Города основанные крестоносцами. Духовно-рыцарские ордены

Государства крестоносцев на Востоке. В 1096 г. четыре больших рыцарских ополчения отправились из Европы в Палестину. Их призывал к этому Папа римский. Он просил рыцарей вернуть из рук мусульман Гроб Господень, который, как известно, находится в Иерусалиме. Сам город был в это время захвачен турками-сельджуками.

Три долгих года продолжался поход. Ценой нескольких битв и сражений, многих жизней, жертв, лишений Иерусалим был отвоеван. Вслед за этим крестоносцы подчинили себе еще ряд городов, крепостей, территорий. В результате в руках рыцарей-паломников оказалось все сиро-палестинское побережье, а на северо-востоке их земли простирались далеко за Евфрат. Там крестоносцы создали свои государства: графства Эдесское и Триполийское, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. На границах христианских владений было возведено множество мощных замков, в том числе знаменитый Крак. Их стены и башни грозно высились среди скал и песков. Дозорные день и ночь пристально всматривались в горизонт: не покажется ли вдали отряд врагов-мусульман.

Откуда нам известна история государств, созданных крестоносцами. Об истории христианских государств на Востоке, мы можем узнать из разных источников. До нашего времени дошли их законы, из которых наиболее интересны так называемые "Иерусалимские ассизы". История этих государств описана современниками, как христианами, так и мусульманами. Особенно много сведений можно почерпнуть из летописей архиепископа города Тира, Гийома, рассказавшего о том, как обстояли дела в Святой Земле до середины 80-х годов XII в., и иерусалимского казначея Бернарда, подробно описавшего более поздние события.

Духовно-рыцарские ордены. Чтобы защищать свои новые владения и расширять их, христиане создали специальные организации - духовно-рыцарские ордены. Два из них стали главными: орден тамплиеров (или храмовников) и орден госпитальеров. Ордены состояли из людей, которые одновременно были и воинами-рыцарями, и монахами. Они всегда были готовы прервать молитву и взяться за меч, чтобы отразить опасность со стороны иноверцев. Во главе ордена стоял великий магистр, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Орденские рыцари были многочисленны, прекрасно вооружены, обучены, подчинялись строжайшей дисциплине. Это сделало ордены тамплиеров и госпитальеров главной военной силой христиан на Востоке.

Раздоры христианских князей на Востоке. Все христианские княжества Сирии и Палестины на словах подчинялись Иерусалимскому королю. Однако на деле он не имел преимуществ перед князьями. Если планы христианских князей расходились, они начинали междоусобную войну. А в качестве союзников призывали на помощь соседних мусульман.

Поединок христианского рыцаря
с мусульманским воином

В таких условиях по-настоящему укрепиться в Сирии и Палестине было трудно. Поэтому в 40-х гг. XII в. успехам крестоносцев пришел конец. Эмир Имад ад-Дин Зенги, который правил в городе Мосуле (на территории современного северного Ирака), сумел распространить свою власть на несколько сельджукских княжеств в Месопотамии и Сирии, а потом начал наступление на христианские земли. В декабре 1144 г. он захватил и разрушил столицу Эдесского графства. И хотя сельджукам не удалось совсем выбить христиан из Сирии и Палестины, падение Эдессы стало грозным сигналом для крестоносцев. Оно ясно показало, что мусульмане начали объединяться для борьбы с ними и что самим крестоносцам пора прекратить раздоры, соединить силы, чтобы вместе отстоять свои владения и святыни.

Но урок впрок не пошел. Соперничество князей приобретало все больший и больший размах.

Читайте также другие темы части VIII "Ближний и Дальний Восток: сражения и завоевания" раздела "Западная Европа и Восток в средние века":

  • 36. Ключ к Иерусалиму: борьба крестоносцев за Антиохию
    • Захват сельджуками Иерусалима. Римский папа Урбан II готовит крестовый поход
    • Поход крестоносцев до Антиохии. Осада и захват Антиохии крестоносцами
    • Осада Антиохии Кербогой. Бегство рыцарей. Находка святого копья
  • 37. Битва при Хаттине и крушение Иерусалимского королевства
    • Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев

22 июля 1099 года крестоносцами создано Иерусалимское королевство, первым главой государства («защитником Гроба Господня») избран герцог Бульонский. Главной целью крестовых походов на Ближний Восток была защита Гроба Господня, однако крестоносцы очень быстро забыли о своей миссии. Захватив Иерусалим, они основали ряд феодальных государств, которые просуществовали там практически два столетия.

Защита или экспансия?

В ходе Первого крестового похода на территории Ближнего Востока одно за другим возникли 4 государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохии и графство Триполи. Установление европейскими переселенцами новых порядков сопровождалось массовыми притеснениями местного населения. Несмотря на все заверения в мирных намерениях, крестоносцы не смогли устоять от соблазна разграбления богатых ближневосточных городов. Арабский хронист Ибн аль-Каланиси так описывает действия Раймунда Тулузского, приведшего свое войско к прибрежной крепости Джебейль (в античности – Библос):

«Они напали на нее, осадили и вошли внутрь, даровав горожанам жизнь. Но как только город оказался в их власти, они поступили коварно, и, не сдержав обещания защищать город, которое дали раньше, начали притеснять население, захватывать имущество и сокровища, наносить обиды и чинить расправы».

Западные завоеватели притесняли не только мусульман, но и местных христиан. Если при владычестве сельджуков христианское население региона могло беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды, то теперь оно столкнулось с нетерпимостью католической церкви.

Значительная часть арабского населения была истреблена, а оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые места. Тех, кто не успел убежать – продавали в рабство. На рабовладельческом рынке стоимость одного раба равнялась одному безанту, что было в три раза дешевле чем давали за лошадь.

Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.

Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.

Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.

За свою короткую историю графство Эдесское пережило множество событий, в числе которых внутренние распри, сложные взаимоотношения с Византией и соседними арабскими государствами. В конечном итоге ослабленное графство пало под натиском войск сельджукского атабека Нур ад-Дин Махмуда.

Княжество Антиохии

Княжество Антиохии располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря (сегодня территория Сирии). К XIII веку население княжества достигало 30 000 тыс. человек, в которое преимущественно входили православные греки и армяне, за пределами города было немного мусульманских общин. Среди европейцев обосновавшихся в Антиохии большей частью были выходцы из Нормандии и Италии.

Завоевание Антиохии далось крестоносцам потом и кровью. Как писал своей жене один из воинов: «в течение всей зимы страдали ради нашего Господа Христа от непомерного мороза и страшных ливней». Затем в лагерь крестоносцев пришли болезни и голод. Воинам приходилось поедать лошадей и даже, по некоторым сведениям, умерших товарищей. Только спустя 8 месяцев осады, благодаря хитрости городские ворота для завоевателей были открыты.

Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.

Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство

История Иерусалимского королевства берет свое начало после взятия крестоносцами Священного города – в 1099 году. Формально Иерусалимскому королевству подчинялись и другие государства крестоносцев на Востоке, но на деле они имели достаточную степень автономии.

Тем не менее, Иерусалим стал центром Западной цивилизации на Ближнем Востоке. С Арьергардным крестовым походом в Иерусалиме появился латинский патриарх, а итальянские города-государства Пиза, Венеция и Генуя обозначили там свою монополию на торговлю.

В частности, присутствие итальянских купцов, а также малоплодородные земли Палестины в корне изменили экономику региона – акценты с сельского хозяйства переместились в сторону торговли.

Европейские феодалы очень быстро установили свои порядки в королевстве. Местные законы – «иерусалимские ассизы», в частности, резко ограничивали в правах короля. Без «высокой палаты» – собрания крупных феодалов – король не мог принять ни одного закона. Более того, в случае нарушения прав какого-либо феодала «высокая палата» вполне могла «отказать королю в службе».

Захват Иерусалима султаном Саладином в 1187 году стал переломной точкой в истории королевства. Ни Третий крестовый поход, ни разногласия между мусульманскими правителями города не смогли вернуть утраченные позиции европейцев. Когда в 1244 году Иерусалим пал перед наступлением хорезмийских войск это стало концом христианского владычества на Ближнем Востоке.

Графство Триполи

Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.

Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.

Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине - королевство Иерусалимское во главе с Год ф руа Бульонским, к северу от него - графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в крепостных, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. При этом в отличие от западноевропейских обычаев король имел право требовать ее в течение всего года, так как государства крестоносцев постоянно находились в состоянии войны с соседями. Бароны и другие вассалы обязаны были участвовать в заседаниях феодального совета - ассизах или куриях. Королевская курия - «высокая палата», состоявшая из крупных феодалов, одновременно являлась и феодальным судом, и военно-политическим советом. Она ограничивала королевскую власть; без ее согласия король не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения. Все эти положения были зафиксированы в «Иерусалимских ассизах» - судебнике, представлявшем собой запись феодальных обычаев Иерусалимского королевства. В этих ассизах, детально перечислявших права сеньоров и обязанности вассалов, порядки феодального общества, по словам Ф. Энгельса, получили классическое выражение.

Развитию политической централизации в Иерусалимском королевстве мешало отсутствие прочных экономических связей. Торговля играла большую роль в его хозяйственной жизни, но ее вели в основном Венеция, Генуя, Пиза, ориентировавшиеся на развитие внешнего рынка, но не стремившиеся создавать экономические связи внутри государств крестоносцев. Итальянские купцы получили в портовых городах Сирии и Палестины важные привилегии. Они были независимы от местных властей и управлялись консулами, назначавшимися из Италии.


Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства в виде десятины и не платили налогов.

Государства крестоносцев были очень непрочными. Это были небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную полосу в Сирии и Палестине. Их восточная граница, растянувшаяся почти на 1200 километров, была весьма уязвима. При этом крестоносцы жили главным образом в прибрежных юродах и укрепленных замках, которые им пришлось построить, чтобы обеспечить себе безопасность. С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. С Востока, со стороны Сирийской пустыни, государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели непрерывно враждовали друг с другом. Организации обороны мешало и непостоянство состава крестоносцев, и то, что их численность была сравнительно небольшой. Под началом иерусалимских королей, например, никогда не было более 600 конных рыцарей. Эта привилегированная верхушка жила среди озлобленного, враждебно настроенного населения, составляя своего рода военный лагерь. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации - духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII в. возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров - белого цвета с красным крестом, у госпитальеров - красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей - белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись «великими магистрами» и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

XII в. ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского королевства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев. После утраты владений на Востоке ордены перенесли свою деятельность в Европу. Иоанвиты и в особенности тамплиеры использовали накопленные богатства для ростовщических и банковских операций. Тевтонский орден направил свою агрессию на берега Балтийского моря, где вместе с Орденом меченосцев основал свое государство.

Крестовые походы - это военно-колонизаторские походы (1096 - 1270) до стран Ближнего Востока (Сирии, Палестины, Египта), которые осуществлялись под религиозными лозунгами борьбы христиан против "неверных" (мусульман) и освобождения "гроба Господня" и "святой земли" Палестины. Организатором походов была католическая церковь, заинтересована в колонизации новых земель, укреплении позиций папства в Европе. В то же время важным было также то, что с конца X века. в Европе происходил экономический подъем и она вела с мусульманским миром борьбу за торговые пути Средиземноморья, поскольку контроль за Палестиной значительно упростило бы торговлю европейских купцов.

В крестовых походах принимали участие крупные европейские феодалы, мелкие рыцари, купечество, крестьяне. Феодалы пытались захватить новые территории и добычу. Купеческая верхушка (преимущественно Венеции и Генуи), что понесла убытки после завоевания Ближнего Востока сельджуками, рассчитывала восстановить непосредственные торговые связи с восточным побережьем Средиземного моря, захватив Сирию и Палестину, а также вытеснить Византию с торгового рынка с Ближним Востоком. Крестьяне надеялись найти новые земли для поселения, а также добычу.

Важным был также международный фактор: на границах Византии появились турки-сельджуки, которые в 1071 г. разгромили византийскую армию при Манцикерті и захватили Антиохию, Нікею и Иерусалим, прервав паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 г. обратился за помощью к западным странам.

в Конце XI века. духовенство начало агитировать за походы на Восток. 1095 г. на церковном соборе в г. Клермоне Папа Урбан II призвал до 1-го крестового похода (1096-1099). Первыми весной 1096. по Рейна и Дуная двинулись к Константинополю крестьяне из Северной и Средней Франции и Западной Германии. Они прошли через Венгрию и Болгарию, совершив многочисленные погромы местного населения, и византийский император поспешил переправить их через Боспор в Малую Азию. Крестьянские отряды, плохо организованные и вооруженные, добравшись до Малой Азии, были разгромлены и почти уничтожены сельджуками под Нікеєю. Летом того же года тем же путем шли феодалы прежде всего с Юга Франции, Нормандии, Лотарингии, Фландрии и Юга Италии.

Ополчение рыцарей после объединения 1097 г. в Константинополе получило Нікею, Эдессу, Кілінію и Антиохию. 1099 г. значительно поредевших войско крестоносцев достигло Иерусалима и после ожесточенного штурма овладело городом. Крестоносцы уничтожили почти всех горожан. Мусульман, которые прятались в мечетях, убивали на месте. Ужасающие расправы сменялись религиозными церемониями, после чего резня и грабежи возобновлялись.

На захваченных землях крестоносцы создали Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии. Королем был провозглашен герцога Готфрида Бульонского. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства: графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса, но на самом деле они были вполне независимы. На их границах началось строительство оборонительных крепостей. Мощные рыцарские замки и постоянная готовность с оружием в руках встретить врага давали возможность длительное время сохранять крестоносцам свои государства на Востоке. В королевстве и в княжествах крестоносцы воспроизвели феодальную систему, что царила на Западе: вся территория была разделена на рыцарские феоды. Некоторые крестьяне, пришедшие с рыцарями, получили рыцарское звание и рыцарские феоды.

Западноевропейские феодалы, стремясь получить новые владения, вынуждены были объединяться. В начале ХП века. крестоносцы создали военные организации - духовно-рыцарские ордена иоаннитов, тамплиеров и Тевтонский орден.

В 1144 г. мосульський эмир завоевал Эдессу, что послужило поводом ко 2-го крестового похода (1147-1149) под предводительством германского императора Конрада III Штауфен и французского короля Людовика VII. Византийский император пообещал помочь продовольствием и проводниками. Однако Конрад, вопреки советам двигаться побережьем Малой Азии, повел немецкие войска вглубь Анатолии и был полностью разгромлен мусульманами. После поражения он отошел к Никее, ожидая французских союзников. В марте 1148 г. остатки немецких войск а французами после многочисленных кровопролитных столкновений с мусульманами прибыли в Антиохию, где оба монархи приняли ошибочное решение захватить штурмом сирийский город Дамаск. Пятидесятитысячное войско крестоносцев начало осаду Дамаска, однако вскоре интересы Конрада и Людовика VII разошлись в вопросе о том, кому будет принадлежать захваченный город. Конфликт привел к тому, что крестоносцы допустили ряд тактических ошибок и после длительной осады вынуждены были отступить.

После получения 1187 г. египетским султаном Салах-аддіном (Саладином) Иерусалима состоялся 8-й крестовый поход (1189-1192), возглавленный французским королем Филиппом П Августом, императором Германии Фридрихом И Барбароссой и английским королем Ричардом И Львиным Сердцем. Следствием похода было завоевание крепости Акры и острова Кипр, где было основано Кипрское королевство. По соглашению с Саладином купцы и паломники из Европы получили право свободно посещать Иерусалим в течение трех лет.

В 1212 г. состоялся так называемый детский крестовый поход, в котором приняли участие юные французы и немцы. Поход закончился трагически: часть детей погибла во время шторма, а другая, достичь Александрии, была захвачена в плен и продана сарацинами в рабство.

Во время 4-го крестового похода (1202-1204) крестоносцы захватили Константинополь и основали на части территории Византийской государства Латинскую империю. Сначала планировалось осуществить военную операцию против Египта. Венеция согласилась предоставить флот за половину военной добычи. Однако в Венеции собралось втрое меньше крестоносцев, чем планировалось, у которых не хватало денег для того, чтобы оплатить расходы венецианцев. Дож Энрико Дондоло предложил захватить богатый торговый город Задрал на побережье Адриатического моря, которое было конкурентом Венеции. Несмотря на запрет папы Иннокентия III распахивать христианские города, крестоносцы захватили Задар в ноябре 1202 г. Венецианцы дальнейшем спровоцировали крестоносцев на поход в Византию. Повод был найден: византийский царевич Алексей выступил против своего дяди-императора и пообещал Папе Римскому за помощь подчинение греческой церкви Риму, а крестоносцам - щедрое вознаграждение.

В июле 1203 г. флот крестоносцев подошел к стенам Константинополя. Переговоры с императором провалились и началась осада города. Византийские войска не смогли разбить крестоносцев в открытом поле и среди жителей города начались беспорядки. Император бежал из города и власть на короткое время перешла к Алексею, который отказался выплачивать обещанную крестоносцам вознаграждение, ссылаясь на то, что императорская казна опустела. В январе 1204 г. в Константинополе произошел государственный переворот: Алексея задушили и власть перешла к враждебно настроенного к крестоносцев Алексея Дуки. 9 апреля 1204 г. крестоносцы штурмовали Константинополь и вскоре город был захвачен и подвергнуто варварскому опустошению.

На месте Византийской империи крестоносцы основали Латинскую империю. Императором был избран один из вождей похода Бодуэна Фландрского, который, однако, не имел почти никакой власти. После ударов, которые нанесли крестоносцы, Византийская империя уже никогда больше не поднялась.

На Балканском полуострове образовались четыре важнейшие "английские" государства: Латинская империя - со столицей в Константинополе, Фессалонікійське королевство, Ахейське княжество (в Пелопоннесе) и Афінсько-Фіванське герцогство. Каждое из них делилось на несколько графств и сеньйорій. Большие территориальные владения приобрела Венеция. Латинская империя существовала до 1261 г., когда никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византию и изгнал западных правителей. Ахейське княжество прекратило существование в 1432 г., а Афинское герцогство захватили османы в 1456 г.

5-й крестовый поход (1217-1221) сначала был направлен против Сирии, но затем крестоносцы двинулись против Египта, султан которого владел Палестиной. Однако внутренние раздоры и неумелое командование впоследствии привело к военным неудачам, которые заставили крестоносцев уйти из Египта.

1228 г. начался 6-й крестовый поход (1228-1229), который папа Григорий IX запретил, потому что его возглавлял император Фридрих II, который вел борьбу с папством и был отлучен от церкви. Действуя более дипломатическим путем, чем оружием, используя борьбу между дамасским эмиром и египетским султаном за Сирию, Фридрих П добился того, что египетский султан отдал ему Иерусалим и ряд других городов в Палестине. Но среди крестоносцев вспыхнули бесконечные распри и вооруженные конфликты, поэтому мусульмане снова завладели Иерусалимом и на этот раз окончательно.

7-й крестовый поход (1248-1254), во главе которого стоял французский король Людовик IX, был направлен против Египта.

15 тыс. рыцарей одержали в 1249 г. Дамиетту и впоследствии нанесли поражение египетским войскам близ Аль-Маясура. Однако враг захватил французские корабли и в лагере крестоносцев начались голод и болезни. Вскоре сарацины окружили французов и король, который попал в плен, вынужден был подписать десятилетнее перемирие с султаном и вернуть Дамиетту.

Людовик IX возглавлял и 8-й - последний - крестовый поход (1270). Участвовать в нем было мало желающих, поэтому королеве приходилось нанимать рыцарей за деньги. Крестоносцы двинулись против тунисского султана. В Тунисе началась эпидемия чумы, от которой часть крестоносцев погибла, в том числе и сам Людовик IX. Те, кто остались в живых, вернулись обратно.

Папы призвали христианских государей до новых крестовых походов, собирали на это средства, однако ни один поход больше не состоялся.

Без поддержки Запада колонии крестоносцев на Востоке удерживаться своими силами не могли. Египетские султаны отвоевывали у них один город за другим.

Крестоносцы закрепились только в Кипрском королевстве. Главный порт Кипра - Фа магу ста - некоторое время был очень важным торговым пунктом восточной части Средиземного моря. Король Кипра имел титул короля Иерусалимского. В XV ст. остров был присоединен к владениям Венеции.

Прекращение крестовых походов стало результатом социально-экономических и политических изменений, произошедших в Западной Европе в XII-XIII вв. Развитие товарно-денежных отношений, бурный рост городов, переход в связи с этим денежной ренты создали для значительной части господствующего класса новые источники доходов в самой Европе. Купечество потеряло интерес к походам после установления прямых торговых отношений с мусульманскими странами.

Крестовые походы оказали значительное влияние на экономическое и культурное развитие феодальной Европы положили конец торговому господству византийцев и арабов в восточной части Средиземного моря. В результате походов Западная Европа ознакомилась с техникой и культурой Востока, позаимствовала новые сельскохозяйственные культуры - гречиху, рис, кунжут, абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, специи, начала употреблять тростниковый сахар. Текстильная промышленность Запада во многом зависела от товаров, которые привозились с Востока: шелка, хлопка, природных красителей и др.

Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: мытье рук перед едой, ношение бороды, купание в горячих банях, обычай носить гербы на щитах. Крестовые походы оказали немалое влияние и на образ жизни и потребности господствующего класса. Рыцари, побывавшие на Востоке, уже не довольствовались грубым домотканым одеждой, неуютными замками. В них усилилось влечение к красивой одежды, дорогого оружия, изысканных блюд и др.

в то же Время если крестовые походы оказали определенное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они нанесли лишь немало бед.

В XII-XIII вв. состоялись крестовые походы - захватнические войны немецких феодалов против славян и народов Прибалтики.

Крестовыми походами назывались также походы феодалов и папства против еретиков в XIII-XV вв. (Альбигойские войны, Гуситские войны, восстание Дольчіно).


Владыки Заморья. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке

«Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».
Фульхерий Шартрский



Когда закончился Первый крестовый поход, неизбежно встал вопрос - а кому же будут принадлежать отбитые у "неверных"
земли? Отдавать их византийцам никто не собирался, а после ухода византийских войск предводители крестоносцев получили повод считать свою вассальную присягу императору недействительной. Уже через несколько дней после взятия Иерусалима рыцари собрались на совет, чтобы выбрать своего короля. Единства среди них, как всегда, не было. Многие вообще говорили, что в Святой Земле не должно быть короля, а власть должна принадлежать Иерусалимскому патриарху. Первоначально симпатии большинства склонялись на сторону Раймона IV, графа Тулузского. Он был одним из самых авторитетных и, пожалуй, самым богатым из крестоносных лидеров. Его графство в Южной Европе было по размеру сопоставимо с некоторыми королевствами. Однако Раймон заявил, что недостоин короны. У него было немало недоброжелателей и, вероятно, он не хотел провоцировать распри своим избранием.
Иерусалимским королем был избран Готфрид Бульонский. Его избрание было скорее компромиссным решением. К тому же Готфрид продал все свои владения и в Европе его ничего не держало. Избранный король отказался короноваться королевской короной в городе, где Иисус был увенчан терновым венцом, и принял титул "Защитника Гроба Господня".
Подданных у короля Готфрида I оказалось немного. Всего около 300 рыцарей выразили желание стать его вассалами, остальные вернулись в Европу. Невоенных - священников, должностных лиц и просто европейцев-колонистов тоже оказалось не больше нескольких сотен. Мусульманское и еврейское население Иерусалима было вырезано или изгнано. Православные - сирийцы и греки - были выдворены еще Фатимидами и от греха подальше не торопились возвращаться в занятый крестоносцами город. Католического населения в Иерусалиме было немного, главным образом духовные лица вроде персонала Госпиталя святого Иоанна - будущего ордена госпитальеров. Первые десятилетия существования Иерусалимского королевства его столица стояла полупустой. Лишь в 1115-1116 годах король Балдуин I переселил в Иерусалим жителей христианских поселений восточного берега реки Иордан. Так исчезли существовавшие еще с античности христианские анклавы Палестины.
Православное духовенство Святой Земли еще после взятия Иерусалима сельджуками бежало на Кипр и не спешило возвращаться. Тогда Готфрид приказал избрать патриарха из латинских священников. После долгой борьбы место иерусалимского патриарха занял Арнульф де Роол. Но тут прибыл папский легат Даимберт Пизанский, который низложил Арнульфа и сам стал патриархом. Более того, он потребовал от Готфрида уступить ему Иерусалим и еще несколько мест в Святой Земле. Король после некоторых колебаний все-таки отдал патриарху во владение часть Иерусалима.
Взятие Иерусалима вызвало воодушевление на Западе. Немало рыцарей выразило желание продолжить дело их предшественников. В Европе выступила в поход новая крестоносная армия. Она нацеливалась прямо на Багдад. Крестоносцы мечтали окончательно разгромить тюрок-сельджуков и уничтожить Халифат. Начало этого арьергардного крестового похода было во многом похоже на начало первого. Огромные массы североитальянских крестьян и горожан, необученных и плохо вооруженных, собрались в Ломбардии и в 1100 году выступили в поход под предводительством архиепископа Миланского Ансельма IV. Путь их был отмечен грабежами и еврейскими погромами. Византийский император Алексий I выделил им лагерь за стенами Константинополя, но "крестоносцы" остались им недовольны и разбрелись по Константинополю грабить жителей. Один из отрядов даже ворвался во дворец и убил ручного льва императора. Византийцам стоило больших трудов собрать "крестоносцев" и переправить их на азиатский берег. Тем временем из Европы начали подходить отряды рыцарей, решивших поискать славы в Святой Земле. Довольно большой отряд вел Стефан из Блуа. Он был одним из лидеров Первого крестового похода, но не выдержал трудностей осады Антиохии и сбежал в Европу. На родине его встретили с позором, жена даже не пустила его на порог дома. Чтобы избавиться от бесчестия, Стефан собрал отряд из таких же вернувшихся с полдороги рыцарей и вновь пошел в Святую Землю.
Тем временем в Палестине Раймон Тулузский окончательно рассорился с другими лидерами крестоносцев, вспомнил про свою вассальную присягу императору и прибыл в Константинополь. Там он стал во главе новой армии крестоносцев, формально подчинявшейся Византии. Численность армии определить трудно, хронисты оценивают ее от 50 до 160 (!) тысяч человек. В мае 1101 года крестоносцы выступили в поход, не дождавшись даже подхода всех отрядов. Византийцы дали им в помощь отряд наемников-печенегов. 23 июня была взята Анкара. Однако тут крестоносцы поспорили о том, куда идти дальше. Раймон и Стефан предлагали идти тем же путем, каким они двигались во время первого похода. Тогда пришлось бы идти по землям уже основательно разгромленного Румийского султаната, который вряд ли оказал бы сильное сопротивление, а затем по владениям дружественных киликийских армян. Однако у остальных лидеров было другое мнение. Дело в том, что Боэмунд Тарентский, провозгласивший себя князем Антиохии, активно расширял свое княжество на север и запад. В одном из сражений ему не повезло, и он попал в плен к Данишмендам. Крестоносцы решили освободить его. Особенно хотел этого архиепископ Ансельм и его крестьяне-ломбардцы. Их было гораздо больше, чем рыцарей. Раймону пришлось подчиниться мнению большинства и повернуть на север, в горы Анатолии. Румийский султан Килыч-Арслан, наученный горьким опытом, объединил свои силы со своими вчерашними врагами, Данишмендами и даже султаном Алеппо Ридваном. Они решили заманить крестоносную армию в глубь Анатолии и уничтожить ее при удобном случае.
Крестоносцы осадили крепость Гангра, но не смогли ее взять и двинулись дальше. Идти им приходилось по бесплодным предгорьям. Сельджуки постоянно их тревожили набегами, уничтожали фуражные отряды. Наконец, в начале августа произошла битва при Амазии, на равнине, удобной для тюркской конницы. Бой длился пять дней. Крестоносцы шли отдельными отрядами, и сельджукам удалось не дать им соединиться, а затем и окружить. Пешие воины не могли противостоять тюркским конным стрелкам. Многие наемники-печенеги перешли на сторону противника. На пятый день Раймон и Стефан собрали остававшихся конных рыцарей и пошли на прорыв, бросив раненых и простолюдинов. Им удалось с большими потерями вырваться из окружения и затем добраться до византийского порта Синоп. Почти все из остававшихся в кольце были убиты или проданы в рабство тюрками.
Судьба других арьергардных отрядов, не успевших соединиться с основным войском у Константинополя, тоже была печальной. Отряд графа Вильгельма Неверского отправился через Анатолию и в августе был разбит тюрками. Подошедший еще позднее крупный франко-баварский отряд разделился на две части. Некоторые отправились в Святую Землю на византийских кораблях, но большинство все-таки решило прорываться через тюркские владения. В начале сентября Килыч-Арслан напал на них из засады под Гераклеей. И снова крестоносцы потерпели разгром, лишь небольшой части удалось добраться до Киликии. Вместе с этим отрядом в Святую Землю шла австрийская маркграфиня Ида, известная своей красотой. Во время боя она пропала. Легенды гласили, что Ида была взята в плен и отправлена в султанский гарем Алеппо.

Поход 1101 года


Остатки крестоносных отрядов собрались в киликийском городе Тарсус и, под командованием Раймона Тулузского, прибыли в Иерусалим на Пасху 1102 года. Серьезной силой в военном смысле они уже не были.
К тому времени в Иерусалиме сменился король. Готфрид I умер (вероятно, от холеры) 18 июля 1100 года при осаде Акры. Его похоронили при входе в часовню Адама у подножия Голгофы. Впоследствии там же хоронили всех иерусалимских королей. Иерусалимский патриарх Даимберт попытался присвоить себе светскую власть в королевстве, но не нашел понимания у рыцарей. На престол был возведен брат Готфрида, Балдуин Булонский, граф Эдессы. На Рождество он короновался в Вифлееме, в храме Рождества Христова. Став королем, Балдуин Булонский передал графство Эдесса своему двоюродному брату Балдуину де Бурку. Едва вступив на престол, Балдуин I начал военные кампании. В войнах и походах прошло все его восемнадцатилетнее правление. Иногда проигрывая, но чаще побеждая, король сильно расширил пределы крестоносных владений. Балдуин ходил в походы даже в глубь Аравии и к берегам Нила. Он называл себя "королем Азии и Вавилона". Еще при его жизни в Европе слагались героические песни о подвигах рыцарей в Святой Земле.
Раймон Тулузский, несмотря на противодействие других лидеров крестоносцев, объявил себя графом Триполи. Но свое графство между владениями антиохийцев и иерусалимцев ему еще надо было завоевать. В 1103 году Раймон построил замок Мон-Пелерин близ Триполи. Город был блокирован, но осада его затянулась на долгие годы. В 1105 году граф Раймон умер, так и не дождавшись сдачи города.
Боэмунд Тарентский в 1103 году выкупился из тюркского плена. В следующем году эдесский граф Балдуин II предложил ему вместе отправиться в поход на Восток, в богатые земли Междуречья. К армии также присоединились родственники военачальников - Танкред Тарентский (князь Галилеи и Тивериады, вассал Иерусалимского короля) и Иосцелин (Жослен) де Куртенэ (сеньор замка Турбессель, вассал графа Эдессы). Крестоносцы были так уверены в победе, что в походе яростно спорили между собой, кому какие земли и города отойдут после того, как они ими завладеют. А в это время мусульмане собрали крупную армию и сами двинулись навстречу европейской армии. 7 мая 1104 года под Харраном произошло сражение. Рыцари первыми бросились в атаку, но потерпели сокрушительное поражение. Балдуин Эдесский и Жослен де Куртенэ были захвачены в плен. Впервые мусульманам удалось разгромить сопоставимую по численности и вооружению рыцарскую армию. После этого боя крестоносцы фактически оставили мысль о походах на Багдад и ликвидации Халифата.
Боэмунд, потерявший значительную часть своих рыцарей, отправился на родину собирать новую армию. Его положение осложнялось тем, что он успел окончательно испортить отношения с византийцами и даже повоевать с ними в Киликии. Еще в 1100 году, когда Боэмунд попал в плен, император Алексей хотел его выкупить у тюрок (наверное, для того, чтобы побеседовать на тему превратностей судьбы и крепости рыцарских клятв), но, на счастье Боэмунда, не сошелся с сельджуками в цене. Теперь же князю Тарентскому и Антиохийскому пришлось противостоять византийскому императору на Балканах. Боэмунд даже попытался организовать крестовый поход против Византии, но неудачно. В 1107 году он высадился в Албании и потерпел там поражение от византийцев. По Девольскому мирному договору Боэмунд фактически признал себя вассалом Византии. В Антиохию он так и не вернулся и умер в 1111 году.

***
В европейских источниках земли, захваченные крестоносцами, назывались Outremer - Заморье, а их жители западноевропейского происхождения звались франками вне зависимости от национальности.
Крестоносцам удалось поставить под свой контроль довольно значительные земли. Иерусалимские рыцари присоединили обширные (хотя и малопригодные для хозяйства) земли за Иорданом. В целом, практически вся плодородная земля в Палестине отошла под власть европейцев. Передовые укрепленные посты иерусалимцев стояли на границе пустыни, охраняя рубежи королевства от набегов не признающих ничьей власти бедуинов. Почти все портовые города Сирии и Палестины оказались под властью европейцев. Исключением стал Аскалон - так и не взятый королем Годфридом и графом Раймоном, он еще несколько десятилетий оставался мусульманским анклавом, создавая проблемы иерусалимским королям. На юге владения крестоносцев простирались вплоть до Эйлатского залива Красного моря (там, где сейчас крайняя южная точка Израиля). На севере эдесские рыцари захватили обширные земли нынешнего Курдистана. Однако франкам так и не удалось взять крупные сирийские города Алеппо и Дамаск. Из северного Ирака крестоносцам угрожала мощная армия правителей Мосула. Некоторые территории - верховья реки Иордан, восточная Галилея, Голанские высоты, район реки Ярмук - были спорными, и крестоносцы, и мусульмане имели там свои укрепления и претендовали на власть над местными жителями.
На несколько десятилетий установилось равновесие, пусть и неустойчивое. Сельджукский султанат распадался, на его месте образовывалось множество мелких, фактически независимых городов-государств. Они были не в силах ни противостоять крестоносцам, ни объединиться в сколько-нибудь долговременный союз. Каждый правитель проводил свою собственную политику, стремясь отдельно договориться с королями крестоносцев, их вассалами, другими мусульманскими правителями, византийцами... Сложная совокупность альянсов, ленных отношений, торговых договоров превращалась в систему "сдержек и противовесов", не дающих чрезмерно усилиться ни одной из сторон. Поэтому XII век был относительно спокойным для жителей христианских государств Заморья.

Заморье


Рыцари-крестоносцы не просто принесли свои порядки на Ближний Восток, они перенесли туда свои идеализированные представления об устройстве общества. В Святой Земле не было субстрата в виде местных традиций (точнее, были, но крестоносцы могли их игнорировать как иноверческие), не тяготела над дворянами власть старинных династий. Можно было попытаться создать с чистого листа рыцарское королевство, в котором воплотились бы все положительные (с точки зрения дворянина) качества феодального строя. И король был не более чем первый среди равных. Не будет большим преувеличением назвать Иерусалимское королевство представительской монархией. Епископы и сеньоры составляли Высший совет - своеобразный парламент (в некоторых источниках, кстати, Высший совет и называется парламентом). Во главе совета стоял король, а при его отсутствии - иерусалимский сенешаль. Заседать в нем формально имел право любой вассал иерусалимского короля, но обычно в нем принимали участие только крупные светские и церковные феодалы, позднее - также магистры рыцарских орденов. Для кворума было необходимо только 4 голоса (главы совета и любых трех вассалов). Члены совета принимали решения о сборе армии, введении налогов, выпуске монеты, после смерти короля утверждали на престоле его преемника, а при необходимости - избирали регента. Также Высший совет был судом для дворян королевства и вообще высшей судебной инстанцией.
По легендам, такое устройство было создано Готфридом I, но вероятнее, что оно было установлено в 1120 году королем Балдуином II на совете в Наблусе. Высшим законом королевства были Иерусалимские Ассизы, впрочем, кодифицированные только в XIII веке.
При дворе Иерусалимского короля существовал ряд должностей - коннетабль (командующий армией), маршал (следующая по старшинству воинская должность), сенешаль (управляющий королевскими финансами и замками в королевском домене, также председатель Высшего совета в отсутствие короля), камергер (управляющий королевским хозяйством, глава слуг), майордом (ответственный за королевский стол), канцлер (отвечал за международные дела, также глава бюрократии. В отличие от Западной Европы, в Иерусалимском королевстве эта должность была сравнительно малозначительна), бальи (управлял королевством в отсутствии короля или при его малолетстве).

Герб Иерусалимского королевства. К слову сказать, нарушение средневековой геральдики - золотой цвет (металл) не может граничить с серебряным. Может, это сделано специально, чтобы подчеркнуть особый статус Святой Земли?


Как и все европейские государства того времени, монархии крестоносцев дробились на уделы и лены, те, в свою очередь - на сублены. Любой осевший в Заморье рыцарь мог рассчитывать на получение своего поместья или какого-нибудь ремесленного производства. Многие ближневосточные товары (например, тростниковый сахар) были большим дефицитом в Европе и давали неплохую прибыль. Поскольку европейцы обычно жили в городах, для среднестатистических крестьян-мусульман положение изменилось мало. В их деревнях обычно сохранялось самоуправление, с рыцарем-сеньором контактировали те же сельские старосты-"раисы", что раньше общались с исламскими гулямами-держателями икта (аналог европейского феода). А вот из городов мусульманское население было изгнано. Христиан некатолических конфессий (от православных до монофизитов) терпели. Что же касается евреев, то они даже изгнание считали везением - нередко иудейские общины просто уничтожались. В опустевших еврейских кварталах селились армянские и итальянские купцы, которые заняли "экологическую нишу" торговцев и ростовщиков.
Государства Заморья жили в постоянной угрозе со стороны мусульман. Сельджуки не заключали мир, война с ними продолжалась еще почти три десятилетия. На юге иерусалимские правители захватывали оставшиеся без верховной власти города Палестины. Рыцари воздвигли в Заморье гигантские замки. Самый знаменитый из них - Крак-де-Шевалье - до сих пор возвышается посреди сирийской пустыни.

Военную службу должны были нести франки, однако их всегда не хватало. Из Европы прибывали новые рыцари, давшие обет укреплять христианскую веру мечом (или получившие аналогичную епитимью), они приводили с собой отряды простых воинов. К слову сказать, условия вассалитета были куда жестче, чем в Европе. Рыцарь мог быть призван сеньором на военную службу в любое время и на неопределенный срок. Держатели феодов должны были быть готовыми к войне с 15 лет (иногда и раньше) и до 40 лет (иногда и до 60). Правда, и обязанности сеньора были значительными - при определенных условиях он даже оплачивал рыцарям снаряжение и лошадей. Правители Заморья нередко нанимали в Европе большие отряды наемников. Но воинов все равно было мало, и приходилось все-таки набирать во вспомогательные войска местных - сирийских христиан и обращенных в католичество арабов.


Так выглядели рыцари-крестоносцы конца XI - начала XII веков


Вообще, этнический состав Заморья был очень пестрым. Официальные документы составлялись на латыни (язык католической церкви) и старофранцузском (его тогда понимала вся знать). Духовенство, рыцари и простые воины прибывали из всех уголков Европы (есть даже косвенные сведения о русских дружинах в Заморье). Морскую торговлю почти монополизировали итальянские купцы (в основном венецианцы, генуэзцы, пизанцы). Монархи Заморья давали им освобождение от пошлин и прочие привилегии в обмен на денежную, а порой и военную помощь. Первый такой договор заключил еще Готфрид I. Иногда образовывались целые кварталы, занятые итальянскими поселениями и складами, особенно в портовых городах - Тире, Акре (ныне Акко), Гибелете (Библ, ныне Джубайль). Итальянские города получали от этого огромные прибыли, ведь государства крестоносцев стояли на перекрестии древних торговых путей. На севере, в Эдессе и Антиохии, было немало армян. Более того, они сумели создать свое царство в Киликии, которое стало буфером между Антиохийским княжеством и Византийской империей. Ливанские христиане-марониты тоже играли большую роль в государствах Заморья.
Конечно же, историю крестовых походов невозможно представить без духовно-рыцарских орденов. По сути своей, такая организация была призвана соединить благочестие и дисциплину монашеского ордена и военную мощь рыцарства.
В 1118 году рыцарь Гуго де Пейн явился ко двору иерусалимского короля вместе с 8 своими друзьями и родственниками и попросил разрешения охранять паломников в Святой Земле. Король дал ему разрешение и выделил 9 рыцарям помещение близ Храма Господня. Члены ордена начали называть себя Рыцарями Храма - тамплиерами. Видимо, в первые годы это было всего лишь братство мирян, занимающихся охраной паломников. В 1127 году Гуго де Пейн отправился к папе Гонорию II просить поддержки. Затем он объехал многие страны Европы, собирая пожертвования и агитируя рыцарей вступать на богоугодную службу Храму Господню. В 1128 году на соборе в Труа орден был официально утвержден, для него был составлен устав по образцу монашеского, а Гуго де Пейн стал первым магистром Ордена. В Орден вступило множество рыцарей, принимавших обет бедности и жертвовавших свои богатсва на благо Церкви. Правители пиренейский государств отдавали Тамплиерам замки в пограничных территориях. Во второй половине 1130-х годов тамплиерские замки появились и в Заморье.
Еще во время владычества Фатимидов в Иерусалиме купцы из итальянского города Амальфи открыли "странноприимный дом", чтобы предоставлять кров и оказывать помощь паломникам. Ко времени Первого крестового похода уже существовал крупный Госпиталь Святого Иоанна Милостивого под руководством Блаженного Жерара. В 1113 году папа признал Госпиталь Святого Иоанна как духовный орден, а в 1120 году Раймон де Пюи стал его первым магистром. При нем орден стал постепенно превращаться из чисто благотворительной в военную организацию. В отличие от тамплиеров, госпитальеры вели свою деятельность почти исключительно в Заморье. В 1136 году они получили в собственность замок Бетгибелин, а в 1144 году - еще несколько замков, в том числе Крак-де-Шевалье, который превратился под госпитальерским руководством из сравнительно небольшой крепости в неприступную цитадель.
После взятия Иерусалима местный православный лепрозорий перешел под управление католиков. Через некоторое время на его основе был создан Орден Святого Лазаря, посвятивший себя борьбе с проказой, очень распространенной в те времена. В целом это был скорее религиозно-благотворительный орден, однако средневековые историки пишут и о его военном крыле - загадочном и жутком "Ордене Благой Смерти". Туда вступали рыцари, заболевшие проказой. При этой болезни кожа теряет чувствительность, человек становится невосприимчивым к ранениям. А для средневекового рыцаря любая смерть в бою была предпочтительней медленного гниения заживо от страшной и неизлечимой болезни. Поэтому у ордена Святого Лазаря и появился небольшой военный отряд из прокаженных воинов - своеобразный "эскадрон смертников", не боящихся боли и ищущих героической смерти в бою. Любопытно, что "Орден Благой Смерти" был, видимо, первым военным подразделением, использовавшим в качестве эмблемы "тотенкопф" - изображение черепа с костями.
Рыцарские ордены получали от властей множество привилегий. Их магистры подчинялись только папам. Владения орденов были экстерриториальны, рыцари ордена не были обязаны нести военную службу иерусалимскому королю. Хотя на практике войска орденов участвовали во всех крупных кампаниях в Заморье. Более того, с течением времени они стали едва ли не основной силой слабеющих католических государств на Востоке. Однако все это было впереди, а пока, в 20-30-е годы XII века, ордены оставались преимущественно духовными организациями.
Таким был фон, на котором происходили последующие события. Рассказ о них - уже в следующей части.

Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...