Герб и флаг Парижа: история и описание. Эйфелева башня (Париж) — символ Франции

Флаг и герб Парижа - это официальные символы города, отражение его многовековой истории. Не всегда понятен смысл присутствия на эмблеме города того или иного элемента. Например, откуда взялся кораблик? Ведь Франция никогда не была морской державой. И почему на гербе французской столицы корона Австрийской империи? Давайте разбираться.

О городе

Столица Франции и город всех влюбленных имеет древнюю историю. Историки и археологи называют основателями Парижа кельтское племя паризиев. Считается, что город был заложен в III веке до нашей эры. В качестве галло-римского города Паризии он стал известен с III-IV века.

Столицей Францией с небольшими перерывами Париж является с конца IX века. Исторический центр города образован островом Сите и берегами реки Сена. Его облик формировался на протяжении многих веков, но подвергся масштабной и радикальной реконструкции во второй половине XIX века.

Согласно статистическим данным 2015 года, в городе проживает чуть более 2,1 миллиона человек, что составляет 3,6 % от всего населения страны. Приблизительно 14,9 % жителей - иностранцы, в основном - выходцы из ЕС, а около 20 % - иммигранты из Туниса, Марокко и Алжира.

Герб Парижа: описание

Забегая вперед отметим, что основу флага Парижа составляет его герб. Поэтому имеет смысл рассмотреть его подробнее. У герба интересная история, ведь официально он был утвержден королем из династии Валуа - Карлом V Мудрым в 1358 году. Он представляет собой английский щит, который поддерживают две ветви.

Визуально щит разделен на две части: синюю и красную. На красном фоне изображено Гальское судно, облаченное в серебро и плывущее по волнам под парусом. Оно символизирует, во-первых, остров Сите, расположенный на Сене в центре города и имеющий форму кораблика, а во-вторых, торговлю - главную отрасль экономики города. Синее поле в верхней части герба украшено золотыми геральдическими лилиями. Они являются символом старой французской династии королей Капетингов, под покровительством которой долгое время находился Париж.

В 1853 году герб был дополнен официальным девизом Парижа: Fluctuat nec mergitur. Перевод фразы звучит: «Он качается, но вода не губит его».

Парижский герб: история

Многим может показаться странным, что кораблик является символом города. Однако именно через Париж пролегали два важных торговых пути: водный (с востока на запад) и сухопутный (с севера на юг). Переправой через Сену ранее владело товарищество корабельщиков, именно их доходы были основным источником благосостояния горожан.

Герб появился раньше, чем флаг Парижа, его первые изображения датируются 1210 годом. Наиболее близок к современному виду герб 1412 года. Кораблик с высокой кормой и носом изображался в виде перевернутого треугольника.

Все эмблемы, дворянские титулы и гербы были отменены после Великой французской революции. Городские власти выполнили указание, поэтому город остался без официальной символики вплоть до первой Французской империи. Герб был восстановлен 29 января 1811 года по особому распоряжению императора Наполеона I, а в 1817 году Людовик XVIII утвердил его прежний вид. До середины XX века было внесено еще несколько дополнений. Так, в нижней части герба постепенно появились изображения трех наград: орден Почетного Легиона (в 1900 г.), крест Мировой войны 1914-1918 гг. (в 1919 г.) и крест Освобождения (в 1945 г.).

Флаг Парижа

Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери и Версаль, Триумфальная арка и уникальный Лувр - все это достопримечательности и символы французской столицы, знакомые, пожалуй, каждому. Однако как выглядит флаг Парижа, знают не все. Между тем, он является официальным символом города наряду с гербом.

Как правило, флаг государства или города представляет собой прямоугольное полотно, но в случае со столицей Франции оно квадратное. По вертикали полотнище делится пополам традиционными цветами: синим и красным. Оба они, как уже было отмечено, присутствуют и на гербе, но в разных пропорциях. Посередине изображен герб города.

Что обозначает флаг Парижа?

Синий цвет флага отождествляется с покровителем города - святым Мартином Турским, являющимся одним из пяти святых покровителей всей страны. Красный цвет на полотне олицетворяет еще одного христианского святого, первого епископа Парижа, Дионисия Парижского. Кроме того, яркая полоса на флаге Парижа символизирует пламя сердец французов и огонь их домашних очагов.

Существует преемственность между флагом столицы и страны. Цвета французского флага происходят от символического полотна Парижа. Свой современный вид он обрел во времена Великой революции. Флаг Франции символизирует единство Парижа и короля.

Самая узнаваемая достопримечательность Парижа, символ Франции, названная в честь своего создателя Густава Эйфеля. Она является местом настоящего паломничества туристов. Сам конструктор называл её просто - 300-метровой башней.

Эйфелева башня (Париж) — символ Франции

В 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю - свыше 250 миллионов человек, что делает башню самой посещаемой достопримечательностью мира. Эйфелева башня (Париж) задумывалась как временное сооружение - она служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося через 20 лет после выставки сноса башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, - это была эпоха внедрения радио.

Где находится Эйфелева башня

Если говорить о том, где находится Эйфелева башня конкретно, то она стоит на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену.

Вопрос как добраться до Эйфелевой башни тоже весьма прост: нужно ориентироваться на станцию Bir-Hakeim линии 6 Парижского метрополитена. Другой вариант — станция Trocadero линии 9. Автобусные маршруты, на которых можно добраться до Эйфелевой башни: 42, 69, 72, 82 и 87.


При желании можно в режиме реального времени увидеть, что происходит вокруг главной достопримечательности Парижа и посмотреть другие . Веб камеры Эйфелевой башни и Парижа не столь популярны и развиты, как в Нью-Йорке, поэтому предлагают лишь ограниченный вид на башню.

Высота Эйфелевой башни

Высота Эйфелевой башни в шпиле составляет 324 метра (2000 год). На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени - пирамиды Хеопса (137 м), (156 м) и Ульмского собора (161 м), - пока в 1930 году её не превзошел Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.

На протяжении своей истории башня неоднократно меняла цвет своей покраски - от желтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня неизменно красится в «коричневый-эйфелевый» - официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы, который едва различим на ночных фото Эйфелевой башни.

Эйфелева башня в Париже: история

Эйфелева башня в Париже была создана специально к Всемирной выставке 1889 года, которая была организована властями к столетию Великой Французской революции. Известный инженер Гюстав Эйфель внес на рассмотрение в администрацию Парижа свой проект 300-метровой железной башни, которым он фактически не занимался. 18 сентября 1884 г. Густав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право.

1 мая 1886 г. открылся общефранцузский конкурс архитектурных и инженерных проектов для будущей Всемирной выставки, в котором приняли участие 107 претендентов. На рассмотрении были различные экстравагантные идеи, среди них, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции 1789 года. Проект Эйфеля становится одним из 4-й победителей и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.

В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам: Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые конструкционные методы. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта.

Для того, что бы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектор Стефану Совестр предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать ее опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для ее украшения.

В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25% всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы - средства, внесенные тремя банками, вторая половина - личные средства самого Эйфеля.

Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.

Строительство Эйфелевой башни

Строительные работы в течение двух с небольшим лет - с 28 января 1887 г. по 31 марта 1889 г. - выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров более 12 000 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн заклёпок. Чтобы закончить строительство Эйфелевой башни в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Вначале применялись высокие краны. Когда конструкция переросла их по высоте, использовали специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта фирмы «Fives-Lill», установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни. С 1983 г. их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра.

Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Эду (однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе) и состоявший из двух взаимоуравнивающихся кабин. На полпути к площадке, на высоте 175 м. от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Емкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление. В 1983 г. этот подъемник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки «Otis». Он состоял из четырех кабин и обеспечивал прямое сообщение между двумя этажами. Возведение Эйфелевой башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ. Это и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного смертельного случая, что являлось значительным достижением для того времени.

Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение. 31 марта 1889 года, меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель смог пригласить нескольких более-менее физически крепких чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней.

Эйфелева башня (Франция): реакция публики и дальнейшая история

Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 млн. посетителей. К концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

В октябре 1898 года Эжен Дюкрете провёл первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном. В 1903 году генерал Феррье, пионер в области беспроволочного телеграфа, применил её для своих экспериментов. Так случилось, что башню оставили сначала для военных целей.

С 1906 г. на башне постоянно размещена радиостанция. 1 января 1910 г. Эйфель продлевает аренду башни сроком на семьдесят лет. В 1921 году состоялась первая непосредственная радиопередача с Эйфелевой башни. В эфир прошла передача широкого радиовещания, ставшая возможной благодаря установке на башне специальных антенн. С 1922 года стала регулярно выходить радиопрограмма, которая так и называлась «Эйфелева башня». В 1925 году предприняты первые попытки ретранслировать с башни телевизионный сигнал. Передача же регулярных телевизионных программ началась с 1935 года. С 1957 года на башне располагается телевизионная башня, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 м. Кроме нее, на башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн. Они обеспечивают ретрансляцию различных радио и телепрограмм.

Во время немецкой оккупации 1940 года французы повредили привод лифта прямо перед самым приездом Адольфа Гитлера, таким образом фюрер так никогда и не поднимался на неё. В августе 1944, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер приказал, чтобы генерал Дитрих фон Колтиц, военный губернатор Парижа, уничтожил башню наряду с остальными городскими достопримечательностями. Но Фон Колтиц не повиновался приказу. Что удивительно, через несколько часов после освобождения Парижа привод лифта вновь заработал.

Эйфелева башня: интересные факты
  • Вес металлической конструкции - 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы возвести сразу три башни. Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см.
  • Нижний этаж представляет собой пирамиду (129,2 м каждая сторона в основании), образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 м арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет собой квадрат (65 м в поперечнике).
  • На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находятся (на высоте 115,73 м) вторая платформа (квадрат в 30 м в поперечнике).
  • Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну (190 м), несущую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м), также квадратной формы (16,5 м в поперечнике); на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка (1,4 м в поперечнике).
  • На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.

На первой платформе были возведены залы ресторана; на второй платформе помещались резервуары с машинным маслом для гидравлической подъёмной машины (лифта) и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 км.

Возведённая башня потрясала дерзким решением своей формы. Эйфель был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания чего-то артистического и нехудожественного.

Вместе со своими инженерами - специалистами по мостостроению, Эйфель занимался расчётами силы ветра, хорошо понимая, что если они строят самое высокое сооружение в мире, то прежде всего должны убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам.

Первоначальный договор с Эйфелем был о демонтаже башни через 20 лет после постройки. Как нетрудно догадаться, он так и не был реализован, и история Эйфелевой башни продолжилась.

Под первым балконом, на всех четырёх сторонах парапета выгравированы имена 72-х выдающихся французских учёных и инженеров, а также тех, кто внёс особый вклад в творение Густава Эйфеля. Эти надписи появились в начале XX столетия и были восстановлены в 1986–1987 годах компанией «Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel», нанятой мэрией для эксплуатации Эйфелевой башни. Сама башня является собственностью города Париж.

Освещение Эйфелевой башни

Впервые освещение на Эйфелевой башне было включено в день ее открытия в 1889 году. Тогда оно состояло из 10 тыс. газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого был окрашен в синий, белый и красный - цвета национального флага Франции. В 1900 году на конструкциях «Железной дамы» появились электрические лампы. А нынешнее золотистое освещение впервые было включено 31 декабря 1985 года, и его можно увидеть на множестве фото Эйфелевой башни, сделанных в последние годы. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им «Эйфелева башня в огне». На башне было установлено около 125 тысяч электрических лампочек. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звёздный дождь, полёт комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен. Эта рекламная акция продлилась до 1934 года, а башня была самым высоким местом для рекламы в мире.

Летом 2003 года башня «оделась» в новое осветительное одеяние. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тыс. лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, которая обошлась в 4,6 млн евро, напоминала ту, что впервые включилась на башне в ночь на Новый 2000 год, когда башня, обычно подсвеченная золотисто-жёлтыми фонарями, за считанные секунды оделась в сказочное сияние, подмигивающее серебристыми огнями.

С 1 июля по 31 декабря 2008 года, когда Франция выполняла функции председателя ЕС, на башне работало синее освещение со звёздами (напоминающее флаг Европы).

Состоит из четырех уровней: нижний (наземный), 1-й этаж (57 метров), 2-й этаж (115 метров) и 3-й этаж (276 метров). Каждый из них по-своему примечателен.

На нижнем уровне расположены кассы, где можно приобрести билеты на Эйфелеву башню, информационный стенд, откуда можно прихватить полезные брошюры и буклеты, а также 4 сувенирных магазина - по одному в каждой колонне башни. В южной колонне, кроме этого, находится почтовое отделение, так что можно прямо от подножья знаменитого сооружения послать открытку родным и близким. Также перед началом покорения Эйфелевой башни есть вариант перекусить в расположенном тут же буфете. С нижнего уровня можно попасть в отделения, где установлены старые гидравлические машины, в прошлом поднимавшие лифты на вершину башни. На них можно полюбоваться только в составе экскурсионных групп.

1-й этаж, на который при желании можно подняться пешком, порадует туристов еще одним сувенирным магазином и рестораном 58 Tour Eiffel. Однако кроме этого здесь находится сохранившийся фрагмент винтовой лестницы, которая вела в свое время со второго этажа на третий, а заодно и в офис Эйфеля. Много нового о башне можно узнать, сходив в центр Cineiffel, где демонстрируется анимация, посвященная истории сооружения. Детям же будет наверняка будет интересно познакомиться с Гусом - рисованным талисманом Эйфелевой башни и персонажем специальной детской книги-гида. Также на 1-м этаже можно будет полюбоваться постерами, фотографиями, всевозможными иллюстрациями разных времен, посвященными «Железной даме».

На 2-м этаже первое, что приковывает внимание, - это общая панорама Парижа, открывающаяся со 115-метровой высоты. Тут же можно пополнить свои запасы сувениров, разузнать много нового об истории башни на специальных стендах, а заодно и заказать себе восхитительный обед в ресторане «Жюль Верн».

3-й этаж - это главная цель многих туристов, фактически вершина Эйфелевой башни, расположенная на высоте 276 метров, куда ведут лифты с прозрачными стеклами, так что уже на пути туда открывается потрясающий вид на французскую столицу. На вершине можно побаловать себя бокалом шампанского в «Champange bar». Подъем на вершину Эйфелевой башни в Париже - это впечатления на всю оставшуюся жизнь.

Если вы хотите это испытать, то самое время заказать экскурсию к Эйфелевой башне:

Рестораны Эйфелевой башни

Пообедать или же просто пропустить бокал вина в одном из расположенных на Эйфелевой башне ресторанов, любуясь видом Парижа, - об этом мечтают многие, так что попав наверх не стоит отказывать себе в удовольствии посетить ресторан на Эйфелевой башне. Всего в башне расположены два отличных ресторана, бар и несколько буфетов.

Открывшийся не так давно на 1-м уровне Эйфелевой башни ресторан 58 Tour Eiffel предлагает своим посетителям как легкие ланчи, так и классические обеды, которыми можно насладиться в уютной и дружелюбной атмсофере ресторана, глядя на Париж с 57-метровой высоты. Это не очень шикарное, но весьма приятное место. Забронировать обед из двух блюд и билет на лифт можно по ссылке ниже.

«Жюль Верн»

Ресторан на 2-м этаже башни, названный в честь знаменитого писателя, является превосходным образчиком современной и изысканной французской кухни. Множество деликатесов и уникальных блюд в сочетании с дизайнерским интерьером и безупречной обстановкой - все это превращает обычный обед в «Жюль Верне» в настоящий праздник вкуса.

«Шампанское-бар», расположенный на вершине Эйфелевой башни, и выпитый в нем бокал игристого напитка - это своего рода логическое завершение подъема на главную достопримечательность Парижа. Можно выбрать розовое или белое шампанское, которые стоят в пределах 10–15 евро за бокал.

Эйфелева башня: билеты

Как уже было сказано выше, билетные кассы расположены на самом нижнем уровне башни. Стоимость взрослого билета до вершины башни составляет 13,40 евро, до 2-го этажа — 8,20 евро. Об остальных билетах можно узнать на этой странице в отдельном разделе. Кроме того, билеты на Эйфелеву башню можно приобрести онлайн на сайте достопримечательности. В таком случае на e-mail присылают электронный юилет, который нужно распечатать и взять с собой в день визита. Билеты можно покупать как минимум за день до посещения. Забронировать билеты на Эйфелеву башню можно на сайте, где также обозначены все инструкции.

Франция – очень интересная страна, со своей культурой, обычаями, историей. Как и любой другой страны, у Франции есть свои символы – предметы, образы, даты, которые берут свое начало из глубины веков и складывались исторически.

Сегодня мы поговорим о французских символах, о том, что они означают и откуда, собственно, взялись.

Флаг Франции – это не просто символическая эмблема, но национальный, государственный символ, согласно второй статье французской конституции 1958 года.

Le drapeau national de la France, c’est le trocolore de trois bandes verticales – bleu, blanc, rouge. Французский триколор введен в употребление 20 мая 1794 года. Что же означают эти три цвета? Флаг Франции

La couleur blanche est assossiée traditionnellement avec la monarchie française. Такая ассоциация происходит с конца XVI века. Впервые белый цвет зафиксирован с тех пор, как король Генрих IV принял белый шарф, как эмблему королевской армии. Изначально это был цвет партии гугенотов (протестантов), к которым король Генрих IV принадлежал до своего венчания на Маргарите де Валуа. Генрих стал королем Франции в 1589 году, будучи еще гугенотом, а принял католицизм только в 1593 году. Гугеноты считали свою веру чистой, поэтому носили белые одежды, белые шарфы, имели белые знамена. Таким образом, вполне закономерно то, что этот цвет появился, как королевский символ. В 1590 году знаменем Франции стало белое полотно, безо всяких рисунков. Позже на нем стали изображать золотые лилии. Так продолжалось до революции.

Les couleurs finales du drapeau français se sont formées pendant la Grande révolution bourgeoise. La couleur bleue, c’est le symbole de saint Martin de Tour; le blanc, c’est la couleur de la héro ï ne nationale Jeanne d’Arc; enfin, la couleur rouge symbolise le feu des coeurs des Français. Во времена революции белый цвет королевской семьи был добавлен в знак примирения к синему и красному, которые символизировали не только геральдические расцветки Парижа, но и революционные кокарды. Образовавшийся триколор стал настоящим символическим воплощением лозунга «Liberté! Egalité! Fraternité! — Свобода! Равенство! Братство!». С тех пор красный цвет олицетворяет пламенные сердца французов, белый ассоциируется с национальной героиней Жанной д’Арк, а синий – со святым Мартинием Турским, который, согласно преданию, отдал свой синий плащ замерзающему нищему. Мартиний считается святым покровителем Французской республики.

La belle Marianne symbolise la devise nationale de la France «Liberté! Egalité! Fraternité!». Marianne est une belle jeune femme avec un bonnet phrygien sur sa t ê te.Sa sculpture est un attribet obligatoire dans les instituts des organes de pouvoir, dans les palais de justice, dans les municipalités. Son profil est disponible sur le sceau de l’Etat de la France. Elle est repré senté e sur les timbres postales franç ais.

Фригийский колпак (мягкий закругленный колпак со свисающим вперед верхом) — это головной убор, который известен со времён Римской империи, его носили освобожденные рабы-вольноотпущенники. Dès ce temps-là, le bonnet phrygien est devenu le symbole de la liberté. Марианна

Почему же именно это имя? Существует версия, Баррас (учредитель Директории), искал красивое имя для женского символа Республики. Как-то раз он ужинал у своего друга Жана Ребеля. Это был семейный ужин, на котором присутствовала супруга хозяина дома, Мадам Ребель, обладающая красотой и шармом. Ее звали Мари-Анна. Баррас решил, что лучшего имени для символа республики не найти.

Изначальная задумка была изобразить красивую женщину с копьем во фригийском колпаке, как символ революции и освобождения от рабства. Приблизительно с 1875 года изображения Марианны широко распространились в государственных учреждениях: департаментах, муниципалитетах, судах. Сначала это были бюсты, изображавшие собирательный женский образ, но с 1970 года была введена новая традиция. Комитет мэров французских городов решил, что прототипом Марианны будет избираться одна из известных красивых женщин Франции. Ими были:

    • 1968 — Брижит Бардо — киноактриса
    • 1978 — Мирей Матье — певица
    • 1985 — Катрин Денев — киноактриса
    • 1989 — Инес де ла Фрессанж — манекенщица
    • 2000 — Летиция Каста — топ-модель
    • 2003 — Эвелин Тома — телеведущая
    • 2012 — Софи Марсо — киноактриса

La fleur-de-lys

La fleur-de-lys est le symbole de la France et de la monarchie française. Три французские королевские лили, изображенные на королевском стяге – это символ милосердия, правосудия и сострадания. Все это олицетворяет королей Франции. Один из первых королей франков из династии Меровингов (Les Mérovingiens) Хлодвиг I (Clovis), будучи еще язычником, увидел, что проигрывает важное сражение, и вознес молитву о победе христианскому Богу. Ему явился ангел с ветвью лилий, сказав, чтобы отныне он сделал лилию своим оружием и завещал его своим потомкам. Французская королевская лилия

Хлодвиг победил в этой битве, и вместе со всеми франками, их женами и детьми принял крещение. Так как эта эмблема состоит из трех лилий, флер-де-лис также может олицетворять Троицу, Деву Марию, триединство Бога, творения и королевской власти, а также триединство тела, ума и души человека.

С тех пор лилия – это символ королевской власти и Франции в целом, она присутствует на знаменах королей, на их гербах, на монетах. Французское выражение « Etre assis sur des lys», то есть «сидеть на лилиях», означало иметь высокую должность, так как цветами лилии были украшены не только стены помещений, но и сиденья стульев в королевских дворцах.

La Tour Eiffel est le symbole de Paris et de la France entière. Construite par l’ingénieur Gustave Eiffel, elle est devenue la plus attrayante curiosité de la France.

Эйфелева башня поначалу так не понравилась парижанам! Она была построена инженером Гюставом Эйфелем для Всемирной выставки 1889 года в честь столетия Великой буржуазной революции. Она возмущала и пугала их своими размерами и, как считали тогда, нелепостью. Еще бы! Высота башни составляет 318,7 метра, вес — около 10 тысяч тонн. Колебание верхушки Эйфелевой башни при сильном ветре — не более 12 сантиметров. Количество ступенек лестницы, ведущей на нижнюю смотровую площадку — 1652 ступени. Одновременно на башне могут находиться 10.400 чел. Все тогда считали, что она простоит недолго и скоро разрушится, поэтому сначала намечалось оставить ее только на 20 лет, но этот срок был продлен на 70 лет решением правительства в 1910 году. Эйфелева башня

Сейчас это телевизионная башня для всего Парижа и области. Парижане XIX века и подумать не могли, что сейчас это сооружение – главное, что привлекает гостей Парижа. Зачем вы едете во Францию? – Конечно, посмотреть Эйфелеву башню!

La Marseillaise

La Marseillaise, c’est l’hymne national de le France, composé par Rouget de Lisle.

Марсельеза – это государственный гимн Франции. Сочиненная Руже де Лиллем, поначалу, как революционная песня, Марсельеза охватила всю страну, ее пели во всех городах. Марсельеза стала национальным гимном Франции 14 июля 1795 года. (Подробно о Марсельезе читайте статью на нашем сайте).

Изначально Франция не была Францией, а государством Галлия, в котором поселились племена франков.Галльский петух стал символом Галлии и галлов, потому что в переводе с латинского «галлус» имеет два значения - «петух» и «галл». В Древнем Риме петух был символом заносчивости, задиристости. По этой причине римляне называли галлов петухами, поскольку считали их забияками.
В XV веке король Карл VIII выбрал изображение петуха в качестве эмблемы Франции. В период монархии эмблема с петухом была белого цвета, а после Революции 1789 года стала, как и национальный флаг, трехцветной. Галльский петух

Aujourd’hui, l’image du coq gaulois peut être vu dans la presse grand public en France et à la résidence du président français sur la barrière du parc de l’Elysée. En France, il est maintenant considéré comme un symbole de l’indépendance et la liberté, ainsi que l’arrogance et de la combativité.

Jeanne d’Arc

Jeanne d’Arc a sauvé la France pendant la Guerre de Cent Ans. Elle est la héro ï ne nationale de la France.

Это была Столетняя война (1337 – 1453), которая обходилась Франции очень дорого и трудно. Бедная Франция проигрывала сражение за сражением: битва при Азенкуре, битва при Пуатье, морские сражения. В стране голод и нищета, крестьянские восстания то и дело вспыхивали то тут, то там.

Наконец, Бог сжалился над бедной страной и послал ей спасение. Хрупкая молодая девушка из деревни Домреми, что в Лотарингии, была призвана спасти Францию и привести ее к победе.

Споры о Жанне д’Арк не прекращаются и по сей день. Эта героическая девушка волнует историков, философов, ученых. Она смогла поднять боевой дух в солдатах, вселить в них уверенность в победе и повести за собой войска. Кроме этого, ей удалось короновать дофина, будущего короля Карла VII, который вынужден был скрываться до ее появления и страдать от того, как страна рвется на части. Народная героиня — Жанна д’Арк

Более подробно мы расскажем вам о Жанне д’Арк в отдельной статье, посвященной ей. Здесь же стоит сказать, что Жанна действительно спасла Францию, избавила ее от врагов в лице англичан, и страна, наконец, могла вздохнуть свободно. Эта смелая и героическая девушка вдохновляла и вдохновляет художников, скульпторов, писателей и поэтов. Она присутствует на полотнах мировых мастеров, ей посвящают стихи и поэмы. Она навсегда в памяти французов!

Как видите, друзья, Франция богата на национальные символы. Каждую свою эмблему, каждый символ французы очень любят и дорожат ими.

Париж… Восхищаться не хочется, и тоска глухо точит где-то внутри. Только бродишь по чужим улицам в поисках дорогого сердцу тепла дома и привычного образа жизни, отшлифованного временем.

Опавшая листва, придавливаемая ботинком, нашептывает резко, порой протяжно, порой скрипуче, но всегда с каким-то щемящим чувством одиночества об отошедшем, заслоненном. И эти пришепетывания рождают воспоминания, запечатлевшие тепло и любовь тех немногих, кто создает вместе с нами нашу жизнь. Мелькают картинки из прошлого, и холодно становится от осознания того, что былое тепло унесли годы.

И хочется согреться, и озираешься вокруг, а тут – чужой Париж ажурных балконов и решеток. Париж, дующий в лицо вонью проносящейся подземки. Париж, смотрящий на тебя жадными, самоуверенными и бессовестными глазами.

Ты бежишь по нему от него прочь, обнаруживая лишь страшную пустоту его вымерших улиц, сосредоточенные лица опрятных мужчин и женщин, обедающих в одиночестве в кафе, повернувшись лицом к тебе – проходящей мимо них жизни улиц… И пугают эти люди, страшат отсутствием в глазах воспоминаний об опавших листьях, которые нашептывали бы им звуки, рождающие воспоминания в душе о тепле, ушедшем, но когда-то бывшем.

И ты снова бежишь, хрустя листвой, вдоль белых ставен со стройными рядами прорезей, вдоль кубов из стекла и стали, словно остовов старинных зданий. Мелькают дома, проскальзывают лица – белые, черные, желтые. И дивишься названию станции метро – «Севр-Вавилон». Почему же Севр? Ведь просто – Вавилон. И башня есть. И столпотворение. И смешение языков, обычаев, вер. А белые, черные, желтые лица торгуют, удовлетворяют свои все раздувающиеся прихоти и похоти, снова торгуют и не чувствуют. Ничего не чувствуют. И хочется на бегу крикнуть во все горло: «Осторожно! Начните немедленно чувствовать!» Потому что жалко их, не осознающих опасность превращения их бессердечностей и эгоизмов в Вавилон взаимной ненависти, презрения, злобы.

Но Париж слишком ажурен, чтобы слышать слова жалости. Он слишком чугунен, чтобы внимать крику варвара, слышащего шепот листьев. Он холодно осаживает кичливой глупостью журналов и газет, отталкивает изощренным словоблудием телевизоров. Губы его – тонкие, едва заметные нитки – кривит лицемерная, полная чувства собственного превосходства усмешка, нет – ухмылка. А ты сквозь неубранные гниющие листья видишь, как эти губы сначала недоуменно разомкнутся, потом в страхе начнут лепетать – кривые, бескровные, чующие смерть.

Красота парижских особняков, величие соборов, богатство многочисленных музеев дышат холодом притаившейся за ними пустоты. Там ничего нет. Словно картина на витрине: замерла, выгодно освещенная, сверкнула рамой, а вокруг – пустота и ценник.

Неслучайно символом Парижа нового, Парижа ХХ века стала Эйфелева башня. Разве возможно создать символ случайно? Безусловно, нет. Гении рождаются, чтобы предвосхищать эпохи, творя их символы. То, что не мог понять век XIX, то, чем восторгался век ХХ, наконец, в XXI веке раскрыло свое первоначальное значение, ради чего оно было явлено инженеру Эйфелю.

Ледяная бездушная стальная конструкция, насквозь пронизываемая ветрами. Здание, не могущее ни согреть, ни укрыть. Убежище, в котором никогда не будешь искать спасения. Как пуста Эйфелева башня на хронике времени оккупации Франции фашистами! Как она предательски нага! Какой контраст с невысокими могучими дворцами, исстрадавшимися от многочисленных французских республик с их мириадами грязных лап, эхом похабщины и бредом о новом мире! Какое разящее отличие от небольших каменных деревенских домов с прислоненными у входа старыми велосипедами!

Пустоту Эйфелевой башни не могут скрыть тучи туристов, стремящихся снова и снова пережить ее миф, карабкающихся на ее самую высокую точку в своем стремлении покорить Париж, Францию, мир, чтобы пощекотать свое ненасытное «я».

А на вершине одиноко мечется безумный глаз, прорезающий тьму, сгустившуюся над Парижем. Что ищет он? Как он похож на глаза того старика, одиноко обедающего в кафе с видом на жизнь… Кружится в темноте, боясь ее, тщась разглядеть в ней свою погибель, страшась посмотреть вниз меж стальных ребер, под ноги.

И ты избегаешь Париж, обходишь его стороной, оставаясь в нем. Ты окунаешься в тишину его одиночества, не потревоженную фотографическими вспышками, скрываешься в катакомбах его тесных, плотно заселенных улочек с непрерывными рядами окон. Они ведут тебя, то оглядывая сбоку, то нависая сверху, гонят все время прямо, пока не выбрасывают на маленькую площадь, откуда разбегаются, виляя велосипедами, маленькие переулочки. Ослепленный огнями пустынного кафе и взглядом очередного одиноко взирающего на жизнь, ныряешь в поворот налево, потом направо… Опять стена зданий, но ты уже чувствуешь, что где-то рядом дом .

Взгляд скользит по стене, проваливается в подъезд, и все вроде бы до безобразия одинаково, но на двери взгляд выхватывает крест, не тот, парижский, католический, модерновый, будто созданный увенчать башню Эйфеля. Наш, византийский, русский, московский – красивый в своем непередаваемом благородстве простоты и символизма.

Под крестом надпись – «Церковь Трех святителей». Улица темна, уже одиннадцатый час вечера, и ты, уверенный, что сегодня церковь уже закрыта, все же слегка толкаешь входную дверь. И в тот же миг луч света прорезывает тьму, вырываясь из образовавшейся щели. Открыто! Не веря, смущенный входишь в храм. Много прихожан, священников. Может быть, какой-то домашний праздник – свадьба или крестят кого? Но в такой час… Не может быть.

Внутри сразу согреваешься от зажженных свечей, икон по стенам и русской речи. Ты снова в России. Куда-то делись эти нелепые балконы, чуждые нравы, весь этот падший Вавилон. Где тот пронизывающий до костей парижский сырой холод? Куда делась точащая изнутри тоска?

Здесь всё как дома. Восковые свечи, благородные бороды священников, платки на женщинах. Лики святых, излучающие тепло горящих перед ними свечек. И русская речь… С французской «р», грассируемой на иностранный манер потомками старых эмигрантов. С провинциальной «о», напоминающей несведущему москвичу то Белоруссию, то русский Север. С южным украинским говором, режущим слух, но все же близким и понятным.

Разговорившись со стариком-прихожанином, выясняешь, что собравшиеся в храме ждут прибытия чудотворной Державной иконы Божией Матери.

И мысли твои наполняет благоговение перед неизреченным Промыслом. Как можно оказаться случайно в православном храме за границей именно в тот вечер, когда туда должна прибыть икона, ставшая символом надежды на спасение тонувшей в революции России?! Как можно оказаться случайно в православной церкви именно Парижа – города, ставшего символом белой эмиграции?! Сама мысль о «совпадении» кажется нелепой, когда ты стоишь в очереди поклониться великой иконе, в очереди с детьми эмигрантов, покинувших Россию в революционные годы, и с эмигрантами новой волны!

Нет, ведомые Высшей волей, мы становимся непосредственными свидетелями и участниками неспешного процесса бережного распутывания кровавого узла отечественной истории, примирения прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Ты, случайно и временно занесенный в Европу человек, вместе с грассирующими русскими стариками и бедно одетыми новыми российскими эмигрантами просишь Богородицу о спасении Русской земли. Ты, современный россиянин, вместе с белыми и советскими разделяешь чувство благоговения и преклонения перед Ее образом, явленным в день, когда, казалось, Россия, влекомая тяжестью своих грехов и роком, разбилась вдребезги, навсегда…

И исчезают Париж, и холод его, и пренебрежение к нему. Ведь сквозь бриллиант символов сверкает кровавыми гранями весь роковой русский XX век с такого близкого 15 марта 1917 года, и нисходит «светозарный луч славы чудес Богородицы», вдохновляющий и направляющий нас.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...