Где построили первый метрополитен: лондонская история. Большая вычислительная машина в США

Дивно смотреть старые фильмы о Москве! Дореволюционные здания где разрушены, где раздвинуты. Вдоль широких магистралей воздвигнуты высоченные дома (целых 8, а то и 10 этажей!). На проспектах сталинской Москвы было так мало автомобилей, что и светофоры-то казались буржуазной роскошью. Бравый милиционер разводил вручную все невзрачные транспортные и пешеходные потоки. И у него еще хватало времени, чтобы принять участие в судьбе какого-нибудь «Подкидыша» или «Девушки без адреса». У каждого своя Москва и своя первая встреча с этим огромным городом.

Проспекты, казавшиеся широкими в сталинские времена, с трудом пропускали сквозь себя потоки машин, автобусов и троллейбусов. А пешеходы, чтобы перейти улицу, послушно спускались под землю. Подземные переходы стали настолько привычными, что, казалось, они были в Москве всегда. В них находились телефоны-автоматы, велась какая-никакая торговля: газеты, цветы, а иной раз сосиски или краснокожие марокканские апельсины. При стопроцентной государственной монополии на торговлю, у некоторых подземных переходов обосновывались даже частники.

Подземные переходы - довольно «молодые» инженерные сооружения. В Москве сразу несколько таких переходов открыли в октябре 1959 года. Некоторые источники даже сообщают точную дату - 16 октября 1959 года. Среди первых московских подземных пешеходных переходов был и тот, памятный мне, переход у метро «Октябрьская», а еще - на площади Дзержинского, у «Детского мира» и два - на улице Горького. Один - в начале, у проспекта Маркса, а второй - на площади Маяковского.

Именно этот подземный переход проинспектировал в день открытия Н. С. Хрущев. «Отец рассказывал, не верить ему я оснований не вижу. Именно тогда, в 59-м, он специально ходил посмотреть этот только что открывшийся переход на Тверской. Спустился вниз, там ещё люди были - вдруг смотрит, с противоположной стороны заходят 3−4 мента и идут по переходу. А за ними спускаются… он аж обалдел: Хрущёв, ещё какие-то большие начальники тех лет и три-четыре «дяди в штатском». Осматривают переход и уходят. Никого из перехода не выгоняли, люди шли себе спокойно мимо них.

А представляете, что сейчас было бы, если бы кто-то из высшего руководства приехал посмотреть какой-нибудь объект в городе?" По-видимому, высшее руководство дало добро. Количество подземных переходов в центре столицы стало расти. Появились они и в других крупных городах. В Ленинграде - в 1963 году, а Киеве - в 1964. Кстати, именно в киевском подземном переходе впервые в Советском Союзе были открыты кафе и стационарные газетные киоски.

А самый первый подземный пешеходный переход не только в Москве, но и в СССР был построен почти на четверть века раньше, в 1935 году. Переход этот до сих пор существует и исправно функционирует. Хотя задумывался он совсем не как таковой. Соорудили его под Садовым кольцом, когда строили станцию метро «Смоленская». У станции этой было запланировано три наземных вестибюля.

Западный - приблизительно там, где в доме с башней, сооруженном по проекту И. В. Жолтовского, находится нынешний вход на станцию. Восточный вестибюль располагался через дорогу, напротив, а южный - метрах в ста дальше по Садовом кольцу, на Смоленской площади, где тогда еще вовсю кипел и кишел громадный Смоленский рынок. Наземные вестибюли соединялись подземным переходом. Из перехода этого можно было спуститься как на западный, так и на восточный край платформы.

В середине же перехода начинался длинный коридор, по которому пассажиры могли выйти к рынку. В 1937-1939 году Смоленский рынок ликвидировали, а Садовое кольцо расширили почти втрое. Южный вестибюль оказался посередине проезжей части, и его снесли. Ведущий к этому месту коридор стал «коридором в никуда». Его закрыли для пассажиров и начали использовать для служебных нужд.

С 1953 по 1958 год для служебных нужд использовали и саму станцию метро, поскольку в 1953 году открыли Арбатско-Покровскую линию, где тоже была станция «Смоленская». Которая считалась тогда самой глубокой станцией Московского метрополитена. Одноименную же станцию мелкого заложения закрыли и превратили в выставочный зал. Пути застелили дощатым полом, на котором можно было размещать экспонаты.

В 1958 году станцию открыли вновь, теперь как одну из станций Арбатско-Филевской линии. Вход сюда организовали через «дом Жолтовского». Выходы на платформу из коридора, соединявшего когда-то западный и восточный вестибюли, закрыли.

Сам же коридор, проходивший как раз над потолком станции, преобразовали в подземный пешеходный переход под Садовым кольцом. Переход этот был открыт 30 апреля 1959 года.

Речь идет не о христианской церкви, как теле Христа, а о здании, в стенах которого свершались богослужения.

В течение многих лет после распятия Христа, его ученики и последователи собирались в пещерах и в частных домах. Понятия храм в христианстве долгие годы не существовало. Но еще задолго до гонений христиан при римских императорах Нероне и Диоклетиане, во французском городе Безье вполне мог появиться христианский храм, названный его создателями «Домом Иисуса». В этом меня убедили многолетние изыскания, посвященные мессианской деятельности Марии Магдалины в Южной Галлии.
Начнем по порядку. За два года до смерти римского императора Тиберия (37 год н. э.) Мария Магдалина по приговору первосвященников Иерусалимского храма была выслана в Южную Галлию. Причиной ее высылки стала публичная проповедь об Иисусе. Разделить судьбу изгнанницы, о чем есть масса свидетельств, добровольно согласились разделить Мария Клеопова, Мария Саломея, мэр Вифании - Лазарь, его сестра Марфа и отец Марии Магдалины - Сир. Последний тайно покинул галилейский портовый город Таричею, губернатором которого он был. За самовольное оставление государственной должности, согласно римским законам, полагалась смерть.
Прибыв в Нарбоннскую Галлию, изгнанники смогли заручиться поддержкой местного префекта.
Причиной стало то, что по молитвам Марии Магдалины бесплодная жена префекта смогла родить наследника. Но, если говорить о первом храме, то основной упор придется сделать на отце Марии Магдалине. Всю жизнь мечтая о внуках, отец Марии Магдалины организовал приют для беспризорных галльских детей. Кельты, которых римляне называли галлами, в виду врожденного пристрастию к вину, были чрезвычайно внушаемы. Римляне этим удачно пользовались, регулярно поставляя в Галлию тысячи литров италийского вина. Интересно и то, что свои виноградники кельтам-галлам приказано было вырубить под предлогом борьбы с пьянством и алкоголизмом. Вместе с тем, каждый галл обязан был выпить в течение года большое количество италийского вина. За этим строго следили римляне. Тех, кто не добирал до назначенной нормы, ждал большой штраф. Кельт, не сумевший выплатить штраф, мог лишиться своей земли и даже продан в рабство. Понятно, что насаждаемое пьянство родителей пагубно сказывалось, прежде всего, на детях
Реализуя свою мечту о внуках, отец Марии Магдалины организовал первый приют для социальных сирот города Безье. Первоначально этот приют располагался в типовой римской армейской палатке, рассчитанной на десять воинов. В дальнейшем, был построен небольшой деревянный дом, названный «Домом Иисуса». В строительстве этого дома принимали активное участие сами галльские беспризорники. Этом дом впервые за всю истории христианства стал тем рукотворным строением, которые люди позже назовут храмами. Напомню, это случилось в Европе вскоре после смерти императора Тиберия и воцарения младшего сына полководца Германика – Калигулы. Между 38- 40 годами нашей эры. Мне сразу могут возразить, что Мария Магдалина высадилась со своими спутниками на юге Франции в городке Сент - Мари - де - ла-Мер, а вовсе не в городе Безье. Но это опровергается тем фактом, что Мария Магдалина часто ездила в столичную магистратуру - город Нарбонну. От города Безье до Нарбонны сорок два километра, тогда как от городка Сент-Мари-де-ла- Мер до Нарбонны более ста. Учитывая конный способ передвижения, Мария Магдалина не могла часто преодолевать такие значительные расстояния. Вместе с тем, на пути в Массалию (современный Марсель) Мария Магдалина могла останавливаться в городке Сент-Мари - де ла- Мор и даже оставить там своих спутниц, кроме своей служанки Сары. Но, если говорить о первом в истории христианском храме Европы, то он, скорее всего, был выстроен в городе Безье и, именуемый «Домом Иисуса», был первоначально построен как детский приют.

Общественный вид транспорта прочно вошел в жизнь крупнейших мегаполисов нашей планеты. Однако мало кто задумывается, где и кем было построено первое метро в мире – появилось необычное средство передвижения в далеком XIX веке.

В 1855 году в Лондоне численность населения превысила 2 млн человек, и проблемы передвижения по столице взволновали не только жителей города, но и властей. Из-за быстрого разрастания мегаполиса и его густонаселенности добраться из одного конца города в другой стало проблематично. Возникающие пробки на дорогах приводили к столкновениям наземного и людей, а успеть добраться до нужного места к назначенному сроку, было невозможно. Тогда же было принято решение о строительстве подземной дороги.

Строительство

Компания MetropolitanRailwaj занялась сооружением первой ветки метрополитена. Для того чтобы первое метро в мире появилось в Лондоне, властям пришлось принять непростое решение о сносе большого количества жилых домов и прочих построек, мешавших работам.

Первая ветка метрополитена прокладывалась на глубине 10 метров. В вырытый тоннель укладывались рельсы, а сверху возводилось прочное перекрытие из кирпича. Оставшийся ров засыпали. Протяженность тоннеля составила 3600 метров и включала 7 станций.

Первое в мире метро построили в 1863 году. На его открытии присутствовал принц Уэльский Эдуард II. Первым пассажиром необычного транспорта также стал будущий король Великобритании.

Перевозка пассажиров

Первый подземный транспорт выглядел не очень привлекательно. Поезда ездили на угольном топливе, вентиляции в подземелье практически не было. Одежда, волосы и лица пассажиров быстро становились грязными. Но, несмотря на отсутствие свежего воздуха, жители Лондона оценили новшество: хоть и не комфортное, зато быстрое. В первый день работы метрополитеном воспользовались почти 30 тысяч жителей столицы.

Первый год работы подземные вагоны перевезли около 1 миллиона человек, во второй – более 10 миллионов. Удобное и недорогое транспортное средство полностью завладело жителями столицы, несмотря на некоторые минусы.

Со временем локомотивы перевели на электрическую тягу, подземку углубили и соорудили эскалаторы. А к концу 1905 года лондонское метро было полностью электризовано.

Сейчас Лондонский метрополитен состоит из 12 линий и перевозит более 3 миллионов пассажиров в сутки. Его схема напоминает трубу и узнаваема многими иностранными туристами. Эмблема лондонского метро – атрибут столицы.

Московское метро

Несмотря на то, что первое в мире метро построено в Англии, с конца XIX века велись серьезные разговоры о запуске подобного транспорта. Москва перенаселялась, проблемы с передвижением по городу возникали все чаще. Первая мировая война на долгое время отложила создание метрополитена.

В конце 1931 года первый тоннель Московского метрополитена все же был заложен. Но неподготовленность рабочих постоянно срывала строительство, и власти привлекли к работе профессиональных шахтеров из Донбасса. В 1935 году первая ветка российского метро все же открылась.

В метро было 8 поездов, передвигавшихся со скоростью не более 5 км/ч. Первыми пассажирами, оценившими нововведение, стали делегаты седьмого съезда Советов.

Сейчас подземка действует во многих крупных городах. Хотя первое метро в мире появилось в Англии, на сегодняшний день крупнейшим в мире является московский метрополитен, насчитывающий 179 станций и, по предварительным подсчетам, перевозящий около 9 миллионов человек в сутки.

Три российских литератора, Короленко, Горький и Маяковский, в разное время посетили Нью-Йорк. И все они описывали потрясающее впечатление от приближения берега, застроенного гигантскими зданиями. Правда, во времена Короленко эти здания были высотой в 5-6 этажей, во времена Горького – в 10-15, а вот глаз Маяковского радовали небоскребы уже вполне в современном смысле этого слова.

В конце 19-го века в Европе и в США началось строительство высотных зданий. Причиной тому было удорожание земли в центре больших городов. Высокие здания позволяли использовать городскую площадь с максимальной выгодой.

Казалось бы, нет четкого критерия, что считать просто высоким зданием, а что небоскребом. Однако такой критерий есть. Точные формулы строительной механики показывают: из кирпича возможно построить башню высотой только в 33 метра. Большей нагрузки кирпич не выдерживает. Следовательно, максимальная высота здания с несущими кирпичными стенами – около 30 метров. А выше… Но можно ли построить здание выше?

Можно! В 1880-х годах американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (англ. William Le Baron Jenney) предложил новую технологию строительства. При этой технологии вес здания несла внутренняя стальная конструкция, несущий каркас. Известно, что сталь раз в 10 прочнее самого крепкого бетона. Поэтому, благодаря несущему каркасу стало возможным строить дома высотой более 30 метров. Такие здания стали называть высотными зданиями или «небоскребами». Слово «небоскреб» – это прямой перевод американского слова «skyscraper».

Первое здание по этой технологии было построено в Чикаго в 1885 году. Это было десятиэтажное здание страховой компании, которое называлось «The Home Insurance Building». Первоначальная высота этого здания была 42 метра. Через 6 лет надстроили еще два этажа и высота чикагского небоскреба стала почти 55 метров. В таком виде он просуществовал вплоть до 1931 года.

Поскольку несущий каркас принимает на себя всю тяжесть здания, стены небоскреба можно делать тоньше и применять для них новые, необычные материалы, например, стекло или алюминий. Подобная мысль вдохновила конструктивистов и лежала в основе сумасшедшее красивых проектов Ле-Корбюзье. Однако Ле-Барон, по проекту которого был построен первый небоскреб, все же не решился сделать свое здание «прозрачным». В «The Home Insurance Building» была и массивная несущая стена (правда одна, задняя) и гранитные колонны. И та, и другая детали выполняли главным образом декоративные функции, делали здание более солидным.

Однако строительство небоскребов было связано не только с решением главной задачи – преодолеть порог прочности прежних конструкционных материалов, кирпича и бетона. Построить здание – половина дела. Вторая половина – обеспечить его обслуживание. И здесь тоже было немало проблем. Например, подниматься даже на десятый этаж по лестнице – занятие малоприятное и, строго говоря, вредное для здоровья. Поэтому при строительстве небоскребов возникла необходимость в сооружении лифтов. Первые лифты были гидравлическими, что позволяло поднимать пассажиров только на высоту двадцатого этажа. Только в 1903 году был разработан лифт с электрическим приводом. Это позволило снять любые ограничения на высоту возводимой постройки.

Подача воды на верхние этажи тоже была одной из проблем, возникавших при строительстве небоскребов. Для этого надо было включать в инфраструктуру высотного здания мощные насосы. Кстати, потребовалось создать и новую систему канализации. Представляете разрушительную силу воды, падающей по трубе хотя бы с высоты пятидесяти метров! Возникли проблемы с вентиляцией и очисткой окон. И все эти проблемы были разрешены инженерами-строителями, после чего небоскребы стали расти, как грибы в самых разных городах Европы, Азии, Америки и Австралии.

Кстати, сооружение небоскребов во многом обусловило победу переменного тока над постоянным в борьбе за то, какой из них использовать для освещения улиц и жилищ. Дело в том, что постоянный ток нельзя передавать на дальние расстояния. При использовании постоянного тока существенное падение напряжения обнаруживалось уже на четвертом-пятом этаже. При этом в подвале каждого дома должен был стоять свой домовый электрогенератор. Переменный ток, напряжение которого можно было понижать и повышать с помощью трансформаторов, и потому передавать на дальние расстояния, выиграл соревнование.

В Москве строить высотные здания начали только в конце 1940-х годов. Это – семь так называемых «сталинских» высоток. Целью этого строительства было поднять среднюю этажность Москвы, в центре которой предполагалось построить 400-метровый Дворец Советов. Хотя советская пропаганда утверждала, что московские высотные здания строятся по оригинальным, советского производства, проектам, во многих из них довольно четко видны американские прототипы. Так, одно из самых красивых московских высотных зданий – здание МГУ на Воробьевых горах, имеет своим прототипом Муниципальное здание Манхэттена (Manhattan Municipal Building). Этот сорокоэтажный небоскреб, высота которого достигает 177 метров было построено в 1909 – 1912 годах.

Строительство небоскребов не только решало проблемы больших городов, но и способствовало развитию экономики. Так, строительство небоскребов в Нью-Йорке и в Чикаго вызвало повышенный спрос на стальной прокат для несущих каркасов. В результате в штате Пенсильвания началось строительство металлургических заводов, которые, в свою очередь, стали основой для дальнейшего развития американской индустрии.

На проспектах сталинской Москвы было так мало автомобилей, что и светофоры-то казались буржуазной роскошью. Бравый милиционер разводил вручную все невзрачные транспортные и пешеходные потоки. И у него еще хватало времени, чтобы принять участие в судьбе какого-нибудь «Подкидыша» или «Девушки без адреса».

У каждого своя Москва и своя первая встреча с этим огромным городом. Во времена, когда я познакомился со столицей, милиционерам было уже не до участия в киносъемках. Проспекты, казавшиеся широкими в сталинские времена, с трудом пропускали сквозь себя потоки машин, автобусов и троллейбусов. А пешеходы, чтобы перейти улицу, послушно спускались под землю. Подземные переходы стали настолько привычными, что, казалось, они были в Москве всегда. В них находились телефоны-автоматы, велась какая-никакая торговля: газеты, цветы, а иной раз сосиски или краснокожие марокканские апельсины. При стопроцентной государственной монополии на торговлю, у некоторых подземных переходов обосновывались даже частники.

Помнится, узнал я, что моя любимая женщина очень любит ландыши. Ландыши — где их достанешь в Москве? Правда, на дворе стоял апрель, и я всерьез задумывал поездку в дальнее Подмосковье за диковинными этими цветами. Которых, говорили, в радиусе 50 километров от Москвы по любому направлению не осталось совсем. Мои размышления о том, с какого вокзала ехать и что положить в рюкзак, прервались у подземного перехода в районе метро «Октябрьская», где стояла бабуля и продавала эти самые ландыши. Бабуля показалась мне ангелом Божьим, хотя крылья у нее отсутствовали. Подаренный любимой букетик ландышей растопил сердце красавицы. Потому-то я запомнил на долгие годы подземный переход на «Октябрьской».

Подземные переходы — довольно «молодые» инженерные сооружения. В Москве сразу несколько таких переходов открыли в октябре 1959 года. Некоторые источники даже сообщают точную дату — 16 октября 1959 года .

Среди первых московских подземных пешеходных переходов был и тот, памятный мне, переход у метро «Октябрьская», а еще — на площади Дзержинского, у «Детского мира» и два — на улице Горького. Один — в начале, у проспекта Маркса, а второй — на площади Маяковского.

Именно этот подземный переход проинспектировал в день открытия Н. С. Хрущев.

«Отец рассказывал, не верить ему я оснований не вижу. Именно тогда, в 59-м, он специально ходил посмотреть этот только что открывшийся переход на Тверской. Спустился вниз, там ещё люди были — вдруг смотрит, с противоположной стороны заходят 3−4 мента и идут по переходу. А за ними спускаются… он аж обалдел: Хрущёв, ещё какие-то большие начальники тех лет и три-четыре «дяди в штатском».

Осматривают переход и уходят. Никого из перехода не выгоняли, люди шли себе спокойно мимо них. А представляете, что сейчас было бы, если бы кто-то из высшего руководства приехал посмотреть какой-нибудь объект в городе?" (Сообщение на одном из интернет-форумов)

По-видимому, высшее руководство дало добро. Количество подземных переходов в центре столицы стало расти. Появились они и в других крупных городах. В Ленинграде — в 1963 году, а Киеве — в 1964. Кстати, именно в киевском подземном переходе впервые в Советском Союзе были открыты кафе и стационарные газетные киоски.

А самый первый подземный пешеходный переход не только в Москве, но и в СССР был построен почти на четверть века раньше, в 1935 году. Переход этот до сих пор существует и исправно функционирует. Хотя задумывался он совсем не как таковой.

Соорудили его под Садовым кольцом, когда строили станцию метро «Смоленская». У станции этой было запланировано три наземных вестибюля. Западный — приблизительно там, где в доме с башней, сооруженном по проекту И. В. Жолтовского, находится нынешний вход на станцию. Восточный вестибюль располагался через дорогу, напротив, а южный — метрах в ста дальше по Садовом кольцу, на Смоленской площади, где тогда еще вовсю кипел и кишел громадный Смоленский рынок.

Наземные вестибюли соединялись подземным переходом. Из перехода этого можно было спуститься как на западный, так и на восточный край платформы. В середине же перехода начинался длинный коридор, по которому пассажиры могли выйти к рынку.

В 1937—1939 году Смоленский рынок ликвидировали, а Садовое кольцо расширили почти втрое. Южный вестибюль оказался посередине проезжей части, и его снесли. Ведущий к этому месту коридор стал «коридором в никуда». Его закрыли для пассажиров и начали использовать для служебных нужд.

С 1953 по 1958 год для служебных нужд использовали и саму станцию метро, поскольку в 1953 году открыли Арбатско-Покровскую линию, где тоже была станция «Смоленская». Которая считалась тогда самой глубокой станцией Московского метрополитена. Одноименную же станцию мелкого заложения закрыли и превратили в выставочный зал. Пути застелили дощатым полом, на котором можно было размещать экспонаты.

В 1958 году станцию открыли вновь, теперь как одну из станций Арбатско-Филевской линии. Вход сюда организовали через «дом Жолтовского». Выходы на платформу из коридора, соединявшего когда-то западный и восточный вестибюли, закрыли. Сам же коридор, проходивший как раз над потолком станции, преобразовали в подземный пешеходный переход под Садовым кольцом. Переход этот был открыт 30 апреля 1959 года .





Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...