Гибель француза. Битва на Березине поставила точку во всем сражении

Роли в спектакле озвучивают: Игорь Толтиков, Игорь Лучинский, Татьяна Кузнецова, Валерий Басель, Юрий Плашков, Олег Школьник, Виктор Стрижев, Наталья Смирнова, Инесса Романова, Олег Фендура, Анатолий Падука, Юрий Лопарев, Василий Яковец, Евгений Бубер, Юрий Витиков, Татьяна Минкина, Светлана Виноградова, Лия Ахеджакова.

Спектакль «Сталинградская битва» — знаменитая постановка, покорившая сердца зрителей Франции, Италии, Швейцарии, США, Великобритании, побывавшая на фестивале Линкольн-Центра в Нью-Йорке, на сцене Центра артистических искусств имени Джона Кеннеди в Вашингтоне, Барбикан-Центра в Лондоне и других известных театров Европы и Америки, возвращается в Москву!

«Сталинград» — удивительная художественная композиция, объединяющая в едином пространстве живопись, кино, поэзию, драму. Трогательная, жизнеутверждающая, исполненная пронизывающей печали и радости, красочная мозаика сюжетных линей. Пьеса описывает судьбы героев, по воле случая оказавшихся в плену шестимесячной блокады и огня сражения. Но эта пьеса не о войне — эта пьеса о жизни. О рыжеволосом пареньке, который узнает, что его невеста, не сдержав обещания, выходит за другого. Эта пьеса о молодой женщине, которая ждет возвращения мужа и тихо поет у детской колыбельки. Это пьеса о маме-муравьихе, которая плачет о своей дочке, погибшей под солдатским сапогом. Это пьеса о ломовой лошади Алеше, влюбленном в артистку цирка лошадку Наташу.

Резо Габриадзе о спектакле «Сталинградская битва»: «Несколько лет назад я совершенно случайно наткнулся на отрывок из заметок военного корреспондента: «После битвы, чем ближе я подбирался к Сталинграду, тем окружающий пейзаж становился все более невероятным. Повсюду останки лошадей, одна, все еще живая, плетется на трех ногах, волоча за собой четвертую, отстрелянную или искалеченную. Это было душераздирающее зрелище. Во время наступления советских сил погибло 10000 лошадей! Весь ландшафт был усеян трупами лошадей, убитых танками, пулями и под шквальным обстрелом. Образ этой лошади на трех ногах долгое время неотступно преследовал меня. Таким образом, там, в моем сознании, и начала обретать очертания тема Сталинградской битвы. Далекие картинки из забытого детства, вдовы в черном, калеки и инвалиды, которых я повсюду видел в своем родном Кутаиси, слезы и горе моей бабушки. Все эти образы мучили меня, пока я не написал эту пьесу. Это реквием по Сталинграду».

Резо Габриадзе — писатель, театральный и кино-режиссёр, продюсер, кукольник и автор

более 30 фильмов. Его живопись, скульптуры и книжные иллюстрации выставлялись по всему миру. В 1981 году в Тбилиси он основал кукольный театр, где и создал свои потрясающие спектакли: «Альфред и Виолетта», «Алмаз Маршала де Фэнтира», «Осень моей весны», «Дочь императора Трабзона»,» «Сталинградская битва».
Резо Габриадзе о спектакле: «Грандиозная битва под Сталинградом превратила берега Волги в ужасающую бойню. Там, на русской земле, погибали люди разных национальностей и верований… Несколько лет назад совершено случайно я наткнулся на сообщение военного корреспондента. Вот что я прочитал: «Чем более я приближался к Сталинграду после битвы, тем невероятнее был вид. Повсюду были разбросаны туши лошадей, всё ещё живых, стоящих на трёх ногах с волочащейся четвёртой, застреленных или искалеченных. Это было душераздирающее зрелище. Во время наступления советских войск погибло 10000 лошадей. Всё было покрыто лошадиными трупами, они погибали под танками, от пушек, под случайным огнём». Образ такой лошади на трёх ногах долгое время преследовал меня. Таким образом, постепенно, в моём мозгу, тема Сталинграда начала приобретать форму. Далёкие и забытые образы из моего детства: вдовы в чёрном, калеки и инвалиды, я их видел повсюду в моём родном Кутаиси, слёзы и страдание моей бабушки. Эти образы мучили меня до тех пор, пока я не создал пьесу – этот реквием по Сталинграду».

"Сталинградская битва" Резо Габриадзе

Резо Габриадзе в московском «Огороде»

(перепечатано с сокращением)

«Сталинградская битва» Габриадзе имеет подзаголовок «Реквием». «Я никогда не ставил реквиемы и потому особенно волнуюсь», — говорил Резо перед премьерой. Из программки можно узнать, что спектакль поставлен в Тбилисском муниципальном театре-студии под руководством Резо Габриадзе. Там же — короткое вступительное слово, написанное, как любит Габриадзе, от руки его неровным художническим почерком: «Этой весной, когда в «Аптекарском огороде» зацвели эндемичные деревья и их зарубежные друзья, съехавшиеся со всей планеты, в этом удивительном месте Москвы, где некогда гулял А.С. Пушкин со своим другом (сноска Габриадзе: М.А. Максимовичем, адъюнктом, смотрителем сада с 1831 г.), я показываю спектакль «Сталинградская битва».

Вам нетрудно представить мои волнения. Будьте великодушны и снисходительны». Резо Габриадзе.

Просьба о снисходительности кажется сказанной для красоты, ибо снисхождение — то, чего меньше всего требует искусство Габриадзе. Великое? Да, кажется, тот именно случай, когда такое определение не кажется преувеличением. «Сталинградская битва» к тому же в силу сложившихся а сложных отношений поставлена с новыми куклами.

Те же герои — ломовая лошадь Алеша (работник сцены по транспорту), цирковая лошадь Наташа, киевский мастер по мелкому ремонту Пилхас, немецкий фельдмаршал, Сталин, советский генерал Горенко, ангел Алеши, муравей-мама… Озвученные уже знакомыми голосами. В финале Муравей-мама голосом Лии Ахеджаковой оплакивает так и не увидавшее сахара дитя: «Столько железа на наши головы… И все по нас, все по нас…» Не заплакать невозможно.

Отдельные сцены, кажется, не связанные между собой ни временем (время действия 1937-1943 гг.), ни местом (Берлин, Москва, Киев, Сталинград), ни героями, кое-кто из которых являются на сцену лишь на несколько секунд (вроде маленького велосипедика или свиней, «пробегающих» за окном поезда, сделанного из обыкновенного зеленого эмалированного ведра) вдруг складываются в подобие гигантской и величественной фрески. И сам спектакль схож со средневековой мистерией, где каждая картина-клеймо «рассказывает» свою часть большой истории, а за каждым жестом — понятная и всеми прочитываемая «целая сцена с разговорами». И в конечном счете все связано друг с другом.

Руки кукловодов, как и всегда у Резо, не мешают сопереживать куклам, как если бы все страдания, и вся война, и вся любовь выпали не кусочкам дерева и тряпочкам, а людям, для которых боль — это боль, а смерть — смерть.

Здравствуйте дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня рубрика "Кроссворды" пополнилась ещё одной статьёй, в которой можно посмотреть ответы на вопросы кроссворда в газете "Аргументы и Факты". Ответы на кроссворд "АиФ" №21 за 2017 года можно прочитать ниже, в конце статьи. Рядом с вопросами можно почерпнуть информацию о количестве букв в искомом слове и о месте слова в сетке кроссворда по вертикали или горизонтали. Саму сетку я к сожалению пока не научился делать для сайта. Возможно в будущем информация будет предоставляться и в таком виде, привычном для любителей разгадывать кроссворды.

По горизонтали:

1. Кулинарный экзамен (10 слово по горизонтали).
6. От чего сгореть можно, но не огонь? (4 слово по горизонтали).
9. С какой исторической битвой связана гибель десяти тысяч лошадей? (8 слово по горизонтали).
10. «Изверившись во всем, потерпишь …» (4 слово по горизонтали).
11. От какого цитруса американские онкологи призывают категорически отказаться своих пациенток? (9 слово по горизонтали).
14. Какой музей расположен прямо напротив «Комеди Франсез»? (4 слово по горизонтали).
16. Консультативный (5 слово по горизонтали).
17. Английский кукольник (5 слово по горизонтали).
18. «… отца Гамлета» (4 слово по горизонтали).
19. Какая дива дала имя дочери в честь фильма «Честити», в котором она снималась? (3 слово по горизонтали).
20. Муза Антона Чехова (7 слово по горизонтали).
21. Зверь из шахмат (4 слово по горизонтали).
23. Символ жизни для Заратустры (4 слово по горизонтали).
25. Компьютерные приключения (5 слово по горизонтали).
29. Куда Леонид Якубович регулярно просит приносить деньги, призы и подарки? (6 слово по горизонтали).
31. Остров с лагуной (5 слово по горизонтали).
32. «Воздушное пространство» часового маятника (9 слово по горизонтали).
34. Последний … моды (4 слово по горизонтали).
37. «Вездехахаль» (7 слово по горизонтали).
38. Нотная связка (6 слово по горизонтали).
40. С какой звездой «немого кино» был помолвлен Рудольфо Валентино? (5 слово по горизонтали).
42. Кто победил безжалостных разбойников Перифета, Синиса и Скирона? (5 слово по горизонтали).
44. Зарядка для певца (7 слово по горизонтали).
45. «Источник энергии» для мультяшного Монстрополиса (4 слово по горизонтали).
46. «Вечный и единственный приют человечества» (5 слово по горизонтали).
47. «Стряпчий на кухне» (7 слово по горизонтали).
48. Антиоксидант в арбузном соке (7 слово по горизонтали).
49. Зарубежная кукуруза (4 слово по горизонтали).
50. Искусство чудес (5 слово по горизонтали).
51 Неиссякаемый источник адреналина (7 слово по горизонтали).
52. Единственный среди металлов, способный сохранять жидкое состояние при комнатной температуре (5 слово по горизонтали).
53. Лестница на службе у авиаторов (4 слово по горизонтали).
54. Автомобильная «ракушка» (5 слово по горизонтали).

По вертикали:

1. Романтически настроенный альтруизм (12 слово по вертикали).
2. «Страшно, когда … вдруг оказывается сном» (3 слово по вертикали).
3. Прямая речь (13 слово по вертикали).
4. Какого генерал-полковника Адольф Гитлер назначил на пост командующего ВВС вместо Германа Геринга? (5 слово по вертикали).
5. Кто представил Петра Капицу нобелевскому лауреату Эрнесту Резерфорду? (5 слово по вертикали).
7. Юбилейный «подсвечник» от кондитера (4 слово по вертикали).
8. Подарок с нотами (4 слово по вертикали).
10. Что «общего» у цирка с парашютом? (5 слово по вертикали).
12. Музыкант «скрипичного типа» (7 слово по вертикали).
13. Что наполняет силой парус яхты? (5 слово по вертикали).
15. Лексикон грубияна (5 слово по вертикали).
16. Недуг оперной Иоланты (7 слово по вертикали).
19. На берегу какой реки прошло детство Александра Куприна? (7 слово по вертикали).
22. Что настаивают на водке, чтобы лечить крапивницу? (5 слово по вертикали).
24. «Я был неправ!» (11 слово по вертикали).
26. Блокировка в рамках ООН (4 слово по вертикали).
27. Откуда летели герои сериала «Остаться в живых»? (6 слово по вертикали).
28. Мировой певец … Джон считает, что Интернет следует «немедленно закрыть, поскольку он уничтожает качественную музыку» (5 слово по вертикали).
30. Любовный «аперитив» (5 слово по вертикали).
33. Самый популярный цветок в Бельгии (7 слово по вертикали).
34. Великий тенор, спевший дуэтом с Селин Дион и Джо Кокером (9 слово по вертикали).
35. «Касса» для кредиток (8 слово по вертикали).
36. «Железный Эл» американской лёгкой атлетики (5 слово по вертикали).
39. Кто сопровождает героя сказочного фильма «Чарли и шоколадная фабрика» во время экскурсии? (7 слово по вертикали).
40. В какую шушеру все на Хэллоуин наряжаются? (7 слово по вертикали).
41. Босс отрасли (7 слово по вертикали).
43. Шедевр о Троянской войне (6 слово по вертикали).
46. Губа для географа (5 слово по вертикали).
48. Высшая … (4 слово по вертикали).


В Москве в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" прошел кукольный спектакль театра-студии Резо Габриадзе "Сталинградская битва".

Безжизненная рука разгребает пепел, и над холмом поднимается погибший солдат. Его кукольная кисть продолжает медленно, будто что-то здесь еще можно разрушить, водить по песку, и мы видим металлическую каску, и древко, и истлевшее красное знамя. Извлеченные на свет, они застывают, превращаясь в могилу: солдат воздвиг памятник всем тем, кто пал на полях Сталинградской битвы, залившей кровью и наполнившей нескончаемым стоном берега Волги.

Так начинается спектакль "Сталинградская битва". Грузин Резо Габриадзе, автор более 30 фильмов, ставших классикой советского кино, поставил этот спектакль в 1998 году, и первоначально он назывался "Песнь о Волге".

В программке к спектаклю приведен отрывок из заметок военного корреспондента, на который режиссер натолкнулся несколько лет назад. Из него и возникли в дальнейшем образы и герои спектакля.

Корреспондент писал: "После битвы, чем ближе я подбирался к Сталинграду, тем окружающий пейзаж становился все более невероятным. Повсюду останки лошадей, одна, все еще живая, плетется на трех ногах, волоча за собой четвертую, отстрелянную или искалеченную".

"Это было душераздирающее зрелище. Во время наступления советских сил погибло 10000 лошадей. Весь ландшафт был усеян трупами лошадей, убитых танками, пулями и под шквальным обстрелом", - продолжает он.

"Образ этой лошади на трех ногах долгое время неотступно преследовал меня, - говорит Резо Габриадзе. - Таким образом, там, в моем сознании, и начала обретать очертания тема Сталинградской битвы".

Лошадь Алеша и лошадь Наташа

Трагизм и жестокость, боль и отчаяние, которыми те события наводнили жизнь, показаны через историю любви двух лошадей: лошадь Алеша и лошадь Наташа ищут друг друга на полях войны, и прежде, чем они встретятся, ни он, ни она не могут погибнуть.

Когда после одного из сражений Алеша повержен, над ним склоняется кукла Ангела. "Горько тебе будет. Больно будет. Плакать будешь. Ну, поживи еще", - Ангел проводит по Алеше крылом, и лошадь оживает, поднимается на нетвердых ногах.

Сцены чудовищной бойни, когда подсвеченный красным взрывающийся песок и оглушительный грохот пушек пробирают насквозь, сменяются у Габриадзе медлительными сценами из мирной жизни. Эта жизнь наполнена множеством деталей, крошечных и, в то же время, значительных, которые еще в детстве въедаются в память, оставаясь в ней навсегда.

Самовар, до боли знакомая старая песня, мчащийся в ночи поезд, стук колес, мелькающие за окном полустанки... А вот - одесский еврей Яша катит тележку с мороженым. Спустя годы солдат Яша станет невольным свидетелем свадьбы возлюбленной, кинется умолять ее бросить нелюбимого мужа, а через секунду раздастся взрыв, и все трое упадут замертво.

"Далекие картинки из забытого детства, вдовы в черном, калеки и инвалиды, которых я повсюду видел в своем родном Кутаиси, слезы и горе моей бабушки. Все эти образы мучили меня, пока я не написал эту пьесу, этот реквием по Сталинграду", - продолжает вспоминать режиссер.

Лошадь Наташа и лошадь Алеша наконец окажутся вместе, но он решит вдруг, что ее любовь уже не та. И лишь когда очередная бомбежка валит Наташу с ног, оба понимают, как на самом деле нужны друг другу.

"Сколько я искала тебя по всем фронтам! Как страшно умирать сейчас!.." - говорит Наташа. Но Ангела, который бы и ее вернул к жизни, больше нет, - такие чудеса не случаются часто.

А потом по безжизненной земле ползет муравей, жалобно причитая: "Сколько пушек не стало! Сколько людей не стало! А нас, муравьев, кто-нибудь сосчитал? Кто же тише нас по земле ходит?!"

Цена Победы

После спектакля на сцене вперемешку с пеплом-песком остаются лежать все куклы "Сталинградской битвы" - их в спектакле около 40. Зрители подходят и подолгу разглядывают поверженных героев: вот - маленький муравей, а вот - самолет, который развалился в воздухе на три равные части, а здесь - погибшие на собственной свадьбе жених и невеста, а это - лошадь Наташа, которая лишь за секунду до смерти осознала, как сильно любит и как бессмысленно умирать.

Но вот странное дело: негромкие голоса и хрупкие тела кукол кажутся ярче и достовернее, - всего за один час в крохотном зале явственно осознаешь, какой ценой досталась эта победа, и как после всего, что было тогда, бессмысленна и позорна теперь любая война.

О траги-ческих и героических собы-тиях, связанных с последними днями пребывания Наполеона в России, рас-сказывает Алексей Шишов, сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ .

Обуза для обоза

Французские историки немало придумали в оправдание своих соотечественников. Все слышали версию о том, что армию Наполеона в России победил «генерал мороз» - ужасные погодные условия. На самом деле первый снег осенью 1812 г. выпал лишь в первой декаде ноября, а холода наступили ещё позднее. Именно мороз, как это ни парадоксально, мог спасти французов при бегстве из России. Но не спас. Впрочем, речь об этом впереди...

На территорию Белоруссии Великая армия вступила в довольно плачевном состоянии. Причин было несколько. Одна имела начало ещё в Бородин-ском сражении, в ходе которого французская кавалерия потеряла непозволительно много лошадей. Драгуны и кирасиры были спешены, но пехотной тактики они не знали, с полной выкладкой ходить не привыкли. Из-за этого при отступлении они часто бросали выданные ружья и превращались в обузу для отступающей армии. Другая причина заключалась в моральном разложении Великой армии. Мародёры, рыскавшие по русским деревням, поставили заготовку продовольствия для армии на «коммерческую основу». Всё добытое они зачастую не сдавали в собственные части, а продавали или меняли на военные трофеи в чужих. Плюс к этому враждебное отношение местного населения, которое то и дело бралось за топоры и вилы. Плюс действия армейских партизанских отрядов, которые устраивали с французами настоящие сражения. Плюс наступавшая на пятки русская армия, разбившая французов под Чашниками в октябре и под Красным в ноябре... В результате от корпуса маршала Нея к концу русской кампании осталось 300 человек. В таком состоянии французская армия в десятых числах октября подо-шла к западной границе России в районе города Борисова на реке Березине.

Фото: www.russianlook.com

На Березине французов уже ждали. Западный берег реки, куда только собирался переправиться Наполеон, контролировала Дунайская армия под командованием адмирала Павла Чичагова - 32 тыс. свежих штыков и сабель. С севера над Наполеоном нависал корпус Петра Витгенштейна (40 тыс.), ранее прикрывавший дорогу на Петербург. С востока, отставая на сутки-двое, шла армия Кутузова (50 тыс.). Казалось, мышеловка вот-вот захлопнется. Но не тут-то было!

Щука и кот

По горячим следам того, что произошло потом, Иван Крылов написал басню «Щука и Кот». Слова, с которых она начинается, на слуху до сих пор: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». В Щуке, неосмотрительно выбравшейся на берег, чтобы вместе с Котом поохотиться на мышей, современники без труда узнали адмирала Чичагова. Пока он ждал переправы французов южнее Борисова, Наполеон его обманул. Стоя по горло в ледяной воде, сапёры генерала Эбле навели то ли два, то ли даже три моста севернее города у деревни Студёнка. По ним с 14 по 17 ноября Россию покинули самые организованные и боеспособные части французов, включая Старую и Молодую гвардии. Был там и сам император.

Справедливости ради следует отметить, что Витгенштейн был виновен в относительной неудаче сражения на Березине не меньше (если не больше), чем злосчастный адмирал. Чичагов хоть как-то пытался противостоять величайшему тактику XIX в. Наполеону, а вот генерал от к-авалерии Витгенштейн вопреки приказу Кутузова вообще остался в стороне от боевых действий. Он, однако, был в фаворе у императора Александра I и вскоре возглавил всю русскую армию.

Судьба же тех французов, кто слишком задержался на восточном берегу Березины, была поистине ужасна. В последнюю ночь, что переправа ещё дей-ствовала, реку не перешли 40‑45 тыс. солдат. Наполеон посылал к ним генералов, торопил, но несчастные слишком устали или попросту пригрелись у костров. Утром на господствующие высоты вышла русская артиллерия и открыла огонь. Французы в панике бросились к мостам, началась всеобщая свалка. Ещё не замёрзшая река стала могилой для десятка тысяч французов, после того как переправившиеся первыми подожгли мосты. Прикрывавшие бегство Великой армии швейцарские добровольцы погибли все до единого.

Всего Россию покинуло от 20 до 28 тыс. человек - из почти 600 тыс., которые пересекли русскую границу летом 1812 г. Наполеону, однако, удалось сохранить всех своих маршалов и значительную часть офицерского корпуса, что позволило ему быстро набрать и обучить новую армию. С ней он воевал в 1813, 1814 и даже 100 дней в 1815 г. Любопытно, что Чичагов, обвинённый во всех неудачах при Березине, скрывался от позора во Франции, где и умер, забытый всеми и ослепший, в 1849 г.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...