Готовая самостоятельная работа. Самостоятельная работа на уроках математики

Самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познания, и как метод обучения.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

В каждой конкретной ситуации усвоения соответству­ет конкретной дидактической цели и задаче;

Формирует у обучающегося на каждом этапе его дви­жения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определен­ного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслитель­ной деятельности;

Вырабатывает у обучающегося психологическую уста­новку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;

Является важнейшим орудием педагогического руко­водства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Как метод обучения самостоятельная работа чаще приме­нялась на уроках и дома с целью закрепления знаний и фор­мирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают ее эффективность и при достижении других целей. Так, до изучения новой темы в классе учащие­ся могут выполнить предварительные задания, связанные с наблюдениями, постановкой несложных опытов, чтением текста. Новый материал, доступный для самостоятельного изучения, ребята могут успешно усвоить на уроке, работая с учебником, картой или другими средствами обучения. Самостоятельная работа используется также с целью повто­рения, систематизации и проверки знаний.

Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, где 1) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения (51).



С точки зрения организационных основ самостоятельную ра­боту можно разделить на: 1) самостоятельную работу в школе и 2) самостоятельную работу, выполняемую за пределами школы, в том числе и дома. Самостоятельная работа в школе может про­водиться в рамках урока, зачета, семинара, практического заня­тия и т. д. На основе другого логического членения можно выде­лить еще два вида самостоятельной работы: 1) индивидуальную и 2) групповую.

Пидкасистый П.И. говорит о самостоятельной работе как о средстве обучения, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке, так и при выполнении им домашних заданий.

Говоря о роли самостоятельной работы, нельзя не подчеркнуть того, что современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам к действию. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности.

Самостоятельную работу следует отличать от самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность характеризуется следующими компонентами: цель; мотив; содержание; предметные действия; результат.

Самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Рассмотрим каждый из компонентов самостоятельной деятельности.

Важным является отношение ученика к цели. В одних случаях цель присваивается в готовом виде, в других ученик приобщается к образованию цели, в третьих – ученик сам ставит цель.

Мотивы могут быть разными. Но, чтобы получить результат, ученик должен руководствоваться познавательным мотивом. Должно быть стремление к познанию чего- то нового. Для этого нужно заинтересовать ученика новым материалом. Содержание самостоятельной деятельности нужно делать интересным и разнообразным, а также соответствующим возраст ученика.

При выполнении различных предметных действий ученик сам выбирает адекватные с его точки зрения способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.

Самостоятельная деятельность всегда заканчивается результатом. Он намного важнее, чем результат, полученный при совместной деятельности. От результатов в самостоятельной деятельности ученики получают гораздо большее удовлетворение.

Психологи и педагоги выделяют следующие умения, которое характеризуют самостоятельность:

умение выделить главное, выделить общую закономерность и делать обобщенные выводы;

умение последовательно и логично обосновывать свои действия и контролировать их;

умение применить знания в новых условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели;

умение доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим.

Домашние задания

Домашняя самостоятельная работа учеников - важная и неотъ­емлемая часть учебного процесса. Ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забыва­ние, развить индивидуальные склонности, дарования и способно­сти учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Она опирается на самодеятель­ность, сознательность, активность и инициативу самих детей. Пра­вильно организованная домашняя самостоятельная работа весит в развитии учеников не меньше, чем работа в классе.

Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидак­тические функции, а именно:

Закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

Расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;

Формирование умений и навыков самостоятельного выполне­ния упражнений;

Развитие самостоятельности мышления путем выполнения ин­дивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программно­го материала, но отвечающего возможностям учеников;

Выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и под­готовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках.

Обычно домашняя самостоятельная работа школьников оформ­ляется в виде учебных заданий. Виды домашних заданий:

Работа с текстом учебника (чтение, понимание, выписывание непонятных слов, выражений);

Выполнение упражнений, решение задач;

Выполнение графических работ (рисование, заполнение кон­турных карт и т. п.);

Практические работы по наблюдению за животными, растения­ми, явлениями природы;

Проведение простых самостоятельных опытов;

Заучивание наизусть.

Последние десятилетия ознаменованы пересмотром целесообраз­ности домашней самостоятельной работы школьников. Распростра­нились призывы работать без домашних заданий, которые многими учителями были восприняты как прогрессивный шаг в гуманиза­ции школьных отношений. Однако серьезных доказательств беспо­лезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая прак­тика и педагогические законы, доказывающие, что если дома зна­ния, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения. Не отказываться, а умело руко­водить этой работой будет педагог. Он не будет задавать домашних заданий первоклассникам - уроки по предметам у них каждый день и знания не забываются. Он будет облегчать выполнение домаш­них заданий ученикам 2-4-х классов, строго соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников.

Нормативы максимальных нагрузок

Кроме того, практикуя домашнюю самостоятельную работу, учителя будут:

Настойчиво стимулировать ее самостоятельное и тщательное выполнение;

Давать домашнее задание при полном внимании всего класса;

Проводить инструктаж выполнения домашних заданий;

Больше практиковать творческие работы, которые вызовут ин­терес школьников;

Индивидуализировать и дифференцировать задания;

Учитывать посильность заданий;

Систематически проверять выполнение домашних заданий в классе;

Поддерживать связь с родителями по этому вопросу.

Распространенным недостатком является то, что на уроках учите­ля мало внимания уделяют вопросам самостоятельности учения. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сооб­щаются наспех. Педагоги редко ориентируют школьников на труд­ности, с которыми те могут столкнуться при выполнении домаш­них заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляе­мой и мало эффективной.

Лучшие учителя добиваются усвоения детьми правил работы дома:

1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству.

2. Выполняй домашние задания в установленное распорядком дня время.

3. Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь пись­менные принадлежности.

4. Продумай план работы.

5. Выполняй сначала более сложные задания, а легкие выполняй потом.

6. Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению уп­ражнений, решению задач и примеров.

7. Работай по плану, не торопись.

8. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.

9. В конце проверь, все ли ты сделал правильно.

10. Собери в сумку книги, тетради - все необходимое для школы.

Без тщательно продуманной, регулярно и система­тически выполняемой самостоятельной работы учеников невозмож­но достичь высокого качества обучения. Домашние задания в началь­ных классах позволяют формировать у школьников умение работать самостоятельно, развивают познавательные интересы. Учитель будет придерживаться правил руководства домашней самостоятельной работой, сделает ее необходимой и привлекательной для учеников.

В инновационных технологиях существует вид домашней работы, рассчитанной на долгосрочный труд, например, в течение года. Дается задание – решать задачи из выбранного учителем сборника (множество их предлагается в магазинах), фиксируя решение в тетрадях, а информацию о выполненной работе на специальных листах. Это помогает учителю быстро осуществить контроль, а у ученика вызывает интерес, так как на листе изображена какая-либо фигура, которую он «заполняет». Такая работа имеет большое воспитательное значение.

Школа должна дать детям не только определённую сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации. Если в процессе начального образования эффективно использовать методы, приёмы и формы самостоятельной работы, то можно повысить интерес к образовательному процессу, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, самообучению.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “ по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей, это главный путь воспитание самостоятельности.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в потоке научной информации.

Самостоятельная работа занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться при условии, когда учитель будет убежден, что ученик справится со следующим уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме.

Особенности самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и, таким образом, будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Проведение самостоятельной работы на уроках вошло в практику начальной школы.

В своей работе я стараюсь использовать самостоятельную работу на всех уроках.

С первых дней пребывания детей в школе я вырабатываю у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикую разнообразные виды заданий типа “Объясни”, “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”

Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь….., дети пишут коньки.

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Приведу пример такой работы.

При подаче нового материала стараюсь включать детей в самостоятельное познание или выведения способа вычисления или формирования нового правила, орфограммы, на основе жизненного опыта детей, где постоянно стараюсь учить детей делать выводы, концентрирую внимание на главном в материале урока.

Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.

Говоря о самостоятельной работе, я выделяю такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д.

Наиболее яркий пример этого – пересказ. Рассмотрим, одинакова ли степень самостоятельности учащихся при подготовке к различным видам пересказа.

  1. Подробный пересказ
  2. . Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя, в этом случае работает в основном память.
  3. Выборочный пересказ
  4. . Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.
  5. Краткий пересказ
  6. – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование или ответы на вопросы учителя. Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности.

На уроках математики предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей.

  1. Продолжи ряд чисел 3, 5, 7, 9, 11….
  2. Сравни выражения, найди общее и сформулируй новое правило 5+4-4 10+7-7 52+13-13

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

Применяю приёмы классификации на уроках математики, она содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Например: распредели самостоятельно выражения в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

40-8 34+5 44+3 80-9 56+20

70-8 90-6 45+50 30-6 72+10

Подобная работа активизирует интерес к предмету, создает условия для совместной деятельности детей.

При работе с уравнениями предлагаю такое задание: “Составьте различные уравнения с числами 3, 6, 4, 2, Х, 12 и решите их”. Получив для самостоятельной работы такое задание каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Учащиеся составляют, например, уравнения:

4 х Х = 12, 12 х Х = 2, Х х 4 = 12. Деятельность учащихся носит поисковый, творческий характер, так как для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий.

В своей работе применяю исследовательские самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Так, например, на уроке знакомства с окружающим миром дети выдвинули предположение о зависимости состояния воды, воздуха, растений от удалённости от автомобильной дороги. Затем, работая в группах, должны были сравнить на практике качество воздуха, состояние воды, растений вблизи от дороги и на отдалённом участке, обобщить результаты своих наблюдений и сделать выводы, подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Для повышения эффективности самостоятельной работы предусматриваю специальные памятки, которые помогают учащимся работать осмысленно, целенаправленно и способствуют более успешному ее выполнению.

Развитие самостоятельной деятельности процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Систематическая работа по выполнению самостоятельных работ оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к выполнению заданий, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым, формирует самостоятельность как черту личности, помогает каждому ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их в процессе обучения.

Литература

1. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1973.

2. Научно-практический журнал “Завуч” №4/2004 г.

3. Журнал “Начальная школа” №5 1994 г. “Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики”.

4. Журнал “Начальная школа” № 8/2002 г. “Самостоятельная работа при закреплении материала на уроках русского языка”.

5. Журнал “Начальная школа” №3/1999 г. “Самостоятельная работа на уроках математики”.

Педагогическая практика включает в себя огромное количество важных для умственного развития школьников элементов. Это и разъяснение материала в виде лекций, и домашние задания, и различные практические занятия. Также очень важным элементом является и самостоятельная работа, которая, к слову, имеет двойной смысл.

Многогранность понятия

Интересно разобраться в самом понятии. Итак, что же такое «самостоятельная работа?» Кто-то скажет, что это желание ученика без чьей-либо помощи постигать знания, а кто-то просто вспомнит очередное задание на уроке, когда помощи просто ждать неоткуда и необходимо в одиночку излагать полученные знания на бумаге. Оба ответа могут считаться верными. Рассматривать данное понятие можно с нескольких сторон.

О самостоятельности

Стоит отметить, что самостоятельная работа - важный элемент каждого школьника. Ведь от того, насколько ученик заинтересован в познании нового материала, от желания постигать новые знания зависит не только отличная успеваемость, но также и умственное развитие ребенка. Но как заставить ученика самостоятельно учиться? Сделать это довольно-таки тяжело, ведь в первую очередь нужно огромное желание со стороны учащегося. Но можно попробовать заинтересовать класс тем или иным предметом. Это уже зависит от мастерства и профессионализма каждого отдельного учителя. Нужно не только обещать поощрения в виде отметок за отличную самостоятельную работу вне школьных стен, но также привить желание к самому познанию, к стремлению узнавать что-то новое. Очень важно практически на каждом уроке не давать детям ответов на все вопросы, а оставлять толику неизвестности для самообразования. Работать по шаблону намного легче, но и не так продуктивно, как хотелось бы. Нужно заставить ребенка самостоятельно искать ответ, вот тогда от этой деятельности будет положительный, желаемый результат. Стоит отметить, что такая самостоятельная работа еще во время школьного образования очень поможет ребенку в будущем, во взрослой жизни, и даст возможность каждому не падать духом перед тяжкими испытаниями, просто подыскивая вариант решения проблемы.

Проверка знаний

Помимо вышесказанного, не менее важными являются также самостоятельные и контрольные работы, которые призваны проверять наличие знаний у учеников по пройденному материалу. Таким образом можно отследить, что осталось непонятным из пройденного и над чем еще стоит поработать со школьниками. Так, очень важными для школьного обучения являются самостоятельные работы по алгебре (8 класс и выше), физике, химии и иным, довольно тяжелым дисциплинам. Свою пользу приносят и индивидуальные работы по гуманитарным предметам, давая возможность учителю контролировать протекание учебного процесса и успеваемости учеников. Но такая форма обучения полезна и ученикам, когда большинство знаний приобретают очертания, и становятся ясны и видны пробелы в полученной на уроках и из учебников информации.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа в любом своем виде исключительно полезна для умственного развития каждого школьника. Не стоит ограничиваться обычной домашней работой, глубокое постижение предмета - вот залог крепких знаний.

Самостоятельная работа младших школьнико в.

Начальная школа является основой, фундаментом. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умений учиться . Самостоятельно работать в процессе обучения ребят необходимо приучать с младшего школьного возраста.

Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения. Если ребята ещё в младших классах привыкнут к самостоятельной работе, то эта привычка останется у них на всю жизнь. Педагог должен побуждать учащихся к самостоятельной работе. И, главное, чтобы стремление самостоятельно работать возникло не по принуждению, а по велению воли, то есть нужно сделать так, чтобы самостоятельная работа стала потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Выделяют следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

)работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);

2) работа со справочной литературой (словари, энциклопедии и пр.);

3) решение и составление задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);

6) наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение).

7)работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, и т.д.;

Самостоятельная работа учащихся над учебной литературой :

1. Работа над текстом учебника по составлению:

а) плана;

б) конспекта;

в) ответов на вопросы учителя;

г) таблиц;

д) диаграмм и схем.

2. Работа над иллюстративным материалом учебника.

3. Выполнение упражнений и заданий на базе учебника:

а) поиски примеров;

б) составление задач.

4. Работа с иной литературой и учебными пособиями:

а) с художественной литературой;

б) с другими литературными источниками;

в) со словарями;

г) с атласом и контурными картами;

д) с наглядными пособиями;

е) с кинофильмами;

ж) наблюдения;

з) практические и лабораторные работы.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

    Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.

    Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.

    Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.

    Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.

    Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

    Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.

    В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Задания для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными.

    Простые вопросы (Где? Сколько? Когда? Почему? Как? Зачем? и т.п.).

    Логически связанные вопросы (Что изменится, если…? Чем отличается? и т.п.).

    Различные тесты (альтернативные, выбор ответа и т.п.).

    Инструкции или планы.

    Краткие требования (составить схему, доказать, объяснить, обосновать, извлечь из учебника и т.п.).

    Задачи количественные, качественные, познавательные (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний), тренировочные (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний).

Выделяет 4 типа самостоятельных работ:

─ по образцу;

реконструктивные;

─ вариативные;

─ творческие.

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные с амостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности.

Значение самостоятельных работ в обучении младших школьников

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.

рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития.

Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:

выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;

последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;

применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;

доходить до истины, не обращаясь за помощью.

Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться.

Самостоятельная деятельность школьников в учебной дея­тельности связана с формированием у них навыков учебного тру­да. Самые главные из них являются планирование и самоконтроль. Умение планировать - это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др.

Самоконтроль предполагает умение школьников проконтроли­ровать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельных этапах их усвоения.

Самостоятельная работа учащихся может осуществляться на уроках путём изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, проведения опытов и наблюдений, трудовых операций и пр. Весьма распространенным видом самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, устных и письменных.

Это могут быть работы с учебной книгой, самостоятельная работа при выполнении письменных упражнений или написании сочинений, рассказов, стихов, работы с приборами и лабораторными приспособлениями, самостоятельное решение задач и т.д.

Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и т.п. ─ это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности. Самостоятельное решение задач отрабатывает практические умения и навыки, вырабатывает логическое мышление. Здесь важно ставить ученика в конкретно новую ситуацию, тогда самостоятельная работа будет иметь большой успех.

Самостоятельная работа, выполняемая дома, также играет большую роль. Домашняя работа имеет важное значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда и самообразования, чувства ответственности за порученное дело.

По определению самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников должна научить ребят думать, добывать самостоятельно знания, возбуждать интерес к обучению в школе.

На всех этапах самостоятельной работы ученик думает, это развивает его умственные способности. А научить ребёнка думать самостоятельно

помогают самостоятельные работы. Ребёнок приходит в школу с большим желанием узнать что-то новое. И учитель помогает ему в этом. Дети испытывают интеллектуальное удовлетворение от самостоятельной деятельности, у них возникает желание учиться.

Математику любят те учащиеся, которые умеют самостоятельно решать задачи. Слабые часто затрудняются при решении задач. А безразличных может и не быть, если учитель учтёт возможности каждого ученика при организации самостоятельной работы, даст доступное для него задания.

Организуя самостоятельную работу над задачей, необходимо использовать дифференцированные задания, в виде краткой записи условия, чертежа, рисунка, таблицы.

Такая организация самостоятельной работы над несколькими задачами помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому даёт возможность познать радость труда ─ найти правильный путь решения задачи, используя дифференцированную помощь.

Особое место занимает работа с демонстрационными картинами и сюжетными картинками.

Используя сюжетные картинки, применяю различные виды заданий.

    Составление предложений по опорным словам и выражениям.

    Составление полных ответов на вопросы.

Вопросы помогают ученикам отобрать нужные слова, установить правильный порядок слов, связать слова в предложении. Вопросы учителя и ответы учащихся постепенно усложняются: сначала дети используют при ответе практически все слова вопроса, затем вопросы ставятся в такой форме, что учащиеся вынуждены давать более свободные ответы, опираясь на изображение.

    Составление рассказа.

Работа начинается с 1 класса и, постепенно усложняясь, применяется во всех классах начальной школы. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, называют предметы и действия, изображённые на ней; потом составляют полные ответы на вопросы; таким образом, получается связный рассказ.

    Озаглавливание картинок.

Учитель предлагает учащимся дать название картинке, дети дают разные названия. Каждое обсуждается, выбирается более подходящее, выражающее главную мысль.

Все перечисленные виды, конечно, сначала являются обучающими, постепенно готовящими к самостоятельной работе.

В нашей практике получили распространение перфокарты, позволяющие значительно увеличить объём самостоятельной работы учащихся. На выполнение задания с использованием перфокарт идёт гораздо меньше времени. Однако сводить все упражнения к работе с перфокартой нельзя, поэтому мы их сочетали с традиционными средствами.

Все названные выше виды самостоятельных работ относятся к обучающим. Одни из них основаны главным образом на воспроизведение учащимися действий учителя. Другие требуют самостоятельного применения знаний, умений, навыков, приобретённых ранее, в ситуациях, аналогичных тем, в которых они формировались, или в новых, отличающихся ситуациях. К обучающим самостоятельным работам относятся и так называемые творческие, требующие от школьников самостоятельного проведения наблюдений, самостоятельного вывода, самостоятельного отбора материала, Приведу задания при работе с учебником на уроках литературы.

    Выделение главной мысли прочитанного.

    Составление плана прочитанного.

    Словесное рисование картин к тексту, рассказов по картинкам.

    Составление плана с помощью системы вопросов.

    Деление текста на смысловые части и выделение главной мысли.

    Составление различных планов (простых, развёрнутых, устных, письменных, в виде цитат, тезисов, вопросов).

    Составление сравнительных характеристик.

При работе с учебником задания сначала подбирались простые, затем усложнялись, уменьшалось время на выполнение, повышались требования к самостоятельной работе и оперированию умениями. Основной материал для самостоятельных работ учащихся даёт учебник. Им определяется содержание и система самостоятельных работ в начальных классах. Но, разумеется, одного только учебника для правильной организации самостоятельных работ недостаточно, поэтому мы использовали дидактические раздаточные материалы, позволяющие дифференцировать задания, проводить индивидуальную работу, применяли памятки для работы с книгой. Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять - 20% учебного времени, в средних классах - менее 50%, старших классах не менее- 70%

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

    у качественное усвоение учебного материала;

    выработка умений и навыков учебной деятельности;

    у формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

    формирование готовности к самообразованию;

    формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

    В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

    Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

    Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

    Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

    Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

    Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

    Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Мотивы самостоятельной работы

    чувство долга и ответственности;

    положительное отношение к учению;

    потребность в знаниях;

    интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

    профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

1-й - низкий

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

2-й - средний

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

3-й - высокий

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент

Организационный компонент

Особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность

Умение ставить и разрешать позна­вательные задачи

Владение разными типами чтения и фиксации прочитанного

Умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание

Умения контроля и самоанализа

Умения планировать время и свою работу

Умения перестраивать систему де­ятельности

Умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников

Пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...