Голод и каннибализм (людоедство) в царской России. В эпицентре трагедии

Затрагивая такую вечно актуальную тему, как каннибализм, нельзя не вспомнить Владимира Семеновича Высоцкого:

Но почему аборигены съели Кука?

За что? Неясно — молчит наука.

Мне представляется совсем простая штука — Хотели кушать и съели Кука.

Но есть, однако же, еще предположенье,

Что Кука съели из большого уваженья.

Что всех науськивал колдун, хитрец и злюка:

— Ату, ребята, хватайте Кука.

Кто уплетет его без соли и без лука,

Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука.

Однако шутки в сторону — вопрос серьезный. Отметим, что Высоцкий, не будучи ни этнографом, ни биологом, по сути, правильно назвал здесь два основных побудительных мотива каннибализма: голод и ритуальные обычаи.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА

Название «каннибалы» произошло от слова «каниба » — так в доколумбовские времена жители Багамских островов называли обитателей , ужасных людоедов. Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу (от греческого антропос — «человек» и фагейн — «поглощать»). Следует отметить, что каннибал — всегда людоед, но не всякий людоед, как то хищный зверь, — каннибал. Этого «титула» удостаивается лишь человек.

Каннибализм в ходу начиная с каменного века. С увеличением добываемых человеком пищевых ресурсов он сохранился, но уже лишь как исключительное, вызванное голодом в определенные периоды (неурожай и т. п.) явление. В частности, нехваткой пищи объясняют каннибализм неандертальцев. Ритуальный каннибализм сохранялся дольше. Он выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей и был основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему его плоть. Иногда, правда, результаты были обратные: например, в некоторых племенах, где было принято поедание мозга жертвы, распространилась неизлечимая болезнь куру. Но не следует полагать, что времена каннибализма навсегда канули в вечность, а традиции каннибализма остались атрибутами древних времен. Нет, они благополучно пережили все этапы становления человеческого общества и сохранились до наших дней. География каннибализма по-прежнему широка.

ПРИВЫЧКА — ВТОРАЯ НАТУРА

В новые времена (с XVI века) каннибализм был отмечен у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Он практиковался во внутренней Африке, в Папуа — Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних областях . Вплоть до XX века каннибализм не был редкостью на многих островах Полинезии, в и Южной Африке. Примеров тому множество.

В XVII веке туземцами одного из островов Океании была поголовно съедена вся оказавшаяся у них в плену в результате кораблекрушения команда пирата Джона Дей-виса-младшего. Сам капитан чудом избежал этой участи.

В 1772 году французский путешественник М. Марион-Дюфрен вместе с 14 своими соратниками оказался захвачен новозеландскими маори. Все они были убиты и съедены.

Таким же образом закончил свой жизненный путь знаменитый мореплаватель, прошедший три кругосветки, Джеймс Кук, тот самый, о ком вспоминал В. Высоцкий. Произошло это в 1779 году на Гавайях. Кук уже имел встречи с каннибалами в ходе своей первой кругосветки. Тогда он подарил им свиней, овец и коз, чтобы отучить от людоедства. Но эксперимент не удался: туземцы не могли понять, чего все же хотят от них белые. Скотину они быстро съели, а потом вернулись к поеданию плененных врагов и путешественников, забредших в их края. А уж сколько было съедено миссионеров, пришедших, чтобы обратить дикарей в лоно церкви, и не счесть!

Ученый-антрополог Г. Еремин комментировал это следующим образом: «На островах, где хватало животной пищи, каннибализма не знали. На других островах каннибализм объясняется нехваткой в организме аборигенов белков животного происхождения при избытке белков растительных, получаемых при употреблении в пищу батата и кукурузы».

МОЙ РОДСТВЕННИК — Я И СЪЕМ!

Сохранились исторические источники, рассказывающие о массовом каннибализме в во время голода, вызванного затянувшейся засухой (1200-1201 гг.). Ходили слухи о каннибализме во времена Первого крестового похода, когда крестоносцы якобы питались телами врагов из захваченного арабского города Маарры. Позже историки пытались удалить эти позорные факты из описаний походов, но... из песни слова не выкинешь.

Историк К. Валишевский писал об осажденных в 1612 году в Кремле поляках и литовцах: «Они стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга. И это — факт, не подлежащий сомнению: очевидец Будзило рассказал ужасные подробности о последних днях осады — сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мертвых, а к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Так, один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам. Обвиняемые ссылались на права всего полка на труп однополчанина, а полковник не решался прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая сторона из мести не съела его самого».

И все же читатель вправе заметить, что все это — дела давние. Посмотрим, что было позднее.

НЫНЕШНИЕ РЕАЛИИ

В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «Бойд» были убиты и съедены племенами маори.

В ноябре 1820 года моряки, спасшиеся с затонувшего китобойного судна «Эссекс», прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить (история эта отчасти вошла в роман Г. Мелвилла «Моби Дик»).

В 1920-1930-х годах в Поволжье, и на во время массового голода были зафиксированы множественные случаи каннибализма.

Существуют документальные свидетельства каннибализма в японских войсках в годы Второй мировой войны. Когда у них кончалась еда, японские солдаты убивали и расчленяли солдат противника. Хорошо известен случай, происшедший в 1945 году, когда японские солдаты убили и съели восьмерых пленных американских летчиков. Это дело было расследовано в 1947 году, под судом оказались 30 японцев, в том числе пятеро высших офицеров, включая генерала и адмирала, которые были повешены.

В страшные годы Ленинградской блокады уже в декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи людоедства. Из архивов НКВД известно: в декабре 1941-го к уголовной ответственности были привлечены 26 каннибалов, а за январь — февраль 1942 года — уже 860. В дальнейшем, вплоть до января 1943 года, их число только возрастало. Большинство из задержанных было расстреляно. В январе 2014 года об этом рассказал в своей эмоциональной речи в немецком бундестаге Даниил Гранин, сам блокадник и боец народного ополчения.

Закончилась мировая война, но каннибализм на этом не закончился. Совсем недавно в Якутии рыбаки, заблудившись в тайге и оголодав, убили и съели одного из своей компании. Суд приговорил каждого из оставшихся в живых к 3,5 годам заключения условно. Отчего такой либерализм? Факт убийства не был доказан однозначно — возможно, пострадавший умер сам, а за каннибализм в российском Уголовном кодексе статья не предусмотрена. Мотив преступления в этой истории ясен — голод. А как квалифицировать историю, произошедшую лет 10 назад в баварском Ротенбурге? Его житель, придерживающийся нетрадиционных сексуальных наклонностей, некий Армин Майвес, нашел через Интернет партнера — мазохиста и пригласил к себе, где по обоюдному согласию его кастрировал. За выпивкой они вместе съели гениталии, после чего хозяин убил гостя и съел его почти целиком. Сегодня каннибал отбывает срок, в тюрьме он возглавляет партийную ячейку зеленых и пользуется авторитетом.

Таковы реалии сегодняшней цивилизованной Европы.

Голод - это острая нехватка пищи. Голод приводит к истощению и повышенной смертности среди населения. Основными причинами этой беды может быть слишком быстрый прирост населения, неурожай, холода или даже политика правительства. В наше время люди научились с этим бороться с помощью продвинутого сельского хозяйства.

Благодаря прогрессу накормить людей стало проще, а вот в средние века с этим было сложно: во всём мире часто свирепствовал голод, кроме того, люди умирали из-за различных заболеваний и от холода. Подсчитано, что даже в просвещённом XX-м веке от голода умерло около 70-ти млн человек. Страшнее то, что от голода люди могут сойти с ума и начать есть других людей, чтобы выжить - в истории описано немало подобных случаев.

1. Трудовой лагерь «Канава»

«Канава» - это бывший трудовой лагерь, расположенный в северо-западной пустынной области провинции Ганьсу, Китай. В период с 1957-го по 1961 год здесь содержались 3000 политзаключённых - в своего рода концлагерь отправляли на перевоспитание людей, в которых подозревали «правых».

Первоначально тюрьма была рассчитана всего на 40–50 преступников. Начиная с осени 1960-го года в лагере свирепствовал массовый голод: люди ели листья, кору деревьев, червей, насекомых, крыс, отходы и, наконец, прибегли к каннибализму.

К 1961 году умерли 2500 из 3000 заключённых, а тем 500 человек, которые выжили, пришлось питаться мёртвыми людьми. Их истории записаны в книге Яня Сяньхуэя, путешествовавшего потом по всему северо-западном району китайской пустыни, чтобы брать интервью у тех, кто пережил этот кошмар. Книга получилась немного беллетризованной и включает в себя графические разделы, в которых люди едят части тела или фекалии других людей.

Тем не менее, людоедство в «Канаве» было реальным, даже слишком. В большинстве случаев трупы были настолько тощими, что питаться ими было трудно. События в «Канаве» отражены в одноимённом фильме, рассказывающем о людях, вынужденных справляться с физическим истощением, переохлаждением, голодом и смертью.

2. Голод в Джеймстауне

Джеймстаун был первым постоянным английским поселением в Америке. Поселение было создано 24 мая 1607-го года в рамках Лондонской Кампании. Джеймстаун служил в качестве столицы колонии до 1699-го года, а потом она была перенесена в Вильямсбург.

Городок располагался на территории Поухатанской конфедерации индейских племён - здесь жило примерно 14 тысяч коренных индейцев, и европейским поселенцам приходилось полагаться на торговлю с ними, больше покупать пищу было негде. Но после ряда конфликтов торговля закончилась.

В 1609-м году случилась катастрофа: третье продовольственное судно, направлявшееся в Джеймстаун из Англии, потерпело крушение и застряло на рифах Бермудских островов. Судно везло в посёлок еду, но из-за крушения Джеймстаун остался на зиму без продовольствия. Позже стало известно, что капитан Самуэль Аргалл вернулся в Англию и предупредил чиновников о бедственном положении Джеймстауна, но к берегам Америки больше не отправили ни одного корабля.

Зимой 1609-го года разразился массовый голод: сотни колонистов умерли ужасной смертью, и к 1610 году из 500 человек в живых осталось только 60. Раскопки показывают, что выжившие прибегли к людоедству - на человеческих костях были обнаружены зарубки, свидетельствующие о срезании мышц с костей. Также был найден женский череп с дырами на лбу и затылке, что говорит о том, что кто-то пытался в буквальном смысле съесть её мозг. Насколько в Джеймстауне был распространён каннибализм, остаётся неясным.

3. Великий голод 1315–1317

В средние века в Европе голод случался очень часто, как правило, он возникал из-за скудных урожаев, перенаселения и болезней вроде чумы. Британия, например, за период Средневековья пережила 95 случаев массового голода. В период с 1348-го по 1375 год продолжительность жизни в Англии в среднем составляла всего 17,33 лет.

С 1310-го по 1330 год погода в Северной Европе была очень плохой и совершенно непредсказуемой. В 1315-м году резко выросли цены на еду, что послужило причиной распространения голода. В некоторых местах цены увеличились втрое, и людям приходилось выращивать растения, корни, травы, орехи, и кору. В 1317 году еженедельно погибали тысячи людей, а за три года голод убил миллионы.

Общественные правила в голодное время перестали действовать - многие родители бросали своих детей. На самом деле, такое время легло в основу знаменитой сказки «Гензель и Гретель». Некоторые родители в то время убивали своих детей и ели их. Есть также свидетельства, что заключённым приходилось есть трупы других заключённых, а некоторые люди даже воровали тела из могил.

4. Блокада Ленинграда

В июне 1941-го года нацистская Германия напала на Советский Союз, приступив к выполнению плана «Барбаросса» - крупнейшему военному вторжению в истории. По плану нужно было сначала захватить Ленинград, потом Донецкий бассейн, а потом Москву.

Ленинград был нужен Гитлеру из-за его военного значения, промышленности, а также символического прошлого. С помощью финской армии нацисты окружили город и держали его в осаде 872 дня. Немцы хотели заставить людей сдать город, заморив их голодом, и отрезали все поставки продовольствия.

Людям пришлось жить без каких-либо коммунальных услуг (воды и энергии). В современной истории блокада является крупнейшей причиной гибели людей. Было подсчитано, что около 1,5 млн человек погибли непосредственно в результате осады. Из первоначальных 3,5 млн человек, живших в Ленинграде, только 700 000 пережили войну.

Вскоре после начала осады все магазины в городе закрылись. Как и следовало ожидать, деньги больше ничего не стоили. Для кражи еды люди даже сбивались в группы. В итоге людям пришлось есть кожу, меха, помады, специи и медикаменты, но голод становился всё более свирепым. Общественные правила постепенно значили всё меньше, и появились сообщения о распространении каннибализма.

Во время осады людоедство достигло таких масштабов, что милиции пришлось организовать специальное подразделение, чтобы отлавливать «хищников». Несмотря на то, что все и так жили в страхе потенциальной бомбардировки, семьи были вынуждены бороться ещё и с этой угрозой. После войны учёные начали использовать эту информацию для изучения голода, истощения и связанных с ним заболеваний.

5. Великий Голод в Ирландии

Великий Голод был периодом массового голода, который разразился в Ирландии между 1845-м и 1852-м годом. Он также известен как ирландский картофельный голод, потому что фитофтороз картофеля стал непосредственной причиной нехватки продовольствия.

Как и во многих случаях, это произошло из-за глупых правительственных реформ, из-за которых некоторые историки называют это событие геноцидом. Несмотря на то, что около миллиона человек умерли от голода и ещё миллион бежали из Ирландии, британское правительство ничем не могло помочь.

Голод навсегда изменил демографический и политический ландшафт Ирландии. Он стал причиной напряженных отношений между Ирландией и британской короной, и в конечном итоге привёл к независимости Ирландии. Во время голода подавляющее большинство людей в Ирландии недоедали, из-за чего распространялись страшные инфекции. Некоторыми из самых смертоносных болезней были корь, туберкулез, инфекции дыхательных путей, коклюш и холера.

В 2012-м году профессор Кормак О’Града из Дублинского Университета предположил, что во время Великого Голода было распространено людоедство. О’Града опирался на ряд письменных свидетельств, например, историю Джона Коннолли с запада Ирландии, который ел мясо с тела своего мёртвого сына.

Другой случай был опубликован 23 мая 1849-го года и рассказывал о голодном человеке, «вытащившем сердце и печень из утопленника, которого выбросило на берег после кораблекрушения». В некоторых случаях острейший голод заставлял людей есть членов семьи.

6. Сражение в Суйянь

В 757-м году между повстанческой армией Ян и лояльными силами армии Тан состоялось сражение при Суйянь. Во время боя Ян пытались осадить область Суйянь, чтобы взять под контроль территорию к югу от реки Хуай. Ян сильно превосходили Тан в силе, но чтобы победить врага, им нужно было проникнуть за толстые стены. За защиту города отвечал генерал Чжан Сюнь.

У Чжан Сюня было 7000 солдат для защиты Суйянь, в то время как в войске Ян было 150 000. Несмотря на осаду и ежедневные штурмы, армии Тан удалось сдерживать натиск Ян в течение многих месяцев. Тем не менее, к августу 757-го года все животные, насекомые и растения в городе были съедены. Чжан Сюнь несколько раз пытался получить еду из близлежащих крепостей, но никто на помощь не пришёл. До смерти голодные люди пытались убедить Чжан Сюня сдаться, но он отказался.

Согласно Старинной Книге Тан, когда еда в Суйянь закончилась, «люди стали питаться телами погибших, а иногда убивали собственных детей». Чжан Сюнь признал, что ситуация стала критической, поэтому убил своего помощника и предложил другим съесть его тело. Сначала солдаты отказались, но вскоре уже без зазрения совести поедали плоть. Так сначала съели всех женщин в городе, а когда женщины закончились, солдаты начали охотиться на стариков и юношей. В общей сложности, согласно Книге Тан, солдаты убили и съели от 20 000 до 30 000 человек.

Людоедов в Суйянь стало слишком много, и к тому времени, как Ян взяли город, в живых осталось всего 400 человек. Ян пытались убедить Чжан Сюня вступить в свои ряды, но он отказался и был убит. Через три дня после падения Суйянь большая армия Тан прибыла и отвоевала область, что стало началом падения Великой Ян.

7. Голод в Северной Корее

В конце 1980-х годов Советский Союз потребовал от Северной Кореи компенсацию за всю своей помощь - прошлую и нынешнюю. В 1991-м году, когда развалился СССР, торговля между двумя странами прекратилась, и на экономике Северной Кореи это отразилось плачевно - страна больше не могла производить достаточно продовольствия, чтобы кормить всё население, и в КНДР между 1994-м и 1998-м годом случился массовый голод, убивший между 250 000 и 3,5 млн человек. Особенно трудно пришлось женщинам и маленьким детям.

Достать мясо было трудно, и некоторые люди прибегли к каннибализму. Люди стали относиться к продавцам еды с огромным подозрением, а детей не выпускали на улицы ночью. Есть сообщения, что «люди от голода сходили с ума и даже убивали и съедали собственных младенцев, грабили могилы и поедали трупы». Родители были в панике: их детей могли похитить, убить и продать в виде мяса.

В 2013-м году стали появляться сообщения, что в Северной Корее из-за экономических санкций снова разразился голод. Отсутствие пищи послужило причиной того, что люди были вынуждены вновь прибегнуть к людоедству. В одном из докладов говорится, что был пойман мужчина и его внук, которые выкапывали труп ради еды. Согласно другому сообщению, поймали группу мужчин, которые варили детей. В связи с тем, что Северная Корея всё происходящее внутри страны держит в секрете, правительство не подтвердило и не опровергло недавние сообщения о каннибализме.

8. Голодомор

В начале 1930-х годов правительство Советского Союза решило, что все индивидуальные крестьянские хозяйства выгоднее заменить на коллективные. Это должно было увеличить поставки продовольствия, но вместо этого привело к одному из самых больших вспышек голода в истории. Коллективизация земли означала, что крестьяне были вынуждены продавать большую часть своего урожая по очень низкой цене. Рабочим же есть свои посевы запрещалось.

В 1932-м году Советский Союз был не в состоянии производить достаточное количество зерна, и страна пережила массовый голод, который убил миллионы. Больше всего пострадали такие области, как Украина, Северный Кавказ, Казахстан, Южный Урал и Западная Сибирь. На Украине голод был особенно свирепым. В истории он сохранился под названием Голодомор. Голод убил от трёх до пяти миллионов человек, а в соответствии с данными Киевского апелляционного суда, было десять миллионов случаев смерти, включая 3,9 млн жертв и 6,1 млн врождённых дефектов.

Во время Голодомора на Украине было широко распространено людоедство. Люди сбивались в банды, убивали членов своих семей и ели мёртвых детей. Советские чиновники выпустили плакаты с надписями: «Питаться собственными детьми - варварство».

Был случай, когда человек по имени Мирон Емец и его жена были схвачены за приготовлением в пищу своих детей и приговорены к десяти годам тюрьмы. Было подсчитано, что во время Голодомора за каннибализм было арестовано около 2500 человек, при этом подавляющее большинство из них из-за массового голода сошли с ума.

9. Голод в Поволжье

В 1917-м году, в конце Первой Мировой войны, в России началась гражданская война между большевистской Красной армией и Белой армией. За это время политический хаос, крайнее насилие и экономическая изоляция России послужили причиной распространения заболеваний и нехватки продовольствия во многих областях.

К 1921 году в большевистской России ограниченные поставки продовольствия и засуха вызвали массовый голод, который угрожал жизни более 25-ти млн человек в Поволжье и Приуралье. К концу 1922-го года голод убил около от пяти до десяти миллионов человек.

Во время голода тысячи советских граждан покидали свои дома в поисках пищи. Людям пришлось есть траву, грязь, насекомых, кошек, собак, глину, конскую упряжь, падаль, шкуры животных и в итоге прибегнуть к людоедству. Очень многие люди ели членов своих семей и охотились за человеческим мясом.

О случаях людоедства сообщали в милицию, но та ничего не сделала, поскольку людоедство считалось методом выживания. По информации из одного доклада, женщина была поймана за варкой человеческого мяса. Позже она призналась, что убила свою дочь ради пищи.

Сообщалось, что милиционеры были вынуждены защищать кладбища, атакуемые голодными толпами. Люди начали продавать человеческие органы на чёрном рынке, и каннибализм стал проблемой в тюрьмах. В отличие от большинства исторических случаев людоедства, остались даже фотографии людоедов, на которых изображены голодающие люди, сидящие рядом с истерзанными человеческими телами. Существуют также доказательства того, что люди убивали брошенных детей, чтобы поесть.

10. Великий Китайский Голод

В период с 1958-го по 1961 год в Китае разразился массовый голод. Дефицит еды был вызван засухой, плохой погодой и Большим Скачком - экономической и политической кампанией китайского правительства. Согласно официальной статистике, погибло около 15-ти млн человек.

Историк Франк Дикоттер предположил, что погибло по меньшей мере 45 млн человек. Почти всем гражданам Китая не хватало еды, рождаемость сократилось до минимума. В Китае этот период называют Тригорьких года.


Франк Дикоттер

Когда ситуация стала ещё хуже, китайский лидер Мао Цзэдун совершал преступления по отношению к народу: он и его подчинённые крали продукты питания и оставляли миллионы крестьян голодать. Врачам было запрещено указывать «голод» в качестве причины смерти.

Человек по имени Ю Дэхун рассказывал: «Я пришёл в одну деревню и увидел 100 трупов. В другой деревне было ещё 100 трупов. Никто не обращал на них внимания. Люди говорили, что трупы ели собаки. Не правда, сказал я. Собак народ уже давно съел». Огромное количество граждан сошли с ума от голода и насилия.

Во время великого голода поступали многочисленные сообщения о каннибализме. Люди потеряли все нравственные принципы и часто питались человеческим мясом. Некоторые ели своих детей, другие менялись детьми, чтобы не чувствовать себя ужасно из-за того, что едят своих. Большая часть пищи в Китае была именно человечиной, и некоторые районы страны были заселены людоедами. Каннибализм во время этого голода был назван «беспрецедентным случаем в истории XX-го века».

В голодные зимы положение крестьянина и его семьи ужасно. Он ест всякую гадость. Желуди, древесная кора, болотная трава, солома, все идет в пищу. Притом ему не на что купить соли. Он почти отравляется; у него делается понос, он пухнет или сохнет; являются страшные болезни. Еще могло бы пособить молоко, но он продал последнюю корову, и умирающему часто, как говорится, нечем душу отвести. У женщин пропадает молоко в груди, и грудные младенцы гибнут как мухи. Никто и не знает этого потому, что никто не посмеет писать, или громко толковать об этом; да и многие ли заглядывают в лачуги крестьянина? А ведь то не секрет, что голодные годы не суть явления редкие; они, напротив, появляются периодически.


"Перед рождеством христовым прошла молва, что началось людоедство. Известно, что и в 1892 году в деревнях об этом пробовали говорить; но теперь писаря и старшины читают газеты и знают, что о таких событиях пишется, а потому ложь скоро опровергается; но тогда было другое дело. Пришел кто-то откуда-то и стал сказывать, будто бы с отчаяния и с голоду люди убивают других людей и варят их в золовых корчагах и съедают. По преимуществу такие проделки приписывали матерям, которые будто бы, делали это из сострадания. Глядит-глядит будто бы мать на своих детей, как они мучатся голодом, и заманит к себе чьего-нибудь чужого ребенка, и зарежет его, и сварит, и накормит своих детей "убоиной". Указывали даже очень недалекие селения, где будто наверное совершились все такие происшествия, и описывали подробности этих случаев. Так, в одном селе, которое было от нас в десяти верстах, одна баба будто бы долго терзалась, глядя на томление умиравших от голода четырех детей, да и говорит им с вечера в потемочках (огня в деревнях тогда многие по бедности "не светили"):
- Спите, детки мои, голубяточки, и если вы спать будете, то я вам завтра сварю убоинки.
Старшая из детей этой бабы уже понимала нужду своего бедного житья и говорит:
- Где же ты, мамка, возьмешь нам убоинки? А мать отвечает:
- Это не ваше дело: вы уже только засните, а я побегу либо у кого-нибудь выпрошу, либо впотьмах у волка вырву.
Девочка и раздумалась о том, как мать будет впотьмах у волка из зубов мясо вырывать, и говорит:
- Страшно, мамушка!
А баба отвечает:
- Ничего ие страшно: спите! Вот как вы не спите да голосите, так мне это гораздо страшнее!
А было это как раз в сочельник.
Дети же у бабы были погодочки - все мал мала меньше: старшей девочке исполнилось только пять лет, а остальные все меньше, и самый младший мальчишка был у нее у грудей. Этот уж едва жил - так он извелся" тянувши напрасно иссохшую материну грудь, в которой от голода совсем и молока не было. Очевидно, что грудной ребенок неминуемо должен был скоро умереть голодного смертью, и вот на него-то мать и возымела ужасное намерение, о котором я передам так, как о нем рассказывали в самом народе. Как только баба обманом угомонила детей и ее старшие ребятишки уснули с голодным брюхом, она взяла своего грудного мальчика, дрожавшего в ветошках, положила его к себе на колени и дала ему в ротик грудь, а возле себя положила на стол хлебный ножик. Изнуренный ребенок, несмотря на свою усталость, взялся за грудь, но как молока в груди не было, то он только защелкал губенками и сейчас же опять оторвался и запищал... Тогда мать пощекотала у него пальцем под шейкой, чтобы он поднял головку, а другою рукою взяла нож и перерезала ему горло.
Убив дитя, она будто сейчас же положила его в ночвы, а потом разняла на части, посовала в горшок и поставила в печку, чтобы мясо сварилось, а "утробку" на загнетке в золе сожгла, и ночвы и стол вымыла, и тогда побудила старшую девочку и сказала ей:
- Вот тут, в печи, стоит горшок - варится... В нем, гляди, для вас полно убоины... достаньте его и все мясушко съешьте, ничего не оставляйте. Слышишь ли?
Девочка говорит:
- Мамушка родная! ты зачем же одна в кусочки пойдешь, когда у нас убоинка варена! Съешь убоинки! Но мать только побледнела и руками замахала:
- Нет, - говорит, - я не хочу - вы одни ешьте! - и с этим толкнула дверь ногой и ушла.
А девочка сейчас же высунула емками горшок из печи, перебудила - своих младших, - сели за стол и начали есть.
И всего своего братца они съели бы без остаточка, но только кому-то из них к концу стола попалась нераскинувшаяся в кипятке ручка или ножка ребенка, и они по этой ножке или ручке узнали, что едят "человечину"...
Тут они бросились бежать вон из избы, но только что отворили дверь, как смотрят - мать их в сенцах висит удавившись, подцепив веревку за решетину в снятой крыше"


"Русская деревня до революции хронически голодала -- это непреложная истина, опровергающая сказочки о "кисельных берегах". Надежным свидетелем может послужить автор написанных в эмиграции воспоминаний А.Н. Наумов, бывший в 1915-1916 гг. министром земледелия. Он участвовал в борьбе с "самарским голодом" еще в конце прошлого века, когда "небывалые недороды 1897-1898 гг. повлекли за собой почти повсеместное недоедание, а в ряде районов настоящий голод с его последствиями -- цингой и тифом". "Что же мне пришлось увидеть? Россия фактически не вылезает из состояния голода то в одной, то в другой губернии, как до войны, так и во время войны". Видный сановник Ламздорф оставил схожие воспоминания: "От просящих хлеба нет прохода. Окружают повсюду толпой. Картина душераздирающая. На почве голода тиф и цинга". Мало того, министр иностранных дел Гире "в ужасе от того, как относятся к бедствию государь и интимный круг императорской семьи". Царь... не верит, что есть голод! За завтраком в тесном кругу "он говорит о голоде почти со смехом". Находит, что раздаваемые пособия только деморализуют народ, вышучивает тех, кто уезжает в губернии, чтобы наладить помощь. Такое отношение к бедствию "разделяется, по-видимому, всей семьей".

Когда общественность сама пыталась организовать хоть какую-то помощь, этому мешали те же сановники. Полковник А.А. фон Вендрих, инспектор министерства путей сообщения и фаворит царя, посланный особоуполномоченным в пострадавшие от голода районы, дезорганизовал грузовое движение на центральных магистралях, загнал в тупик одиннадцать тысяч вагонов с зерном, шесть с половиной миллионов пудов подмокли и стали гнить.

Доложили царю. Николай раздраженно отмахнулся: "Не говорите о нем вздора, это достойный офицер. Всяких побирающихся будет много, а таких верных людей, как Вендрих, раз-два и обчелся"

Вендрих просто гноил отправленный голодающим хлеб. Алабин, председатель Самарской губернской земской управы, получив крупные взятки от хлеботорговцев, отправил голодающим гнилую муку, а в другие районы - зерно с примесью ядовитых семян куколя и других сорняков.

Начались эпидемии, люди гибли от отравления. Алабина отдали под суд, но оправдали ввиду "неумелости".

Еще один фаворит царя, товарищ министра внутренних дел Гурко, которому было поручено создать резерв зерна, за взятку переуступил свои полномочия иностранцу Лидвалю - а тот вообще сорвал поставки. Наумов, говоря о голоде, особо подчеркивал "неподготовленность административных верхов, их неспособность обеспечить снабжение, учет и размещение по стране имеющихся запасов". Так стоит ли удивляться, что по всей стране горели помещичьи усадьбы и идиллические "дворянские гнезда"?

"В то время, по воле божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку. Даже голодные времена, описанные Альбертом, аббатом Штаденским (Stadensis) и многими другими, нельзя сравнить с этим, так велик был голод и нужда во всей Московии. Так что даже матери ели своих детей; все крестьяне и поселяне (boeren en lantlieden), у которых были коровы, лошади, овцы и куры, съели их, невзирая на пост, собирали в лесах различные коренья, грибы (campernoellie, duvelsbroot) и многие другие и ели их с большой жадностью; ели также мякину, кошек и собак; и от такой пищи животы у них становились толстые, как у коров, и постигала их жалкая смерть; зимою случались с ними странные обмороки, и они в беспамятстве падали на землю. И на всех дорогах лежали люди, помершие от голода, и тела их пожирали волки и лисицы, также собаки и другие животные.

В самой Москве было не лучше; провозить хлеб на рынок надо было тайком, чтобы его не отняли силой; и были наряжены люди с телегами и санями, которые каждодневно собирали множество мертвых и свозили их в ямы, вырытые за городом в поле, и сваливали их туда, как мусор, подобно тому как здесь в деревнях опрокидывают в навозные ямы телеги с соломой и навозом, и когда эти ямы наполнялись, их покрывали землей и рыли новые; и те, что подбирали мертвых на улицах и дорогах, брали, что достоверно, много и таких, у коих душа еще не разлучилась с телом, хотя они и лежали бездыханными; их хватали за руки или за ноги, втаскивали на телегу, где они, брошенные друг на друга, лежали, как мотовила в корзине (haspelen in manden), так что поистине иные, взятые в беспамятстве и брошенные среди мертвых, скоро погибали; и никто не смел подать кому-нибудь на улице милостыню, ибо собиравшаяся толпа могла задавить того до смерти. И я сам охотно бы дал поесть молодому человеку, который сидел против нашего дома и с большой жадностью ел сено в течение четырех дней, от чего надорвался и умер, но я, опасаясь, что заметят и нападут на меня, не посмел. Утром за городом можно было видеть мертвых, одного возле кучи навоза, другого наполовину съеденного и так далее, отчего волосы становились дыбом у того, кто это видел".

(Александр Бушков. "Россия, которой не было")

На всём протяжении истории рука об руку с человеком следует каннибализм. Это зловещее явление напоминает нам, что жизнь бывает жестока и противоречива. Создаётся даже такое впечатление, что каннибализм создан самой природой. Взять хотя бы тот факт, что самка тарантула после спаривания убивает самца и целиком съедает его. Самки свиньи или крысы во время голода поедают свой выводок. И примеров тому множество. Не избежал этого, увы, и человек. Неизвестно, как другие обитатели планеты, но человек, отведавший человеческого мяса, сам того не замечая, становится страстным поклонником человечины. И избавиться от этого практически невозможно.

ГУЛАГ союзного масштаба

Откуда взялась зэковская "традиция" поедать друг друга в трудную минуту? Надо полагать, что началось всё это в далёкие предвоенные годы, когда вся страна была превращена в огромный ГУЛАГ. Именно тогда после жестоких чисток тысячи и тысячи ни в чём чаще всего неповинных людей оказались в местах заключения без тепла и без пищи. Одним из таких мест был остров Назино в Сибири. В мае 1933 года сюда были высажены около семи тысяч заключённых из числа депортированного элемента.

Если отбросить единичные случаи каннибализма, то именно там впервые было зарегистрировано массовое людоедство. Вот цитата из одной книги: "По всему острову можно было увидеть, как режут, рвут и поедают человеческое мясо. Всё вокруг было завалено обезображенными трупами". И действительно, чтобы как-то выжить, заключенные питались разбросанными по острову человеческими трупами.

Сразу же появились и те, кто "работал на опережение" - они убивали первого попавшего и тут же, чуть ли не живьём, поедали его. Именно с тех кошмарных времён и появились в уголовном обиходе словечки, которые обычно ставятся в кавычки: телята, коровы, консервы. У нас об этом долгие годы было не принято распространяться - ведь в Советской стране каннибализма быть не могло!

"Консервы" для зэка

Не исчез каннибализм и тогда, когда с едой всё урегулировалось. История побегов из таёжных лагерей полна трагических примеров, когда беглец, не зная местных условий, оказывался один на один с тайгой, и погибал от холода и голода медленной и мучительной смертью. Обычно к побегу готовились долго и основательно - запасались тёплой и прочной одеждой, каким-либо подобием холодного оружия и обязательно запасом еды. Но много ли еды может взять с собой беглец?!

О добывании же пищи в лесу говорить не приходится, ибо он сам становится дичью. Именно поэтому опытный зэк, как правило, брал с собой в побег такого же сидельца, как и сам. Брал на съедение, в качестве "коровы". Ещё находясь на зоне, он подкармливал его, рассчитывая на мягкое и вкусное мясо. Ведь этим мясом ему предстоит питаться не один день, и даже не одну неделю.

Если же в такой побег уходит целая группа, то жизнью рискует каждый из них в той или иной степени. Коровой может стать каждый из сбежавших - ведь голодному до сумасшествия зэку безразлично, друг ты, авторитет, или мелкая сошка. В таком случае, покончив с первой коровой, "назначается" следующая, потом ещё следующая.

На Колыме побег зимой равен самоубийству, но летом или по осени кое-кто из заключенных всё же пытается уйти на волю. Однажды бежал рецидивист Семён Болотников по кличке Болото. Был он безнадежно болен туберкулезом, и в глубине души даже мечтал получить с вышки пулю. Но, поразмыслив, смерть всё же решил приять на воле, где не слышно ни лая собак, ни окриков конвоиров. В качестве мясных консервов прихватил с собой Фёдора, молодого зэка, мотающего срок за грабёж. Уговорил его на побег, задавив своим авторитетом и пьянящим воздухом свободы. На третий день скитаний по тундре Семён почувствовал зверский аппетит. "Ты уж, кореш, извини", - пробормотал он и воткнул острую заточку Федьке в грудь...

Рядовой Прокопьев находился тогда в составе поисковой группы, и на Болотникова напоролся просто случайно. Тот к этому времени уже разделал тело своего "кореша", и жарил на костре большие куски мяса. Один из них, громко чавкая, он держал в руке. Опешив от увиденного, солдат даже забыл о своих обязанностях. Опомнившись, он кинулся на беглого зэка, готовый задушить его голыми руками. Болото был опытным уголовником, к тому же только что съеденное мясо дало ему дополнительные силы. Увидев летящего на него солдата, он просто выставил вперед заточку...

Смерть крестьянину!

Итак, в стране, представляющей собой большой ГУЛАГ, и порядки тоже были соответствующие. Причина голода в деревнях и сёлах была самая банальная. Крестьянина, как известно, кормит земля. Когда коммунисты пришли к власти, появился лозунг "Землю - крестьянам!". Но это было только лозунг! На деле же многие крестьяне не только не получили обещанной земли, но и лишились того, что у них было. Естественно, возникло массовое недовольство, грозящее перерасти в крестьянскую войну. Самыми беспокойными в этом отношении оказались Украина, Северный Кавказ и некоторые районы Черноземья. Последовали ужасные репрессии - к концу 1931 года около двух миллионов членов семей "кулаков" были выселены без средств к существованию. Половина их умерла от голода по дороге к местам ссылки или уже в месте ссылки. Но Советская власть на этом не остановилась - 7 августа 1932 года был принят убийственный закон: за хищение колхозной собственности - 10 лет лагерей или смертная казнь!

Кстати, если голодный крестьянин прихватил с поля несколько оставшихся после уборки колосков, он подпадал под этот же закон. Как свидетельствует страшная статистика, тогда за кражу колосков было расстреляно несколько тысяч детей в возрасте до 12 лет. А ведь эти дети просто не хотели умирать от голода! А сколько было расстреляно их отцов и дедов, можно только догадаться. А 22 января 1933 года вышел циркуляр, подписанный Сталиным и Молотовым. Он предписывал местным властям, и в особенности, органам ОГПУ, не допустить массового оттока крестьян в города. Иначе как приговором к голодной смерти этот шаг не назовёшь. И крестьянину не оставалось ничего иного, как пополнить и без того многочисленную армию людоедов.

В голодные годы на людоедов проводились самые настоящие облавы. В первую очередь их искали по селам, зачастую уничтожая на месте. Так, в колхозе им. Сталина Еланецкого р-на пропала девочка 10 лет. Буквально на следующий день людоеды были задержаны в доме 34-летней вдовы. Был найден и умерщвлённый ребенок, из которого женщина собиралась готовить еду. Обвиняемая призналась, что совместно со своим сожителем они в течение двух недель убили четверых детей. С помощью своей 8-летней дочери женщина зазывала их к себе на квартиру, где и умерщвляла. После этого готовила себе, сожителю и дочери еду.

Голод - не тётка

Постоянное, сводящее с ума чувство голода доводило людей до безумия и толкало их не только на поедание покойников, но и на убийство даже собственных детей. Вот жуткая исповедь: "В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, за что осенью получили пять килограммов проса и 4 кг муки. Этого для моей семьи хватило лишь на пять дней, а на зиму мы остались без средств к существованию. Так я убил младшую дочь Христю - она была настолько истощена, что не могла даже встать. Тело, точнее кости, я разрубил на куски и сварил. Ел сам, и кормил старшую дочь Настю. Через неделю убил и Настю - от истощения она всё равно бы умерла. И старшую, и младшую дочь я убивал, когда они спали. Снимал их с кровати, клал на пол и ударом топора отрубал голову. Потом разрубал на кусочки...".

А вот выписка из протокола допроса крестьянки Чугуновой: "Я вдова, на руках у меня четверо детей. Младшая, 7-летняя дочь, сильно болела. Когда наступил голод, старшая дочь натолкнула меня на мысль умертвить младшую, больную. Девочке было уже не выкарабкаться, и я решилась на её убийство. Зарезала её ночью, спящей. Сонная и слабая, она не кричала и не сопротивлялась даже тогда, когда поняла, что её будут резать. Затем моя старшая дочь стала разрезать ее на куски".

Со слов другой людоедки, Екатерины Рублёвой, одно время они с дочерью жили у одной крестьянки в селе Каменки Пугачевского уезда. Вместе с ними в доме жило восемь человек. Голод был несусветный, и когда стали умирать малые дети, большая семья, питаясь ими, смогла выжить. Как-то, когда питаться было совсем нечем, на ночлег попросилась бабка лет 70. Ночью, когда та спала, хозяйка с ножом в руке подозвала Екатерину с дочерью, и со словами: "Теперь у нас снова будет мясо", велела держать старуху. Рублёва стала отказываться, но та пригрозила: "Без мяса я не намерена оставаться - или она, или ты!". Спящая бабка была зарезана и изрублена на куски, из которых несколько дней варили суп. Когда же заболела и умерла сама хозяйка, Рублёвы распилили её на куски и питались всё Рождество.

К обезвреживанию людоедов привлекались не только работников ГПУ с широкой сетью осведомителей, но и сельские активисты, врачи. Существовала даже секретная директива ГПУ о вменение в обязанности медицинским работникам умерщвление каннибалов, документируя при этом факты их смерти. Весной 1933 года ОГПУ по Северокавказскому краю сообщало: "С февраля на 1 апреля выявлено 108 случаев людоедства. Всего выявлено занимающихся людоедством - 244 человек, из них мужчин - 49, женщин - 130, соучастников (несовершеннолетних членов семей) - 65".

Кто все эти люди - преступники, психически ненормальные? Ни то, ни другое! Вот выписка из акта судебно-медицинской экспертизы за подписью приват-доцента Самарского университета: "У всех обследуемых признаков душевного расстройства не обнаружено. Поедание ими трупов было не в состоянии душевного расстройства, а явились финалом длительного и прогрессирующего чувства голода, которое сламывало все нравственные запреты".

Война всё спишет?

Мало что изменилось и во время Великой Отечественной войны. Особенно тогда страдали районы, где для фронта и Победы забирали всё до последнего зернышка. С одной стороны, так всё и должно быть - всё для армии, всё для победы. Но с другой стороны - ведь люди в тылу тоже ковали победу! Существует изречение, что война всё спишет. А спишет ли она то, что происходило в блокадном Ленинграде? Массовые случаи каннибализма в так называемой колыбели революции были строго засекречены. Это, конечно, понятно: признание этого кошмара оскорбительно для участников героической обороны города. Судя по секретному отчёту, направленному в обком партии, в феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600, а в марте более тысячи человек.

Надо заметить, что для появления в городе массового людоедства были вполне объективные причины. От постоянного голода у многих людей терялся рассудок, и они, как говорится, не ведали, что творили. Следующей причиной можно назвать резкий скачок преступности. Голодные уголовники, дезертиры и им подобное отребье уже не могли прокормиться налётами и кражами, ибо единственной ценностью стали продукты питания, которых практически не было. Сдаться властям они тоже не могли: по законам военного времени их ожидал расстрел. И последняя причина каннибализма - на улицах города появилось огромное количество бесхозных трупов. Они-то и стали одновременно и главной причиной появления многочисленных людоедов, и их вожделенным объектом.

Не лучше было положение и в других регионах. Первый случай людоедства в Челябинской области произошёл в городе Златоусте. 1 января 1943 года в доме некоего Григория Антонова был обнаружен мужской расчленённый труп. Он был аккуратно сложен в мешок и закопан в подполе. Задержанный по подозрению в убийстве Антонов признался в преступлении. Убитым оказался проживающий вместе с ним Михаил Леонтьев, которого тот зарубил топором, чтобы завладеть его хлебной карточкой. Но хлеб без мяса, якобы, не еда, и Антонов отчленил убитому голову, а самого распилил на куски и спрятал в подполе на чёрный день. Сердце же, лёгкие, почки и печень съел вместе с женой и детьми.

Всего на территории Челябинской области в 1943 году было расследовано несколько десятков случаев людоедства. Пожалуй, самый жуткий из них произошёл в Нязепетровском районе. Полина Шульгина, имея на руках двух малолетних детей, осталась без работы и средств к существованию. Оказалась в столь тяжёлом положении, она с детьми питалась помоями - в доме не было даже засохшей корки хлеба. Дойдя до полного отчаяния, женщина задушила шестилетнего Диму и одиннадцатилетнего Игоря, и какое-то время потребляла их мясо в пищу.

Владимир Лотохин, г Златоуст

#каннибалы,#лотохин,#радуга

НА ГЛАВНУЮ



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...