География список научных статей. Особенности современной географии и пути её изучения абдуллаев и.х.,исломов и.н

1) 1594 - Голландский исследователь Биллем Баренц открывает Новую Землю. Открыл о-ва Медвежий и Шпицберген, изучил побережье Новой Земли. 1722 – Якоб Роггевен открывает остров пасхи. В 1721-1722 Роггевен также открыл несколько крупных атоллов в архипелаге Туамоту, а также острова Мануа, Тутуила и Уполу в архипелаге Самоа. обследовал Фолклендские острова. А́бель Янсзон Тасма́н - Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Тонга и Фиджи. Результатом его путешествий стало подтверждение того, что Австралия это единый земельный массив.

2) И. Ю. Москвитин в 1639 г. пер­вым из русских (европейцев) достиг Охотского моря. Он открыл его побережье и Сахалинский залив. Отряд под руководством В. Д. Пояркова в 1643 - 1646 гг. проник в бассейн Амура, открыв среднее и нижнее течение этой реки до устья. 1649-1653 гг. Е.П.Хабаров , который «составил чертеж реке Амуру». Е. П. Хабаров в 30-е гг. исследовал бассейн реки Лены. Пер­вые сведения о Камчатке и Курильских островах были получены в конце XVII в. благодаря изысканиям сибирского казака, земле­проходца В.В.Атласова , совершившего в 1697 - 1699 гг. походы по Камчатке.

3) Географическая карта - это изображение Земной поверхности условными знаками на плоскости в уменьшенном виде, отображающее размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение.Географи́ческие координа́ты определяют положение точки на земной поверхности. Отличие плана от карты: на плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на картах же изображены гораздо большие территории и в более мелком масштабе. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты объекты отбирают в зависимости от их содержания и назначения. При вычерчивании планов не учитывается кривизна земной поверхности. На планах направление север-юг показывают стрелкой. На картах направление север-юг определяют меридианы, на направление запад - восток - параллели.

4) Следствием суточного вращения Земли является смена дня и ночи, суточное вращение Земли вызывает перемещение приливной волны. Следствием годового хода и наклона земной оси является смена времен года.

5) Средняя скорость вращения Земли вокруг Солнца 29,8 км/с. Полный оборот она совершает за 365 дней 6 часов. Время полного обращения Земли вокруг Солнца называется годом. Путь годичного движения Земли называется орбитой. Длина орбиты 940 млн км. Точка афелия - точка, когда Земля дальше всего расположена от Солнца на своей эллиптической траектории вокруг него. Точка перигелия - точка, когда Земля ближе всего расположена к Солнцу на своей эллиптической траектории вокруг него.

6) Ось вращения Земли наклонена к орбите под углом 66,5 градусов, это явление способствует смене времен года. 22 июня земная ось обращена северным концом к Солнцу, и этот день называется днем летнего солнцестояния. На Южном полюсе господствует полярная ночь. 22 декабря земная ось уже южным концом обращена к Солнцу. Этот день называется днем зимнего солнцестояния, в районе Северного полюса – полярная ночь. 21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствия. В это время оба полушария освящаются равномерно, день равен ночи. Солнечные лучи отвесно падают на экватор.

7) опыт был проведен в 1851 году французским физиком Жаном Фуко. Установка представляла собой тяжелый маятник на длинном подвесе. Чем длиннее подвес, тем лучше проходил опыт. Поэтому обычно такой маятник устанавливают в высоких соборах. Маятник Фуко имеется и в Московском планетарии. Если маятник вывести из положения равновесия, то он обязательно будет колебаться в некоторой плоскости, проходящей через начальную точку, в которую был отведен груз, и положение равновесия.

9) французская академия наук организовала 2 экспедиции, доказать что экваториальный радиус больше полярного.

10) Картографи́ческая прое́кция - математически определенный способ отображения поверхности эллипсоида на плоскости. По виду нормальной картографической сетки проекции делятся на цилиндрические, конические, азимутальные и др.

11) По характеру искажений проекции делятся на равновеликие, равноугольные и равнопромежуточные.

12) Картографическое обобщение - процесс отбора показываемых на карте предметов и явлений, обобщения их начертаний (контуров), выделение характерных деталей, а также качественных и количественных характеристик с целью отображения самых существенных, типичных свойств и характерных особенностей местности. Понятие о генерализации. Генерализация– обобщение геоизображений мелких масштабов относительно более крупных, осуществляемая в связи с назначением, тематикой, изученностью объекта или техническими условиями получения самого геоизображения.

13) По масштабу географические карты делят на крупномасштабные, построенные в масштабе 1: 200 000 и крупнее; среднемасштабные, построенные в масштабе мельче 1: 200 000 до 1: 1 000 000 включительно; мелкомасштабные, построенные в масштабе мельче 1: 1 000000.

14) По территориальному охвату - карты мира, карты материков, карты стран и регионов.

16) Большой подъем в картографии произошел после совместного (Болгария, Великобритания, Венгрия, ГДР, Италия, Польша, СССР, Чехословакия) составления и выпуска в 1971 г. Международной карты мира масштаба 1: 2500000 с гипсометрическим изображением рельефа, дающая сопоставимое изображение континентов и Мирового океана. С появлением компютерных технологий появилась цифровая картография. Так, с 80-х годов 20 века стали разрабатываться первые цифровые карты, что послужило возникновению целой науки – геониформатики, занимающейся разработкой географических информационных систем (ГИС).

Повышение качества знаний через развитие мотивации к учению.

МОУ Дмитровская общеобразовательная школа № 2

город Дмитров Московской области

Свищёва Наталья Анатольевна, учитель географии.

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

Для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс-предмет - урок, требуется переосмыслить как соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Ведь учебный успех каждого ученика это не только увеличение объёма усвоенной учебной информации, но и постоянное увеличение возможностей каждого ученика. Первостепенная задача деятельности: разработать систему оценки результативности обучения, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика. Для этого необходимо накопить различные формы учебных приёмов, заданий, учитывающих индивидуальные особенности учеников.

Именно сейчас важен творческий подход к организации учебной деятельности. Ребёнок должен быть готов к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.

Как же добиться того, чтобы наши дети, наши дорогие дети хотели учиться, стремились к знаниям, накапливали знания?

Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности.

Однако не секрет, что ученики будут прилагать усилия, если им будет интересно. Наша главная задача преодолеть однотипность уроков, повысить интерес учащихся к знаниям, привить им стремление заглянуть за пределы учебника, вместе с учениками готовить нестандартные уроки, сплотившись в союз « Учитель-ученик» Нестандартные уроки помогают активизировать учебный процесс, развивать творчество учеников.

Дейл Карнеги утверждает, что есть только один способ побудить кого-то что-то сделать. Задумывались ли мы когда-нибудь над этим. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. «Помните! – говорит Дейл Карнеги, - других способов нет. Конечно, можно под угрозой поставить двойку, заставить ребёнка воспринимать учебные знания, но это ненадолго, очень скоро двойки перестанут воздействовать. Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха.

Проводя нетрадиционные уроки, которые очень разнообразят процесс обучения, превращают его в праздник и для учеников и для учителя, заметна отдача детей в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное. Таких форм урока много: это уроки путешествия, деловые и ролевые игры, лекции и семинарские занятия, уроки экономических и экологических просчетов и уроки диалоги, уроки конференции и уроки диспуты, уроки – исследования и географических открытий, уроки экспедиции, уроки соревнования и др.

Нетрадиционный урок, это не просто новая методика преподавания, это целая философия, принципиально отличающаяся от философии традиционного урока. Отдельные её элементы напоминают нам знакомые и отработанные методы преподавания, поисковой исследовательской работы. Но конечный результат отвечает реальным требованиям современности: желание продолжить поиск, освоить новые высоты Знания, творить вместе с одноклассниками и самому. К этому нужно добавить ещё один немаловажный результат - психологическое состояние обучающихся, состояние радости, комфорта, уверенности, прочности добытых знаний. Нетрадиционный урок-это всегда движение вперёд. Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. Поэтому, любой учитель знает, что при заучивании номенклатуры возникают особые сложности. Трудно учащимся запомнить достаточно большое количество названий, только единицы быстро ориентируются по карте. Поэтому, при изучении номенклатуры карты, я провожу уроки – чемпионаты.

На таком уроке несколько этапов:

I этап – индивидуальная работа. Нанесение на карту и разгадывание или составление кроссвордов. В 7 классе в теме Географическое положение материка предлагаю после работы с контурной картой составить кроссворд. II этап – работа в парах. Самый любимый вид работы. Дети загадывают друг другу названия на географической карте.

III этап - «Ручеёк». Один ученик выходит к доске, остальные, пользуясь картой, задают вопросы (очень быстро).

IV этап – путешествие по параллели и меридиану, или вдоль береговой линии. Целью перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования

Уроки – конференции предполагают собрание в одной аудитории людей, работающих над решением какой – либо теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог.

Так очень интересно проходит пресс – конференция в 11 классе «Государства Северной Америки». Целью этой конференции я ставлю активизацию познавательной деятельности учащихся, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы. Пресс-конференция начинается с того, что класс делится на две группы – корреспондентов различных газет и журналов и представителей каждого государства. Творческим группам заранее даю задание:

1.Нарисовать герб, флаг, страны

2.Составить краткую характеристику страны.

3.Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифровые данные, рассказ очевидцев, анализ статей из периодики)

4. Подготовить рассказ о культуре страны: образовании, музыке, традициях обычаях, играх, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории.

После вступительного слова учителя идет представление стран. Пресс – конференции позволяют всех учащихся включить в процесс, стать активным участником, не бояться высказать своё мнение.

Географ несет ответственность за формирование правильного отношения к нашей планете, как к общему дому, за воспитание чувства патриотизма, любви к Малой Родине, за воспитание чувства рачительного хозяина, сознание личной ответственности за настоящее и будущее страны, пробуждение эстетических чувств.

В процессе обучения географии давно применяю технологию опорных схем, логических связей. Еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Очень эффективна работа на уроках географии в виде исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный путь познания. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.

Хотя исследование является самой главной частью работы, но необходим и последний, заключительный его этап-описание результатов. И очень важно чтобы ученики выступили со своими докладами перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: как правила, юный исследователь не понимает, что устное сообщение совсем не то, что написанная статья, оно должно быть короче, содержать все существенное, сто есть в статье, быть понятным слушателям. Умение выступать перед аудиторией, пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на отработку доклада. И, конечно же, обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику.

Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Возможно, не следует ждать, когда получит ученик большие знания и крепкие навыки - это дело наживное, и творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения курса географии. С большим желанием школьники записывают под диктовку географический диктант с использованием топографических знаков.

Одним из условий повышения мотивационной деятельности на уроке географии является отказ от стереотипного подхода к контролю знаний, когда контролер - только учитель. Теперь я часто привлекаю «экспертов», подготовленных учеников. Наличие «экспертов» позволяет экономить время на уроке, разнообразить организационные формы. В связи с этим усиливается роль итогово - тематического контроля: ученика контролирует не только учитель, но и ученик, свои товарищи. Это дает возможность более объективно и полно оценить знания ученика, чем текущая проверка.

Особое внимание уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний.

Проблемное изучение материала на уроках географии

В педагогике проблемный характер обучения определяется как подход, «возбуждающий у учащегося противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала». В классификации методов обучения он выделяется как «активизирующий познавательную деятельность учащегося и формирующий у него познавательный интерес. Целью проблемного обучения является развитие у учащихся критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, поиск собственных личностных решений. Первый вид постановки проблемной ситуации, когда педагог ставит проблему или проблемы, и сам их ре­шает, излагая лекционный материал. Например: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах, составьте теорию движения литосферных плит».

При такой форме проведения занятия учащиеся внеш­не пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Они видят, что западный контур острова Мадагаскар повторяет восточный берег Африки, но им сложно выдвинуть теорию, что остров когда –то был частью материка. Этот подход применяется чаще, чем другие, где затруднена обратная связь.

Значительное место уделяется работе над экологическим воспитанием, знакомству с природой и географией и историей родного края

Ну, и, конечно-же комфорт в школе способствует также адекватному поведению ребенка, его успешной учебе, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе и в классе, на уроке.

При выборе журнала для публикации работ по географии стоит обратить внимание на издания, рекомендованные ВАК. Полный список журналов размещается на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии. Для того, чтобы отыскать издание, которое специализируется на географических науках, необходимо отыскать название специальности в третьей колонке перечня. В ней обычно указываются узкие направления науки.

  • «География и природные ресурсы»;
  • «Вестник Московского университета. Серия 5. География»;
  • «Географический вестник»;
  • «Геология и геофизика Юга России» и многие другие.

Журналы по географии выпускаются не только издательствами России, но и в других странах на английском языке. Многие вузы России выпускают свои собственные периодические издания по естественным наукам, в том числе и по географии. Такие издания именуются «вестниками» и являются не особо престижными и популярными, однако многие из них включены в списки ВАК.

Конференции по географии проводятся как учебными заведениями, так и научными организациями. Желательно выбирать для предоставления собственной работы те мероприятия, которые входят в список РИНЦ. Это позволит опубликовать собственную работу в сборнике конференции, после чего она будет учитываться при подсчете наукометрических показателей ученого.

Самые лучшие конференции – те, которые проводятся на протяжении нескольких лет одними и теми же университетами или научными организациями.

Анастасия Рошалина, Екатеринбург

Уже не в первый раз пользуюсь вычиткой и корректировкой текста от "Открытого ресурса". А теперь ещё буду публиковаться, спасибо!

Иван Самойлов, Челябинск

Сотрудничал с вами ранее, теперь обязательно опубликуюсь в журнале "Открытый ресурс". Осталось только дописать статью и прислать.

В основу этой главы положены результаты исследования, выполнявшегося в 2014-2015 гг. сотрудниками географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках исследовательского проекта по гранту Русского географического общества «Университетская география в современном мире». Основными исходными материалами стали результаты интервью с преподавателями европейских университетов десяти стран: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Финляндии, Франции, Швеции. […]

Почти с первых лет основания Московского и Санкт-Петербургского университетов в них стали читаться лекции по географии, а в XIX в. были созданы первые географические кафедры. Наша страна стала одной из первых, где подготовка географов заняла достойное место в системе высшего образования, не только в столичных университетах. Развитию университетской географии в России во многом способствовала деятельность […]

Наша Родина - Россия - расположена в двух частях света - в Европе и Азии. Россия - самая большая страна на Земле, она протянулась от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке, от Арктики на севере до Кавказских гор на юге. В нашей стране живет множество народов, звучат разные языки. Здесь смешалось множество […]

В современной Европе живут миллионы славян - представителей народов, говорящих на родственных языках и имеющих общее происхождение. Русские - один из славянских народов. Славянские государства - Украина, Белоруссия, Польша, Чехия, Словакия в Восточной Европе и Болгария, Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения, Македония в Южной Европе - имеют древнюю историю, многие их города, […]

Древние греки, жившие несколько тысячелетий назад на Балканском полуострове и на островах Средиземного моря, называли себя эллинами, а свою страну Элладой. В современной Греции сохранилось множество античных памятников. На острове Крит в древности жили искусные мореплаватели, мастера, художники. В столичном городе Кноссе 3,5 тыс. лет назад был построен удивительный дворец - со множеством длинных переходов, […]

Италию называют музеем под открытым небом: столько здесь архитектурных шедевров. Пожалуй, самое величественное античное сооружение - амфитеатр Колизей. Кроме него, в Риме сохранились развалины форумов, термы (бани), храмы, среди них - знаменитый Пантеон (круглый храм всех богов, воздвигнутый во II в. н. э.). Однако Италия богата не только античными памятниками. Вот, например, знаменитая наклонная Пизанская […]

Европа и Азия - две части света, расположенные на одном материке - Евразии. Условную границу между ними проводят по невысокому Уралу и Кумо-Манычской впадине, лежащей к северу от заоблачных вершин Кавказа. Так что величайшими горами Европы являются Альпы, расположенные в самом сердце Европы. Не случайно их название произошло от кельтского слова «альп» - «высокая гора». […]

Франция протянулась с севера на юг через всю Европу - от Северного до Средиземного моря. Люди в этих краях поселились около миллиона лет назад. В древности здесь жили кельтские племена (галлы), позднее - германские, в их числе франки, давшие название современной стране (хотя французы нередко называют себя и галлами). Столица Франции Париж вырос на месте […]

С германскими племенами, населявшими Европу на заре истории, сражались еще римляне. На территории, где живут потомки древних германцев (а это практически центр Европы), шли войны, возникали и гибли государства, строились города, соборы, замки - подлинные чудеса света. Среди достопримечательностей Германии особое место занимают готические храмы. Готические церкви возвышались над низенькими домиками, символизируя порыв к небу, […]

Испания расположена на юго-западе Европы, на Пиренейском полуострове. Завоевать эту территорию, в античности населенную племенами кельтиберов, стремились еще римляне. Удалось им это с трудом, а часть вольнолюбивых племен сумела сохранить независимость и самобытную культу- ру. Их потомки - живущие сегодня в Испании баски. В начале VIII в. Пиренейский полуостров захватили мавры (арабы и берберы), они […]

Великобританию поэтично называют Альбионом. На языке кельтов, древнейших жителей этой страны, «альбион» означает «высокий, гористый остров». А возможно, название произошло от латинского слова «альбус» - «белый» из-за меловых утесов острова, а поскольку он часто укутан туманом, его называют еще и туманным Альбионом. Древнейшее из британских чудес света находится на юге страны - это Стоунхендж, круг […]

Один из прекраснейших городов Южной Америки, Рио-де-Жанейро, многие годы был столицей Бразилии, пока в центре страны не построили новую столицу (ее назвали так же как и государство - Бразилиа). Выросший на берегу Атлантического океана, Рио славится прекрасными пляжами, современными небоскребами, памятниками старинной архитектуры (самый ранний из них, монастырь Сан-Бенту, датируется концом XVI в.). И все […]

Когда-то Индией правили императоры из династии Великих Моголов. В 1627 г. на трон взошел Шах-Джахан (в переводе его имя означает «повелитель мира»). Шах-Джахан одержал много военных побед, но не это прославило в веках его имя. Правитель очень любил свою жену Арджуманд Бану (выйдя замуж, она получила титул Мумтаз-Махал, или Тадж-Махал, «избранница двора»). Красавица Мумтаз-Махал родила […]

В столице Италии Риме архитектурных памятников множество, ведь Рим был основан более 2,5 тыс. лет назад. Однако лишь один из этих памятников вошел в список новых чудес света (и, кстати, стал там единственным представителем Европы) - это Колизей, построенный в I в. н. э. Колизей - это гигантский амфитеатр. Амфитеатрами в древности называли сооружения, несколько […]

Много веков назад, когда в Европе ничего еще не знали о заморских землях, на территории современной Мексики (государства на юге Северной Америки), а также некоторых других государств Центральной Америки существовало могущественное государство майя. Великая цивилизация народа майя возникла в конце I в. до н. э. и просуществовала до начала XVI в. Майя строили большие каменные […]

Удивительный древний город Петра, высеченный прямо в скалах, находится на территории современного азиатского государства Иордания, расположенного на Аравийском полуострове. В III в. до н. э. - II в. н. э. Петра была столицей государства набатеев - группы арабских племен. Набатеи были замечательными художниками, в чьем творчестве переплелись традиции египетского, греческого, арабского искусства. Первые упоминания о […]

В XVI в. к берегам недавно открытого материка Южной Америки прибыли европейские завоеватели - испанцы. Они объявили войну существовавшему на территории современного Перу индейскому государству инков. Хорошо вооруженные, безжалостные и вероломные захватчики покорили индейцев и разграбили их города. Память о богатой и счастливой стране осталась жить лишь в древних легендах индейцев. Рассказывали, например, что в […]

Некогда Цинь Шихуанди, объединивший Китай и ставший его первым императором, приказал воздвигнуть вдоль северных границ огромной страны мощную стену, способную сдерживать натиск кочевников. От одного оборонительного сооружения до другого потянулись цепи укреплений - так началось строительство Великой Китайской стены. Было это в III в. до н. э., а завершилось строительство Стены лет через 600. Легенда […]

Жители греческого острова Родос в 305 г. до н. э. с честью выдержали осаду знаменитого полководца Деметрия Полиоркота (по-гречески его прозвище означало «осаждающий города»). В честь победы родосцы решили воздвигнуть колосс (огромную статую) покровителя острова - бога Гелиоса, а при сооружении статуи использовать захваченные в бою трофеи (оружие, доспехи врагов). Родосцы не случайно решили воздвигнуть […]

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами


Ключевые слова

наука, география, комплексность, природная среда, географическая оболочка, физическая география, экономическая география, глобальные проблемы, терминология, объект, предмет, преподавание географии, Science, geography, complex able, natural environment, geographical shell, physical geography, economical geography, global problems, terminology, object, subject, teaching of geography

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются проблемы изучения географии, ее истоки, глобальные географические проблемы, вопросы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознании.

Текст научной статьи

Современная география является сложными комплексом различных наук и направлений, где пересекаются знания и представления об окружающей нас природной среде, географии населения, географии отраслей экономики и сельского хозяйства, география использования природных ресурсов. Изучение этих разнообразных вопросов и проблем в контексте одной науки очень трудная и почти невыполнимая задача. Проблемы географии рационального использования ресурсов природной среды, не всегда соответствуют географии отраслей экономики, проблемы географии населения не всегда соответствует географии размещения населенных пунктов и рациональному использованию природными ресурсами различных территорий. Это особо касается экологически проблемных территорий, которых на Земном шаре становится все больше. Глобальные проблемы человечества и их география не всегда соответствуют природным и экономическим законом современности. Всё это в совокупности показывает сложность и разнообразие проблем изучения современной географии. География как наука сформировалась очень давно (III век до н.э) и её развитие носит определенный характер. В различные эпохи исторического развития человечества география проявлялась по тем или иным направлениям. Если в эпоху рабовладения география была в основном наукой познавательной и страноведческой, то в эпоху феодализма и в дальнейшим, в капитализме география превратилась в науку изучающую экономические и сырьевые возможности различных регионов и стран земного шара. Конец XIX и XX век стало для географической науки эпохой расцвета глобальной географии. Достижения современной науки дали возможность проверки достоверности множества географических фактов. Авиация, в конце XX века, космонавтика, дали возможности проверки и подтверждения картографических материалов, познании далее невиданных глубин океана, центральных экваториальных лесов, тропических пустынь и высокогорных территорий. Вместе с тем появилась угроза изменение глобальных географических процессов и явлений, связанных с техногенным воздействием человека на географическую среду. Конец XX века и начало XXI характеризуются с глобальным потеплением географической оболочки и связанную с ней таянием полярных ледников, нарушением атмосферной циркуляции и другими геоэкологическими проблемами. Лесные пожары, наводнение, повышение максимальных температур, техногенные движение поверхности и многое другое стало повседневным в жизни общества и природы. В этой связи изучение географических особенностей геосферы, её отдельных частей является важной задачей современной географии. Современная география во многих странах превратилась в прикладную науку, которая даёт общее представление о географической оболочке в целом, природных и экологических особенностях различных регионов мира. Вместе с тем частные географические науки, такие как, география населения, транспорта, сельского хозяйства, ресурсная география, геоморфология, лимнология, океанография, климатология и т.д., как бы отмежевались от географии и стали самостоятельными научными дисциплинами. Стало не очень понятным в географии объект и предмет изучения. В сфере с этим настало время четкого определения места «материнской» географии в самой сложной системе географических наук. Некоторые научные направления географии, например, такие как геоморфология, почти отделились от географии. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно разделить географию по принципу её надобности, т.е. для общего понятийного знания нужна общая география, а для различных отраслей нужна частная или прикладная география. При таком походе к географии можно к каждой ее части применить тот или иной подход, те или иные закономерности. К примеру, для общей географии относятся такие закономерности как целостность, ритмичность, зональность, а к отдельным отраслям её нужны уже другие закономерности и понятия. Общая география должна изучаться в средней школе, возможно в лицеях и колледжах педагогического направления. Частная или прикладная география, отвечая требованиям и законам той или иной экономики и общества, должна изучаться в профильных высших учебных заведениях и колледжах. Конечно, такой подход имеет свои недостатки и пробелы, но таким образом к географии появится другой интерес и другое понимание её в обществе и сознании людей. В странах бывшего постсоветского пространства география изучается почти одинаково, с уклоном географии России. Возможно, это правильно, с точки зрения общих географических понятий, ценностей, развития географических школ. Вместе с тем сегодня появляется новое поколение в обществе, которое рассматривает каждую науку через призму своих потребностей и знаний. Здесь целесообразен иной подход с учетом национальных и региональных особенностей. Например, страны Закавказья, для географии Узбекистана или Туркменистана, должны называться странами Закаспия, или Ближний Восток (Израиль, Иордания и т.д.) Ближний Запад. Конечно, мы не предлагаем такую трактовку, но как то нужно найти такие названия, которые бы не затрагивая национальные особенности тех или иных сторон, четко давали географическую характеристику. Например, для стран Закавказья - Страны горного Кавказа, для стран Ближнего Востока, можно предложить страны Западной Азии и т.д. В некоторых современных географических изданиях и учебных пособиях иногда появляются такие формулировки и данные, которые не соответствуют географическим понятиям и действительности. Поэтому пришло время к сотрудничеству в области географической терминологии и картографии. При этом конечно возникнут некоторые трудности с геополитической трактовкой, с историческими названиями, но вместе с тем это будет географически точной и применимой формулировкой. Все вышесказанное является лишь предложением авторов статьи и не является установкой для всех, кто занимается проблемами изучения и преподавания географии. В тех странах, где география имеет большое прикладное значение, в образовании это представлено рядом физико-и экономико-географических предметов. В странах, где к географии относятся лишь как к обшедисциплинарному предмету, география находится в системе общих дисциплин, и отношение к нашей науке невысокое. Для усиления роли географии в системе образования и науки необходимы реальные шаги в переосмыслении роли и места географии в общественном сознании и жизни людей.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...