Геноцид цыган во время второй мировой войны. Бренда Дэвис Лутц, Джеймс М

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические «чистки» 1933 года, во время которых сотни цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в европейской части СССР оставалось немало цыган. Часть из них продолжала вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 30-х годов их подвергали стерилизации, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не только любили свою родину, но и трезво понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовую медицину.

Примечательна история цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил меткими выстрелами немало фашистов. Командир полка доложил о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на личном счету Виктора были 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов Беляков подсказал коллегам, как выманить противника из укрытия. Заметив скопление немцев, Виктор просил командование открыть минометный огонь по траншеям врага. Гитлеровцы в испуге выскакивали из окопов и попадали в прицел снайпера.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года была произведена высадка советского десанта в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

Гитлеровцы безжалостно уничтожали цыган на оккупированных территориях. В захваченных германскими войсками областях Советского Союза были уничтожены до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, уходили в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках – образ молодой матери должен был усыпить подозрения гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии вступили в партизанское движение Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим провел успешную диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков и успешно им командовал.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в мирных городах и поселках. Собранные средства направлялись на поддержку Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления – залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. При этом согласно отчету на 01. 01. 1944 года коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч прибыли в доход бюджета страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попадает в концлагерь, где на нем отрабатывают удары эсэсовцы. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убивают.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт – сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москва-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы. По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона цыган, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник потерям кочевого народа находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с нацизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.

Как это ни парадоксально, но невозможно установить истинное число погибших цыган в годы войны — архивы по этому поводу молчат. Единственная статья, вышедшая на эту тему, называется« Их никто не считал». Приведем отрывок из единственной официальной справки о жертвах Смоленской области: «Учитывая сообщения региональных комиссий, областная комиссия считает, что общее количество жертв злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории Смоленской области должно быть принято 546 тысяч, из которых мирных жителей — 151 319 человек, угнано в рабство — 154 630 человек, погибло военнопленных — 230 137 человек». А далее следует такая приписка: «Особые массовые изуверства совершали фашистские изверги над еврейским и цыганским населением. Евреи и цыгане были истреблены поголовно и повсеместно».

Тому, что« их никто не считал», были и объективные причины. Немцы не афишировали геноцида против цыган — большая часть акций совершалась ночью и без свидетелей. К тому же многие цыгане числились по паспортам как русские, украинцы, белорусы, фамилии их не отличались от фамилий соседей, и в официальных данных их просто автоматически причисляли к общему числу погибших. Тем не менее это не умаляет вины нашего официального руководства, сделавшего все, чтобы люди не знали правды, не знали, какие жертвы понес наш народ во время Отечественной войны.

Необходимо отметить, что до войны Смоленская область была одной из самых лучших в плане ассимиляции цыганского кочевого населения к оседлой жизни. На территории Смоленской области было 25 цыганских колхозов, из них шесть передовых. Первый колхоз, «Свобода», появился в 1924 году. Его председателем стала легендарная Руза Тумашевич. Она же организовала цыганский интернат в Серебрянке для детей кочевников. Стоял страшный голод, и кочующим цыганам предлагалось отдавать детей на содержание в этот интернат, где те могли нормально питаться и учиться, получать среднее образование. Многие выпускники этой школы в Серебрянке позже становились выпускниками Московского цыганского индустриально-технологического техникума, который существовал до 1937 года. Многие из них стали деятелями науки, педагогики, культуры. Поэтому большинство цыган, проживавших на смоленской земле, было нормальным советским населением, которое трудилось в основном в колхозах, кое-кто на заводах. Большинство имело среднее образование.

Смоленск был взят фашистами 16 июля 1941 года, вскоре после начала войны. Основная масса населения, в том числе и цыганского, эвакуироваться не успела. И бежавшие, но настигнутые нацистской лавиной люди были вынуждены вернуться домой. Боеспособное население было почти полностью вырезано. Возвращавшиеся тогда в родные места беженцы вспоминают горы трупов советских солдат вдоль дорог. Немцы быстро разместили обоз, интендантские части, которые, если население вело себя« разумно», зверств не чинили. Людей заставляли работать, копать траншеи, рубить лес, обеспечивать быт немцев. В домах были расквартированы немецкие солдаты и офицеры. Тех мирных жителей, которые на них работали, они не трогали — в том числе и цыган.

Однако осенью 1941 года(по показаниям Ахтамова, цыганского ветерана партизанского движения, которому в то время было 16 лет) люди стали уходить в партизаны. Партизанское движение на Смоленщине быстро разрасталось. Там воевало в общей сложности несколько десятков отрядов, крупнейшим из них было соединение Бати. У этого Бати было много цыган — среди них, из опрошенных нами, были семьи Козловских, Ахтамовых, была известная разведчица Тумашевич(она умерла недавно, в 1993 году).

Когда пришли немцы, большинство цыган области не имели представления ни об указе вермахта о признании еврейской и цыганской наций нежелательными на оккупированных территориях, ни о том, что« нежелательность» означала поголовное истребление. Не подозревая о своей« особенности», цыгане даже не делали попыток скрыться, бежать к партизанам, скрывавшим немало обреченных людей. Когда в цыганский колхоз приехала« душегубка»(знаменитая машина, отравлявшая людей выхлопным газом во время движения, но по виду не отличавшаяся от других машин) и увезла 98 человек в неизвестном направлении, никто ничего не понял. Все(кроме ушедших воевать) оставались на своих местах, не ведая о геноциде на уже занятых нацистами территориях. Именно отсутствием информации и скорой расправой объясняется страшный процент погибших цыган — 80% оказавшихся на оккупированных территориях.

В конце 1941 — начале 1942 года немцы сожгли подряд три деревни. Проводились и десятки единичных акций — повсюду расстреливали или закапывали живьем выявленные цыганские семьи. Об этом нам рассказывают немногие выжившие свидетели. Такие удачи, как, например, в Красненском районе, в селе Красное, были чрезвычайно редки: семья Лазаревых вспоминала, что, когда в Красное пришли немцы, они на всякий случай спрятались в стогах. Немцы были там лишь проездом, и около тридцати цыган пересидели в стогах три дня, пока в селе были нацисты. Более немцы в Красное не приходили, и эти люди были спасены.

Наиболее полную картину мы можем восстановить по ситуации в селе Александровское Смоленского района Смоленской области. Здесь был цыганский колхоз« Сталинская Конституция», недалеко еще один — «Завет Ильича». Именно там нам удалось обнаружить единственный официальный документ об истреблении цыган на Смоленщине — справку« о массовом истреблении советских граждан-цыган немецкими захватчиками в деревне Александровское, расположенной в 5 километрах от города Смоленска». Этот потрясающий документ, составленный 21 октября 1943 года начальником оперотдела УНКВД Смоленской области, имеет смысл привести полностью.

Добавим, что расстрелом цыган руководил капитан СС Алферчик, эмигрант из России, из так называемых« русских немцев». Он прекрасно говорил по-русски. Во время войны он специально вернулся, чтобы руководить особым отделом в Смоленске.

По нашим данным, после этой акции осталось в живых около двадцати человек. Как же им удалось спастись? Главную роль сыграло то, что этот колхоз до войны жил дружной многонациональной жизнью — были там и цыгане, и белорусы, и поляки, и литовцы, и, конечно, русские. Были и смешанные семьи, в результате чего многие цыгане внешне на цыган не были похожи. Конечно, не обошлось без предательств: бывшие друзья и соседи помогали немцам выявить скрывавших свою национальность цыган. И тем не менее почти все, кто спасся, обязаны этим своей не типично цыганской внешности. Но случались и чудеса.

Могилу охраняли неделю. Стоны закопанных живыми были слышны еще долго, и немцы боялись, что жители деревни раскопают колышущуюся землю.

Среди спасшихся были сестры Крыловы — Мария и Лида. Мария была белокожая, светлая, и ее, назвавшуюся русской, отпустили вначале вместе с ребенком. Однако, когда забрали ее сестру, жгучую цыганку, нацисты спохватились и опять послали Лиду за Марией. Но Лида сказала сестре: «Беги!», и Мария, с ребенком на руках, убежала в соседний колхоз. Лида сказала карателям, что сестры уже не застала. С самой же Лидой произошла удивительная история. В разговоре с нами она о ней умолчала, но мне рассказали соседи. Ее, необыкновенную красавицу, полюбил немецкий офицер. Он лично ездил в комендатуру в Смоленск, возил какие-то документы, доказывал, что есть такой русский писатель Крылов, а значит, и Лида Крылова цыганкой быть не может. Спасение пришло, когда она уже стояла у ямы и почти все уже были расстреляны: именно поэтому ее показания наиболее полны и важны для историков края. Любопытно, что, возвращаясь после окончания акции в родной колхоз, Мария встретила карателей. Они узнали ее и со смехом прокричали: «Иди, иди, твоя сестра жива, а ты, хитрая, сбежала!» Никто не сделал ни малейшей попытки ее преследовать. Обе женщины пережили войну.

Уникальна история девушки по фамилии Белова(имя не сохранилось). Когда ее вместе с матерью и сестрами вели на расстрел, она, увидев вырытый ров, поняла, что спасения не будет. Выждав момент, она скатилась в ров, но сразу попала на одного из солдат оцепления. К ее удивлению, немец махнул ей рукой, показывая налево, к кустам, а сам стал смотреть направо. Пересидев расстрел, она ушла ночью в другую деревню и там спаслась.

Ирина Пасевич на краю могилы обратилась к офицеру по-немецки с просьбой отпустить ее старую мать, убить лишь ее с сестрами. Она объяснила, что после их смерти мать сможет молиться за них. Этого хватило, чтобы сентиментальный убийца отпустил всю семью. Ирина жива и сейчас.

Старуха-цыганка Канашенкова рвала во время расстрела одежду на груди и кричала: «Стреляйте быстрее, гады!» Очевидцы рассказывают, что капитан Алферчик долго смотрел на бившийся у нее на груди большой крест с распятием и вдруг злобно, почти про себя сказал: «Нах хауз!» — и добавил по-русски: «Иди быстрее, пока я не передумал». Схватив на руки внучку, женщина убежала.

В доме Евдокии Пасевич, одном из самых больших в деревне, квартировал немецкий офицер, начальник части. Он неплохо относился к хозяевам, и, когда в дом вошли солдаты и Евдокия сказала, что они все русские, промолчал. После ухода солдат женщина металась по избе и все тащила офицера к окну и спрашивала: «Что, пан, всех цыган расстреливать ведут?» А офицер, сочувствовавший ей, отвечал: «Нет, расстреливать будут только евреев, а цыган не тронут». Забравшись потом на крышу своего высокого дома, Пасевич наблюдала весь расстрел — от начала до конца.

После того, как были конфискованы все ценности расстрелянных, часть домов сожжена и больше не было нужды охранять могилы, фашисты ушли из села. Но с тех пор пошла мощная трещина между цыганским и русским населением. Выжившие цыгане не могли простить выдававших их у озера соседей, ни те ни другие не могли забыть событий этого дня.

Конечно, бывали и обратные примеры: так, в Починковском районе той же Смоленской области молодой русский парень Василий Прудников пересидел вместе с цыганскими детьми, чьи родители ушли в партизаны, всю облаву в штольне, выведенной им специально для этого из колодца. Освобождавшие село партизаны, среди которых были и родители ребят, вывели их из-под земли.

Александровское было освобождено в 1943 году. Вернувшаяся вскоре с партизанским отрядом Руза Тумашевич настояла на эксгумации, идентификации трупов и сборе свидетельств. В 1991 году в месте захоронения на средства, собранные цыганами, был установлен монумент. На нем написано, что здесь захоронены 176 мирных жителей. На памятнике, поставленном цыганами цыганам, национальность этих« мирных жителей» не указана. И все же это один из очень немногих монументов на сотнях цыганских братских могил, в большинстве своем заброшенных желавшими забыть жителями и стремившимся заставить забыть правительством.

Большинство исследований нацистской политики Холокоста фокусируются на преследовании европейского еврейства, понесшего шестимиллионные потери. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают лишь случайно. Но цыган нацисты также планировали уничтожить как группу. Однако предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало протест среди его исследователей. Справедливо ли это?

Хотя большинство исследований по истории Холокоста в центре своего внимания описывают страдания еврейского населения в оккупированной странами Оси Европе, цыгане также были объектом нацистского истребления.

Цыгане как народ смогли пережить направленные против них кампании прежде всего благодаря тому, что они находились в странах, находившихся под контролем союзных Германии правительств.

Эти правительства обычно отказывались участвовать в уничтожении цыган (аналогично тому, как некоторые из них участвовали в уничтожении евреев). Большинство цыганского населения в Европе Оси находилась вне зоны прямого контроля нацистской машины уничтожения.

Вследствие этого уровень его выживания был сравнительно высоким. В отличие от цыган, европейские евреи в своем большинстве попали под прямой контроль Германии, поэтому их смертность пропорционально была значительно выше. Итак, можно утверждать, что географическое расположение было одним из основных факторов, объясняющих высокую выживаемость цыган по сравнению с евреями.

Судьба цыган под нацистской властью во время Второй мировой войны вызвала серьезные дискуссии по поводу того, следует ли их признавать жертвами Холокоста, или просто одной из многих групп, ставших жертвами связанных с войной и оккупацией армиями Оси конфликтов и разрушений. Основной вопрос - то, в какой степени цыгане были мишенью уничтожения: такой же, как и евреи, обреченные на смерть Гитлером и нацистским аппаратом безопасности?

Для того, чтобы определить намерения относительно этого нацистского руководства, судьбу цыган сравним с судьбой евреев в соответствии со схемой, разработанной Элен Фейн для понимания строгости антиеврейских преследований в Европе во время Холокоста 2. Этот сравнительный анализ обеспечит надежную почву для понимания того, насколько цыган следует считать жертвами исключительной нацистской политики геноцида, которая известна как Холокост.

Цыгане как групповая жертва

Конечно, цыгане сталкивались с законодательной дискриминацией и негативным отношением еще со времен Средневековья, многие европейские государства издавали законы, направленные на дискриминацию цыган; плохое отношение к ним часто санкционировалось властью 5. В Германии после прихода нацистов к власти цыгане, как и евреи, попали под действие "специальных законов", направленных на их отделение от «арийского» населения и предотвращения межрасового смешения 6.

Цыган, как и евреев, немецкие расовые законы перед Второй мировой войной классифицировали как граждан второго сорта, они рассматривались как чужаки 7. Кроме того, как мы уже знаем, после начала войны цыгане становились жертвами зверств, массовых убийств, использования рабского труда и депортаций в лагеря смерти 8. Во время депортации цыган бюрократические параллели между классификацией их и евреев были чрезвычайно схожими 9. Действительно, небольшое количество немецких цыган было помиловано.

Тем, кто имел чистую цыганскую кровь, разрешалось существовать в пределах их общин 10. Когда цыган начали депортировать в лагеря смерти, эти различия теряли значения 11. Хотя мы точно знаем, что цыгане очень пострадали во время войны, следует все же дать ответ на вопрос, были ли они мишенью целенаправленного уничтожения?

Подавляющее большинство исследований Холокоста и смежных вопросов нацистской политики фокусируются на преследовании европейского еврейства, что вполне понятно, учитывая шестимиллионные потери этой группы. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают только случайно. Однако должны существовать и такие работы, которые в центр исследования поставят именно цыган как группу, которую нацисты также планировали уничтожить 12.

Предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало реакцию среди его исследователей, которые утверждают, что продолжительность и уровень преследования этой группы и евреев не были одинаковыми. Иегуда Бауэр считает, что цыгане не были жертвами Холокоста, в частности, когда опирается на хорошо разработанные определения понятий «массовое убийство», «геноцид» или «Шоа» («Катастрофа») 13. Массовое убийство требует наличия масштабного убийства.

Геноцид - усилие по уничтожению этнической, расовой или национальной группы путем уничтожения ее лидеров и культуры, в том числе разрушение элит и других членов группы, которая становилась мишенью.

«Геноцид в таком определении должен включать нацистскую политику в отношении чехов, поляков или цыган...» 14. Понятие «Холокост» или «Шоа» зарезервированы для усилий по полному уничтожению группы. Евреи под властью нацистов и армяне в Османской империи - два примера подобных попыток в новейшей истории.

Такие определения близки к данной ООН дефиниции частичного и полного геноцида (т.е. Холокоста). Вследствие этих важных отличий Бауэр последовательно утверждает, что Холокост отличается от других примеров геноцида, а толкование этого термина нельзя расширять, например, включив в число его жертв цыган или поляков 15. Он даже утверждал, что евреи фактически были особой мишенью и, глядя с нацистской перспективы, Вторая мировая война велась именно против них 16.

К подобным выводам пришел и Джек Ейснер 17. Даже Дональд Кенрик и Греттен Паксон, которые составили хронику нацистской кампании против цыган, отмечают, что цыгане в Греции выжили благодаря тому, что, «вероятно, немцы были очень заняты своими основными жертвами, евреями, чтобы тратить время на цыган» 18. Стивен Кац осуществил сравнительный исторический анализ Холокоста и других геноцидных ситуаций, рассмотрев цыган как один из возможных примеров 19.

Он делает вывод о том, что преследование цыган нацистами не было равнозначным с их антиеврейскими действиями. Цыгане под властью нацистов действительно пострадали, однако «их судьба, действительно жестокая, была качественно отличной, менее ритуализированной, менее бескомпромиссной, менее категоричной» 20.

Возможно, его самым ярким утверждением является тезис о том, что на контролируемой нацистами территории погибло меньше чем четверть цыган - по сравнению с более 85% еврейского населения этих земель 21. Аргументы, приведенные в ответ на предложения считать цыган жертвами Холокоста, сходятся на том, что политика нацистов не была направлена на полное уничтожение цыган по той же схеме, что и евреев. Вопрос заключается в том, планировали ли нацисты полностью уничтожить цыган, как они это делали в отношении евреев, или же цыгане были жертвами «частичного геноцида», - если пользоваться терминологией Бауэра.

Хотя показатели смертности евреев и цыган ощутимо отличались, эти различия можно хотя бы частично можно объяснить разницей в уровне влияния, которое нацистская власть и, в частности, аппарат уничтожения, имел в различных подконтрольных Оси регионах. Некоторые области были непосредственно включены в Рейхе, другие были оккупированы, остальные составляли страны-союзники, в которых было невозможно осуществлять одностороннюю немецкую политику.

Элен Фейн в своей работе о Холокосте выделила три уровня контроля СС согласно обозначенных выше отличий 22. Поскольку она отмечает разнообразие других факторов, которые влияли на колебания уровня смертности еврейского населения различных территорий, ее тройная схема оказывается полезной и для объяснения разницы в уровне выживания. Использование этой же модели и в отношении цыган может быть плодотворным для понимания высокого уровня их выживания в подконтрольной Оси Европе.

Этот анализ может подтвердить утверждение Бауэра и Каца, например, когда он действительно продемонстрирует, что нацисты были снисходительными в отношении цыган. Особенно, когда мы увидим, что в одних и тех же регионах уровень смертности среди цыган будет последовательно ниже, чем среди евреев. С другой стороны, если местный коллаборационизм и отказ от него объясняет много различий, то вполне возможно, что нацистский режим одинаково был сосредоточен на истреблении как евреев, так и цыган.

Сравнение по зонам влияния СС

Соотношение численности населения и смертности цыган и евреев в разных регионах Европы были обобщены по отдельным территориям и зонами контроля СС и использованы Фейн в ее исследовании Холокоста. Соответствующие цифры содержатся в Таблице 1. К нарисованной Фейн картине внесены два изменения.

Таблица 1. Показатели смертности среди цыган и евреев по зонам СС

Территория Еврейское население Цыганское население
Зона СС 1
Территория До войны Потери %% До войны Потери %%
Германия/Австрия 240,000 210.000 87,5 31,200 21,500 68,9
Люксембург 5,000 1,000 20,0 200 200 100,0
Протекторат Богемия и Моравия 90,000 80.000 88,8 13,000 6,500 50,0
Польша 3,300,000 3,000.000 90,9 44,400 28,200 63,5
Литва 155,000 228,000 90,1 1,000 1,000 100,0
Латвия 93,000 5,000 2,500 50,0
Эстония 5,000 1,000 1,000 100,0
Сербия 23,000 20,000 87,0 60,000 12,000 20,0(1)
Украина/Беларусь 1,875,000 1,145,000 61,1 42,000 30,000 71,4
Всего 5,786,000 4,684,000 80,9 197,800 102,900 52,0
Зона СС 2
Норвегия 1,800 900 50,0 ? 60
Нидерланды 140,000 105,000 75,0 500 500 100,0
Бельгия 65,000 40,000 61,5 500 500 100,0
Салоники 50,000 45,000 90,0 ? ?
Всего 256,800 190,900 74,3
Зона СС 3
Страны-союзники
Финляндия
2,000 0 0,0 ? 0 0,0
Болгария 64,000 14,000 21,9 100,000 0 0,0
Италия(2) 40,000 8,000 20,0 25,000 1,000 4,0
Венгрия(3) 650,000 450,000 69,2 100,000 28,000 28,0
Румыния 600,000 300,000 50,0 300,000 36,000 12,0
Словакия 90,000 75,000 83,3 80,000 1,000 1,25
Хорватия 26,000 22,000 84,6 28,500 28,000 98,2
Другие
Итальянская Греция(2)
20,000 9,000 45,0 ? 50
Франция 350,000 90,000 25,7 40,000 15,000 37,5
Дания 8,000 0 0,0 7 0 0,0
Всего (4) 1,850,000 968,000 52,3 673,500 109,050 16,2
(1) Оценка, которая может быть значительно ниже.
(2) Депортации и убийства после капитуляции Италии в 1943 году.
(3) Депортации и убийства преимущественно после установления марионеточного правительства в 1944 году.
(4) Всего для цыган с исключением Финляндии, Греции и Дании.

Источники: для еврейских потерь - Lucy S Dawidowicz, The War against the Jews, 1933-1945 (New York. Bantam, 1975), pp 483-544; для цыганских потерь - Kenrick,Puxon, Destiny, esp. pp. 183-84. Цифры относительно Итальянской Греции и Салоник, а также депортации цыган из Норвегии взяты из: Martin Gilbert, AtlasoftheHolocaust (Oxford. Pergamon Press, 1988)

Люксембург, страну, которую она не рассматривала, был включен в Зону СС 1 со времени присоединения Великого Герцогства к Рейху, сколь местное население подчинили тем же законам и ограничениям, что и население других его частей, вроде Германии и Австрии. Кроме того, Фейн не включала в свой анализ никакие части СССР, кроме балтийских стран.

Данные об исходном количестве еврейского и цыганского населения и их смертности для Советского Союза в целом являются менее релевантными, поскольку подавляющая часть его территории никогда не находилась под контролем стран Оси. Благодаря этому во многих регионах СССР еврейское и цыганское население оказалось вне досягаемости немецкой расовой политики.

Однако вся Беларусь и Украина попали под власть нацистов, из-за чего немецкая расовая политика была применена к населению этих местностей. Евреи и цыгане двух советских республик находились под непосредственным контролем немецкой военной администрации и были объектом депортаций в той же мере, как и население балтийских стран. Поэтому их решено рассматривать в рамках Зоны СС 1.

Зона СС 1

Таблица 1 показывает заметные различия между этими тремя зонами. В Зоне СС 1, где нацисты имели наибольшую свободу действий, еврейские потери превысили 90% от количества довоенного населения. Потери среди цыган частично были ниже, но они составили как минимум более половины от довоенной численности.

В Беларуси и Украине, где проживало значительное количество как евреев, так и цыган, количество смертей последних было даже пропорционально выше. В этой части таблицы наиболее сомнительными в отношении цыган - данные о Сербии. Сербия представляла собой единственную часть расчлененной Югославии, попавшую под прямой контроль Германии уже в 1941 году, что стало причиной прямого применения политики СС по «нежелательным» категориям людей.

Цифры потерь среди цыган Югославии очень неточны. Кенрик и Паксон указали для Сербии минимальную цифру в 12 тыс., которая, по их мнению, могла быть заниженой 23. Рюдигер Фоссен в новейшем исчислении смертей цыган оценивает их довоенное количество в Югославии в 100 000 и подсчитывает, что 90 000 из них были убиты 24. Эта цифра показывает, что было уничтожено примерно 50 000 из 60 000 сербских цыган. Если принять эту (вероятно, завышенную) оценку, то смертность цыган в зоне СС 1 составит 72.6%, а не 53.9%.

Вряд ли цыганские потери действительно достигли этой максимальной цифры. Часть цыган выжили в сельской местности Сербии, где контроль нацистской администрации и местных коллаборационистов был достаточно слабым. Это отличало их от сербских евреев, которые были сосредоточены в городах, из-за чего их погибло больше 25. Точно оценить потери цыган трудно в том числе и потому, что многие убийства происходили в пределах самой Сербии, а не в лагерях смерти 26.

Цыган систематически захватывали в качестве заложников и расстреливали в знак наказания за немецкие потери от партизанских нападений. Сотню заложников расстреливали за каждого убитого немецкого солдата, пятьдесят - за каждого раненого 27. Несомненно, такие действия привели к большему количеству смертей, чем озвученная цифра в 12 000.

Страдания сербских евреев и цыган действительно были огромными. Белград и те части Сербии, которые находились под прямым контролем Оси, были объявлены свободным от евреев и цыган уже в 1942 году 28. Потому из этого можно сделать вывод, что потери цыган были выше, чем минимальная цифра, названная в Таблице 1. Если принять высокие, хотя и не максимальные, оценки смертности в Сербии, то вполне вероятно, что общие потери цыган в Сербии составили 60-65% от довоенного количества. Эта цифра ниже, чем потери, которые понесло еврейское население этих областей, но пропорционально является очень высокой.

Зона СС 2

В зону СС 2 было включено лишь несколько территорий. Здесь германское господство было несколько менее тотальным, чем в Зоне 1, но его последствия для цыган были почти столь же смертоносными, как и для евреев. Что касается первых, то их немногочисленные общины в Бельгии и Нидерландах были фактически уничтожены 29.

Несколько цыган жили в Норвегии, часть из них были высланы в концлагеря, где они погибли 30. Вероятно, какое-то количество цыган жили в Салониках и соседней Фракии, но нет ни одного свидетельства об их депортации в лагеря смерти. Малая численность цыган в Зоне 2 не поддается сравнению, но имеюtobся ограниченные свидетельства дают основания утверждать высокий уровень потерь.

Зона СС 3

Наибольшие различия показателей потерь среди евреев и цыган появляются в зоне СС 3. Поэтому именно события на этих территориях требуют детального комментария. Именно здесь процент выживших евреев и цыган был выше, чем в Зонах 1 или 2. Так как берлинской власти приходилось вести переговоры по поводу акций против определенных категорий людей, а не просто начинать депортации или приказывать “командам смерти” (“зондеркомандам” - “А”) совершать убийства. Действия правительств-союзников Оси, направленные на облегчение или, наоборот, препятствие преследованию евреев хорошо исследованы. Все же цыган в этой части Европы жалели значительно больше, чем местное еврейское население.

Что касается стран Скандинавского полуострова, Финляндия ограничилась военным союзом с Германией во время нападения на Советский Союз, в это же время немцы руководили Данией косвенно, чтобы позволить ей сохранить фиктивный нейтралитет. В этих странах было относительно немного цыган, но они были спасены их правительствами 31.

Тогда, когда Финляндия отказывалась депортировать граждан-евреев, а Дания организовала спасение своего еврейского населения, ни одно правительство не сотрудничало в депортации циган 32, показатели выживаемости как евреев, так и цыган в Дании и Финляндии выглядят гораздо лучше по сравнению с цифрами из Норвегии (Зона СС 2), откуда были депортированы в лагеря половина тамошних евреев и вся немногочисленная цыганская община.

Франция была единственной западноевропейской страной в Зоне 3. Как во Франции правительства Виши, так и на оккупированной территории, преследовались и евреи, и цыгане. Однако более низкий степень контроля со стороны Германии обусловил то, что более половины евреев и цыган пережили войну. В этом плане Франция выглядит значительно лучше Нидерландов и Бельгии (Зона 2).

Достаточно интересным является то, что показатель выживания цыган здесь даже пропорционально хуже, чем в случае евреев. Одной из причин этого факта является то, что цыгане были легкой мишенью для депортаций. Их сбор для транспортировки в лагеря смерти облегчало то, что много цыган французские власти задержали и сосредоточили в лагерях еще в 1940 году, поэтому их свезли в лагеря после капитуляции в том же году 33.

Вероятно, здесь мы видим один из немногих примеров, когда цыгане являлись группой, их было проще выделить и подготовить к депортации. Следует отметить, что в этом случае немецкая власть воспользовалась возможностью быстро справиться с большим количеством цыган.

В Южной Европе и на Балканах было много государств-союзников и стран-клиентов Германии. Хорошо известно, что Италия не сотрудничала в депортации евреев как в самой Италии, так и в итальянских зонах оккупации во Франции, Греции и Югославии. Поскольку эта страна была полноценным европейским союзником Германии, она могла сопротивляться давлению в вопросе уничтожения евреев, а отдельные силы в Италии защищали евреев от преследований 34.

Цыгане в Италии и и на контролируемых ею территориях также были защищены от депортации. Худшим антицыганским действием, на которое пошло итальянское правительство, было изгнание представителей этой группы на Сардинию и подконтрольные ему острова Адриатики 35. Итальянские оккупационные войска также защищали цыган от преследования со стороны немцев или местных жителей 36.

Убийства евреев и цыган имели место после капитуляции Италии, когда немецкие войска оккупировали север и центр страны. Численность жертв среди цыган в Италии совсем небольшая количественно и гораздо меньше пропорционально, чем соответствующие цифры по евреям, и это несмотря на спасение многих итальянских евреев 37.

Вполне возможно, что изгнание цыган на острова, которое имело место перед этими событиями, в конечном счете сработало в их пользу, ведь они сразу оказались вне зоны немецкого контроля. Депортации евреев и цыган из Албании, южной Греции и части Югославии происходили лишь после капитуляции Италии и установления прямого контроля со стороны немецкой администрации 38. После сдачи Италии Южную Грецию оккупировали немецкие войска. Какое-то количество цыган было поймано с целью депортации, но в лагеря смерти попало значительно больше местных евреев.

С целью предотвращения депортации цыган в ситуацию вмешались представители греческой церкви и правительства 39. Во многих местностях отдельные греки прятали многочисленных евреев, однако значительное их количество все-таки было депортовано 40. Итак, Италию после ее капитуляции в 1943 году значительно логичнее было бы классифицировать как принадлежащую к Зоне СС 2. В промежуток времени с 1940 до 1943 года многим евреям и цыганам удалось дожить до начала нового периода. А позже немецкий контроль в некоторых регионах существенно ослабел. Причиной этого в том, что в результате наступления Красной армии немцы больше готовились к боевым действиям, следовательно сил на что-либо другое у них уже не хватало.

Болгария, Румыния и Венгрия были союзниками Германии, поэтому их правительства имели несколько большую свободу действий перед Берлином. Эта свобода действий привела к значительно более высоким показателям выживания евреев и цыган, чем мы это видим в Зоне СС 1 и 2. Болгария вообще отказывалась депортировать своих граждан, независимо от того, были ли они евреями или цыганами. Германский посол в Софии отмечал, что болгары не сотрудничали в вопросе депортации евреев потому, что они слишком долго жили рядом с армянами, греками и цыганами, после чего не могли сделать негативные выводы о евреях 41.

Болгарское правительство, однако, согласилось на депортацию евреев из оккупированной Фракии (Греция) и Македонии 42. Поэтому показатели смертности евреев в Таблице 1 касаются именно еврейского населения этих новооккупированных территорий, а не собственно болгарских граждан.

Евреи и цыгане Румынии также пострадали меньше, чем представители этих групп в Зонах СС 1 и 2, несмотря на то, что Румыния имела собственную антисемитскую традицию, которая обусловила высокие потери среди евреев. Однако, даже в условиях этой исторической вражды румынское правительство времен войны обычно защищало своих граждан.

Большие показатели смертности евреев, мы все же видим, имевших место на Буковине и в Бессарабии, территории, которую Румыния повторно заняла после вторжения в Советский Союз, а не на основных землях королевства. Не более 20 000 из всех еврейских жертв приходились на Регаты (старые земли королевства) 43. Фактически все цыгане, которые погибли на контролируемой румынами территории, были из недавно присоединенных областей 44.

Ситуация в Венгрии в течение раннего периода войны была подобна ситуации в Болгарии и Румынии. Режим Хорти защищал своих граждан от германских требований депортировать их в лагеря смерти. Венгерские евреи имели значительные потери в созданных специально для них батальонах принудительного труда, действовавших в Советском Союзе.

Евреи, которые не являлись венгерскими гражданами, не были защищены. Кроме того, имели место зверства на некоторых оккупированных венгерскими войсками территориях, однако утвержденной политики массового истребления здесь не существовало 45. Однако в марте 1944 года в Венгрию вторглись немцы и оккупировали страну. Новое венгерское правительство сотрудничало с командой Адольфа Эйхмана в депортации евреев. Позже немцы привели к власти антисемитскую организацию «Скрещенные стрелы», после чего стали происходить депортации евреев и цыган. Фактически все цыгане, отправленные в лагеря смерти, были захвачены именно в это время 46.

Как мы видим из Таблицы 1, в течение этого периода было депортировано пропорционально больше евреев. Но существенно, что во время, когда война уже фактически была проиграна, и советские войска продвигались в Венгрию (и другие территории), немцы и их местные коллаборационисты пытались депортировать как евреев, так и цыган. Хотя число пойманных евреев и было большим, однако то, что нацисты хотели приложить усилия и для захвата цыган, также заслуживает внимания. Все эти депортации и последующие убийства имели место после марта 1944 года, когда Венгрию целесообразнее было бы определить как принадлежащую к Зоне СС 2, а не 3.

Остальные государства в Зоне 3 представляют собой марионеточные режимы Словакии и Хорватии, которые наглядно демонстрируют различия в антиеврейских и антицыганских кампаниях, вызванных местными органами управления и локальными обстоятельствами. Довоенная численность еврейского и цыганского населения в обеих этих странах была сходной, однако обращения в отношении цыган было резко отличным.

В Хорватии усташи истребляли обе эти группы (а кроме них также и сербов), поэтому количество потерь среди всех них было чрезвычайно высокой. В Словакии мишенью для массовых убийств были только евреи, правительство Тисо сотрудничало с нацистами в вопросе ликвидации местного еврейского населения. Хотя на словацких цыган и было распространено действие дискриминационных законов, лишь незначительная их часть была депортирована в лагеря смерти 47. Очевидно, именно отношение словацкого правительства стало причиной того, что показатель выживаемости среди цыган здесь был выше, чем в случае евреев.

Расхождения и различия

Приведенное выше сравнение сценариев правительственной политики и показателей смертности показывает, что то, к какой Зоне СС (1-й, 2-й или 3-й) принадлежала определенная территория, часто имело определяющие последствия для потенциальных жертв нацистской геноцидальной политики.

Во-первых, в регионах с наиболее сильным господством нацистов (Зоны 1 и 2) цыгане пострадали почти так же, как и евреи. На самом деле, здесь целью было их полное уничтожение. Отчасти высокие показатели выживаемости среди цыган в этих местностях, возможно, могут свидетельствовать о том, что евреи рассматривались как основная обреченная на ликвидацию группа, но совершенно ясно, что цыгане также были мишенью таких действий.

Хорошо известно - хотя это часто и игнорируется в дискуссиях о Холокосте - участие в осуществлении своей расовой политики на отдельных территориях нацисты часто зависели от местных коллаборационистов. Существовали набранные из представителей подвластных народов местные охранные формирования, которые принимали участие в создании гетто, убийствах и депортации жертв.

Антицыганские настроения, по крайней мере, в некоторых местностях могли быть менее откровенными, чем антисемитизм. Такие различия могли позволить избежать лагерей смерти большему количеству цыган в сравнении с евреями. Очевидно, что в иной ситуации фактически никто не смог бы убежать. Понятно, что для господства нацистского расизма было необходимо подобное сотрудничество со стороны национальных правительств в зоне СС 3.

Там, где союзники Германии отказывались сотрудничать в вопросе депортации в лагеря смерти, выживаемость была значительно выше. Италия (до 1943 года), Финляндия, Болгария, и Венгрия (до 1944 года) защищали своих граждан, и это одинаково касалось евреев и цыган. «Нейтральная» Дания также использовала для защиты своих граждан все доступные ресурсы. Словакия депортировали в лагеря смерти евреев, но количество депортированных цыган здесь было очень незначительным.

Румыния в целом защищала своих граждан, по крайней мере, от немцев, если не от преследований со стороны местных жителей. Евреи чаще становились жертвами внутрирумынской политики в то время, когда цыгане, очевидно, не находились в центре внимания правительств военного времени. Режим, который господствовал в Хорватии, энергично пытался уничтожать членов различных групп, включая евреев и цыган в фактически равных пропорциях. Возможно, что нацисты оказывали на своих союзников большее давление в вопросе депортации евреев, чем это делалось в случае циган 48.

Возможно, что лидерам этих режимов достаточно было отметить, что нацисты видели своей приоритетной мишенью немедленную депортацию именно евреев, чтобы отложить на будущее решение о таких же действиях в отношении цыган. Точно можно сказать, что такое различие является плодотворным лишь в случае Словакии - государства, правительство которого часто стремилось отсрочить исполнение распоряжений Берлина.

На Балканах в целом, как, например, в Сербии, процент цыган, выживших, возможно, был выше, чем в случае евреев, именно благодаря их меньшей заметности для немецких оккупантов 49. Что касается конфессиональной принадлежности, цыгане обычно исповедовали одну из господствующих местных религий, благодаря чему отсутствовали определенные культовые сооружения, которые нацисты смогли бы использовать в качестве своеобразного магнита для захвата представителей «низших рас» 50. Кочевым группам цыган, в отличие от оседлых, вероятно, также было легче избежать нацистских облав и выжить в сельской местности, в чем им помог предыдущий жизненный опыт 51.

Разница в показателях смертности между тремя Зона СС требует долгого объяснения различий в уровне выживания евреев и цыган в подконтрольной Оси Европе. Как мы видим из Таблицы 2, еврейское население в поднацистской части Европы в основном было сосредоточено в зоне СС 1, в то же время в регионах с таким жестким контролем находилась четверть цыган.

Таблица 2. Распределение довоенной численности еврейского и цыганского населения по зонам СС

Цыгане Европы преимущественно находились в пределах Зоны СС 3, где было негативное отношение местных правительств к уничтожению цыган (за исключением Хорватии), что стало причиной существенных отличий в их судьбе. Пребывание именно в Зоне СС 3 значительно повышало шансы на выживание и для евреев, но, по крайней мере, некоторые государства этого региона облегчали осуществление депортации евреев и не делали этого в случае цыган.

Так, показатель смертности в две трети еврейского населения Европы и лишь около 25-30% европейских цыган значительно легче объяснить именно путем учета их размещения в странах Европы. Цыган, как и евреев, немецкий фашизм обрек на полное уничтожение, а не только на частичный геноцид, как в случае поляков или чехов. Однако, за исключением Хорватии, они не стали мишенью для подобных насильственных действий со стороны любого другого европейского фашистского движения, которое пришло к власти, опираясь на собственные силы или с помощью немецких войск.

Цыгане: забытый Холокост

Джек Эйснер соглашается со Стивеном Кацем в том, что Холокост был специфически еврейским феноменом: «Другая распространенная в общественном мнении ложная идея - это вывод о том, что понятие "Холокост" должно включать в себя уничтожение нескольких миллионов гражданских лиц-неевреев, погибших от рук нацистов наряду с шестью миллионами евреев

Никто не может отрицать существование миллионов жертв-неевреев, и меньше всего - те, кто пережил, перенес, разделил и был свидетелем голода и убийств тысяч евреев в лагерях Майданеке, Флоссенберг, Дахау или Бухенвальд. Однако существует критическая разница: как евреи они не были представителями расы, обреченной на полную ликвидацию, а именно это и характерно для Холокоста» 53.

Однако цыганская раса также подпадает под это определение. Наконец, цыгане преследовались нацистами именно по расовым соображениям 54. Они не оказывали индивидуальных действий, которые бы стали поводом для преследования. Судьба евреев и цыган является общей в том, что они были единственными двумя этническими группами, которые национал-социалистическая идеология специально обрекала на полное уничтожение 55.

Кажется, что из представленного выше анализа ясно видно, что цыган, как и евреев, действительно можно квалифицировать минимум как потенциальных жертв не только частичного геноцида, но и Холокоста. Кажется, что антицыганские меры нельзя свести к данному Иегуда Бауэром определению частичного геноцида, поскольку в их случае убийства не ограничивались уничтожением представителей элиты, ведущих деятелей культуры и образованных слоев. Мишенью становились (а в в некоторых случаях и были полностью уничтожены) целые общины. Анализ событий в трех зонах нацистского влияния выписывает намерения ликвидировать цыган аналогично тому, как истребляли евреев 56.

Несмотря на очевидные стремления нацистов, выживаемость цыган выше, чем уровень выживания евреев. Возможно, нацисты были больше сосредоточены на ликвидации последних, а цыгане стали бы следующей главной мишенью сразу после уничтожения еврейского населения Европы. Сначала евреи, потом цыгане.

Наконец, вполне понятно, что нацисты не пренебрегали возможностью разобраться с цыганами - мы это видим в случае Франции, а также Венгрии сразу после прихода к власти «Скрещенных стрел». Цыганам также способствовало то, что они в основном были сосредоточены в странах, правительства которых, хотя, возможно, и были настроены против них, но не склонялись к сотрудничеству в массовых убийствах. Стивен Кац, утверждая, что цыган нельзя считать жертвами Холокоста, применяет определение понятия «геноцид» из Конвенции ООН.

В котором определяющим применение этого термина является наличие намерения уничтожить этническую, национальную, религиозную или расовую групу 57. Осуществлено Кацем сравнение уровня смертности среди цыган и евреев слишком поверхностно для того, чтобы сделать вывод, будто цыгане не были жертвами нацистской геноцидальной политики. Если бы Гитлер и нацисты победили в войне в Европе и укрепили свой контроль, уровень смертности евреев и цыган был бы одинаковым 58.

Поэтому, в противовес утверждению Каца и других исследователей, целесообразным представляется утверждение о том, что цыгане как народ, этнос или нация в представлении нацистов были обречены стать жертвами Холокоста, а не только частичного геноцида. Благодаря своей меньшей общей численности и часто меняющемуся местонахождению эта группа имела значительно меньшие потери, чем европейское еврейство.

Тогда как понятие «геноцид» достаточно легко применяется ко многим различным ситуациям, важно признать, что цыгане в течение войны были мишенью тотального (по терминологии Бауэра) геноцида. Их судьба проливает больше света на преступления, совершенные против евреев, и на геноцидный и расистский характер политики нацистов.

Бренда Дэвис Лутц, Джеймс М. Лутц

Перевод на украинский язык Сергея Гирика.

Выражаем благодарность Михаилу Тяглому за высказанные замечания к переводу.

И оккупированных стран. Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуалистов , неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 150 000-200 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

25 октября 2012 в Берлине открыт мемориал памяти цыганам, ставшим жертвами геноцида в нацистской Германии .

Терминология

У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) - термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком (англ. Ian Hancock )). Поскольку одно из значений слова - «надругательство, изнасилование», в котором оно употребляется очень часто, то среди цыганских активистов и цыганологов идёт спор об этичности использования данного термина. В качестве альтернативы используются «Самударипен» (убийство всех) и «Кали Траш» (чёрный ужас)

Начало преследований цыган

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем , линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 года имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

Офицер немецкой полиции и специалист по «расовой психологии» Роберт Риттер беседуют с цыганской женщиной

Расстрелы на оккупированных территориях СССР

С осени 1941 г. на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О.Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации). Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943-1944 годах цыгане гибли заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при очищении городов от подпольщиков и так далее.

Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее тридцати тысяч цыган.

Уничтожение немецких цыган

16 декабря 1942 года приказом Гиммлера было предписано «отбирать по определенным критериям цыган-полукровок, цыган-рома и не имеющих немецкой крови представителей цыганских родов балканского происхождения и в ходе акции в течение нескольких недель поместить в концентрационный лагерь». В иерархии жертв геноцида было, таким образом, три ступени:

  • первая, численно небольшая группа (около 300 человек) - «чистокровные» или же «хорошие в цыганском понимании полукровки». Они рассматривались как «наследие арийских предков» и должны были быть оставлены в живых для научных исследований; их предписывалось поселить под надзор СС между Бургенландом и Нойзидлерзее ;
  • вторую группу составляли «социально адаптированные». Они подлежали стерилизации по достижении 11-летнего возраста;
  • третья группа подлежала отправке в Освенцим .

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим.

В Освенциме оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

Когда советская армия в 1944 году подошла к Освенциму достаточно близко, то детей и неработоспособных узников «цыганского сектора» отправили в газовые камеры, а оставшихся вывезли в другие лагеря, подальше от линии фронта.

Геноцид в Хорватии

Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве , активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана хорватскими националистами -усташами в августе 1941 года для уничтожения сербов , евреев и цыган.

Медицинские опыты, проведенные над цыганами в концлагерях

Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индо-ариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения непонятного феномена. В лагере смерти Дахау, по указанию Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Геноцид по странам (некоторые факты)

Знаменитые цыгане, умершие или пострадавшие от геноцида

Организаторы геноцида

  • Роберт Риттер
  • Эрнст Рюдин
  • Эва Юстин

Отображение геноцида в фольклоре и творчестве цыган

Пережитый геноцид нашёл своё отображение в сказках, песнях, стихах и литературных произведениях цыган разных стран. Например:

  • В фильме цыганского режиссёра Тони Гатлифа «Добрый путь » в одной из сцен пожилая цыганка поёт песню, посвящённую умершему в концлагере цыгану. Другой его фильм, «Сам по себе», полностью посвящён геноциду цыган.
  • Геноциду цыган на оккупированных территориях СССР посвящен фильм российского актера и режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви ».

Библиография

  • Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане под свастикой. - М., «Текст», журнал «Дружба народов», 2001.
  • Bársony, János: Pharrajimos: the fate of the Roma during the Holocaust , IDEA, 2008, ISBN 978-1-932-71630-6 .
  • Guenter Lewy, The Nazi Persecution of the Gypsies , Oxford , Oxford University Press, 2000 ISBN 0-19-512556-8
  • Fonseca, Isabel: Bury Me Standing: The Gypsies And Their Journey , London , Vintage, 1996. Chapter 7, The Devouring


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...