Гдз по однородным и неоднородным определениям. Однородные и неоднородные определения

Упражнение 1.


Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.


1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.


Упражнение 2.


Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.


1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).


Упражнение 3.


Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.


1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.


Упражнение 4.


Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.


1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)


Упражнение 5.


Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.


1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.


Упражнение 6.


Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.


1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.


Упражнение 7.


Спишите текст, расставляя недостающие запятые.


Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.


Упражнение 8.


Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.


1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).


Упражнение 9.


Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.


1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).


Упражнение 10.


Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.


УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
(Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

Однородные и неоднородные определения

Немного определений к одному определяемому существительному не всегда являются однородными членами предложения и поэтому не всегда делятся запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых тяжелых тем школьной программки. Ниже приведены списки признаков однородных и неоднородных определений, дальше в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некие из их рассматриваются более тщательно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: голубые, желтоватые, красноватые шары;
  • обозначают синонимичные в критериях контекста признаки: могучий, буйный, громкий ливень;
  • обозначают взаимозависимые в критериях контекста признаки (= потому что, потому): лунный, ясный вечер (= ясный, так как лунный) ;
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза;
  • находится смысловая градация: удовлетворенное, торжественное, лучистое настроение;
  • одиночное определение размещено перед всераспространенным: пустое, запорошенное снегом поле;
  • размещены после определяемого слова: женщина юная, красивая, хорошая, интеллигентная, привлекательная;
  • обозначают личную характеристику (факультативный признак): малюсенькое, золотистое облачко; длиннющий, узенький ковер;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высочайшие, золотисто-серые, с нежными белоснежными краями.
  • Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро;
  • обозначают цвет и форму: белоснежные круглые облака;
  • обозначают размер и материал: огромные каменные обители;
  • обозначают качество и местопребывание: угрюмая сибирская река.
  • Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

    1. Меж однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

    Определения являются однородными , в том случае

    а) обозначают отличительные признаки различных предметов: Красноватые, белоснежные, розовые, желтоватые гвоздики составили прекрасный букет ;

    б) обозначают разные признаки 1-го и такого же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странноватый, резкий, больной вопль раздался вдруг дважды сряду над рекой ;

    в) каждое из определений прямо относится к определяемому существительному, и потому меж ними есть возможность воткнуть сочинительный альянс «и». Ср.: незапятнанный, размеренный свет луны (незапятнанный и размеренный свет луны ); чашечка густого, крепкого кофе (чашечка густого и крепкого кофе ) и т.п.

    Примечания:

  • однородные определения могут охарактеризовывать предмет также с различных сторон, в том случае при всем этом в критериях контекста они соединяются воединыжды каким-либо общим признаком (сходством производимого ими воспоминания, внешним обликом и т.д.): Он протягивал мне красноватую, опухшую, запятнанную руку; Томные, прохладные тучи лежали на верхушках близлежащих гор; В густых, черных волосах поблескивали седоватые пряди; бледное, серьезное лицо; радостный, доброжелательный хохот; пустынный, неприветливый дом; нежные, живы глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губки; тяжелое, злое чувство; сероватый, непрерывный, маленький дождь и т.д.;
  • чаше всего, однородными являются художественные определения (эпитеты): Его бледно-голубые, стеклянные глаза ;
  • однородны также синонимические (в критериях контекста) определения: тихая, умеренная речка; неразговорчивая, несмелая, застенчивая девушка . В ряду подобных определений каждое следующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было удовлетворенное, торжественное, лучистое настроение; Осенью степи абсолютно меняются и получают собственный необыкновенный, особый, ни с чем же не сопоставимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и последующий за ним причастный оборот : Вошел старый мужчина с пышноватой, начинающей седеть бородой ;
  • чаше всего, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучноватой тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического нрава: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, прохладные ночи сменяются тихими, теплыми .
  • 2. Запятая не ставится меж неоднородными определениями.

    Определения являются неоднородными , в том случае охарактеризовывают предмет с различных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белоснежные круглые камни (цвет и форма); прекрасные московские бульвары (качество и местопребывание) и т.д. Такие определения могут стать однородными, в том случае их соединяет воединыжды общий признак: Наша терраса сейчас стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак — «прочный»).

    Примечания:

  • неоднородные определения почаще выражаются сочетанием высококачественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, увлекательная детская книжка, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • пореже неоднородные определения состоят из сочетания высококачественных прилагательных: старенькый сумрачный дом, достойные внимания редчайшие издания .
  • Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

    Упражнение 1. Укажите номера предложений, в каких нужно поставить запятые.

    1. Он родился в бедной фермерской родне.

    2. Ясная светлая задумчивая ухмылка лежит на облаках.
    3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой травке.
    4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
    5. Томные прохладные тучи лежали на верхушках гор.
    6. Я видел женщину молоденькую красивую добрую интеллигентную.
    7. В сундуке я отыскал пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
    8. Через малюсенькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
    9. Алеша подал ему малюсенькое складное круглое зеркало.
    10. У него были огромные рыбьи глаза.
    11. Вокруг тянулась плоская невеселая степь.
    12. Послышался гулкий детский хохот.
    13. Черные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
    14. Все заснуло крепким здоровым сном.
    15. Был прохладный осенний вечер.
    16. На ветках висели большие томные капли.
    17. Мемуары — это живой трепещущий полный поэзии мир.
    18. Огурцы занимали наилучшую солнечную часть огорода.
    19. Дул сухой жаркий ветер.
    20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
    21. В полях лежал мокроватый рыхловатый и ослепительный снег.
    22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
    23. Одуряюще пахла омытая дождем юная травка.
    24. Толстой не имел возможность писать, в том случае перед ним не лежала отменная незапятнанная бумага.
    25. Теплым летним днем отправился я в Львов.
    26. Красноватые голубые желтоватые подымаются к небу скалистые вершины.
    27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
    28. В древнем пригородном парке тихо.
    29. Медлительно падает на землю желтоватый убитый осенью кленовый лист.
    30. Все путники были одеты в однообразные полярные костюмчики.

    Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

    Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
    Меж тем солнце ещё чуть-чуть взошло над горизонтом. Сейчас море светилось уже не сплошь а только в 2-ух местах. На самом горизонте горела длинноватая зияющая полоса а в медлительно набегающих волнах вспыхивали 10-ки ярчайших режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём огромном пространстве море сияло ласковой печальной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни глядеть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда различное новое неслыханное. Оно изменяется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми практически белоснежными полосами штиля. То оно ярко-синее огненное сверкающее. То под свежайшим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

    Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электрическом пособии «Курс российского языка» на веб-сайте lik-bez.ru
  • Упражнения из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачка пособия)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое однородные члены?
  • При каких критериях определения являются однородными членами?
  • Каковы правила постановки символов препинания при однородных членах?
  • Как ставятся знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом?
  • Какие есть трудные случаи постановки символов препинания при однородных членах?
  • Где отыскать упражнения на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»?
  • Как разграничить сложносочинённые предложения и обыкновенные предложения с однородными членами?
  • Какие бывают синтаксические ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами»?
    • Где отыскать упражнения к теме «Однородные и неоднородные определения»?

      Однородные и неоднородные определения Немного определений к одному определяемому существительному не всегда являются однородными членами предложения и поэтому не всегда делятся запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых тяжелых тем школьной программки. Ниже приведены списки признаков однородных и неоднородных определений, дальше в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некие из...

    Упражнение 1.

    Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.

    1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).

    Упражнение 2.

    Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

    СКВОРЕЦ

    Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
    Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
    (К. Паустовский.)

    Упражнение 3.

    Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

    а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
    б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
    в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
    1. [О, О, О].
    2. [О, О и О].
    3. [О, но О].
    4. [О или О].
    5. [Не только О, но и О].
    6. [То О, то О].
    7. [И О, и О, и О].

    Упражнение 4.

    Распространите предложения однородными членами.

    Образец: Писатели сильны своей связью с народом. - Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

    1) Они боролись за справедливость.
    2) Пушкин создал русский литературный язык.
    3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.


    Упражнение 5.

    Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

    1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)

    Упражнение 6.

    Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.

    Образец. Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)

    1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)

    Упражнение 7.

    Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

    1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 4) Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица) 5) Лес не школа, да всех учит. (Пословица) 6) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)
    7) И снова солнечный, холодный и приятный
    И день, и блеск садов.
    И легкой зелени серебряные пятна
    В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
    8) Был соловей влюблен в весну и зори,
    И свил гнездо в смородинном кусте,
    И до утра в невыплаканном горе
    Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

    Тест по теме «Однородные члены предложения»

    1. Какое утверждение является неверным?

    Однородные члены предложения …

    1) соединяются между собой сочинительными союзами
    2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
    3) могут быть распространенными
    4) всегда выражаются одной частью речи.

    2. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

    Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.

    1) однородные подлежащие
    2) однородные сказуемые
    3) однородные определения
    4) однородные обстоятельства

    3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

    Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

    1) однородные подлежащие
    2) однородные дополнения
    3) однородные определения
    4) однородные обстоятельства

    4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

    Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

    1) однородные сказуемые
    2) однородные дополнения
    3) однородные определения
    4) однородные обстоятельства

    5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

    1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.
    2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно.
    3) Розово и зыбко явь отражается в снах.
    4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.
    5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.
    А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство.

    6. Определите, как связаны между собой однородные члены.

    1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.
    2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.
    А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.

    7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.

    1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.
    2) Крики то усиливались, то затихали.
    3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.
    А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.

    8. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?

    А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.
    Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
    В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
    Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.
    1) А,В 2) Б,В 3) А,Б 4) А,Г


    9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов)


    10. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

    Задание В4. Однородные члены предложения»

    1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (Соколов-Микитов И.)

    2. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (2) Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (3) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. (Соколов-Микитов И.)

    3. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (Соколов-Микитов И.)

    4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) Лопаются почки на деревьях, вылезает из земли молодая травка. (2) Зеленеет лес с головы до пяток. (3) Сотнями, тысячами прилетают птички с юга. (4) Песни их льются раскатами в лесной чаще. (5) Все ожило, все проснулось, все вылезло наружу; кипучая деятельность идет в лесу. (6) Кто отъедается после зимней голодовки, иной поет целый день от радости. (7) Другие хлопочут уже над гнездами для своей будущей семьи. (Богданов М.)

    5. Среди предложений 1-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (2) Пена на гребнях волн кажется золотою. (3) Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. (4) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (5) Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. (6) Рождается новый день! (7) Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку? (Соколов-Микитов И.)

    6. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения .

    (1) По-весеннему пахнет воздух. (2) Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. (3) Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. (4) Под тёмными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей. (5) Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. (6) Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. (Соколов-Микитов И.)

    7. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

    (1) Хороши, чисты русские снежные зимы. (2) Глубокие сверкают на солнце сугробы. (3) Скрылись подо льдом большие и малые реки. (4) В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. (5) Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. (Соколов-Микитов И.)

    8. Среди предложений 1-7 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

    (1) Жители больших городов редко любуются восходом солнца. (2) Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. (3) Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. (4) Но в живом мире природы все пробуждается. (5) На опушках леса, над озаренной водою громко поют соловьи. (6) Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, легкие жаворонки. (7) Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды. (Соколов-Микитов И.)

    9. Среди предложений 1-8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений .

    (1) Не всегда на острове нам благоприятствовала погода. (2) Случались затяжные яростные шторма. (3) Море, ласковое и спокойное в тихую погоду, становилось во время шторма грозным, страшным в своей неукротимой силе. (4) С вершины острова было видно, как до самого горизонта поднимаются огромные водяные холмы. (5) Громадные волны яростно, без устали накатывались на береговые скалы. (6) С оглушительным пушечным гулом ударялись они об их каменную грудь. (7) Брызги долетали почти до вершины острова. (8) Всё море у скал было сплошь покрыто белой пеной.(Вурдов Н.)

    10. Среди предложений 1-8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

    (1) Три часа продолжается подъём. (2) За это время перестал дождь, и лучи солнца растопили голубые проталины. (3) Мы уже высоко. (4) Ближе синеет просторное небо. (5) Подступ к перевалу свободен от леса. (6) Некрутой каменистый склон заплетён полярной березкой, стлаником, ольхой. (7) Выше кустарники редеют, мельчают и совсем исчезают. (8) На седловину выбегают только низкорослые стланики, и там же, в камнях, можно увидеть густо сплетённые рододендроны. (Федосеев Г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

    Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

    . Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс

    Обобщающий контроль в двух вариантах...

    "Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

    Упражнение 1.

    Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.

    1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

    Упражнение 2.

    Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

    1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

    Упражнение 3.

    Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

    1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

    Упражнение 4.

    Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

    1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)

    Упражнение 5.

    Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

    1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

    Упражнение 6.

    Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

    1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

    Упражнение 7.

    Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

    Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

    Упражнение 8.

    Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).

    Упражнение 9.

    Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

    1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
    2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
    3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
    4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
    5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
    6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
    7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
    8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
    9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
    10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

    Упражнение 10.

    Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

    УЛЕТАЮТ ГУСИ
    Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
    (Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

    Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

    1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

    1) характеризуют предмет с одной стороны;
    2) произносятся с перечислительной интонацией;
    3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
    4) характеризуют предмет с разных сторон.

    2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

    1) белые голубые шары;
    2) старый дубовый пол;
    3) новая шелковая блузка;
    4) большой чёрный камень.

    3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

    1) Мрачный угрюмый взгляд;
    2) Глиняные деревянные игрушки;
    3) Старый господский дом;
    4) Красные синие флаги.

    4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

    1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
    2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
    3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
    4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

    5. В каком предложении нужно поставить запятую?

    1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
    2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
    3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
    4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

    6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

    1) старая;
    2) разбитая;
    3) фаянсовая;
    4) белая.

    7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

    1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.
    2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
    3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
    4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

    8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

    1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.
    2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
    3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
    4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

    9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

    1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.
    2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
    3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.
    4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

    10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

    1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
    2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.
    3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
    4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

    11.Однородными определениями осложнено предложение:

    1) Настали темные, тяжелые дни.
    2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
    3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.
    4) На рейде стоял французский линейный корабль.

    12.Неоднородные определения есть в предложении:

    1) Рука была морщинистая, бледная, худая.
    2) Был серенький, промозглый, ветреный день.
    3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.
    4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

    13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении

    Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев)
    1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...