Главное о екатерине 2 очень кратко. Екатерина II Великая и её вклад в развитие России

Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна Романова, в девичестве София Августа Фредерика, немецкая принцесса Ангальт-Цербстская) – императрица-поборница просвещения, преподносимая нередко как преемница дела Петра Первого , единственная из российских правительниц, удостоенная титула Великой.

Период ее царствования с 1762 по 1796 год не без основания называют «золотым веком» страны. Границы России были раздвинуты, доходы казны увеличены в 4 раза (с 16 до 68 млн руб.), а население выросло с 30 до 44 млн человек.

Детство и юность

Будущая видная представительница мировой политической арены появилась на свет 2 мая 1729 года в немецком княжестве Ангальт-Цербст. Ее отец, принц Кристиан Август, принадлежал к старинному, но обедневшему германскому княжескому роду. Он состоял на службе у короля Пруссии, завершив карьеру в высоком воинском звании фельдмаршала. Мать, Иоганна Елизавета, принцесса из Голштейн-Готторпской династии.


Хорошенькую, веселую и бойкую малышку близкие звали Фике. Она с удовольствием играла со своей младшей сестренкой, обучалась иностранным языкам, музыке, истории, а также чистописанию, схватывая все на лету. Несколько лет она провела в Берлине, при дворе Фридриха II. Существовала легенда, что ее настоящим отцом был сам король, приходившийся Иоганне двоюродным братом.

В 10-летнем возрасте в доме епископа города Эйтин она познакомилась с Карлом Петром Ульрихом, будущим Петром III и ее супругом. В 1743-м по рекомендации Фридриха II ее сосватали, а спустя год, накануне 16-летия Петра Федоровича, она отправилась в Первопрестольную, где стала готовиться к венчанию: изучала русский язык, традиции и обычаи новой родины.

Замужество

В июне 1743 произошло ее крещение в православие как Екатерины Алексеевны, затем помолвка, а в августе венчание. Свадебное торжество длилось десять дней под залпы орудий и фейерверков.


После свадьбы отношения между супругами не заладились: августейший спутник жизни ее игнорировал. Вначале Екатерина скучала в одиночестве, а затем принялась изучать труды французских просветителей, книги по философии, истории и географии России в стремлении получше узнать страну, которой готовилась управлять.


Кроме занятий самообразованием, она находила время на охоту и бильярд, на полезное общение с интересными людьми. Она также любила выполнять гравировки по металлу. Отсутствие эмоциональной близости с мужем способствовало появлению многочисленных любовников.


В 1754 году Екатерина родила сына. Цесаревича, нареченного Павлом, сразу же у нее забрали. Хлопоты по воспитанию наследника государыня Елизавета Петровна взяла на себя, изолировав его от матери. Екатерина поняла, что ей остается одно – заняться политикой. К удовольствию мужа она взяла на себя управление его гольштинским герцогством, начала вникать в суть подлежащих рассмотрению дел, сблизилась на этой почве с Алексеем Бестужевым.

В 1762-м, после смерти Елизаветы, Петр III вступил на престол и первыми же своими шагами продемонстрировал свои прусские симпатии. Особенное возмущение офицерского корпуса вызвало подписание ним мирного договора с Пруссией, предусматривавшего возвращение всех захваченных ценой множества жизней земель в ходе Семилетней войны. Он начал открыто жить со своей фавориткой Елизаветой Воронцовой, проявлял непочтительное отношение к церкви – объявил о планах реформирования церковных обрядов.


В итоге покинутая мужем, доброжелательная с окружающими и благочестивая Екатерина, опасаясь развода и ареста, при поддержке гвардейцев совершила дворцовый переворот. В его подготовке активно участвовали братья Орловы, дипломат Панин, гетман Войска Запорожского Разумовский и другие особы, недовольные Петром III. Понимая безвыходность ситуации, он подписал отречение от престола и практически сразу скончался при сомнительных обстоятельствах.

Эпоха Екатерины Великой

Начав в 1762 году свое правление, Екатерина II пыталась устроить государство в соответствии с идеалами Просвещения. Она воплощала в жизнь важные и значимые для империи реформы, снискав колоссальную поддержку общественности. Спустя год она инициировала реорганизацию Сената, повысившую продуктивность его работы. В 1764-м – секуляризацию земель церкви, позволившую пополнить казну.


Будучи сторонницей унификации управления окраинами государства, царствующая императрица упразднила гетманство. В соответствии с принципами эпохи Просвещения она создала несколько новых общеобразовательных заведений, включая Смольный институт благородных девиц и Российскую академию.


На основании трудов авторов-просветителей в 1767 году ею был написан свод законодательных норм «Наказ», для утверждения которого она созвала специальную комиссию из представителей различных слоев общества. Политика императрицы отличалась веротерпимостью – она прекратила притеснения старообрядцев.


После русско-турецкой войны и Пугачевского бунта начался новый виток внедрения важнейших нововведений царицы. В 1775-м она разработала и осуществила губернскую реформу, действовавшую до 1917 года, издала свод дворянских привилегий, акты о самоуправлении городов, о создании выборных судов, о вакцинировании населения и пр.


Не менее значительными были усилия самодержицы и во внешнеполитической сфере. В период ее царствования произошел ряд разделов Речи Посполитой, были укреплены позиции страны в Прибалтике, присоединены Крым и Грузия.

Мужчины и дети Екатерины II

Екатерина II прославилась не только как могущественная и великая, но и как самая охочая до мужского пола императрица. В списке ее фаворитов, по мнению ряда историков, было около 30 имен.


Самые «безудержные чувства» царицу связывали со светлейшим князем Григорием Орловым, с ближайшим другом и советником Григорием Потемкиным, с Александром Ланским, ставшим сердечным другом 54-летней императрицы в 25 лет, с последним фаворитом Платоном Зубовым (22-летним на момент начала романа с 60-летней самодержицей).

Екатерина Великая: личная жизнь | Фавориты и любовники Императрицы

Ни один из фаворитов, кроме Потемкина и Петра Завадовского, к решению политических вопросов Екатериной Великой не допускался. И никто из ее избранников не был подвергнут опале. Она всех их щедро награждала почетными званиями, орденами, имениями и деньгами.


Императрицей было рождено трое детей: сын Павел от законного супруга Петра Федоровича (или, по одной из версий, от Сергея Салтыкова) и дочь Анна (якобы от Станислава Понятовского), умершая, будучи младенцем, а также внебрачный сын Алексей Бобринский (от Григория Орлова). Также есть мнение, что Елизавета Григорьевна Тёмкина (род. 1775) – дочь императрицы и Потёмкина, который впоследствии взял ее под свою опеку.

Смерть

На закате жизни царствующая императрица много времени уделяла заботе о внуках: Александре и Константине. Старшего из детей Павла она нарекла в честь покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского. С нелюбимым сыном Павлом у нее были натянутые отношения. Она хотела сделать престолонаследником не его, а старшего внука, поэтому лично занималась его воспитанием. Однако ее планам не суждено было сбыться.


В 1796 году 16 ноября великую императрицу настиг удар. На следующий день, не приходя в сознание, она скончалась от инсульта. Похоронили ее в Петропавловском соборе вместе с мужем, вскрыв его могилу. Следующим правителем Российской Империи стал Павел I.

Когда молоденькая девушка София Фредерика Ангальт-Цербстская в июне 1744 г. стояла под венцом с великим князем Петром, думала ли она, могла ли она предположить, что через некоторое время судьба вручит ей управление могущественной империей и звать ее станут не как-нибудь, а матушкой Екатериной?

Впрочем, возможно, будущая императрица если и не предполагала, то во всяком случае рассматривала такой вариант развития событий. Юная София не могла не ощущать своего умственного и нравственного превосходства над жалким, словно не вышедшим из подросткового возраста супругом. Сама она писала впоследствии, что в ней не было сомнения: «… рано или поздно я добьюсь того, что сделаюсь самодержавною русскою императрицею».

Это случилось 22 сентября 1762 г. – Екатерина Великая после государственного переворота была коронована.

Екатерина сделала немало для России. Называя себя последовательницей Петра I, она действительно во многом придерживалась принципов его правления, особенно во внешней политике: так, была одержана крупная победа в Русско-турецкой войне, в результате чего Россия получила право держать флот на Черном море. Крым стал российской территорией. Взяты крепости Измаил и Очаков.

Екатерина инициировала 3 раздела Речи Посполитой, итогом чего стало присоединение к России Белоруссии, Литвы, Курляндии. Ближе к концу правления Екатерины завершилась война со Швецией, довольно успешно для России: большая часть Карелии стала нашим владением.

Внутреннюю политику императрицы обычно характеризуют как просвещенный абсолютизм. С одной стороны, Екатерина учредила систему общеобразовательных училищ, уделяя при этом внимание женскому образованию, остававшемуся ранее на очень низком уровне. Она стимулировала развитие экономики и предпринимательства, открыла кредитные учреждения, наладила выпуск бумажных ассигнаций. Екатерина упорядочила управление страной, разделив ее территориально на губернии. Губернатор обладал значительными полномочиями, горожане были разделены на несколько сословий.

С другой стороны, Екатерина полагала, что Россия должна оставаться управляемой монархом, в руках которого должна быть сосредоточена вся полнота власти. Правда, царица оставила некоторые полномочия Сенату, но право на законотворчество закрепила за собой. Екатерина вынуждена была опираться на дворянство, чтобы сохранить власть. Даровав значительные привилегии дворянам, она тем самым еще более ухудшила положение крестьян, страдавших под гнетом огромных налогов и совершенно бесправных. Это подтолкнуло их к восстанию – настоящей народной войне под предводительством Емельяна Пугачева. Бунт жестоко подавили, «гуманная» Екатерина приказала четвертовать зачинщика, дабы другим неповадно было. Ей действительно пришлось пойти на крайние меры, чтобы власть монарха могла остаться незыблемой.

В целом царствование Екатерины Второй стало эпохой расцвета Российской империи. Вероятно, Петр мог бы гордиться своей преемницей. Екатерина была полна планов и оставалась деятельной до последних дней своей жизни. К сожалению, внезапная смерть в 1796 г. не дала осуществиться всем ее намерениям. На престол вступил Павел, настолько ненавидевший мать, что многие ее достижения он попытался нивелировать. Снова Россия оказалась на распутье…

Екатерина 2 краткая информация.

Годы правления: 1762-1796

1. Впервые со времен Петра I подвергла реформированию систему государственного управления. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав. Екатерина покровительствовала различным областям искусства: при ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека.

2. Провела административную реформу , определившую территориальное устройство страны вплоть до 1917 года . Образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

3. Увеличила территорию государства за счет присоединения южных земель – Крыма , Причерноморья и восточной части Речи Посполитой. По численности населения Россия стала самой крупной европейской страной: на нее приходилось 20% населения Европы

4. Вывела Россию на первое место в мире по выплавке чугуна . К концу XVIII века в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 году их было всего 663).

5. Укрепила роль России в мировой экономике : объем экспорта увеличился с 13,9 млн рублей в 1760 году до 39,6 млн рублей в 1790 году. В больших количествах вывозились парусное полотно, чугун, железо, а также хлеб. Объем экспорта леса вырос в пять раз.

6. При Екатерине II Российская академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз . Особое внимание императрица уделяла развитию женского образования: в 1764 году были открыты первые в России учебные заведения для девочек – Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц.

7. Организовала новые кредитные учреждения – государственный банк и ссудную кассу , а также расширила спектр банковских операций (с 1770 года банки стали принимать на хранение вклады) и впервые наладила выпуск бумажных денег – ассигнаций.

8. Придала борьбе с эпидемиями характер государственных мероприятий . Введя обязательное оспопрививание, решила подать подданным личный пример: в 1768 году прививку от оспы сделали самой императрице.

9. Оказала поддержку буддизму, в 1764 году учредив пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья . Бурятские ламы признали Екатерину II воплощением главной богини Белой Тары и с тех пор присягали на верность всем российским правителям.

10 Принадлежала к тем немногочисленным монархам, которые интенсивно общались с подданными путем составления манифестов, инструкций и законов. Обладала талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений: записки, переводы, басни, сказки, комедии и эссе.

Екатерина Великая – одна из самых незаурядных женщин в мировой истории. Ее жизнь – редчайший пример самовоспитания путем глубокого образования и строгой дисциплины.

Эпитет «Великая» императрица заслужила по праву: ее, немку и чужестранку, русский народ называл «родной матерью». А историки почти единогласно решили, что если Пётр I хотел привить России всё немецкое, то немка Екатерина мечтала возродить именно русские традиции. И во многом проделала это весьма успешно.

Долгое царствование Екатерины – единственный в русской истории период преобразований, про который нельзя сказать «лес рубят, щепки летят». Население страны возросло вдвое, при этом практически отсутствовала цензура, запрещались пытки, были созданы выборные органы сословного самоуправления... «Твердая рука», которая якобы так нужна русскому народу, на этот раз совершенно не пригодилась.

Принцесса София

Будущая императрица Екатерина II Алексеевна, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет 21 апреля 1729 года в никому не известном Штеттине (Пруссия). Отец – ничем не примечательный князь Христиан-Август – благодаря преданности прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. Постоянно занятый на службе, он стал для Софии примером добросовестного служения на государственном поприще.

София получила домашнее образование: она обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Ее независимый характер и настойчивость проявились уже в раннем детстве. В 1744 году вместе с матерью она была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Здесь ее, до того лютеранку, приняли в православие под именем Екатерина (это имя, как и отчество Алексеевна, дали ей в честь матери Елизаветы – Екатерины I) и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), с которым принцесса обвенчалась в 1745-м.

Ума палата

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. С самого начала ее личная жизнь складывалась неудачно, но великая княгиня рассудила, что русская корона всегда нравилась ей больше жениха, и обратилась к чтению трудов по истории, юриспруденции и экономике. Она была поглощена изучением работ французских энциклопедистов и уже в то время интеллектуально переросла всех окружающих на голову.

Екатерина действительно стала патриотом своей новой родины: она скрупулезно соблюдала обряды православной церкви, пыталась вернуть русский национальный костюм в обиход двора, усердно учила русский язык. Она даже занималась по ночам и однажды опасно заболела от переутомления. Великая княгиня писала: «Тот, кто успевал в России, мог быть уверен в успехе во всей Европе. Нигде, как в России, нет таких мастеров подмечать слабости или недостатки иностранца; можно быть уверенным, что ему ничего не спустят».

Общение великого князя и принцессы продемонстрировало кардинальное различие их характеров: инфантильности Петра противостояла деятельная, целеустремленная и честолюбивая натура Екатерины. Она стала опасаться за свою судьбу в случае прихода мужа к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, рассудительность и искренняя любовь к России резко контрастировали с поведением Петра, что позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского общества, так и среди простого населения Петербурга.

Двойной захват

Взойдя после смерти матери на престол, император Пётр III за полгода правления сумел до такой степени настроить против себя дворянство, что сам открыл супруге дорогу к власти. Едва вступив на трон, он заключил невыгодный России договор с Пруссией, объявил об аресте имущества Русской церкви и отмене монастырского землевладения. Сторонники переворота обвиняли Петра III в невежестве, слабоумии и полной неспособности к управлению государством. Начитанная, благочестивая и доброжелательная жена выгодно смотрелась на его фоне.

Когда отношения Екатерины с мужем стали враждебными, двадцатилетняя великая княгиня решила «погибнуть или царствовать». Тщательно подготовив заговор, она тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. К восставшим присоединились солдаты других полков, беспрекословно присягнувшие ей на верность. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Свыше 14 000 человек окружили дворец, приветствуя новую правительницу.

Чужестранка Екатерина не имела никаких прав на власть, но совершенная ею «революция» подавалась как национально-освободительная. Она верно уловила критический момент в поведении своего мужа – его презрение к стране и православию. В результате внука Петра Великого считали больше немцем, чем чистокровную немку Екатерину. И это – результат ее собственных усилий: в глазах общества она сумела изменить свою национальную принадлежность и получила право «освободить отечество» от иноземного ига.

М. В. Ломоносов о Екатерине Великой: «На троне баба – ума палата».

Узнав о том, что произошло, Пётр стал посылать предложения о переговорах, но все они были отвергнуты. Сама Екатерина во главе гвардейских полков выступила ему навстречу и по дороге получила письменное отречение императора от престола. Долгое 34-летнее царствование Екатерины II началось торжественной коронацией в Москве 22 сентября 1762 года. По сути она совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее естественному наследнику – сыну.

Эпоха Екатерины Великой

Екатерина вступила на престол, имея определенную политическую программу, основанную на идеях Просвещения и одновременно учитывавшую особенности исторического развития России. Уже в первые годы правления императрица провела реформу Сената, сделавшую работу этого учреждения более эффективной, и осуществила секуляризацию церковных земель, пополнившую государственную казну. Тогда же был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин.

Екатерина II была прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь ярких и талантливых личностей. Именно поэтому ее время отмечено появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников и музыкантов. В этот период не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергся опале – вот почему царствование Екатерины называют «золотым веком» русского дворянства. Вместе с тем императрица была очень тщеславна и больше всего на свете дорожила своей властью. Ради нее она была готова пойти на любые компромиссы в ущерб убеждениям.

Екатерина отличалась показной набожностью, она считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в политических интересах.

После окончания Русско-турецкой войны 1768– 1774 годов и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачёва императрица самостоятельно разрабатывала ключевые законодательные акты. Важнейшими из них стали жалованные грамоты дворянству и городам. Их основное значение связано с реализацией стратегической цели екатерининских реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа.

Самодержавие в борьбе за будущее

Екатерина была первым русским монархом, который увидел в людях личности с собственным мнением, характером и эмоциями. Она охотно признавала за ними и право на ошибку. Из далекого поднебесья самодержавия Екатерина разглядела внизу человека и превратила его в мерило своей политики – невероятный кульбит для русской деспотии. Человеколюбие, которое она сделала модным, впоследствии станет главной чертой высокой культуры XIX века.

Екатерина требовала от подданных естественности, а потому легко, с улыбкой и самоиронией устраняла всякую иерархию. Известно, что она, будучи падкой до лести, спокойно воспринимала и критику. Например, ее статс-секретарь и первый крупный русский поэт Державин часто спорил с государыней по административным вопросам. Однажды их дискуссия стала столь жаркой, что императрица пригласила другого своего секретаря: «Сядьте тут, Василий Степанович. Этот господин, мне кажется, меня прибить хочет». Никаких последствий для Державина его резкость не имела.

Один из современников образно описал суть екатерининского правления так: «Пётр Великий создал в России людей, но Екатерина II вложила в них души»

Даже не верится, что за этим благообразием стояли две русско-турецкие войны, присоединение Крыма и создание Новороссии, строительство черноморского флота, три раздела Польши, принесшие России Белоруссию, Западную Украину, Литву и Курляндию, война с Персией, присоединение Грузии и завоевание будущего Азербайджана, подавление Пугачевского бунта, война со Швецией, а также многочисленные законы, над которыми Екатерина работала лично. Всего она издала 5798 актов, то есть в среднем 12 законов в месяц. Ее педантизм и трудолюбие подробно описаны современниками.

Революция женственности

Дольше Екатерины II в русской истории правили только Иван III (43 года) и Иван IV Грозный (37 лет). Более чем три десятилетия ее правления почти равняются половине советского периода, и игнорировать это обстоятельство невозможно. Поэтому Екатерина всегда занимала в массовом историческом сознании особое место. Впрочем, отношение к ней было неоднозначным: немецкая кровь, убийство мужа, многочисленные романы, вольтерьянство – всё это мешало самозабвенно восторгаться императрицей.

Екатерина была первым русским монархом, который увидел в людях личности с собственным мнением, характером и эмоциями. Из далекого поднебесья самодержавия она разглядела внизу человека и превратила его в мерило своей политики – невероятный кульбит для русской деспотии

Советская историография добавила Екатерине классовых тумаков: она стала «жестокой крепостницей» и деспотом. Дошло до того, что «Великим» позволили остаться только Петру, ее же подчеркнуто именовали «Второй». Несомненные победы императрицы, принесшие России Крым, Новороссию, Польшу и часть Закавказья, были во многом узурпированы ее военачальниками, которые в борьбе за национальные интересы якобы героически преодолевали козни двора.

Однако то, что в массовом сознании личная жизнь императрицы заслонила ее политическую деятельность, свидетельствует о поисках потомками психологической компенсации. Ведь Екатерина нарушила одну из древнейших общественных иерархий – превосходство мужчины над женщиной. Ее ошеломительные успехи, и в особенности военные, вызывали недоумение, граничащее с раздражением, и нуждались в каком-то «но». Екатерина давала повод для гнева уже тем, что вопреки существующему порядку сама выбирала себе мужчин. Императрица отказывалась считать данностью не только свою национальность: она пыталась преодолеть и границы собственного гендера, захватывая типично мужскую территорию.

Управлять страстями

Всю жизнь Екатерина училась справляться со своими чувствами и пылким темпераментом. Долгая жизнь на чужбине приучила ее не поддаваться обстоятельствам, всегда оставаться спокойной и последовательной в поступках. Позже в своих мемуарах императрица напишет: «Я приехала в Россию, страну мне совсем неизвестную, не зная, что будет впереди. Все глядели на меня с досадой и даже презрением: дочь прусского генерал-майора собирается быть российской императрицей!» Тем не менее главной целью Екатерины всегда оставалась любовь России, которая, по ее же признанию, «не страна, а Вселенная».

Умение планировать день, не отступать от задуманного, не поддаваться хандре или лени и одновременно рационально относиться к своему организму можно было бы списать на немецкое воспитание. Однако думается, что причина такого поведения глубже: Екатерина подчинила свою жизнь сверхзадаче – оправдать собственное пребывание на престоле. Ключевский заметил, что одобрение значило для Екатерины то же, что «аплодисменты для дебютанта». Желание славы было для императрицы способом на деле доказать миру добродетельность своих намерений. Такая жизненная мотивация, безусловно, превращала ее в self-made.

То, что в массовом сознании личная жизнь императрицы заслонила ее политическую деятельность, свидетельствует о поисках потомками психологической компенсации. Ведь Екатерина нарушила одну из древнейших общественных иерархий – превосходство мужчины над женщиной

Ради цели – править страной – Екатерина без сожалений преодолела массу данностей: и свое немецкое происхождение, и конфессиональную принадлежность, и пресловутую слабость женского пола, и монархический принцип наследования, о котором ей осмеливались напоминать практически в лицо. Словом, Екатерина решительно вышла за пределы тех констант, в которые пыталось поставить ее окружение, и всеми своими успехами доказывала, что «счастье не так слепо, как его себе представляют».

Тяга к знаниям и умножению опыта не убила в ней женщины, кроме того, до последних лет Екатерина продолжала вести себя деятельно и энергично. Еще в молодости будущая императрица записала в дневнике: «Необходимо создать себя, свой характер». Она блестяще справилась с этой задачей, положив в основу жизненной траектории знания, решимость и самообладание. Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I, но если тот в целях «европеизации» страны вносил насильственные изменения в русский уклад, то она кротко закончила начатое своим кумиром. Один из современников образно описал суть екатерининского правления так: «Пётр Великий создал в России людей, но Екатерина II вложила в них души».

текст Марина Кваш
Источник tmnWoman № 2/4 | осень | 2014

Не просто так ее еще при жизни назвали Великой. За время продолжительного правления Екатерины II изменениям подверглись практически все сферы деятельности и жизни в государстве. Попытаемся рассмотреть, кем на самом деле была и сколько правила Екатерина II в Российской империи.

Екатерина Великая: годы жизни и результаты правления

Настоящее имя Екатерины Великой–Софья Фредерика Августа Ангальт – Цербская. Родилась 21 апреля 1729 года в г. Штецин. Отец Софьи – герцог Цербтский, дослужился до звания фельдмаршала прусской службы, претендовал на курляндское герцогство, был губернатором Штецина, состояния, в нищей в то время Пруссии, не нажил. Мать – из не богатых родственников датских королей династии Ольденбургов, двоюродная тетка будущему мужу Софьи Фредерики.

О периоде жизни будущей императрицы с родителями известно не много. Софья получила хорошее, по тем временам, домашнее образование, в которое входили следующие предметы:

  • немецкий язык;
  • французский язык;
  • русский язык (подтверждается не всеми исследователями);
  • танцы и музыка;
  • этикет;
  • рукоделие;
  • основы истории и географии;
  • богословие (протестантизм).

Воспитанием девочки родители не занимались, лишь время от времени выказывая родительскую строгость внушениями и наказаниями. Софья росла бойким и любознательным ребенком, запросто общалась со сверстниками на улицах Штецина, по мере сил приучалась к ведению домашнего хозяйства и участвовала в домашних работах – отец на свое жалованье не мог содержать весь необходимый штат прислуги.

В 1744 году Софью Фредерику вместе с матерью, в качестве сопровождающей, приглашают в Россию на смотрины, а затем выдают замуж (21 августа 1745 г.) за троюродного брата, наследника престола, голштинца по происхождению, великого князя Петра Федоровича. Почти за год до венчания Софья Фредерика принимает православное крещение и становится Екатериной Алексеевной (в честь матери правящей императрицы Елизаветы Петровны).

По утвердившейся версии, Софья - Екатерина так прониклась своими надеждами на великое будущее в России, что сразу же по прибытии в империю бросилась неистово изучать русскую историю, язык, традиции, православие, французскую и немецкую философию и др.

Отношения с супругом не сложились. Какова была истинная причина - неизвестно. Может быть, причиной была сама Екатерина, которая до 1754 года перенесла две неудачные беременности, не имея супружеских отношений, как утверждает общепринятая версия. Причиной мог быть Петр, который, как считается, увлекался довольно экзотическими (имеющими какие-то внешние недостатки) женщинами.

Как бы там ни было в молодой великокняжеской семье правящая императрица Елизавета требовала наследника. 20 сентября 1754 года ее желание исполнилось – родился сын Павел. Существует версия, что его отцом стал С. Салтыков. Некоторые считают, что Салтыкова в постель Екатерины «подложила» сама Елизавета. Однако никто не оспаривает то, что внешне Павел - вылитый Петр, а последующее правление и характер Павла служат лишним доказательством происхождения последнего.

Елизавета сразу после рождения забирает внука у родителей и занимается его воспитанием сама. Матери лишь иногда разрешается с ним видеться. Петр и Екатерина еще сильнее отдаляются – смысл совместного времяпрепровождения истощился. Петр продолжает играть в «Пруссию - Голштинию», а Екатерина развивает связи с русской, английской, польской аристократиями. Оба периодически меняют любовников без тени ревности друг к другу.

Рождение в 1758 году у Екатерины дочери Анны (считается, что от Станислава Понятовского) и вскрытие ее переписки с английским послом и опальным фельдмаршалом Апраксиным ставит великую княгиню на грань пострижения в монастырь, что ее совсем не устраивало.

В декабре 1762 года после долгой болезни умирает императрица Елизавета. Петр занимает престол и удаляет жену в дальнее крыло Зимнего дворца, где Екатерина рожает очередного ребенка, на этот раз от Григория Орлова. Ребенок впоследствии станет графом Алексеем Бобринским.

Петр III за несколько месяцев своего правления успевает расположить против себя военных, дворян и духовенство своими пропрусскими и антирусскими действиями и желаниями. Этими же кругами Екатерина воспринимается как альтернатива императору и надежда на изменения к лучшему.

28 июня 1762 года при поддержке гвардейских полков Екатерина совершает переворот и становится самодержавной правительницей. Петр III отрекается от престола, а затем погибает при странных обстоятельствах. По одной из версий, он заколот вилкой Алексеем Орловым, по другой – сбежал и стал Емельяном Пугачевым и т.д.

  • секуляризация церковных земель – спасла империю от финансового краха в начале правления;
  • в два раза увеличилось количество промышленных предприятий;
  • доходы казны увеличились в 4 раза, но, несмотря на это, после смерти Екатерины выявлен дефицит бюджета в 205 млн руб.;
  • армия увеличилась в два раза;
  • в результате 6 войн и «мирным» путем к империи присоединены юг Украины, Крым, Кубань, Керчь, частично земли Белой Руси, Польши, Литвы, западная часть Волыни. Общая площадь приобретений - 520 000 кв. км.;
  • подавлено восстание в Польше под руководством Т. Костюшко. Руководил подавлением А.В. Суворов, который в результате стал генерал-фельдмаршалом. Было ли это просто восстанием, если за его подавление получают такие награды?
  • восстание (или полномасштабная война) под предводительством Е. Пугачева в 1773 - 1775 гг. В пользу того, что это была война говорит то, что к подавлению опять был привлечен лучший полководец того времени А.В. Суворов;
  • после подавления восстания Е. Пугачева началось освоение Урала и Сибири Российской империей;
  • построено более 120 новых городов;
  • проведено территориальное деление империи на губернии по количеству населения (300 000 чел. - губерния);
  • для разбирательства гражданских и уголовных дел населения введены выборные суды;
  • организовано дворянское самоуправление в городах;
  • введен свод дворянских привилегий;
  • произошло окончательное закрепощение крестьян;
  • введена система среднего образования, открывались школы в провинциальных городах;
  • открыт Московский Воспитательный дом и Смольный институт благородных девиц;
  • в денежный оборот введены бумажные деньги и создан Ассигнационный с филинами в крупных городах;
  • начало проводиться вакцинирование населения.

В каком году умерла Екатерина II и ее наследники

Задолго до смерти Екатерина II стала задумываться о том, кто придёт к власти после нее и сможет продолжить дело укрепления российского государства.

Сын Павел как наследник престола Екатерину не устраивал, как человек неуравновешенный и слишком похожий на бывшего мужа Петра III. Поэтому все свое внимание в деле воспитания наследника уделяла внуку Александру Павловичу. Александр получил отличное образование и женился по желанию бабушки. Женитьба подтверждала, что Александр – совершеннолетний.

Несмотря на желание императрицы, которая умерла от кровоизлияния в мозг в середине ноября 1796 года, настояв на своем праве наследовать престол, к власти приходит Павел I.

Как исколько правила Екатерина II оценивать должны потомки, но для истинной оценки необходимо прочтение архивов, а не повторение написанного сто – сто пятьдесят лет назад. Только в этом случае возможна верная оценка правления этого незаурядного человека. Чисто хронологически правление Екатерины Великой длилось 34 насыщенных событиями года. Доподлинно известно и подтверждается многочисленными восстаниями, что далеко не всем жителям империи нравилось то, что делалось в годы ее просвещенного правления.

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...