Функции классного руководителя в начальной школе. Методы работы классного руководителя начальной школы: традиции и инновации


Роль классного руководителя в

начальном звене.


Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

Основой воспитательной системы становится личностно -ориентированный подход.


Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю

Главная воспитательная цель – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.

самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе


Задачи классного руководителя :

1. Формирование классного коллектива.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в данном классе.

На в начальной школе ложится большая ответственность


Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.

Это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Для достижения положительных результатов были использованы различные формы. методы и средства воспитания.







Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи,

свою жизненную программу. Это самопознание,

самоопределение, саморегуляция, самореализация.

И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым » троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.


Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию,

личность достойная и уважающая себя, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности,

жить счастливой жизнью..

Во всём и всегда я стараюсь идти вместе со своими учениками.



Говоря о наших творческих делах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Участие в различных акциях и конкурсах;

  • календарные и школьные праздники.
  • -совместные выезды в театры и т. д.



Главные задачи современной школы

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

«Наша новая школа»



СПАСИБО

Анализ воспитательной работы

за 2014 – 2015 учебный года

воспитателя первой половины дня

Краевой С.Н.

В 1-б классе 17 воспитанников: 10 мальчиков и 7 девочек. В декабре прибыл мальчик Чуприн Дмитрий. Ребята разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности.

Основными задачами воспитательной работы явились:

- содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе;

Формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия;

Совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии, самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

Воспитывать чувство гражданственности и приобщения к народным, духовным ценностям своего Отечества;

Воспитывать положительное отношение к коллективной деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Именно такие задачи и цели позволяют осознанно управлять классным коллективом, адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого учащегося

В первом классе, каждый ребенок – это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому, в первую очередь был составлен план воспитательной работы. В течение года в классе велась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились внеклассные мероприятия: «Первый раз в первый класс», «Здравствуй осень золотая», праздничные программы, посвящённые 8 марта, 23 февраля, «Прощание с 1 классом» и т.д. В результате учащиеся стали сплочённее друг с другом.

Самым трудным было – умение найти «общий язык» с детьми и их родителями, поэтому первое собрание начала с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». В этой анкете родители сообщили необходимые сведения о себе и своей семье, а на первом классном собрании провела анкету «Я и мои друзья», «Какой я?», «Что такое эмоции?». Результаты анкетирования помогли увидеть

ребят с другой стороны.

В начале учебного года совместно с психологом провела анкету для определения школьной мотивации обучающегося. Выявилось с положительным отношением к школе – 5 (31%)детей,с амбивалентным отношением (положительное сменяет отрицательное и наоборот в зависимости от ситуации) – 63% (Щанкин М., Климентьев К., Бычкова Л., Милованов Е., Шкребнева К., Миллер С., Коннов В., Сахарова У., Колесникова В., Кичик Т.), с негативным отношением - (преобладанием отрицательных эмоций) выявлен 1 ребенок (Чистяков Д).

Был определен уровень воспитанности коллектива класса. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношения к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а так же к самому себе. Эта методика позволяет увидеть динамику улучшения или ухудшения качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса.

Анализ уровня воспитанности учащихся показал:

Вывод: Из17 учеников процент высокого уровня уровня воспитанности повысился на 36%(на начало года- 36%, середина года-60%, конец года-72%), но над повышением уровня воспитанности необходимо работать.

По развитию познавательных способностей, с целью формирования у детей познавательного потенциала были проведены следующие мероприятия: игра-экскурсия «В поисках клада», игра « Я выбираю сам».

Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Я считаю их первыми своими помощниками. Постоянно информирую родителей об учебных успехах, участии детей в классной и школьной общественной жизни, о самочувствии, о проблемах в поведении, ищем совместные решения, провожу индивидуальные консультации.

Родители принимают активное участие в проведении классных и школьных мероприятий (Подготовка проектов по математике «Числа в загадках, сказках, пословицах», по окружающему миру проект «Моя малая родина», "Моя семья" участие в мероприятии «Все работы хороши», подготовка костюмов осенней тематики и приготовление блюд для праздника «Здравствуй осень золотая». Команда нашего класса в составе семьи Тайлаковых: Владимира Григорьевича, Веры Ивановны и Кирилла заняла I место в конкурсе"Папа, мама, я", который был приурочен Неделе семьи в школе- интернате. Операция "Кормушка" вызвала большой интересу родителей и детей, многие семьи творчески подошли к этому вопросу и приняли активное участие. В конце года провели родительское собрание совместно с детьми на тему «Прощание с 1 классом» и чаепитие.

Так же родители Климентьева Кирилла, который имеет поручение - трудовик, отремонтировали стулья в классе.

Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из важнейших задач. В течение полугодия проводились физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Режим дня», «Твое здоровье – что это?», помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил гигиены. Каждый день после уроков проводятся подвижные игры на свежем воздухе с целью соблюдения воздушного режима в любую погоду... Детям очень нравится. Это и понятно.Проведя устный опрос по теме «Личная гигиена», «Моё здоровье», и наблюдая за соблюдением воспитанниками режима дня, пришла к следующим выводам:

Знают и выполняют правила личной гигиены

Соблюдают режим дня

Бережно относятся к своему здоровью

Средний процент

Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважения к людям всех национальностей - одна из задач воспитания подрастающегопоколения. Прежде всего, это воспитание у детей дружелюбного отношения к людям других национальностей. Учащиеся знакомятся с трудом, бытом, искусством народа того региона, в котором мы живём. С этой целью дети рисовали народы, населяющие нашу область, изучали символику, на уроках литературного чтения и окружающего мира и часах общения знакомились с литературой, художественным творчеством, изобразительным искусством народов, живущих у нас в области. Все мероприятия, связанные с национальным воспитанием мир детей.

Был проведен классный час «Моя малая родина» познакомила учащихся с символикой РФ и новосибирской области, в частности Барабинского района, посещали школьный музей и Краеведческий.

Пришла к следующим выводам:

Знают понятия, символы государства

Знают стихи о Родине

Средний процент

Прошёл классный час, посвящённый Дню Победы. Дети приняли активное участие: рассказывали стихи, пели военные песни, в конце ответили на вопросы викторины. После проведения классного часа, бесед с детьми, сделала выводы:

Знают о ВОВ

Знают стихи о Войне

Смотрят и любят фильмы о войне

Читают книги о войне

С первых дней учёбы сразу выделилась группа детей, которые стремятся быть первыми во всём, серьёзно относятся к учебным обязанностям, организованны. Это Климентьев Кирилл, Сафина Полина, Посная Вика, Сахарова Ульяна, Коннов Иван, Миллер Слава.

Среди учащихся была проведена диагностика стартовых возможностей школьников («Методика выявления готовности к школе», А.Л.Венгер, д.псих.н., «Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе», М-2008.), позволяющая сделать вывод о наличии одаренности .

Вывод : с высоким уровнем общего развития составили 38 % (6) детей,Средний уровень общего развития продемонстрировали 5 детей (31%), 5 детей (31 %)продемонстрировали низкие результаты (Милованов Е., Бычкова В., Чистяков Д., Кичик Т., Моиссев В.)

Дети принимают участие в дистанционных всероссийских олимпиадах по предметам:

Ф.И. ребёнка

Название мероприятия

Результат

Бычкова Валерия

Диплом I степени

Диплом 1 степени

Кичик Таня

Климентьев Кирилл

Дистанционная всероссийская олимпиада поматематике на портале "Видеоурок.нет",

"Крестики- нолики",

научная конференция "Мыслим, творим, исследуем" с работой "Создание пластилинового мультфильма"

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом II степени

Колесникова Варя

Диплом I степени

Диплом 1 степени

Коннов Иван

Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Природовед»

Диплом I степени

Малютин Саша

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Диплом I степени

Миллер Слава

Дистанционная всероссийская олимпиада по русскому языку на портале "Видеоурок.нет"

Диплом I степени

Милованов Егор

Моисеев Влад

Дистанционная всероссийская олимпиада поматематике на портале "Видеоурок.нет"

Диплом I степени

Посная Вика

Дистанционная всероссийская олимпиада по русскому языку на портале "Видеоурок.нет,

"Крестики- нолики"

Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом 1 степени

Сафина Полина

Дистанционная всероссийская олимпиада по математике на портале "Видеоурок.нет"

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Диплом III степени

Диплом I степени

Сахарова Ульяна

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математик»

Диплом I степени

Тайлаков Кирилл

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Диплом I степени


Диплом 3 степени

Чистяков Денис

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математик»

Диплом 2 степени

Чуприн Дима

"Викторина для 1–4 класса «Я будущий защитник Отечества!»"

Шкребнева Катя

Дистанционная всероссийская олимпиада по русскому языку на портале "Видеоурок.нет

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математик»

Диплом I степени

Щанкин Матвей

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Международный конкурс по литературному чтению 1 класс «В мире сказок»"

Диплом I степени

Диплом 1 степени

У многих ребят есть увлечения вне школы. Например, Миллер Слава занимается в кружке английского языка, учится играть на фортепиано в музыкальной школе, Коннов Иван занимается волейболом в спортивной секции, посещает танцевальный кружок в ДК. Все ребята с большим удовольствием посещают занятия танцевального кружка и даже выступили перед родителями и учителями на празднике «День Учителя», на чествовании ветеранов педагогического труда, "День матери, «Прощание с 1 классом».

Формирование классного коллектива .

В первом классе, каждый ребенок – это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому, в первую очередь была составлена программа развития коллектива класса.

В течение всего года в классе продолжалась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились моделирующие игры, классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на решение конкретных задач. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время игровых программ «Давайте познакомимся!», «Самопредставление: это - я», классных часов: «Я ученик», «Мой класс, моя школа», «Мои друзья». В течение всего года велась работа по созданию поддержки учащихся. Для этого проводились классные часы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кого называем настоящим другом?», «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным?», «Поведение в школе».

Ребята принимали активное участие в жизни класса и школы.
Не возникало проблем с дежурством по классу, можно сделать вывод, что в плане трудолюбия ребята молодцы.
Систематическая работа над развитием классного самоуправления привела к тому, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Каждый ребенок чувствует себя в коллективе комфортно, нужным, отсутствуют отверженные дети. Школьники уверены в своих силах, владеют навыками общения со сверстниками и взрослыми, доброжелательны. Отношения между детьми дружелюбные. Сформировались благоприятные условия для сотрудничества, взаимопонимания, творческого общения всех участников образовательного процесса.

Распределение поручений

ФИ ученика

Общественное

поручение

Результативность

Колесников Варя

Староста

Старается, чтобы ребята в классе

работали, сама занимает активную позицию

Сафина Полина

Пытается проявить самостоятельность,

учится анализировать свою работу,

в управлении делами класса, занимает

активную позицию Поручение выполняет на «хорошо»

Коннов Ваня

Миллер Слава

физкультуры

Очень любят физкультуру и тянут за

собой других ребят

Щанкин Матвей

Милованов Егор

Ред.коллегия

Минусов в их работе нет

Моисеев Влад

Ответственный

дежурный

Всегда добросовестно относится к своим обязанностям, делает не потому, что

надо, а потому, что хочет.

Посная Вика

Кичик Таня

Чистяков Денис

Цветоводы, группа

озеленения

Всегда добросовестно относятся к своим обязанностям

Малютин Саша

Шкребнева Катя

Санитары

Особого интереса к работе не

проявляют, но выполняют

порученные задания

Бычкова Лера

Сахарова Ульяна

Библиотекарь

К порученному делу относятся

ответственно, по своей

инициативе провели рейд –

проверку читательских

формуляров учащихся класса в

школьной библиотеке

Климентьев Кирилл

Тайлаков Кирилл

Трудовики

Проявляют инициативу и творчество в

Работе. Всегда добросовестно относится к своим обязанностям

В целом между ребятами сложились доброжелательные отношения. В результате проведенного опроса первоклассников, можно констатировать, что 100% детей нравится общаться с детьми внутри класса. 76 % детей назвали имена друзей в классе, по результатам методики изучения коммуникативных способностей школьников «Варежка», можно сделать вывод о том, что дети умеют работать в паре, взаимодействовать друг с другом, находить общее решение, договариваться. Они дружат между собой, делятся игрушками, раскрасками, фломастерами, друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время классных часов: «Перемена с увлечением», «Знакомство с правилами поведения в школе», «Я выбираю сам-здоровье», «Правила поведения на улице», «Что такое добро», «Это простое слово- «Здравствуйте!», поликультура «Мир вокруг. Мы живем в Сибири», «Я ученик», «Мой класс, моя школа», «Мои друзья», «Мальчики и девочки»,«Нас много, и все мы живем на планете Земля». .

На этих часах ребята раскрылись, высказывая свои мысли и мнения более ярко, характеризуя свое суждение полным ответом.

Так же были проведены часы по нравственному воспитанию: « Правила культуры поведения учащихся в школе»,

Начали создание «Портфеля достижения » для каждого ученика. по сравнению началом года, личные достижения детей увеличились с 10% до 89%:

На протяжении всего учебного года проводились занятия с психологом и логопедом. Ребята посещали кружки и секции. Социальный педагог и психолог школы помогали в решение следующих проблем: контроль за посещением занятий, составление социального паспорта класса, анкета для родителей по адаптации первоклассников. Очень много бесед, часов общения было проведено мной о правилах поведения в общественных местах. Проводились инструктажи по ТБ, ПДД.

Итак, через разнообразные виды урочной и внеурочной деятельности, дети получают и усваивают новые знания, эмоционально выражают свое отношение к успехам и поражениям. В ходе общения на уроке и внеурочных занятиях учатся общаться, обогащают словарный запас речи, показывают свое мастерство, умения, творчество. Классный коллектив стал сплачиваться. Оказывают друг другу помощь, дисциплинарных проступков не было, каждый старается проявить себя и свои способности.

Разнообразная деятельность учащихся является важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности и познания мира. Это позволяет возможность активно познавать окружающий мир и становиться его участником через игровую, двигательную коммуникативную, творческую, художественную деятельность.

В целом, я довольна своей работой как воспитателя первой половины дня. Мои ученики - это уже коллектив.

В следующем году я буду продолжать работу с родителями, постараюсь вовлечь их в жизнь класса и школы.

Продолжу приучать детей соблюдать правила учебного труда, выполнять поручения. Постараюсь сблизить детей, вовлекая их в мероприятия класса и школы.

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные цель и задачи воспитательной работы в 2014-2015 учебном году можно считать решенными. На основе тех проблем, которые обозначились в процессе работы, можно сформулировать цель и задачи на будущий 2013-2014 учебный год.

Цель:формирование благоприятного развития гармоничной личности ребёнка, а также для развития дружного классного коллектива.

Задачи:
1. Раскрыть внутренние резервы каждого (способности, интерес, личностные качества); обогащать воспитанников научными знаниями, умениями и навыками в различных направлениях.

2. Способствовать развитию чувства сопричастности к жизни класса и школы, развивать потребность в расширении кругозора и развитию умственных способностей, познавательной активности.

З. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, к взрослым, дисциплинированность, ответственность.

Введение

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы, так как классный руководитель – связующее звено между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Актуальность данной работы заключается в том, что, в связи с усовершенствованием образования, современный классный руководитель не только должен работать с детьми, но и соблюдать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начальной школы. В связи с этим у учителей появляется гора бумажной работы и совсем нет времени на работу с детьми. План воспитательной работы, рабочую программу по каждому предмету, заполнение классного журнала и многое другое.

Цель работы: показать всю сложность деятельности классного руководителя начальной школы.

Задачи:

    описать основные функции классного руководителя

    раскрыть основные положения ФГОСа

    привести концепцию начального образования.

Глава 1. Классный руководитель и его функции

Классный руководитель - это педагог, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.

Целью работы классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей.

Основные задачи и содержание работы классного руководителя:

    содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;

    создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;

    помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

    содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;

    оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

    проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

    соблюдает права и свободы обучающихся;

    совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Классный руководитель имеет право:

    получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

    контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

    контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;

    координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;

    разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

    приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

    участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;

    вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

    создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания;

Классный руководитель не имеет права:

    унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.

    использовать оценку для наказания ученика;

    злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;

    использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;

    обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен уметь:

    общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;

    формировать свои воспитательные цели;

    спланировать воспитательную работу;

    организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;

    провести родительское собрание;

    пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.

Функции классного руководителя.

Ежедневно:

    Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.

    Организация питания учащихся.

    Организация дежурства в классных кабинетах.

    Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

    Проверка дневников учащихся.

    Проведение мероприятий в классе (по плану).

    Работа с родителями (по ситуации).

    Работа с учителями-предметниками.

Каждый месяц:

    Посещение уроков в своем классе.

    Консультации у социального педагога, психолога.

    Экскурсии, посещение театров и т.д.

    Встреча с родительским активом.

    Организация участия классного коллектива в делах школы.

    Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).

Один раз в четверть:

    Оформление классного журнала по итогам четверти.

    Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

    Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

    Проведение открытого мероприятия.

    Оформление личных дел учащихся.

    Анализ и составление плана работы класса.

    Оформление портфолио учащегося.

Настоящий классный руководитель владеет технологией своей деятельности, благодаря которой он умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; с помощью которой глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива. Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а также в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях. В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Уже с первого года обучения в школе классный руководитель развивает у ребят навыки самоуправления. Со 2-го класса сменный актив во главе со сменным командиром координирует работу по учебным предметам и творческие группы по подготовке классных мероприятий. Актив класса избирается тайным голосованием один раз в четверть. К 4-му классу дети вполне самостоятельно готовят классные часы, организуют праздники, встречи с интересными людьми, два раза в четверть выпускают газету. Самоуправление в детском коллективе включает в себя следующие направления:

    образование

    здоровье

    культура

    экология

    информация

    общественный порядок

Таким образом, классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Глава 2. Нормативы и концепция работы классного руководителя начальной школы.

2.1. Нормативы работы классного руководителя.

Основные нормативы работы классного руководителя прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального образования. В основе ФГОСа классный руководитель обеспечивает направление:

    равных возможностей получения качественного начального общего образования;

    духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

    преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

    сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

    единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

    демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

    формирования критериев оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

    условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения результатов используется системно-деятельностный подход, который предполагает:

    воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

    переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения результата личностного и познавательного развития обучающихся;

    ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

    учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

    разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

    гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Результат стандарта начального образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Портрет выпускника начальной школы выглядит следующим образом: это ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; он любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ученик, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Результат работы классного руководителя начального образования является освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Деятельности программа делится на получение 3-х видов результатов:

    личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

    метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Таким образом, классный руководитель должен основывать свою работу на основании ФГОС, так как там указаны направленность работы, способы и методы достижения результатов. Результатом работы классного руководителя является всестороннее развитие обучающихся, достижение учениками портрета выпускника начальной школы.

2.2. Концепция начального общего образования

Сегодня начальная школа по факту занимается отбором и отсевом детей, она не в стоянии обучить и воспитать всех, Те, кого она отсеивает в троечников и хулиганов, уже в 5 классе пополняют группу потенциальных маргиналов, фанатов, наркоманов, преступников, пассивных, обиженных и униженных граждан. Происходит это потому, что один учитель начальной школы не может обучить и воспитать 25–30 очень разных, индивидуальных, оригинальных, неповторимых, маленьких вёртких, отвлекающихся детишек. Это происходит из установки классно-урочной системы: «всех обучить нельзя, а значит нужно отобрать тех, кто учится сам». Фактически это путь к социальной сегрегации, путь в социальный тупик.

Учитель - это основа. Классного руководителя невозможно рассматривать вне школы, вне классно-урочной системы, вне его прав и обязанностей, вне материальных, моральных и нормативных стимулов, которые определяют работу учителя. Значит, если мы хотим изменить качество образования, мы должны изменять все составляющие системы:

    Классно-урочная система. Можно резюмировать о том, что начальная школа должна перестроиться так, чтобы учить и развивать всех – сегодня она может в лучшем случае осуществлять отбор.

    Нормативные акты. Очень важный момент – это учительская ставка. Она не должна превышать 18 часов в неделю – это научно доказанное и практикой подтверждённое требование. Нельзя нагружать учителя, как сегодня тридцатью - пятьюдесятью часами – учитель работает не на конвейере, ему нужно эмоционально восстанавливаться, ведь он отдаёт свои эмоции детям. Учитель должен иметь свободное время на отдых, подготовку к занятиями собственное постоянное развитие. Второй момент – это количество учеников на одного учителя – самое оптимальное для эффективной работы учителя в начальной школе – это 5–7 человек в группе. Большие классы могут быть только начиная со средней школы.

    Материальные стимулы и оценка работы учителя. Зарплата начинающего учителя уже должна быть на уровне средней по экономике. А дальше должно быть стимулирование. Два критерия успешности работы учителя: во-первых, уровень успеваемости всех учеников, во-вторых, критерием успешности должно стать отношение учеников и родителей к учителю всех детей. Надо изменить критерии оценки работы учителей и школ в целом - оценивать их не только по успеваемости, посещаемости и результатам ЕГЭ, а по желанию учиться учеников школы, начиная от первоклассников и кончая выпускными классами. Желание учиться нетрудно оценить через интернет-опросы. Отбор учителей будет осуществлять не чиновник, а сама жизнь, сами дети и родители.

    Моральные стимулы – статус учителя. Его нужно поднимать не только зарплатой, но и государственным отношением: у на сна первых местах по телевизору стоят хохмачи и политики, а если есть учителя, так – это «училки» или «преподы». Нужна информационная политика на повышение статуса, сейчас же она идёт на понижение.

    Инструментарий учителя. Это учебники, методики, система оценивания. Нужны очень хорошие учебники, написанные системно (по русскому языку мало системных учебников для детей – хаос, все разделы перемешаны и разбросаны по классам). Много хороших методик, но они не вписываются в классно-урочную систему.

Сегодня существует ещё одна проблема: учитель, встроенный в классно-урочную систему, выставляя оценку ученику за диктант или контрольную по математике, содержательно не даёт никаких сигналов ученику и его родителям о том, что нужно делать, над чем работать. Ученик и родитель при нынешней системе оценок (не важно: каково количество баллов 5 или 100), видя «двойку» испытывают только негативные эмоции, но не понимают: над чем работать ребёнку. Сам учитель, привязанный к количественной оценке работы ученика (одна ошибка - «5»; две-три ошибки - «4»; четыре-шесть ошибок - «3» и т.д.), не привыкает работать над содержанием. Получается в такой системе следующее: учитель, выставляя количественную оценку («5», «4», «3» или «2»), фактически занимается сортировкой учеников по стратам: отличники, …, двоечники - этого от него требует система. Ученик, получивший «двойку» и его родители, испытывая негативные эмоции и не понимая, что нужно делать, оказываются в дураках. Ученик выучил правило на «5», написал диктант на «2», получил отметки в дневник – но ни он сам, ни его родители не понимают: что же нужно делать. Предлагается следующее решение проблем:

    Должна измениться существующая система оценивания ученика. Как это может выглядеть: учитель вместе с родителями и учеником намечают план – каждый учитель выдаёт, ученику и родителю с самого первого класса на руки карты навыков по всем предметам. В этих картах (например, по математике, общению или чтению) прописаны все навыки, которыми должен овладеть ученик (по письму, чтению, счёту, общению и так далее). У учителя есть необходимые упражнения и методики для тренировки отдельных навыков, для развития умений по всем направлениям. Занимаясь с детьми, учитель отслеживает у каждого ученика на индивидуальной карте навыков: какой путь пройден, на каком уровне формирования навыка находится ученик, что нужно делать для продвижения. Вместо оценки, учитель ставит флажок на том отрезке пути, который пройден, «завоёван» учеником (количество флажков у всех детей одинаково по количеству навыков). Родители и ученик при таком отслеживании могут проявлять активность, ведь они теперь видят содержательную сторону проблемы, а не пустую отметку.

    Итоговые работы. Диктанты и контрольные не отменяются, но они теперь становятся только содержательными. Например, контрольная на проверку навыка списывания теперь не будет оцениваться баллами («5», «3», «4» или «2») – ученику будут даваться рекомендации для тренировки навыка (если навык ещё не отработан) или более сложные задания для самостоятельного развития по желанию (если навык отработан на уровне 1-ого класса). Точно также в математике: цель учителя отследить развитие навыка во время контрольных и проверочных работ, а не выставить бессодержательную отметку.

    Индивидуальная предметная траектория развития навыков и умений. В итоге всего этого уже через месяц мы получим индивидуальную траекторию развития навыков и умений у каждого конкретного ребёнка по каждому предмету, и она будет наглядно видна на карте навыков и умений. На каждой предметной карте будут отмечены конкретные достижения по формированию навыков и будет понятно: над чем нужно работать. Будет видно, что у некоторых детей одни навыки будут лучше, у других хуже формироваться, но ни учитель, ни родитель, ни ученик теперь не упустят из виду содержание учёбы.

    Подключить активных родителей к учебному процессу на новом качестве. Учитель работает не только с учениками, но и с родителями, объясняя каждому, что и как делать, обеспечивая их методической и учебной литературой - фактически идёт педагогическое обучение родителей.

Ученик (с первого класса) привыкает работать над содержанием, над конкретными навыками, учится ставить перед собой учебные задачи и их решать, тем самым решается одна из главных задач начальной школы: у каждого ребёнка формируется умение самостоятельно учиться, дети научаются ставить перед собой учебные содержательные задачи. Этот же подход позволит отследить: какому ученику нужно уделить больше внимания, какому меньше, какое содержание нужно вкладывать в работу с каждым конкретным учеником. Кроме этого, такой подход развивает у детей стратегическое мышление и навыки стратегического и тактического решения проблем и задач. И самое главное: такой подход позволит к концу начальной школы обучить всех детей основным учебным навыкам.

    Изменение системы отчётности учителя в начальной школе.

Но такой подход автоматически потребует от школьной системы в начальной школе изменить систему оценку труда учителя и его оплаты. Сегодня оплата зависит от количества учеников, а отчётность сводится к подсчёту количества «отличников», «хорошистов», «троечников». В новой системе не нужно будет писать бессодержательные отчёты по оценкам, учитель сможет предъявить (в электронном или бумажном виде), как и на сколько продвигаются его ученики по формированию навыков. Такой подход будет стимулировать учителя на поиски самых эффективных методик. [ 3]

Таким образом, концепция начального образования имеет как и положительные стороны, так и недостатки. Классный руководитель с большой нагрузкой должен объективно оценивать учащихся, но и составлять проверочные работы так, чтобы проверять основные навыки обучения. Также классный руководитель должен отслеживать освоение навыков и работать с одарёнными людьми.

Заключение

Классный руководитель начальной школы – учитель, закреплённый за классом, имеющий огромное количество функций и прав, которые позволяют грамотно обучить Федеральному государственному образовательному стандарту. Главное в его деятельности является взаимодействие всех структур во благо развития обучающегося: начиная с родителей и заканчивая директором школы. Внеклассная деятельность учителя во многом позволяет увидеть потенциал обучающихся. Именно от его деятельности зависит, насколько его обучающиеся будут соответствовать портрету выпускника начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) показывает, какова направленность работы классного руководителя, какие методы помогают достичь данный результат, и что в итоге должен получить преподаватель в конце начального образования. Также ФГОС показывает, какие виды результатов должен добиваться учитель (классный руководитель)

Концепция современного начального образования показывает, что есть проблемы у начальных школ, которые надо решать. Проблема оценивания и нагрузка классных руководителей является актуальной и на сегодняшний день. Так же концепция подсказывает, как можно добиться удовлетворительных результатов и никому не навредить.

Список литературы

    Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы. – М., Эксмо, 2012.

    Дюкина О.В. Дневник классного руководителя начальных классов – М., Вако, 2011.

    Косенко А.М. Новая концепция начальной школы. 2011. http :// professionali . ru / Soobschestva / kakie _ esche _ konferencii _ nuzhny _ v _ etom _ forume / novaya _ koncepciya _ nachalnoj _ shkoly / .

    Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2012.

    Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2012

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011.

Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию обучающихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями обучающихся – приоритетная в начальной школе. Только в единстве деятельности учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Как отмечают И.И. Юдин, И.В. Каменева, внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

изучение семей обучающихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава обучающихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий: исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка; результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же обучающегося, чтобы выявить степень его продвижения в развитии; изучение личности обучающегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; определяются перспективы развития обучающегося и коллектива; исследования носят комплексный системный характер; диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

После проведенной диагностики и определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которого становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.

Положение классного руководителя начальных классов в системе управления школой определяется, во-первых, общими задачами обучения и воспитания, стоящими перед данной школой; во-вторых, местом класса как организованного объединения обучающихся, основной и устойчивой ячейки общешкольного сообщества и главной сферой самореализации каждого ребенка; в-третьих, функциональными обязанностями классного руководителя и потребностями в нем класса; в-четвертых, особенностями личности педагога.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования . Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

С педагогом-организатором . Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

С социальным педагогом . Классный руководитель призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Предметно-цикловая комиссия «Педагогики, психологи, частных методик»

КУРСОВАЯ работа

По «Педагогике»__________________ ______________________________ ______

(название дисциплины)

на тему: «Особенности работы классного руководителя в начальной школе»

Студента (ки) Уз-15 курса группы V

Специальности 5.01010201


Евсюниной Я.А


(фамилия и инициалы)


Руководитель Филимонова Е.Л


(должность, фамилия и инициалы)



Члены комиссии ______


(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)


г. Севастополь 2013 год


Введение………………………………………………………. ……………………………..…3

1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….

1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5

1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5

1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8

1.3 Функции классного руководителя……………………………………………. ....8

1.4 Организация воспитательной работы в классе……...................... ......................11

1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15

1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18

2.Практическая часть………………………………………………………………… ………..20

Заключение ………………………………………………… ……………………………...…..50

Список использованных источников…………...………………………………… ……...….52

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Объектом данной курсовой работы будет являться педагогическая деятельность классного руководителя.

Предмет – особенности деятельности классного руководителя – учителя начальных классов.

Цель курсовой работы изучить особенности деятельности классного руководителя в начальных классах.

Основные задачи:

Проанализировать литературу по данной теме;

Дать определения основным понятиям.

Определить сущность деятельности и главные функции классного руководителя,

Раскрыть основные формы и приемы работы педагога.

Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

1. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. 1 История возникновения классного руководителя

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

1.2 Сущность деятельности классного руководителя и т.д

Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:

1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;

2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;

4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

На классного руководителя в начальной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………………..…3
1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….
1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5
1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5
1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8
1.3 Функции классного руководителя…………………………………………….....8
1.4 Организация воспитательной работы в классе……............................................11
1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15
1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18
2.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………………...…..50
Список использованных источников…………...………………………………………...….52



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...