Где хранится меч короля артура. Как выглядел меч короля артура

Типичный меч Средневековья произошёл от германской спаты – длинного одноручного меча. Впоследствии этот тип клинкового оружия был заимствован и соответственно модернизирован многими народами. Так у франков был широко распространен меч, названный по династии королей Меровингов, правивших в эпоху раннего Средневековья.

Франки начали завоевание Галлии с III века, и к VI веку окончательно сформировывается Франкское государство. Имя династии Меровингов дал Меровей, преемник второго по счету короля франков. Хоть основатель новой династии и правил всего около десяти лет, но он дал начало новой ветви королей, в наше время известных как короли-чудотворцы. С ними связывают много тайн и загадок, увлекательных исследований и магических возможностей. Это не были просто удачливые военные вожди, меровингские короли вели свое происхождение от родовой франкской знати, а их род воплощал в себе единство всего народа франков. Меровингская династия просуществовала с V века и до середины VIII, последний представитель этого могущественного рода Хильдерик III был свержен в 754 году.

Легендарный король Артур жил в эпоху меровингских мечей и владел самым лучшим мечом. Самый известный нам роскошный меч был найден в Саттон-Ху (Sutton Hoo). Его обнаружила в Эдит Мэри Притти в мае 1939 года в курганном некрополе восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк, где в 1938-1939 гг. были сделаны, возможно, самые значительные археологические находки в истории Великобритании, включая нетронутый погребальный корабль англосаксонского короля рубежа VI и VII вв.

Лицо, погребённое в Саттон-Ху, не установлено. Вероятнее всего, могила принадлежит восточно-английскому королю Редвальду (около 599-624). Легендарный король Артур (англ. и валл. Arthur, ирл. Art?r от кельтского «медведь») по преданиям, великий государь королевства Логрес, легендарный вождь бриттов V-VI века, разгромивший завоевателей-саксов жил примерно в то же время. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают существование его исторического прототипа. И уж точно король Артур владел таким же мечом, как найденный в кургане.

Меч меровингского типа, как и древнегерманская спата первоначально не имел острия. Окончание его клинка плоское (не граненое) или немного закругленное. В отличие от спаты меровингский меч выковывался из разных сортов стали и сначала в сечении напоминал ромбовидную форму, а позже появился дол. Рукоятка меча короткая и плоская, с массивным навершием. Плоский клинок шириной в 5-6 см имел двухстороннюю заточку и практически не сужался от рукояти к концу. Широкий и неглубокий дол идет с двух сторон и по всей длине меча, заканчиваясь примерно в 2-3 см от острия. Несмотря на кажущуюся массивность за счет наличия долов вес меча обычно не превышал 2 кг. С V по VIII век клинок меровингского меча удлиняется с 60 до 85 сантиметров. Крестовина была короткой, иногда чуть изогнутой в сторону острия. Навершие рукояти могло быть грибовидной, дисковидной формы или «бразильский орех».

У обнаруженного меча, есть рисунок стали, названный "дым Саттон-Ху". Сперва кузнец брал несколько железных прутьев и выжигал из них углерод. Затем складывал их вместе с другими прутьями, содержащими много углерода и проковывал между собой. В итоге, из-под его молота выходила длинная неровная пластина, которую он скручивал винтом, и снова плющил. Эта пластина становилась сердцевиной клинка. На нее, с помощью кузнечной сварки, наваривали металл похуже. Затем клинок зачищали и полировали. Такая кузнечная техника продержалась в Европе вплоть до конца Х века, когда на смену ей пришли более революционные технологии. Стоимость хорошего меча могла доходить до тысячи золотых динариев.

Вес 1000 динариев примерно 4,25 кг золота. А значит королевский меч стоит около десяти миллионов рублей, хотя статусный меч из Златоуста, весь раззолоченный редко стоит дороже полумиллиона. В среднем хорошо сделанный меч сейчас стоит от 1500 до 4000 Евро, но встречаются мечи (новоделы) просто заоблачной цены.

К VIII веку меровингский меч уже был широко распространенным в Европе и превращается в главное оружие средневекового феодала. Но пришло время и на смену кожаному доспеху приходит металлический. Еще больше возрастает роль кавалерии, бои часто ведутся в тесноте городских узких улочек, за стенами замков и домов. Также постепенно становятся популярными рыцарские турниры и дуэли. И в связи с этим клинковое оружие вновь модифицируется: рубящий меч эволюционирует в колюще-рубящий. Такое клинковое оружие как меч даже претерпевающее необходимые изменения еще долгое время будет использоваться воинами и окончательно сменится другими видами вооружения лишь в XVII веке.

Большинство мечей Европы и Британии в 6-8 веках выглядели как меч из Саттон-Ху. Оригинал датируется примерно 630 годом. Длина - 89 см, вес 1020 грамм.

Считается, что мечи с кольцами принадлежали вождям, принимавшим на них клятву верности. Кольцо, символ бесконечности - тоже считалось культовым предметом. Косвенно в пользу этой версии говорит малое количество мечей с кольцами. А поскольку, древнейшие их экземпляры встречаются на территории современной Англии, можно предположить, что придумали их именно там. На кольцо крепился кожаный ремешок, затруднявший выхватывание меча из ножен. Назывался он «ремешок добрых намерений», и применялся во время разного рода переговоров на высшем уровне. Хотя ни один ремешок не дошел до нашего времени, истлев в веках, в сагах о нем часто вспоминают:

На нем была шапка из Гардарики и серый плащ с золотой брошью на плече, а в руке он держал меч. К нему подошли два мальчика. Старший сказал: «Что за человек благородного вида сидит здесь? Я никогда не видел более красивого или более достойного мужа». Торкель ответил: «Ты прав, меня зовут Торкель». Тогда мальчик сказал: «Должно быть, меч, что в твоей руке, очень дорогой; могу я взглянуть на него?» Торкель ответил: «Это необычная просьба, но я позволю тебе это сделать». Мальчик взял меч, повернул, развязал ремешок добрых намерений и достал его. Когда Торкель это увидел, то заметил: «Я не сказал, что ты можешь достать меч». - «А я и не спрашивал позволения», - ответил мальчик; затем он взмахнул мечом, ударил Торкеля по шее и срубил ему голову».

Носили мечи, разумеется, в ножнах. Конструкция классическая - деревянный каркас, обтянутый кожей. Иногда ножны прокладывались изнутри мехом. Об этом рассказывают и саги, и сами мечи. Ворсинки просто запеклись в ржавчине, покрывшей клинки за столько лет отдыха. Мечи носили на поясе, и через плечо под мышкой, а не за спиной, как уверены в Голливуде. Зависело от случая - оружие на поясе удобно пешему, через плечо под мышкой - конному. К ремню они подвешивались с помощью специальной петли, вроде тренчика. Вариант, видимо, достаточно удобный. По крайней мере, древние китайцы, сарматы и кельты с удовольствием пользовались аналогичными приспособлениями. Еще ножны украшались металлическими накладками на кончике и возле устья. Что интересно, все мечи четвертого типа отличались весьма простыми накладками. Такое спартанство только подчеркивало блестящую красоту их рукоятей.

Помимо богатых украшений, мечи могли снабжаться кольцами и «камнями жизни». Одним из главных героев саги о конунге Хрольфе Краки стал меч, прозванный Скофнунг. «Он был лучшим из всех мечей, какие только встречались в северных землях», - говорит о нем сага. Когда Хрольф Краки был похоронен, вместе с ним в курган положили и его меч. Но на этом история меча не закончилась. Прошло приблизительно двести лет и в 9 веке могилу конунга разорил некто Скегги. Он «сошел на берег, ворвался в гробницу Хрольфа Краки и взял Скофнунг, меч конунга». Скофнунг встречается нам в нескольких сагах и мы видим, что он часто проявляет характер. Оказавшись в руках невежды, он обрекает его на поражение, а в руках внимательного и чуткого к магии воина - приносит победу. Как подобает мечу такого уровня, его наделяли магическими свойствами.

Так, например, рану, нанесенную Скофнунгом, можно было исцелить только одним способом – потереть «камнем жизни». Этот камень всегда был вместе с мечом, так что его хозяин становился очень значительной фигурой. Он мог убивать и лечить по своему усмотрению. Вообще «камень жизни» часто упоминается в сагах, но, видимо, это было совершено обыденное для людей того времени понятие. Поэтому найти описание того, как именно он выглядел и как крепился к мечу, пока не удалось.

Однако часто, при раскопках могил III-V веков, археологи находят рядом с мечом усопшего крупные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. Иногда они бывают оправлены в золото. Бусины просверлены насквозь и видимо раньше крепились к оружию с помощью кожаного шнурка. Английский исследователь Эварт Окшотт считал, что эти бусины вполне могли быть теми самыми «камнями жизни».

Меровинги постепенно были вытеснены появившимися в VIII веку каролингами и к Х веку практически вышли из обращения, оставшись в истории мечом Великого переселения народов.

Экскалибур — легендарный меч короля Артура, которому часто приписываются мистические и волшебные свойства. Иногда Экскалибур отождествляют с мечом в камне, но в большинстве текстов они являются разными мечами. Впервые меч упоминается в «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского.

История
Этот меч король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина — его держала над водами рука Владычицы озера — после того, как потерял свой меч в поединке с сэром Пелинором. Однажды сестра Артура, фея Моргана, подговорила своего любовника сэра Акколона убить короля. Чтобы облегчить ему задачу, она выкрала Экскалибур, а также его ножны, которые были магическими и способствовали заживлению ран. Но Артур смог победить врага и обычным оружием. После последней битвы Артура, когда король почувствовал, что умирает, он попросил последнего из оставшихся в живых рыцарей Круглого Стола, сэра Бедивера, бросить меч в ближайший водоем — вернуть Владычице Озера. Лишь убедившись, что это выполнено, Артур умер спокойно. Согласно одной из легенд, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд. Согласно другой, его выковали на Авалоне. В некоторых ранних текстах прежде, чем попасть в руки Артура, он принадлежал Гавейну. Археологические находки большого количества мечей Темных веков в европейских водоемах позволяют предположить существование обычая затопления оружия после смерти воина.

Этимология
Название меча короля Артура происходит от валлийского Каледвулх, в котором скомбинированы элементы caled («битва») и bwlch («нарушать целостность», «разрывать»). Гальфрид Монмутский латинизировал название — меч в его работе XII века «История королей Британии» именуется Калибурн (Caliburn) или Калибурнус (Caliburnus). Во французской средневековой литературе меч именовался Эскалибор, Экскалибор и Экскалибур.
Первые упоминания о Каледвулхе относятся к кельтским сказаниям «Трофеи Аннуна» и «Килух и Ольвен» — работе, включенной в Мабиногион и относящийся примерно к 1100 году. В некоторых рыцарских романах Экскалибур именуется также Mirandoisa и Chastefol.

Что хранит легенда? Старая легенда о рыцарях Круглого Стола.
Много лет назад герои жили и умирали за честь короля, за свою землю и прекрасных дам. Много-много лет назад жил на земле Британии грозный король Утер Пендрагон, и был он влюблен в прекрасную Игрейну, герцогиню Корнуольскую. За счастье соединиться с нею король пообещал магу Мерлину своего будущего сына. И когда ребенок родился, Утер, держа слово, отдал мальчика мудрому друиду, чтобы тот воспитал его по собственному разумению. Так маленький Артур лишился родителей и стал приемным сыном сэра Эктора. Вскоре Утер умер, и в стране воцарился хаос. Опасаясь междоусобных войн, в ночь перед Рождеством собрал Мерлин английских баронов в крупнейшей церкви Лондона. Выйдя после службы из дверей храма, увидели они на площади чудесным образом появившийся камень, в который до средины лезвия был воткнут меч. «Кто может извлечь сей меч из камня, — гласила надпись, — тот станет королем Англии». Многие пожелали испытать свои силы, но меч даже не качнулся, и английский трон не обрел долгожданного властителя. Спустя много лет, когда о мече в камне уже мало кто помнил, со всех земель Британии съехались в Лондон доблестные рыцари, чтобы участвовать в турнире. Среди гостей был и сэр Эктор с сыном Кеем, а также никому не известный Артур, служивший при своем молочном брате другом и оруженосцем. В дороге выяснилось, что Кей забыл дома меч, и честь вернуться за ним выпала Артуру. Но слуги ушли на турнир, и дом оказался заперт. Артуру было стыдно предстать перед своим господином с пустыми руками, но, по счастью, на площади увидел он торчавший из камня меч, с легкостью извлек его и, осчастливленный находкой, отправился к Кею. Тот сразу узнал волшебный меч Мерлина и, показав его отцу, заявил, что намерен стать королем. Но под строгим взглядом сэра Эктора тут же во всем признался. Когда же Артур на глазах у изумленных рыцарей вновь вытащил меч из камня, стало ясно, кто настоящий король. Правил Артур, как подобает справедливому королю. Много славных дел совершил он для блага подданных. Слухами о нем полнилась земля. Мечтая о подвигах, потянулись к его двору благороднейшие рыцари Британии. Это были сильные и отважные люди, но не было среди них согласия. Частые ссоры и усобицы омрачали жизнь государства. И вот однажды все переменилось. В день свадьбы вместе с приданым своей жены, прекрасной леди Гвиневеры, получил Артур необычный стол — 150 рыцарей могли собираться за ним одновременно, и благодаря его круглой форме все они оказывались равными перед Богом и королем. Так родилось Братство рыцарей Круглого Стола. Раз в год, на Пятидесятницу, собирались они в Камелоте, чтобы рассказами о подвигах подтвердить свое право на место за Круглым Столом. В Камелоте не было недостатка в благородных мужах, лишь одно место за Круглым Столом всегда пустовало. Его называли «погибельным», потому что только самый благородный и чистый сердцем рыцарь мог занять его, не причинив себе и другим вреда. И однажды такой рыцарь появился. В очередной праздник Пятидесятницы, когда, возобновив обеты верности Артуру и Камелоту, рыцари заняли свои места за Круглым Столом, в зале появился прекрасный юноша в белых одеждах. На спинке свободного стула тотчас проступила надпись «Галахад». Когда же Галахад занял предназначенное ему место, грянул гром, тревожно застучали ставни и на Камелот опустилась тьма. Внезапно на столе возникла чаша, накрытая белым покрывалом, и глас небесный возвестил, что чаша сия — Грааль и что до тех пор, пока живет она в мире, будет жить и братство рыцарей Круглого Стола. Никто не мог видеть ее, лишь наполнился зал прекрасными ароматами и перед каждым рыцарем появились яства и напитки, которые были ему больше всего по вкусу. «И была священная чаша Грааль пронесена через всю залу и исчезла неведомо как и куда». У собравшихся захватило дух, а когда вновь обрели они дар речи, то, не сходя с места, дали клятву безо всякого промедления отправиться на поиски Святого Грааля. Отныне жизнь среди пиров и ратных подвигов осталась для рыцарей в прошлом.
Трубадуры и миннезингеры почему-то были уверены, что поиск Грааля — единственное важное дело в жизни, что Грааль объединяет в себе то, без чего жизнь каждого из нас теряет смысл: самые прекрасные мечты, самую великую любовь, самые высокие стремления, до которых только может дорасти и дотянуться человек, Грааль открывается только тем, кто стремится к нему всей силой своей души. Много испытаний принесли поиски Грааля рыцарям Артура. Только трое из них: непобедимый Персеваль, чистый сердцем Борс и совершенный рыцарь Галахад дошли до цели. Грааль открылся им как награда за духовный поиск, за чистоту и мужество, открылся потому, что видели его в мечтах и днем и ночью, и во сне и наяву. Галахад, выполнив миссию, устремил глаза к небу, и отправилась душа его ввысь, навстречу ангелам. Парцифаль и Борс поклялись вернуться в Камелот и поведать всем о Святом Граале. «И видели также двое рыцарей, как с небес протянулась рука, но тела они не видели, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его и унесла на небо. С тех пор не было больше на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль». Не все рыцари вернулись в Камелот. А вернувшихся ждала последняя битва. В ней извечный враг, воплощение зла и порока Мордред смертельно ранил короля Артура. Пришло время рыцарям Круглого Стола покинуть этот мир. Бесшумно подошедший корабль забрал великого короля на волшебный остров, туда, где нет места злу, страданиям и смерти. Лучшие рыцари последовали за ним, и там, на неведомом Аваллоне, крепко спят, разделяя судьбу своего владыки.

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги , из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

Меч Экскалибур является одним из самых загадочных мифов связанных с королем Артуром. Сегодня мы поговорим о короле Артуре и его славном мече Экскалибур.

Величайшая западноевропейская Легенда, Historia Regum Britanniae, написанная около 1135 года Жоффруа де Монмутом на латыни и через двадцать лет переведенная на старофранцузский нормандцем Робертом Вайсом, впервые упоминает о волшебном мече короля Артура под именем Калибурн.

Повествуя об исторической битве при Бадоне, во время которой король Артур успешно отбил саксонское нашествие, автор рассказывает, как Артур, осенив себя драгоценным мечом, сделанным на священном острове кельтов Авалоне, ринулся в гущу битвы, поражая врагов с первого удара. Легенда свидетельствует, что король убил четыреста семьдесят воинов своим единственным оружием – мечом Калибурном. Этому мечу приписываются волшебные свойства рассекать клинки других мечей, оставаясь при этом невредимым и сохраняя своего владельца, у которого при этом должно быть чистое сердце.

Меч Экскалибур.

Происхождение меча имеет две версии, которые несколько противоречат друг другу.

Согласно первой версии, был изготовлен волшебником Мерлином, который силой волшебства заключил его в большой камень и написал на нем, что тот, кто сможет извлечь из камня меч станет королем всей Британии по праву своего рождения.

Как же достался этот меч Артуру?

Его отец, Утер Пендрагон, фамилия которого переводится как «победитель дракона», был справедливым и мудрым королем. Стараясь ладить с богами и выражать их волю на земле, король держал при себе советника Мерлина, мудрого человека, который прославился умением общаться с Духами природы. Никто не знал, откуда появился этот Мерлин при короле. Говорили, будто родился он на загадочном острове Авалон, откуда и пришел однажды, но никто не знал, где этот остров находится.

Мерлин появлялся неожиданно в трудные для королевства времена, и также неожиданно исчезал, когда все становилось на свои места. В ночь, когда у короля Утера родился сын Артур, он внезапно пришел в сполохах молний и попросил отдать ему мальчика. Король беспрекословно выполнил пожелание Мерлина, тем более что мудрец заявил, что так будет лучше для королевства. Никто во всем королевстве не знал, что у короля родился наследник. Он исчез вместе с Мерлином.

О последующей судьбе юного Артура различные предания говорят по-разному. Одна часть преданий утверждает, что Артур воспитывался у рыцаря Эктора под постоянным присмотром Мерлина, а вторая часть говорит о том, что Артур семнадцать лет жил с самим мудрецом Мерлином на острове Авалоне.

Король Утер так и не увидел больше своего наследника, а перед смертью решил доверить судьбу Британии Мерлину, единственному человеку, которому он доверял. В силу своей дальновидности, Мерлин отдает решение о судьбе будущего королевства на волю богов, потому как считал, что в королевстве Британии должно восстановиться справедливое правление и ни один человек не может решить, кто справедлив, а кто нет.

Мерлин указывает на камень, в котором спрятан меч и ждет знамения свыше, которое укажет, на того кто этот меч достанет. Многие рыцари пробовали свою силу, пытаясь извлечь из камня . Но Мерлин прекрасно понимал, что дело не в физической силе, а в силе духа, в способности жить не для себя, а для других.

Самые разные рыцари пытались добыть для себя место короля. Артур тоже был среди них, но не в качестве рыцаря, а в качестве пажа у своего названного брата Кея, который потерял свой меч по беспечности и попросил Артура раздобыть ему новый. Недолго думая, Артур достал из волшебного камня и принес его Кею взамен потерянного.

Кей сразу понял, какую возможность судьба ему дает, потому что этот меч нельзя было не узнать. Не долго думая он пошел с ним к Мерлину. Но Мерлина нельзя было провести, и он приказал Кею обратно в камень вставить меч и показать всему народу, как он его оттуда вытащил. Кею ничего не оставалось, как рассказать правду.

Таким образом, ничего не ведавший и не подозревавший паж в одно мгновение становится королем Британии, который правил справедливо и мудро, заботясь об униженных, бедных, оскорбленных и продолжая традиции своего отца Утера.

Вторая версия происхождения меча Экскалибур рассказывает о том, что король Артур получил его однажды от феи лесного озера, когда проезжал мимо него. Он увидел, что из середины озера поднялась рука в рукаве из шикарного шелка, сжимающая чудесный меч, блистающий как сотни факелов в ночи. К Артуру по воде подошла Владычица озера и объяснила королю Артуру, что это волшебный , который ждет достойного рыцаря. Артур изъявил очень страстное желание овладеть этим мечом и Владычица озера позволила Артуру взять меч и приказала вынимать его из ножен только в правом бою. Так же она сказала, что бы и меч и ножны находились всегда при Артуре ибо меч и ножны волшебны и способны уберечь короля от ран.

Разные предания связывают с мечом Экскалибур. Согласно одним, этот меч у короля выкрали и им же его убили. Согласно другим, меч всегда был при Артуре и он вернул его Деве озера перед смертью, когда он потерпел свое первое и единственное поражение. И якобы Дева озера увезла умирающего короля на мифический остров Авалон, символизирующий потусторонний мир, где Артур и по сей день ждет своего возвращения в Британию.

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...