Хабаровский край - краткая характеристика. Физико-географическое положение хабаровского края

Хабаровский край расположен на Дальнем Востоке Российской Федерации на территории 788, 6 тыс. км2 (4, 6% площади России). Расстояние от краевого центра г. Хабаровск до Москвы - 8533 км. Общая численность населения края составляет 1, 9 млн. человек, средняя плотность - 2, 2 чел/км2 - одна из самых низких среди всех субъектов Федерации. Хабаровск является главным и самым крупным городом на территории Хабаровского края. Основан в 1858 как военный пост Хабаровка (назван в честь русского землепроходца Е. П. Хабарова). С 1880 -- город Хабаровка, административный центр Приморской области, с1884 -- Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 город переименован в Xабаровск. В 1872 в Хабаровске построен речной порт. В 1873 открыта первая начальная школа. В 1897 Xабаровск соединён железной дорогой с Владивостоком. В конце XIX в. в Xабаровске имелись каменный православный собор, 3 православные и римско-католическая церкви, 11 училищ, в том числе реальное, кадетский корпус, техническое железнодорожное, женская гимназия и др. Велась торговля мехами. Действовали паровая мельница и несколько кирпичных заводов. В 1891 открыт памятник графу Н. Н. Муравьёву-Амурскому -- генерал-губернатору Восточной Сибири (руководил экспедициями по Амуру в 1850--55-м гг.). В 1894создан Приамурский (Хабаровский) отдел Русского Географического общества с музеем и библиотекой. В 1902 в Xабаровске основан военный завод “Арсенал” (ныне “Дальдизель”). В 1908 создана база Амурской флотилии. В начале XX в. Xабаровске -- крупный торговый центр Дальнего Востока. В 1916 был построен железнодорожный мост через Амур, соединивший Xабаровск железной дорогой с Восточной Сибирью. В ноябре 1922 Xабаровск в составе Дальневосточной республики (ДВР) вошёл в РСФСР. С 1926 -- центр Дальневосточного, с 1938 -- Хабаровского края. В 1940 соединён железной дорогой через станцию Волочаевка с Комсомольском-на-Амуре. Распределение населения по территории края крайне неравномерно: наиболее плотно заселена южная часть (Бикинский район - 11, 8 чел/км2), наименее плотно - северная (Аяно-Майский район - 0, 03 чел/км2). 78% населения проживает в городах и 22% - в сельской местности. На территории края расположено 7 городов, среди наиболее крупных - Хабаровск (612 тыс.), Комсомольск-на-Амуре (315 тыс.), Амурск (60 тыс.), Николаевск-на-Амуре (37 тыс.) В крае проживают представители около 100 национальностей: русские (86%), украинцы (6, 2%), белорусы (1, 1%), татары (1, 0%), евреи (0, 8%), корейцы (0, 5%) и другие. Численность трудоспособного населения, занятого в лесном комплексе, составляет 22, 2 тыс. человек или 4, 6%. В экономике края ведущую роль играет промышленность (60% совокупного регионального продукта). Край вырабатывает 22% промышленной продукции всего Дальнего Востока и 1, 2% промышленной продукции России. Основными отраслями являются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. Удельный вес продукции лесного комплекса в общем объеме промышленной продукции края оценивается в 3%, что примерно соответствует аналогичному показателю среди других многолесных регионов России. Хабаровский край производит 44% всей деловой древесины, заготавливаемой на Дальнем Востоке, 35% пиломатериалов, 63% целлюлозы, 44% древесно-стружечных плит, 65% картона. Основные предприятия комплекса сосредоточены в его южной и центральной частях и тяготеют к железнодорожным транспортным магистралям и морскому побережью. В тоже время за последние 10 лет лесной комплекс края пережил серьезный спад: объем вывозки древесины сократился в 3, 5 раза, производство пиломатериалов - в 11 раз, древесных плит - в 8 раз. Структура лесопромышленного производства края характеризуется крайне низким уровнем переработки древесного сырья. Круглый деловой лес (пиловочник, фанерный кряж и балансы) почти полностью направляются на экспорт. Это ставит экономику лесного комплекса в полную зависимость от конъюнктуры цен на зарубежных рынках, и, прежде всего, Японии. Хабаровский край - один из самых крупных регионов Российской Федерации. Его площадь составляет 12, 7 процента - Дальневосточного экономического района. Территория края простирается с севера на юг почти на 1800 километров и с запада на восток на 125 - 750 километров. Расстояние от его центра до Москвы по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км. Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых Шантарские)- 3390 километров.

На побережье Татарского пролива выделяются удобные для сооружения портов акватории - залив Чихачева, бухта Ванино и особенно - уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, образующих залив Советская Гавань. Этот залив, а также соседняя бухта Ванино доступны для судов и в зимний период. Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна). Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.

Хабаровский край имеет общие границы со всеми административными единицами Дальнего Востока или, по крайней мере, выходы к ним. На Западе он граничит с Амурской областью, на северо-западе-с Республикой Саха (Якутия), на севере - с Магаданской областью, на востоке- с Сахалинской областью, от которой его отделяют воды Татарского пролива, пролива Невельского и Амурского лимана, на юге- с Приморским краем и на юго-западе -с Китайской Народной республикой. Граница с Китаем проходит по реке Уссури, протоки Казакевичево, затем по Амуру. Протяженность ее составляет сотни километров. Граница Хабаровского края имеет выход в Тихий океан через Охотское море. Через основной морской порт Хабаровского края-Ванино осуществляются транспортно- экономические связи с Магаданской и Сахалинской областями. Экономико-географическое положение Хабаровского края очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отделенный от Центра России район, связи с которым очень затруднены: до сих пор единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, с другой стороны- это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России нежелательно оставаться в стороне от этого.

Экономико-географическое положение субъекта

Положение по отношению к соседним странам, регионам

Расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив -- Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стреломк, Восток.

Областной центр - Владивосток.

Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям :

К сухопутным путям - устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения.

К морским путям - выгодное, потому что Приморский край имеет выход к морю, а его областной центр - один из крупнейших портов Российской Федерации.

Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам: находится рядом с Охотской нефтегазоносной провинцией, находится вдали от сельскохозяйственных регионов и регионов тяжелой промышленности.

Положение по отношению к главным районам сбыта продукции : Основные торговые партнеры Приморского края: Китай (49 % внешнеторгового оборота), Республика Корея (21 %) и Япония (10 %), то есть Приморский край находится вблизи от главных районом сбыта продукции.

Изменение ЭГП региона во времени:

Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны: Таким образом, благодаря выгодному ЭГП Приморье выполняет связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей России со странами АТР. Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы страны - в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин.

История образования и формирования территории региона

Доисторический период. К концу каменного века на территорию Приморья начинает проникать примитивное земледелие, и уже ближе к началу I тысячелетия до нашей эры местное население овладело бронзовыми орудиями труда и оружием.

Древний мир.

В начале железного века -- примерно в 800-е годы до нашей эры -- прибрежную зону занимало население янковской культуры. В это время появляются крупные поселки, в которых люди жили круглый год. Основным видом деятельности было рыболовство, собирание растений, так же было развито земледелие. На побережье выращивали преимущественно просо, а в континентальной зоне -- ячмень.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в западных районах Приморья появляются племена воцзюй -- носители кроуновской культуры. В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами сумо моэх. приморье хозяйство регион

Средние века.

На территории Приморья в средние века существовало три империи, последовательно сменявшие друга друга: Бохай (698--926 гг.), Цзинь (1115--1234 гг.), Восточное Ся (1215--1233 гг.).

Этот период истории края характеризуется появлениям неравенства и сословий, становлением неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на легитимном насилии. Экономика характеризуется качественными преобразованиями хозяйства (в первую очередь его производящих форм, таких как земледелие), развитием ремесла, торговли. Развитие экономики приводит к появлению первых городов. В области культуры начинается поляризация идеологии, разделение культуры на элитарную и массовую.

С начала VIII века территория края входила в состав государства Бохай (или Пархэ) и на тот момент делилась как минимум на две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке Суйфун (ныне Раздольная), в долине которой располагался её центр, и округ Янь (Яньчжоу), с центром находившимся вблизи современного поселка Краскино в Хасанском районе.

Империя Цзинь в 1141 году

В 926 году Бохай было уничтожено под натиском киданей, после чего начинается объединение части племен хэйшуй моэх (чжурчжени), которое завершилось созданием государства Цзинь, разгромившего в 1125 году киданьскую империю Ляо. Позже в ходе войн с китайской империей Сун Цзинь удалось захватить весь Северный Китай и удерживать его в течения столетия.

В начале XIII века территория Восточной Азии подверглась монгольским нашествиям. Это привело к потере восточных территорий империи Цзинь, которые выделились в самостоятельное государство Восточное Ся. В это время бывшее далекой окраиной Приморье стало одной из центральных областей нового чжурчжэньского государства. Однако в 1233 году, пройдя через Корё, монгольские войска осадили Южную столицу Восточного Ся, и с этого момента государство прекратило свое 19-летнее существование.

Окончательным итогом монгольских нашествий стало разрушение древних цивилизаций, опустошение и разорение Приморья. Как писал один из китайских летописцев «на том месте, где стояли города и кипела бурная жизнь, царило запустение и паслись дикие звери». С позиций официальной российской историографии, вплоть до появления русских первопроходцев край оставался нетронутым и забытым, чему отчасти способствовала политика самоизоляции, проводившаяся в Китае и Корее в XVII--XIX веках. Это, впрочем, не подтверждается свидетельствами самих русских первопроходцев, в частности, Ерофея Хабарова, который в своих «отписках» докладывал руководству о том, что «теми людми, Дмитрей Андреевичь да Осип Степановичь, той земли овладеть не можно, потому что та земля многолюдна и бой огненной».

XIX век -- начало XX века

В середине XIX века Россия начала укреплять свои позиции на северо-западном побережье Тихого океана.

В 1856 году из приморских частей Восточной Сибири вместе с Камчаткой была образована Приморская область, из состава которой в 1857 году была выделена Амурская область. В 1858 году в состав Приморской области вошло все, вновь приобретенное по Айгунскому договору, пространство между правым берегом Амура, рекой Уссури и Японским морем, центром управления областью сделан город Николаевск, куда был переведен из Петропавловска флот, однако, эта территория на тот момент объявлялась в совместном хозяйственном ведении России и Китая.

В том же году было основано село Хабаровка, а в 1859 году заложен Софийск. 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года был основан Владивосток, как военный пост. 14 ноября этого же года был подписан Пекинский договор, результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России, с тех пор южная часть Приморья приняла нынешние очертания.

В это же время начинается переселенческое движение, которое осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. В первом случае происходила отправка воинских команд по приказу, отправка казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку катаржан и т. д. Добровольный способ, в отличие о принудительного, характеризовался свободным переселением желающих на новые земли.

Всего, в течение 1858--1914 годов в Приморье переселились 22 122 крестьянские семьи, 70 % которых были выходцами из Украины, при этом их доля в Южно-Уссурийском крае составляла 81,26 % от всех крестьян-переселенцев.

В 1880 году областное управление было переведено в Хабаровку, а из состава области выделен Владивостокский порт с полуостровом Муравьев-Амурским, образовавший отдельное Владивостокское военное губернаторство.

В 1884 году учреждено Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли области Приморская, Амурская и Забайкальская области и Сахалин, в том же году Сахалин был изъят из ведения губернатора Приморской области. В 1888 году Владивостокское военное губернаторство было опять присоединено к Приморской области, а областное управление перенесено во Владивосток.

26 июня 1889 года в составе Приморской области был образован округ Уссурийского казачьего войска с четырьмя станичными округами: Казакевичевским, Козловским, Платоно-Александровским и Полтавским.

Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востоке ограничивалось малочисленностью российского населения и отдалённостью от населённых частей империи. С целью сократить время пути из Европейской части России до 2--3 недель, в мае 1891 года было начато строительство Транссибирской магистрали -- железнодорожной магистрали между Челябинском и Владивостоком длиной около 7 тысяч километров. Регулярное сообщение между столицей империи -- Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России -- Владивостоком и Дальним -- по железной дороге было установлено 1 (14) июля 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию.

Немного ранее, в 1899 году, во Владивостоке был открыт Восточный институт -- первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, и одно из старейших в Восточной Азии.

17 июня 1909 года согласно закону «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалина» из состава Приморской области были выделены Сахалинская и Камчатская области. В том же году Южно-Уссурийский уезд был разделён на 3 уезда: Никольск-Уссурийский, Иманский и Ольгинский. 26 февраля 1914 года из Приморской области в состав Сахалинской области был передан Удский уезд (центр -- город Николаевск).

С 1861 по 1917 годы в Приморье прибыло 245476 крестьян, которыми было основано 342 селения, и уже к началу февральской революции численность населения Приморья составила 307332 человек.

Революция и Гражданская война.

Сразу после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли большевики, был объявлен «Декрет о мире» -- Советская Россия 2 декабря 1917 года заключила перемирие и вышла из Первой мировой войны. 15-16 марта 1918 в Лондоне состоялась военная конференция Антанты, на которой обсуждался вопрос о начале интервенции. 1 августа 1918 года английские войска высадились во Владивостоке. На Дальнем Востоке интервенты продержались до 1922 года.

В это время граница Приморья была слабо охраняемой, что позволило перейти в Россию тысячам корейских иммигрантов, большая часть которых осела во Владивостокском округе, и составив в Посьетском районе до 90 % населения. Границу пересекали также и китайские иммигранты, которые, в отличие от корейцев, приходили в Приморье, как правило, на сезонные заработки.

6 апреля 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика (ДВР), состав которой вошла, в том числе, и Приморская область. 22 ноября 1920 года из Иманского, Сахалинского, Удского и Хабаровского уездов Приморской области была образована Приамурская область ДВР с центром в городе Хабаровске.

26 мая 1921 года в южной части территории Приморской области в результате свержения власти большевиков было образовано независимое государственное образование -- Приамурский земский край.

В ноябре 1921 года из Владивостока начался поход на Хабаровск и Анучино, завершившийся провалом.

Просуществовал Приамурский земский край до 25 октября 1922 года, когда Владивосток был взят войсками НРА ДВР под командованием Иеронима Уборевича.

Советский период.

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика была включена в состав РСФСР как Дальневосточная область с центром в Чите (с декабря 1923 года -- в Хабаровске). Приморская область была переименована в Приморскую губернию. В августе 1923 года в состав Приморской губернии вошла территория ликвидированной Приамурской губернии.

4 января 1926 года декретом ВЦИК Дальневосточная область преобразована в Дальневосточный край, в составе которого предусматривалось 9 округов, объединяющих 76 районов. Территория упразднённой Приморской губернии была разделена на четыре округа: Владивостокский (в пределах Владивостокского уезда (за исключением северной части Тетюхинской волости), Никольско-Уссурийского уезда, а также Шмаковской, Спасской, Яковлевской и Чугуевской волостей Спасского уезда Приморской губернии, с центром в городе Владивостоке), Николаевский, Сахалинский и Хабаровский.

К середине 20-х годов население Приморья достигло 600 тысяч человек, что равнялось 44 % всех дальневосточников.

20 октября 1932 года вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О новом территориальном делении и районировании Дальневосточного края». В составе Дальневосточного края были образованы четыре области, в том числе Приморская с центром в городе Владивостоке.

В 30-е годы началась форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Это привело к миграции на Дальний Восток жителей западных и сибирских районов СССР. Миграция была как добровольной, так и принудительной (депортация заключенных ГУЛАГа).

Одновременно с этим сталинское руководство проводили политику этнических и социально-демографических чисток, результатом которых стало выселение нескольких десятков тысяч «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. В 1937 -- 1938 годах принудительно были депортировано 200 тысяч жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей. В результате этнических депортаций до конца 80-х годов XX века китайцы и корейцы исчезли из национального состава населения Приморья.

Летом 1938 года на самой южной границе Приморского края, в районе озера Хасан, между Маньчжоу-го (марионеточным государством, находящимся под управлением Японии) и Советский союзом произошли военные столкновения, вошедшие в историю, как Хасанские бои. Причиной конфликта послужили претензии Японии на территорию озера Хасан и реки Туманная, в результате двухнедельных столкновений победу одержал СССР. Потери СССР составили 960 погибших, 2752 раненых, потери Японской стороны -- 650 убитых, 2500 раненых.

В том же году, 20 октября указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Приморский край в составе РСФСР с центром во Владивостоке, в состав которого вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края.

18 сентября 1943 года была ликвидирована Уссурийская область, ранее входившая в Приморская край.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока, но при этом сохранял сырьевую специализацию. Значительную роль в экономике края играл железнодорожный и морской транспорт.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край»

В середине 60-х гг. XX века были созданы, ранее не имеющеюся в крае, отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В это же время продолжались миграция жителей Европейской части России и Сибири, которая привела к увеличению численности населения края, с 1381 тысяч человек в 1959 до 1978 тысяч в 1979 году, при этом в социально-демографической структуре края преобладало городское население.

Постсоветский период.

середине 80-х годов началась «перестройка», которая внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всего СССР, не исключением был и Приморский край.

В 1992 году Владивосток был открыт для иностранных граждан.

С началом в России экономических реформ в Приморье произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных, смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. Развалилась система морского транспорта, огромный урон понесла рыбная промышленность, сельское хозяйство пришло в упадок. Понижение жизненного уровня населения привело к резкому снижению рождаемости, и эмиграции населения в Европейскую часть России, а также частично на Украину и в Белоруссию.

В 2000 году был создан Дальневосточный федеральный округ с центром в Хабаровске, в состав которого вошли все дальневосточные регионы России, в том числе и Приморский край.

1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ.

1.1. Особенности географического положения.

Одна из характерных особенностей Хабаровского края - обшир­ность территории и малая ее заселенность. Площадь края в современ­ных границах - 788, 6 тыс. кв. км (4,6% территории России). Край про­стирается с севера на юг почти на 1800 км. Его северная точка - в 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели южнее Ростова-на-Дону. Наибольшая протяженность с за­пада на восток - 700 км, наименьшая -130 км.

От Москвы до Хабаровска по железной дороге - 8533 км, по воз­духу - 6075 км. Располагаясь в центре российского Дальнего Востока, он имеет общие сухопутные и морские границы и удобные транспорт­ные связи со всеми административно- территориальными образованьями региона (Приложение № 1 табл. 1).

Через территорию края проходит Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали и авиалинии, соединяющие районы России с тихоокеанскими портами и обеспечивающие наикрат­чайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Водный путь по реке Амур дает вы­ход в моря Тихого океана. Навигация на Амуре в пределах края длится 160-180 дней в году. Общая протяженность внутренних водных судо­ходных путей - более 2 тыс. км.

На западе Хабаровский край граничит с Амурской областью и Еврейской автономной областью, на северо-западе - с республикой Саха (Якутия), на севере - с Магаданской областью, на востоке - Татар­ский пролив отделяет его от Сахалина, а Охотское море - от Камчат­ской области, на юге - с Приморским краем. По протоке Казакевичева и реке Уссури на протяжении 265 км проходит граница с КНР.

Около трех четвертей площади края занимают горы и плоского­рья, которые образуют обширные системы и хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал, Хинган и другие. Максимальная высота гор - 2933 м. Самое большое равнинное пространство - Среднеамурская равнина, расположенная в бассейне Амура между городами Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Равнинные пространства сильно заболочены. В це­лом по краю болота занимают 10,6% земельного фонда.

Хабаровский край обладает большими и разнообразными при­родными ресурсами - земельными, водными, лесными и другими био­логическими ресурсами, многочисленными полезными ископаемыми.

Земельный фонд края составляет более 78763 тыс. га, из них 639 тыс. га - сельхозугодья, 14,4% которых приходится на пашню, око­ло 64% сельхозугодий отведены под сенокосы, более 19,5% под паст­бища.

По территории края протекают более 120 тысяч больших и ма­лых рек общей протяженностью 541 тыс. км. Большинство из них при­надлежат системе Амура - одной из самых длинных рек России. Его общая длина 4440 км, по территории края протяженность - более 1000 км. Крупнейшие притоки Амура в пределах края: Амгунь, Уссури, Бурея, Тунгуска, Анюй. В крае насчитывается более 55 тысяч больших и ма­лых озер - Болонь, Большое Кизи, Удыль, Чукчагирское, Орель, Эворон и др. В реках и озерах обитают свыше 100 видов рыб - сазан, таймень, амурский осетр и калуга, толстолоб, желтощек, верхогляд, змееголов и т.д. По рекам, впадающим в Японское и Охотское моря, прежде всего по Амуру и его протокам, к верховьям таежных рек идет на нерест рыба семейства лососевых.

Морское побережье края - это прежде всего порты: Ванино и Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри и Мыс Лазарев, Охотск и Маго. Через эти порты Хабаровский край и Россия связаны практически со всеми стра­нами мира.

Самое обширное землепользование в крае - лесное. В подав­ляющей части лесов преобладают хвойные породы, но наряду с ними растут и широколиственные. Произрастают такие ценные твердолиственные породы как ильм, дуб, ясень, клен и др. Древесная раститель­ность представлена в крае 200 видами. Среди недревесных ресурсов Хабаровского края особую цен­ность представляют уникальные дальневосточные лекарственные рас­тения - женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия. Значительны пище­вые ресурсы - кедровые и другие орехи, дикорастущие ягоды, грибы, папоротник. Произрастает много медоносных и травянистых растений.

Богат и разнообразен животный мир. В лесах обитают копытные (лось, изюбр, косуля, кабарга, кабан), пушные (соболь, колонок, белка, ондатра, выдра, лисица, волк, медведь), встречаются уссурийский тигр, черный (гималайский) медведь, рысь. В районах Крайнего Севера оби­тают северный олень, горностай, росомаха.

Значительные биологические ресурсы сосредоточены в при­брежных водах Японского и особенно Охотского морей. В северном Охотоморье обитает основное на Дальнем Востоке стадо тихоокеан­ской сельди. Промысловое значение имеют навага, камбала и некото­рые другие виды рыб, моллюски, водоросли, а также морские живот­ные.

На морском берегу есть лежбища сивуча, лахтака, ларги, коль­чатой нерпы. Великолепны птичьи базары. Есть и очень редкие пред­ставители фауны: дрофа, огарь, даурский журавль, дальневосточный аист, японский журавль.

Аннотация

В курсовой работе “Экономико-географическая характеристика

Хабаровского края ” мною рассмотрена комплексная оценка

края во всем ее многообразии и с разных сторон. Раскрыто экономико-

географическое положение края (выгодность ЭГП), дана экономическая

оценка природных условий и ресурсов (ТСПР), рассмотрена

демографическая ситуация и трудовые ресурсы края (рассчитан коэффициент

коореляции), проведена оценка хозяйственного (рассчитан коэффициент

специализации, составлена схема энергопроизводственного цикла) и

транспортного (характеристика отдельных видов транспорта, расчет

густоты транспортных путей) комплексов края, проанализированы

экологические проблемы Хабаровского края (рассчитан уровень воздействия

каждого отдельного города на природную среду).Целью данной работы

является рассмотрение Хабаровского края, как структурной единицы ТОПС

страны, обладающий природно –ресурсным, демографическим и

хозяйственным потенциалом.

Страницы 52

Таблицы 11

Рисунки 6

Библиографические источники 13

Введение…………………………………………………………………..1

1. Экономико-географическое положение Хабаровского края……….7

2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов……….…11

3. Население и трудовые ресурсы……………………………………..17

4. Хозяйственный комплекс Хабаровского края……………………..21

5. Транспортный комплекс Хабаровского края………………………37

6. Экологические проблемы Хабаровского края……………………..42

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Хабаровский край располагается на Дальнем востоке Российской Федерации. На Западе и на севере Хабаровский край граничит с субъектами Российской Федерации - Еврейской автономной областью, Амурской областью, Республикой Саха и Магаданской областью. Восточная граница края проходит по территории Охотского и Японского морей, разделяя водные владения Хабаровского края и Сахалинской области. К Югу от края расположены Приморский край и КНР. Хабаровский край входит в Дальневосточный экономический регион.

Территория края занимает 4,6% площади России. Больше половины площади края занимают плоскогорья и горы достигающие местами 2500 м. Хорошо развитая речная сеть позволяет использовать и развивать речное судоходство, а сотни и тысячи озёр края являются богатыми источниками рыбы. Климат в крае умеренный, муссонный, средняя температура летом не превышает +24 о С в южной части края и +15 о С на севере, зимой - -23 о С на юге и -40 о С, на побережье: -18 о С и -24 о С соответственно. Годовое выпадение осадков составляет 400 - 600 мм на севере и 600 - 800 на юге, в горах этот показатель порой достигает 1000 мм.

Хабаровский край включает 17 административных районов и два города краевого подчинения: Хабаровск (с числом жителей, немного превышающим 612 тысяч человек) и Комсомольск-на-Амуре (около 298,5 тысяч человек). В общем же счёте в крае находятся 7 городов, 27 посёлков городского типа и 186 сельских администраций. На территории края проживает свыше 1571 тыс. жителей, около 81% которых - городские жители.

Хабаровский край расположен на юге Российского Дальнего Востока. Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Хабаровского края в системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона.

Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Хабаровский край относится к числу богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Через территорию Хабаровского края проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние районы России с тихоокеанскими портами, а страны СНГ и Западной Европы с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Целью данной работы является рассмотрение Хабаровского края, как структурной единицы ТОПС страны, обладающей природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом.

Задачей исследования является показание современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики края.

1. Экономико-географическое положение Хабаровского края.

Хабаровский край расположен на Дальнем Востоке Российской Федерации на территории 788,6 тыс.км 2 (4,6% площади России). Расстояние от краевого центра г. Хабаровск до Москвы - 8533 км. Общая численность населения края составляет 1,9 млн. человек, средняя плотность - 2,2 чел/км2 - одна из самых низких среди всех субъектов Федерации.

Хабаровск является главным и самым крупным городом на территории Хабаровского края. Основан в 1858 как военный пост Хабаровка (назван в честь русского землепроходца Е. П. Хабарова). С 1880 - город Хабаровка, административный центр Приморской области, с1884 - Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 город переименован в Xабаровск. В 1872 в Хабаровске построен речной порт. В 1873 открыта первая начальная школа. В 1897 Xабаровск соединён железной дорогой с Владивостоком. В конце XIX в. в Xабаровске имелись каменный православный собор, 3 православные и римско-католическая церкви, 11 училищ, в том числе реальное, кадетский корпус, техническое железнодорожное, женская гимназия и др. Велась торговля мехами. Действовали паровая мельница и несколько кирпичных заводов. В 1891 открыт памятник графу Н. Н. Муравьёву-Амурскому - генерал-губернатору Восточной Сибири (руководил экспедициями по Амуру в 1850-55-м гг.). В 1894создан Приамурский (Хабаровский) отдел Русского Географического общества с музеем и библиотекой. В 1902 в Xабаровске основан военный завод «Арсенал» (ныне «Дальдизель»). В 1908 создана база Амурской флотилии. В начале XX в. Xабаровске - крупный торговый центр Дальнего Востока. В 1916 был построен железнодорожный мост через Амур, соединивший Xабаровск железной дорогой с Восточной Сибирью. В ноябре 1922 Xабаровск в составе Дальневосточной республики (ДВР) вошёл в РСФСР. С 1926 - центр Дальневосточного, с 1938 - Хабаровского края. В 1940 соединён железной дорогой через станцию Волочаевка с Комсомольском-на-Амуре.

Распределение населения по территории края крайне неравномерно: наиболее плотно заселена южная часть (Бикинский район - 11,8 чел/км2), наименее плотно - северная (Аяно-Майский район - 0,03 чел/км2).

78% населения проживает в городах и 22% - в сельской местности. На территории края расположено 7 городов, среди наиболее крупных - Хабаровск (612 тыс.), Комсомольск-на-Амуре (315 тыс.), Амурск (60 тыс.), Николаевск-на-Амуре (37 тыс.)

В крае проживают представители около 100 национальностей: русские (86%), украинцы (6,2%), белорусы (1,1%), татары (1,0%), евреи (0,8%), корейцы (0,5%) и другие.

Численность трудоспособного населения, занятого в лесном комплексе, составляет 22,2 тыс. человек или 4,6%.

В экономике края ведущую роль играет промышленность (60% совокупного регионального продукта). Край вырабатывает 22% промышленной продукции всего Дальнего Востока и 1,2% промышленной продукции России. Основными отраслями являются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов.

Удельный вес продукции лесного комплекса в общем объеме промышленной продукции края оценивается в 3%, что примерно соответствует аналогичному показателю среди других многолесных регионов России. Хабаровский край производит 44% всей деловой древесины, заготавливаемой на Дальнем Востоке, 35% пиломатериалов, 63% целлюлозы, 44% древесно-стружечных плит, 65% картона.

Основные предприятия комплекса сосредоточены в его южной и центральной частях и тяготеют к железнодорожным транспортным магистралям и морскому побережью.

В тоже время за последние 10 лет лесной комплекс края пережил серьезный спад: объем вывозки древесины сократился в 3,5 раза, производство пиломатериалов - в 11 раз, древесных плит - в 8 раз. Структура лесопромышленного производства края характеризуется крайне низким уровнем переработки древесного сырья. Круглый деловой лес (пиловочник, фанерный кряж и балансы) почти полностью направляются на экспорт. Это ставит экономику лесного комплекса в полную зависимость от конъюнктуры цен на зарубежных рынках, и, прежде всего, Японии.

Хабаровский край - один из самых крупных регионов Российской Федерации. Его площадь составляет 12,7 процента - Дальневосточного экономического района. Территория края простирается с севера на юг почти на 1800 километров и с запада на восток на 125 - 750 километров. Расстояние от его центра до Москвы по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км. Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых

Шантарские)- 3390 километров.

На побережье Татарского пролива выделяются удобные для сооружения портов акватории - залив Чихачева, бухта Ванино и особенно - уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, образующих залив Советская Гавань. Этот залив, а также соседняя бухта Ванино доступны для судов и в зимний период. Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна). Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.

Хабаровский край имеет общие границы со всеми административными единицами Дальнего Востока или, по крайней мере, выходы к ним. На Западе он граничит с Амурской областью, на северо-западе-с Республикой Саха (Якутия), на севере – с Магаданской областью, на востоке- с Сахалинской областью, от которой его отделяют воды Татарского пролива, пролива Невельского и Амурского лимана, на юге- с Приморским краем и на юго-западе –с Китайской Народной республикой. Граница с Китаем проходит по реке Уссури, протоки Казакевичево, затем по Амуру. Протяженность ее составляет сотни километров. Граница Хабаровского края имеет выход в Тихий океан через Охотское море. Через основной морской порт Хабаровского края-Ванино осуществляются транспортно- экономические связи с Магаданской и Сахалинской областями. Экономико-географическое положение Хабаровского края очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отделенный от Центра России район, связи с которым очень затруднены: до сих пор единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, с другой стороны- это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России нежелательно оставаться в стороне от этого.

2. Введение 2

3. Экономико-географическое положение 2


стороны 2

3.2. Как связанна с другими территориями 2

3.3. Особенность географического положения 3

4. Природные условия региона 3

4.1. Поверхность и ее удобство для хозяйственного освоения 4

4.2. Климатические условия 5

4.3. Полезные ископаемые и их хозяйственное освоение 5

4.4. Реки и озера их назначение 6

5. Население 6

5.1. Численность и плотность 6

5.2. Национальный состав и религии 6

5.3. Степень урбанизации 6

6. Экономика региона 6

6.1. Отрасли производства и их география 6

6.2. Отрасли сельского хозяйства и их эффективность 8

7. Перспективы развития экономики 9

7.1. Крупнейшие города их специфика 9

7.2. Развитие транспорта и связи в регионе 11

7.3. Центр административного района и его значение 12

8. Заключение 13

9. Список используемой литературы 14

2. Введение

Хабаровский край и город Хабаров названы в честь одного из отважных
русских землепроходцев 17 века Ерофея Павловича Хабарова. Южная часть
Хабаровского края более благоприятна для хозяйственного освоения чес
северная. На территории, составляющей около 30% площади всего региона,
проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой
и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная
специализация района, определяющая его место в хозяйстве России.
Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых,
значительно удалены друг от друга, поэтому их развитие затрудняется.
Также у Хабаровского края есть и другие преимущества, недостатки,
проблемы; которые будут рассмотрены в данной работе.

3. Экономико-географическое положение

3.1. С какими другими административными единицами, граничит и с какой
стороны

Хабаровский край расположен в центральной части южной половины Дальнего
Востока, у Тихого океана. Граничит с Китаем на юго-западе; с востока
омывается Охотским и Японским морями; проливами Татарский и Новельского
отделяется от острова Сахалин. На западе соседствует с Амурской областью
и Якутской АССР, на северо-востоке – с Магаданской областью. В состав
края входит Еврейская автономная область. Включает в себя 9 городов.
Центр - края город Хабаровск

3.2. Как связан с другими территориями

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером в Хабаровском
крае является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных
соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных
ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству
целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному
строительству, расширению портового хозяйства. По многим направлениям
ширятся внешнеэкономические связи Хабаровского края с Китаем. Интенсивно
растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с
китайскими фирмами по освоению природных ресурсов Хабаровского края.
Достигнуто соглашение между властями китайской провинции Хэйлунцзян и
Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыбных запасов пограничных
рек Уссури и Амура. Весьма вероятно участие китайского капитала в
разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края

3.3. Особенность географического положения

Особенность географического положения Хабаровского края заключается в
том, что он имеет выход в океан. Расположен близко к мировым торговым
маршрутам, что благоприятно сказывается на экономике края. Но для
Хабаровского края характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых
и развитых районов России, а так же окраинность и ограниченность
контактов с – Восточной Сибирью. Также Хабаровский край имеет мощный
ресурсный потенциал. Это дает ему возможность занимать важное место в
экономике страны по ряду сырьевых позиций.

4. Природные условия региона

4.1. Поверхность и ее удобство для хозяйственного освоения

На территории края преобладает горный рельеф (свыше 70% территории). На
юге горные системы вытянуты в северо-восточном направлении. Яго-запад
занимают хребты Турана, М. Чинган, Буреинский, Ям-Линь, Баджальский,
Куканский и др. с высотам от 750 – 1000 метров до 2000 – 2500 метров.
Юго-восток выделяется рядом горных цепей Сихоте-Алинья средними высотами
700 – 1400 метров (наивысшая точка в городе Тардоки-Яни, 2077 метров). В
центральной части края – горы с широтной ориентацией: хребты Джагды,
Селемджинский, Майский, Становой. На севере – хребет Сунтар-Хаята (самая
высокая в крае вершина – 2933 метров). Параллельно Охотскому побережью
проходят хребты Прибрежный, Ульинский, Джугджур с высотами до 2000
метров, за которыми распологаются Юдомо-Майское нагорье со средними
высотами 800-1200 метров. Наиболее обширные низменности, которые
используются для пашен это: на юге – Нижне- и Средне-амурская,
Эворон-Тугурская, на севере Охотская.

4.2. Климатические условия

Климат муссонный, с суровой и малоснежной зимой и теплым влажным летом.
Средняя температуря января от –22 С на юге, до –30 -40 С на севере, на
морском побережье от –15 С до -25 С. средняя температура июля
колеблется от 12 – 16 С. - приморской части и до 20 – 21 С во внутренних
и южных районах. Осадков за год выпадает 400-600 мм на севере, 600-800
мм на юге и 1000 мм на востоке склонах Сихотэ-Алиня. Максимум осадков
(70-75%) приходится на лето. Вегетац. период 170-180 суток на юге края.
Вдоль побережья с севера на юг проходит холодное течение, с которым
связанны продолжительные летние туманы.

В Хабаровском крае распространены дерново-подзолистые почвы, на
равнинных участках – лугово-болотные и болотные почвы, в южных районах –
бурые лесные и буро-таежные почвы.

Край расположен в лесной зоне. Леса исключительно разнообразны по
составу и включают представителей дальневосточной (амурской),
охотско-камчатской и восточно-сибирской областей. Преобладают хвойные
леса: на севере, северо-западе и востоке; светлохвойные из даурской
лиственицы и темнохвойные с преобладанием аянской ели и белокорой пихты.
На юге края и на среднеамурской низменности – смешанные
кедрово-широколиственные леса. В лесу - различные виды лиан. В крае
много осоково-вейниковых лугов, пойменных и суходольных. В верхней части
гор – тундра с зарослями кедрового стланика.

Животный мир характеризуется сочетанием элементов фауны северного и
южного регионов. В тайге обитают копытные, хищники, грызуны. Из птиц –
глухарь, рябчик, свиристели, кедровка и другие. В смешанных лесах
водится изюбр, косуля, восточноазиатский кабан, и др. Из птиц
распространены тетерев, индийская кукушка, синяя мухоловка и др. В
озерах и реках насчитывается свыше 100 видов рыб, в их числе: амурская
щука, амур, чебак, серебряный карась, хариус, сом, ленок, сазан и др. В
Амуре обитают осетр, калуга и др. В прибрежных морских водах –
тихоокеанская сельдь, камбала, корюшка и др. В более теплом Японском
море ведется добыча кальмаров, трептангов, моллюсков, водорослей. На
территории края расположены Бльшехехцирский и Комсомольский заповедник.

4.3. Полезные ископаемые и их хозяйственное освоение

Среди полезных ископаемых в Хабаровском крае имеются различные
строительные материалы, уголь, цветные металлы. В центральной части
имеется угральсое месторождение угля. 0

4.4. Реки и озера их назначение

Большинство рек принадлежит бассейну Амура (длина его в пределах края до
1500 километров) – Бурея (верхнее и среднее течение), Биджан, Бира,
Тунгуска, Горюн, Амгунь, Уссури, Анюй, Гур. Из других рек выделяются
Тумнин и Коппи (впадают в Японское море), Тургур, Уда, Улья, Урак,
Охота, Иня (в Охотское море). Реки северо-западного края – Мая, Учур –
являются притоками Алдана и принадлежат бассейну Лены. Реки Приамурья
главным образом за счет муссонных дождей; у рек, впадающих в Охотское
море, приходится на весенний период. Потенциальные гидроэнергетические
ресурсы оцениваются в 22,8 миллиардов киловатт в час в год. Реки имеют
важное транспортное рыбохозяйственное значение. В крае много озер,
преимущественно небольших и мелководных. Выделяются озера, расположенные
в бассейне Амура: Болонь, Чукчагирское, Хумми, Б. Кизи, Удыль, Орель,
Чля, Эворон.

Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой ледовитостью. В
первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого
океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана -
Берингово и Охотское - также холодные, с длительным ледовым периодом и
потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах
северо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого
течения Куросио, возможна круглогодичная навигация.

5. Население

5.1. Численность и плотность



Северная часть заселена не так густо, примерно 2 человека на квадратный
километр.

5.2. Национальный состав и религии

В Хабаровском крае живут русские (85,4%, перепись 1970), украинцы
(5,7%), народности Севера, Сибири и Дальнего Востока (нанайцы, эвенки,
ульчи, нивхи, орочи, удегейцы, негидальцы и др. – 1,5%), корейцы (1,4%),
евреи (1,4%), татары, белорусы, мордва, чуваши и др.

5.3. Степень урбанизации

Наиболее густо заселена южная часть края, особенно вдоль Транссибирской
железнодорожной магистрали (20-25 человек на 1 квадратный километр).
Городского населения 80% (на первого января 1977 года). Наиболее крупные
города: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Биробиджан,
Амурск, Николаевск-на-Амуре. Большинство городов и поселков городского
типа возникло в годы Советской власти в связи с развитием промышленности
и транспорта.

6. Экономика региона

6.1. Отрасли производства и их география

Промышленность Хабаровского Края – один из важнейших индустриальных
районов Дальнего Востока. В межрайонном разделении труда хозяйство края
специализируется на машиностроении и металлообработке, черной
металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности, добычи руд, цветных металлов, рыбной промышленности,
нефтепереработке.

Предприятия Хабаровского края выпускают морские и речные суда,
металлорежущие станки, трансформаторы, компрессоры, сельскохозяйственные
машины, подъемные краны, оборудование для литейных цехов, продукцию
широкого потребления: стиральные машины, бытовые приборы, металлическую
посуду и др. Основные центры машиностроения: Хабаровск,
Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре.
Черная металлургия представлена заводом «Амурсталь» в
Комсомольске-на-Амуре (действует с 1942 года), который использует
железный лом и дает сталь и прокат. Развита цветная металлургия.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность –
наиболее развитые отрасли промышленности в Хабаровском Крае.
Заготавливается 12,3 миллионов кубических метров деловой древесины.
Лесозаготовки сосредоточены в южной половине края, преимущественно в
массивах, тяготеющих к железным дорогам, Амуру и его притокам. Большая
часть древесины вывозится за пределы края, главным образом на экспорт.
Деревообрабатывающая промышленность включает в себя несколько
предприятий, которые производят пиломатериалы, древесноволокнистые
плиты, паркет, стандартные дома, тару и др. Мухинский лесокомбинат и
фанерный завод в поселке Литково выпускают фанеру. На отходах
производства работают Хорский гидролизный завод. В Хабаровске,
Комсомольск-на-Амуре, Биробеджане действцют предприятия по изготовлению
строительных деталей, мебели. Целлюлозно-бумажная промышленность
представлена самым крупным на Дальнем Востоке комбинатом а городе
Амурске. Перспективы отрасли связанны с дельнейшим развитием глубокой
переработки древесины, полным использованием всего сырья и отходов
производства.

Основная роль в энергобалансе играют уголь и нефтепродукты. Среди
угольных месторождений эксплуатируются Ургальское. Большая часть угля
завозится из Райчихинска (Амурская область). Основа электроэнергетики –
тепловые станции в Хабаровске, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре
и Амурске. Централизованное электроснабжение охватывает экономически
развитые районы края, входящие в формирующуюся энергосистему юга
Дальнего Востока.

Промышленность строительных материалов получила развитие в Хабаровске
(производство железно-бетонных изделий, кирпича, рубероида,
стекловолокна, минеральной ваты и др.), Комсомольске-на-Амуре (заводы
железно-бетонных изделий, кирпичные заводы), Теплоозерске (цементный
завод), Лондоко (известковый завод) и др.

Предприятия легкой промышленности выпускают обувь, швейные, трикотажные,
чулочно-носочные и кожгалантерейные изделия; центры: Хабаровск,
Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан (швейные фабрики), Бикин и Биробиджан
(трикотажные фабрики). Среди отраслей пищевой промышленности выделяется
рыбная, имеющая международное значение. Имеются также мукомольная,
кондитерская, пивоварня, спиртоводочная, мясомолочная, масложировая
отрасли промышленности. Главные центры: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре,
Биробиджан.

6.2. Отрасли сельского хозяйства и их эффективность

В крае хорошо развито сельское хозяйство. В 1976 году в крае был 91
совхоз и 24 колхоза. Площадь земляного фонда 24525 тысяч гектаров,
сельскохозяйственных угодий 628 тысяч гектаров, из них под пашней 272,
сенокосами 205, пастбищами 145 тысяч гектаров. Посевные площади всех
сельскохозяйственных культур занимали 272 тысяч гектаров, в том числе
под зерновыми 93 тысяч гектаров, картофелем и овощами 30 тысяч гектаров,
кормовыми культурами 83 тысяч гектаров, плодово-ягодными насаждениями
3,8 тысяч гектаров. Площадь орошаемых земель в 1975 году составляла 3,2
тысяч гектаров, осушенных земель 144,7 тысяч гектаров. Из зерновых
культур сеют пшеницу (32 тысяч гектаров), овес, ячмень; из технических
сою (65,2 тысяч гектаров). Основные районы их возделывания расположены в
южной части края. Валовой сбор зерновых культур в 1976 году составил 151
тысяч тонн. Под картофелем занято 21,5 тысяч гектаров, под овощами – 8,4
тысяч гектаров. Валовой сбор картофеля в 1976 году составил 247 тысяч
тонн, овощей – 116 тысяч тонн. Овощи выращивая главным образом вокруг
Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, картофель
преимущественно в Октябрьском, Ленинском, им. Лазо районах. Садоводство
концентрируется на юге края, вблизи городов.

Животноводство имеет молочное и мясное направление. В пригородных зонах
интенсивно развивается птицеводство. Поголовье крупного рогатого скота
составило 191 тысяч, из них коров 74 тысячи; свиней 182 тысячи. Построен
ряд животноводческих предприятий, среди которых крупные птицефабрики,
комплексы по производству молока и свинины в районе Хабаровска и
Комсомольска-на-Амуре. На севере края развито оленеводство (51,5 тысяч
голов на первое января 1976 года). В крае (южные и центральные районы)
имеется 13 пчеловодческих совхозов, значит часть меда вывозится за
пределы края, в том числе на экспорт. Важные отрасли звероводство и
охотничий промысел. На зверофермах разводят норок серебристых лисиц.
Охота – традиционное занятие коренных народностей севера, живущих на
территории края; промышляют соболя, белку, выдру и др.

7. Перспективы развития экономики

7.1. Крупнейшие города их специфика

Хабаровск. Краевой центр. До 1983 года – Хабаровка. Основаны 1858 году
как военный пост. Расположен на реке Амур. Важный транспортный удел
Дальнего востока. Речной порт, железнодорожная станция Транссибирской
магистрали. Узел важнейших авиалиний. Транссибирская магистраль
связывает его с западными районами и владивостоком; железнодорожная
линия Волочаевка – Советская Гавань дает Хабаровску второй выход к
Тихому океану и соединяет с Комсомольском-на-Амуре. Общая площадь
городских земель – 365,91 квадратных километров, население – 600,7 тысяч
человек. Основные отрасли промышленности: машиностроение,
электротехническая, химическая, фармацевтическая, строительных
материалов, деревообрабатывающая, пищевая, легкая.

Амурск. Районный центр. Возник в 1958 году в связи со строительством
крупного целлюлозно-картонного комбината. Городом стал в 1973 году.
Расположен на левом берегу реки Амур, в 60 километрах выше
Комсомольска-на-Амуре. Железнодорожная станция Мылки (до нее 18
километров). Площадь городских земель – 146,64 квадратных километров,
население 78,1 тысяч человек. Основные отрасли промышленности:
целлюлозно-бумажная, машиностроение, пищевая.

Бикин. Районный центр. Расположен в долине реки Бикин (приток Уссури).
Год образования – 1938 – железнодорожная станция в 230 километрах к
юго-западу от Хабаровска. Общая площадь городских земель – 77,76
квадратных километров, население – 20,1 тысяч человек. Основные отрасли
промышленности: лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая.

Биробиджан. Центр еврейской автономной области. Расположен на реке Бира
(приток Амура). Возник в 1928 году. Городом стал в 1937 году.
Железнодорожная станция (на Транссибирской магистрали) в 175 километрах
к западу от Хабаровска. До ближайшей пристани на реке Амур – село
Ленинское – 128 километров. Площадь городских земель – 150 квадратных
километров, население 85 тысяч человек. Основные отрасли промышленности:
машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, строительных материалов,
легкая.

Вяземский. Расположен на террасах двух небольших рек. Год основания
1894. Статус города приобрел в 1951 году. Железнодорожная станция в 130
километрах к югу от Хабаровска. Площадь городских земель – 55,28
квадратных метров, население – 20,5 тысяч человек. Основные отрасли
промышленности: лесная и деревообрабатывающая, пищевая.

Комсомольск-на-Амуре. Население 322 тысяч человек. Площадь городских
земель – 325 тысяч квадратных метров. Год образования – 1932.
железнодорожная станция на линии Волочаевка – Советская Гавань, в 356
километрах к северо-востоку от Хабаровска. Речной порт на Амуре.
Основные отрасли промышленности: металлургическая. Машиностроение,
судостроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, строительных
материалов, пищевая.

Николаевск-на-Амуре. Год образования – 1850. городом стал в 1856 году.
До 1926 года – Николаевск. Ближайшая железнодорожная станция -
Комсомольск-на-Амуре (до нее – 670 километров). Речной и морской порт.
Население – 46 тысяч человек, площадь городских земель – 16,55
квадратных километров. Основные отрасли промышленности: лесная и
деревообрабатывающая, строительных материалов, пищевая.

Облучье. Районный центр. Входит в состав еврейской автономной области.
Год образования – 1938. расположен на реке Хинган (приток Амура).
Железнодорожная в 159 километрах от Биробиджана. Общая площадь городских
земель – 26,93 квадратных километров, население – 37,2 тысяч человек.
Основные отрасли промышленности: лесная, пищевая. Есть предприятия
железнодорожного транспорта.

Советская Гавань. Районный центр. Год образования – 1853. городом стал с
1941 года. Является конечной железнодорожной станцией на линии от города
Комсомольск-на-Амуре. Ближайший порт – Ванино. До него 41 километров.
Площадь городских земель – 29,17 квадратных километров. Население – 57,9
тысяч человек. Основные отрасли промышленности: строительных материалов,
судостроительная и судоремонтная, пищевая.

7.2. Развитие транспорта и связи в регионе

Из транспорта имеет важное значение железнодорожный транспорт. Главная
железная дорога края – Транссибирская магистраль (участок Облучье –
Хабаровск – Звеньевой). К ней примыкают железнодорожные линии:
Известковая – Чегдомын, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре и
Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В 1975 году завершено
строительство железнодорожного моста через реку Амур у
Комсомольска-на-Амуре. Важную роль играют речные перевозки по Амуру и
его притокам Уссури, Тунгуске, Амгуни.

Развит морской транспорт, связывающий Хабаровский край с прибрежными
районами Дальнего Востока и зарубежными странами тихоокеанского
бассейна, в частности и с Японией. Главный морской торговый порт –
Ванино, действующий с помощью ледоколов круглый год; из Ванино в Холмск
(остров Сахалин) осуществляется железнодорожная паромная переправа.
Другие порты: Николаевск-нна-Амуре, Маго, Мыс Лазарева, Де-Кастри,
Охотск. Сеть автодорог обслуживает главным образом южные районы края;
основные автодороги: Хабаровск – Владивосток и Хабаровск – Биробиджан,
Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Широко развит воздушный транспорт.
Хабаровск – крупный узел международных, союзных и местных авиационных
линий. Имеется нефтепровод Оха (остров Сахалин) - Комсомольск-на-Амуре.

7.3. Центр административного района и его значение

Хабаровск – это экономический, административный и культурный центр
области. В нем располагаются много предприятий, которые хорошо развиты
из-за того, что Хабаровск – это крупный транспортный узел. Хабаровск -
это главный административный центр области. Так как в Хабаровске
проживает более 600 тысяч человек значит этот город стал культурным
центром области.

8. Заключение

Семь - восемь десятилетий двадцатого века хозяйственное освоение
Приамурья шло довольно медленно и виной тому не только суровые природные
условия края, но, прежде всего сам общественный строй Советской России.

С точки зрения капиталистической системы хозяйствования, нетронутые
богатства Приамурья казались несметными, и алчная свора частных
предпринимателей приступила к их беззастенчивому грабежу. Экономика
восточной окраины с самого начала приняла однобокий характер,
развивались лишь добывающие отрасли промышленности: рыбная, лесная,
разработка золотоносных месторождений. Беспощадно вырубались и
вырубаются леса. В земледелии господствует отсталая и также хищническая
в своей основе переложная система.

В настоящее время в Хабаровском крае нужны люди, которые любят свой край
и хотят чтобы людям здесь жилось не хуже, чем в центре России.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...