Халиф Абу Бакр – краткая биография. Биография имама абу ханифы, да будет милостив к нему аллах

Лидер группировки «Фронт освобождения Палестины», известный также как Мохаммед Аббас


Аббас родился в 1948 году в лагере палестинских беженцев Ярмук в Сирии, куда его семья перебралась из Тиры неподалеку от Хайфы после провозглашения независимости Израиля.

По данным израильских источников, уже в конце 60-х Абу Аббасом заинтересовался КГБ СССР. НФОП к этому моменту успел расколоться на две фракции: НФОП Жоржа Хаббаша и НФОП - Общее командование Ахмеда Джибриля. А в 1971 году Абу Аббас приехал в СССР, где прошел «курс спецподготовки» на тренировочной базе КГБ в подмосковном Солнечногорске. Показательно, что сам Абу Аббас не отрицал, что постигал ремесло профессионального террориста под Москвой. Накануне второй войны в Заливе он весьма откровенно рассказал о своей «учебе» в Москве в интервью российской газете «Время новостей». На вопрос о том, чему он учился в СССР, Абу-Аббас ответил: «Стратегии, тактике, умению руководить, организовывать народное сопротивление. Военная практика у меня и моих товарищей уже была. Так что в Москве мы, палестинские офицеры (я тогда числился майором), полгода набирались теории. Изучали опыт СССР в борьбе с оккупацией нацистов в тылу. Партизаны в Украине, в Беларуси. У вас богатый опыт. Подрыв поездов, нападение на военные базы, уничтожение коллаборационистов. Ваши партизаны, между прочим, забрасывали гранатами дома предателей вместе со всеми, кто там был, с родственниками, не важно. В военном плане палестинская ситуация сильно отличается. Но с точки зрения политики и идеологии эта учеба мне очень помогла».

Учеба действительно пошла Абу Аббасу впрок. В 1976 году он со своими сторонниками, отколовшись от НФОП-ГК, создает свою группировку - Фронт освобождения Палестины (ФОП) и тут же устанавливает связи с иракской военной разведкой, покровительством которой он пользовался, по всей видимости, до самого падения режима Саддама Хусейна. Как правило, подобные события трактуются как раскол. Однако чаще всего за кадром остается другое. Крупные террористические организации строятся по известному принципу «ячеек». Афишировать связи друг с другом и облегчать тем самым работу спецслужбам террористам незачем. Поэтому возникновение ФОП в равной степени может быть и расколом НФОП-ГК, и стремлением «спрятать» истинных вдохновителей и организаторов террора.

Дело в том, что уже с середины 70-х годов Ясир Арафат прилагал титанические усилия, чтобы сменить (в глазах западных политиков) свой образ обер-террориста на репутацию «умеренного» палестинского лидера и, таким образом, стать легитимным представителем палестинских арабов в «официальной» политике. Ответственность за теракты брали на себя «Черный сентябрь», НФОП и ФОП, являвшиеся, по существу, боевыми подразделениями ООП. Но их от Арафата отделяла целая цепочка «промежуточных звеньев», и при каждом конкретном теракте ООП при желании могла категорически от него отмежеваться, а арафатовские функционеры, как правило, и являвшиеся теневыми руководителями терактов, предлагали свои услуги в качестве посредников. В частности, именно так развивались события в 1979 году, когда некая малоизвестная организация Орлы палестинской революции захватила заложников в посольстве Египта в Турции, а на переговорах с террористами арафатовский «посредник» обсуждал планы следующих захватов заложников в Анкаре. В сентябре 1985 года в Бейруте, после захвата советских дипломатов, произошло то же самое: Арафат, выйдя на связь с советским посольством, предложил в качестве «посредников» организаторов похищения - некоего «Хаджа» и Имада Мугние, лидера «Хезболлы». Словом, широко применяемый в ООП принцип «теневого подчинения», «ячеек», «почкования» и т.д. оставлял за Арафатом широкое поле для маневров. В полной мере это касалось и Абу Аббаса, который, формально оставаясь лидером «независимого» ФОП, тем не менее, считался одним из приближенных Арафата.

Из багдадской штаб-квартиры Абу Аббас продолжал рекрутировать будущих террористов и готовить их в многочисленных лагерях в Ираке. Именно через его ФОП, считают аналитики США, «прокачивались» из Ирака деньги, предназначавшиеся членам семей палестинских террористов-«смертников».


Фото: Ropi / Zuma / Globallookpress.com

Будущий халиф Ибрагим Аввад Ибрагим аль-Бадри родился в иракском городе Самарра, к северу от Багдада, в 1971 году. Власть в стране тогда принадлежала панарабской секуляристской партии левого толка «Баас».

Отец Ибрагима, Аввад, активно участвовал в религиозной жизни общины и преподавал в местной мечети. Именно там его сын сделал первые шаги в качестве богослова: он собирал соседских мальчишек, и они вместе читали Коран.

Баасисты не поощряли активное распространение религии, но и не боролись с ней. Некоторые родственники Ибрагима даже вступили в ряды правящей партии. Два дяди будущего халифа работали в спецслужбах президента Саддама Хусейна; один из его братьев был офицером саддамовской армии, а другой брат погиб на ирако-иранской войне. Сам Ибрагим к началу конфликта был слишком молод, чтобы принять в нем участие.

С 1993 года иракский лидер начал «кампанию по возврату к вере»: в стране закрывались ночные клубы, запрещалось публичное употребление алкоголя, ограниченно вводились нормы шариата (например, за воровство стали рубить руки).

Когда пришло время определяться с высшим образованием, Ибрагим аль-Бадри попытался поступить в Багдадский университет на юридический факультет, но его подвели плохое знание английского и неважные оценки. В результате он пошел на богословский факультет, а потом поступил в Университет исламских наук, где получил степень магистра по кираатам (школам публичной декламации Корана).

Во время обучения в магистратуре по настоянию дяди Ибрагим вступил в ряды «Братьев-мусульман». Эта наднациональная исламистская организация выступала за создание религиозных исламских государств, однако в большинстве стран ее последователи избрали осторожную тактику и не поддерживали вооруженную борьбу с властями. Аль-Бадри такие идеи казались слишком мягкими - он называл их последователей людьми слов, а не дела, и будущий халиф быстро примкнул к наиболее радикальным членам организации.

Получив степень магистра в 2000 году, аль-Бадри поселился в маленькой квартире в бедном районе Багдада, рядом с мечетью. За четыре года он успел сменить двух жен и стать отцом шестерых детей.

В 2004 году аль-Бадри арестовали американцы - он зашел в гости к другу, находившемуся в розыске. Будущий халиф попал в фильтрационный лагерь «Кэмп Букка», где оккупационная администрация содержала подозрительных иракцев. Им не запрещали отправлять религиозные ритуалы, и этим будущий халиф умело пользовался: читал лекции о религии, проводил пятничные молитвы и давал пленникам наставления в соответствии со своим толкованием ислама.

Заключенные рассказывали, что «Кэмп Букка» превратился в настоящую академию джихадизма. «Обучи его, внуши идеологию и укажи дальнейший путь, чтобы на момент освобождения он стал полыхающим пламенем», - так описал один из бывших зэков стратегию исламских богословов внутри фильтрационного лагеря по отношению к каждому новоприбывшему.

После выхода на свободу аль-Бадри связался с людьми «Аль-Каиды в Ираке», которые посоветовали ему перебираться в Дамаск. В сирийской столице у него была возможность, помимо работы на террористов, закончить диссертацию. Тогда в рядах джихадистов начался конфликт, который привел к трансформации иракской ветви «Аль-Каиды» в жестокое «Исламское государство Ирак». Аль-Бадри назначили руководителем религиозного направления в иракских «провинциях» организации. Территории у халифата тогда не было, поэтому в основном Ибрагим занимался разработкой пропагандистской стратегии и следил, чтобы боевики четко исполняли религиозные предписания.

В марте 2007 года он вернулся в Багдад, где защитил диссертацию и стал доктором корановедения. Его научный успех привлек внимание тогдашнего лидера «Исламского государства Ирак» Абу Айюба аль-Масри, и тот сделал аль-Бадри главой Шариатского комитета - то есть ответственным за всю религиозную работу террористической организации.

В 2013-м группировка начала участвовать в боевых действиях на территории Сирии и изменила название на «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а после блицкрига лета 2014-го сократила его до «Исламского государства». Тогда же Аввад Ибрагим аль-Бадри объявил себя халифом, окончательно превратившись в Абу Бакра аль-Багдади.

За голову Абу Бакра аль-Багдади американские власти обещают 10 миллионов долларов: на принадлежащем Госдепартаменту сайте rewardsforjustice он назван псевдонимом Абу Дуа. Несмотря на то что в денежном эквиваленте лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири оценен почти в два раза дороже, после смерти Осамы бен Ладена именно самопровозглашенный халиф и главарь ИГ Абу Бакр считается сегодня «террористом номер один».

да будет доволен им Аллах!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, и к нему прибегаем за помощью

Ибн аль-Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Дабба ибн аль-Харис ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма‘адд ибн ‘Аднан аль-Къураши аль-Фихри аль-Макки.

Один из числа тех, кто первыми приняли ислам, и из тех, кого (Абу Бакр) ас-Сиддикъ предлагал ансарам выбрать халифом и указал на него в день ас-Сакъифа из-за его полноценной пригодности (быть халифом) по мнению Абу Бакра.

Родословная Абу ‘Убайды совпадает с родословной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на аль-Фихре.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал ему раем и назвал его “аминаль-умма”/доверенный уммы/ и его достоинства известны и многочисленны.

Он передал небольшое количество хадисов и участвовал в знаменательных военных походах.
От него передавали хадисы аль-‘Ирбад ибн Сария, Джабир ибн ‘Абдуллах, Абу Умама аль-Бахили, Самура ибн Джундаб, Аслям - вольноотпущенник ‘Умара, ‘Абду-р-Рахман ибн Гъаньм и другие. В «Сахихе» Муслима от него передан один хадис, в «Джами’/Сунан» Абу ‘Исы (ат-Тирмизи) - один хадис, а в «Муснаде» Бакъиййи от него передано пятнадцать хадисов.
Хадис от него: ‘Абдуллах ибн Сурака передал со слов Абу ‘Убайды ибн аль-Джараха: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, после Нуха не было пророка, который не предостерегал бы свой народ от Даджаля, и я, поистине, предостерегаю вас от него”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал нам его и сказал: “Возможно, что тот, кто видел меня или слышал мою речь, застанет его”. (Сподвижники) спросили: “О посланник Аллаха, да благословит тебя Аллах и приветствует, какими будут наши сердца в тот день, такими как сегодня?” Он сказал: “Или лучше!”» Этот хадис передал ат-Тирмизи от ‘Абдуллы аль-Джумахи, и моя (аз-Захаби. - прим. пер.) цепочка до него соединяется, с меньшим количеством рассказчиков. Также он сказал: «В этой главе есть хадисы от ‘Абдуллы ибн Бусра и др. Этот хадис хороший неизвестный (гъариб) из хадиса Абу ‘Убайды, да будет доволен им Аллах!».

Ибн Са’д в (“ат-Табакъат”) сказал: «От Малика ибн Яхамира сообщается, что он, описывая Абу ‘Убайду сказал: “Он был человеком худощавым, с худощавым лицом, с редкой бородой, высокого роста, сутулым и с двумя сломанными зубами”».
Сообщил нам Мухаммад ибн ‘Умар, рассказал нам Мухаммад ибн Салих от Язида ибн Румана, который сказал: «Ибн Маз’ун, ‘Убайда ибн аль-Харис, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, Абу Саляма ибн ‘Абдуль-Асад и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах отправились и явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он предложил им принять ислам и известил их о законоположениях ислама, и они в тот час же приняли ислам, а было это до того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (начал встречаться со своими сподвижниками) в доме аль-Аркама».
Как передал ат-Табарани с хорошим иснадом от Абдуллы ибн Шаузаба, который сказал: «Отец Абу ‘Убайды выступил ему навстречу в день Бадра, но Абу ‘Убайда уходил от него, но когда он стал делать снова и снова, он убил своего отца».
А в день Ухуда он храбро сражался, не жалея себя и в тот день он вырвал два кольца от кольчуги, которые вонзились в щеку посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, от удара, который он получил, но при этом (Абу ‘Убайда) потерял два зуба. Однако потеря им двух зубов лишь украсила его, так что даже говорили: «Никогда не видели более красивого беззубого, чем Абу ‘Убайда».

Во время кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи под навесом бану Са’ида, Абу Бакр ас-Сиддикъ сказал: «Я доволен для вас одним из этих двух мужчин: ‘Умаром и Абу ‘Убайдой».

Аз-Зубайр ибн аль-Баккар сказал: «Потомки Абу ‘Убайды и сыновья его братьев - все они вымерли, и он был из числа тех, кто переселился на земли эфиопов». Об этом сказали Ибн Исхакъ и аль-Вакъиди.

Я (аз-Захаби) говорю: «Даже если он туда переселялся, то пробыл там недолго». Абу ‘Убайда был из числа тех, кого причисляли к тем, кто выучил весь Великий Коран наизусть.

Муса ибн ‘Укъба в («Магъази») сказал: «Военный поход ‘Амра ибн аль-‘Аса - это поход Зату-Салясиль в окрестностях Шама. ‘Амр начал беспокоиться из-за опасности, которая исходила с этой стороны, и он обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за помощью, и пророк отправил ему Абу Бакра и ‘Умара с отрядом, состоящим из мухаджиров, и назначил их амиром Абу ‘Убайду. Когда они прибыли к ‘Амру ибн аль-‘Асу, он сказал: “Я ваш амир!” Но мухаджиры сказали: “Нет, ты амир своих подчиненных, а наш амир - Абу ‘Убайда”. ‘Амр сказал: “Поистине, вы лишь подкрепление, которое послано ко мне!” Когда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах увидел это, а он был человеком с хорошим нравом, мягким характером, следовавший велениям посланника Аллаха и придерживавшийся клятвы верности, которую он принес ему, он уступил командование ‘Амру».

Через несколько цепочек (передатчиков) подтверждается от Анаса о том, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах».

Шурайх ибн ‘Убайд, Рашид ибн Са’д и другие сказали: «Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб достиг Сарга, и ему рассказали, что в Шаме распространилась сильнейшая чума, он сказал: “Если наступит мой час и Абу ‘Убайда будет жив, я оставлю его после себя халифом, а если Великий и Всемогущий Аллах спросит меня, почему ты назначил его халифом над уммой Мухаммада, то я скажу: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, в каждой общине есть есть свой доверенный (амин) тот, кто заслуживает доверия, что же касается заслуживающего доверия этой общины (мусульман), то им является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах”».
(Передатчик этого сообщения) сказал: «Но некоторые люди отвергли это и сказали: “Почему дальние курайшиты?”, имея в виду бану Фихр. Затем он сказал: “Если настанет мой час и Абу ‘Убайды не будет, я назначу халифом Му’аза ибн Джабаля, а если мой Господь спросит меня, то я скажу: “Поистине, я слышал, как твой пророк говорил: “Поистине, он придет в День воскресения впереди ученых на степень”».

Хаммад ибн Саляма передал от аль-Джурайри, передавшего со слов ‘Абдуллы ибн Шакъикъа, сообщившего со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, который сказал: «(Однажды люди) спросили: “О посланник Аллаха, кого ты любишь из людей больше всех?” Он ответил: “‘Аишу”. Они спросили: “А из мужчин?” Он ответил: “Абу Бакра”. Они спросили: “А затем кого?” Он ответил: “Затем Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха”».
Так передал этот хадис Хаммад, но ему противоречила группа передатчиков, которая передавала его от аль-Джурайри со слов ‘Абдуллы, который сказал: «Я спросил у ‘Аиши: “Кого из сподвижников посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил больше всех?” Она ответила: “Абу Бакра, затем ‘Умара, а затем Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха”».

Передают со слов Хузайфы о том, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я пришлю к вам доверенного человека». И сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желали быть им, но он отправил Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха.
Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что Абу Мулейка сказал: «Я слышал, как однажды у ‘Аиши спросили: “Кого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял после себя правителем?” Она ответила: “Абу Бакра”. Они спросили ее: “А кого после Абу Бакра?” Она сказала: “‘Умара”. Они снова спросили: “А потом кого?” Она ответила: “Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха”, и затем она закончила на этом».
Сообщается, что Джабир сказал: «Я находился в войске с Халидом, с которым он прибыл в качестве подкрепления для Абу Убайды, который в это время осаждал Дамаск. Когда мы подошли к ним, он сказал Халиду: “Выходи в перед и соверши молитву, так как ты более достоин быть имамом, и поскольку ты прибыл ко мне в качестве подкрепления. Но Халид сказал: “Я не встану впереди человека, о котором я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “У каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах”».
Абу Бакр ибн Абу Шейба передал со слов Силлы о том, что Хузайфа сказал: «(Как-то) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли два епископа из Наджрана, (один из которых был) наместником, а (другой их) господином и сказали: “Отправь с нами самого доверенного человека”. И он сказал: “Я непременно отправлю с вами самого доверенного человека! ” Люди пожелали (быть этим человеком), но он сказал: “Вставай о Абу ‘Убайда!”, и он отправил его с ними».
Ат-Таркуфи в (своей книге) «Джуз» передал (с иснадом): «Абу Хисба Муслим ибн Акйас, вольноотпущенник Ибн Къурайза об Абу ‘Убайде рассказывал: “Сообщил мне тот, кто заходил к нему и нашел его плачущим и спросил: “Что заставило тебя плакать о Абу ‘Убайда?” Он ответил: “Меня заставляет плакать то, что, однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о том, какие (земли) Аллах откроет для мусульман и он упомянул даже Шам, а затем сказал: “Если Аллах отсрочит твой срок, тебе будет достаточно трех слуг: слуга, который будет обслуживать тебя (дома); слуга, который будет сопровождать тебя в пути, и слуга, который будет обслуживать твою семью. Из верховых животных тебе будет достаточно три: верховое животное для езды; верховое животное для (перевозки) груза, и верховое животное для твоего слуги”. А сейчас я смотрю на свой дом, который заполнен слугами, и на конюшню, которая заполнена лошадьми. Как же после этого я встречусь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ведь он завещал нам: “Самый любимый и самый близкий (в День воскресения) ко мне из вас тот, кто встретит меня в том состоянии, в котором я расстался с вами”». Этот хадис неизвестный/гъариб/. Также его передал Ахмад в своем «Муснаде» (1/195) со слов Абуль-Мугъиры.
Ваки’ ибн аль-Джаррах передал от Мубарака ибн Фадалы о том, что аль-Хасан (аль-Басри) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет из вас никого, кого бы я не смог упрекнуть за его некоторые нравы, кроме Абу ‘Убайды”». Этот хадис отосланный/мурсаль/.
Абу ‘Убайда был описан, как имеющий хорошие нравы, как очень мягкий и снисходительный (человек).
Мухаммад ибн Са’д сказал: «Рассказал нам Ахмад ибн ‘Абдуллах, которому сообщил Ибн ‘Уейна, передавший от Ибн Абу Наджиха, который сказал: “(Однажды) ‘Умар сказал тем, кто сидел с ним: “Пожелайте (что-нибудь)!” И когда они сделали это, ‘Умар сказал: “Я пожелал иметь дом заполненный мужчинами подобными Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху!”»
Ибн Абу Шейба сказал: «Ибн ‘Улеййа передал от Юнуса о том, что аль-Хасан сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет из моих сподвижников никого, кого я, если бы захотел, не смог бы упрекнуть, кроме Абу ‘Убайды”».
Ибн Мас’уд сказал: «Мои лучшие друзья из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трое: Абу Бакр, ‘Умар и Абу ‘Убайда».
Халифа ибн аль-Хаййат сказал: «Абу Бакр назначил Абу ‘Убайду хранителем казны мусульман».
Я (аз-Захаби) говорю: «Имеется в виду имущество мусульман, так как в то время у мусульман еще не было казны, и первым кто его придумал, был ‘Умар».
Халифа сказал: «Затем, в тринадцатом году (хиджры) Абу Бакр направил его в Шам в качестве амира. В этом же году ‘Умар стал халифом, который сместил Халида ибн аль-Валида и назначил руководителем Абу ‘Убайду».
Къасим ибн Язид сказал: «Рассказал нам Суфйан от Зияда ибн Фаяйада, передавшего со слов Тамима ибн Саляма о том, что (как-то) когда ‘Умар встретил Абу ‘Убайду, он поздоровался с ним за руку, и хотел поцеловать ее, и они, отвернувшись друг от друга заплакали».
Ибн аль-Мубарак в своей книге «аль-Джихад» сказал: «От Хишама ибн Са’да, от Зайда ибн Асляма, который со слов своего отца рассказывал: “До ‘Умара дошло, что Абу ‘Убайда попал в окружение в Шаме и враг причинил ему урон и ‘Умар написал ему: “А затем: Поистине, верующий раб (Аллаха) не испытает трудность, кроме как, Аллах сделает для него облегчение после нее, ибо, поистине, одна тягость не может одолеть два облегчения: “О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах”».
(Передатчик этого сообщения) сказал: «И Абу ‘Убайда написал ему (в ответ): “А затем: Поистине, Аллах говорит: «Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения”».
(Передатчик этого сообщения) сказал: «Тогда ‘Умар вышел с этим письмом и зачитал его, будучи на минбаре, а затем сказал: “О жители Медины, поистине, Абу ‘Убайда намекает вам или мне, так выходите же на джихад!”».

Ибн Абу Фудайк передал от Хишама ибн Са’да, передавшего от Зайда, который со слов своего отца рассказывал: «До меня дошло, что (однажды) Му’аз услышал, как один мужчина говорил: “Если бы (здесь) был Халид ибн аль-Валид, люди не стали бы препираться (с таким шумом)”, и это было в то время, когда Абу ‘Убайда попал в окружение. Тогда Му’аз сказал: “Да лишится тебя твой отец! Клянусь Аллахом, знамение вынуждено появиться для Абу Убайды, ведь он самый лучший из тех, кто остался на земле!”»

Это сообщение передали аль-Бухари в своем «Тарихе» и Ибн Са’д.

В «аз-Зухд» Ибн аль-Мубарака сказано: «Рассказал нам Ма’мар со слов Хишама Ибн ‘Урвы, который со слов своего отца рассказывал: “Когда ‘Умар прибыл Шам, его встретили амиры и знатные люди, и он спросил: “А где мой брат Абу ‘Убайда?” Они ответили: “Сейчас он придет к тебе”».
(‘Урва) сказал: «И он приехал на верблюдице взнузданной веревкой, обратился к нему со словами приветствия и затем сказал людям: “Оставьте нас!” Он отправился с ним в его жилище и остановился у него. Когда он не увидел в его жилище ничего, кроме его меча, щита и седла, ‘Умар сказал ему: “Взял бы ты себе утварь!” Или он сказал: “Что-нибудь!” (Абу ‘Убайда) сказал: “О повелитель верующих, поистине, это приведет нас к месту отдыха!”»

Ибн Вахб передал от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, сообщившего от Нафи’а, передавшего от Ибн ‘Умара о том, что когда ‘Умар прибыл в Шам, он сказал Абу ‘Убайде: «Отведи нас в свое жилище!» Тот спросил: «А что ты будешь делать у меня? Ты ведь хочешь только разрыдаться из-за меня!»
(Ибн ‘Умар) сказал: «И (‘Умар) зашел, но не увидел там ничего. Он спросил: “А где твои вещи? Я не вижу ничего, кроме войлока, миски и старого бурдюка?! Ты ведь амир! У тебя хоть есть еда?” Абу ‘Убайда встал рядом с посудиной и взял из нее маленькие кусочки хлеба. Тогда ‘Умар начал плакать, а Абу ‘Убайда сказал: “Я ведь тебе говорил, что ты хочешь разрыдаться из-за меня, о повелитель правоверных! Тебе будет достаточно того, что приведет тебя к месту отдыха!” ‘Умар сказал: “Этот мир изменил нас всех, кроме тебя, о Абу ‘Убайда!” Это сообщение приводит Абу Дауд в своем «Сунане», который передал Ибн аль-А‘раби.

Клянусь Аллахом, это настоящая отрешенность от этого мира/зухд/, а не отрешенность крайне бедного человека!

Ма’н ибн ‘Иса передал от Малика о том, что ‘Умар отправил Абу ‘Убайде четыре тысячи или четыреста динаров и (‘Умар) сказал своему посланцу: «Посмотри что он сделает с этим!» Он сказал: «Абу ‘Убайда разделил их и затем отправил такую же часть Му’азу». Он сказал: «Он разделил их кроме небольшого количества из-за того что жена сказала, что они нуждаются в этом. Когда же посланец рассказал об этом ‘Умару, он сказал: “Хвала Аллаху, который сделал так, что в исламе есть те, кто поступает так!”»

От Абуль-Хасана ‘Имрана ибн Нимрана сообщается о том, что Абу ‘Убайда обычно обходил свое войско и говорил: «Сколько же таких, кто обелил свою одежду, но замарал свою религию! И сколько же тех, кто желает возвысить свою душу, но унижает самого себя! Спешите загладить старые грехи новыми добрыми делами!»

Сабит аль-Бунани сказал: «Абу ‘Убайда сказал: “О люди, поистине, я человек из числа курайшитов. Нет среди вас никого, будь то красный или черный, который превосходит меня в богобоязненности, чтобы я не пожелал бы оказаться в его шкуре».

Ма’мар передал со слов Къатады о том, что Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах сказал: «Я бы пожелал быть рогатым бараном, чтобы меня заколола моя семья, съела мое мясо и запила бульоном».
‘Имран ибн Хусайн сказал: «Я бы пожелал быть пеплом, который разносит ветер».

Шу’ба передал от Къайса ибн Муслима, который передал со слов Тарика о том, что во время чумы ‘Умар написал письмо Абу ‘Убайде: «Поистине, у меня появилось дело, в котором я не смогу обойтись без тебя, так поспеши же ко мне». Когда (Абу ‘Убайда) прочитал письмо, он сказал: «Я понял, какое дело у повелителя правоверных! Поистине, он хочет сохранить того, которого сохранить нельзя». И он написал: «Поистине, я узнал какая у тебя нужда, но освободи меня от своего решения, так как я нахожусь в войске мусульман. Я не отдаю предпочтение себе перед ними». Когда ‘Умар прочитал это письмо, он заплакал. Его спросили: «Абу ‘Убайда умер?» Он ответил: «Нет, но он близок к этому!»

(Тарик) сказал: «Абу ‘Убайда скончался, и чума закончилась».

Абу Муваджих Мухаммад ибн ‘Амр аль-Марвази сказал: «Утверждали, что Абу ‘Убайда находился в числе тридцати шести тысячной армии и из них осталось только шесть тысяч человек».

Сообщается, что ‘Ияд ибн Гъутайф сказал: «Я зашел к Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху во время его болезни. Его жена по имени Тухайфа сидела у его изголовья, а он лежал повернувшись к стене. Я спросил: “Как провел ночь Абу ‘Убайда?” Она сказала: “С вознаграждением (от Аллаха)”.
Тогда (Абу ‘Убайда) сказал: “Поистине, клянусь Аллахом, я не провел ночь с вознаграждением!” Было похоже на то, что людям это не понравилось, а он сказал: “Почему же вы не спросите меня, о чем я говорю?” Они ответили: “Нам не понравилось то, что ты сказал, так как же мы спросим тебя (об этом)?!” Он тогда сказал: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Тому, кто израсходует на пути Аллаха излишек, он возрастет семисоткратно. А тому, кто израсходовал для своей семьи, или навестил больного, или удалил с дороги то, что мешает людям, за одно хорошее дело воздастся десятикратно. Пост является щитом, пока он не продырявлен, а для того, кого Аллах подвергнет испытанию недугом в теле, это станет прощением грехов”».

Сообщается, что ‘Ияд ибн Гъутайф сказал: «Когда Абу ‘Убайда заболел, мы зашли к нему, чтобы навестить его и он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Пост является щитом до тех пор, пока он не продырявлен”».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не один раз назначал Абу ‘Убайду руководителем и к этому числу относится тот случай, когда его войско в количестве трехсот человек испытало голод и море выбросило (на берег) большую рыбу, которую называют ‘анбар/кашалот/. Абу ‘Убайда сказал: «Это мертвечина», но затем он сказал: «Нет! Мы являемся посланцами посланника Аллаха и находимся на пути Аллаха, так ешьте его!» И далее приводится хадис. Этот хадис приводится в обоих «Сахихах».

Когда (Абу Бакр) ас-Сиддикъ освободился от войны с вероотступниками и от войны с лжецом Мусайлимой, он подготовил амиров войск для завоевания Шама. Он отправил Абу ‘Убайду, Язида ибн Абу Суфйана, ‘Амра ибн аль-‘Аса, Шурахбиля ибн Хасану и завершилось сражение Аджнадин вблизи Рамлы. Аллах даровал победу верующим и пришла радостная весть в то время, когда Правдивейший (Абу Бакр) находился при смерти. Затем произошли сражения Фихль и Марджи ас-суффар и Абу Бакр в это время уже направил Халида в военный поход на Ирак. Потом он отправил к нему посланца, чтобы он оказал поддержку тем, кто находился в Шаме.
Он пересек пустыни Бариййату ас-самавати и Абу Бакр назначил его командующим всех амиров и они окружили Дамаск. В это время скончался Абу Бакр, а ‘Умар поспешил поменять Халида на Абу ‘Убайду и назначить его руководителем над всеми. Когда он получил назначение, он на время скрыл его. Все это было проявлением его набожности, мягкости и благоразумия. Завоевание Дамаска произошло под его руководством и тогда он обнародовал свое назначение для того, чтобы заключить мирное соглашение с византийцами. Они открыли для него ворота Джабии без сражения, в то время, как Халид с силой вошел в восточную часть города. Но Абу ‘Убайда и с ними подписал мирный договор.
Передают со слов аль-Мугъиры о том, что Абу ‘Убайда заключил с ними мирный договор с условием, что половина их церквей и домов будет принадлежать мусульманам.
Затем Абу ‘Убайда был главой мусульман в битве при Ярмуке, во время которого войско византийцев было уничтожено с корнями и из них огромное число людей было убито.

Ибн аль-Мубарак передал в своем «Зухде»: «Рассказал нам ‘Абдуль-Хамид ибн Бахран от Шахра ибн Хаушаба, который сказал: Рассказал мне ‘Абду-р-Рахман ибн Гъанм со слов аль-Хариса ибн ‘Умайра, который сказал: “Му’аз ибн Джабаль взял меня за руку”, и он отправил его к Абу ‘Убайде и он спросил его: “Как он себя чувствует, ведь у нас чума?” Абу ‘Убайда показал ему точку, которая появилась на своей ладони, и аль-Харису показалось это весьма серьезным, и он испугался, когда увидел это. Тогда Абу ‘Убайда поклялся Аллахом, что он не захотел бы иметь вместо этого красных верблюдов».

Аль-Асвад передал со слов ‘Урвы о том, что Абу ‘Убайда и члены его семьи спаслись от чумы в ‘Амавасе и тогда он сказал: «О Аллах, надели семейство Абу ‘Убайды долей этого испытания!»

(‘Урва) сказал: «И я вышел вместе с Абу Убайдой, у которого на мизинце был прыщ. Он начал на него смотреть и ему сказали: “Это ведь ничто!” Он сказал: “Я надеюсь, что Аллах сделает его благодатным, ибо, поистине, когда он делает благодатным маленькое, оно становится большим”».

Аль-Валид ибн Муслим рассказывал: «Рассказал мне Абу Бакр ибн Абу Марьям со слов Салиха ибн Абуль-Мухарикъа, который сказал: “Абу ‘Убайда отправился из Джабии в Байт аль-Макъдис для совершения молитвы назначив руководителем людей Му’аза ибн Джабаля”».
Аль-Валид сказал: «Рассказал мне тот, кто слышал, как ‘Урва ибн Рувайм сказал: “И его застала смерть в Фихле и он был похоронен там вблизи Байсана”».

Чума ‘Амавас: (Это название) относится к поселению ‘Амавас, которое находится между Рамлой и Байт аль-Макъдис.

Что касается аль-Асмаи, то он сказал: «Это происходит от слов, которые они произносили во время чумы: ‘амма и аса».

Абу Хафс аль-Фалляс сказал: «Абу ‘Убайда скончался в восемнадцатом году в возрасте пятидесяти восьми лет. Он окрашивал волосы хной и катмом и у него было две косички».
То же самое сказала о его смерти группа ученых. Ибн ‘Аиз был единственным, кто передал от Абу Мусхара о том, что прочитал в книге Язида ибн ‘Убайды, что Абу ‘Убайда скончался в семнадцатом году (по хиджре). См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 1/5-23.

Перевод с арабского:
Абу Ахмад и Фарук Абу Хамид
Редактор:
Абу ‘Умар аль-Газзи

Он им сказал: «Я буду доволен, если вы выберете одного из этих двух мужчин. Присягните тому из них, кого вы сами выберете». С этими словами он взял за руку ‘Умара и Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха - а он сидел между ними. - Прим. Абу ‘Умара.

Доверие было качеством общим как для Абу ‘Убайды, так и для других сподвижников, однако эти слова имеют целью разъяснить, что данное качество проявлялось в нём больше чем в других. Это становится ясным из того, что передал ат-Тирмизи от Къатады со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым милостивым из общины моей по отношению к её членам является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является ‘Умар, наиболее стыдливым - ‘Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд ибн Сабит, лучшим чтецом* Книги Аллаха - Убайй ибн Ка‘б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - Му’аз ибн Джабаль. И у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах»**. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил каждого из ведущих сподвижников одним из качеств, которым он охарактеризовал его, указав на то, что этот человек обладает данным качеством в большей степени, чем другие.
Абу Ну’айм сказал: «Абу ‘Убайда - достойный доверия и благоразумный, выполняющий установления религии аскет, доверенное лицо этой Уммы, был любящим даже для посторонних верующих, и был жестоким даже для родственников из числа многобожников. Именно о нём был ниспослан аят: “Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником…” (Сура 58, аят 22). Он терпел, ограничиваясь малым до тех пор, пока пришло время уйти…».
* То есть: человеком, знающим Коран наизусть и читающим его по всем правилам.
** Достоверный хадис, соответствующий требованиям двух шейхов - аль-Бухари и Муслима, который передали Ахмад (№12904,13990), ат-Тирмизи (3790,3791), Ибн Маджах (154), аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/422, 4/335) и Ибн Хиббан в своем сборнике «ас-Сахих» (7131,7137,7252) и другие. прим. Абу ‘Умара.

Слово «гъариб» является прилагательным и переводится как «одинокий» или «далёкий от своих родных». Как термин, слово «гъариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика. Это значит, что передатчиком данного хадиса является только один человек.- Прим. Абу ‘Умара.

Этот хадис передали аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» (5/279), который сказал: «Неизвестно, чтобы ‘Абдуллах ибн Сурака слышал хадисы от Абу ‘Убайды» и ат-Тирмизи (№2234). Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» (№2074), «Мишкат аль-масабих» (№5486).

Абу Бакр предлагал избрать халифом одного из этих двоих. - Прим. пер.

В одной из версий этого хадиса сообщается, что ‘Умар сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, у каждого пророка есть свой доверенный (амин), моим доверенным же является Абу Убайда ибн аль-Джаррах”». Этот хадис передалАхмад 1/18. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2154. Этот хадис передалАхмад 1/18.

Хороший хадис который передали имам Ахмад в своем «аль-Муснаде» (108, и 3/133), аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/268). - прим. Абу Умара.

Передают со слов ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день, когда ученых приведут к их Господу, Му’аз ибн Джабаль будет (уверенно) шагать впереди них». Этот хадис передал Ибн ‘Асакир. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (№489).

То есть тем, кого он выбрал в качестве посланца. - Прим. Абу ‘Умара.

Этот хадис передали имам Ахмад (5/401), аль-Бухари (8/117-118/4381), Муслим (4/1880/2420), ат-Тирмизи (5/625/3796) и Ибн Маджах (1/48/135). - Прим. Абу ‘Умара.

Аль-Бухари (№3744) и Муслим (№2419), также см. Краткое изложение «Сахиха» аль-Бухари на русском языке (№1474). - Прим. Абу ‘Умара.

Этот хадис передали Ахмад (вкратце) (6/63) и Муслим (№2385). Так же его передал ат-Тирмизи (№3675) от ‘Абдуллы ибн Шакъикъа, который сказал: «Я спросил у ‘Аиши: “Кого из сподвижников посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Аллаха он любил больше всех?”», и она перечислила их. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

Ибн Хаджар сказал: «Его звали аль-Айхама» (4/948). - прим. Абу ‘Умара.

Ибн Хаджар сказал: «Его звали Абдуль-Масих» (4/948). - Прим. Абу ‘Умара.

См. «Мусаннаф» Ибн Абу Шейба (№38173). Также его привели ан-Насаи в своем сборнике «ас-Сунан аль-Кубра» (№8196), Ибн Маджах (№136) и аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/267). - Прим. Абу ‘Умара.

Абу Мухаммад ‘Аббас ибн ‘Абдуллах ибн Абу ‘Иса, умер в 267 г. х., его «Джуз» издал доктор Айман Джасим ад-Дури, в ОАЭ, 2009. Хадис № 45. - Прим. Абу ‘Умара.

Аль-Хайсами сказал: «Этот хадис приводит Ахмад и в нем присутствует передатчик, который не назван по имени, а остальные передатчики его заслуживающие доверия». См. «Маджма’у-з-заваид» (№17853). Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хадиса слабым. См. «Муснад Ахмад» (№1696).

То есть слабый хадис потому что аль-Хасан аль-Басри не видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует - Прим. Абу ‘Умара.

Он взял это из аятов (94: 5,6) где Аллах говорит: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение». Так как в арабском языке, слово «тягость» имеет артикль «العسر», это означает, что суть слова «тягость» в двух местах одна, а слово «облегчение» не имеет артикля, что означает, что суть слова «облегчение» в двух местах разная. Тогда за каждой тягостью наступает два облегчения.- Прим. Абу ‘Умара.

Сура «Али ‘Имран», аят 200.

Сура “аль-Хадид”, аят 20.

На самом деле в «Сунане» Абу Дауда этого сообщения нет (Книга «Сунан» Абу Дауда которую передал Абу Са’д ибн аль-А’раби, потеряна и имам аз-Захаби иногда ссылается на неё. А «Сунан» который есть сейчас у людей передал Абу ‘Али аль-Люлюи. - прим. Абу ‘Умара). Имам Абу Дауд приводит его в другой своей книге под названием «аз-Зухд» (с. 126,127). Иснад этого сообщения является слабым, так как в нем присутствует передатчик по имени ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Хафс ибн ‘Асым аль-‘Амри, который является слабым. Однако, с достоверным иснадом это сообщение приводят ‘Абду-р-Раззакъ (11/311), а по его пути Ахмад в своем «Зухде» (№230), Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (1/101) и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» (№10627), и так же нечто подобное передал Ибн аль-Мубарак в своем «Зухде» (№207). См. «Зухд» имама Абу Дауда ас-Сиджистани, (с. 127).

Этот хадис передали аль-Бухари «ат-Тарих» (4/1/21), ан-Насаи (1/311), ад-Дарими «Сунан» (2/15), Ибн Хузейма (3/194), аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/265), аль-Байхакъи «ас-Сунан аль-Кубра» (4/270), Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» (3/6), имам Ахмад «аль-Муснад» (1/195,196), Абу Я’ля (2/180,181) и ат-Таялиси (31/227). Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа» (№6438). Однако, шейх Шу’айб аль-Арнаут считал этот хадис хорошим. См. «Муснад» имама Ахмада (№1960, 1700, 1701). - Прим. Абу ‘Умара.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону берега моря отряд из трёхсот человек, назначив их командиром Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха. Мы выехали (из Медины), а когда проделали часть пути и наши припасы стали подходить к концу, по приказу Абу ‘Убайды была собрана (вся остававшаяся у людей еда, и у нас набралось) две дорожные сумки фиников. После этого он стал выдавать нам каждый день понемногу, но в конце концов и (этих фиников почти) не осталось, и каждому из нас доставалось только по одному финику в день».

(Передатчик этого хадиса сказал): «Я спросил: “Какую же пользу может принести один финик?” (Джабир) ответил: “(Однако,) когда закончились (и финики), мы (сразу) почувствовали это! Достигнув (берега) моря, мы увидели там рыбу, подобную небольшой горе, и люди питались (её мясом) в течение восемнадцати дней, а потом Абу ‘Убайда приказал поставить на землю два её ребра, соединив их между собой в виде арки, и оседлать верблюдицу, которая прошла (под этими рёбрами) и не задела их”». В другой версии (этого хадиса сообщается, что Джабир), да будет доволен им Аллах, сказал: «Море выбросило нам животное, именуемое “‘анбар”, и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)». В (третьей версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал): «Абу ‘Убайда сказал: “Ешьте”, а когда мы вернулись в Медину, то рассказали об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Ешьте (, ибо это -) удел, который послал (вам) Аллах, и угостите нас, если у вас (что-нибудь осталось)”, после чего один из (участников похода) принёс (пророку, да благословит его Аллах и приветствует, часть этой рыбы), и он отведал её». Этот хадис передал аль-Бухари (4360-4362). См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (№1605), пер. А. Нирша. - Прим. пер.

Эммаус (Никополь). «Тёплый источник», поселение, находившееся приблизительно в 30 км к западу от Иерусалима. - Прим. Абу ‘Умара.

Краска темно-красноватого цвета, изготавливаемая из растения с названием катм, которое произрастает в Йемене. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Лучшее, что можно использовать для окрашивания седины - это хна и катм”». Этот хадис передали Ахмад (5/147), Абу Дауд (№4205), ат-Тирмизи (№1753), ан-Насаи (8/139) и Ибн Маджах (№3622). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» (№2919), «Сильсиля ас-сахиха» (№1509), «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (№1546).

Родился в 1983 году в Мурманской области, детство провел в Дагестане, до 2013 года жил в Москве, а затем уехал учиться в ЮАР, где находится на данный момент. Придерживается ханафитского мазхаба.

Арабский язык начал изучать, будучи студентом академии им. Плеханова. Около двух лет изучал язык у выпускника Дамасского университета, затем приступил к чтению книг по исламским наукам с несколькими выпускниками дагестанских медресе и исламских институтов. Также изучал убеждения псевдосалафитов «из первых рук», в частности, у шейха Аделя из Ливана. Прочитал с ним шарх на «Акыду аль-Васатыя» Ибн Таймиййи и «Аль-Люма’» Ибн Кудамы аль-Макдиси.

Затем приступил к углубленному изучению акыды Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, слушая уроки и читая книги одного из крупнейших современных ученых по акыде - шейха Саида Фуды из Иордании. Изучил таким образом «Акыду ат-Тахавийя», «Умм аль-Барахин» имама ас-Сануси, «Джавхара ат-Таухид» имама аль-Лякани, «Аль-Харида аль-Бахия» имама Ахмада ад-Дардира и «Матн аль-Варакат» имама аль-Джувейни с шархом имама аль-Махалли по усуль аль-фикх. Все - с комментариями шейха Фуды, хафизахуЛлаху Та’аля. Одновременно с этим начал изучать (и продолжает изучать по сей день) книги по акыде и усулю самостоятельно. Особую пользу получил от работ имама Мухаммада Захида аль-Каусари.

Прочитал «Джавхара ат-Таухид», «Умм аль-Барахин» и «Тахавийю» перед Махди Шамсуддином, студентом шариатского знания из Ливана, ученика крупного алима по акыде и усулю шейха Му’тасима аль-Багдади. Позже брал у устаза Махди уроки по шафиитскому фикху: по шарху Ибн Касима на Абу Шуджа’, «Мукаддима аль-Хадрамийя», «Ас-Сирадж аль-Вахадж», толкованию имама аль-Гумрави на «Минхадж» имама ан-Навави.

В 2009-2012 годах учился у шейха Алихаджи аль-Кикуни из Дагестана, получившего исламское образование в Сирии, а также переводил и озвучивал уроки шейха по нескольким книгам, в том числе «Ихья улюм ад-дин» имама аль-Газали. Также брал уроки у шейха Мухаммада Шафи из Кокрека (Дагестан), учителя многих дагестанских ученых, по «Ас-Сирадж аль-Вахадж».

Также брал уроки у шейха Биляля Захида из Триполи (Ливан). Шейх Биляль - ученик муфтия Триполи шейха Усамы ар-Рифаи, который в течение 10 лет учился в Медине у великого деобандийского алима шейха Мухаммада Ашика Иляхи аль-Барни. У шейха Биляля Абу Али брал уроки по книге «Тасхиль ад-Дарури» шейха Ашика Иляхи по ханафитскому фикху и шарху аль-Гунейми на «Акыду ат-Тахавийя».

Читал «Умм аль-Барахин» имама ас-Сануси с шейхом Билялем Наджаром, учеником шейха Саида Фуды.

С Ибн Хусейном аш-Шафии, изучавшим шафиитский фикх в Медине у шейхов из Йемена, прошел «Умдат ас-Салик» (разделы ибадат и муамалят).

В 2011 году прочитал шарх имама Махалли на «Матн аль-Варакат» с шейхом Абдуррахимом ибн Нахилем аль-Магриби, учеником крупнейших ученых Магриба и Дамаска. Получил от шейха иджазу по матну, также иджазы по всем основным сборникам хадисов.

С доктором Зиядом Хамданом из Ливана изучил несколько книг по акыде и шарх Ибн Дакык аль-Ида на "40 хадисов" имама Навави.

С шейхом Идрисом, учеником муфтиев Мухаммада Рафи и Мухаммада Таки Усмани, прочитал матн «Исагуджи» по науке мантык и «Нузхат ан-Назр, шарх Нухбат аль-Фикар» имама Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни, читал «Любаб фи шарх аль-Китаб», толкование на мухтасар Кудури по ханафитскому фикху и закончил «Усуль аш-Шаши».

С шейхом Мухаммадом Насыром ат-Тараблиси (Ливан) читал «Кифая аль-Ахьяр» и некоторые разделы «Умдат ас-Салик» по шафиитскому фикху и шарх на «Катр ан-Нада» по нахву.

Прочитал с шейхом Абдуррауфом аль-Азхари - известным ученым по акыде из Бахрейна - несколько матнов по акыде (Тахавия, Харида, Акыда аль-Газалийя, Акыда имама аль-Маджишуна, Акыда имама ас-Саури и др.), по которым получил иджазы.

После переезда в ЮАР в 2013 - 2015 гг. учился в Дар аль-ифта аль-Мухмудийя (Дурбан) у муфтия Ибрахима Десаи и муфтия Хусейна Кадодия. Закончил под их руководством тахассус (специализацию) по ифта, в результате чего стал муфтием ханафитского мазхаба, получив право самостоятельно давать фетвы по этому мазхабу. Также изучил у муфтия Десаи сборники хадисов имама аль-Бухари и ат-Тирмизи, и получил по ним иджазы. От муфтия Хусейна получил иджазу на «Сабат Ибн Абидина» (сборник иджаз по всем книгам, на которые были иджазы у имама Ибн Абидина).

Получил иджазы от муфтия шейха Фазлюррахмана аль-Аꞌзами, ученика великого мухаддиса Хабибуррахмана аль-Аꞌзами, на основные сборники хадисов («Аваиль ас-сунбулийя»).

Затем переехал в Йоханнесбург для прохождения двухлетнего курса тахассуса по наукам хадиса при Дар аль-улюм Бенони под руководством муфтия Мухаммада Исхака Бана, одного из ближайших учеников шейха Мухаммада Аввамы, и муфтия Биляля Сабира, у которых учится в настоящий момент.

В 2008-2012 годах года давал уроки в Исторической мечети г. Москвы. С 2009-го года - официально. Также в 2009-ом году стал одним из основателей сайта «Дарульфикр.ру», целью которого является распространение исламских знаний и защита истинного суннитского вероучения от искажений заблудших сект.

Продолжает работать на исламских сайтах annisa-today.ru и azan.kz. Автор и переводчик книг и статей по акыде, фикху, хадису и другим исламским наукам.

Книги:

  • «Ашариты - Ахлю Сунна валь-Джамаа» (составитель, автор статей);
  • «Озарение сердец» (составитель, автор статей);
  • «Комментарий имама аль-Бабирти к «аль-Акыда ат-Тахавийя»» (переводчик);
  • «Два комментария к «Завещанию» имама Абу Ханифы» (автор, переводчик);
  • «Убеждения спасенной общины (аль-Иꞌтикад)» шейха Саида Фуды (переводчик);
  • «Сорок хадисов о женщинах» (автор);
  • «Малфузат. Комментарии к изречениям хазрата Мухаммада Масихуллаха аль-Джалялябади» (автор).

Незадолго до его кончины (632 г.) казалось твердо укоренившимся, после его смерти значительная часть арабов отпала от новой религии. В Аравии стали появляться новые пророки, желавшие разыгрывать роль Мухаммеда, а между самими последователями ислама обнаружилось неудовольствие на налог, установленный в пользу бедных. Всего опаснее для новой религии было возобновление старинного соперничества между отдельными арабскими племенами, которые хотели повиноваться каждое только вождю, принадлежавшему к их роду. Не только большая часть жителей Мекки была готова отпасть от нового учения, но даже между самыми верными приверженцами Мухаммеда едва не возникла опасная вражда по случаю назначения ему преемника. Ближайшими родственниками пророка были: Абу Бакр (Абу Бекр), отец его жены Айши , и Али , сын Абу Талиба, усыновленный Мухаммедом. Оба они происходили из рода курейшитов , а потому на их стороне были жители Мекки. Мединцы хотели иметь правителем человека из своего племени, но были несогласны между собою на счет избрания и потому не достигли своей цели.

Как двоюродный брат и зять пророка, Али, по мнению многих, не только имел более прав наследовать Мухаммеду, но и заслуживал этого более других мухаммедан превосходством своего характера и образа мыслей. Истинно благородный и благочестивый человек, он отличался необыкновенной кротостью и человеколюбием. Сам Мухаммед, намекая на брата ветхозаветного Моисея , называл его своим Аароном , братом в этой и будущей жизни и вратами обиталища науки. В одном дошедшем до нас собрании изречений Али изложил свои благородные правила и воззрения на жизнь, хотя и не вполне достоверно, чтобы действительно ему принадлежало, составление этого сборника. Еще более доказал он свое благородство своей жизнью. Но при избрании преемника Мухаммеду не эти преимущества решали дело; оно зависело скорее от энергии и ловкости. Все, что касалось веры и нравственности, раз и навсегда было твердо установлено и завершено пророком. Теперь необходимо было упрочить, и в некотором отношении создать вновь государство, возникшее вследствие реформаторской деятельности Мухаммеда. Для этой цели благородный, восторженный и кроткий Али не так подходил, как осмотрительный и хитрый старик Абу Бакр. Вот почему все старейшие мусульмане тотчас же признали Абу Бакра халифом , т. е. преемником (или «заместителем») пророка. В союзе с ними ему нетрудно было преодолеть слабую оппозицию несогласных между собою мединцев. Сам Али признал его власть, несмотря на то, что у него было немало горячих приверженцев, а один из старейших сотоварищей пророка даже обнажил за него меч. Тотчас после избрания Абу Бакра, Омар послан был овладеть домом Али, который спокойно вышел к нему на встречу и признал своего противника халифом.

Получив власть, Абу Бакр приказал собравшемуся под начальством Усамы войску отправиться в предположенный еще Мухаммедом поход к сирийской границе. Во время этого похода, в короткое время и счастливо оконченного Усамой, сам халиф Абу Бакр был занят войной с некоторыми восставшими племенами поблизости от Медины, а по возвращении Усамы отправил все готовые к выступлению в поход войска, под начальством одиннадцати полководцев, для покорения более отдаленных отложившихся племен. После многих упорных битв, восставшие племена были мало-помалу усмирены и некоторые из них жестоко наказаны. Халид , один из одиннадцати полководцев, особенно отличался при этом жестокостями, обесславившими его победы.

Места сражений мусульман с отпавшими от ислама арабскими племенами (632 г.)

После покорения восставшей Аравии халиф Абу Бакр стал стремиться к завоеваниям вне её, к распространению ислама за пределами своего отечества. С этой целью он послал Халида в ближайшую провинцию Персии. Халид в самом начале войны разбил неприятеля в сражении, известном под именем битвы цепей . Происхождение этого названия объясняют тем, что персидский главнокомандующий, не доверяя одной части своего войска или желая удержать ее от бегства перед сражением, приказал заковать ее в цепи. Несколькими другими победами Халид проложил себе путь в персидскую область Ирак на Евфрате, а оттуда пошел к городу Хире, находившемуся близ древнего Вавилона и бывшему столицею подвластного персам христианского арабского государства. После покорения этого государства, победоносному полководцу арабов подчинились и некоторые другие подвластные Персии владетели. Вскоре он одержал еще несколько побед над персами и над их аравийскими вспомогательными войсками, и распространил господство халифа до низовьев Евфрата , но среди своих побед был отозван Абу Бакром.

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

По приказанию халифа, другое войско арабов напало на византийскую провинцию Сирию , но было отражено греческим полководцем Сергием. Тогда Абу Бакр решился приостановить на время завоевания на Востоке и направить все свои силы на северо-запад, против Сирии. По прибытии Халида, дело действительно приняло другой оборот; но поворот этот произошел уже в правление преемника Абу Бакра.

Вторжение в Сирию армий Амр ибн аль-Аса, Язида ибн Абу Суфьяна, Шурахбиля и Абу Убейды

Престарелый Абу Бакр умер в 634 г., после двухлетнего управления государством (632-634). Предоставив ведение войны людям более молодым, он оказал государству другую важную услугу, приказав составить сборник всех откровений пророка, как записанных, так и передававшихся изустно; этим он дал религии Мухаммеда твердые основания, а вместе с тем и свод законов новому государству. Другими словами, халиф Абу Бакр положил пределы распространению лжи и ненадёжных преданий, упрочив новое аравийское государство законами, которые, как изречения пророка, были неотменимы, и потому на некоторое время избавили мухаммедан от гибельных потрясений. Абу Бакр оказал молодому исламскому государству еще другую услугу, назначив себе перед смертью преемника. Без этого распоряжения у мусульман, быть может, вспыхнула междоусобная война, которая была бы для них тем гибельнее, что в то время они вели войны с двумя государствами. Впрочем, избрание преемника Абу Бакра определилось само собою. Омара, при содействии которого Абу Бакр достиг халифата, нельзя было обойти, несмотря на его вражду с Халидом, потому что Абу Бакр во время своей болезни назначил его имамом, т. е. чтецом молитв и духовным главою; к тому же Омар постоянно имел огромное влияние на управление. Итак, Али был вторично обойден; на этот раз устранить его было еще легче, потому что духовное звание считалось существенною принадлежностью повелителя правоверных, и, следовательно, Омар, как имам, имел преимущество на своей стороне.

Для характеристики нового арабского государства и его первых правителей заметим, что Абу Бакр, несмотря на богатую добычу, присылаемую ему его полководцами, не покидал простой пастушеской жизни и не терпел того блеска, который по восточным понятиям необходим для внешней обстановки царского достоинства. Сделавшись халифом; он даже продолжал некоторое время заниматься торговлей и сам пас свои стада.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...