Где правил харун ар рашид. Слон гарун аль-рашида

Карл Великий, сын короля франков Пипина Короткого, родился в 742 году. Отец рано стал приучать сына к государственным делам. В 761 и 762 годах он уже сопровождал отца в аквитанских походах. В 768 году, после смерти Пипина, Карл сам стал королем и получил в наследство огромные земли, полумесяцем протянувшиеся от Пиренеев до границ нынешней Чехии.

Первые годы Карл никак не оправдывал свое будущее прозвище. Он разъезжал по своим многочисленным поместьям, отдыхал, делал вклады монастырям и всецело находился под влиянием своей матери, вдовствующей королевы Бертрады.

Но в 772 году с ним что-то произошло. Он внезапно разошелся с женой Дезидератой и отправил ее в Италию к отцу, королю Дезидерию; наложил руку на наследство умершего в 771 году брата Карломана (которому принадлежало более половины нынешней Франции) и стал единоличным королем франков.

Дорога завоеваний для него оказалась открытой. С этого момента в хронике царствования Карла Великого было не более двух-трех мирных лет. Остальное время — вторжения, походы, осады.

Карл Великий был один из тех полководцев, которые понимали, что без хорошо поставленной разведки нет ни армии, ни победы. Поэтому успехам во всех его войнах он обязан малым или большим разведывательным операциям, которые им предшествовали или сопутствовали.

Был ли у Карла какой-либо далеко идущий план завоевательных войн? Трудно сказать. Каждую осень войско распускалось, а весной набиралось снова. Но разведка велась постоянно.

В 786 году агенты Карла доносят, что его союзник, баварский герцог Тассилон, вступив в сговор с врагами Карла в Южной Италии, плетет интриги и тайно договаривается о совместных действиях с кочевниками-аварами.

Занятый другими делами, Карл до поры до времени делает вид, что ему ничего не известно. Но его посланцы "обрабатывают" вассалов коварного герцога. В 787 году Карл "вспоминает" о Тассилоне и требует от него немедленной личной явки. Тассилон уклоняется. Тогда король, зная о том, что вассалы Тассилона настроены против него (Карла), окружает Баварию войсками. Большинство вассалов Тассилона сразу же принимают сторону франкского короля.

Понимая безвыходность своего положения, Тассилон является к Карлу и дает клятву верности. Однако в следующем году Карл вызывает его на Генеральный сейм. Обвиненный собственными вассалами, Тассилон признаётся, что вел непрерывные интриги против Карла, сговаривался о совместных действиях с врагами Франкского государства, не собирался выполнять свои клятвы и втайне готовился перебить всех сторонников Карла в своей стране. Франки единодушно приговорили Тассилона к смерти. Но Карл проявил милость и заменил казнь ссылкой Тассилона, его жены и детей в монастырь. Так, можно сказать, без пролития крови Карл покорил Баварию.

Но не всегда его жертвы отделывались так легко. Одним из языческих племен, враждовавших с Карлом и доставлявших ему немало неприятностей, были авары — воинственные кочевники, язычники и грабители, с которыми герцог Тассилон заключил накануне своего падения тайный союз. В своем заговоре против франков авары объединились с их врагами — лангобардами, саксами и баварами.

Нападение на франков было назначено на тот самый, 788, год, когда Тассилон подвергся осуждению. Видимо, и авары не знали об этом и, надеясь на поддержку герцога, вторглись во Франкское государство, как и было намечено.

Так началась эта страшная и беспощадная война, длившаяся семь лет. К 795 году франки разгромили аваров и "огнем и мечом" прошлись по их земле, уничтожая все и вся. Когда для крещения покоренного народа были направлены епископы и священники, то оказалось, что крестить некого — народ был истреблен, не осталось в живых ни одного обитателя. Древнерусская пословица не случайно гласила: "Погибоша аки обре", то есть "Погибли как обры (авары)".

Теперь о слоне Гаруна аль-Рашида. Легенда повествует, что однажды Карл, увидев бивень слона, возжелал увидеть и живого слона. И якобы этим объясняются последующие события. Но скорее всего слон был лишь предлогом.

В 797 году Карл направил к халифу Багдада Гарун аль-Рашиду посольство в состав которого, как всегда, входили не только дипломаты, но и разведчики (что, впрочем, тогда значило одно и то же) — доверенные лица короля Ланфрид и Зигмунд, а также еврей Исаак. Официальной целью посольства было "достать и привезти слона".

Халиф действительно отправил Карлу слона, которого Исаак в 802 году после долгих мытарств благополучно доставил в Ахен. Еще раньше халиф дал разрешение церковной миссии из Иерусалима отвезти Карлу благословение патриарха, а также различные реликвии, в том числе ключи от Иерусалима.

Чем же представители Карла так заинтересовали восточного владыку? На какой почве могли сблизиться христианский Ахен (столица Карла) и мусульманский Багдад? У них нашлись общие соперники и враги. Прежде всего, к ним относились будущие халифы испанской Кордовы, помышлявшие уничтожить багдадских Аббасидов. (А ведь именно с халифами воевал Карл, и война эта ожесточилась после 800 года.)

Еще больше Карла и Гаруна аль-Рашида объединяла политика в отношении Византии. Дело в том, что Византия и ее императоры смотрели на себя как на единственных законных наследников Рима, Цезаря и Августа. А Карл, провозглашенный 25 декабря 800 года императором, нанес смертельный удар по византийской идее "единства" империи. Не случайно в момент, когда папа Лев III, по нынешним понятиям "агент влияния" Карла, возлагал императорскую корону на Карла, тот выразил недовольство этим, желая показать, что он не собирался превращаться в соперника византийского императора, но раз уж так получилось, то виноват не он, а папа Лев III. Карл даже отправил в Константинополь особое посольство с предложениями "руки и сердца" византийской императрице Ирине. Посольство было принято благосклонно.

Великая Империя, объединяющая Восток и Запад, была накануне своего создания. Римская империя была бы восстановлена, а Карл, добившийся в это время успехов в Испании, проникший в Палестину, имевший своих агентов в главных городах Северной Африки — Карфагене и Александрии, стал бы величайшим из монархов.

Но произошло непредвиденное. Ирина была свергнута, а византийский престол занял император Никифор. Однако задуманный Карлом хитрый ход все же сыграл свою роль. Никифор, введенный Карлом в заблуждение, порвал все отношения с папой, но продолжал вести переговоры с Карлом. Еще бы — он нуждался в союзнике, ведь мусульманский халифат угрожал ему.

Началась разведывательно-дипломатическая игра, сопровождаемая военными действиями. Карл и Гарун вновь обмениваются посольствами.

Реализуя добрые отношения с Багдадом, Карл усиливает давление на Византию. Одновременно обменивается посольствами с иерусалимским патриархом, засылая в Палестину своих людей, направляя туда большие денежные суммы, возводя храмы, вмешиваясь в споры о церковной догме и пытаясь оторвать от духовного влияния Византии целые районы.

Византия, зажатая с востока и запада, не могла долго сопротивляться, и в 812 году новый византийский император Михаил I формально признал императорский титул Карла Великого.

Что касается слона, то он скончался в 810 году, причем летописи уделили этому событию больше внимания, чем смерти сына Карла Великого Пипина, короля Италийского, умершего в то же время.

Незадолго до кончины Карла Великого произошло событие, вошедшее в историю как чудо. В первых числах января 814 года с фронтона базилики, расположенной возле королевского дворца, вдруг исчезло слово "princeps" (вождь. — лат. ), составлявшее часть императорского титула. Это расценили как страшное предзнаменование. И действительно, 28 января 814 года ничем не болевший король внезапно умер. Его похоронили в той же базилике.

Год издания: 1965
Страна: Венгрия

По ночам, переодевшись купцом, он вместе со своим визирем Джафаром ходит по Багдаду, проверяет, как живет простой народ, помогает бедным и восстанавливает справедливость. Однако сказки про него сегодня гораздо популярнее в Европе, чем в арабских странах. Возможно, там еще сохранилась недобрая память об истинном Гаруне аль-Рашиде.

Будущий герой сказок был сыном халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди и его рабыни аль-Хайзуран. Она была очень властной женщиной — буквально заставила влюбленного халифа освободить её и официально на ней жениться. Наследником халифа считался его старший сын от другой жены — Муса, но аль-Хайзуран продолжала интриговать. В конце концов, её муж согласился сделать наследником юного Гаруна и отправился в провинцию, которой управлял Муса, чтобы уговорить старшего сына отказаться от престола в пользу брата. В пути халиф скоропостижно скончался — видимо, в его окружении имелись и сторонники Мусы. Старший сын взошел на престол, но процарствовал всего год. Подговоренные аль-Хайзуран рабыни, вызванные потешить молодого халифа, задушили его подушкой. Трон Аббасидского халифата, простиравшегося от Закавказья до Гибралтара, наконец-то достался 21-летнему Гаруну аль-Рашиду.

Нового халифа не очень интересовала власть. От его имени правили мать и воспитатель Яхья ибн Халиб. Сам же Гарун предавался прилагавшимся к титулу удовольствиям. Он проводил время в пирах, оргиях в гаремах и прочих подобных увеселениях. Возможно, он действительно бродил инкогнито по ночному Багдаду в сопровождении неразлучного друга Джафара, сына Яхьи, но только в поисках новых приключений. В 789 году его мать умерла. Траур по ней лишь ненадолго прервал праздник жизни, который затянулся на 17 лет.

Всё неожиданно изменилось в 803 году. Во время ночного пира Джафар, сказавшись нездоровым, удалился в свои покои. Примерно через час Гарун подозвал доверенного евнуха и попросил его принести ему голову Джафара. Разбуженный визирь решил, что произошла ошибка, и вернулся в зал, где шел пир. Гарун удивился: «Я же велел не привести Джафара, а принести его голову». Верного друга обезглавили тут же в углу. Тело его разрубили на 17 частей и положили куски на всех багдадских мостах. Казни и изгнания посыпались на всё семейство Яхьи.

Гарун аль-Рашид решил править сам. Делал он это очень жестоко. Железной рукой халиф подавлял мятежи в далеких провинциях, а затем, устраняя потенциальных конкурентов, казнил военачальников, которые подавляли эти восстания. Репрессии обрушились и на жителей Багдада. Опасаясь бунта в столице, халиф почти в ней не жил, перенеся свою резиденцию в Ракку. Гарун аль-Рашид был фанатичным мусульманином. Он разрушил все христианские храмы в халифате, а также на приграничных территориях, заставил подданных-христиан носить особую одежду. Перепуганная Византия согласилась платить халифу ежегодную дань.

Государство, построенное на страхе, просуществовало недолго. Вскоре после смерти Гаруна аль-Рашида в 809 году его сыновья затеяли междоусобную войну, и Аббасидский халифат рассыпался.

Гарун-аль-Рашид

Гарун-аль-Рашид
Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун-аль-Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам Багдада, обычно сопровождаемый своим визирем Джафаром Бармакидом.
У героя сказок есть реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун-ар-Рашид (763-809), который совершенно непохож на идеализированный образ правителя из «Тысячи и одной ночи».
«Рашид» по-арабски - «справедливый».
Имя нарицательное для сказочно богатого человека, который щедрой рукой раздает богатства, помогает людям и т. д. (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Гарун-аль-Рашид" в других словарях:

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…

В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» правитель Багдада Гарун аль-Рашид описывается как мудрый и справедливый властитель, покровитель искусств. В сказках он, переодевшись купцом, в сопровождении своего визиря Джафара Бармакида бродит по ночным улицам Багдада, чтобы узнать беды и чаяния простого люда.

У Гаруна аль-Рашида был реальный исторический прототип — багдадский халиф Харун ар-Рашид. Пожалуй, сказочного Гаруна и реального Харуна объединяло лишь одно. Оба они любили инкогнито бродить по ночному Багдаду, в сопровождении друга и визиря Джафара Бармакида. Только реальный султан казнил своего реального друга Джафара, так что действительность гораздо суровее сказок.

Харун ар-Рашид родился в 766 году в древнем городе Рей, расположенном к юго-западу от Тегерана. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов — аль-Махди. Дед Харуна — аль-Мансур был фактическим основателем и создателем огромной империи, вошедшей в историю как Аббасидский халифат.

Эта империя простиралась от Атлантики до границ Китая и от Кавказа до Индии в Азии и Судана в Африке. Апь-Мансур основал и город Багдад, который к моменту рождения Харуна ар-Рашида уже превратился в самый большой и великолепный город Востока. В Багдаде насчитывалось около 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и порядка 2,5 миллиона жителей.

Воздух в Багдаде охлаждали с помощью войлока, который растягивали и затем увлажняли водой, а она, испаряясь, спасала от дневного зноя. Около половины всей площади Багдада занимали рынки, что делало этот город центром восточной торговли.

Но главным украшением Багдада был халифский дворец, который казался сказочным. В нем находились пруды из ртути и олова, искусно сделанные из драгоценных металлов деревья, на которых щебетали механические птицы. Вокруг прудов стояли пальмы, стволы которых вплоть до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным позолоченными металлическими обручами.

Хотя детство Харуна прошло в халифском дворце среди роскоши и подобострастия окружавших его евнухов и вольноотпущенников, нельзя сказать, что он вырос изнеженным и ленивым. Напротив, он вырос набожным, образованным и сильным.

Харун великолепно владел мечом, метко стрелял из лука и крепко сидел в седле. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов. Его наставником был представитель этого рода Яхья ибн Халид, а молодой Джафар Бармакид стал его лучшим другом.

В 16 лет отец назначил Харуна командовать военными походами против Византии. Понятно, что по молодости лет тот лишь формально возглавлял военные экспедиции. Фактически руководили ими его опытные советники, но тем не менее сын халифа проявил себя в этих походах достойно. Причем, во втором из них под его началом арабы впервые достигли Босфора.

Любопытно, что юный Харун стал военачальником благодаря матери аль-Хайзуран, некогда йеменской рабыни, которой халиф сначала даровал свободу, а затем женился на ней в 775 году.

Аль-Хайзуран была не единственной женой аль-Махди. Все жены интриговали друг против друга, стараясь продвинуть своих чад поближе к халифу. Вот и аль-Хайзуран уговорила халифа поручить военное руководство их 16-летнему сыну, полагая, что это благоприятно скажется на его дальнейшей карьере.

И не ошиблась. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. В очереди к халифскому престолу он был вторым после Мусы — своего старшего брата.

После смерти аль-Махди Муса и стал халифом под именем аль-Хади. Конкурента Харуна он заточил в тюрьму и принудил дать клятву, что тот отказывается от каких-либо притязаний на трон.

Но его мать аль-Хайзуран и наставник Яхья ибн Халид такой клятвы не давали. Говорят, что именно они устранили аль-Хади, который при таинственных обстоятельствах перешел в мир иной в 786 году (есть версия, что его задушили во сне), после чего они возвели на престол Харуна.

Харун ар-Рашид вошел в историю как гениальный политик, покровитель наук и искусств, блестящий полководец и бесстрашный воин. Однако все это не совсем так. Хотя Харун стал халифом, но фактически халифатом управляли другие — те, кто привели его к власти. Его наставник Яхья ибн Халид еще долго оставался у власти и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни халифата играла главенствующую роль.


Халиф Гарун аль-Рашид принимает послов Карла Великого / Юлиус Кёкерт, 1864

Только после смерти матери, спустя три года после восшествия на престол, Харун начал брать бразды правления в свои руки, постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством. А потом и вовсе решил избавиться от них. 29 января 803 года по приказу Харуна был убит его друг — Джафар Бармакид. А бывший наставник Яхья и многие члены его семьи были брошены в темницу.

Говорят, что Джафар был не только другом, но и любовником Харуна. А о его гибели существует такая легенда: как-то халиф и его визирь вместе весело попировали, а после пира Харун приказал евнуху принести ему голову Джафара. Когда евнух с мечом в руках возник перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде.


Дань халифа Гаруна аль-Рашида Карлу Великому / Якоб Йорданс, 1663

Он убеждал, что приказ халиф отдал под воздействием вина, а утром он проспится и казнит евнуха за его исполнение. Евнух засомневался и вместе с визирем отправился к халифу. Харун, увидев их, грозно сказал евнуху: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». И слуга тут же отсек визирю голову.

Правление Харуна ар-Рашида называют «золотым временем» Аббасидского халифата. Но скорее всего, мировую славу мудрого и справедливого правителя Харуну принесли арабские купцы. Что при нем процветало, так это торговля. Его купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки. Они рассказывали по всему миру о своем великом халифе и его богатстве.

Харун был хорошим военачальником. Он успешно воевал против Византии и создал в своем халифате флот, который совершал набеги на острова Кипр и Родос. Покровительствовал он и искусствам, но в основном — искусствам, связанным с религиозной деятельностью. В отличие от сказочного Гаруна, реальный Харун был прижимист. Бедняков он не одаривал, напротив, чтобы поддержать роскошь своего двора, халиф был беспощаден при сборе налогов.

Харун был набожным, но отнюдь не добрым правителем. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию. Но оставил в заточении так называемых зиндиков — отступивших от традиционного мусульманского вероисповедания.

По отношению к иноверцам он нередко проявлял жестокость, а также ввел для них ряд ограничений. Например, они не должны были носить такую же обувь, как у правоверных. Ездить зиндики должны были не на лошадях, а на ослах. А в 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях.

Не всегда обдуманные решения халифа и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. Наиболее опасными стали выступления представителей одного из течений ислама — хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане.

То и дело против власти Аббасидов вспыхивали восстания в Средней Азии, Египте, Сирии и Тунисе. Халифу самому нередко приходилось водить армию для подавления мятежей. Во время военного похода для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии его и настигла смерть в 809 году. Уже отходя в мир иной, халиф прошептал: «О Бессмертный, прости смертного».

У Харуна ар-Рашида было три сына: Мухаммед Аль-Амин, что означает «Надежный», Абдалла Аль-Мамун — «Достойный доверия», Мухаммед аль-Мутасим — «Уверенный». Он установил для своих сыновей порядок престолонаследия. Но после его смерти они ослушались отцовского завета и устроили распрю, которая сначала привела к гражданской войне в стране, а затем — к крушению Аббасидского халифата.

Олег Логинов

Вторая половина 8 века нашей эры ознаменовалась ослаблением центральной власти, и отдаленные районы Халифата получили новый толчок к развитию. На фоне всеобщих изменений особенно выделялся Багдад. Довольно быстро он превратился в культурную и политическую столицу огромной мусульманской империи. В стремительно развивающемся городе торговец, архитектор, солдат - всякий мог найти работу. А особо удачливые могли сделать успешную карьеру и стать приближенными халифа, имя которому было - Харун ар-Рашид.

Сказки и реальность

Арабские сказки преподносят нам правителя Багдада как справедливого и мудрого покровителя архитекторов и ученых, мецената и творца. Образ Харун-ар-Рашида оказался столь впечатляющим, что впоследствии его имя стало нарицательным, обозначая щедрого человека, наделенного властью, доброго и справедливого. Но действительность, как всегда, оказалась намного прозаичнее волшебных преданий.

Детство халифа

В древнем городе Рей, который находится недалеко от Тегерана, в 766 году родился внук великого Аль-Мансура - основателя династии Аббасидов, которые уже долго время управляли огромным халифатом. Их владения простирались от рубежей Индии и Китая до берегов Атлантического океана. Дед Харуна ар-Рашида основал и Багдад. Последний к моменту рождения будущего халифа стал богатым и цветущим городом, главным украшением которого был дворец халифа. Матерью будущего хана стала йеменская рабыня по имени Аль-Хайзуран, которую халиф сделал своей наложницей, а после и женился на ней.

Харун ар-Рашид провел свое детство в неге и роскоши, окруженный друзьями, родственниками и мудрыми наставниками. Несмотря на окружающее богатство, он вырос сильным и выносливым - прекрасно стрелял из лука, владел мечом, был прекрасным наездником. С раннего детства его наставниками являлись представители знатного рода Бармакидов, а молодой Джафар ар Бармакид в течение многих лет был его самым лучшим другом.

Первые военные походы

По просьбе матери Харуна, в юном шестнадцатилетнем возрасте сын халифа принял участие в военном походе против Византии. Понятно, что он командовал войсками чисто номинально, все боевые действия вели более опытные военачальники. Несмотря на многочисленные наветы, которые нашептывались на ухо его отцу, противники Харуна ар-Рашида, были посрамлены. Юный наследник проявлял в сражениях незаурядную храбрость и смекалку, и ему можно было доверить более сложные дела.

После возвращения из походов, Харун ар-Рашиду поручили править Ифрикией (сейчас эта земля находится на территории современного Туниса), Арменией, Азербайджаном и Сирией. В списке претендентов на халифский престол он был вторым после своего сводного брата Мусы.

Короткое правление аль-Хади

После смерти халифа Муса занял престол под именем аль Хади. Своего брата он бросил в темницу и заставил поклясться, что никогда Харун ар-Рашид не будет претендовать на престол и верно станет служить своему брату-правителю.

Но мать Харуна и его друг Джафар такую клятву не давали, Недолго правил аль-Хади в своем халифате. В 786 году он внезапно умер, и его место занял Харун.

Цели Харуна ар-Рашида

Борьба за трон в любой империи - это долгосрочное и кровопролитное противостояние. Вступив на престол, юный Харун первым делом продолжал играть номинальную роль, а управляли страной его учителя и могущественные Бармакиды. В своих суждениях юный халиф руководствовался наставлениями своего учителя Яхья ибн Халида, немало времени он уделял и матери, которая возвела его на престол.

После смерти матери Харун ар-Рашид постепенно избавляется от влияния могущественного клана Бармакидов и берет бразды правления в свои руки. Основные противники Харуна ар-Рашида теперь - его бывшие друзья и наставники. 29 января 803 года от руки его визиря погибает Джафар - давний и самый преданный друг халифа. Был ли виной донос анонимного недоброжелателя, или всему виной подозрительность халифа - правды мы уже никогда не узнаем. От руководства были также отстранены учителя халифа, а его наставник Яхья ибн Халиф был надолго заточен в темницу.

Политика халифа

Правление Харуна ар-Рашида можно смело назвать золотым веком халифата. Безусловное военное превосходство отбивало охоту небогатых соседей поживиться набегами на окраины империи. Все попытки разжечь пламя войны безжалостно пресекались. В это относительно мирное время бурно развивается торговля. Возможно, именно арабские купцы, торговавшие со всей ойкуменой, разнесли весть о новом халифе как о щедром и мудром правителе.

Несмотря на свою славу грозного повелителя и сурового военачальника, Харун ар-Рашид был чуток к голосу ученых и милостив к бедным. За все время своего правления он ежедневно совершал молитвы. Для богословов и поэтов всегда были открыты двери, Харун часто слушал их, позволял им толковать Коран, петь хвалебные песни в собственный адрес.

Успехи в науке и строительстве

Несмотря на общее правление, в Абиссидском халифате города имели относительную самостоятельность. Халиф следил за успехами ученых из различных земель своего халифата, и приглашал к себе самых талантливых исследователей и зодчих. Благодаря такому подходу о том, какими достижениями прославился Харун ар-Рашид, вскоре узнал весь В халифате возводились мосты и мечети, строились дамбы и плотины, орошавшие сухие бескрайние земли халифата.

Появилась центральная почтовая служба, о которой в Европе в те времена даже и не слыхали. Караванные пути на территории халифата охранялись от разбойников, путешественники останавливались на постоялых дворах, не опасаясь за свои жизни и сбережения.

Великий проект

Интересно, что, по словам одного историка, Харун ар-Рашид серьезно рассматривал проекты по соединению Красного моря с водами Ромейского (Средиземного). Для осуществления этого начинания у халифа были и средства, и возможности. Данный проект был отвергнут из соображений безопасности государства - военачальники халифа всерьез опасались вторжения византийских кораблей и их прорыва к берегам Хиджаза. Повторно к этой идее вернулись спустя больше чем тысячу лет, построив на месте древнего проекта

Жена халифа

В скором времени юный халиф женился. Его избранницей стала Зубейдда ибн Джафар, внучка халифа аль Мансура. Многие достижения Харуна ар-Рашида по праву должны быть приписаны именно этой женщине. Он внесла огромный вклад в благоустройство городов, с ее подачи на улицах Багдада в темное время суток засияли огни, она одна из первых жен занялась благотворительностью. Она подарила своему мужу и повелителю сына Абу Абдаллу аль Аллаха, который в свое время стал наследником империи своего отца.

Халиф и религия

Доброта и набожность правителя странным образом сочетались с его непримиримостью к иноверцам. На заре своего правления он объявил амнистию, помиловав сотни разбойников и воров, но оставив в темницах людей, толкование Корана которыми отличалось от общепринятого. В христинском мире таких людей называли бы еретиками. Так называемые зиндики должны были публично отказаться от неправильного учения и внести определенную мзду за свое освобождение.

Иноверцы подвергались в халифате унижениям и должны были подчиняться более жестким правилам. Например, им запрещалось носить такую же обувь, какую носили мусульмане. Им не разрешалось ездить на лошадях - основным средством передвижения для христиан и других иноверцев считались ослы. Не пользовались поддержкой в халифате и сторонники других религий. В 806 году Харун ар-Рашид в благочестивом рвении сделать мусульманство единственной религией на своей земле, приказал разрушить все христианские святыни на своих землях, фактически запретив исповедовать христианство в своем халифате.

Последние дни халифа

Агрессивная политика насаждения ислама в конце концов пошатнули безмятежное царствование Аббадинского халифата. Различные течения мусульманского вероисповедания находили своих сторонников на окраинах большой империи. Вспыхивали восстания в Египте, Тунисе и Средней Азии. Многочисленные войны опустошали казну и требовали непосредственного внимания правителя. Халифу часто приходилось единолично руководить военными походами. Во время возвращения Харуна из одного такого похода, в 809 году, его настигла смерть. Говорят, что последними словами халифа были: «Бессмертный, прости смертного».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...