Гробница фараона название. Пирамиды не являются местом захоронения фараонов

2 – Усыпальницы.

Об искусстве Древнего царства, начиная с 3-й династии, дают нам понятие почти одни только гробницы великих и знатных египтян. Немногие сохранившиеся развалины храмов - подлинные памятники начального религиозного зодчества Египта - указывают на то, что между обиталищами богов и усыпальницами мертвецов существовала тесная связь. Образцами сооружений этого рода могут служить, во-первых, открытый Петри небольшой храм-усыпальница фараона Снофру, близ пирамиды в Медуме, из двух зал, не имеющих никаких украшений, и из двора, во-вторых, храм Сфинкса в Гизе, относящийся ко времени постройки пирамид. План его (без прилегающего к нему огороженного пространства) в общих чертах представляет два зала, примыкающих один к другому и образующих подобие буквы Т. Плоский каменный потолок поддерживался в поперечном зале шестью гладкими четырехгранными столбами, в продольном зале - десятью такими же столбами, стоявшими в два ряда. У этих колонн нет плинтов ни в основании, ни над вершиной. Каменные балки потолка покоятся непосредственно на столбах. Храм этот - образец каменного сооружения самого древнего типа, происходящего, быть может, прямо от дольменов, но отличающийся тщательностью и правильностью кладки. Ни живописи или иных украшений, ни надписей нет в этом простом здании; зато его столбы высечены из розовато-красного гранита, а стены и потолок сложены из алебастра, так что от этого небольшого архитектурного памятника древности веет благородной, изящной простотой.

Усыпальницы египетских вельмож древнего царства.

Усыпальницы египетских царей - это пирамиды; усыпальницами же для вельмож служили восьмиугольные могильные сооружения с плоской кровлей и со стенами, имевшими снаружи вид откосов Эти гробницы называются мастаба. Самые значительные пирамиды и мастаба находятся вблизи древней столицы Египта Мемфиса, в пустынной местности на западном берегу Нила. На западе ежедневно заходят божественные небесные светила, а потому египтяне предполагали там существование царства, где умершие находятся в блаженном единении с богами.

Пирамиды Древнего царства - усыпальницы фараонов.

Пирамиды - наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвященные культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагроможденных в них друг на друга камней и своей стройной четырехгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света. С точки зрения законов исторического развития представляется несомненным, как это и признается всеми, что древнейшая из всех пирамид - гробница Джосера, фараона 3-й династии, уступчатая пирамида в Саккаре, состоящая из шести огромных, уменьшающихся с приближением к вершине частей из известняка и достигающая высоты 60 метров. Мы уже видели раньше, что уступчатая форма есть не что иное, как первоначальное, появившееся уже у некоторых первобытных народов стилизование земляного кургана; пирамиды тоже строились сперва в виде уступов, но потом дополнялись каменными плитами так, что под конец представляли гладкие грани. Саккарская уступчатая пирамида скрывала под своей тяжеловесной массой выложенную зеленоватым кафелем камеру, которая была реставрирована во время 20-й династии, отличавшейся любовью к старине; но, судя вообще по ее украшениям, она построена при царе Джосере. Узор стенной облицовки, куски которой попали в Берлинский музей, походит на рогожное плетение. Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница которого - пирамида в Медуме - имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усеченную и имеющую более крутые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трех царей 4-й династии Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них - пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. Немногие еще сохранившиеся части ее каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород. Вторая пирамида, усыпальница Хефрена, была несколько меньшей величины. Высота ее равнялась 135 метрам, облицовка нижней ее части состояла из розовато-красноватого гранита. Третья, пирамида Микерина, имела высоту только 66 метров. В нижней своей части она была облицована сиенитом, а в верхней - известняком. В ней был найден наделавший много шума саркофаг синевато-черного базальта с мумией фараона в деревянном гробу, утонувший во время его перевозки морем в Лондон, но известный по рисункам. Он дает нам понятие о виде и стиле древнеегипетских глинобитных и деревянных построек. Но так как немецкая египтология недавно признала его произведением времен 26-й династии, реставрировавшей гробницы древних царей в измененном виде, то вместо этого саркофага типичным образцом древнеегипетской архитектуры может служить великолепный саркофаг Хуфу-Онка (4-я династия) из розового гранита, находящийся в музее Гизы; он также представляет собой подобие глиняно-деревянного сооружения с дверями и окнами, хотя с менее разработанным устройством рам и косяков.

Чтобы полнее знать историю Египта, ученым и археологам пришлось пройти долгий и нелегкий путь исследований. Особенно интересны были гробницы фараонов, найдя и изучив которые, можно было получить ценные сведения. Их находили. Но они были уже разграблены. Считалось, что все фараоны были похоронены в Долине Царей. Но однажды археологи обнаружили гробницу, где находилось больше сорока царских мумий, тела их были захоронены на соседней долине, в отдалении от Царской. Это были мумии знаменитых правителей: Яхмоса Первого, Тутмоса Третьего, Сети Первого, Рамзеса Второго. С ними не было никаких ценностей, которые в большом количестве сопровождали умерших фараонов в мир иной. Охотники за царскими сокровищами существовали, оказывается, еще до нашей эры. И когда впервые обнаружилось это кощунственное преступление (это было в 11 веке до н.э.), решили спасти хотя бы мумии. По этой причине они и оказались не в своих гробницах, а в новых, сделанных неподалеку, куда тайно переправили большинство мумий и замуровали их.

Обряды погребения фараонов, таким образом, все еще были не известны ученым. И так было вплоть до 1922 года, когда экспедиция английского археолога Хауарда Картера нашла, наконец, не разграбленную гробницу. Она принадлежала знаменитому фараону восемнадцатой династии (1351 – 1342 до н.э.) Тутанхамону. Роскошь, с которой хоронили египетских фараонов, поразила ученых. Вместе с правителями египтяне погребали и все его несметные богатства, которые могут понадобиться ему в новой жизни. Эта гробница находилась в Долине Царей под руинами древних хижин, где жили строители гробницы другого фараона – Рамзеса Шестого. Странные ступеньки, ведущие под скалу, привели к замурованному входу в гробницу, где ученые обнаружили нетронутую печать управителя захоронения. Через несколько переходов была обнаружена и печать самого Тутанхамона. Несколько помещений огромного захоронения были завалены золочеными колесницами, кроватями с золотыми украшениями в виде львов и мифических чудовищ, статуями царя, сундуками, ларцами, креслами, дорогими сосудами, оружием. В ларцах находились несметные сокровища – золотые украшения с драгоценными камнями: перстни, ожерелья, браслеты. Одежда и обувь в сундуках тоже были богато украшенными. Здесь же нашли и золотой скипетр и несколько золотых опахал с разноцветными страусовыми перьями, различные посохи. Нашли даже емкости с окаменевшей и засохшей едой. Также были хлеб и жареная птица, фрукты, и окорока. Египтяне считали, что все это будет необходимо великому Тутанхамону в загробной жизни.

Мумию его самого обнаружили через еще несколько переходов. В комнате было каменное сооружение с дверью. Войдя внутрь, археологи увидели, что сооружение сконструировано по принципу «матрешки», то есть, внутри него – еще один каменный футляр, в нем – третий, а в третьем – четвертый. И вот только в четвертом футляре обнаружился и сам саркофаг из желтого камня кварцита длиной почтив три метра, а в ширину и высоту – полтора. Фигуры богинь своими распростертыми крыльями защищают саркофаг с телом фараона. Внутри его – золотой гроб правителя, сделанный в виде человеческой фигуры, обернутой в дорогие погребальные ткани. Гроб же оказался деревянным, но обитым листовым золотом. Внутри этого гроба – еще один, а в нем – третий, полностью отлитый из золота и около двух метров в длину. Здесь и покоилась мумия фараона Тутанхамона, завернутая в тонкую ткань и украшенная драгоценностями в виде золотых и серебряных амулетов, ожерелий, колец, браслетов с дорогими камнями и разноцветным стеклом. Рядом с телом нашли два кинжала: один был золотой, а второй – с железным лезвием и золотой рукояткой. Железо, кстати, в то время было новинкой для древних египтян, и, зачастую, стоило в разы дороже золота. На голове мумии лежала золотая маска, украшенная лазуритом. Талантливый мастер воспроизвел в маске лицо юного фараона. В соседней комнате обнаружились предметы погребальных обрядов: фигурка Анубиса (черный шакал – бог загробного мира у египтян), статуэтки других богов и четыре сосуда с внутренностями фараона, которые вынули перед бальзамированием.

Пирамиды Древнего Египта вблизи Каира до сих пор являются визитной карточкой страны, являются гробницами египетских фараонов, которые начинали их строить сразу же после вступления на престол. Наиболее известная пирамида-гробница Гизехская (вблизи деревни Гизе), рядом с которой высится голова сфинкса (57 метров в длину и 20 метров в высоту) и еще две пирамиды поменьше. Ее еще называют пирамидой Хеопса. Строил ее для своего погребения Хуфу (Хеопс), сам выбирал зодчего, который нашел место для будущей пирамиды на левом берегу Нила, начертил план, сделал необходимые расчеты, набрал отряды рабов: каменотесов, резчиков, каменщиков, плотников. Пирамида строилась тридцать лет. Ее высота 147 метров, каждая сторона основания – 233 метра. Следующий фараон – Хафра (Хефрен) – построил свою пирамиду-усыпальницу уже на десять метров ниже, она 137 метров в высоту. Обе эти постройки оказались разоренными, не нашли даже мумий. Древнегреческий ученый Геродот, путешествуя по Египту, записывал легенды, предания. У него есть запись рассказа о том, что голодные, доведенные до отчаяния люди, ненавидевшие своих фараонов за расточительство и жестокость, разбили и уничтожили все содержимое пирамид, а тела фараонов просто растерзали. Геродот писал, что даже через сотни лет люди не называли этих фараонов по именам.

Древний Египет – великая цивилизация прошлого, чьи неразгаданные тайны терпеливо ожидают своего часа, а секреты знаменитых фараонов, их храмов и гробниц манят археологов всего мира, привлекая на берега Нила в надежде на новые открытия. С древних времен, египтяне верили в переход души в загробную жизнь при условии сохранения телесной оболочки неповрежденной. В Древнем Египте появилась традиция возведения величественных гробниц – домов для умерших царей и цариц. Одними из ярких примеров таких захоронений являются гробницы некрополей в Долине Царей и Долине Цариц, расположенные в окрестностях древней столицы страны - Фив, что поблизости к современному Луксору. Давайте расскажем о каждой из этих долин по отдельности.

Отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры. Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного.

Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни. Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером - ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона. Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.

Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком - «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.

– это огромный подземный комплекс, включающий несколько помещений: огромный зал-вестибюль, большой колонный зал, погребальные покои, сокровищницу. Стены всех помещений украшены изумительными фресками, где можно в подробностях почерпнуть сведения об обыденной жизни фараонов Египта. Вход в гробницу Тутмоса III находится на тридцатиметровой высоте, к нему приходится подниматься вверх по лестнице, потом снова спускаться вниз, но даже это препятствие не спасло гробницу от разграбления вандалами и от былой обстановки тут остался лишь саркофаг фараона и стены, расписанные эпизодами из египетской «Книги мертвых» - главного «путеводителя» по загробной жизни в Древнем Египте.

В «Долине Царей» в Фивах похоронен и фараон Аменхотеп II, чья гробница была разграблена во времена фараонов. Стены огромного зала, своды которого поддерживают шесть колонн, украшает текст и иллюстрации эпизодов «Книги мертвых». Ученые обнаружили здесь девять саркофагов, где находились мумии фараонов. Сам фараон был похоронен с цветочной гирляндой на шее и букетом мимозы на сердце.

С 1979 года египетская достопримечательность «Долина Царей» - крупнейший археологический комплекс страны, признана организацией ЮНЕСКО – «Объектом Всемирного исторического наследия».

Располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами. На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности. Долгие века в этих усыпальницах ночевали грабители караванов, укрывались от непогоды местные пастухи, в некоторых гробницах даже устраивали загоны для скота. Древние помещения некрополя до сих пор хранят на стенах и потолках следы копоти от горевших внутри костров. Тем не менее, это не может скрыть великолепие старинных фресок и росписей, и многие из них сохранились в отличном виде. Сами древние египтяне часто называли этот царский некрополь – «Та-Сет-Неферов» или «Пристанище красоты».

В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.

Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари - любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса. Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли - директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души: «Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце!»

– славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

– это сын фараона Рамзеса II, умерший в десятилетнем возрасте. На изображениях, покрывающих стены захоронения, он находится со своим отцом и богами Тотом, Птахом, а также Анубисом – охранником потустороннего мира, богом с головой шакала. В его же захоронении нашли мумию нерожденного пятимесячного ребенка: у матери царевича случился выкидыш, когда она услышала о смерти их с Рамзесом сына-наследника.

– загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Ноябрь 1922 года вошел в историю как знаменательный день открытия одной из великих Мировая пресса 30 ноября интриговала заголовками: «Поиски увенчались успехом…», «Египетское сокровище». Сообщалось, что лордом Карнарвоном и мистером Картером было совершено величайшее открытие века - найдена гробница Тутанхамона, египетского царя-еретика.

Лорд Карнарвон был давно влюблен в Египет и глубоко изучал историю В 1916 году он, заручившись поддержкой знаменитого исследователя Говарда Картера, начал работы по поиску гробницы фараона, которые продолжались на протяжении шести лет. Перед группой ученых стояла практически невыполнимая задача. Долина Царей уже давно была перерыта, а усыпальницы прочих египетских царей - разграблены. Гробница Тутанхамона была найдена в последнюю зиму раскопок под местом, где некогда располагались хижины строителей.

Время правления юного не было ознаменовано значимыми переворотами. Он взошел на престол после таинственной смерти Аменхотепа IV - фараона, который отверг культ и провозгласил себя единственным владыкой Египта. Правление Аменхотепа IV оставило после себя разруху, Египет был практически уничтожен. После смерти безумца его тело растерзали и выбросили.

9-летний Тутанхамон приходит к власти в этот тяжелый период и пытается восстановить былое величие державы и снискать милость богов. Не глядя на то, что юному фараону пророчили великое будущее, Тутанхамон умирает в возрасте 18 лет, и его хоронят в спешно сооруженной скромной усыпальнице, которая и была найдена спустя три тысячелетия.

Гробница Тутанхамона - ожившая легенда, ее открытие - величайший день для египтологов и ученых, которым ранее не удавалось прикоснуться к истории захоронения фараонов. И лишь в 1922 году были получены волнующие факты, которые стали непосредственным доказательством роскоши погребения владык древней цивилизации.

Спускаясь по ступенькам лестницы, уходящей в подземелье, экспедиция обнаруживала на своем пути замурованные входы со следами древних печатей, последний из которых был дверью в легендарную усыпальницу.

Гробница Тутанхамона, фото которой были представлены впоследствии прессе, представляла собой склеп, забитый золочеными колесницами, статуями царей, ларцами и сундуками. Драгоценности, которые были найдены в усыпальнице, разбирались в течение пяти лет - так велико было их количество.

В одной из комнат гробницы был найден саркофаг с тремя золочеными гробами, в последнем из которых находилась мумия Тутанхамона, лицо покрывала золотая маска изумительной работы. Судя по контурам, юный фараон был пленителен и красив. Безусловно, мумия, как и прочие артефакты гробницы, была усыпана золотыми драгоценностями. Однако среди сокровищ самым трогательным был букет из увядших цветов, оставленный, видимо, молодой Ученые утверждают, что уж коль в такой роскоши был погребен Тутанхамон - то можно лишь вообразить, какое богатство хранили в себе усыпальницы других царей.

Гробница Тутанхамона, впрочем, носила следы пребывания в ней грабителей. Вероятно, воры посетили усыпальницу вскоре после погребения, однако по неизвестным причинам унесли немногое и больше не вернулись. Вход в склеп со временем был загорожен, а после и вовсе забыт.

Любое открытие всегда имеет таинственный шлейф. Проклятие гробницы Тутанхамона - загадка, которая поражает воображение даже современников. После вскрытия усыпальницы за непродолжительное время умерли при странных обстоятельствах порядка 20 членов экспедиции. Лорд Карнарвон скончался в 1923 году от укуса москита. Пресса широко освещала все необычные смерти, которые настигали многих ученых и посетителей гробницы. Считается, что к 1930 году лишь остался единственным живым среди тех участников группы, которые принимали непосредственное участие в раскопках.

Тайны всегда манили человечество. А сколько их еще сокрыто и не явлено миру. Возможно, загадки открываются людям тогда, когда наступает их время.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...