Формы работы логопеда в школе. Логопедическая работа в школе (из личного опыта работы)

I. Общие положения.

1.1. Логопедические кабинеты при общеобразовательных школах организуются для оказания помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

1.2. Основными задачами логопедических кабинетов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения.

II. Организация логопедической работы.

2.1. В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, фонетическое недоразвитие речи).

В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Прием в логопедический кабинет обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска обучающихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. До 15 сентября идет полное комплектование групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом кабинете в текущем году (проводится обследование устной речи учеников 1 классов и письменной речи учеников 2-3-х классов).

Одновременно логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года из числа учеников 2-3-х классов. Обследование устной речи 1-х классов проводится в два этапа:

В течение первой недели сентября логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учащихся, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня (возможно прямо на уроке);

В течение второй недели сентября логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий в логопедическом кабинете в ходе предварительного обследования. Это обследование проводится в течение второй половины дня, т.е. после уроков.

С 15 сентября логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы и подгруппы, определяет количество учащихся для индивидуальных занятий, на основании чего составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Расписание составляется исходя из следующих временных параметров:

  • 1 класс - 35 минут
  • 2-3 класс - 45 минут
  • с подгруппой - 20-25 минут
  • индивидуально - 15-20 минут

Между группами допускаются перерывы 10-15 минут, между подгруппами 5-10 минут.

Расписание оставляется таким образом, чтобы каждая группа занималась 3 аза в неделю, желательно в одно и то же время. Особенно это касается 1-2-х классов. 3 классы могут заниматься 2 раза в неделю.

Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой группе или с каждым учеником в зависимости от тяжести дефекта.

Примерное планирование деятельности логопеда в каникулярное время:

Осенние каникулы - изучение состояния письма во 2-3 классах, с целью выявить дисграфиков и проконтролировать учащихся, ранее занимавшихся в логопедическом кабинете;

Зимние - изучение состояния письма в 1-3 классах; пополнение кабинета;

Весенние - организация и проведение МО, пополнение кабинета, консультации у психоневролога, невропатолога, отоларинголога;

Летние - обмен и трансляция опыта, занятия по коррекции звукопроизношения с будущими первоклассниками.

Последние две недели мая отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Вся организационная работа логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая фиксируется на соответствующей странице журнала по учету посещаемости.

2.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Наполняемость групп - 6-8 человек.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы:

С общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

С фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

С недостатками произношения.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

2.4. Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете проводятся в часы, свободные от уроков с учетом режима работы учреждения.

Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Одновременно в логопедическом кабинете занимаются 30 человек.

2.5. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих ОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; с группой заикающихся - 3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 45 минут; с группой с меньшей наполняемостью (подгруппой) - 20-25 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком - 15-20 минут.

2.6. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года); срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи - примерно 1,5-2 года.

2.7. Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.

2.8. Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться логопедом в районную поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза.

2.9. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом кабинете несет учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.

III. Учитель-логопед.

3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности “Логопедия”.

3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ.

3.3. На учителя-логопеда возлагается ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, правильное комплектование групп с учетом структуры речевого дефекта, а также за организацию коррекционно-развивающего обучения. Особое внимание в своей работе учитель-логопед уделяет пропедевтике вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма), что предупреждает неуспеваемость по родному языку.

3.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используется 2 часа. Прежде всего в часы консультаций учитель-логопед имеет возможность, для точного установления логопедического заключения, более тщательно обследовать речь детей; давать рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводить консультации с родителями, учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформлять необходимую документацию.

3.5. Учитель-логопед:

Ведет занятия с учащимися по исправлению нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими неуспеваемости по родному языку;

Осуществляет систематическую связь с заместителем директора школы по учебной работе и классными руководителями учащихся, занимающихся в логопедическом кабинете, посещает уроки с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;

Составляет ежегодный отчет о работе и представляет его администрации школы;

Информирует педагогический совет школы о задачах, содержании, результатах работы логопедического кабинета;

Осуществляет связь с дошкольными учреждениями, школами для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник;

Ведет пропаганду логопедических знаний среди родителей учащихся: периодически выступает на родительских собраниях с докладами о задачах и специфике логопедической работы и о мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи;

Участвует в заседаниях методических объединений учителей.

Учитель-логопед обязан систематически повышать свою деловую квалификацию.

3.6. В каникулярное время учителя-логопеды привлекаются к педагогической, методической и организационной работе, которая может заключаться в следующем:

Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, непосредственно в дошкольных учреждениях или при записи детей в школу;

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов и логопедов дошкольных учреждений;

Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, города, области, края, республики;

Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям.

3.7. Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим кабинетом, возможна оплата за заведование кабинета.

3.8. При наличии в населенном пункте, районе, регионе нескольких логопедических кабинетов при общеобразовательных учреждениях, создаются методические объединения учителей-логопедов при органах управления образованием, методических кабинетах, институтах повышения квалификации.

Структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук С.

Цели занятия (образовательные, коррекционные, воспитательные).

Оборудование: зеркала, зонды, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационные момент.

2. Артикуляционная зарядка:

а) общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;

б) положение зубов;

в) положение языка (кончика, спинки, корня);

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию;

в) из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока:

а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

13. Оценка работы ребенка на уроке проводится с психотерапевтической направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

Тема: Звук...

Цели занятия.

Оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука.

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графический анализ его.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Тема: Звуки С - З.

Цели: образовательные (познавательные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, модулирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговый и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при ринолалии

Тема: Звук Ж.

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы.

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика:

а) для губ; б) для языка.

9. Дыхательная гимнастика:

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог занятия.

16. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при дизартрии

Тема: Звук С.

Оборудование:

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Общее расслабление.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики.

9. Коррекция звукопроизношения (постановка; автоматизация; дифференциация).

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

13. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока по коррекции ОНТ III уровня

Тема: Игрушки.

Цели: образовательные (программные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование:

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

Развитие общей моторики;

Развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка.

Схема групповых занятий при заикании

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общая моторная зарядка:

а) снятие мышечного напряжения;

б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

в) преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плавность его);

б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса;

в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

4. Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности и ритма речи).

5. Работа по закреплению навыков правильной речи:

а) сопряженная форма;

б) отраженная форма;

в) вопросно-ответная;

г) самостоятельная.

6. Домашнее задание.

7. Итог занятия и оценка работы с психотерапией.

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, его аттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.
Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности.

Школьный логопункт: организация и содержание работы.
Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде-ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

Содержание
Введение
Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта
Общие положения по организации логопедической работы в школьном логопункте
Должностные обязанности учителя-логопеда
Требования к квалификации по разрядам оплаты
Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов общеобразовательных учреждений
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Нормативно-правовые основы образовательной деятельности учителя-логопеда
Распределение рабочего времени учителя-логопеда
Организация логопедической работы
Основные требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета
Оборудование логопедического кабинета
Требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета
Основные требования к ведению и хранению логопедической документации
Документация учителя-логопеда
Основные требования к хранению документации
Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-развивающих занятий
Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению
Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их реализации
Звуки [с], [с"]
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
Психолого-дидактический анализ и оценка коррекционно-развивающего занятия
Приложения
Приложение 1. Варианты логопедических заключений, учитывающих природу и структуру речевых нарушений
Приложение 2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт
Приложение 3. Вариант заполнения и ведения речевой карты
Приложение 4. Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Приложение 5. Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Приложение 6. Консультации и методическая работа
Приложение 7. Примерная схема самоанализа деятельности учителя-логопеда
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Школьный логопункт, Организация и содержание работы, Бачина О.В., Вилочева М.П., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения, Бессонова Т.П., 2010
  • Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю, Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет, Ильякова Н.Е., 2009
  • Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР, Коржаева Е.Е., 2011
  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Письменная связная речь, Часть 3, Андреева Н.Г., 2010

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе .

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе - отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

    проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

    корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

    проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

    логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

    Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже - очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

    Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

    Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

Выступление на родительском собрании в ШБП

Работа логопеда в школе.

Цели:

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?».

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

Формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

Формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

Обследование учащихся

1. Подготовка материалов обследования.

2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.

4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5. Заполнение речевых карт, оформление документации.

6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

  1. Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
  2. Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.
  3. Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
  5. Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
  6. Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
  7. Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.
  8. Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
  9. Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
  10. Работа над связной устной и письменной речью.
  11. Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.


Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

  1. Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
  2. Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.
  3. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.
  4. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.
  5. Формирование действий изменения слов.
  6. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
  7. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  8. Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
  9. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
  10. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
  11. Работа над формированием связной речи.
  12. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Сущность организации логопедической работы определяется инструктивным письмом министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Данное письмо определяет порядок выполнения работы логопедического пункта как структурного подразделения государственного муниципального общеобразовательного учреждения. В соответствии с данной инструкцией основными задачами логопедического пункта являются:

  1. Коррекция нарушений в развитии письменной и устной речи учащихся;
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоение обучающимися программ общеобразовательных школ;
  3. Разъяснение специальных знаний по вопросам логопедии среди учителей, родителей (законных представителей) школьников, имеющих различные нарушения речи.

В соответствии с письмом министерства образования в задачи коррекционной работы логопеда общеобразовательного учреждения входят:

  • Обследование и отбор учащихся в логопедические группы;
  • Проведение коррекционных логопедических занятий;
  • Общее развитие речи школьников;
  • Формирование речевых предпосылок для усвоения грамоты, программ по русскому языку, математике, а также других предметов;
  • Популяризации логопедических знаний.

На логопедический пункт зачисляются учащиеся, после проведения в период с 2.09 по 16.09 диагностики речевой деятельности, с заполнением протокола обследования на каждого учащегося. После обследования, комплектуются группы учащихся для проведения занятий, в соответствие с нарушениями речевой деятельности. Занятия проводятся как по группам, так и индивидуально 2 – 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях производится логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей. Средством логопедического воздействия является специальная логопедическая методика исправления звукопроизношения, это прежде всего, правильно подобрана и составлена система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях на занятиях дополнительно применяется методика зондового массажа.

В связи с тем, что сама речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической коррекционно работе при нарушениях звукопроизношения занимает – артикуляционная гимнастика, которая применяется при постановке звуков, но иногда она применяется и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения вполне оправдано, так как произношение звуков в речи, является сложным двигательным навыком.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, которые необходимы для правильного произношения звуков речи, а также объединение простых движений органов артикуляции в сложные - артикуляционные уклады различных звуков речи.

В зависимости от группы нарушений звуков или звука, составляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Эти упражнения могут быть беззвучными, т.е. без включения голоса, а также и с участием голоса.

Начинаются упражнения обычно с движений по подражанию, т.е. логопед показывает, а ребенок старается повторить за ним, а также при выполнении упражнений с помощью, т. е. движений, производимых при механической помощи логопеда (чисто вымытая рука или палец логопеда в напальчнике или перчатках латексных, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские деревянные шпатели или специальные логопедические зонды для постановки звуков).

Пассивные движения постепенно, при ежедневных тренировках, переводятся в пассивно-активные движения, а затем и в активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные, т.к. ребенку сложно удержать артикуляционные позы. В процессе этапа автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения ребенка, и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение уже становится легким, правильным, привычным для ребенка, и поэтому упражнения могут производиться в любом темпе или выполняться не все, а только отдельные упражнения по усмотрению логопеда.

Закрепление любого навыка потребует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику с ребенком систематически - ежедневно, раз - два в день (утром и вечером); это возможно, если включить ее в домашние задания, поэтому после каждого занятия в индивидуальную тетрадь к учащемуся логопед записывает план работы на дом, замечания, рекомендации. Дозировка повторений количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого учащегося, так и для каждого данного периода логопедической работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя - тремя повторениями упражнений – это связанно с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем повторения можно доводить до 10-20 повторений за раз каждого упражнения.

Речь устная и речь письменная, являются двумя формами речевой функции. Обе являются основным средством общения в человеческом обществе. Использование устной речи возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как использование письменной речи возможно и в том случае, когда люди разделены любыми расстоянием, любыми промежутком времени.

При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется на графический образ. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухоречевого и речедвигательного анализаторов постепенно плотно вплетается деятельность речезрительного анализатора, т.е. произношу и графически пишу. Деятельность речезрительного выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от текста воспринимаемого при посредстве особо организованных для этого движений глаз ребенка. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки ребенка.

В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, красной строки,употреблением знаков препинания, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом определенного участка текста, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами, схемами и, конечно, связью со всем текстом в целом.

Овладение письменной речью требует тщательного обучения детей. Для говорящего ребенка на первый план ставится содержание его речи, а для ребенка, которому нужно написать слово на первый план, прежде всего, ставиться работа со звуками, из которых состоит слово, а также с теми буквами, с помощью которых он должен написать данное слово.

В педагогике установлены определенные нормы в отношении к письму: полноценное письмо должно быть быстрым, одновременно точным, грамотным и подчерк разборчивым. Недостатки процесса письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения, замена), безграмотность (нарушение правил орфографии русского языка), неразборчивость подчерка (неправильность или нечеткость написания букв).

Письменная речь школьника с нарушением письма отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок.



К специфическим ошибкам дисграфии относятся:

1) ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения в устной речи);

2) искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица-улца ), согласных (снег-сег ) и целых слогов (барабан - баран ), перестановки слогов (мебель- бемель );

3) раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел... ) и совместное написание двух слов (настоле, вруке... ):

4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе... ), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках ), родовых (большой мальчика ) и в управлении (читал книга... );

5) ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ш - и, т - п, л - м, е - в, ы - и, х - ж, н - ю... ) и по расположению в пространстве (е - з, б - д, т - ш...).

Ошибки на правила также многочисленны. Среди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смягчение согласных, правописание разделительных твердого и мягкого знаков и другие.

Специфические ошибки неодинаковы у разных школьников, но эти ошибки школьника могут удерживаться у него при переходе из одного класса в другой, и накатываться как снежный ком. Они не соответствуют длительности его обучения и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию, как со стороны логопеда, так и самого ученика, т. е. оказываются очень устойчивыми и требуют анализа их в каждом данном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа.

Работа по коррекции нарушения процесса письма производиться на групповых занятиях по 40 минут. Учащиеся выполняют специальные задания и упражнения направленные на коррекцию именно тех проблем, которые выявились при логопедической диагностике. Эти задания могут быть на повторения пройденной темы, ту, что учащиеся уже проходили по русскому языку или затрагивать темы, которые учащиеся будут только проходить, на эти задания и упражнения уделяется достаточно времени. Скорость похождения материала зависит: от степени усвоения учащимися темы, от количества затруднений, при выполнении заданий и вопросов учащихся, которые возникают в ходе работы. При выполнении любых заданий важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота, не количество сделанного.

Перед началом работы логопед проверяет, правильно ли сидит ребёнок, обращая внимание детей на плакат, правильно ли держит ручку, дети с помощью логопеда проверят правильность, при контроле себе, руководствуясь схемой. Следует обратить внимание, а начальном этапе обучения детей, многократное переписывание больших по объёму письменных заданиях, могут дать обратный эффект, так как эти дети пишут с большим напряжением, а они значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени (40 минут), а основная задача была – написать букву правильно, выполнить задание правильно и понять схему выполнения похожего задания. Таким ребятам просто необходимо терпеливое и внимательное отношение логопеда и родителей!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...