Глаголы 1 и 2 спр. Как определить спряжение глагола в русском языке? Учим правило легко


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Умение грамотно писать — непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык — это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно «Мы знаем, что ныне лежит на всех…» чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

  1. гнать;
  2. держать;
  3. терпеть;
  4. обидеть;
  5. слышать;
  6. видеть;
  7. ненавидеть;
  8. обидеть;
  9. вертеть;
  10. дышать;
  11. смотреть.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Видео

О глаголах-исключениях — подробно в этом видео.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Тема урока: «I и II спряжение глаголов».

Цель: с оздание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения ;
  2. формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
  3. закрепление написание слов с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
  2. развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
  3. развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
  4. создание условий для личностного саморазвития учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
  2. воспитание культуры речи, чувства коллективизма, взаимовыручки.

Технология: педагогическая мастерская.

Форма работы: групповая.

Оборудование: листы с заданиями для команд, плакат «Дерево», листочки бумаги (по количеству учеников), мультимедийный проектор, фломастеры, ручки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор. (число, классная работа)

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

На экране появляется слайд №2 со стихотворением:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Учитель: Догадались, ребята, о ком или о чём это стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о глаголе.

  1. Чистописание.

Напишите цепочки.

ешь ишь Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?

шьёшь бежишь

Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)

В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.

  1. Словарная работа. Слайд №4.

Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать, сверкать, гореть, медлить )

Желают, сверкают, горят, медлят.

Физминутка (глаза и дыхание)

  1. Самоконструкция. (индивидуально).

Учитель: Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3

(Дополнительные вопросы.

Что такое глагол?

Какова роль глаголов в тексте, предложении?

Что такое неопределённая работа?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?)

  1. Социоконструкция. (в группах).

В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально,

  1. Социализация.

Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.

  1. Разрыв. (в группах)

Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.

Выполняют задание №1 (на больших листах, фломастерами). Сделать вывод.

Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.

Плести

Кричать

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.

Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?

Назовите личные окончания глаголов первого столбика.(на слайде №5)

У (ю)

Ешь (ёшь)

Ет (ёт)

Ем (ём)

Ете (ёте)

Ут (ют)

Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)

У (ю)

Ишь

Ит

Им

Ите

Ат (ят)

Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Определите спряжение словарных слов.

ФИЗМИНУТКА.

Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть - если глагол 2 спряжения.

Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.

Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.

  1. Афиширование.

Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)

Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)

  1. Дополнительное задание.

Упражнение №437, стр. 80.

Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.

Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.

* Морфологический разбор глагола из предложения.

11. Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали о глаголах?

На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.

  1. Д/з

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т)

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч. 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т (я т)

    В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму.

    I спряжение Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т) II спряжение - у(ю) - и шь - и т - и м - и те - а т (я т)

    У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением.

    Спасибо за внимание!


    Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

    Задачи урока:

    • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
    • Развивать творческие способности учащихся, речь;
    • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
    • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
    • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

    Оборудование:

    • Мультимедиа;
    • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
    • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

    II. Постановка темы и цели урока.

    1) Сначала отгадайте загадку.

    Стоит толстячок,
    Подбоченивши бочок,
    Шипит и кипит
    Всем чай пить велит.

    Это самовар!

    Это русский самовар.

    Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

    Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

    Самовар свистит, гудит:
    Только с виду он сердит.
    К потолку пускает пар
    Наш красавец самовар.

    2) Чистописание.

    Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

    3) Подготовительная беседа.

    Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

    С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

    В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

    4) Самостоятельная работа.

    Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

    Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

    III. Закрепление пройденного материала.

    1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

    Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

    2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

    • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
    • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

    3) Взаимопроверка.

    Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

    Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

    4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

    Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

    И нам самовар велит продолжать работу.

    5) Дифференцированная работа в группах.

    1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

    бер- ворч- говор-
    нес- скрип-
    рев- шурш-

    2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

    • Пищат -
    • Жужжат -
    • Кричат -
    • Летят -
    • Лежат -

    3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

    Сам_вар сто_т,
    Словно жар гор_т,
    И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
    "Я Федорушку проща_,
    Сла_ким ча_м угоща_"

    Лучше доктора любого
    Лечит скуку и тоску
    Чашка вкусного крутого
    Самоварного чайку.

    А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

    (Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

    Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

    IV. Физминутка.

    V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

    С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    За пустой стол гостей не сажай.

    Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

    VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

    На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

    VII. Самостоятельная работа.

    Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

    • чай, женщины, Собирают, только.
    • женских рук, Аромат, не портит.
    • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
    • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

    Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

    (Проверка через мультимедиа)

    2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

    Интересная часть речи
    В русском языке живёт.
    Кто что делает, расскаж_т:
    Черт_т, пиш_т, иль поёт,
    Вышива_т или паш_т,
    Или забива_т гол,
    Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
    Всё расскажет нам:. . (глагол)

    (проверка через мультимедиа).

    Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

    Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

    У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

    играть (не указывает на того, кто совершает действие)

    печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

    IX. Работа в парах.

    Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

    Чай вам жажду:
    :, :,
    Он: все болезни.
    Нет напитка нам полезней.

    (утолит, излечит, успокоит, ободрит)

    Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

    Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

    Итог урока.

    На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

    Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

    Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

    Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

    Хочу знать больше.
    Хорошо, но могу лучше.
    Пока испытываю трудности.

    Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

    Глагол как часть речи

    Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

    Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

    Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

    Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

    Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

    Спряжение- это…

    Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

    Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

    Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

    1 спряжение

    Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

    Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

    Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

    Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

    Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

    2 спряжение

    Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

    Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

    В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

    Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

    Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

    Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

    Пример: Младенец очень зависит от матери.

    Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

    Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

    В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

    Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

    С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

    Изменение по лицам

    Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

    Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

    Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

    К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

    Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

    К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

    Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

    Спряжение глаголов по ударному окончанию

    Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

    Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

    В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

    Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

    Сложные случаи

    А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

    У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

    Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

    2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

    Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

    Вывод

    Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

    Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...