Государства юго-восточной азии в древности. Доиндийские корни культа бога-царя

Общая ® географические рамки региона Юго-Восточная характеристика Азия (ЮВА) традиционно включают 10 стран, pac- региона положенных между Индийским и Tихим океанами.

Район на протяжении всего XX столетия имеет важное геополитическое значение.

Ha севере он граничит с Китаем, а на юге - с Австралией.

B отечественной историографии государств ЮВА разделяют на две группы: страны Индокитая (Вьетнам, Лаос и Камбоджа), испытавшие на себе во второй половине XX в. различные модели социалистического развитие и остальные (Бирма, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней), развивающиеся по капиталистическому пути.

Одной из важнейших особенностей государства региона вплоть до настоящего времени продолжает оставаться сложный национальный и религиозный состав населения. Конфликты на межэтнической почве долгое время являлись характерной чертой внутреннего развития почти всех расположенных здесь стран. B отношении вероисповедания картина также весьма пестрая. B Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе большинство населения исповедуют буддизм. B Индонезии, Малайзии и Брунее - ислам, на Филиппинах - абсолютное преобладание католиков. Ha юге Вьетнама их также довольно много. B ряде стран распространено конфуцианство, особенно в среде этнических китайцев (хуацяо), расселившихся в XX столетии по всей Юго-Восточной Азии. B настоящее время, по некотором данным, их число превышает 20 млн человек, и они играют важную роль в происходящих там политических процессах.

Исторически сложились разные формы государственного устройства стран региона. По форме правления большинство из них - республики. Монархиями остаются Таиланд, Малайзия, Бруней, а с 1993 г. стала Камбоджа (с 1970 г. там была республиканская форма правления).

До окончания Второй мировой войны общей чертой стран ЮВА (за исключением Таиланда) являлось вхождение в колониальную

систему на положении полных колоний либо протекторатов. Это обстоятельство во многом определило особенности политических процессов в регионе, опосредованных западным цивилизационным влиянием на традиционную местную элиту и другие слои общества.

Особый период в истории ЮВА - годы Второй мировой войны, когда Япония оккупировала здесь все колониальные владения западных держав и установила собственное правление, во многом изменившее там политическую ситуацию.

После окончания Второй мировой войны развитие стран региона пошло в разных направлениях, определявшихся прежде всего биполярным развитием мира и стремлением великих держав установить здесь свой контроль в новых формах. Это обстоятельство также наложило отпечаток на характер происходивших социально-экономических и политических процессов.

Основные про- K началу XX в. все государства Юго-Вѳсточной блемы политичес- Азии за исключением Таиланда (Сиама) имели когоразвития статус колонии. Индонезия являлась владением региона. Государ- Голландии с конца XVII в., Филиппины - после ственное испано-американской войны 1898 г. и подавления

устрейство сопротивления местного населения, провозгласившего республику, попали под контроль США, Бирма - английская колония с конца XIX в., территория нынешней Малайзии с 1824 г. находилась под протекторатом Великобритании, равно как Бруней и Сингапур. Вьетнам, JIaoc и Камбоджа на протяжении второй половины XIX в. стали протекторатом Франции (Южный Вьетнам и часть лаосских земель стали полными колониями этой страны).

Формы колониального правления складывались в Юго-Восточной Азии в соответствии с конкретными условиями и целями по отношению к ним европейцев.

B Индокитайский союз с 1887 г. входил Вьетнам и Камбоджа, а с 1900 г. - JIaoc и китайская территория Гуанчжоувань. Верховная власть находилась в руках генерал-губернатора, при котором имелись совещательные органы с представительством местной элиты. B Центральном и Северном Вьетнаме сохранялась императорская власть и местная администрация, но все их действия контролировались специально назначенными из Парижа резидентами, имевшими широкие полномочия.

B JIaoce процесс реорганизации власти начался в конце XIX в. До этого момента государства JIaoc как отдельного образования не существовало. Земли, на которых проживали лао, частично зависели от Сиама и Вьетнама. Более-менее самостоятельным являлось княжество Луангпрабанг. Теперь французы взяли под контроль все эти территории, образовали Южный и Северный Лаос под своим непосредственным управлением, а Луангпрабанг стал протекторатом. B 1900 г. при включении в Индокитайский союз лаосские земли получили статус «автономного протектората». Проведенная французами в 1923 г. административная реформа разделила Лаос на провинции и военную территорию Луангпрабанг. B каждой провинции создавались консультативные советы с совещательными функциями. Ha низовом уровне сохранялось местное самоуправление в том виде, каким оно было до установления французского протектората. B Луанг- прабанге управление осуществлялось непосредственно через короля. C1904 по 1959 гг. на троне находился Сисаванг Вонг, с именем которого связана значительная часть истории Лаоса в XX столетии.

B Камбодже также сохранялся институт монархии. Колониальная администрация возглавлялась верховным резидентом, которому подчинялись резиденты, контролировавшие деятельность местных провинций. B руках колониальных чиновников сосредоточивалось также правление финансами, таможней, общественными работами. B результате судебно-правовой реформы 20-х гг. произошло разделение исполнительной и судебной ветвей власти, была упрощена административная структура Камбоджи. Именно тогда были заложены основы современного административного деления страны.

C начала 30-х гг. французские колониальные власти все шире привлекали к государственной службе на низовом уровне кхмерское население, повысили статус короля. B 1941 г. на престол вступил 19-летний Н.Сианук.

Режим, установленный в начале XX в. США на Филиппинах, был гораздо либеральнее, чем при испанцах. Правящие круги США считали, что в конце XIX в. в стране царила «политическая анархия», а Филиппинская республика являлась не более чем «фикцией». Из этого делался вывод, что главной задачей американцев являлась подготовка на островах условий для создания подлинного независимого государства в несколько этапов.

B 1902 г. США разработали Закон о правлении Филиппинами и Закон о гражданских правах. Страна была разделена на 34 провинции, начали создаваться политические партии. B 1907 г. были проведены выборы в парламент, который состоял из двух палат: нижней - Ассамблеи, в которой были представлены все провинции, и верхней - Филиппинской комиссии, где ведущую роль играли представители США. Работа нижней палаты строилась по образцу конгресса США. Ee деятельность контролировалась генерал-губернатором и Филиппинской комиссией. Кроме того, любой закон, принятый этой палатой, мог быть отменен конгрессом США.

B 1916 г. после принятия Закона Джонса права филиппинцев на управление страной расширялись. Впервые вносилось положение о возможности после появления в стране «устойчивого правительства», получения Филиппинами независимости. Политико-административное управление по этому закону еще больше приближалось к американскому образцу. Филиппинская комиссия и Ассамблея были заменены двухпалатным Законодательным собранием (Легислатурой). При генерал-губернаторе формировался кабинет министров, состоявший в абсолютном большинстве из филиппинцев. Он имел право вето на любое решение Легислатуры.

B начале 30-х гг. американский конгресс сделал следующий шаг по пути модернизации системы управления на Филиппинах, приняв в 1932 г. закон, по которому по истечении 10-летнего «переходного периода». Филиппинам предполагалось предоставить независимость. Ha это время CUIA оставляли за собой военные базы, а их капиталовложениям гарантировалась неприкосновенность. Однако закон в первоначальном варианте не был принят. Лишь в 1934 г. после внесения поправок Легислатура проголосовала за его принятие. Он получил название Закон Тайдингса-Макдаффи. Режим, установленный на Филиппинах после этого, просуществовал до 1941 г. и вошел в историю как «период автономии».

B мае 1935 г. согласно принятой конституции по американскому образцу (просуществовавшей вплотьдо 1973 г.) были проведены президентские выборы. Однако США сохранили свои позиции, контролируя деятельность правительства через верховного комиссара (эта должность вводилась вместо поста генерал-губернатора).

Бирма вплоть до середины 30-х гг. являлась отдельной провинцией Британской Индии, управляемой вначале вице-губернатором, а затем губернатором. B Бирме после прихода англичан также начался процесс перестройки административной системы. Верхняя и Нижняя Бирма попали под прямое колониальное управление, а горные районы сохранили в неприкосновенности власть местных правителей.

B 1935 г. Англия предприняла попытку реорганизации системы колониального правления Бирмой. C 1937 г. страна выходила из состава Британской Индии и получала статус отдельной колонии, в которой предусматривались представительные и исполнительные органы из представителей местного населения, но при контроле английского генерал-губернатора.

B ряде горных районов, в шанских княжествах и ряде других мест англичане еще с конца XIX в. сохраняли власть князей и вождей племен. Эти территории в административном отношении не считались британскими.

По Закону 1935 г. районы проживания национальных меньшинств (примерно половина территории Бирмы) оставались под контролем английского губернатора. Такая политика позволяла англичанам более гибко реагировать на внутриполитическую ситуацию, в которой одной из важнейших проблем был национальный вопрос.

Основы колониального режима в Британской Малайе были заложены в конце XIX в. и оставались почти неизменными вплоть до японского вторжения. При этом англичане опирались на поддержку султанов малайских княжеств, разделенных в административном отношении на округа во главе с английскими чиновниками. Округа, в свою очередь, делились на волости во главе с малайскими чиновниками, которым были переданы все религиозные дела.

B целях эффективного контроля над Малайей в 1896 г. была создана федерация четырех княжеств - Перек, Селангор, Паханг и Негри- Сембилан. Ee административный аппарат подчинялся английскому генеральному резиденту, местопребыванием которого стал г. Куала- Лумпур. B начале XX в. по договору с Таиландом Великобритания присоединила к себе еще четыре султаната Северной Малайи, находившихся до этого под сиамским контролем. Эти султанаты не были включены в федерацию и имели отличную от нее систему управления. B частности, местная элита здесь обладала большими правами.

Кроме того, существовала Стрейтс Сетлментс (колония короны), куда входили Сингапур, Малакка и еще три владения. Bce это вместе и носило название Британская Малайя.

Сингапур,входившийвСтрейтсСетлментсс1917 г.,сталотдельной колонией, подчинявшейся непосредственно правительству Англии. Bo главе Сингапура находился губернатор, при котором образовывались Исполнительный и Законодательный Советы, имевшие совещательные функции. Состояли они в основном из чиновников колониальной администрации. Социальной опорой англичан стала верхушка компрадорской буржуазии китайского происхождения.

B 1888 г. британское правительство установило протекторат над Северным Калимантаном, который был оформлен в виде соглашения между Англией и правителями трех его частей - Сабаха, Саравака и Брунея.

По этому соглашению Бруней, сохраняя формально возможность самостоятельно решать внутриполитические вопросы, в области внешней политики полностью зависел от Англии. Кроме того, подтверждалось сохранение значительных привилегий за британскими подданными, включая право экстерриториальности.

Окончательное превращение Северного Калимантана в английскую колонию с собственной системой управления произошло к началу Первой мировой войны.

B Индонезии к началу XX в. Голландия установила режим колониального правления, просуществовавший без особых изменений вплоть до начала Второй мировой войны. Он характеризовался жесткой централизацией с разделением территории архипелага на отдельные провинции. Bo главе находился голландский генерал-губернатор с широкими полномочиями, при котором действовал на совещательной основе так называемый «Совет Индии» и правительство колонии, состоявшее из глав департаментов по основным видамдеятельности (военное, внутреннихдел, финансов, просвещения, путей сообщения и др.). Ha некоторых островах, наиболее крупных и значимых, управляли чиновники метрополий, которым помогали представители местной элиты. Отдельные территории имели формальный статус «автономных государств», но также полностью находились под контролем Голландии.

Co временем были предприняты шаги по ослаблению колониального режима и предоставлению местному населению прав на самоуправление. Так, администрациям провинций, на которые была разделена страна, предоставлялось право создавать совещательные советы из числа европейцев и некоторых представителей местной элиты. Индонезийцам был предоставлен более широкий доступ к занятию низовых должностей в колониальном административном аппарате.

После окончания Первой мировой войны колониальные власти образовали так называемый Народный Совет, половина состава которого избиралась выборщиками из числа представителей местных совещательных органов, другая назначалась правительством. Оппозиция использовала этот орган как трибуну критики колониальных властей.

Характеристика Одной из характерных особенностей политическо- основныхполити- го развития государств Юго-Восточной Азии в ко- ческих партий и лониальный период стало появление большого

движений в количества различных партий и организаций,

регионе построенных как по европейскому образцу, так и опиравшихся в своей внутренней структуре на элементы традиционной политической культуры. Они сыграли неоднозначную роль в период колониализма, а многие их лидеры после достижения независимости оказались по разную сторону баррикад в развернувшейся борьбе за власть.

Процессы структурирования и оформления идеологических доктрин политических организаций в странах ЮВА проходили по- разному.

B одних, в социально-экономическом и политическом отношении более развитых, например на Филиппинах или в Индонезии, уже к началу Второй мировой войны имелись все предпосылки к достижению полной независимости, в других эти процессы находились в зачаточном состоянии.

Французский Индокитай представлял собой колонию, где можно было отметить наличие всех перечисленных выше особенностей. B наиболее развитом в экономическом отношении Вьетнаме уже с начала XX в. появились первые политические организации.

Так в 1904 г. известный идеолог национально-освободительного движения Фан Бой Тяу организовал Общество обновления Вьетнама. Bo главе движения был поставлен принц Кьюнг Де, являвшийся сторонником японского варианта развития и надеявшийся с помощью этой страны освободить Вьетнам от французского влияния. Филиалы этой организации возникли среди вьетнамского населения в Китае и Японии.

Вначале Фан Бой Тяу был сторонником сохранения монархии после достижения независимости, но впоследствии высказывался за республиканскую форму правления.

B 1907 г. в Ханое была основана организация Тонкинская общественная школа, активную роль в которой играл другой выдающийся вьетнамский политический деятель Фан Тю Чинь. Он в тот период питал определенные иллюзии в отношении Франции и надеялся с помощью либеральных кругов этой страны осуществить реформы. Ho вскоре эта организация была запрещена, а ее участники подвергнуты репрессиям.

Вновь оппозиция активизировалась в период Первой мировой войны, хотя французы в те годы сумели сохранить свой полный контроль в регионе.

B 20-е гг. появляются новые буржуазные партии. Основным требованием Конституционной партии было предоставление демократических свобод вьетнамскому населению и расширение его участия в общественной жизни. Партия молодежи выступала за более радикальные методы достижения независимости. B середине 20-х гг. в Северном Вьетнаме возникла так называемая Революционная партия нового Вьетнама, состоявшая из представителей мелкой буржуазии и выступавшая за вооруженную борьбу с колонизаторами. Независимый Вьетнам они видели демократической республикой.

Несколько позднее в Тонкине была создана нелегальная Национальная партия Вьетнама. B основе ее программы лежали принципы Сунь Ятсена, а главным требованием была ликвидация колониального правления. Ee основные требования совпадали с требованиями Революционной партии нового Вьетнама.

C конца 20-х гг. во Вьетнаме начинается консолидация различных коммунистических групп. K 1930 г. фактически существовало три организации, именовавшие себя коммунистическими партиями. Их социальной базой была радикально настроенная интеллигенция и мелкобуржуазные элементы. Рабочий класс был весьма слаб и неорганизован и рассчитывать на серьезную поддержку со стороны рабочих не приходилось. B феврале 1930 г. по инициативе Коминтерна произошло слияние коммунистических групп в единую Компартию Вьетнама (КПВ), вскоре переименованную в компартию Индокитая (КПИК). C 1931 г. онавошлавКоминтерн.

Коммунисты организовали ряд восстаний крестьян и рабочих, достигших особой остроты на севере страны. Bce они закончились неудачей. Ряд лидеров партии был подвергнут репрессиям, включая первого генерального секретаря Чан Фу. C этого времени до 1935 г. руководящие органы КПИК находились за пределами Вьетнама.

B 1936-1938 гг. в период правления во Франции правительства Народного фронта, во Вьетнаме создалась более благоприятная обстановка для деятельности политической ОППОЗИЦИИ, B TQM числе и КПИК. Были организованы легальные коммунистические группы. B тактических целях тогда были сняты лозунги о независимости помещичьих земель.

B 1937 г. на юге возникла Демократическая партия, выступавшая за сотрудничество с Францией и предоставление Вьетнаму статуса доминиона.

После прихода к власти во Франции правительства Э. Даладье налевые силы Индокитая вновь обрушились репрессии. Коммунисты вновь выдвинули лозунг борьбы против французского колониализма и местной элиты. КПИК вынуждена была перейти на нелегальное положение.

B Камбодже и Лаосе, наоборот, в этот период не было еще образовано политических партий и организаций, но предпосылки к их созданию активно формировались. B частности, значительно расширился круг европейски образованной интеллигенции, активно изучался опыт политико-правовых традиций Франции и предпринимались попытки соединения их с элементами местной политической культуры.

B середине 30-х гг. в Камбодже, например, начинается так называемый «период просветительства», появилась певая кхмероязычная газета, основанная Сон Нгок Тханем - одним из лидеров националистической интеллигенции буржуазно-либерального толка. Он, в частности, считал наиболее приемлемым для Камбоджи опыт японского политического развития и надеялся с помощью этой страны решить проблемудостижения национальной независимости Камбоджи.

Ha Филиппинах в 1900 г. была создана поддержанная американскими властями Федеральная партия, программа которой выдвигала в качестве главной задачи превращение страны в один из американских штатов. Отсюда и характер ее деятельности, доверие со стороны властей. B 1901 г. в состав Филиппинской комиссии были введены «федералисты», в частности лидер партии Прадо де Тавера.

Накануне выборов 1907 г. американцы, пытаясь расширить социальную базу режима, разрешили создание Партии националистов, выдвинувшей в отличие от «федералистов» лозунг «Филиппины - для филиппинцев» с перспективой ограничения B дальнейшем власти США.

Эти две партии имели в остальном сходные программы и фактически опирались на одну и ту же социальную базу крупных землевладельцев, промышленников и высшие слои управленческой элиты. У них не было фиксированного членства. Партии составляли основу просуществовавшей до 1941 г. двухпартийной системы парламентского типа. Важной чертой, отличавшей эту систему от аналогичной вСША, являлся субъективный фактор: особую роль игралвождь, лидер, его харизматические задатки, а не идейная платформа. Личная преданность лидеру, часто основанная на родственных клановых связях, являлась приоритетной.

B 20-е гг. на Филиппины проникают марксистские идеи, создаются рабочие организации, а в 1930 г. появляется коммунистическая партия, оказавшаяся сразу же из-за преследования властей на полулегальном положении. Однако она так и не стала влиятельной политической силой. B 1933 г. более умеренные левые деятели образовали Социалистическую партию, получившую более широкую опору в массовом рабочем движении. Однако и она не добилась должного влияния в обществе.

B Бирме политические партии и организации стали возникать вначале под лозунгом сохранения самобытной культуры и религии. Так, в 1906 г. было создано Общество пропаганды буддизма и Буддийская ассоциация молодежи (БАМ). Эти организации вплоть до окончания Первой мировой войны оставались лояльными по отношению к колониальным властям, большинство их лидеров получило образование в метрополии, что сказалось на их деятельности.

B сентябре 1920 г. БАМ была переименована в Генеральный совет бирманских ассоциаций (ГСБА) и трансформировалась в политическую партию. B числе программных требований были бойкот английских товаров и возвращение бирманцам земель, оказавшихся в руках ростовщиков индийского происхождения. Bce несогласные с новым курсом ГСБА покинули ее ряды и сохранили БАМ как чисто просветительскую организацию.

B 1930 г. в противовес традиционным политическим организациям была образована ассоциация «Наша Бирма» («Добама Асиайон»), которая не являлась политической партией в традиционном смысле, а представляла студенческое объединение под патриотическими лозунгами, более известное под бирманским названием «такины».

Маскируя свою деятельность просветительскими лозунгами, лидеры такинов выступали за полное изгнание англичан из Бирмы. Ячейки организации создавались в городах и сельской местности.

Политическая программа такинов отличалась от других партий. Они выступали не столько с националистических, сколько с общебирманских позиций, объединяя в своих рядах сторонников различных политических идей - от ницшеанцев и суньятсенистов до марксистов и фашистов. Естественно, что в их рядах не могло быть единства и эта организация так и не стала партией.

Ha выборах в 1936 г. в парламенте большинство партий объединялось в «Союз пяти цветков», завоевавший большинство мест. Bo главе правительства стал лидер Союза Ба Mo. Такины, в рядах которых не было единства по вопросу участия в выборах, получили лишь 3 места. B конце 30-х гг. после избрания лидером такинов 23-летнего Аун Сана, деятельность организации активизировалась.

Ha политической арене заметную роль в 30-е гг. стали играть крайне националистические элементы, объединенные в партию «Мьочит» («Патриот») во главе с У Co. Под лозунгом «Бирма - для бирманцев» они начали кампанию против индийцев и мусульман, как главных виновников экономических неурядиц в стране, призывали к погромам в индийских кварталах.

Именно в то время большинство бирманских политиков обратили свои взоры на Японию. Под влиянием японской пропаганды даже внутри «Добама Асиайон» возникла радикальная организация (Народно-революционная партия), поставившая своей задачей вооруженное свержение английского господства и ориентацию на Японию. B 1939 г. внутри ДА организовалась коммунистическая партия, вначале представлявшая незначительную группу левых такинов.

B Малайе, Северном Калимантане и Сингапуре первые политические организации местного населения стали возникать в межвоенный период по этническому принципу.

B Малайе в начале XX в. распространяются идеи мусульманского просветительства. Ha почве религии там развернулась борьба между приверженцами традиционного ислама и реформаторами, выступившими за объединение Малайи на основе общей религии против обособленности княжеств. Именно религиозное реформаторство стало здесь основной формой общественно-политических движений.

Среди китайского населения получили распространение идеи Кан Ювэя, жившего здесь в эмиграции в начале XX в., а также Сунь Ятсе- на, который основал в 1906 г. в Сингапуре отделение «Объединенного союза». Там же в 1912 г. открылось отделение Гоминьдана.

До Первой мировой войны в Сингапуре функционировали индийские националистические организации, с деятельностью которых связаны антиколониальные выступления в 1915 г.

B1926 г. возникла первая общественная малайская ассоциация - Сингапурский малайский союз, президентом которого стал Мохаммад Юное бин Абдуллах. Задачей союза являлось привлечение малайцев к участию в политической жизни, а также просветительские цели. B Союз входила интеллигенция, торговцы, часть мусульманского духовенства.

Дифференциация по этническому признаку усилилась в 30-е гг. B1935 г. был создан Малайский союз Селангора - политическая организация, ставившая целью защиту привилегий малайской элиты.

Индийские и китайские организации отличались большим радикализмом. Так, в 1932 г. была создана Индийская ассоциация Малайи, в 1936 г. - центр индийских ассоциаций Малайи, связанные с Индийским национальным конгрессом.

Ha волне мирового экономического кризиса, затронувшего ЮВА, в 1930 г. была создана Компартия Малайи (КПМ), претендовавшая на выражение интересов всех национальностей, но сумевшая охватить лишь выходцев из Китая.

B Сабахе, Сараваке и Брунее в то время фактически отсутствовали политические партии и организации.

B Индонезии первая оппозиционная организация «Будди Уто- мо» («Высокая цель») была создана интеллигенцией в 1908 г. Главной ее целью объявлялась просветительская деятельность, пропаганда изучения национальной истории и культуры.

B 1911 г. появилась еще одна политическая организация «Саре- кат ислам» («Союз ислама»). Довольно быстро она превратилась во влиятельную силу. Ee призыв к объединению всех мусульман Индонезии воспринимался широкими слоями населения как лозунг единства в борьбе против голландского господства.

B период Первой мировой войны и вскоре после ее окончания наибольшей популярностью пользовался «Сарекат ислам», ставший наиболее массовой организацией. Однако в 20-е гг. она потеряла многих своих сторонников и превратилась в небольшую группу. K тому времени определенный авторитет завоевали коммунисты, создавшие в 1921 г. свою партию, но после неудачных попыток поднять восстание она также ослабла. C конца 20-х гг. на первый план выходят национально-революционные партии - Национальная партия Индонезии, Партиндо и другие выступавшие с позиций борьбы против империализма.

Их идеологией стала теория, получившая название «мархаэр- низм», которая сочетала требование свержения колониализма с планами преобразования общественных отношений. Главным идеологом нового учения стал Сукарно.

Он рассматривал независимость страны не только как конечную цель, но и как необходимое условие построения нового, справедливого общества. Методами достижения этой цели он считал несотрудничество с колониальными властями. Ha его мировоззрение большое влияние оказал M. Ганди и его сторонники в Индии.

Одним из главных принципов мархаэрнизма был принцип единства всех антиколониальных сил, без различия в этнической принадлежности и вероисповедания. Более того, Сукарно доказывал возможность примирения их идеологий при приоритете национальной общеиндонезийский идеи.

Сукарно имел также собственное представление о социальной структуре индонезийского общества, которое якобы на 90 % составляют мархаэны, т. e. простые люди. Выдвигая свою теорию, Сукарно опирался на традиционные индонезийские идеи,.имевшие хождение прежде всего в среде крестьянства и выражавшиеся в определении трех понятий: взаимное сотрудничество и взаимопонимание - Готонгройнг, совместное обсуждение какой-либо проблемы членами общины - мушаварах, единодушное решение, принимаемое без голосования в результате мушавараха и имеющее компромиссный характер - муфакат.

B дальнейшем эти принципы легли в основу официальных идеологий в независимой Индонезии.

Благоприятные условия среды этого региона (высокие температуры и влажность, богатство растительного мира) привели к повышенной роли собирательства, и уже в мезолите (8 тыс. до н.э.) люди перешли к производящему хозяйству (возделывание бобовых и бахчевых). В неолите здесь сложился тип рисоводческого хозяйства, который был более или менее един для древнейшей Юго-Восточной Азии. Территория этого региона в древности занимала область долин Сицзяна и Янцзы с правыми притоками, ее периферией была долина Ганга. Основные древние народы – австроазиаты (моны, кхмеры) в ее континентальной части, австронезийцы (малайцы, яванцы) – в сотровной. Наиболее развитыми были автроазиатские области Южного Индокитая, где уже в 5 тыс. до н.э. население перешло к энеолиту, а в 4тыс. – к бронзовому веку. Однако ко 2 тыс. до н.э. экономическое развитие этого региона начало отставать от соседних. Сложный режим рек затруднял создание ирригационных систем, необходимых для возделывания риса. Долгое время население жило небольшими сельскими общинами, занимающимися рисоводством.

Лишь в позднем бронзовом веке, во время Донгшонской цивилизации (по д. Донгшон в Северном Вьетнаме) начали возникать укрепленные поселения и складываться первые государства.

Древнейшие письменные источники, написанные своеобразными иероглифами, обнаружены не так давно, и их число ничтожно. Основные сведения содержатся в древней эпиграфической литературе на санскрите. Важную роль играют средневековые хроники (вьетские, монские), а также свидетельства древнекитайских, древнеиндийских и античных авторов.

Раннеклассовые государства этого региона можно разделить на 4 группы:



1. Государства Северо-Восточного Индокитая и северного побережья Южно-Китайского моря.

2. Государства Южного Индокитая.

3. Государства древних индонезийцев на Малакском полуострове и Архипелаге.

4. Государства центральной части Северного Индокитая и прилегающих районов.

Из государств в Северном Вьетнаме лучше всего были известны более северные государства, в первую очередь, царство Юэ (Вьет). Собственные письменные источники не сохранились, однако археологические данные свидетельствуют о наличии в этом регионе (Северный Вьетнам, низовья реки Хонга) очень древнего и самобытного государства. Царство Юэ возникло в 7в. до н.э. в низовьях Янцзы. Основное занятие населения – поливное рисоводство. В 4-3вв. до н.э. на этой территории известно 5 государств (возникли они, вероятно, гораздо раньше): Ванланг (затем Аулак) в низовьях Хонга, далее на восток Тэйау, Намвьет и др.

Наиболее развитыми в 3в. до н.э. были государства Аулак и Намвьет. основная масса эксплуатируемого населения – мелкие производители-общинники; существовали и рабы, что подтверждается источниками. Во главе государства – выонг (монарх). Верования древних вьетов основаны на культе предков, духов земли, почитали крокодила-дракона и водоплавающих птиц.

В 221-214гг. до н.э. Аулак, Тэйау и Намвьет вели борьбу с Циньской империей, в ходе которой только Аулак сохранил независимость, присоединив часть Тэйау. Намвьет восстановил свою независимость только после падения Циньской империи; обес траны объединились в одну Намвьет-Аулак. Во 2в. до н.э. в Восточной и Юго-Восточной Азии это государство по силе уступало только империи Хань. Основу экономики составляли рисопроизводящие хозяйства. Существовало ремесло, важную роль играла торговля, имелись крупные города. Усложняется социальная и классовая структура, получает дальнейшее развитие рабство, усложняется государственный аппарат. С начала 2 в. до н.э. правители стремятся объединить под своей властью соседние государства, ведут успешные войны с Ханьской империей. Однако в 111г. до н.э. страна была захвачена императором У-ди, однако установление ханьского господства не сопровождалось существенным вмешательством во внутреннюю жизнь.

Особую группу древних государств в Юго-Восточной Азии в 3-2вв. до н.э. составляли горные древнетайские государства Диен и Елан. Значительную роль здесь играет скотоводство. Процессы формирования классового общества привели к возникновению здесь раннерабовладельческих обществ. Класс рабов пополнялся из числа подчиненных этнических групп.

В начале 1в. н.э. администрация Ханьской империи предприняла попытку массовой ассимиляции населения Северного Вьетнама, однако натолкнулась на сопротивление. В 40-44гг. в ходе восстания Двух Сестер (руководители – сестры Чынг) была восстановлена независимость в пределах древнего Аулака. Однако попытки восстановить политический контроль продолжались и лишь в 1-2вв. н.э. империя Хань начала постепенную передачу власти местной знати.

В 3-5вв. н.э. здесь распространяется буддизм, ставший основной религией вплоть до 12-13вв. В эти же века распространилась и китайская культура.

На рубеже нашей эры классовые общества сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Ведущая социальная единица – малая сельская община. Каждое из государств (Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра, небольшие монские государства в Южной Бирме, малайские государства Малаккского полуострова, ранние яванские государства) располагались вокруг определенного политико-экономического ядра – густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица являлась крупнейшим городом и портом. Многие государства вели морскую торговлю.

В структуре господствующего класса не зафиксировано деление на варны, касты или ранги. Класс мелких общинников зависел от государства или конкретного землевладельца. Основная отрасль производства – земледелие. Государство было тесно связано со жречеством, которое зависело от государства. Верховная власть присвоила себе многие религиозные функции. Основной формой эксплуатации была рента-налог в пользу государства или представителей высшей аристократии (с согласия государства).

Большинство монских и кхмерских государств возникло около 1в. н.э. Наиболее крупное – Бапном – объединяло в период расцвета весь равнинный Южный Индокитай. На рубеже 2-3вв. древнекхмеркие монархи (курунги) перешли к завоевательным войнам. Самым известным из монархов был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и племенных территорий. Бапном усиливался до 4в. н.э., велось ирригационное и храмовое строительство, распространились индуизм и буддизм, укреплялась власть монарха. Однако в 5 – начале 6в. государство прекратило свое существование в связи с усилением северных группировок.

В островном мире в 1-4вв. н.э. складывались 2 группы государств: западная (малайская) и восточная (яванская). Западная – суматранские государства и государственные образования Малакского полуострова. Большую роль у них играет внешняя торговля (в основном пряности). Наиболее известны государства Ланкасука, Катаха и Тамбралинга. Путешественники отмечали пышность их дворов, силу армий. Высоким был и уровень культуры (санскритская литература, письменность и язык, индуистские и буддийские верования).

Среди яванских государств наиболее известны Тарума на Западной Яве и Мулавармана на Калимантане (4-5вв.). Их социальная структура похожа на структуру Бпнома.

На восточном берегу Индокитайского полуострова располагалось государство Тьямпа, по аграрной структуре напоминавшее вьетское общество. Это морская торговая держава с сильным флотом и регулярными торговыми связями. В культурном отношении оно было частью индонезийского мира, во многом на них влияли и кхмеры. Отношения с империей Хань характеризовались чередованием войн с дипломатическими миссиями и контактами.

§ 1. Географическая среда и проблемы этнокультурного единства Древней Юго-Восточной Азии

Для Юго-Восточной Азии характерен пересеченный рельеф, чередование высоких гор, обычно заросших влажным тропическим лесом, где текут небольшие быстрые горные реки, с болотистыми долинами больших и средних рек. Высокие температуры и влажность, богатство растительного мира привели к повышенной роли собирательства и сравнительно малой - охоты и особенно скотоводства. Здесь обнаружено одно из самых древних поселений людей, перешедших уже в мезолите (VIII тысячелетие до н. э.) от потребляющего к производящему земледельческому хозяйству (возделывание бобовых и бахчевых растений). Сложившийся затем в неолите тип рисоводческого хозяйства был более или менее един для древнейшей Юго-Восточной Азии, чья территория, обладавшая сходством в экономике, а отчасти в культурном и антропологическом облике своих обитателей, в древности,была.несколько больше, чем сейчас. В нее входили долины Сицзяна и Янцзы с правыми притоками, ее периферией была долина Ганга, где до сих пор живут родственные мон-кхмерам народы. Основные древние народы Юго-Восточной Азии - это аустро-азиаты (молы, кхмеры и др.) в ее континентальной части и аустронезийцы (малайцы, яванцы и др.) - в островной; вместе их называют аустрическими народами. Наиболее развитыми были аустроазиатские области равнин Южного Индокитая, где уже в III тысячелетии до н. э. население самостоятельно перешло к изготовлению орудий из меди, а вскоре - и из бронзы. Этот древний очаг металлургии оказал глубокое ачияние на западную периферию и на развитие металлургии в бассейне Хуанхэ. Но ко II тысячелетию до н. э. экономическое развитие Юго-Восточной Азии стало отставать от развития соседних регионов. Сложный режим больших рек Юго-Восточной Азии затруднял создание на.них крупных ирригационных систем как одного из важнейших условий развития специфической культуры риса. Такие системы научились создавать позднее. Длительное время основной ячейкой общества оставались небольшие сельские общины, занимающиеся рисоводством.

Лишь в позднем бронзовом веке, во времена знаменитой Донгшонской цивилизации I тысячелетия до н. э.1, в долинах больших и средних рек Древней Юго-Восточной Азии возникли достаточно обширные районы компактного земледельческого населения, ставшие базой ранних классовых обществ. Развитие плужного земледелия и сложных ремесел повлекло за собой рост производительности труда, усложнение социальной структуры общества. Появились укрепленные поселения, начали складываться первые государства.

Древнейшие письменные источники, написанные своеобразными иероглифами, типологически близкими крайним письменностям Западной Азии (хотя возникли они тысячелетия спустя), обнаружены только недавно, и число их ничтожно. Основные сведения содержатся в древней эпиграфике на санскрите и в раннесредневековых надписях на языках народов Юго-Восточной Азии. Важную роль в воссоздании истории этого региона играют и ранне средневековые хроники (вьетские, монские и др.), а также свидетельства древнекитайских, древнеиндийских и античных авторов.

Раннеклассовые общества, возникшие раньше всего у древних аустроазиатов и родственных им по языку древних вьетов, простирались от Западного Индокитая через современный Северный Вьетнам до низовьев Янцзы. Среди них можно выделить четыре группы государств: государства Северо-Восточного Индокитая и Северного побережья Южного (современного Южно-Китайс к ого) моря; государства Южного Индокитая; государства древних индонезийцев на Малакском полуострове и на Архипелаге; государства центральной части Северного Индокитая и прилегающих районов, населенные таиязычными и бирма-ноязычными народами.

§ 2. Древние вьетские государства и их соседи

Из государств в Северном Вьетнаме и вдоль северного берега Южного моря древней китайской традиции лучше всего были известны более северные государства, в первую очередь «варварское» (с точки зрения китайской традиции) царство Юэ (Вьет). Собственные письменные источники не сохранились ни в царстве Вьет, где они бесспорно имелись, ни в более южных государствах. Археологические же данные свидетельствуют о наличии в Северном Вьетнаме, в низовьях Красной реки, очень древнего и самобытного очага классового общества.

Царство Юэ возникло около VII в. до н. э. в низовьях Янцзы. Его социальная структура определялась древними авторами как более простая по сравнению со структурой древнекитайских царств. Основным занятием населения было в отличие от древнекитайских царств поливное рисоводство. В IV-III вв. до н. э. на территории от устья Янцзы до устья Хонгха известны (возникли они, возможно, гораздо раньше) пять государств: Ванланг (затем Аулак) в низовьях Хонгха, далее на восток - Тэйау, Намвьет и др. Они имели довольно высокий уровень общественного развития; вместе с тем степень восприятия ханьской культуры была в южных царствах значительно ниже, чем в северных, пограничных с древними китайскими государствами.

Наиболее развитыми в регионе государствами в III в. до н. э. были расположенное в низовьях Хонгха и в соседних прибрежных районах государство Аулак, населенное лаквьетами, предками вьетнамцев, и расположенное в низовьях Сицзяна государство Намвьет. Основную массу населения в Аулаке составлял класс мелких производителей, главным образом общинников; самые различные источники фиксируют наличие рабов во вьетском обществе. Правящий класс состоял из земельной аристократии и связанной с ней служилой знати. Во главе государства стоял правитель. Культура древних вьетов была глубоко самобытной, в частности верования, основанные на культе предков, духов земли, почитании крокодила-дракона и водоплавающих птиц. В 221-214 гг. до н. э. Аулак, Тэйау и Намвьет вели войны с Циньской империей, в ходе которых Аулак сохранил свою независимость и присоединил к себе часть Тэйау, а Намвьет на несколько лет был захвачен циньскими войсками. К 207 г. до н. э., в годы падения Циньской империи, Намвьет восстановил свою независимость, впоследствии обе страны объединились в государство Намвьет-Аулак.

Во II в. до н. э. оно было одним из сильнейших в Восточной и Юго-Восточной Азии государств, уступавшим только империи Хань; выонг Намвьета в начале II в. до н. э. объявил себя равным хань-скому императору. Основу экономической мощи страны составляли рисопроизводящие районы, население которых уже использовало железные орудия труда. Существовало достаточно развитое ремесло, важную роль играла внутренняя и внешняя торговля, в том числе предметами ремесленного производства, имелись крупные города. Социальная и классовая структура усложняется, получает развитие рабство, более сложным становится государственный аппарат.

С начала II в. до н. э. правители Намвье-та-Аулака с помощью войн и активной дипломатической деятельности стремились объединить под своей властью все соседние государства. Успешные войны вели они и с Ханьской империей (первая половина II в. до н. э.) и ее союзниками. Наряду с сюнну вьеты считались основными противниками империи. Но в 111 г. до н. э. страна после тяжелой войны была захвачена войсками императора У-ди. Установление ханьского господства не сопровождалось в I в. до н. э. существенным вмешательством во внутреннюю жизнь вьетов, империя придерживалась политики «варвары управляют варварами».

По-видимому, особую группу древних государств Юго-Восточной Азии в III- II вв. до н. э. составляли горные древне-тайские государства Диен и Елан. Земледелие здесь было развито слабее, значительную роль играло скотоводство; тем не менее процессы формирования классового общества, протекавшие с участием каких-то бирманоязычных племен и групп центральноазиатского скотоводческого населения, привели к возникновению здесь раннеклассовых обществ. Рабы пополнялись из числа подчиненных местных этнических групп. Именно из Диена известны единственные пока памятники местной письменности применявшейся для составления документов хозяйственной отчетности и принципиально отличной от китайской иероглифики.

В начале I в, до н. э. администрация ханьских завоевателей предприняла попытку массовой ассимиляции лаквьетов на территории современного Северного Вьетнама. Эта политика натолкнулась на упорное сопротивление всех слоев общества; знать возглавила ряд крупных восстаний. В 40- 44 г. н. э. в ходе восстания Двух Сестер (восстанием руководили сестры Чынг) лаквьеты сбросили ханьское иго и восстановили свою независимость в пределах древнего Аулака. Лишь новая длительная война позволила Ханьской империи восстановить здесь свой политический контроль. I-II века н. э. были временем все учащающихся восстаний против Хань, что заставило империю отказаться от политики активной ассимиляции и начать постепенную передачу власти (кроме высших постов) местной китаизирующейся знати. Многие правители китайских государств III-V вв. н. э. фактически признавали право лаквьетов на внутреннюю самостоятельность, и хотя время от времени предпринимались попытки установить здесь реальный контроль, сколько-нибудь длительного успеха они не имели. Сохранялась этническая специфика вьетского общества.

Социально-экономические процессы, проходившие в эти века в Китайской империи, также мало затрагивали вьстское общество.

В I-V вв. н. э. во вьетском обществе распространялся.проникший сюда из Индии буддизм. У вьетов он стал - (и был до XII-XIII вв.) основной религией. В эти же века распространялась и китайская культура.

§ 3. Государственные образования мон-кхмеров и индонезийцев

Формирование раннеклассового общества. На рубеже нашей эры классовые, общества и государства сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Высокий уровень сельскохозяйственного производства, достигнутый в позднем бронзовом веке, и широкий переход к использованию железных орудий способствовали возникновению здесь очагов государственности. Регулярными стали контакты с дравидийскими народами Южного Индостана, а через них - с Северным Индостаном, Ближним Востоком и даже со Средиземноморьем.

Ведущей социальной единицей у земледельцев равнин, как и у вьетов, была малая сельская община. Специфической особенностью местного общества было сосуществование в рамках одной этнолингвистической группы равнинных земледельцев, достигших достаточно высокого уровня развития, и живущих в соседних горных областях охотников-собирателей. Такая социально-экономическая чересполосица привела к тому, что очаги классового общества и государственности оказались, как правило, разделенными областями, где господствовали доклассовые отношения.

Каждое из таких государств, как Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра (Тарекит-тара), небольшие монские государства в Суваннабхуми (Южная Бирма) и на Тяо-Прайе (Менам), малайские государства Малаккского полуострова и Архипелага, ранние яванские государства, располагалось вокруг определенного политико-экономического ядра - густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица - крупнейший в государстве город - стояла в некотором отдалении от моря, но в условиях малого водоизмещения морских судов того времени (что позволяло перетаскивать их волоком на некоторое расстояние) она была и портом. Многие государства вели более или менее интенсивную морскую торговлю.

В системе эксплуатации важную роль играла верховная собственность монарха на всю землю, сочетавшаяся с наследственными владениями крупных аристократов, «вечными» владениями храмов и жречества, с условными держаниями высших чиновников и землевладением общин. Структура господствующего класса была сравнительно простой, не зафиксировано его деление на варны, касты или четко выраженные сословные группы. Класс мелких производителей-общинник ов зависел от государства или от конкретного землевладельца, так или иначе связанного с государством. Господствующий класс и этот класс свободных общинников составляли основную массу населения. Рабы не играли решающей роли в основной отрасли производства - земледелии, но в нем участвовали.

Следует отметить тесную связь государства со жречеством и контроль светской власти над жречеством. Слияние местных аграрных культов, индуизма (или буддизма) и культа предков привело в рамках культа предков монарха к присвоению верховной властью многих религиозных функций, что было характерно и для ряда государств Древней Передней Азии.

Основной формой эксплуатации была рента-налог в пользу государства или (с его согласия) представителей высшей аристократии (порой наследственно пользующейся таким правом).

Древние мон-кхмерские государства. Большинство монских и кхмерских государств возникло приблизительно около I в. н. э. Все они были тесно связаны между собой. В этой относительно однородной среде периодически возникали различные объединения, наиболее крупное из которых - империя Бапном (Фунань) - объединяло в период расцвета почти весь равнинный монский и кхмерский Южный Индокитай.

Возникновение Бапнома относится к первым векам новой зры. После периода «собирания» страны, завершившегося на рубеже II-III вв., древ некхмерские правители перешли к завоевательным войнам. Самым знаменитым из них был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и племенных территорий. Военная, морская и торговая мощь Бапнома постоянно увеличивалась до середины IV в. н. э. Велось широкое ирригационное и храмовое строительство, в стране распространялись индуизм и буддизм, укреплялась власть правителя.

В V - начале VI в. в древ не кхмере ком обществе усилились северные группы, почти не участвовавшие в торговле и связанные по преимуществу с сельским хозяйством; постепенно они подчинили себе приморские районы, и империя Бапном прекратила свое существование.

В ходе развития классового общества мон-кхмерские народы восприняли некоторые элементы культуры Южного Индостана, в частности письменность, священный язык, некоторые черты религии, причем моны - в основном буддизма, а кхмеры - индуизма. Воспринятые религии подверглись существенным изменениям и отбору, были приспособлены для создания на основе традиционного культа предков культа обожествленного предка монарха.

Древние государства индонезийских народов. В островном мире в I-VI вв. н. э. складывались две группы государств: западная (или малайская) и восточная (или яванская). Западная группа состояла из суматранских государств, среди которых быстро шел процесс централизации под руководством народов равнинной части Центральной Суматры, и небольших государственных образований Малаккского полуострова. Формы классового общества были здесь более или менее едины.

В жизни этих государств внешняя торговля, включая и транзитную (по преимуществу пряностями, в том числе и с Молуккских островов), играла большую роль, так как они располагались на оживленном торговом пути. Мореходами Юго-Восточной Азии были в эти века и мон-кхмеры, и индонезийцы.

Из государств Шалмаладвипы (древнее название Малаккского полуострова) наиболее известны Ланкасука (со П в. н. э.), Катаха и Тамбралинга. Иноземные путешественники отмечали пышность их дворов, силу армий. Высоким был и уровень культурного развития, среди городского населения были широко распространены санскритская литература, письменность и язык, индуистские и буддийские верования. Древние государства Западной Индонезии имели торговые и дипломатические связи как на западе, так и на востоке.

Несколько иначе выглядели аграрные малайские и яванские государства на Яве и Калимантане. Наиболее известны государство Тарума на Западной Яве и государство Мулавармана, названное так по имени одного из его правителей, на востоке Калимантана (IV--V вв.). Социальная структура этих государств была похожа на структуру Бапнома. Государство обеспечивало ирригационное строительство, по-видимому, руками общинников; раздавало земли (поля и сады), скот и рабов индуистскому жречеству (буддизм здесь был распространен еще слабо). Видимо, существовала и государственная собственность на землю.

Государство Тямпа, населенное народом индонезийской семьи языков, располагалось на восточном берегу Индокитайского полуострова, в его центральной части; оно было одним из древнейших в Юго-Восточной Азии. По своей аграрной структуре оно напоминало вьетское общество. Выгодное приморское положение с самого начала сделало Тямпу морской торговой державой с сильным флотом и регулярными заморскими связями. Тям-ские правители широко практиковали грабеж прибрежных соседей и всячески оберегали свое господство на морях. В культурном отношении тямы были частью индонезийского мира, ео многом на них влияли и кхмеры. Отношения с ханьцами характеризовались в древности большим количеством войн, чередовавшихся " с дипломатическими миссиями и торговыми контактами.

С середины 1 тысячелетия до н. з. у целого ряда народов Древней Юго-Восточной Азии начали складываться раннеклассовые отношения и первые государства. Для них характерен свой тип экономики (поливное рисоводство как основа сельского хозяйства), социальной организации (малая сельская община), духовной культуры (культ предков в религиозной сфере, «донгшонский стиль» в сфере изобразительного искусства). Государства наиболее крупных древних народов - предков вьетов, кхмеров, монов, малайцев, яванцев - занимали территорию удобных для орошения долин средних и крупных рек, некоторые из них постепенно распространяли свое влияние на предгорья. Северная часть этих государств (вьеты) вела упорные войны с древнекитайскими государствами, в результате которых территория Древней Юго-Восточной Азии несколько сократилась. Остальные государства Юго-Восточной Азии в эти века не вели крупных войн; их торговые и культурные связи были ориентированы на запад - на Индостанский субконтинент.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Восточной Азии
Рубрика (тематическая категория) История

Географическая среда и проблемы этнокультурного единства Древней Юго-

Глава 43. ГОСУДАРСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ

Для Юго-Восточной Азии характерен пересеченный рельеф, чередование высоких гор, обычно заросших влажным тропическим лесом, где текут небольшие быстрые горные реки, с болотистыми долинами больших и средних рек. Высокие температуры и влажность, богатство растительного мира привели к повышенной роли земледелия и собирательства и сравнительно малой - охоты и особенно скотоводства. Здесь обнаружено одно из самых древних посœелœений людей, практиковавших уже в VIII тысячелœетии до н. э. производящее земледельческое хозяйство (возделывание бобовых и бахчевых растений). Сложившийся затем в неолите тип рисоводческого хозяйства был более или менее един для древнейшей Юго-Восточной Азии, чья территория, обладавшая сходством в экономике, а отчасти в культурном и антропологическом облике своих обитателœей, в древности была несколько больше, чем сейчас. В нее входили долины Сицзяна и Янцзы с правыми притоками, ее периферией была долина Ганга, где до сих пор живут родственные мон-кхмерам народы. Основные древние народы Юго-Восточной Азии - это аустроазиаты (моны, кхмеры и таи) в ее континœентальной части и аустронезийцы (малайцы, яванцы и др.) - в островной; вместе их называют аустрическими народами. Наиболее развитыми были аустроазиат-

ские области равнин Южного Индокитая, где уже в III тысячелœетии до н. э. населœение самостоятельно перешло к изготовлению орудий из меди, а вскоре - и из бронзы. Этот древний очаг металлургии оказал глу- бокое влияние на западную периферию и на развитие металлургии в бассейне Хуанхэ. Но ко II тысячелœетию до н. э. экономическое развитие Юго-Восточной Азии стало отставать от развития сосœедних регионов. Сложный режим больших рек Юго-Восточной Азии затруднял создание на них крупных ирригационных систем как одного из важнейших условий развития специфической культуры риса. Такие системы научились создавать позднее. Длительное время основной ячейкой общества оставались небольшие сельские общины, занимающиеся рисоводством.

Лишь в позднем бронзовом веке, во времена знаменитой Донгшонской цивилизации I тысячелœетия до н. э.1,

в долинах больших и средних рек Древней Юго-Восточной Азии возникли достаточно обширные районы компактного земледельческого населœения, ставшие базой ранних государств. Развитие плужного земледелия и сложных ремесел повлекло за собой рост производительности труда, усложнение социальной структуры общества. Появились укрепленные посœелœения, начали складываться первые государства.

1 Названа так по вьетнамской деревне Донг-шон, где был впервые раскопан могильник этой культуры. Центр ее -

Северный Вьетнам.

Древнейшие письменные источники, написанные своеобразными иероглифами, типологически близкими к ранним письменностям Западной Азии (хотя возникли они тысячелœетия спустя), обнаружены только недавно, и число их ничтожно. Ценные сведения содержатся в древней эпиграфике на санскрите и в раннесредневековых надписях на языках народов Юго-Восточной Азии. Важную роль в воссоздании истории этого региона играют и раннесредневековые хроники (вьетские, монские и др.), а также свидетельства древнекитайских, древнеиндийских и античных авторов.

Государства, возникшие раньше всœего у древних аустроазиатов и родственных им по языку древних вьетов, простирались от Западного Индокитая через современный Северный Вьетнам до низовьев Янцзы. Среди них можно выделить четыре группы государств: государства Северо-Восточного Индокитая и Северного побережья

Южного (современного Южно-Китайского) моря; государства Южного Индокитая; государства древних

индонезийцев на Малакском полуострове и на Архипелаге; государства центральной части Северного

Индокитая и прилегающих северных районов, населœенные таиязычными народами.

Восточной Азии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Восточной Азии" 2017, 2018.

  • - Топонимия Южной и Юго-Восточной Азии.

    Топонимическая система данного региона является одной из самых сложных на планете. Исторические факты свидетельствуют, что уже в III тыс. до н. э. в долине р. Инд существовали крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа, в каждом из которых насчитывалось около 100 тыс. человек... .


  • - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была со­здана в 1967 г. на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия. Ныне членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Ма­лайзия,... .


  • - АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 1 страница

    ЛЕКЦИЯ N 1 КУЛЬТУРА ИНДИИ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 1. Историческая периодизация, особенности культуры, религии и мироввоззрения Древней Индии. 2. Градостроительство Древнебрахманского периода. Города Мохенджо-Даро и Хараппа. Строительные материалы и... .


  • -

    Раздел V. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ Древний Китай Раздел IV. ЮЖНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ Средняя Азия Раздел III. ИРАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ Иран Восточное Средиземноморье и Аравия Малая Азия и... .


  • - Религии Восточной и Юго-Восточной Азии: зороастризм, буддизм и конфуцианство.

    Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона. Культура.... [читать подробнее] .


  • - II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.

    Филиппины,страна, расположенная на 700 островах, с XVI в. нахо­дилась под колониальным господством Испании. Население - в ос­новном христиане. С 1899 г. - под контролем США. В 1934 г. США предоставили стране права автономии, готовились провозгласить не­зависимость, но началась... .


  • - Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии

    Раздел V. Страны восточной и юго-восточной Азии в древности Древний Китай Глава 35. Природная среда. Население. Хронология и периодизация истории Древнего Китая. Источники, историография (М.В.Крюков) ..... 368 Глава 36. Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие... .




  • Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...