График функции x2 2x. Функция у = х2 и ее график — Гипермаркет знаний

Ранее мы изучали другие функции, например линейную, напомним ее стандартный вид:

отсюда очевидное принципиальное отличие - в линейной функции х стоит в первой степени, а в той новой функции, к изучению которой мы приступаем, х стоит во второй степени.

Напомним, что графиком линейной функции является прямая линия, а графиком функции , как мы увидим, является кривая, называемая параболой.

Начнем с того, что выясним, откуда появилась формула . Объяснение таково: если нам задан квадрат со стороной а , то площадь его мы можем вычислить так:

Если мы будем менять длину стороны квадрата, то и его площадь будет изменяться.

Итак, приведена одна из причин, по которой изучается функция

Напомним, что переменная х - это независимая переменная, или аргумент, в физической интерпретации это может быть, например, время. Расстояние это наоборот зависимая переменная, оно зависит от времени. Зависимой переменной или функцией называется переменная у .

Это закон соответствия, согласно которому каждому значению х ставится в соответствие единственное значение у .

Любой закон соответствия должен удовлетворять требованию единственности от аргумента к функции. В физической интерпретации это выглядит достаточно понятно на примере зависимости расстояния от времени: в каждый момент времени мы находимся на каком-то конкретном расстоянии от начального пункта, и невозможно одновременно в момент времени t находится и в 10 и в 20 километрах от начала пути.

В то же время каждое значение функции может достигаться при нескольких значениях аргумента.

Итак, нам нужно построить график функции , для этого составить таблицу. Потом по графику исследовать функцию и ее свойства. Но уже до построения графика по виду функции мы можем кое-что сказать о ее свойствах: очевидно, что у не может принимать отрицательных значений, так как

Итак, составим таблицу:

Рис. 1

По графику несложно отметить следующие свойства:

Ось у - это ось симметрии графика;

Вершина параболы - точка (0; 0);

Мы видим, что функция принимает только неотрицательные значения;

На промежутке, где функция убывает, а на промежутке, где функция возрастает;

Наименьшее значение функция приобретает в вершине, ;

Наибольшего значения функции не существует;

Пример 1

Условие:

Решение:

Поскольку х по условию изменяется на конкретном промежутке, можем сказать о функции, что она возрастает и изменяется на промежутке . Функция имеет на этом промежутке минимальное значение и максимальное значение

Рис. 2. График функции y = x 2 , x ∈

Пример 2

Условие: Найти наибольшее и наименьшее значение функции:

Решение:

х изменяется на промежутке , значит у убывает на промежутке пока и возрастает на промежутке пока .

Итак, пределы изменения х , а пределы изменения у , а, значит, на данном промежутке существует и минимальное значение функции , и максимальное

Рис. 3. График функции y = x 2 , x ∈ [-3; 2]

Проиллюстрируем тот факт, что одно и то же значение функции может достигаться при нескольких значениях аргумента.

Учебник:

  • Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Р. Математика. 7 класс

Цели:

  • формировать графическую грамотность при построении графиков,
  • формировать навык исследовательской работы,
  • воспитывать четкость при ответе, аккуратность, ответственность.
  • I. Опрос учащихся

    1. Что называется функцией?
    2. (Функцией называется зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной )

    3. Что называется областью определения функции?
    4. (Все значения, которые принимает независимая переменная (аргумент), .образуют область определения функции)

    5. Что называется областью значений функции?
    6. (Все значения, которые принимает зависимая переменная, называются значениями функции)

    7. С какими функциями мы с вами познакомились?
    8. а) с линейной функцией вида у = кх + b ,

      прямой пропорциональностью вида у = кх

      б) с функциями вида у = х 2 , у = х 3

    9. Что представляет из себя график линейной функции? (прямая ). Сколько точек необходимо для построения данного графика?

    Не выполняя построения, определите взаимное расположение графиков функций, заданных следующими формулами:

    а) у = Зх + 2; у = 1,2х + 5;

    b) y = 1,5х + 4; у = -0,2х + 4; у = х + 4;

    с) у = 2х + 5; у = 2х - 7; у = 2х

    Рисунок 1

    На рисунке изображены графики линейных функций (каждому ученику на парту выдается листок с построенными графиками ). Напишите формулу для каждого графика

    С графиками каких функций мы с вами ещё знакомы? (у = х 2 ; у = х 3 )

    1. Что является графиком функции у = х 2 (парабола ).
    2. Сколько точек нам необходимо построить для изображения параболы? (7, одна из которых является вершиной параболы ).

    Давайте построим параболу, заданную формулой у = х 2

    x -3 -2 -1 0 1 2 3
    у = х 2 9 4 1 0 1 4 9
    у = х 2 + 2 11 6 3 2 3 6 11

    Рисунок 2

    Какими свойствами обладает график функции у = х 3 ?

    1. Если х = 0 , то у = 0 - вершина параболы (0;0)
    2. Область определения: х - любое число, Д(у) = (- ?; ?) Д(у) = R
    3. Область значений у ? 0
    4. E(y) =
    5. Функция возрастает на промежутке

      Функция возрастает на промежутке - при этих значениях х, двигаясь по параболе слева направо, мы «спускаемся с горки» (см. рис. 55). Функция у = х 2 возрастает на луче ;
      б) на отрезке [- 3, - 1,5];
      в) на отрезке [- 3, 2].

      Решение,

      а) Построим параболу у = х 2 и выделим ту ее часть, которая соответствует значениям переменной х из отрезка (рис. 56). Для выделенной части графика находим у наим. = 1 (при х = 1), у наиб. = 9 (при х = 3).

      б) Построим параболу у = х 2 и выделим ту ее часть, которая соответствует значениям переменной х из отрезка [-3, -1,5] (рис. 57). Для выделенной части графика находим y наим. = 2,25 (при х = - 1,5), у наиб. = 9 (при х = - 3).

      в) Построим параболу у = х 2 и выделим ту ее часть, которая соответствует значениям переменной х из отрезка [-3, 2] (рис. 58). Для выделенной части графика находим у наим = 0 (при х = 0), у наиб. = 9 (при х = - 3).

      Совет. Чтобы каждый раз не строить график функции у - х 2 по точкам, вырежьте из плотной бумаги шаблон параболы. С его помощью вы будете очень быстро чертить параболу.

      Замечание. Предлагая вам заготовить шаблон параболы, мы как бы уравниваем в правах функцию у = х 2 и линейную функцию у = кх + m. Ведь графиком линейной функции является прямая, а для изображения прямой используется обычная линейка - это и есть шаблон графика функции у = кх + m. Так пусть у вас будет и шаблон графика функции у = х 2 .

      Пример 2. Найти точки пересечения параболы у = х 2 и прямой у - х + 2.

      Решение. Построим в одной системе координат параболу у = х 2 прямую у = х + 2 (рис. 59). Они пересекаются в точках А и В, причем по чертежу нетрудно найти координаты этих точек А и В: для точки А имеем: x = - 1, y = 1, а для точки В имеем: х - 2, у = 4.

      Ответ: парабола у = х 2 и прямая у = х + 2 пересекаются в двух точках: А (-1; 1) и В(2;4).

      Важное замечание. До сих пор мы с вами довольно смело делали выводы с помощью чертежа. Однако математики не слишком доверяют чертежам. Обнаружив на рисунке 59 две точки пересечения параболы и прямой и определив с помощью рисунка координаты этих точек, математик обычно проверяет себя: на самом ли деле точка (-1; 1) лежит как на прямой, так и на параболе; действительно ли точка (2; 4) лежит и на прямой, и на параболе?

      Для этого нужно подставить координаты точек А и В в уравнение прямой и в уравнение параболы, а затем убедиться, что и в том, и в другом случае получится верное равенство. В примере 2 в обоих случаях получатся верные равенства. Особенно часто производят такую проверку, когда сомневаются в точности чертежа.

      В заключение отметим одно любопытное свойство параболы, открытое и доказанное совместно физиками и математиками.

      Если рассматривать параболу у = х 2 как экран, как отражающую поверхность, а в точке поместить источник света, то лучи, отражаясь от параболы экрана, образуют параллельный пучок света (рис. 60). Точку называют фокусом параболы. Эта идея используется в автомобилях: отражающая поверхность фары имеет параболическую форму, а лампочку помещают в фокусе - тогда свет от фары распространяется достаточно далеко.

      Календарно-тематическое планирование по математике, видео по математике онлайн , Математика в школе скачать

      А. В. Погорелов, Геометрия для 7-11 классов, Учебник для общеобразовательных учреждений

      Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

      Назовите координаты точек, симметричных данным точкам
      относительно оси y:
      y
      (- 2; 6)
      (2; 6)
      (- 1; 4)
      (1; 4)
      (0; 0)
      (0; 0)
      (- 3; - 5)
      (3; - 5)
      х

      На графике видно, что ось OY делит параболу на симметричные
      левую и правую части (ветви параболы), в точке с координатами (0; 0)
      (вершине параболы) значение функции x 2 - наименьшее.
      Наибольшего значения функция не имеет. Вершина параболы - это
      точка пересечения графика с осью симметрии OY .
      На участке графика при x ∈ (– ∞; 0 ] функция убывает,
      а при x ∈ [ 0; + ∞) возрастает.

      График функции y = x 2 + 3 - такая же парабола, но её
      вершина находится в точке с координатами (0; 3) .

      Найдите значение функции
      y = 5x + 4, если:
      х=-1
      y = - 1 y = 19
      х=-2
      y=-6
      y = 29
      х=3
      х=5

      Укажите
      область определения функции:
      y = 16 – 5x
      10
      y
      х
      х – любое
      число
      х≠0
      1
      y
      х 7
      4х 1
      y
      5
      х≠7

      Постройте графики функций:
      1).У=2Х+3
      2).У=-2Х-1;
      3).

      10.

      Математическое
      исследование
      Тема: Функция y = x2

      11.

      Постройте
      график
      функции
      y = x2

      12.

      Алгоритм построения параболы..
      1.Заполнить таблицу значений Х и У.
      2.Отметить в координатной плоскости точки,
      координаты которых указаны в таблице.
      3.Соедините эти точки плавной линией.

      13.

      Невероятно,
      но факт!
      Перевал Парабола

      14.

      Знаете ли вы?
      Траектория камня, брошенного под
      углом к горизонту, будет лететь по
      параболе.

      15. Свойства функции y = x2

      *
      Свойства функции
      y=
      2
      x

      16.

      *Область определения
      функции D(f):
      х – любое число.
      *Область значений
      функции E(f):
      все значения у ≥ 0.

      17.

      *Если
      х = 0, то у = 0.
      График функции
      проходит через
      начало координат.

      18.

      II
      I
      *Если
      х ≠ 0,
      то у > 0.
      Все точки графика
      функции, кроме точки
      (0; 0), расположены
      выше оси х.

      19.

      *Противоположным
      значениям х
      соответствует одно
      и то же значение у.
      График функции
      симметричен
      относительно оси
      ординат.

      20.

      Геометрические
      свойства параболы
      *Обладает симметрией
      *Ось разрезает параболу на
      две части: ветви
      параболы
      *Точка (0; 0) – вершина
      параболы
      *Парабола касается оси
      абсцисс
      Ось
      симметрии

      21.

      Найдите у, если:
      «Знание – орудие,
      а не цель»
      Л. Н. Толстой
      х = 1,4
      - 1,4
      у = 1,96
      х = 2,6
      -2,6
      у = 6,76
      х = 3,1
      - 3,1
      у = 9,61
      Найдите х, если:
      у=6
      у=4
      х ≈ 2,5 х ≈ -2,5
      х=2 х=-2

      22.

      постройте в одной
      системе координат
      графики двух функций
      1. Случай:
      у=х2
      У=х+1
      2. случай:
      У=х2
      у= -1

      23.

      Найдите
      несколько значений
      х, при которых
      значения функции:
      меньше 4
      больше 4

      24.

      Принадлежит ли графику функции у = х2 точка:
      P(-18; 324)
      R(-99; -9081)
      принадлежит
      не принадлежит
      S(17; 279)
      не принадлежит
      Не выполняя вычислений, определите, какие из
      точек не принадлежат графику функции у = х2:
      (-1; 1)
      *
      (-2; 4)
      (0; 8)
      (3; -9)
      (1,8; 3,24)
      При каких значениях а точка Р(а; 64) принадлежит графику функции у = х2.
      а = 8; а = - 8
      (16; 0)

      25.

      Алгоритм решения уравнения
      графическим способом
      1. Построить в одной системе
      координат графики функций, стоящих
      в левой и правой части уравнения.
      2. Найти абсциссы точек пересечения
      графиков. Это и будут корни
      уравнения.
      3. Если точек пересечения нет, значит,
      уравнение не имеет корней

      Построение графиков функций, содержащих модули, обычно вызывает немалые затруднения у школьников. Однако, все не так плохо. Достаточно запомнить несколько алгоритмов решения таких задач, и вы сможете без труда построить график даже самой на вид сложной функции. Давайте разберемся, что же это за алгоритмы.

      1. Построение графика функции y = |f(x)|

      Заметим, что множество значений функций y = |f(x)| : y ≥ 0. Таким образом, графики таких функций всегда расположены полностью в верхней полуплоскости.

      Построение графика функции y = |f(x)| состоит из следующих простых четырех этапов.

      1) Построить аккуратно и внимательно график функции y = f(x).

      2) Оставить без изменения все точки графика, которые находятся выше оси 0x или на ней.

      3) Часть графика, которая лежит ниже оси 0x, отобразить симметрично относительно оси 0x.

      Пример 1. Изобразить график функции y = |x 2 – 4x + 3|

      1) Строим график функции y = x 2 – 4x + 3. Очевидно, что график данной функции – парабола. Найдем координаты всех точек пересечения параболы с осями координат и координаты вершины параболы.

      x 2 – 4x + 3 = 0.

      x 1 = 3, x 2 = 1.

      Следовательно, парабола пересекает ось 0x в точках (3, 0) и (1, 0).

      y = 0 2 – 4 · 0 + 3 = 3.

      Следовательно, парабола пересекает ось 0y в точке (0, 3).

      Координаты вершины параболы:

      x в = -(-4/2) = 2, y в = 2 2 – 4 · 2 + 3 = -1.

      Следовательно, точка (2, -1) является вершиной данной параболы.

      Рисуем параболу, используя полученные данные (рис. 1)

      2) Часть графика, лежащую ниже оси 0x, отображаем симметрично относительно оси 0x.

      3) Получаем график исходной функции (рис. 2 , изображен пунктиром).

      2. Построение графика функции y = f(|x|)

      Заметим, что функции вида y = f(|x|) являются четными:

      y(-x) = f(|-x|) = f(|x|) = y(x). Значит, графики таких функций симметричны относительно оси 0y.

      Построение графика функции y = f(|x|) состоит из следующей несложной цепочки действий.

      1) Построить график функции y = f(x).

      2) Оставить ту часть графика, для которой x ≥ 0, то есть часть графика, расположенную в правой полуплоскости.

      3) Отобразить указанную в пункте (2) часть графика симметрично оси 0y.

      4) В качестве окончательного графика выделить объединение кривых, полученных в пунктах (2) и (3).

      Пример 2. Изобразить график функции y = x 2 – 4 · |x| + 3

      Так как x 2 = |x| 2 , то исходную функцию можно переписать в следующем виде: y = |x| 2 – 4 · |x| + 3. А теперь можем применять предложенный выше алгоритм.

      1) Строим аккуратно и внимательно график функции y = x 2 – 4 · x + 3 (см. также рис. 1 ).

      2) Оставляем ту часть графика, для которой x ≥ 0, то есть часть графика, расположенную в правой полуплоскости.

      3) Отображаем правую часть графика симметрично оси 0y.

      (рис. 3) .

      Пример 3. Изобразить график функции y = log 2 |x|

      Применяем схему, данную выше.

      1) Строим график функции y = log 2 x (рис. 4) .

      3. Построение графика функции y = |f(|x|)|

      Заметим, что функции вида y = |f(|x|)| тоже являются четными. Действительно, y(-x) = y = |f(|-x|)| = y = |f(|x|)| = y(x), и поэтому, их графики симметричны относительно оси 0y. Множество значений таких функций: y 0. Значит, графики таких функций расположены полностью в верхней полуплоскости.

      Чтобы построить график функции y = |f(|x|)|, необходимо:

      1) Построить аккуратно график функции y = f(|x|).

      2) Оставить без изменений ту часть графика, которая находится выше оси 0x или на ней.

      3) Часть графика, расположенную ниже оси 0x, отобразить симметрично относительно оси 0x.

      4) В качестве окончательного графика выделить объединение кривых, полученных в пунктах (2) и (3).

      Пример 4. Изобразить график функции y = |-x 2 + 2|x| – 1|.

      1) Заметим, что x 2 = |x| 2 . Значит, вместо исходной функции y = -x 2 + 2|x| – 1

      можно использовать функцию y = -|x| 2 + 2|x| – 1, так как их графики совпадают.

      Строим график y = -|x| 2 + 2|x| – 1. Для этого применяем алгоритм 2.

      a) Строим график функции y = -x 2 + 2x – 1 (рис. 6) .

      b) Оставляем ту часть графика, которая расположена в правой полуплоскости.

      c) Отображаем полученную часть графика симметрично оси 0y.

      d) Полученный график изображен на рисунке пунктиром (рис. 7) .

      2) Выше оси 0х точек нет, точки на оси 0х оставляем без изменения.

      3) Часть графика, расположенную ниже оси 0x, отображаем симметрично относительно 0x.

      4) Полученный график изображен на рисунке пунктиром (рис. 8) .

      Пример 5. Построить график функции y = |(2|x| – 4) / (|x| + 3)|

      1) Сначала необходимо построить график функции y = (2|x| – 4) / (|x| + 3). Для этого возвращаемся к алгоритму 2.

      a) Аккуратно строим график функции y = (2x – 4) / (x + 3) (рис. 9) .

      Заметим, что данная функция является дробно-линейной и ее график есть гипербола. Для построения кривой сначала необходимо найти асимптоты графика. Горизонтальная – y = 2/1 (отношение коэффициентов при x в числителе и знаменателе дроби), вертикальная – x = -3.

      2) Ту часть графика, которая находится выше оси 0x или на ней, оставим без изменений.

      3) Часть графика, расположенную ниже оси 0x, отобразим симметрично относительно 0x.

      4) Окончательный график изображен на рисунке (рис. 11) .

      сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...