Главкомы ввс ссср и рф. Руководство: Министерство обороны Российской Федерации Из истории российских ВВС

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник.

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу в Новобогородицком.

С августа 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. С 1981 служил в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков (станция Калманка Алтайского края): лётчик-инструктор, старший лётчик, командир звена. В 1989 году направлен на учёбу в академию.

В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1992 года служил в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава: старший штурман, командир эскадрильи. Затем проходил службу командиром штурмовой авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области.

Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н. Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований.

Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С ноября 2000 по 2002 год – заместитель командира 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С июня 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии. С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С 17 июля 2009 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. С 1 августа 2015 года по 26 сентября 2017 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25 и другие. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях. 9 мая 2015 года во время авиационной части военного парада в Москве в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160.

26 сентября 2017 года освобождён от занимаемой должности и уволен с военной службы. До этого 19 сентября 2017 года в качестве представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 27 сентября 2017 года утверждён в должности председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Живёт и работает в Москве.

Воинские звания:
генерал-майор (2005);
генерал-лейтенант (9.08.2012);
генерал-полковник (11.08.2014).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2016), Мужества (4.01.1995), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995), а также орденами и медалями иностранных государств.

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2010).

Кандидат технических наук.

{{direct}}

Н а следующий день, 8 июня 1941 года, волна арестов захлестнула высший эшелон военного руководства. Арестовали Я. В. Смушкевича, 1902 года рождения, члена ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенанта авиации, в 1939–1940 годах – главкома Военно-воздушных сил Красной армии, затем – генерал-инспектора ВВС РККА, помощника начальника Генштаба по ВВС. Выдающийся летчик-истребитель и командир, он воевал в небе Испании и Халхин-Гола, за исключительное мужество и мастерство был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (в СССР до начала Великой Отечественной войны это звание дважды получили только пять человек).

9 июня 1941 года арестован А. Д. Локтионов, 1893 года рождения, штабс-капитан старой русской армии, член ВКП(б) с 1921 года, генерал-полковник. В 1937–1940 годах он – главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР, член ЦК ВКП(б), член Главного Военного Совета. Последняя должность перед арестом – командующий Прибалтийским особым военным округом (до февраля 1941 года, затем – «в распоряжении НКО»). Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

17 июня 1941 года арестован К. М. Гусев, 1906 года рождения, член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем – ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П. А. Алексеев, 1888 года рождения, член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем – помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

Разгром ни при чем

На рассвете 22 июня 1941 года начались известные события, но они ни в коей мере не остановили и даже не притормозили раскрученный маховик репрессий.

“ Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение ”

Через несколько дней после начала войны (точная дата все еще неизвестна) был арестован Герой Советского Союза, заместитель наркома обороны по боевой подготовке войск (до этого – начальник Генерального штаба Красной армии) генерал армии К. А. Мерецков. Вечером 21 июня решением Политбюро он был назначен представителем верховного командования на Северном фронте и утром 22 июня выехал в Ленинград. 23 июня Мерецков был включен в перечень «постоянных советников Ставки Верховного командования» наряду с такими доверенными людьми Сталина, как Молотов, Берия, Шапошников, Жданов, Маленков, Мехлис. В тот же день, 23 июня 1941 года, Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий – прямо в приемной Сталина).

История с внезапным арестом и еще более загадочным освобождением (в начале сентября 1941 года) Мерецкова является одним из наиболее «темных пятен» в летописи войны. На сегодня известно ровно два документа, непосредственно относящихся к «делу» Мерецкова. Оба эти документа были опубликованы в газете «Труд» (№ 230 от 14 декабря 2001 года).

Первым «документом» приходится считать сообщение руководства Центрального архива ФСБ о том, что следственное дело К. А. Мерецкова уничтожено. Именно так – не утеряно, не засекречено, а уничтожено. Почему? Для материалов об аресте начальника Генштаба и заместителя наркома обороны не нашлось места в шкафу? Вторым документом является письмо, с которым 28 августа 1941 года сам Мерецков обратился к Сталину. Письмо это, которое по здравой логике должно было быть уничтожено вместе с якобы уничтоженным «делом», чудесным образом не уничтожилось... Арест Мерецкова по времени совпал с волной арестов руководства советских ВВС, но это совпадение может быть и вполне случайным. В своей книге «25 июня» я высказал и попытался (в рамках имеющейся, крайне скудной источниковой базы) обосновать гипотезу, в соответствии с которой Мерецков пал жертвой интриг (возможно, операции германских спецслужб), результатом которых стал массированный налет советской авиации на Финляндию (25 июня 1941 года) и последующее развязывание 2-й советско-финской войны.

24 июня 1941 года арестован П. В. Рычагов, 1911 года рождения, генерал-лейтенант авиации. Летчиком-истребителем Рычагов стал в 20 лет. В октябре 1936 года в составе первой группы советских летчиков прибыл в Испанию, до февраля 1937 года эскадрилья бипланов И-15, которой командовал Рычагов, сбила (точнее говоря – заявила сбитыми) 40 самолетов авиации фашистов. 31 декабря 1936 года отважному летчику и талантливому командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Из Испании Рычагов попадает в Китай, где уже в должности командира всей советской авиагруппы воюет против японских захватчиков. 8 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени, а в апреле назначен командующим авиацией Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 году награжден вторым орденом Красного Знамени. В том же году Рычагов принят в партию решением ЦК ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Во время финской войны командует ВВС 9-й армии – четвертая война и третий орден Красного Знамени. С июня 1940-го – заместитель, а с августа 1940 года – главком ВВС РККА.

26 июня 1941 года арестован А. П. Ионов, 1894 года рождения, член ВКП(б) с 1938 года, генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийский ОВО).

Фото: ИТАР-ТАСС

27 июня 1941 года арестован П. С. Володин, 1900 года рождения, генерал-майор авиации. Первый раз Володина (на тот момент – начальника штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии) арестовали в 1938 году, затем в рамках «бериевской оттепели» выпустили на волю в 1939-м. С 11 апреля 1941 года и по день ареста – начальник штаба ВВС РККА.

В тот же день, 27 июня 1941 года, был арестован И. И. Проскуров, 1907 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, генерал-лейтенант авиации. Послужной список генерала Проскурова был необычен даже по меркам того невероятного времени. В 1931 году с последнего курса Харьковского института электрификации Проскуров призван в РККА, где окончил летную школу и стал командиром экипажа тяжелого бомбардировщика. Затем Проскуров служит летчиком-инструктором элитной Военно-воздушной академии им. Жуковского, командиром бомбардировочной эскадрильи. В числе первых Проскуров прибыл в Испанию, где за штурвалом СБ воюет с франкистами. В 1937 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. После Испании – командующий авиационной армией особого назначения Дальневосточного фронта. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 14 апреля 1939 года военный летчик и авиационный командир становится начальником Разведывательного управления и – по занимаемой должности – заместителем наркома обороны. 27 июля 1941 года (ровно за 11 месяцев до ареста) Проскуров снова возвращается в авиацию, командует ВВС Дальневосточного фронта, а позднее назначается помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия.

В тот же день, 27 июня 1941 года, арестован Е. С. Птухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО). Военную авиашколу он окончил в 1929 году, летчик-истребитель, командир истребительной авиабригады. В Испании – советник республиканских ВВС, после возвращения в Советский Союз в 1938 году назначается командующим ВВС Ленинградского ВО. Во время финской войны – командующий ВВС основного, Северо-Западного фронта. Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В январе 1941 года Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а затем – командующим ВВС Киевского особого военного округа.

28 июня 1941 года арестован Ф. К. Арженухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, генерал-лейтенант авиации. В 1927 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, в 1931-м – Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии. Командир авиаэскадрильи, старший инспектор по летной службе инспекции ВВС, начальник штаба 4-го бомбардировочного авиакорпуса. Помощник военного атташе в Испании, в 1938–1940 годах – начальник штаба ВВС РККА, затем – начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

8 июля 1941 года арестован А. И. Таюрский, 1900 года рождения, член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н. А. Ласкин, 1894 года рождения, беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

На первый (и поспешный) взгляд аресты, произведенные после 22 июня, могли быть связаны с расследованием причин и поиском виновных в разгроме советской авиации, однако в упомянутой выше «обвинительной справке» Берии от 29 января 1942 года события войны даже не упомянуты! Командиры ВВС западных округов (Ионов, Птухин, Таюрский, Ласкин) – в точности, как и авиационные генералы, арестованные до 22 июня, – «уличаются показаниями» расстрелянных в 1937–1938 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича. Им вменяются в вину «участие в правотроцкистском заговоре» и даже «шпионаж» в пользу почти уже несуществующей Франции. Завербовались они в шпионы кто в 1938-м, а кто (Птухин) так и в 1935 году…

Предрешенные судьбы

К слову сказать, судьба командующего ВВС Киевского особого военного округа Птухина была, видимо, решена еще ДО немецкого вторжения. Маршал авиации А. А. Новиков (в ту пору – командующий ВВС Ленинградского военного округа) пишет в своих мемуарах:

«…20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г. Киев. Естественно, я сразу подумал о генерале Е. С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку...»

Очень много неясного и в обстоятельствах гибели командующего ВВС Западного фронта генерал-майора И. И. Копца. По общепринятой версии Копец застрелился в своем служебном кабинете вечером 22 июня 1941 года. Имеющиеся и изученные мной документы штаба ВВС Западного фронта молчаливо свидетельствуют о том, что командующий ВВС фронта действительно сменился: утром 22 июня документы подписывает Копец, а в ночь с 22 на 23 июня – уже другие, быстро сменяющие друг друга лица. Однако никакого документа о том, что новый командующий вступил в исполнение обязанностей, нет, равно как нет и малейших упоминаний о том, куда же делся прежний. Все это очень странно: по известным уставным нормам даже уход командира в очередной отпуск и назначение временно исполняющего обязанности оформляется письменным приказом.

В традиционную версию (самоубийство, вызванное психологическим срывом от разгрома авиации фронта) не вписывается самое в таком вопросе главное – свойства личности погибшего. Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и ордена Красного Знамени, участник двух войн (испанской и финской) 34-летний генерал Иван Копец не был «бывшим летчиком-истребителем». До последнего дня он оставался летающим летчиком. Маршал Скрипко в своих мемуарах с некоторым даже неодобрением отмечает, что командующий авиацией округа большую часть времени проводил на аэродромах, на которые он не приезжал на ЗИСе, а прилетал на истребителе И-16. Да и звание Героя Советского Союза командир эскадрильи И. И. Копец получил не в подарок «к юбилею», а за личное мужество, проявленное в небе Мадрида.

Для человека с такой биографией и таким характером гораздо естественнее было бы свести счеты с жизнью – если бы такое намерение на самом деле возникло – в воздухе, в кабине боевого самолета, прихватив с собой нескольких врагов. Самолет-истребитель в личном распоряжении командующего ВВС был. Немецких самолетов в небе над Белоруссией было предостаточно, они сами прилетали к Минску. Все становится на свои места, если предположить, что во второй половине дня 22 июня 1941 года за командующим авиации фронта приехали. Приехали люди с «горячими сердцами», «друзья народа». Вот в таком случае единственным способом уклониться от «следствия» и неправого суда оставалась одна только пуля в висок.

Не вписывается в версию о самоубийстве генерала Копца и один эпизод, описанный в дневнике П. К. Пономаренко (первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, в первые дни войны – член Военного совета Западного фронта). В этом документе (опубликован под редакцией известного российского историка В. Невежина в минском журнале «Неман» №№ 7, 8 за 2008 год) имеется такая запись: в середине дня 23 (двадцать третьего!) июня в телефонном разговоре с Пономаренко Сталин говорит ему: «Да, чуть не забыл. Смушкевич показал, что Копец являлся немецким шпионом. Командующим авиацией назначен его заместитель. Присмотритесь к его качествам. Расскажите об этом Павлову…»

Если это правда и днем 23 июня ни командующий фронтом Павлов, ни член Военного совета ЗФ Пономаренко еще ничего не знали про «самоубийство» командующего ВВС фронта, якобы произошедшее днем ранее, то скорее всего никакого самоубийства и не было. Был арест и/или убийство при задержании. Разумеется, окончательные выводы делать еще рано, историкам остается надеяться на то, что для документов «дела» генерала И. Копца место в архивных хранилищах НКВД-КГБ-ФСБ нашлось…

Кроме двух помилованных…

Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение. Были арестованы:

  • заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков);
  • нарком вооружений (Ванников);
  • нарком боеприпасов (Сергеев);
  • трое бывших командующих ВВС Красной армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов);
  • начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн);
  • помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров);
  • начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов);
  • командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев);
  • заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин);
  • командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов);
  • командующий ВВС Западного фронта (Таюрский);
  • командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин);
  • командующий ВВС Московского ВО (Пумпур);
  • помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт);
  • помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев);
  • начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин);
  • начальник НИИ ВВС (Филин);
  • начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Он даже не включает в себя всех тех, кто был поименно назван выше. А ведь были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы и убиты в рамках «дела авиаторов». А одновременно с ним раскручивалось грандиозное дело об «антисоветском заговоре» в Главном артиллерийском управлении РККА (были арестованы и расстреляны заместитель начальника управления генерал-майор Г. К. Савченко и его заместители, многие конструкторы артиллерийских систем).

Никто не знает почему, но Сталин помиловал двух обреченных: Ванникова и Мерецкова. 20 июля прямо из тюремной камеры на рабочее место вернули Ванникова. Председатель ГКО Сталин самолично написал бумагу такого содержания:

«ГКО удостоверяет, что товарищ Ванников Борис Львович был временно подвергнут аресту органами НКВД, как это выяснено теперь, по недоразумению, что т. Ванников считается в настоящее время полностью реабилитированным. Т. Ванников Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР назначен заместителем наркома вооружения и по распоряжению ГКО должен немедленно приступить к работе в качестве заместителя наркома вооружения».

Чуть позже Ванникова назначили наркомом боеприпасов СССР. Он служил Хозяину верой и правдой, и когда наступило время создать для товарища Сталина «боеприпас» небывалой разрушительной силы – атомную, а затем и водородную бомбу, то поручили это дело именно Ванникову, ранее арестованному органами НКВД, «как это выяснено теперь, по недоразумению». Ванников с заданием справился, довел дело до испытания «боеприпаса» мощностью в 50 мегатонн и стал трижды Героем Соцтруда.

Мерецкова освободили в начале сентября 1941 года и прямо из тюремной камеры в том же звании генерала армии и снова в должности представителя Ставки отправили на Карельский фронт. Больших (да и малых) успехов этот фронт под командованием бывшего заместителя наркома не достиг. Возможно, потому, что здоровье и силы Мерецкова были безвозвратно подорваны. По распространенной исторической легенде, заботливый Сталин даже разрешал изувеченному пытками генералу докладывать сидя. Хрущев в своих мемуарах пишет: «Когда я видел Мерецкова в последний раз, это был уже не Мерецков, а его тень. Раньше он был молодой генерал, физически крепкий, сильный человек, а теперь он еле ходил…»

Всех остальных, кто не был замучен во время «следствия» и дожил до приговора, расстреляли. 28 октября после эвакуации центрального аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев на окраине «запасной столицы» расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина. Судьба самой большой группы арестованных была решена 29 января 1942 года, Сталин лично начертал на докладной записке наркома НКВД Берии: «Расстрелять всех поименованных в списке». 13 февраля 1942 года Особое совещание НКВД СССР оформило волю «вождя» постановлением о смертном приговоре. Молодых, тридцати- и сорокалетних генералов, записавшихся в партию большевиков-ленинцев в возрасте 18–20 лет, расстреляли 23 февраля 1942 года. В День Красной армии.

***

С той поры прошло много-много лет. В Куйбышеве на месте расстрельного участка НКВД появился парк. Детский парк имени Гагарина. В начале «перестройки» на месте будущего памятника героям-мученикам поставили памятный камень. Пригласили родственников, произносили речи. Теперь на этом месте стоит скромный, почти незаметный из-за деревьев монумент. Правда, трава там родится хорошая, высокая и красивая. С полевыми цветами.


После парада: за что репрессирован Главком ВВС Михайлов?

Экстраординарная отставка главкома ВВС Михайлова и чистка руководства ВВС связана с антипрезидентским заявлением командира пилотажной группы, гвардии полковника Игоря Ткаченко, поздравившего страну с «победой советского народа над фашистской Германией» в прямом эфире во время пролета над Кремлем. Призрак генерала Рохлина бродит по Кремлю…

Скоропостижная отставка главкома ВВС Владимира Михайлова и смена всего руководства ВВС, о которой было объявлено 10 мая, потрясла военное сообщество своей демонстративностью и внезапностью.
После назначения министром обороны А.Сердюкова, человека абсолютно чуждого армии, который 9 мая принимал парад в честь Дня Победы, это, пожалуй, самое скандальное кадровое решение, принятое президентом РФ В.Путиным.
Можно по-разному относиться к генералу армии В.Михайлову и вряд ли подходит ему образ «ангела с крылышками». Уместно вспомнить, что именно он усердно катал президента как пассажира на истребителе и на стратегическом бомбардировщике во время учебных пусков ракет (что строжайше запрещено полетными правилами ВВС), создавая для военной касты образ Путина, как «своего парня».
Такой же имитацией благополучия в военной авиации должен был ствть показательный полет пилотажной группы "Витязи"+"Стрижи", прошедших 9 мая "ромбом" над Красной площадью, что, конечно, организовано командованием ВВС с ведома и согласия Путина.
В лучших традициях советских авиапарадов в едином строю над Красной площадью пролетели советские самолеты двух различных типов – Су-27 и МиГ-29. Причем на предельно малой дистанции - всего три метра и интервале один метр, что говорит об исключительном мастерстве летчиков. Кстати, выброшенный назавтра после парада главком ВВС В.Михайлов был из этой же когорты профессионалов высокого класса.
И хотя поводом для скоропостижной «праздничной» отправки на пенсию главкома ВВС был заявлен его возраст (63года), наблюдатели считают, что, причиной этого кадрового кульбита стал хлесткий вызов кремлевским могильщикам авиации, брошенный командиром пилотажной группы в прямом, неподцензурном, эфире.
Оцените красоту поступка: ведущий группы самолетов - начальник Центра показа авиационной техники, гвардии полковник, летчик-снайпер Игорь Ткаченко поздравил ветеранов с Победой советского народа над фашистской Германией.
И это поздравление стало для властей неприятным контрастом с обтекаемой и двусмысленной речью президента Путина на Красной площади, которую только что прослушали миллионы людей по всей стране.
Премудрые спичрайтеры составили речь президенту так, что из нее совершенно не возможно понять, какая страна одержала победу в 1945 г., против кого она воевала, кто руководил страной и привел ее к победе.

" Когда речь идет о прорыве СССР в космос, вся либеральная публика (после 100-летнего юбилея С.П. Королёва) говорит о роли его личности и сожалеет, что Хрущев не дал наградить его Нобелевской премией, заявив, что « главным конструктором спутника и гагаринской ракеты является народ».
А здесь, когда речь идет о творцах Победы, без которой не было бы ни страны, ни народа – те же либералы поступают буквально по-хрущевски: какие Сталин, Жуков, Конев, Рокоссовский, Устинов, Косыгин? Победил безликий «народ» - и всё. Ненависть к лучшим представтелям народа - советским лидерам и полководцам - такова, что граничит со слабоумием.
«Народу-телезрителю» внушают, будто во время войны толпы людей (не способных сегодня даже хором попросить хлеба) стихийно объединились в сотни полков и дивизий, неизвестно где добыли оружие, снаряжение и продовольствие и случайно оказались в нужном месте, в нужное время. Опять же случайно (само собой!) на направлении главных ударов оказались сосредоточены армии, тысячи танков, самолетов, орудий и катюш, заправленных топливом и боеприпасами. И этот «народ» стихийно, без всякого управления, прорывал фронты противника, окружал, бил врага и гнал его до Берлина и Праги… "

Бросивший перчатку Путину лётчик не знал содержания речи президента, да и не пытался под нее подстроиться. Зато он прекрасно знал реальное состояние военной авиации и авиапрома, которые планомерно уничтожаются в интересах партнерам из НАТО. И принял решение совершенно сознательно, исходя из знания обстановки.
Не будем принижать поступок полковника Ткаченко версиями про «импульсивный поступок». Мгновенный для непосвященных пролет над Кремлем – событие, которое вобрало в себя многие дни детальной подготовки. Ни одного лишнего слова, ни одного случайного движения не было и быть не могло. Пролет над Красной площадью – те самые мгновения, за которыми стоят годы учебы и службы многих людей.
Заранее зная о считанных секундах прямого эфирного времени во время пролета над красной Площадью (скорее всего, по сценарию полагался другой текст), офицер многократно выверил и продумал каждое слово, прозвучавшее на весь мир.
Ткаченко прекрасно знал, что бросает открытый вызов. И тем не менее он пошел на публичный акт гражданского неповиновения правящей в Кремле власти. В конце концов, лучше закончить летную карьеру Поступком, чем через пару лет быть бесславно комиссованным по возрасту или здоровью, как многие тысячи других бывших советских военных, выброшенных на пенсию за ненадобностью.
Человек высокого интеллекта и здравого разума, Ткаченко совершенно сознательно нарушил табу, наложенное режимом на всякое упоминание о советском народе, как победителе, и о фашистской Германии, как стране, разгромленной в этой войне.
А это – далеко не рядовой случай самостоятельных суждений и отсутствия должного политического холуяжа перед верховным начальством. А такие поступки, да еще в праздничном эфире - уже политика.
Вдруг летчики задумают нехорошее? А вдруг не только летчики? Готовясь к новому этапу реформенного геноцида, Кремль страхуется по всем направлениям, репрессируя недовольных заранее.
Так или иначе, перчатка, брошенная советским соколом в лицо кремлевским пресмыкающимся, настолько взбесила кремлевскую верхушку, что расплата последовала незамедлительно.
На наличие «особых указаний» прямо указывает то, что в вечерних выпусках новостей из репортажей всех федеральных телеканалов слова о советском народе и фашистской Германии были вырезаны.
И еще не закончились торжества, а президент сидел на праздничном концерте, ожидая салюта, а в его администрации уже спешно указ готовили о снятии главкома ВВС, который утром (а может, и в ночь с 9 на 10 мая) немедленно подмахнул презираемый всеми родами войск «завмаг обороны».
«Рожденные ползать» поленились соблюсти хоть какую-то видимость приличий, чтобы «сохранить лицо» и не показать стране и миру выдающей предателей ненависти к собственному народу и его истории.
Разве нельзя было поиграть в «просвещенную монархию»: сделать паузу, вызвать того же В.Михайлова «на ковер» и настоятельно предложить седому генералу, почетную отставку по выслуге лет?
Но – куда там: когда парадом командуют завмаги, малейшие проявления человеческого и профессионального достоинства со стороны офицеров воспринимается как бунт гладиаторов, подлежащий немедленному изничтожению.
И это все – на фоне полной неприкосновенности таких «сверхценных» кадров, как Зурабов, Греф, Кудрин и Ко
Конечно, имея абсолютные полномочия и законодательные гарантии безнаказанности после ухода, можно снять любого генерала, заткнуть рот или засудить по заказу бандитов любого героя афганской или кавказской кампании, но пропасть между «верховным командованием» и армией растет, несмотря на договорную войну с эстонскими мародерами и щедрую раздачу георгиевских ленточек Васей Якеменко.
Но нет худа без добра - показательная расправа с главкомом ВВС за «коммунистическую пропаганду» его подчиненных в прямом эфире раскрывает натуру главковерха больше, чем могут замаскировать все его показушные переодевания и катания на самолетах и подводных лодках.
Призрак генерала Рохлина бродит по Кремлю…
А.Белобородов.

От редакции:
напомним, что, по последним данным, инцидент с посадкой Руста на Красную площадь был совместной операцией КГБ и ЦРУ с целью превентивной зачистки командования ВВС и ПВО, способных помешать распаду страны.
Сегодня мы видим повторение ситуации: малейшей протест военной элиты, к которой относятся «Стрижи» и «Витязи» вызывает мгновенные репрессии – причем, что характерно, по заранее подготовленным спискам.
Судя по назначению Сердюкова и репрессиям в ВВС, Путин и его западные партнеры уверенно ведут страну к непосредственной военной оккупации НАТО. Имеющий глаза, да увидит…

Российская Федерация – это могучая авиационная держава со своей историей, военно-воздушные силы которой способны разрешать любые конфликты, несущие угрозу нашей стране. Это наглядно продемонстрировали события последних месяцев в Сирии, где русские лётчики успешно ведут боевые действия против армии ИГИЛ, представляющей террористическую опасность всему современному миру.

История

Своё существование русская авиация начала ещё с 1910 года, но официально точкой отсчёта стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Шишкевич взял под своё управление все подразделения в организованной к тому времени Воздухоплавательной части Генерального штаба.

Просуществовав весьма незначительный срок, военная авиация Российской империи стала одной из лучших военно-воздушных сил того времени, хотя авиастроение в российском государстве находилась в зачаточном состоянии и русским пилотам приходилось воевать на самолётах иностранного производства.

«Илья Муромец»

Несмотря на то что русское государство закупало самолёты у других стран, российская земля никогда не была скудна на талантливых людей. В 1904 году профессор Жуковский основал институт по изучению аэродинамики, а в 1913 году молодой Сикорский сконструировал и построил свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» и биплан с четырьмя двигателями «Русский витязь» , конструктор Григорович разрабатывал различные схемы гидропланов.

Большой популярностью среди пилотов того времени пользовался авиаторы Уточкин, Арцеулов, а военный лётчик Пётр Нестеров поразил всех, выполнив свою легендарную «мёртвую петлю» и прославился в 1914 году , таранив в воздухе самолёт противника. В этом же году русские лётчики впервые покорили Арктику во время полётов по поиску пропавших первопроходцев Севера из экспедиции Седова.

Российские воздушные силы представляла Армейская и Морская авиация, каждый вид имел несколько авиационных групп, в составе которых находились авиаотряды по 6-10 самолётов в каждом. Изначально пилоты занимались лишь корректировкой огня артиллерии и разведкой, но затем с помощью бомб и пулемётов уничтожали живую силу противника. С появлением истребителей завязались бои на уничтожение неприятельских самолётов.

1917 год

К осени 1917 года русская авиация насчитывала около 700 машин, но тут грянула Октябрьская революция и она был расформирована, многие российские лётчики погибли в войну, а большинство уцелевших после революционного переворота эмигрировали. Молодая советская республика в 1918 году основала свои военно-воздушные силы под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Но братоубийственная война закончилась и о военной авиации забыли, лишь только в конце 30-х годов, со взятием курса на индустриализацию, началось её возрождение.

Советская власть интенсивно взялась за строительство новых предприятий авиационной промышленности и создания КБ. В те годы начинали свою карьеру блистательные советские авиаконструкторы Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич .

Для подготовки и обучения лётных кадров были основаны аэроклубы, как школы первоначального обучения пилотов. После получения в таких заведениях навыков пилотирования курсанты направлялись в лётные училища, а затем распределялись в строевые части. Более 20 тысяч курсантов проходили обучение в 18 лётных училищах, технические кадры готовили в 6 заведениях.

Руководители СССР понимали, что первое социалистическое государство остро нуждается в военно-воздушных силах и принимали все меры для быстрого увеличения самолётного парка. На рубеже 40-х годов появились замечательные истребители, построенные в КБ Яковлева и Лавочкина – это Як-1 и ЛаГ-3 , КБ Ильюшина ввело в строй первый штурмовик , конструкторы под руководством Туполева создали дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторское бюро Микояна и Гуревича закончило лётные испытания истребителя .

1941 год

Авиационная промышленность на пороге войны выпускала в начале лета 1941 года по 50 машин в сутки и через три месяца удвоила выпуск самолётов.

Но для советской авиации начало войны было трагическим, большинство авиационной техники, расположенной на аэродромах в приграничной зоне было разбито прямо на стоянках так и не успев взлететь. Наши лётчики в первых боях, не имея опыта, использовали устаревшую тактику и в результате несли большие потери .

Переломить создавшееся положение удалось лишь в середине 1943 года, когда лётный состав приобрёл необходимый опыт и авиация начала получать более современную технику, такие самолёты, как истребители Як -3 , Ла-5 и Ла-7 , модернизированные штурмовики с воздушным стрелком Ил-2, бомбардировщики , дальние бомбардировщики .

Всего в военный период прошли обучение и выпущено более 44 тысяч пилотов, но и потери были огромные – в боях на всех фронтах погибли 27600 лётчиков. К концу войны наши лётчики получили полное превосходство в воздухе.

После окончания боевых действий начался период противостояния, известный как холодная война. В авиации началась эра реактивных самолётов, появился новый вид боевой техники – вертолёты. В эти годы авиация стремительно развивалась, было построено более 10 тысяч самолётов, закончилось создание проектов истребителей четвёртого поколения и Су-29 , начались разработки машин пятого поколения.

1997 год

Но последующий развал Советского Союза похоронил все начинания, вышедшие из его состава республики поделили всю авиацию между собой. В 1997 году президент РФ своим указом заявил о создании военно-воздушных сил России, которые объединили войска ПВО и ВВС.

Российской авиации пришлось участвовать в двух Чеченских войнах и грузинском военном конфликте, в конце 2015 года ограниченный контингент военно-воздушных сил передислоцировался в сирийскую республику, где успешно ведёт боевые действия против мирового терроризма.

Девяностые годы были периодом деградации авиации России, остановлен этот процесс лишь в начале 2000-х, Главком ВВС генерал-майор А.Н. Зелин в 2008 году охарактеризовал положение в российской авиации, как крайне тяжёлое. Значительно снизилась подготовка военнослужащих, брошены и развалены многие аэродромы, авиатехника обслуживалась неудовлетворительно, тренировочные полёты из-за недостатка финансов практически прекратились.

2009 год

С 2009 года начался подъём уровня подготовленности личного состава, авиационная техника прошла модернизацию и капитальный ремонт, начались закупки новых машин и обновление парка самолётов. Подходит к завершению разработка самолёта пятого поколения . Лётный состав начал регулярные полёты и совершенствует своё мастерство, увеличилось материальное благосостояние лётчиков и техников.

Российские ВВС стабильно проводят учения, совершенствуя боевые навыки и мастерство.

Структурная организация военно-воздушных сил

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:

  • Отражения любых нападений агрессора в воздухе и космосе.
  • Осуществления воздушного прикрытия ПУ, городов и всех значительно важных объектов,
  • Ведения разведки.
  • Уничтожения войск противника с применением обычного и ядерного оружия.
  • Непосредственной воздушной поддержки наземных вооруженных сил.

Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО .

На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Самолёт КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь » заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина , имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель , этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27 , модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

– это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач» , обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.

Перехватчик развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники и Ан-72 , машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148 , солидные большегрузы Ан-22 , Ан-124 и . Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ .

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства , армейская авиация России пополнилась сотней и таким же количеством . Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные и Ми-24 . Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д» , ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост» .

Перспективы российских ВВС

В России находятся в разработке несколько проектов лётных аппаратов и некоторые близки к завершению. Несомненно, новый самолёт пятого поколения вызовет большой интерес у широкой общественности, тем более его уже демонстрировали. ПАК ФА Т-50 проходит завершающую стадию лётных испытаний и в недалёком будущем поступит в строевые части.

Интересный проект представило КБ Ильюшина, самолёты и , разработанные его конструкторами, идут на смену антоновским машинам и снимают нашу зависимость от поставок запчастей с Украины. Вводится в строй новейший истребитель , завершаются испытательные полёты новых винтокрылых машин и Ми-38 . Приступили к разработке проекта нового стратегического самолёта ПАК-ДА , обещают, что его поднимут в воздух в 2020 году.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...