Где проходил екатерининский тракт карта. Екатерининские берёзы Сибирского тракта

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.


3.

7.Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015 : В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015 : Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....


12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.
Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :


17.


18.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:


20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:


23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.


25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:


26. Посмотрите на швы


27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.


31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.
Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.
***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802 : при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv : Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!
В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.
Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется.
***

Калужский тракт начинался у Крымского брода/ныне Крымского моста/ и тянулся в Калугу по направлению, ставшему теперь улицей Профсоюзной, переходящей в шоссе А-103 (Калужское шоссе). До Крестов нынешнее Калужское шоссе лежит под свежим асфальтом о четырёх полосах по старинному тракту, а вот в Крестах начинается самое интересное - современное шоссе уходит в сторону и вопреки названию в Беларусь. А Старо-Калужский или, как его ещё называют, Екатерининский тракт, всё так же ведёт в Калугу.

Возможно, наибольшую популярность для истории эта дорога и приобрела тем, что Наполеон отступал здесь, проиграв сражение под Тарутино, но особенно ухоженной стала она при Екатерине II.

В конце ХYIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи.

Замечательная мысль: ничего лучше русских берез придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют.

Причем определенного сорта - дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с темно-зеленого цвета корой.

Вторая примета дороги - не зарастающая просека. Сколько лет ей не пользуются, а не растут там ни деревья, ни кусты! Так что не заблудишься. Видно, сильно утоптали грунт за столетия, когда была Старая Калужская главной дорогой, шедшей на юг. Только там, где прошел по земле тяжелый трактор и глубоко вспорол ее, пробивается по краю колеи молодая поросль.

Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам - придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием.

К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.

Заканчивался Калужский тракт у Московских ворот в Калуге. Эти ворота были построены специально к приезду Великой Императрицы в город на собранные местными купцами деньги. Екатерина II приехала, увидела сооружение, ей, любительнице подобного, ворота очень понравились, усилия купечества были оценены, и «Калуга назначена главным городом губернии ».

К сожалению, до нашего времени Московские ворота не сохранились - советской власти они оказались как-то не нужны и в 1935 году их снесли. До наших дней дожил лишь одинокий обелиск-верста, стоящий на небольшом тротуарном пятачке перед входом в Калужскую областную филармонию.

В наше время дорога от Москвы и до Калуги проходит немного в стороне. От Старой Калужской местами осталось действительно лишь направление, угадываемое по растущим вдоль ровным берёзовым посадкам.

Основной внедрожной частью тракта является участок от Тарутино до Ястребовки. Его и включим в маршрут выходного дня.

Контрольный вопрос: Для зачета маршрута нужно сделать фотографии в контрольных точках. В кадре должен быть автомобиль на фоне церкви и на фоне памятника штаба Кутузова.

Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Именно по этому маршруту прошел внедорожный рейд, организованный клубом "Внедорог" 20-21 ноября 2010

На старт рейда только по официальным заявкам вышло 26 машин, но многие приехали чуть позже и не зарегестрировались.

Некоторые участники приехали еще с вечера к месту старта и утром приехали...с противоположной стороны.

Даже могучие грузовики приехали на рейд, причем подготовились ехать с комфортом - в кунге баня.

Народ все прибывал и прибывал. В 10:30 состоялся небольшой брифинг перед стартом и на маршрут.

Буквально пара километров, кртуой спуск и вот она - старая дорога встречает первые внедорожники.

Леха Дизилист ходом рубится по колее, машина тяжелая, внатяг не едет.

Galloper же выбирает иную тактику - ползет медленно вразрез колеи.

А вот и наш Джимник несправился с колей. В прошлый раз ровно в этом же месте мы не смогли забратся на высокий скользкий склон. В этот раз пришлось разматывать лебедку.

Яков с неизвестным мне пилотом на Тойоте решили попробовать обойти лужу сбоку, но грунт очень мягкий - сели.

Саня решил еще стравить шины, не едет чета вааще.

Любая глиняная горка для тяжелой машины на Гудриче дается с трудом. Лебедка выручает.

После того как сдулись посилнее...полетели, только какашки летят в разные стороны. Правда клбуное знаямя напоминатья половую тряпку после генеральной уборки.

Тойоте на 35 симексах нет преград нигде. Красивая все таки машина.

Колонна понемного ползет вперед.

Вот примерно так выглядит старинный тракт от поселка Ям до урочища Самарово.

Вышли в поле перед Самарово,на пути небольшой ручеек в заболоченой низине. Только приготовились к длительной фотосессии как все..прошли его без проблем.

Подъехали к разрушеной церкви в урочище Самарово. Длинная вереница машин перезжает небольшой мостик.

После фотосессии около церкви снова вренулись на тракт. Небольшой ручей впадает в старинный пруд. Первым машинам..оказалось сложнее всего, края ручья высокие, залезть сложно. После десятка пррошедщих авто, остальные проходили это место ходом. Но говорят к концу дня снова стало непросто.

Спортягя отчаянно пыталсь пройти ручей без помощи лебедки.

Перед этим кадром зрители напряженно молчали в момент когда Galloper ухнул мордой в канаву, раздалось дружное Yesss! Слишком уж он хорошо ехал до этого.

Леха дизелист проходит ходом.

Тапка в пол!

Колея в лесу кончилась..началась..колея в поле с лужами.

Сашка ходом решил просхрочить гиблое место, но в какой то момент Джимник выброило из колеи на елку.

Для 38" колес препятствий нет.

Грязь повсюду.

А дальше..стемнело. Были еще и глинная дорога по полю, и коварный мостик, и снова колея до лагеря. Кместу ночевки авангард приехал около шести вечера. Но еще несколько часов отделяло последних участников от финиша. А экипаж Simmpsona приехал лишь утром, ребята сломали коробку. ее им привезли из москвы, они в поле ее поменяли и ночью прошли весь тракт. А IFA из за поломки сцепления смогла выбраться лишь к вечеру воскресенья.

Утро нас встретило..снегом. Много много снега. Катко то непревычно..

Еще раз хочется поблагодарить всех участников рейда за самоотверженное преодоление бездорожья! Надеюсь, встретимся еще не раз!

Попытка пройти тракт 08.12.12.

Старая Калужская дорога (Калужский тракт) — древний путь, соединявший Москву с Калугой. Известна с XIV века.

В Москве начиналась у Крымского брода. В нынешней черте Москвы проходила по трассе Старокалужского шоссе. На территории Московской области совпадает с нынешней трассой Калужского шоссе до деревни Львово.

Далее проходит через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино — Лыково — Чёрная Грязь — Новая Слобода — Филипповка — Чухловка — Недельное — Казариново — Семендяево — Якимовка — Башмаковка — Прудки — Голухино — Николо-Дол — Гурьево — Выселки — Песочня — Рожковское Лесничество — Ястребовка.

В нынешней черте Калуги совпадает с трассой Тарутинской улицы. Заканчивалась у Московских ворот (ныне не сохранились).

"Узнать Старую Калужскую, или Екатерининский тракт, среди множества проселков можно по нескольким приметам.

Первая - это берёзовые аллеи. В конце ХVIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березы. И сейчас на равном расстоянии вдоль дороги можно увидеть остатки берёзовых аллей екатерининского времени.

Вторая примета дороги - незарастающая просека. Так сильно утоптали грунт за столетия, когда Старая Калужская была главной дорогой на юг.

Ещё примета. Придорожные канавы. Бегут они параллельно тракту верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей." (газета "Обнинск" №152(3396))

Старая Калужская дорога вошла в историю главным образом тем, что по ней начал свое отступление от Москвы Наполеон. Однако, после сражения под Тарутино, лежащим прямо на Старой Калужской (знаменитого Тарутинского маневра), французы были вынуждены отвернуть севернее. Этим же путём уходил и Гитлер.

На покатушку выходного дня мы выехали в составе:

Денимент - TLC80
Дизелисты - УАЗ
Игант - LRD3

Ребята, в пятницу вечером разбили лагерь около д.Кресты и ждали меня, я приехал поздно ночью.

Хмурое утро

У Дизелей скорость приготовления горячей еды занимает секунды. Опыт многодневный путешествий и в Мурманск за хлебушком:)

Собрали лагерь и вышли на Е-тракт от д. Кресты, дорога четко видна на любом спутнике и ген.штабе, но засада заключается в том, что прямо на тракте, в Крестах, стоит бывший «Крестовский пушно-меховой комплекс».

Нам пришлось его объезжать, вдоль забора.

Дизеля рубятся через лес, после Дена колея для них глубока

Последняя засада на участке д. Кресты - д.Спасс-Купля

Денис убирает лед, чтобы Серега смог проехать.

Не все убрал, Серега сел и порвал трос лебеды.

Четыре часа и мы добрались до первой цели.

"Подвиг арьергарда"

1812 год. Конец сентября. Армия Кутузова отходит из Москвы, совершая знаменитый Тарутинский маневр. Но преследующий русскую армию по пятам французский корпус под командованием маршала И. Мюрата не даёт нашим спокойно отойти на выбранную позицию у села Тарутино.

М.И. Кутузов приказывает генералу М.А. Милорадовичу возглавить арьергард и задержать Мюрата, чтобы дать основным силам русских спокойно и без потерь отойти к Тарутино.

22 сентября 1812 г на северной окраине деревни Спас-Купля 15 тысяч русских воинов вступают в бой с 26 тысячами французов

Отряд Милорадовича, занимая оборонительную позицию на реке Чернишня, в течение дня стойко отражал натиск французов. К вечеру отряд Милорадовича в полном порядке отошел к реке Наре, за которой в селе Тарутино уже разместилась армия Кутузова. Потери русских в бою при Спас-Купле составили 669 чел. После этого сражения Мюрат прекратил преследование русской армии, так и не сумев дезорганизовать ее отход

Бой у Спас-Купли фактически завершил знаменитый Тарутинский маневр Кутузова, в результате которого русская армия вышла из-под удара и заняла выгодную позицию у села Тарутино, что позволило ей в произошедшем через две недели Тарутинскoм сражении одержать победу над французскими войсками http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5898

"Мемориал Кузовлево"

На безымянной высотке около маленькой деревеньки Кузовлево в ноябре-декабре 1941 года проходила передняя линия обороны Москвы. И именно здесь когда-то развернулись боевые действия. Наступающие немецкие части пытались овладеть доминирующей над окрестностями по старой калужской дороге высотой, а наши войска стремились закрепиться на ней сами. Несколько раз высотка переходила из рук в руки.

Роговский сельский округ, где находится военно-исторический мемориал «Кузовлево», расположен на границе Московской и Калужской областей и всегда был как бы воротами в Московскую область. Здесь проходили самые ожесточенные бои — и в годы нашествия Наполеона, и в годы Великой Отечественной войны, то есть эта земля являлась тем рубежом, где наши войска пытались остановить врагов, рвущихся к столице

В 1941 году немецкие войска к середине октября захватили деревни Кузовлево, Рогово, Круча. Мемориал "Славы" находится на возвышенности (в военное время это место в сводках называли "Высота длинная"), а защищали ее бойцы 43-й Армии. В газете, выпускаемой в этой Армии, в то время писали: "Дело идет о жизни и смерти. Отступать дальше некуда. Позади Москва". И стояли солдаты на этом участке фронта насмерть.

На самой вершине высоты стоит памятник еще времен 1812 года. Рядом сверкает куполом небольшая часовенка, которая появилась здесь в 2003. Рядом с часовней, по обе стороны аллеи, могилы солдат, на которых установлены мраморные доски с фамилиями погибших, а на некоторых - просто указано лишь количество похороненных, их имена найти не удалось

От мемориала к реке идет множество окопов, сохранившихся после войны.

Память о военных событиях у деревни Кузовлево воплощается ныне в мемориале на местах боёв, где на гранитных плитах вписываются всё новые и новые имена погибших здесь в 1941 году солдат. Они ценой своих жизней обеспечили потомкам своим счастливую мирную жизнь. Пусть память о них будет вечной!

Источники:

Пограничный столб

В Тарутино приехали очень поздно.

Тарутинское сражение

Описание окружающей местности

В 1812 году после Бородинского сражения, состоявшегося 26 августа (7 сентября), Кутузову пришлось отвести армию через Можайск к Москве, а затем на военном совете в Филях было решено оставить Москву, чтобы восполнить потери и накопить резервы, достаточные для контрнаступления, усилить и обеспечить войска всем необходимым. 2(14) сентября русская армия вышла из Москвы на Рязанскую дорогу. Вместе с войсками ушло из города почти все население. Пройдя Москву-реку у Боровского перевоза, Кутузов неожиданно для всех повернул свои полки на запад. Затем форсированным маршем армия перешла на Тульскую дорогу и 6 сентября сосредоточилась в районе Подольска. Через три дня она уже находилась на Калужской дороге и 9 сентября остановилась у Красной Пахры. После пятидневного пребывания в Красной Пахре армия сделала еще два перехода, 20 сентября форсировала реку Нару, а 21 сентября остановилась на выгодной оборонительной позиции у села Тарутина, на правом берегу реки Нары. Это было началом подготовки русских войск к контрнаступлению.

В начале XIX века из Москвы в Калугу вели три основных дороги: Старая Калужская — через Пахру, Тарутино и село Недельное; Новая Калужская — через село Фоминское (ныне Наро-Фоминск) и Малоярославец; Тульская — через Серпухов и Тарусу.

В Тарутине эти пути максимально сближаются, поэтому М. И. Кутузов, прикрывая Калугу, создал здесь укрепленный лагерь русских войск. В свою очередь французы не могли долго оставаться в разоренной Москве, отступление на запад по Смоленской дороге, опустошенной войной, также было далеко не лучшим вариантом. Таким образом, Наполеону ничего не оставалось делать, как отправить свои войска в поход на Калугу.

У старинного села Тарутина (1486г.) Нара принимает крупный правый приток - Истью, выше которого русло Нары резко поворачивает на север и выдерживает это направление до устья р.Чернишни. От Тарутина до села Спасское высокий правый берег Нары удобен для артиллерии, поскольку в сторону противника просматривается местность на 3-4 км. Именно здесь было срочно сооружено 14 земляных укреплений (флеши, люнеты, редуты) и установлены 622 орудия. По обоим берегам Нары множество ручьев и оврагов, есть места для водопоя и укрытия конницы. Сплошные лесные массивы с южной, западной и восточной сторон служат естественной защитой от нападения противника с тыла.

Тарутинский маневр у реки Нары способствовал изменению всей стратегической обстановки в пользу русской армии. Само расположение русских войск в Тарутинском лагере прикрывало не только Калугу, где были сосредоточены огромные запасы продовольствия и фуража, но также Тулу и Брянск с оружейным и литейным заводами. Противник потерял соприкосновение с русской армией и до 12 сентября не знал о ее намерениях и местонахождении. Трехнедельное пребывание в Тарутинском лагере было использовано Кутузовым прежде всего для укомплектования армии.

Русская и французская армии сошлись 18 октября 1812 года в кровопролитном бою близ села Тарутино, в результате которого был разбит французский корпус Мюрата. Общие потери неприятеля составили 2500 убитых, около 2000 пленных. Тарутинское сражение — первая победа русской армии в Отечественной войне 1812 года

Вот как оценивал значение той исторической битвы Кутузов: “Отныне имя села Тарутино должно стать в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая…”.

Там, где находилась одна из русских батарей, 24 июля 1834 года установлен памятник. На постаменте надпись: “На сем месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу”

Михаил Илларионович Кутузов за 1812 год, помимо других многочисленных наград, был отмечен 16 октября золотой шпагой с алмазами и с лавровыми венками из изумрудов. Формально награда была дана за Тарутинское сражение 6 октября 1812 года. Но это была лишь малая награда за мудрое руководство всеми вооруженными силами государства в один из самых тяжелых периодов в его истории, и справедливо было сказано в грамоте, полученной М. И. Кутузовым по случаю награждения золотой шпагой, что «сей воинственный знак, достойно вами стяжанный, да предшествует славе, какою по искоренении всеобщего врага увенчает вас Отечество и Европа». Есть документ, удостоверяющий, что наградная шпага ценою в 25125 рублей, была вручена «его светлости»

В 1941-м году в этих местах держали оборону войска 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова и 43-й армии под командованием генерал-майора К. Д. Голубева, которые прикрывали важные стратегические дороги - Киевское и Варшавское шоссе.

В Тарутине работает Музей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — это филиал Калужского областного краеведческого музея. Музей работает с 10 до 17 часов. Выходной понедельник. Санитарный день -последняя пятница каждого месяца.

Источники:

ТАРУТИНСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОД

ТАРУТИНСКИЙ МАНЕВ



После Тарутино по тракту пробиться мы не смогли, отступили.
А все виной это лужа, глубиной больше полметра. Колея в ней примерно такая же. В разрез пройти не получалось.
Конечно на лебеде вышли бы все, но это уже был крайний день - воскресенье, и чем бы все закончилось ни кто не знал, а в понедельник всем на работу.

ЛЭП от леса почистили так "хорошо", что из подвески можно было набрать дрова на костер.

Лес вывозят к "бетонке"

В результате Серега гнет защиту и использует машину Дениса как стапель.

Накачались и в путь по асфальту до Запажье

Итак, что такое Запажье? Спросим у Яndex’а. Находим Запажскую восьмилетнюю школу и село Запажье, в коем имеется Троицкая церковь 1817 года постройки (реестр церквей Калужской епархии). А так же ссылки на различные форумы, где встречаются вопросы: «а где же село?»; «было ли оно на самом деле?» и фразы типа: «села-то никогда и небыло, так местность за речкой Паж называли».

Так что же там на самом деле? А там на берегу речушки (оврага) стоит величественная церковь, недействующая со времен войны, как в нее попала бомба. Рядом с церковью бывшая школа, закрытая в 2007г. А ближе к речке действующее кладбище (так что в дни праздников там очень людно). Вокруг только поле, а все деревни находятся в стороне.

Наконец, Поиски дали такие результаты. Церковь здесь действительно стояла еще до Наполеона, только деревянная не позднее 1785 года постройки. И после того, как она сгорела была построена каменная, по разным данным, в 1816 или 1817 гг. Колокольня и трапезная были достроены уже много позднее. Интересно другое. Не смотря на то, что ни на одной карте в этой точке не найти названия Запажье, село здесь все же было! В 1785 году это место числится как погост Афанасьевский. А уже в 1859г в описи населенных мест есть село духовного ведения (ударение на первый слог) Запажье при речке Паж. Небольшое, в 6 дворов и общим населением 35 человек. Церковь в селе уже Троицкая, хотя в народе еще и в 1882 году место это звалось «Афанасiя Святаго» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7000

Пока первый этап закончен. Дизеля "построят УАЗ" и весной мы обещали вернуться.
Дойдем до Недельного и Калуги!

March 19th, 2011

Сегодня предлагаю совершить небольшую прогулку к западу от Вятки по старому Московскому тракту, он же - северная часть Великого Сибирского тракта.
Под Сибирским трактом нужно понимать название дороги, появившейся еще в XV веке протяженностью около 6000 км, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до г.Чита на востоке, а далее через степи Монголии и прямиком до Великой Китайской стены.

Мы далеко ходить не будем, а лишь заглянем в некоторые старинные села, появившиеся в окрестностях Вятки примерно в те же стародавние времена, когда и был проложен сам Московский тракт.
Первая наша остановка запланирована в селе Бахта, далее заглянем в село Русское, а затем переправимся через речку Быстрицу и закончим наш поход в одноименном селе.

Бахта - старинная набивная хлопчатобумажная ткань, еще это гагачий пух, от татарского названия хлопка, хлопчатой бумаги. Так же есть река Бахта в Сибири правый приток Енисея.
Если взаимосвязь названия села с Сибирью хоть как-то прослеживается, то какое отношение село имеет к хлопчатобумажной ткани, мне выяснить не удалось.

3.

Село стоит на реке Чахловица и ее притоке речке Бахтинке.
Главная Бахтинская гордость и достопримечательность - Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь была построена в 1776 году.

Сто лет назад в селе было две школы: церковно-приходская женская, и земская мужская, а ее приход состоял из 38 селений и почти 5000 прихожан.
С приходом советской власти храм был частично разрушен и использовался для хозяйственных нужд.
В здании располагалось сельхозпредприятие - тракторы, мастерские, комбайны, станки и грязь. За 60 лет храм почти полностью утратил свой настоящий облик.
5.

В 99-том, когда настоятелем храма стал священник Виктор Пересторонин в храме начали проводиться службы и восстановительные работы.
6.

Еще три года назад Троицкая церковь выглядела так.
7.

На сегодняшний день силами сельчан полностью восстановлена колокольня, вставлены окна и отремонтирована крыша.
9.

Церковь просто огромная, восстановить удалось только малую ее часть, а все остальное пространство пока пустует.
Некогда расписные своды покрывает почерневшая от времени и сырости штукатурка. Под ее чернотой трудно разглядеть даже те жалкие остатки фресок которые каким-то чудом все же уцелели.
10.

На сводчатых потолках то ли копоть, то ли грязь.
Кое-где все же проступают святые лики. Здесь, в 99-м случилось первое чудо, над входом во второй предел проявился лик Богородицы.
В полумраке было трудно, что либо разглядеть, тем более шла служба, поэтому лик Богородицы я не увидел.
11.

Время поджимало, но я успел сделать несколько снимков внутри храма. Это остатки росписи, которая когда-то покрывала все стены и потолки.
12.

Когда мои глаза немного привыкли к полумраку, я смог разглядеть еще несколько святых образов.
Все потускнело и обкрошилось, у многих образов вандалами выбиты глаза.
13.

В селе сохранилось немало старинных домов и домиков, которые растянулись вдоль тракта на порядочное расстояние.
14.

В общем-то здесь преобладает типичная для 19-го века архитектура, в основном это довольно крепкие одно-двухэтажные кирпичные дома с высоким цоколем.
Домики без особых изысков, но довольно уютные.
15.

Нам вслед задумчиво глядит хозяйский Бобик, скучающий на привязи. Ему невдомек, что когда-то мимо его хозяйства проходили длинные вереницы каторжан, закованных в такие же цепи, как и он сам.
Именно благодаря этим несчастным наш тракт имеет и третье название - Екатерининский тракт.
16.

Мы отправляемся по Московскому (Екатерининскому) тракту дальше на запад, следующее село на нашем маршруте - Русское.
Нам было легче, кандалами мы не бряцали, а шли очень даже налегке, любуясь утренними картинами просыпающейся природы.
17.

Екатерининским тракт стал называться с 1 июня 1783 года, когда вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. По распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы по ним в непогду путники могли ориентироваться.
(По моему относительно 4-х аршин источник ошибается, скорее всего речь идет о сороках аршинах).
Тех старинных берез я почему-то не заметил, да и мало их осталось. С тех пор много воды утекло.

18.

Село Русское в этих краях появилось сравнительно недавно, вместе с постройкой здесь в 1901 году Михайло-Архангельской церкви.
Церковь объединила 15 деревень с двумя тысячами местного населения.

19.

Кружевные очертания храма с головой выдают его гениального создателя - вятского архитектора И.А.Чарушина.
Надо сказать, что храм этот не оригинален, десятью годами ранее в Удмурдском селе Красногорское по проекту того же Чарушина была построена Покровская церковь. Идея оказалась настолько удачной, что архитектор с небольшими изменениями воплотил ее в жизнь еще, как минимум два раза, сначала здесь в Русском и еще через несколько лет (1915 г.) была построена Космо-Дамиановская церковь в селе Трехречье.

Свой поход в Трехречье я описывал в прошлогоднем обзоре

Трехреченская Космо-Дамиановская церковь - младшая сестра-близняшка Русскосельской Михайло-Архангельской церкви.
Сравните!

21.

Село Русское возникло на бедных и непригодных для земледелия территориях, но как ни странно голодающее крестьянство выручил все тот же старый Московский тракт - единственная связь России с Сибирью и Уралом. В селе стали появляться придорожные гостиницы, постоялые дворы и питейные заведения, а следом за ними появилось и кое-какое производство.

Во времена коллективизации зарождающиеся местные фабрики и другие производства были национализированы.
Известен факт хитроумного противостояния крестьянства, когда двух уполномоченных комбеда умертвили путем спаивания самогонкой на меду.
Кто же от такой халявы откажется? Пили дармовое пойло до тех пор пока не померли.
22.

С приходом советской власти все изменилось, в первую очередь утратилось значение Екатерининского тракта, село начало хиреть.
Михайло-Архангельскую церковь не разрушили, но как и многие подобные храмы приспособили под другие нужды.
7 января 1940 года Кировским райисполкомом было принято решение о закрытии церкви. Долгие годы здание храма использовалось под столовую, зернохранилище, потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию.
23.

В 1970-х годах по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма было решено создать краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства, каким-то чудом было разрешено потратить на восстановление и ремонт 175 тысяч полнокровных советских рублей.
По тем временам - это огромнейшие деньги, сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из местных жителей сожалеет о потраченных средствах.
Сегодня храм является главной ценностью и достопримечательностью всего села.
24.

На Вятке середина марта, в городе уже слякоть и грязь, а здесь первозданная чистота и утренний иней.
25.

Напротив церкви есть красивый старинный особняк, который кто-то нагло уродует на глазах у всего народа.
26.

Русское так же, как и Бахта, растянулось вдоль тракта на несколько верст.
27.

Симпатичных домишек здесь, пожалуй, даже больше, чем в Бахте.
28.

Перед многими дворами высажены шикарные кедры.
29.

Старинных Екатерининских берез я так и не заметил, зато сразу за последними дворами начинаются прекрасные сосновые леса.
33.

По мере нашего продвижения через село я постоянно ловил себя на мысли, что за нами очень внимательно наблюдают.
34.

На этом месте сделаем небольшую остановку. Нам осталось переправиться через реку Быстрицу, где на ее высоком берегу раскинулось село с таким же названием.
Про село Быстрица мы узнаем более подробно в следующей части моего рассказа.
35.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...