна, рациональность), правила (равновесие, соразмерность, единство и соподчинение), приемы (геометрическая и образная симметрия, асимметрия, простой и сложный ритм, метр, визуальный контраст, психологический контраст и нюанс), средства (графические, пластические, непластические средства), элементы (формат, конфигурация формы, конструктивная идея, сюжетно-композиционный центр, колорит), методы формообразования, композиционные построения (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная композиция; статика и динамика), художественный образ (идейный замысел, виды образов), дизайн-творчество (формотворчество).

Методы формообразования пути познания, исследования, реализации знаний в практической деятельности по созданию дизайн-формы; совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения вопросов композиции, подчиненных решению конкретных формообразующих (проектно-графических, пластических) задач в дизайне.

Выделяется следующая типология методов композиции:

    по роду и направлению деятельности: копирование (факсимиле, реминисценция, компиляция); иллюстрирование; унификация; иллюзия (иррадиация);

    по профессиональным подходам: сценарный метод проектирования; творческое прогнозирование (футурология); декомпозиция (деструкция, диссонанс);

    по операциональным приёмам (способам): моделировка формы (графическая, пластическая); моделировка пространства; стилизация (стайлинг); комбинаторика (инверсия, изоморфность); пропорционирование; группировка (компоновка, монтаж, планировка, зонирование); масштабирование (монументальность, миниатюрность); метод «поддержки»; трансформация (модернизация, модификация, реконструкция, реставрация); членение.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова. Ф. противопоставляется словообразованию как соотношение, связывающее формы одного слова (стол - стола, говорю - говорил), а не разные слова одного корня (говорю - переговорю). Решение вопроса о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие - разными словами (вопроса о границах Ф. и словообразования) зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разными синтаксическими (отражающими синтаксические возможности словоформ) значениями, например стол - стола, хожу - ходишь. Формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию (отучить - отучивать, баня - банщик). Другой подход основывается на противопоставлении грамматических (требующих обязательного выражения) и неграмматических значений. Формы, различающиеся лишь грамматическими значениями, объединяют в одном слове и относят к Ф. (стол - стола, стол - столы, хожу - ходишь, отучить - отучивать), а к словообразованию относят лишь формы, различающиеся неграмматич. значениями (баня - банщик, учить - ученик). Нек-рые учёные к Ф. относят формы, способ образования к-рых регулярен, напр. англ. наречия на -ly (bright-ly), образующиеся от любого прилагательного. Иногда Ф. понимается в более узком смысле, как относящееся к формам, различающимся номинативными грамматич. значениями (формы числа, вида, каузатива при их грамматич. выражении в яз.). В этом случае Ф. занимает промежуточное положение между словообразованием и словоизменением (последнее относится к формам, различающимся лишь синтаксич. значениями).

Словообразование и формообразование играют важную роль. Они делают язык живым и содержательным. Следует отделять друг от друга эти понятия.

Определение

Словообразование – получение новых слов с применением особых приемов, имеющихся в языке.

Формообразование – противопоставляемый словообразованию процесс, который заключается в образовании разных форм отдельных слов.

Сравнение

Существует главный критерий, позволяющий дифференцировать понятия. Он заключается в том, что при помощи словообразования появляются единицы языка с новым лексическим значением, а формообразование приводит к другим результатам. Оно не предполагает изменение лексического значения исходного слова, однако грамматические признаки становятся другими. Чтобы лучше понять, в чем разница между словообразованием и формообразованием, остановимся подробней на каждом из них.

Словообразование

Часть способов словообразования определяется как морфологические, поскольку в этих случаях задействованными являются морфемы. В свою очередь, морфологически слова образуются двумя путями. Один из них – аффиксация, при которой производится:

  1. добавление приставки: ходить – уходить;
  2. добавление суффикса: трактор – тракторист;
  3. одновременное присоединение к слову (основе) приставки и суффикса: план – внеплановый;
  4. отделение суффикса от основы (безаффиксный способ): тишина – тишь.

Другой путь морфологического образования слов – сложение. Складываться могут:

  1. слова целиком: диван-кровать;
  2. разные основы: птицеферма;
  3. части основ: колхоз;
  4. отдельные буквы (аббревиация): ТЮЗ.

Остальные способы словообразования называются неморфологическими. Перечислим их:

  1. омонимия: долг (то, что подлежит возврату) – долг (обязанность перед обществом);
  2. переход слов в другие части речи: новенький (прил.) – новенький (сущ.);
  3. сращение, то есть объединение элементов словосочетания в одну лексическую единицу: вышеупомянутый.

Формообразование

Как было указано ранее, отличие словообразования от формообразования состоит в том, что во втором случае у слов остается прежнее лексическое значение. Рассмотрим, посредством чего образуются новые формы.

Чаще всего меняется окончание (рисую – рисуешь), нередко одновременно добавляется предлог (деревня – в деревню). Кроме этого используются: формообразующие суффиксы (сильный – сильнее), чередование в корне (убирать – убрать), смена основы (мы – нас), смещение ударения (окна (мн. ч.) – у окна (ед. ч.)). Иногда само слово никак не меняется, но к нему добавляются вспомогательные элементы (любить – буду любить).

Как соотношение, связывающее формы одного слова («стол» - «стола», «говорю» - «говорил»). Решение вопроса о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие - разными словами (вопроса о границах формообразования и словообразования), зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разными (отражающими синтаксические возможности ) значениями, например «стол» - «стола», «хожу» - «ходишь», формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию («отучить» - «отучивать», «баня» - «банщик»). В этом случае формообразование не отличается принципиально от . Другой подход основывается на противопоставлении грамматических (требующих обязательного выражения) и неграмматических значений. Формы, различающиеся лишь , объединяют в одном слове и относят к формообразованию («стол - стола», «стол - столы», «хожу - ходишь», «отучить - отучивать»), а к словообразованию относят лишь формы, различающиеся неграмматическими значениями («баня» - «банщик», «учить» - «ученик»). Некоторые учёные к формообразованию относят формы, способ образования которых регулярен, например на -ly (bright-ly) , образующиеся от любого . Иногда формообразование понимается в более узком смысле, как относящееся к формам, различающимся номинативными грамматическими значениями (формы , каузатива при их грамматическом выражении в языке). В этом случае формообразование занимает промежуточное положение между словообразованием и словоизменением (последнее относится к формам, различающимся лишь синтаксическими значениями). При данном подходе возникает возможность дифференцированного рассмотрения средств выражения словообразования, формообразования и словоизменения, что позволяет выявить важные характеристики языков (ср. в , суффиксацию и префиксацию как средства выражения вида в при способе выражения синтаксических грамматических значений).

  • Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М., 1967;
  • Виноградов В. В., Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в его кн.: Исследования по русской грамматике, М., 1975;
  • Sapir E., Language, N. Y., 1921.

В. М. Живов.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Формообразование" в других словарях:

    формообразование - формообразование … Орфографический словарь-справочник

    ФОРМООБРАЗОВАНИЕ - образование грамматических форм слова. Противопоставляется словообразованию … Большой Энциклопедический словарь

    ФОРМООБРАЗОВАНИЕ - ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, формообразования, ср. (научн.). 1. только ед. Образование, формирование чего нибудь. 2. То, что получило определенную форму, структуру. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    формообразование - сущ., кол во синонимов: 1 образование (194) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    формообразование - Изготовление заготовки или изделия из жидких, порошковых или волокновых материалов. [ГОСТ 3.1109 82] Тематики технологические процессы в целом EN primary forming DE Urformen FR formage initial … Справочник технического переводчика

    Формообразование - В Викисловаре есть статья «формообразование» Формообразование процесс образования новых форм. Формообразование то, что получило форму, структуру. Формообразование в языкознании: образование … Википедия

    формообразование - 1) Образование форм одного и того же слова (ср.: словоизменение). Формообразование имен существительных. 2) Образование форм слова, выражающих несинтаксические категории. Формообразование глаголъно ви довое … Словарь лингвистических терминов

    формообразование - я; ср. 1. Образование, появление новых форм. Ф. новых видов растений. Процессы формообразования. Учение о формообразовании (лингв.; учение об образовании грамматических форм слова). 2. обычно мн.: формообразования, ний. То, что получило… … Энциклопедический словарь

    Формообразование - 20. Формообразование D. Urformen Е. Primary forming F. Formage initial Источник: ГОСТ 3.1109 82: Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    формообразование - см. Морфогенез … Большой медицинский словарь

Книги

  • Формообразование. Число. Форма. Искусство. Жизнь , Иосиф Шевелёв. В книге, это видно из оглавления, последовательно рассмотрены две проблемы. В первой части дается определение понятия "целостность", и в алгоритме целостности находится ключ к основным…


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...