Геологическая периодизация первобытной истории. Хронология истории первобытного общества

1) Археологическая периодизация.

2) Периодизация Л.Г. Моргана.

3) Датировки и хронология истории первобытного общества.

    Происхождение человека.

    1. Антропогенез.

      Древнейшие предки человека.

Периодизация истории первобытного общества.

Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», т.е. смену каменных орудий медными, а медных железными.

Ж. Кондоросе (ХVIII в.) ввел деление истории первобытного общества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие . А. Фергюссон (ХVIII в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.

Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в ХIХ в. Объяснением этому факту может служить открытие и целенаправленное ипланомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 г. И. Бахофен развил идею о матриархате . Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.

Диффузионизм – происхождение человека, техника обработки камня, окультуривание растений и др. зародились в одном месте, из которого распространились по все планете. Функционализм – обоснование прогрессивного, поступательного движения практической необходимостью и выгодой. (?)

В том же ХIХ в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что, в конечном счете, привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей гипотезу Л. Кара. Датский ученый К. Томсен ввел понятие трех веков: каменного, медного и железного. Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог О. Монтелиус – неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века Европы.

Таблица «Археологическая периодизация»

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

(древний каменный век)

ранний (древний, нижний)

культуры: дошельская (олдувайская, галечная), шельская (г.Шелль), ашельская (Сент-Ашелль, предместье г. Амьена), мустьерская (пещера Ле Мустье)

поздний (верхний)

ориньякская (пещера Ориньяк), солютрейская (стоянка Солютре), мадленская (пещера Ле Мадлен)

МЕЗОЛИТ

(средний каменный век)

азильская (пещера Мас д`Азиль), тарденуазская (Фер-ан-Тарденуа)

НЕОЛИТ

(новый каменный век)

бадарийская (с.Бадари), трипольская (с.Триполье)

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Но последовательность смены культур применима лишь к ограниченной территории (стоянки на территории Франции), к периодизации, например, палеолита Южной Африки, Индии может использоваться лишь частично, палеолит Америки, Австралии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии в эту схему не укладывается совсем. Археологическая периодизация ограничена, поскольку основным ее принципом является только характер используемого материала и не учитываются иные составляющие.

В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества , прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).

Таблица «Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана»

Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство)

Начало - появление древнейшего человека, возникновение членораздельной речи.

Возникновение рыболовства, появление огня.

Изобретение лука и стрел.

Варварство. Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств).

С открытия гончарства и распространения керамики..

Введение скотоводства и поливного земледелия.

С появления железа.

Цивилизация.

Изобретение иероглифического и алфавитного письма.

Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства.

Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.

Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»

Праобщина (Первобытное человеческое стадо)

Праобщина

Эпоха антропосоциогенеза

Раннепервобытная (ранняя родовая) община охотников, собирателей и рыболовов

Первобытная родовая община

Первобытная родовая община

Позднепервобытная (позднеродовая, развитая) община земледельцев и скотоводов

Первобытная соседская (протокрестьянская), распад родовой общины

Первобытная соседская община

Эпоха классообразования

Американские ученые выделяют эгалитарные (равноправные, уравнительный), которые не знакомы с имущественным и социальным расслоением, ранжированные , с социальным расслоением, стратифицированные , уже затронутые имущественным расслоением и иерархические общества , которым присуще и имущественное и социальное расслоение. На сегодняшний день многие зарубежные ученые делят историю первобытного общества на: праисторию (эпоха палеолита), протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века) и собственно историю , начинающуюся с появления государства и письменности.

Ни единой периодизации, ни единой теории о развитии первобытного общества нет и по сей день.

Датировки и хронология истории первобытного общества.

История первобытного общества не может быть хронизирована абсолютно, т.е. имеет место указание на тысячелетие, век, год, день, поэтому хронология - абсолютно-относительная (в пределах миллионов, тысячелетий, сотен лет, иногда точность до нескольких лет). Относительная хронология устанавливает последовательность событий путем сопоставления культур и археологических типов с изменениями в природной среде (на основе данных археологии, палеонтологии, геологии, палеоклиматологии).

Но существуют методики для определения абсолютной хронологии.

    Радиоуглеродный метод. Анализу подвергаются органические остатки. В результате воздействия космических лучей на атомы азота непрерывно в земной атмосфере образуется радиоактивный изотоп углерода – карбон, поглощаемый из атмосферы растениями, а через них и животными. После гибели растения или животного карбон начинает распадаться, а поскольку скорость его распада постоянна, то, определив степень полураспада (период, в течение которого распадается половина первоначального количества С 14), можно проводить датировку.

    Калий-аргоновый метод. Применим для археологических и антропологических памятников. Суть метода заключается в анализе соотношения калия и аргона, поскольку калий, распадаясь, превращается в аргон. Ограниченность этого метода состоит в его пригодности только для минералов и пород, содержащих калий.

    Дендрохронологический, возраст находок определяется по годичным кольцам деревьев.

    Археомагнитный метод предполагает датировку изделий из обожженной глины с точностью до плюс-минус 25 лет.

Изучение истории первобытного общества требует привлечения данных археологии, этнографии, лингвистики, палеозоологии, палеоботаники, их комплексное использование и синтез позволяют производить реконструкцию истории.

К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек. К антропологическим - костные останки предков современного человека. Исследованием и изучением их занимается антропология, которая изучает физический тип человека, его динамику во времени и его вариации в пространстве, пытается вскрыть причины этих изменений.

Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ

Происхождение человека.

Антропогенез.

Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. (В качестве приложения таблица «Эры и периоды Земли»).

Одна из «революционных» теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги «Происхождение человека и половой отбор» уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Т.Гексли в 1863г . показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.

Т.о., цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов – семейство человекообразные – семейство гоминид – род homo – вид человек современного типа – Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид – вид ископаемого или примитивного человека – Homo primigenius или erektus.

Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки.

    Прямохождение (бипедия или ортоградность ).

    Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.

    Высокоразвитый относительно крупный мозг.

Все эти признаки составляют так называемую «гоминидную триаду» , но возникли они хронологически неравномерно.

Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвигавшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthroposчеловек, genesis – возникновение) – процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.

Причины антропогенеза.

    Переход к прямохождению.

    Развитие мозга.

    Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.

Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:

    Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).

    Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами). i

Древнейшие предки человека.

Многие ученые считают, что родословная первобытного человека идет от обнаруженных в Египте парапитека (греч. para – возле, около, pitekos – обезьяна) и его ближайшего потомка проплиопитека (греч. pro – раньше), от которого образовались две ветви. Одна из них привела к плиопитеку и сивапитеку . От плиопитека произошли современные гибоны, от сивапитека – орангутанги.

Другая ветвь, более прогрессивная, привела к возникновению дриопитеков («древесная обезьяна») – высокоразвитых древних обезьян, чьи останки были найдены в ХIХ в. в относящихся к концу третичного периода отложениях. Для дриопитеков характерно некоторое уменьшение размеров клыков, промежутка между ними и резцами, черты, отделяющие их от приматов и приближающие к человеку. По составу дриопитеки не были однородны, развитие только некоторых из них пошло по пути очеловечивания. Дриопитеки были общим предком для человека и африканских человекообразных обезьян – гориллы и шимпанзе.

Не ставшие на путь очеловечивания обезьяны приспособились к жизни на деревьях, их биологическое развитие пошло по линии увеличения размеров тела (гигантроп, мегантроп , современные гориллы).

От прогрессивной ветви дриопитеков появился рамапитек – древняя антропоидная обезьяна, остатки челюсти которой были обнаружены на севере Индии также в третичных слоях Сивалинских холмов . Рамапитек более близок к человеку, чем дриопитек. Главным отличием в строении челюсти было то, что в сравнении с остальными зубами клыки не выдавались вперед.

В 1924 г. на территории Южной Африки найдены останки австралопитека (за период с 1935 по 1951 гг. найдены около 30 особей этой обезьяны). Таз и бедренные кости его близки человеческим; австралопитекам свойственно передвижение на двух ногах в вертикальном или почти вертикальном положении. Причина перехода к прямохождению (двуногой локомации) объясняется общими условиями жизни (безлесные и полупустынные местности на западе и в центре Южной Африки ) и борьбы за существование.

Отличительная особенность верхних конечностей – противопоставленный большой палец, но по своим размерам несколько больший, нежели у современного человека.

Череп – более вертикальный, чем у других антропоидов, уже видна посадка головы. Этот факт объясняется тем, что «на значительной части затылка австралопитека уже не было сильных шейных мышц, которые должны были удерживать голову на весу при горизонтальном ее положении. Такая посадка головы австралопитека должна была способствовать в дальнейшем более ускоренному развитию мозга и черепа предков человека». ii Зубы и глазницы по форме человеческие, клыки и челюсти менее развиты, чем у дриопитеков и рамапитеков (вероятно, связано с тем, что для защиты в большей степени использовал подручные средства, нежели собственные зубы). Объем мозга 600-700 см. куб.

Освобождение передних конечностей предоставило возможности нового развития орудийной деятельности – расширяющееся и систематическое употребление предметов, в первую очередь палок и камней.

В «кухонных очагах» австралопитеков найдены обломки панцирей черепах, кости ящериц, панцири пресноводных крабов. Следовательно, можно предполагать, что помимо собирания растительной пищи, птичьих яиц и др., австралопитеки добывали мелких животных, ящериц и крабов, а иногда нападали и на сравнительно крупных животных, используя камни и палки. Найденные рядом с останками австралопитеков черепа павианов имеют повреждения в виде трещин (50 из 58 черепов).

Употребление в пищу мяса в значительной степени способствовало ускоренному прогрессивному развитию, наибольшее влияние оказывая на развитие мозга, поставляя необходимые вещества в значительно большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном и легко усваиваемом виде.

Предки человека, вероятно, были схожи с австралопитеками по физическому облику и образу жизни и заселяли, очевидно, обширную территорию в Африке и на юге Азии .

К австралопитекам относятся: зинджантроп , возраст около 1,5 млн лет (Восточная Африка , раннечетвертичные слои Олдовайских гор), открыт в 1959 г. (прямоходящий, большой мозг, близкое к человеку строение зубов); презинджантроп или Homo hablis («человек умелый») .

Характеристики презинджантропа:

    прямохождение;

    объем мозга 670-680 см. куб.;

    близкое к современному человеку строение конечностей и зубов.

В тех же слоях обнаружены грубые рубящие галечные орудия, возраст которых 1,75-1,85 млн. лет . Этот факт служит причиной споров между учеными – относить ли человека умелого к людям (основание- изготовление орудий) или к австралопитекам (основание – сходство морфологического строения). Но обнаруженные орудия вряд ли относятся к самым древним, имеют место находки, возраст которых 2,1 и 2,6 млн. лет, кроме того доказано существование остеодонтокератической (костной) индустрии изготовления орудий, олдувайская культура (галечная) – древнейший этап палеолитической индустрии.

В 1891-1894 гг. на острове Ява голландец Э. Дюбуа обнаружил останки наиболее древнего первобытного человека питекантропа («обезьяночеловек прямоходящий») . В черепе явно видно сочетание черт обезьяны и человека, поэтому ученые высказывали предположение о том, что он представляет собой переходную форму от обезьяны к человеку.

Обезьяньи признаки – примитивная структура и своеобразная форма черепа с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, малая высота черепной коробки, массивный широкий надглазничный валик, следы продольного гребня на темени, наклонный лоб, большая толщина черепных костей. Объем мозга - 850-950 см. куб. Отливки внутренней полости черепа позволили сделать выводы, что у питекантропа не были достаточно развиты центры внимания и памяти, способность к мышлению находилась в зачаточном состоянии.

Орудия на Яве обнаружены не были, но уровень физического строения питекантропа таков, что позволяет и изготавливать и использовать их. Делаются предположения о глобальной катастрофе, когда поток лавы, а более вероятно воды, унес с места обитания и обезьяночеловека и животных.

Раскопки в пещере Чжоукоудянь в северном Китае в 1920-е гг. предоставили значительный материал для археологов и антропологов (останки около 40 «человек», в том числе и дети). Пекинский обезьяночеловек (синантроп ). Останки в «полном наборе», поэтому изучен детально.

Прямохождение не вызывает сомнений. Средний рост, крепкое сложение. Более развиты верхние конечности , фактически настоящие человеческие руки, причем явно видно преимущество правой руки. Черепной свод выше, чем у питекантропа, но сохранился надбровный валик, отсутствует подбородочный выступ, характерное для обезьян строение зубов. Мозг претерпел прогрессивные изменения, объем около 1050 см. куб. (один из черепов 1225 см. куб.), асимметричного строения, одна половина развита лучше другой (рука). Кроме того, вздутие в задней части височной доли и др. областях, что может свидетельствовать о наличии членораздельной речи. «Судя по характеру нижней челюсти, у питекантропа и синантропа отсутствовала еще возможность частой смены артикуляции речи. Их голосовой аппарат был для этого еще слишком примитивен и неразвит. Не в состоянии произносить сколько-нибудь сложные и четко оформленные сочетания звуков… Синантроп объяснялся звуковой речью, хотя и не вполне членораздельной… Слабо дифферинцированные звуки, дополняемые мимикой и телодвижениями». iii

Более разнообразные орудия труда. Использование огня. Наземные жилища.

Близок по уровню развития синантропу гейдельбергский человек , но останки его более чем фрагментарны (только нижняя челюсть).

С 1856 г. продолжаются открытия останков, относящихся к виду Homo primigenius или неандертальцу. Сильного коренастого, с мощной мускулатурой и массивным скелетом. Рост небольшой, мужчины до 155-165 см. Туловище относительно короткое, изгибы позвоночника слабо выражены, сутулая походка. Кисти рук грубые и массивные, лапообразные. Череп низкий, покатый, «убегающий» лоб, сильно выступающие вперед надбровные дуги, сливающиеся в сплошной надглазничный валик. Верхняя челюсть сильно выступает вперед, резца крупные, лопатообразные. Подбородочный выступ отсутствует.

Объем мозга 1300-1600 см. куб. Но структура мозга примитивна. Увеличились лобные доли, разрастается теменная (центры высшей психической деятельности, но вероятно способность к логическому мышлению ограничена, сильная возбудимость; судя по строению мозга, древнейшие люди, до неандертальца включительно не могли еще контролировать свое поведение, в частности, сдерживать порывы ярости), повышается свод черепа и уменьшается наклон лба, округляется затылок.

Более разнообразные и результативные виды деятельности. Искусственное добывание огня. Захоронения (высокая смертность, все изученные неандертальцы, дожившие до 31 года, мужчины).

Неандертальцы не были однородны (палестинские находки, европейские «шаппельцы») и, по-видимому, их эволюция шла разными путями. Но повсеместно (в Европе, Передней и Средней Азии, Восточной, Южной и Северной Африке, Юго-Восточной Азии) неандертальцы предшествовали кроманьонцам .

Палестинские неандертальцы . Доказательство перехода от неандертальца к человеку современного типа костяки мустьерского времени, обнаруженные в палестинской пещере Эс-Схул , на горе Кармел . В них сочетаются неандертальские черты и черты, характерные для современного человека. Новые черты - в строении черепа. Высота их черепной коробки близка к высоте обычной для современного человека. Лоб менее наклонный. Главное отличие палестинских неандертальцев - отчетливо выраженный подбородочный выступ, кроме того, устройство стопы и позвоночника. iv

Территория, где происходило формирование человека современного типа охватывала Средиземноморье, Переднюю и Среднюю Азию, территории на Кавказе и в Крыму. Некоторые группы неандертальцев, жившие в менее благоприятных для взаимного контакта условиях, приняли меньшее участие в процессе становления человека современного типа или вообще вымерли (неандертальцы острова Ява и Южной Африки).

В процессе формирования человека современного типа идет и расогенез - процесс формирования человеческих рас (влияние естественные условия жизни и разобщенность человеческих групп).

iАлексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

ii Всемирная история. В 10-ти т. - Т. 1. - М., 1955. - С.19.

iiiТам же. - С. 37.

ivСм.: Всемирная история. В 24 т. - Т. 1. - Минск.: Современный литератор, 1999. - С.68.


В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвентаря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палеолита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динамику в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. В западной литературе они различаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми понимаются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Между тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической формации, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существования. Однако они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэтому в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе (“Варварство и цивилизация”) его работы “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации первобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть поздне-первобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы, обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

Общая периодизация первобытной истории разрабатывалась и разрабатывается также многими западными исследователями. Такие попытки делаются преимущественно некоторыми исторически ориентированными учеными США. Наиболее распространено различение эгалитарных и стратифицированных, или иерархических, обществ. Эгалитарные общества соответствуют обществам эпохи первобытной родовой общины, стратифицированные – обществам эпохи классообразования. Между эгалитарными и стратифицированными часто помешают также ранжированные общества. При этом сторонники этих схем считают, что в ранжированных обществах существует только социальное неравенство, а в стратифицированных – также и имущественное неравенство. Наиболее существенная и привлекательная черта этих схем – признание в них эгалитарного характера первобытного общества, т. е. первобытного коллективизма.

Таким образом, критериев периодизации человеческой истории более чем достаточно – можно найти на любой “вкус и цвет”, т.е. проблемы классифицировать те или иные первобытные сообщества, орудия труда или хоты, даже окаменелые останки не существует. Существует же проблема т.н. “родины человечества”.

Итак, взгляды на характер основных эпох первобытной истории единообразнее взглядов на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

Исторические эпохи Археологические эпохи Палеоантропологические эпохи
Эпоха праобщины Нижний и средний палеолит Время архантропов и палеонтропов
Неолит Стадия раннепервобытной (раннеродовой) общины Верхний палеолит и мезолит Время неонтропов
Стадия познепервобытной (позднеродовой) общины
Эпоха классообразования Поздний неолит, энеолит или век раннего металла

Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.



Введение

Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 - 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 - 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образо-вания классов до наших дней придется только 4 минуты.

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и вре-мя от времени преобладающее мнение меняется. В на-стоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань перво-бытнообщинного строя колеблется в пределах послед-них 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государ-ства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке - в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены - еще позднее.

История зарождения из животных существ человека - и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество - до сих пор единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что памятников того времени - ни письменных, ни архитектурных - не существует. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей - и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. В этом отношении более позднее время, медный или бронзовый и железный век, более “благодатная” почва для исторического исследования - памятников, в том числе и письменных и архитектурных, того времени все же сохранилось достаточно, а потому и загадок, порожденных тем этапом истории все же гораздо меньше. Именно поэтому цель данной работы - выявить специфику психологии древнему прошлому человечества, тем более, что последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.

Периодизация первобытной истории.

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна ар-хеологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзо-вый (медный) и железный - получило научную разра-ботку в XIX - начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвента-ря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палео-лита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динами-ку в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи ран-него (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палео-лита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века - новокамен-ный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отлича-ются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизи-тельно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45 - 40 тыс., верхний палеолит - 12 - 10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда на-чался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация пре-вратилась из глобальной в совокупность региональ-ных, но и в таком виде она сохраняет немалое зна-чение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация перво-бытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного че-ловека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого чело-века умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие - уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наибо-лее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивили-заций, и обществ, сосуществовавших с этими и поздней-шими цивилизациями. В западной литературе они раз-личаются как, с одной стороны, преистория, с другой - прото-, пара- или этноистория, под которыми пони-маются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это - главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно ар-хеологически, протоистория - также и с помощью пись-менных сведений соседствующих с первобытными обще-ствами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Меж-ду тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической форма-ции, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существо-вания. Однако они не тождественны по степени самосто-ятельности своего развития: как правило, первые испы-тывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэто-му в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные обще-ства (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций пер-вобытной истории ни одна из них не в состоянии заме-нить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографиче-ским и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Ис-пользовав установившееся в XVIII в. членение истори-ческого процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и чле-нораздельной речи, средняя - с возникновения рыбо-ловства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней - освоением земледелия и скотоводства, к высшей - вне-дрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгель-сом, который в то же время положил начало ее пере-смотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начально-го. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной исто-рии, соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе (“Варварство и циви-лизация”) его работы “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фак-тического материала сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации пер-вобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали про-верки временем. В частности, выяснилось, что примене-ние в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственно-го применения металлов, между тем как часть поздне-первобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы, обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах про-изводственных отношений. В связи с этим была пред-принята попытка проследить развитие форм первобыт-ной собственности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов перво-бытной родовой общины и первобытной соседской общи-ны.

Историко-материалистическая периодизация пер-вобытной истории основана на эволюции производительных сил. В соответствии с этой схемой история человеческого общества делится да три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда: ка-менный век - 3 млн. лет тому назад - конец III тысячеле-тия до н.э.; бронзовый век - с конца III тысячелетия до н.э. - 1 тысячелетие до н.э.; железный век - с 1 тысячеле-тия до н.э.

Общая периодизация первобытной истории разраба-тывалась и разрабатывается также многими западны-ми исследователями. Такие попытки делаются пре-имущественно некоторыми исторически ориентиро-ванными учеными США. Наиболее распространено раз-личение эгалитарных и стратифицированных, или иерархических, обществ. Эгалитарные общества соответствуют обществам эпохи первобытной родовой общины, стратифицированные - обществам эпохи классообразования. Между эгалитарными и стратифи-цированными часто помешают также ранжированные общества. При этом сторонники этих схем считают, что в ранжированных обществах существует только соци-альное неравенство, а в стратифицированных - также и имущественное неравенство. Наиболее существенная и привлекательная черта этих схем - признание в них эгалитарного характера первобытного общества, т. е. первобытного коллективизма. В.П. Алексеев, А.И. Першиц. “История первобытного общества”. М. 1990. С. 6 - 16

Таким образом, критериев периодизации человеческой истории более чем достаточно - можно найти на любой “вкус и цвет”, т.е. проблемы классифицировать те или иные первобытные сообщества, орудия труда или хоты, даже окаменелые останки не существует. Существует же проблема т.н. “родины человечества”.

Итак, взгляды на характер основных эпох перво-бытной истории единообразнее взглядов на их соотно-шение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявших-ся точек зрения, эпохи общей (исторической) периоди-зации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следу-ющим образом.

Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуще-ствованию самых разных по своей стадиальной при-надлежности обществ.

Первобытная эпоха человечества — это период, который длился до изобретения письменности. В XIX веке он получил несколько иное название — «доисторический». Если не углубляться в смысл этого термина, то он объединяет совершенно весь временной промежуток, начиная от возникновения Вселенной. Но в более узком восприятии речь идёт лишь о прошлом вида человека, продолжавшемся до определённого периода (о нём было сказано выше). Если средства массовой информации, учёные или другие люди используют в официальных источниках слово «доисторический», то обязательно указывается период, о котором идёт речь.

Хотя характеристика первобытной эпохи складывалась исследователями по крупицам несколько столетий подряд, всё равно до сих пор совершаются открытия новых фактов, касающихся того времени. Из-за отсутствия письменности люди сопоставляют для этого данные археологической, биологической, этнографической, географической и других наук.

Развитие первобытной эпохи

На протяжении развития человечества постоянно предлагались различные варианты классификации доисторического времени. Историки Фергюсон и Морган разделили на несколько этапов: дикость, варварство и цивилизация. Первобытная эпоха человечества, включающая первые две составляющие, разбита ещё на три периода:

Каменный век

Первобытная эпоха получила свою периодизацию. Можно выделить основные этапы, среди которых был и В это время все оружие и предметы для повседневной жизни делали, как можно догадаться, из камня. Иногда люди в своих работах использовали древесину и кости. Уже ближе к завершению указанного периода появилась посуда из глины. Благодаря достижениям этого века сильно изменился ареал размещения на обжитых территориях планеты человека, а также именно в результате него началась человеческая эволюция. Речь идёт об антропогенезе, т. е. о процессе возникновения разумных существ на планете. Конец каменного периода ознаменовался приручением диких животных и началом выплавки некоторых металлов.

По временным отрезкам первобытная эпоха, к которой относится этот век, разделилась на этапы:


Медный век

Эпохи первобытного общества, имея хронологическую последовательность, по-разному характеризуют развитие и становление жизни. В различных территориальных областях период длился различное время (либо не существовал вообще). Энеолит мог соединяться с бронзовым веком, хотя учёные всё же выделяют его в отдельный период. Примерный временной срок — 3—4 тыс. лет Логично предположить, что эта первобытная эпоха обычно характеризовалась использованием медных приспособлений. Однако камень из «моды» не выходил. Знакомство с новым материалом происходило достаточно медленно. Люди, находя его, думали, что это камень. Обыкновенная на тот период обработка — удары одним куском об другой — не давала привычного эффекта, но всё же медь поддавалась деформации. При введении в бытовую жизнь холодной ковки работа с ней пошла лучше.

Бронзовый век

Эта первобытная эпоха стала одной из основных, по мнению некоторых учёных. Люди научились обрабатывать некоторые материалы (олово, медь), за счёт чего добились появления бронзы. Благодаря этому изобретению начался в конце века коллапс, происходивший достаточно синхронно. Речь идёт об уничтожении объединений человека — цивилизаций. Это повлекло за собой долгое становление железного века в определённой местности и слишком затяжное продолжение бронзового. Последний в восточной части планеты продолжался рекордное количество десятилетий. Он завершился вместе с появлением Греции и Рима. Век делится на три периода: ранний, средний и поздний. Во все эти периоды активно развивалась архитектура того времени. Именно она повлияла на становление религии и мировоззрения общества.

Железный век

Рассматривая эпохи первобытной истории, можно прийти к заключению о том, что стал последним перед появлением разумной письменности. Проще говоря, это столетие условно было выделено в отдельное, так как появлялись предметы из железа, они широко применялись во всех жизненных сферах.

Выплавка железа была достаточно трудоёмким процессом для того века. Ведь настоящий материал получить было невозможно. Это связано с тем, что он легко поддаётся коррозии и не выдерживает многих климатических изменений. Для того чтобы получить его из руды, требовалась намного большая температура, чем для бронзы. А литьё из железа было освоено через слишком длинный промежуток времени.

Возникновение власти

Конечно же, появление власти не заставило себя ждать. Лидеры в обществе были всегда, даже если речь идёт о первобытной эпохе. В этот период не существовали институты власти, политического доминирования также не было. Здесь большее значение придавалось социальным нормам. Они вкладывались в обычаи, «законы жизни», традиции. При первобытном строе все требования объяснялись на языке жестов, а их нарушения карались при помощи изгоя из общества.

Вопросы периодизации и создания адекватной хронологии первобытной истории поднимались неоднократно, однако отсутствие достоверных фактов и, что не менее важно, наличие весьма разноплановых предположений и теорий, не дают возможность сделать четкие выводы до сих пор.
С момента развития письменности и получения более конкретных данных мы располагаем рядом информационных документов и археологическими источниками, однако и касательно данного периода существует ряд разногласий. Специалистами в области истории в течение длительного периода времени предлагались довольно разные примеры распределения и периодизации общего развития человеческого общества. Например, А. Фергюсон, а затем и Морган предлагали периодизацию истории, путем охвата трех последовательных этапов: дикости, варварства и цивилизации. Удивительно, но каждую из первых двух стадий Морган дополнительно делил еще на три ступени: низшую, среднюю и высшую. По мнению автора на низшей стадии дикости деятельность человека касалась в большей степени охоты, рыбалки и собирательства. Частная собственность тогда отсутствовала напрочь и среди жителей племени существовало абсолютное равенство. К стадии варварства автор причисляет активное земледелие и выраженное скотоводство. Считалось, что в тот период возникла частная собственность и сформировалась социальная иерархия. Третья, заключительная стадия связана с возникновением и развитием государства, городов, общества, разделенного на классы, письменности и прочие атрибуты современности. По мнению Моргана наиболее ранняя, а значит изначальная стадия развития общества имела низшую ступень дикости, потому что тогда только зарождалось образование членораздельной речи. Вторая, то есть средняя ступень дикости, согласно классификации начинается использованием огня и введением в рацион рыбной пищи, а заключительная, высшая ступень дикости балы напрямую связана с изобретения лука. Наряду с этим, низшая ступень варварства предположительно начинается с появления и распространения гончарного искусства, а после этого средняя ступень ознаменовалась переходом к земледелию и скотоводству. Кульминационная, то есть высшая ступень варварства возникла с момента осваивания металлов.
Наиболее досконально разработанной периодизацией является археологическая, поскольку в ее основе лежит сопоставление реально существовавших и изготовленных человеком орудий труда, разнообразных материалов, особенностей форм жилищ и захоронений. Согласно такой градации история человечества делится на три основных периода: каменный век, следующий за ним бронзовый век и, самый плодородный на факты, железный век.
Разные советские учёные, в том числе П. П. Ефименко и А. И. Першиц, предложили новую систему периодизации первобытного общества. Основным критерием их подхода была эволюция форм собственности, семейные отношения и степень разделения труда. В слегка обобщенном виде данную периодизацию можно характеризовать как три объемных периода:
- первоначальная эпоха первобытного стада;
- последующая эпоха типичного родового строя;
- заключительная эпоха всестороннего разложения общинно-родового строя.
Несомненно, все существующие системы периодизации несовершенны. На данный момент существует немало различных примеров опровержения каждой, поскольку невозможно идеально охарактеризовать разнообразные факты в совокупности и придавать им огромное значение, привязывая к конкретному периоду. Свидетельства перекрестного использования орудий у разных народов или их скачкообразное совершенствование тоже являются показаниями не в пользу периодизации.
На данный момент считается, что глобальная, общечеловеческая условная периодизация первобытного строя исчерпывается и заканчивается на мезолите, в тот период, когда культурное развитие вдруг очень резко ускорилось. При этом общепринятая по согласованию археологическая периодизация ключевых этапов развития первобытного общества выглядит весьма объемно и характеризуется разными эпохами с указанием периодизации. При этом, культура развития общества могла существовать и на грани двух эпох, поэтому таблица имеет соседствующие пункты в неожиданных местах.
Итак, хронология первобытной истории включает эпохи древнекаменного века (палеолита), среднекаменного (мезолита), новокаменного (неолита), бронзовый и железный век. При этом вычленяют ранний, средний и поздний палеолит с такими видами человека, как гоминиды разных видов Homo, а также Homo neanderthalensis и Homo sapiens sapiens в среднем палеолите. Неолит тоже делится на ранний, средний и поздний согласно характеристикам развития, видам деятельности. Бронзовый век характеризуется ранней историей и активным распространение металлургии. В этот период люди научились эффективно добывать и обрабатывать такие металлы как золото, медь, бронза. Кстати, первые письменные источники, давшие сведения о письменности указанного периода, были обнаружены в передней Азии и Эгеиде. Железный век, как самый доступный для изучения и давший максимальное количество информации, условно делится на три этапа: период ранней истории, античность, средние века и новая история.
Какого плана и какими будут открытия ближайшего времени и удастся ли нашим потомкам скорректировать эти данные, остается только гадать.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...