Группы по значению и разряды частиц. Значение частицы в русском языке

Понятие о частице. Значения частиц

Частица – служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые оттенки, как словам, так и предложениям, а также служит для образования форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.

Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания:

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы.

Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала ». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало ? Уж частица с усилительным значением.

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи:

с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.);

с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.);

с союзами (а, да, и, же и др.);

с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.).

Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.

В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и предлоги, союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц: не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь .

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион.

Я все-таки чемпион.

Миниатюра Феликса Кривина «Бы, Ли, Же».

Бы, Ли, Же ... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то -Кое или -Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.

Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить. Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.

А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!

– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала! Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!

– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться.

– Да нужна ли тебе лишняя буква?– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи.

– Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.

Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

Бы- мечтает,

Ли- сомневается,

Же- утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!

Разряды частиц:

1) Cмысловые: разве, неужели и др.

2) Формообразующие: бы, давай и др.

Формообразующие частицы:

бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.

Эти частицы служат для образования форм слова.

1) Частица бы (б) участвует в создании условного наклонения глагола и может стоять в предложении как рядом с глаголом, так и отделяться от него другими словами.

Да, пожалуй, я поел бы и ушел. Если бы вы вчера не опоздали , сегодня вся работа была бы закончена.

2) Частицы пусть (пускай) и давай(давайте) участвуют в создании формы повелительного наклонения глагола. Пусть ребята отправятся в поход всем классом.

3) Частица бывало (было) образует особую форму прошедшего времени: Бэла, бывало , нам поёт песни или пляшет лезгинку. Прекратившийся было дождь, вдруг снова полил.

4) Частицы более, менее, самый образуют форму степеней сравнения прилагательных и наречий: самый отважный, более интересно .

Смысловые частицы

Смысловые частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки значения:

частицы неужели (неужто), разве, ли (ль) выражают вопрос.

Например: Неужели в самом деле все сгорели карусели? Разве может быть скучно в парке?

частицы что за, как, ну и передают восхищение, удивление, негодование. Например: Как Днепр широк!

частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание. Например: Вот мельница. Вон там я жил когда-то.

Часто эти частицы используются вместе с союзом а : А вот и брат приехал .

·

частицы даже, ведь, -то, все-таки, же, ни, уж, ну призваны усиливать определенное слово в предложении. Например: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.

·

частицы не, ни, вовсе не, далеко не по-разному выражают отрицание. Например: Не цвести цветам поздней осенью (отрицается все предложение). Не ветер бушует над бором (отрицается слово).

Частицы, выражающие :

вряд ли, едва ли . Например: Вряд ли я успею прочитать книгу за один день.

Частицы, выражающие :

именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь . Например: Именно этот вопрос мне попался на экзамене.

Частицы, выражающие :

только, лишь, исключительно, почти, единственно . Например: Только мама меня понимает.

Частица, выражающая :

-ка. Например: Подумай- ка хорошенько.

Раздельное и дефисное написание частиц.

1. Раздельное написание частиц

    Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ли (ль): сделал бы, если б, вот же, однако ж, едва ли, всегда ль.

Не путайте с союзами чтобы, тоже, также , частицами даже, неужели .

Частица союз

Сравните: Что бы мне съесть? Чтобы перекусить, мы остановились на привал.

    Раздельно пишутся частицы почти что, только что (я почти что закончил; она только что не плакала) .

2. Дефисное написание частиц

    Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое-, кой-, -ка, -де, -с, -тка, -тко.

Например: что -то , чей -либо , как -нибудь , частицы входят в состав неопределенных местоимений и становятся суффиксами;

скажи -ка , он -де , да , ну -ка , ну -тка , просторечные или устаревшие выражения.

Не путайте: будто пишется слитно.

Частица –то не только входит в состав неопределенных местоимений. Она присоединяется к словам для придания оттенка эмоциональности.

Например: Далеко -то он не убежит. Задачу -то решил?

Частицы кое-(кой-) пишутся отдельно , если отделены от местоимения предлогом: кое у кого, кое с кем.

· Частица -таки пишется через дефис:

После наречий: все-таки, довольно-таки,

После частиц: действительно-таки, неужели-таки ,

После глаголов: настоял-таки, ушел-таки.

В остальных случаях - таки пишется раздельно :

· Старик таки добился своего.

· Она таки бросила семью.

Морфологический разбор частиц

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки: разряд, неизменяемая.

3. Синтаксическая роль.

Образец: Когда же вы начнете писать?

Же – частица.

1. Смысловая, усилительная.

2. Неизменяемое слово.

3. Не является членом предложения.

Отрицательные частицы.

Не, ни – наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не .

Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:

    отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому .

    отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

    положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать .

Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было – сказуемое) Я не знаю. (не знаю – сказ.)

Частица НИ придает:

    отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!

    усиление отрицания в предложениях со словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка.

Иногда ни употребляется без не: На небе ни облачка .

    усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.

При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза: Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни – союз)

К отрицательным частицам относится слово - нет .

    Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет.

    Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу .

    Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

Приставка ни-

Ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий: ни кто (местоимение), ни когда (наречие).

Если частица ни отделяется от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: ни с кем, ни у кого.

Отличайте отрицательное местоимение с приставкой ни- от местоимения с частицей не .

Сравните: Это был не кто иной, как Дубровский. – Никто иной не мог этого сделать.

Запомни:

не что иное, как

не кто иной, как

ничто иное

никто иной

Повторяющийся союз ни…, ни…

В роли повторяющегося сочинительного союза ни…, ни… служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.

Например: Не хочу я ни осуждать, ни прощать вас. Ни она никого не тронет, ни ее никто не обидит.

Частица ни .

Частица ни со словами пишется раздельно: У меня с утра во рту ни крошки.

Одиночные и двойные частицы ни входят в состав устойчивых оборотов и пишутся отдельно. Например: как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть и др.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 7

В практике школьного преподавания частицы традиционно рассматриваются в орфографическом плане, в меньшей степени учитываются грамматические и лексико-семантические характеристики этих служебных слов. Как показывает опыт, при их изучении открывается перспектива реализации комплексного подхода к анализу языкового явления: в единстве значения, формы и функции.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста;
  • организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей “Разряды частиц по значению и функциям”, в которой учитель представит не только служебные слова из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников частицы, отнесенные “Русской грамматикой” к данному классу слов.

Вопросы для анализа таблицы:

  1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
  2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
  3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели, дятел?

Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.

Так ты птица осоед.

Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты - цапля.

Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:

  1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
  2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским (“Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты”). Какое точнее, удачнее? Почему?
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот еще - лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?
  5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
  6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
  7. Роль частиц в предложении и тексте.

    1. Укажите частицу (или сочетание частиц).
    2. С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
    3. 1) Для образования наклонения глагола.

      2) Для выражения значений модальности (каких?).

      3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.

      4) Для оформления предложения по цели высказывания.

      5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент (“Пойдем?” - “Давай”. - согласие; “Лентяй он”. - “Ну уж” - сомнение).

      6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

    4. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
  1. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет - разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь - просторечные.

На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

  1. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

(Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.

В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.)

Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).

Третий этап урока - конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания.

  1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

    1) Я приглашаю вас сегодня в гости.

    2) И я приглашаю вас сегодня в гости.

    3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.

    4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

  1. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
  2. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
  3. (По 1-му предложению ребята составляют самые различные микротексты. По 2-му примерно такие: “Я слышала, что вас сегодня пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее - моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости”. По 3-му: “Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружится с вами”. По 4-му: “Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались”.)

  4. Сделайте выводы:

1) Могут ли частицы “путешествовать” по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.

(Частицы могут “путешествовать” по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)

Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.

Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.

Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства - только петь; Планы - просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приема “сегментации” - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).

Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с “путешествующей” частицей формирует умение восстанавливать контекст по различающимся (на первый взгляд - незначительно) речевым построениям.

Для обработки названного умения можно задать проблемный вопрос:

В чем сходство и различие двух выражений: “Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня” и “Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.”?

Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб-то там стоит. - Там еще обгоревший дуб стоит. По 1-му предложению восстанавливаем приблизительно такой контекст: “Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил все вокруг. И даже огромный давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил все кроме дуба. Обгоревший дуб-то там стоит.”

По 2-му предложению восстанавливаем описание какой-нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.

  1. Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор.

В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.

Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. )

Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

Четвертый этап урока - лингвистический эксперимент. Его цель - обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.

Вопросы и задания.

  1. Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.)
  2. (Именно ) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и ) рогатая. (Ведь ) и птичка завирушка есть. Или (просто ) юла.

    (А вот ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже ) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели ) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки ) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

  3. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
  4. Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
  5. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
  6. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
  7. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Заканчивается урок разъяснением домашнего задания . Оно дифференцированное - по вариантам.

1 в а р и а н т - проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.

Термин “частица” является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком - когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).

Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин “частица” стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.

Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?

2 в а р и а н т - работа над школьным учебником.

На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах - частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!

3 в а р и а н т - лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой)

Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).

Зацвела ива - гости со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них - букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок - пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец, щелкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).

4 в а р и а н т - лингвистическая миниатюра.

Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру “Мягкая частица”. Какие характерные признаки частиц называются?

Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь , которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА - слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы - группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка , - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер.

Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.

5 в а р и а н т - конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы:

“Весна пришла” (без частиц),

“Скорей бы весна пришла...” (с формообразующими и отрицательными частицами), “Вот и весна красна пожаловала” (с модальными частицами).

6 в а р и а н т - стилистический эксперимент.

Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.

  • Разве вы не знаете, что такое табло?
  • Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты.
  • А как именно они показываются?
  • Да только автоматически.

Пятый этап урока - подведение итогов урока (обобщение материала).

По значению частицы делятся на два разряда: формообразующие и смысловые.

Формообразующие частицы. Формообразующие частицы служат для образования конкретных грамматических форм слова.

Какие же грамматические формы образуются с помощью частиц? Внимательно рассмотри материал в таблице.



Смысловые частицы. Эти частицы привносят в предложение дополнительные смысловые оттенки. Они способны выражать эмоции говорящего, его отношение к тому, что произносится, особые интонации. Смысловые частицы в основном характерны для следующих стилей речи: разговорного, публицистического, художественного.

В таблице – несколько групп смысловых частиц, которые наиболее часто употребляются в живом языке.


Учти один важный момент. Усилительная частица и и , а усилительная частицаа омонимична сочинительному союзу а . Как их различить? Различить их можно, только ориентируясь на роль этих служебных частей речи.

Сравни предложения.

1) Мы приехали на дачу и тут же отправились к озеру.

2) Приехав на дачу, мы тут же и отправились к озеру.

В первом предложении и выступает в роли сочинительного соединительного союза, который связывает между собой однородные члены – сказуемые приехали и отправились . Во втором предложении нет однородных членов, само предложение – простое. Значит, нет оснований считать и союзом, так как союзу в этом предложении соединять нечего. Следовательно, и в этом предложении – усилительная частица.

Рассмотрим еще пару примеров – са в роли частицы и в роли союза.

1) Летом припасают, а зимой поедают.

2) А где вы любите отдыхать летом?

В первом примереа выступает в роли сочинительного противительного союза, стоящего между противопоставленными друг другу по смыслу частями сложного предложения. Во втором примере предложение простое, однородных членов нет – следовательно, а не может выступать в роли союза. Это усилительная частица.

Запомни этот ход рассуждения, когда тебе понадобится отличить частицу от союза.

Перейти на... Новостной форум Причастие как часть речи Признаки глагола у причастий Задание № 1. Причастие Задание № 2. Правописание причастий Контрольные вопросы по теме «Причастие» Что такое причастный оборот Употребление причастного оборота Обособление причастного оборота Задание № 1. Обособление причастного оборота Задание № 2. Ошибки в употреблении причастного оборота Контрольные вопросы по теме «Причастие и причастный оборот» Деепричастие как часть речи Морфологичексие признаки деепричастий Образование деепричастий Задание № 1. Образование деепричастий Задание № 2. Предложение с деепричастием Контрольные вопросы по теме «Деепричастие» Деепричастие в предложении Деепричастный оборот НЕ с деепричастиями Задание № 1. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов Задание № 2. Предложение с деепричастием Контрольные вопросы по теме «Деепричастие и деепричастный оборот» Наречие как часть речи Разряды наречий по значению Степени сравнения наречий Образование наречий Задание № 1. Разряды наречий по значению Задание № 2. Сравнительная степень у наречий и прилагательных Контрольные вопросы по теме «Наречие» (часть 1) Слитное и раздельное написание не с наречиями Е и И в приставках не и ни отрицательных наречий Н и НН в наречиях на о и е О и Е после шипящих на конце наречий Буквы А и О на конце слова в наречиях Дефисное написание наречий Мягкий знак на конце слова в наречиях Задание № 1. Правописание наречий Задание № 2. Правописание наречий Контрольные вопросы по теме «Наречие» (часть 2) Самостоятельные и служебные части речи Предлог как часть речи Производные и непроизводные предлоги Слитное и раздельное написание производных предлогов Задание № 1. Самостоятельные и служебные части речи Задание 2. Правописание предлогов Контрольные вопросы по теме «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог» Междометие как часть речи Звукоподражательные слова Союз как часть речи Сочинительные и подчинительные союзы Правописание союзов Частица как часть речи Раздельное и дефисное написание частиц Различение частиц не и ни Задание № 1. Междометие Задание № 2. Междометие Задание № 3. Правописание союзов Задание № 4. Виды частиц Задание № 5. Различение частиц НЕ и НИ Контрольные вопросы по теме «Служебные части речи. Союз. Частица. Междометия и звукоподражательные слова» Функциональные стили речи Научный и научно-популярный стиль Официально-деловой стиль Задание № 1. Научный стиль Задание № 2. Официально-деловой стиль Контрольные вопросы по теме «Функциональные стили речи. Научный и официально-деловой стили речи» Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль Задание № 1. Публицистический стиль Задание № 2. Разговорный стиль Задание № 3 .Художественный стиль Контрольные вопросы по теме «Функциональные стили речи. Публицистический стиль. Разговорный стиль»

Частицы – это служебные слова, которые придают отдельному слову в высказывании или высказыванию в целом всевозможные дополнительные смысловые, эмоционально-экспрессивные и модальные оттенки: "Ты можешь это сделать"–"Только ты можешь это сделать", "Уже вечер"– "Ведь уже вечер".

В зависимости от функций частиц, выделаются следующие разряды (по Г80):

Формообразующие (формы слов и предложений)

Отрицательные

Вопросительные

Характеризующие признак по его протеканию во времени, по полноте, результативности осуществления

Модальные частицы (оценочные, экспрессивные)

Частицы – утверждающие или отрицающие реплики диалога

По своему строению все частицы делятся на первообразные (– простейшие, односложные (кроме исключений) частицы, не имеющих теперь живых словообразовательных связей со словами других классов: бишь, бы, небось, не, дескать, нет, неужели, ни, таки, -то, уж) и непервообразные (– все остальные частицы) , а также на простые (состоящие из одного слова) и составные (образовавшиеся из двух, реже – более, слов: 2х частиц, частицы и союза, частицы и предлога, частица и изолировавшаяся от своего класса глагольная форма или наречие).

Составные делятся на расчленяемые (их компоненты могут быть разделены в предложении другими словами: вот бы, вот так, едва ли не, как бы не, лишь бы и др.) и нерасчленяемые (их компоненты не могут быть разделены в предложении другими словами: а то, без того, всего-навсего, если бы, просто-напросто, того и гляди, так уж и др.). +внутри составных выделяются частицы-фразеологизмы – это слившиеся воедино несколько служебных слови изолировавшиеся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов, живые отношения между которыми в СРЯ отсутствуют, они могут быть расчленяемыми и нерасчленяемыми.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами, междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены. Во многих случаях частицы также сближаются с вводными словами.

По значению *(семантические разряды) (по Суздальцевой)

(1)смысловые, (2)эмоционально-экспрессивные, (3)модальные

Частицы, выражающие смысловые(1) значения подразделяются на следующие подгруппы:

1. Указательные частицы: вот, вон, вот как, это, во: "Вот стороной дороги бегут две потные косматые лошади" (Л.Т.); "Я выстрелил и попал вот в эту картину" (П.);

2. Опредилительно-уточняющие частицы: именно, как раз, равно, чуть не, приблизительно, просто и т.д.: "Они провожали товарища, много пили и играли до двух часов... так что именно дело об отравлении он не успел прочесть" (Л.Т.);


3. Выделительно-ограничительные частицы: лишь, только, только лишь, всего-навсего, исключительно, просто и т.д.: "На берегах уснувших Лишь ветра слышен легкий звук" (П.);

4. Усилительные частицы: даже, еще, даже и, определенно, положительно, просто, прямо и т.д.: "Наши дела очень плохи, нам просто жить нечем" (А.Остр.);

(2)Эмоционально-экспрессивные частицы

Эта группа частиц повышает эмоциональность, выразительность высказывания. Это такие частицы, как: ведь, ну и, что за, вот так, где, где уж, куда, куда уж и т.д.: "А сегодня – что за день! Солнце, птицы! блеск и счастье!" (А. Майков);

(3)Модальные частицы

Этот разряд частиц выражает точку зрения говорящего на действительность, на сообщение о ней. В свою очередь модальные частицы разделяются на следующие подгруппы:

1. Утвердительные частицы: да, точно, определенно, так, ага и т.д.: "Если не ошибаюсь... мы встречались у вашей сестры?" – Даша сейчас же ответила дерзко: "Да" (А.Н.Т.); "На даче жить, надо гулять". – "Точно, точно, как не гулять: время стоит хорошее" (Гонч.).

2. Отрицательные частицы: нет, не, ни, вовсе не, отнюдь не и т.д.: "[Чацкий] Конечно, не меня искали? – [Софья] Я не искала Вас" (Гриб.); "Что это с вами, Пульхерия Ивановна? Уж не больны ли Вы?"– "Нет, я не больна" (Гог.).

3. Вопросительные частицы: разве, неужели, неужто, что ли, ужели (ужель) и т.д.: "Ужель загадку разрешила? Ужели слово найдено?" (П.); "А разве вы ходите к обедне?" (Тург.); "Неугомонная забота Его тревожит; мыслит он: "Неужто вправду я влюблен?" (П.).

4. Сравнительные частицы: как, как бы, будто, будто бы, вроде, словно, точно и др.: "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом" (Тютч.); "Я замечаю, он с некоторых пор словно не в духе. Уж не влюблен ли он?" (Тург.).

5. Частицы, содержащие указание на чужую речь: де, дескать, якобы, мол: "Это не я, а люди Ильинские сказывали, что барин, дескать, сватался" (Гонч.); "Уж сколько раз я ей говорила: "Что, мол, ты никуда не съездишь, али к себе гостей не позовешь?" (А.Остр.).

6. Модально-волевые частицы: пусть, пускай, да, бы, давай, ну. "Пусть говорит все, что хочет" (А.Остр.); "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" (П.); "Да не будет дано умереть мне вдали от тебя" (И.Бр.).

*Одновременно частицы этой группы выполняют и грамматическую функцию: принимают участие в выражении повелительного (да, пусть, пускай, давай) и сослагательного (бы) наклонения глагола.

По функциям выделяются частицы:

  • 1) формообразующие,
  • 2) отрицательные,
  • 3) вопросительные,
  • 4) характеризующие действие по протеканию во времени или по результативности,
  • 5) модальные,
  • 6) частицы -- утверждающие или отрицающие реплики.

К формообразующим частицам относятся: 1) частицы, с помощью которых образуются формы слов; это частица давай(те), образующая форму повелительного наклонения: давай(те) петь; частица бы, образующая форму сослагательного наклонения: читал бы, пошел бы; частицы, с помощью которых образуются синтаксические формы предложений со знач. ирреальности:

  • а) частицы пусть, пускай, да, а также всегда безударная частица чтоб, с помощью которых образуются формы синтаксического побудительного наклонения;
  • б) та же частица бы, с помощью которой образуются формы синтаксических наклонений сослагательного, условного и желательного; в) модификации частицы бы, с помощью которых образуется форма синтаксического желательного наклонения.

К отрицательным частицам относятся частицы не и ни. Частица не вводится в предложение для выражения общего и частного отрицания (Он не приехал сегодня; Он приехал не сегодня; Сегодня приехал не он).

Отрицательное значение частицы не ослабляется в следующих случаях.

  • 1) Частица соединяет две слитно произносимые одинаковые формы одного и того же слова, выражающие: а) неуверенное отрицание; в) безразличие для последующего (плачь не плачь, былого не воротишь; рад не рад, а встречай; метель не, метель -- едем); в первых двух случаях частица оформляет разделительные отношения ("то ли -- то ли").
  • 2) Частица соединяет две одинаковые формы однокоренных глаголов (второй -- всегда префиксальный), и все сочетание имеет значение полноты и длительности действия: возить вам не перевозить, таскать не перетаскать, черпать не исчерпать, радуется не нарадуется, гляжу не нагляжусь, спит не проспится.
  • 3) Частица вместе с глаголом сов. вида с приставкой на-, обозначающим восприятие, отношение, образует сочетание со знач. высокой степени и длительности эмоционального состояния: не налюбуется, не надышится, не надивлюсь на тебя, не нарадуюсь.
  • 4) Частица в сочетании с как (как же, да как, да как же, уж как) в диалоге открывает собой утверждающую реплику-повтор.
  • 5) Частица соединяет инфинитив и личную форму одного и того же глагола, образуя сочетание, целостно выражающее категорическое отрицание.

В инфинитивных предложениях типа Не ночевать же тут, Не бегать же мне за ним, означающих субъективно осознаваемую невозможность, частица не вместе с частицей же образует составную расчленяемую частицу не … же.

Частица ни выражает отрицание или в сaмом строении нераспространенного предложения (Ни души; Ни звука; Ни малейшей надежды; Ни шагу назад!; Ни с места!), или при распространении отрицательного предложения, совмещая значение отрицания со знач. усиления (Мы не слышали ни звука) либо со знач. союзного перечисления (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы). В частице ни присутствует элемент значения полноты отсутствия или категоричности отрицания.

К вопросительным частицам относятся частицы а, ли (ль), не... ли, неужели, никак (прост.), ужели (устар.), разве, что за, что, что ли, как. Все эти частицы совмещают значение вопросительности с более или менее ярко выраженной модальной окрашенностью.

Частица ли оформляет как собственно вопрос (Давно ли он ушел?; Приносили ли почту?), так и вопрос с оттенком сомнения (Так ли это?; Верно ли?; Может ли это быть?). Частица не... ли вносит в вопрос оттенок смягченности, некатегоричности, иногда -- неуверенности (Не устал ли ты?; Не ошибся ли он?; Не гроза ли?). Частицы неужели, разве, никак (прост.) всегда вносят в вопросительное предложение оттенок сомнения, неуверенности или удивления. Частицы ли, не... ли, разве, неужели оформляют также риторический вопрос (Не я ли помог тебе?; Могли ли мы предположить измену!; Разве так поступают друзья?; Неужели ты мог поверить!).

Частица что за обычно оформляет вопрос -- требование уточнения, объяснения: Что за человек?; Что это за письмо?

Частицы что, что ли, а, как относятся к разговорной, непринужденной речи. Частица что или открывает собою вопросительное предложение, или следует за вынесенным в начало предложения именем. Частица что ли, вносящая оттенок фамильярности, обычно заключает собою предложение (Заснул что ли?; Опять скандал, что ли?), но может и открывать его. Эта частица очень часто употребляется вместе с частицей что; они обрамляют предложение (Что, заснул, что ли?; Что, опять скандал, что ли?).

Частица а заключает собою вопрос; она вносит значение побуждения к ответу (Пойдем, а?) или выражает переспрос (--Пойди сюда. -- А?).

Вопросительные частицы часто выступают в свободном соединении друг с другом.

К частицам, характеризующим признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте осуществления, по результативности или нерезультативности, относятся частицы было, бывало, бывает, чуть (было) не, едва (было) не, как, мало не (прост.), ну (с инфинитивом), только что не, нет-нет (да) и, так и. Во всех этих частицах присутствуют также и модальные значения.

Модальные частицы вносят в предложение разные значения субъективного отношения к сообщаемому. Это отношение может быть ничем не осложнено, или оно может быть соединено со знач. объективного отношения сообщаемого к действительности. Однако субъективное отношение, намек на ту или иную реакцию, оценка в модальных частицах присутствуют всегда. Этот элемент отношения, субъективной реакции в разной степени присутствует и в других частицах -- отрицательных и формообразующих.

Модальная окрашенность характерна для класса частиц в целом.

В самом общем виде модальные частицы со стороны вносимых ими значений объединяются в следующие группы: 1) частицы, вносящие эмоциональные и другие оценки, выражающие непосредственные реакции говорящего; 2) частицы, выражающие волеизъявление; 3) частицы, устанавливающие разнообразные связи и отношения сообщения с его источником, с другими частями сообщения, с другими событиями и фактами. Как уже сказано, разные значения могут совмещаться в одной частице.

1) К первой группе относятся частицы, подчеркивающие (усиливающие, акцентирующие) сообщение или какую-то его часть; выражающие ту или другую оценку, качественную характеристику; согласие или несогласие; предупреждение, угрозу; опасение; предложение, принятие, допущение; сомнение, неуверенность, неопределенность отношения; удивление; уверенность; стремление к смягченности, сглаженности, нерезкости выражения.

Таковы частицы а, ведь, вон, вот, всего, всего-навсего, да, еще, же, и, и есть, или, именно, как есть, ли, лишь, ну, оно, просто, прямо и др., вносящие разные оттенки подчеркивания, ограничения, акцентирующего выделения: Хотел было даром отдать, но теперь вот не получишь же! (Гоголь).

  • 2) Ко второй группе относятся частицы, выражающие волевую направленность, волеизъявление: призыв к согласию, к ожиданию, просьбу дать возможность сделать что-нибудь; решимость. Таковы частицы: дай, дай-ка, давай(те), сём: -- А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. Захар! (Гончаров).
  • 3) К третьей группе относятся частицы, выражающие завершение или выявление предшествующего состояния; соответствие или несоответствие ожидаемому; связывание с известным, отнесение к известному; предпочтительность чего-нибудь, перед чем-нибудь; независимость, несвязанность с чем-либо; своевременность; единственность и исключительность; противопоставленность; обусловленность или необусловленность; уступительное отграничение; отношение сообщения к его источнику. Таковы частицы: (и) без того, вот и, вот тебе (те) и, всё, да, де, дескать, единственно, еще, знай (знай себе), и так, и то, исключительно, лучше, мол, на что, нет, но, ну и, однако, так и, тебе, только, то-то и др.: И ты зря не думай. Знай себе, посматривай вперед! (Станюк).

Частицы-союзы совмещают разные модальные значения со значениями связующих слов.

Многие частицы по своему значению и по своим синтаксическим функциям не противостоят резко словам других классов -- союзам, вводным словам, междометиям, наречиям, а совмещают в себе качества частицы и слова одного из этих классов. Соответственно внутри класса частиц выделяются частицы, совмещающие в себе признаки частиц с признаками названных слов: частицы-союзы, частицы-наречия, частицы-междометия и частицы-вводные слова.

Частицы-союзы совмещают разные модальные значения со значениями связующих слов.

Многие частицы близки к наречиям. Это частицы, совмещающие значение акцентирования со значениями указательными (вот, вон), количественным (только, всего-навсего, вовсе, совсем, еще), качественно-характеризующим (действительно, совершенно, единственно, просто, просто-напросто, прямо, лучше, больше, более), местоименным (как, так, так и, туда же, всё).

К междометиям близки многие частицы, выражающие экспрессивную оценку, эмоциональное отношение; с другой стороны, в определенных условиях междометия приобретают качества модальных частиц.

Такие частицы, как бывало, бывает, вишь, дескать, гляди, смотри, поди и ряд других, при интонационном их обособлении сближаются с вводными словами.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...