Характерные черты римской истории. Характерные черты древневосточных государств

Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты

Студент должен:

Знать:

Понятия цивилизации, антропогенеза, родового строя, неолитической революции;

Периодизацию первобытной истории;

Предпосылки возникновения цивилизаций.

Уметь:

Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями и территориями расселения человека;

Анализировать карту расселения древних людей;

Давать оценку неолитической революции в истории человечества;

Давать оценку возникновения частной собственности и рабства;

Выделять характерные особенности цивилизаций.

Основные положения

Хронологические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай.Материальная культура и экономика раннихцивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации.

Тема 2.2 Античная цивилизация

Студент должен:

Знать:

Хронологические и географические рамки первых цивилизаций;

Особенности западной и восточной цивилизации

Уметь:

Различать первые восточные и античные цивилизации;

Приводить примеры культурных достижений и традиций первых цивилизаций;

Давать характеристику политическому и экономическому развитию первых цивилизаций.

Основные положения

Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности западной цивилизации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2 Каковы причины возникновения первых государств?

3 Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4 В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления?

5 Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?

Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Студент должен:

Знать:

Периодизацию истории стран Востока в Средние века;

Правящие династии Древних Китае и Индии

Уметь:

Объяснять основные положения конфуцианства и буддизма;

Приводить примеры культурного наследия стран Востока.

Основные положения

Китайско-конфуцианская цивилизация. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии,столицы, границы. Роль исторических традиций для китайского средневековья. Нашествие на Китай в IV – XIII в.в.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.Периодизация средневековой истории Индии,правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Особенности распространения буддизма.

Тема 3.2 Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Студент должен:

Знать:

Хронологию истории стран Запада;

Понятие Великого переселения народов;

Понятие политической раздробленности

Уметь:

Объяснять значение и исторические результаты Великого переселения народов;

Объяснять процесс образования варварских королевств.

Основные положения

Хронологические рамки западного Средневековья. Встречаантичной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какими были социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

2 В чем состояли причины Великого переселения народов?

3 В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени?

4 Какие народы участвовали в создании средневековой западноевро-пейской цивилизации?

5 Какова роль христианства в зарождении европейской цивилизации?

6 Каковы причины феодальной раздробленности варварских королевств?

Тема 3.3 Арабско-мусульманская цивилизация

Студент должен:

Знать:

Понятие ислама;

Уметь:

Объяснять возникновение ислама;

Называть особенности исламского государства;

Характеризовать исламское государство;

Оценивать влияние ислама на государства Востока

Основные положения

Возникновение ислама. Мухаммед. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XVв.

Вопросы для самоконтроля:

1 Каковы основные положения мусульманского вероучения?

2 Каковы характерные черты исламской цивилизации?

3 Каковы причины успешных завоеваний арабов?

4 В чем причины распада Арабского халифата?

5 В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?

Тема 3.4 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Студент должен:

Знать:

Периодизацию истории Византии;

Понятие православия.

Уметь:

Объяснять влияние античного наследия на культуру Византии;

Называть особенности византийского государства;

Оценивать влияние Византии на соседние государства

Основные положения

Рольантичных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Вопросы для самоконтроля:

1 В чем выражалось влияние античного наследия на историю и культуру Византии?

2 Какова роль императорской власти и православной церкви в жизни византийцев?

3 В чем состояло отличие восточного и западного христианского миров?

4 Как складывались отношения между Византии и славянами?

5 Каковы причины гибели Византии?

Тема 3.5 Расцвет западноевропейской цивилизации

Студент должен:

Знать:

Понятия феод, вассальные отношения;

Основные средневековые сословия;

Особенности средневековой цивилизации Европы;

Периодизацию средневековой истории Европы.

Уметь:

Характеризовать средневековый город;

Объяснять взаимодействие церкви, государства и общества;

Приводить примеры социальных конфликтов;

Оценивать значение крестовых походов в истории средневековья.

Основные положения

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Аграрный характерсредневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западно-христианской цивилизаций. Взаимное влияние

в материальной жизни, науке, культуре.

Вопросы для самоконтроля:

1 Назовите основные черты феодализма. В чем причины феодальной раздробленности?

2 Охарактеризуйте положение средневековых сословий. Каковы были их привилегии и обязанности?

3 Какова была роль христианской церкви и папства в средневековой Европе?

4 В чем состояли причины крестовых походов?

Раздел 4 История России с древнейших времен до конца XVII века

Характерные черты древневосточных государств

Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Вос­ток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в исто­рии человечества институты государства, права, появились судеб­ные органы. То, что это произошло одновременно, до сих пор оста­ется загадкой истории.

Что касается при­чин появления госу­дарственности, то с не­которой долей уверен­ности этот факт все же можно объяснить. Госу­дарства Древнего Вос­тока возникли как раз на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Ев­фрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людям возможность использо­вания речной воды для индивидуального орошения земель и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.

Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодо­вая изотерма, равная +20°С. Эта изотерма проходит через Египет, Ме­сопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру в +20°С называют комнатной - это температура максимального комфорта для тела человека.

Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благо­приятные условия для производства постоянного избыточного про­дукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человече­ству осуществить прорыв в цивилизацию.

В рамках древневосточных обществ складываются особые соци­альные, политические и правовые структуры.

Для восточного общества были характерны следующие черты:

1.патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индиви­дуальной частной собственности;

2.коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отне­сти к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при на­личии сложных ирригационных систем, регулирующих ре­жим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

3.общинность. Своеобразие общественного строя древневосточ­ных государств создавалось прежде всего его социальной ба­зой - общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденно­стью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в поли­тику община способствовала превращению центральной вла­сти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли на­чиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

4.традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что ос­новы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

5.религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Че­ловек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

6.пестрый социальный состав . Его можно дифференцировать в границах трех групп: господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.); свободные мелкие производители (крестьяне, ремес­ленники); различные категории лиц, лишенных средств про­изводства (подневольные работники, в том числе рабы).

Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим соци­альным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государствен­ных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.

Общие закономерности эволюции древневосточных многоук­ладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существова­ния, с доминирующим положением того или иного уклада и раз­личными формами их взаимодействия, с особенностями социаль­ных и политических институтов.

До начала I тыс. до н.э. на Древнем Востоке преобладали горо­да-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государст­венного устройства становится империя.

Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Государственная власть призвана была регулировать раз­розненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию вла­сти, способствуя превращению верховного правителя в неограни­ченного деспота.

Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:

1.полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право рас­поряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;

2.светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;

3.власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;

4.человек был рабом «порядка», веры, традиции.

Государственный аппарат был многочисленным. Выделялись

три уровня управления - центральный, региональный, местный (об­щинный ). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между вы­полнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.

В условиях доминирования общинного производства и неразви­тости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безус­ловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родствен­ников, приближенных правителя по его воле и выбору; предостав­ление должности по праву знатности, назначение по рекомендации влиятельных лиц, хотя и были исключения.

Во многих древневосточных государствах власть верховных пра­вителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.

Древневосточным обществам были известны также и республи­канские государственные формы, в которых значительную роль иг­рали традиции племенной демократии.



В целом для древневосточного региона были характерны замед­ленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдви­ги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государствен­ные идеи, то они сохранялись в секрете и становились достоянием только узкого круга жрецов, придворных, знати.

Исключительно редкими были социальные протесты. Господ­ствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзго­ды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабиль­ности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных про­винций, борьба знати за высшую власть.

Римская история составляет заключительное звено древней истории Сре­диземноморья, завершая иторию античности. В восточной половине Сре­диземноморья очень рано возникли классовые образования и были заложены основы античной культуры.

Следующий этап развития античного мира связан с побережьем Эгейского моря. Благоприятное сочетание географических условий, с одной стороны, и сильного влияния близлежащих восточных государств - с другой, создали предпосылки для расцвета древнегреческих полисов. Здесь сложилась античная демократия, в рам­ках которой, особенно в Афинах, в У-IV вв. до н.э. были созданы величайшие культурные ценности, легшие в основу культурного развития Европы.

Однако тесные границы эгейского мира и его политическая раздробленность ускорили кризис всей системы классической Греции. В узких рамках полисов даль­нейшее развитие стало невозможным. Это вызвало переход к новому этапу исто­рического развития - эллинизму. Завоевания Александра Македонского и даль­нейшая колонизация Востока греками и македонянами создали предпосылки для возникновения более высокой стадии развития общества в странах восточного Сре­диземноморья. Эллинистические государства на некоторое время стали ведущи­ми силами исторического процесса, подготовляя переход к последней эпохе древ­ней истории.

Еще задолго до этого в Италии, на Нижнем Тибре, возник маленький город-государство - Рим. До поры до времени он оставался в системе Средиземномо­рья самостоятельным и относительно изолированным очагом исторического раз­вития. Однако это был очаг большой социальной мощи, центр скрещения разно­образных этнических, хозяйственных и культурных взаимодействий в Средней Ита­лии. Параллельно с развитием римской экспансии в Италии (V-III вв.), а затем вне ее - в западном и восточном Средиземноморье (III-I вв.) Рим втягивался в систему средиземноморских хозяйственных и культурных связей и, в свою оче­редь, стал оказывать на нее сильное влияние. К концу I в. до н.э. сформировалась в основных чертах Римская мировая держава, включившая в себя все предшество­вавшие ей государственные образования в районе Средиземного моря. Древняя история вступила в свою последнюю фазу.

Рим, как было сказано, вошел в сложившуюся систему эллинистического мира. Но, входя в нее, он начал ее преобразовывать. Рабовладельческие общества Средиземноморья, в первую очередь сама Италия, в ходе римских завоеваний испытали ряд глубоких измене­ний: значительный рост денежного хозяйства, огром­ное развитие рабства, концентрацию земли, обнища­ние мелких свободных производителей. Все эти изме­нения явились специфическими чертами римской хо­зяйственной системы, которая стала самой высокой формой античного общества.

Весь район Средиземного моря с прилегающей к нему широкой периферией был охвачен экономиче­скими связями, достаточно тесными для того, чтобы говорить о зародышах единого средиземноморского рынка и о некоторых экономических явлениях, об­щих для всего района, - колебаниях цен, кризисах. Поэтому Римская держава, созданная рабовладельче­ской экспансией, опиралась не только на силу рим­ского оружия, но и на некоторое хозяйственное един­ство средиземноморского района. И по форме своей эта держава, оставаясь федерацией автономных по­лисов, приближалась к территориальным государст­вам эллинистического типа.

В области культуры Рим в основном использовал достижения предшествующих эпох, особенно элли­низма. Однако он создал свою оригинальную цивили­зацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демо­кратической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огром­ной державы.

Под воздействием этих факторов складывались идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм - представ­ление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина слу­жить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью под­чиняться железной дисциплине на войне, утвержден­ному народным собранием закону и установленному «предками» обычаю в мирное время, чтить богов - покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима. Когда в Риме стало распространять­ся рабство, достигшее здесь наивысшего для древности развития, немалую роль в идеологии начала иг­рать противоположность между рабом и свобод­норожденным гражданином, для которого стало счи­таться позорным быть заподозренным в «рабских по­роках» (ложь, нечестность, лесть) или в «рабских за­нятиях», включавших здесь в отличие от Греции не только ремесло, но и выступление на сцене, сочине­ние пьес, работу скульптора и живописца.

Делами, достойными римлянина, особенно из зна­ти, признавались только политика, война, земледе­лие, разработка права (гражданского и сакрального), историография. На такой основе складывалась ран­няя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, издавна проникавшие через гре­ческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь по­стольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответ­ствии с нею. В свою очередь, и Рим, подчинив себе страны эллинистической культуры, оказывал на них значительное влияние. Так формировался синтез гре­ческой и римской культур. Римляне осваивали гре­ческую философию, формы и стили греческой лите­ратуры, искусства, но вкладывали в них свое содер­жание, развивали в этих новых формах свои идеи и мировосприятие.

А уроженцы эллинских и эллинизированных про­винций Римской державы воспринимали римскую по­литическую мысль, римские представления о долге гражданина, политика, правителя, о значении зако­на. Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложив­шиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная гре­ко-римская культура, в которой оба компонента иг­рали равноправную роль, распространилась и в вос­точной, и в западной половине империи. Именно она легла в основу цивилизации Византии, славянских государств, Западной Европы.

Но, доведя свою общественную систему, осно­ванную на рабовладении, до полного развития, Рим тем самым довел до максимального напряжения и все ее социальные противоречия. Внутренняя неус­тойчивость римского общества в последние годы существования империи вместе с варварскими заво­еваниями разрушили античное общество Средизем­номорья и положили начало европейскому средне­вековью.

Текущая страница: 1 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин
Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс

Введение

Дорогие старшеклассники!

Вы начинаете изучать новый учебный предмет – «Россия в мире». Само название курса говорит о том, что его целью является дать представление о месте и роли нашей страны в мировом человеческом сообществе. Знание прошлого и настоящего своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал о российском обществе занимает ведущее место в курсе. Таким образом, сравнительно-историческая направленность предмета имеет две точки отсчета – историю России и процесс общемирового развития.

Новый учебный курс носит синтетический характер: он охватывает не только события всеобщей и отечественной истории, но и сведения по географии, политологии, этнологии, экономике, социологии, культурологии. Такой подход позволяет четко определять главные закономерности развития общества, выявлять их универсальность и на этом фоне выделять особенности, присущие только России.

Учебник «Россия в мире» для 10 класса раскрывает основные тенденции мирового общественного развития с древнейших времен до конца XIX в. Его материал поможет вам осмыслить тот путь, который прошло человечество от первых государств – так называемых восточных деспотий, возникших тысячелетия назад в долинах великих рек, – до правовых государств современного типа. Вы совершите путешествие во времени от эпохи общества, в котором рабство считалось нормальным явлением, до периода возникновения гражданского общества Нового времени с его признанием демократии и прав личности как высших цивилизационных ценностей.

В учебнике рассматриваются как географическое положение нашей страны, так и ее исторические взаимосвязи и ориентации. С этой точки зрения Россия в первую очередь входила в круг европейских государств, хотя в отдельные периоды своей истории в немалой степени зависела в геополитическом плане и от восточных держав (особенно Золотой Орды). Поэтому учебник нацеливает на осмысление экономических, политических и цивилизационных особенностей России в сравнении и с Западом, и с Востоком.

В учебнике «Россия в мире» материал дается в более обобщенном виде, чем в учебниках по истории, географии, обществознанию. Безусловно, на его страницах вы встретите новые для вас факты, призванные расширить ваш кругозор. Однако главным образом в нем используются уже знакомые вам сведения, которые чаще всего предстают в преобразованном, то есть включенном в новые логические связи, виде. Возвращение к изученному в 6–8 классах материалу не требует повторного подробного описания знакомых событий, например Ледового побоища или Полтавской битвы. Такого рода события в тексте учебника лишь упоминаются, а на первый план выступает анализ исторических ситуаций и причинно-следственных связей.

Готовясь к уроку, внимательно изучите текст параграфа, познакомьтесь с приведенными в нем документами и иллюстрациями, найдите на карте встретившиеся вам географические названия – только в этом случае можно считать, что вы знаете учебный материал. Особое внимание уделяйте выявлению причинно-следственных связей, а также работе со словарем, содержащим основные понятия (в тексте они выделены курсивом). Активно используйте свои знания по другим предметам – обществознанию, литературе, искусству, географии и т. д.

Желаем вам успеха!

Глава 1
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

Труд ремесленников. Рисунок в древнеегипетской гробнице

§ 1. Древний Восток и античный мир
Начало преобразования человеком природы

Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира, были охота и собирательство. Миллионы лет люди пользовались только тем, что давала им окружающая среда. При этом каждый шаг по расширению освоенной человеком территории требовал каждодневных усилий многих поколений. Любой такой шаг – изготовление и совершенствование орудий труда, овладение огнем, изобретение лука и стрел, начало строительства жилищ, изобретение лодки – позволял нашим древним предкам решительно двигаться по пути освоения мира природы.

Важнейшим этапом в развитии человеческого общества явилось возникновение земледелия и скотоводства. Первые земледельцы появились около 10 тыс. лет назад в плодороднейших областях Ближнего Востока. Сначала люди выращивали просо, пшеницу и ячмень. Небольшое, регулярно орошаемое поле обеспечивало большую часть потребностей людей в пище. Одомашнивание диких животных дало человеку возможность получать молоко и мясо. У племен, которые освоили земледелие и скотоводство, охота и собирательство стали подсобным занятием. Качественные перемены в хозяйственной жизни позволили людям достичь относительного достатка.


Наскальные рисунки из пещеры Ласко во Франции. XV–X тыс. до н. э.


Теперь человек не только присваивал то, что давала ему природа, но и производил необходимую пищу и вещи (шерстяную и кожаную одежду, керамическую посуду). При этом люди постепенно изменяли природную среду, создавая новую, рукотворную. Она включала пашни и пастбища, зернохранилища и загоны для скота. Переход от присваивающего хозяйства к производящему осуществился в VIII–VII тыс. до н. э., в эпоху неолита, и получил название неолитической революции. В этот период человек расселился по всему земному шару.

Ранние цивилизации

Занятие земледелием повлекло за собой переход к оседлому образу жизни. Возникла необходимость в новых, более сложных формах организации общества. Вождю племени теперь требовалось больше знаний и умений, чтобы организовать коллективный труд своих соплеменников.

Развитие производства, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов. Одни племена занимались преимущественно земледелием, другие – скотоводством, третьи – охотой. Благодаря этому появились населенные пункты, ставшие центрами обмена и торговли между племенами. Ими становились, как правило, поселения земледельцев. Многолюдный земледельческий поселок, окруженный оградой, со временем превращался в город. Самые первые города появились на Ближнем Востоке и в Малой Азии.

Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, ускорили культурное развитие общества. Различные виды хозяйственных занятий, свойственные племенам земледельцев, скотоводов, охотников и собирателей, формировали отличные друг от друга культуры. Таким образом, постепенно складывались предпосылки возникновения ранних цивилизаций. Их нередко называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии. В V–IV тыс. до н. э. очаги цивилизации появились на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III–II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.

В речных долинах развивалось ирригационное земледелие. Река не только позволяла орошать посевы, но и повышала плодородие почвы. Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особого труда земля давала хороший урожай.

Государство на Востоке

Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства. Города-государства Ур, Урук, Лагаш и др., возникшие в Междуречье, представляли собой укрепленные центры земледельческой территории.

История древневосточных обществ – это история создания, существования, а затем и распада централизованных монархий. В долине Нила в конце IV тыс. до н. э. фараон Мина объединил все области Египта. Земли южного Междуречья в XXVII в. до н. э. подчинил своей власти правитель Аккада Сар гон Древний. В Китае единое централизованное государство было создано в конце III в. до н. э. императором Цинь Шихуанди.

Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства – деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В условиях деспотии происходило обожествление правителя. Египетский фараон считался воплощением одного из главных богов, а китайского императора титуловали не иначе как Сын Неба, признавая за ним божественное происхождение.

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Наследием древневосточных обществ, ставшим частью современной цивилизации, являются двенадцатиричная система счета (60 минут, 180 градусов, 24 часа), многие гениальные изобретения (колесо, гончарный круг, монета, шахматы, бумага, компас). В странах Древнего Востока начали строить глинобитные дома, здесь появились величайшие архитектурные сооружения (пирамида, зиккурат и т. п.), литературные памятники (многие из них были использованы при создании Библии).

Возникновение античной цивилизации

Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Первоначально в Греции и Италии возникли государства (Крит, Микены и др.), схожие с древнейшими царствами Востока. Имена легендарных правителей крито-микенской Греции, считавшихся потомками богов, известны нам из древнегреческих мифов – Минос, Агамемнон, Одиссей. В конце II тыс. до н. э. крито-микенская цивилизация была разрушена вторгшимися на Балканский полуостров племенами греков-дорийцев.


Храм Парфенон в Афинах. V в. до н. э.


Новые государства, возникшие на территории Греции в VIII–VII вв. до н. э., были полисами – городами-государствами. Позднее греческие переселенцы создали подобные города-государства на берегах Средиземного и Черного морей. Многие из них находились на территории современной России. Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Здесь, в отличие от стран Востока, власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну.

Земля полиса делилась на общественную и частную, принадлежавшую отдельным гражданам. Ими являлись мужчины – полноправные собственники: крестьяне, владевшие землей; ремесленники, имевшие мастерскую; мореходы, располагавшие кораблями и товарами. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей – царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.

Аристократия и демократия в античных полисах

В античном полисе более богатые и знатные граждане должны были нести и большие затраты. Они уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Большие обязанности давали гражданину и большие возможности в управлении государством. Знатных людей избирали военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности. Подобная аристократическая форма правления существовала в большинстве полисов античного мира. Однако везде – в большей или меньшей степени – власть землевладельческой аристократии оспаривалась представителями демоса – торговцами и ремесленниками.


Александр Македонский, Античная скульптура


В Афинах благодаря деятельности Солона, Перикла и других политиков, защищавших интересы демоса, строй постепенно изменялся в сторону демократии. Важную роль в становлении афинской демократии сыграл успех греков в борьбе с Персидской державой. Победы в греко-персидских войнах (500–449 гг. до н. э.) не только свидетельствовали о превосходстве свободных граждан греческих городов-государств над мощной восточной деспотией, они также укрепляли демократические элементы полиса.

В середине V в. до н. э. в Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.

Эллинизм: государство и общество

Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами – демократическими Афинами и аристократической Спартой – в конце концов ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу – Македонии. Объединение экономических ресурсов и воинских сил полисов Греции и Македонии позволило великому завоевателю Александру Македонскому присоединить к своему царству обширные владения разгромленного им Персидского государства. Держава Александра Македонского распалась сразу же после его смерти (323 г. до н. э.), дав начало почти двухвековому существованию эллинистических государств.

Во главе эллинистических государств встали полководцы Александра, объявившие себя царями. Они опирались на армию, состоявшую из македонян и греков, на чиновников, многие из которых были не эллинами, а выходцами из среды покоренных народов. Представители эллинской правящей элиты оказались «встроенными» в систему отношений власти и собственности, которая издавна существовала на Востоке. Через одно-два поколения они мало чем отличались от восточных вельмож. Города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры. Местное население постепенно заимствовало язык, обычаи и культуру греков. Греки же, оказавшиеся на Востоке, перенимали его достижения. Возник синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.

Римский мир Средиземноморья

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из полисов – Риму, возникшему, по преданию, в 753 г. до н. э., – суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане исполняли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.

В огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд свободных собственников – крестьян и ремесленников – утратил ведущую роль в жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические конфликты и гражданские войны, полыхавшие в Римском государстве.

Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н. э. мир Средиземноморья управлялся императорами – пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим образом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латинском языке. В начале III в. н. э. жители провинций получили права римского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали гражданами государства. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.

В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были соединены друг с другом великолепными дорогами. Единство империи поддерживали и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.

Подведем итоги

Результатом поступательного развития человеческого общества стало возникновение цивилизаций. Первые из них появились в особых природно-климатических условиях речных долин Древнего Востока. Сформировавшиеся здесь государства обрели черты деспотий.

Социально-экономическое и политическое развитие античных городов-государств Средиземноморья создало возможность для реализации принципов демократии: власти граждан, осуществляемой через представительные органы; выборности должностных лиц; равенства прав и обязанностей; уважения к частной собственности.

Результатом борьбы античных полисов стала победа Рима, распространившего свою власть на все Средиземноморье.

Вопросы

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2. Каковы причины возникновения первых государств?

3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?

5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?

Задания

1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?

2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1, определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?

§ 2. Рождение европейской средневековой цивилизации
Поздняя Римская империя

С III в. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Применение новых, усовершенствованных орудий труда позволяло земледельцам собирать большие урожаи. Однако рабам, не заинтересованным в результатах своего труда, нельзя было доверить эти орудия. Рабство постепенно превращалось в тормоз, мешавший развитию техники и хозяйства. Крупные землевладельцы пытались найти выход из создавшегося положения путем наделения рабов небольшими участками земли с домами. Их называли «рабами с хижинами». Другие крупные землевладельцы, разделив свои земли на небольшие наделы, сдавали их для обработки разорившимся земледельцам и городским беднякам, которых стали называть колонами.

Разрушительная череда гражданских войн, прокатившихся по Римской империи в III в., усугубила экономический кризис. Следствием военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали платить деньгами. Спасаясь от произвола императорских чиновников и разорительных податей, горожане бежали в сельскую местность, где пополняли ряды колонов и ремесленников в поместьях крупных землевладельцев. Города, бывшие когда-то центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Поместья, прежде тесно связанные с рынком, теперь стали производить продукцию в основном для внутреннего потребления.


Римский легионер. Мозаика. II в.


Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон «солдатских императоров», постепенно ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками – обычная в то время плата за военную службу – стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи

Бо́льшую часть варварских племен составляли германцы и славяне. Их мир был совсем не похож на мир античной цивилизации. Жили варвары родовыми общинами, объединявшимися в племена. Во главе племен стояли вожди, проявившие себя в битвах. Превыше всего язычники-варвары ценили свободу и достоинство, символом которых было обладание оружием.

В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли границы империи от вторжений германских племен. Однако в конце IV в. десятки варварских племен – отряды воинов вместе с женами, детьми, скотом и скарбом – неудержимой лавиной двинулись в глубь империи. Массовое передвижение племен, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великого переселения народов. Его причиной стало изменение климата в ряде областей Евразии и начавшаяся вследствие этого борьба племен за территории. Наступившее в III в. в Северной Европе похолодание вынудило германские племена продвинуться на юг до среднего и нижнего течения Дуная, Северного Причерноморья. Одновременно из глубины Центральной Азии в Европу двинулись племена кочевников-гуннов, уступивших в воине с китайцами и вынужденных покинуть ставшие в результате изменения климата засушливыми пастбища.

Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Двигаясь от северных границ Китая, они дошли до Урала и Волги. Ворвавшись в Северное Причерноморье, гунны нанесли поражение жившим здесь племенам. Спасаясь от свирепых кочевников, германские племена начали массовое переселение в пределы империи. Первыми это сделали готы. Император согласился поселить их в пограничных провинциях. За предоставление убежища готы обещали повиноваться римским законам. При этом власти империи потребовали от них уплаты налогов. Голод, кабала и произвол чиновников довели готов до отчаяния, и они подняли восстание. В сражении при Адрианополе в 378 г. римляне были разбиты. С огромным трудом римлянам удалось привести готов к повиновению.

В 395 г., после смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную, столицей которой стала Равенна. Силы империи были подорваны; провинции ускользали из-под ее власти. В 455 г. Рим был взят и разграблен воинами германского племени вандалов. За 21 год после разгрома вандалами Вечного города на престоле в Равенне сменилось девять императоров.


Воин-германец. Фигурка из золота


В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой лоскутное одеяло. Под прямым контролем Равенны оставались лишь Италия и незначительные владения за ее пределами. На остальной территории хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. Вскоре пришел черед Италии: вождь наемных германских отрядов Одоакр в 476 г. сместил последнего императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель Западной Римской империи сопровождалась упадком городской цивилизации. Уцелевшие города и крепости являли собой жалкий вид: разрушенные здания, утонувшие в грязи улицы, стада овец и коз на многолюдных прежде площадях. Были забыты и утрачены некоторые навыки культурного земледелия, утеряны многие ремесла, пришли в запустение римские дороги. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.

Влияние античности на политическую жизнь и право в эпоху Средневековья

Гибель античной цивилизации не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Благодаря романизации различных стран и земель, входивших в состав империи, римский образ жизни получил широкое распространение и не мог просто исчезнуть после варварских завоеваний.

Некоторые элементы римской цивилизации сохранились и оказали мощное влияние на ход событий в последующую – средневековую эпоху. Примерно два столетия просуществовали социальные структуры, унаследованные Средневековьем от Античности – система налогообложения, отдельные элементы государственного аппарата. Средневековые правители – с целью эффективного управления своими государствами – стремились, подобно римлянам, поддерживать в надлежащем порядке дороги и государственную почтовую службу с системой постоялых дворов-гостиниц, располагавших сменными лошадьми. При этом многие дороги, проложенные римлянами, столетиями служили людям.

Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями. Живучей оказалась и идея империи как мирового государства, границы которого должны включать все христианские страны.

На территории варварских королевств в течение длительного времени по отношению к негерманскому населению продолжали применяться нормы римского права. Попытки же варварских вождей ввести римские законы для соплеменников долгое время терпели неудачу. Однако по мере формирования централизованных монархий римские правовые нормы становились все более и более востребованными и оказали огромное влияние на развитие средневекового права.

Влияние Античности на культуру Средневековья

Значительное влияние на градостроительство и архитектуру Средневековья оказало строительное искусство греков и римлян. Многие средневековые города располагались на месте старых построек и прямо продолжали их историю: Лондон (римский Лондиниум), Париж (Лютеция), Кельн (колония Агриппина), Вена (Виндабон). Вот почему европейские города – как сохранившиеся со времен Античности, так и возникшие позднее, – имеют схожую планировку. Центром их является большая площадь (соответствующая римскому форуму); улицы расходятся в разные стороны, образуя геометрически правильные кварталы.

Многие римские постройки служили образцом для подражания десяткам поколений средневековых строителей. Средневековые архитекторы использовали методы и приемы строительства своих античных предшественников: колонны, которые поддерживают несущие перекрытия, арку и купол; каменную кладку и цемент, применявшиеся при возведении построек.


Амфитеатр


Жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей, так как все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись по-латыни. Конечно, это был не тот язык, на котором выступали римские ораторы и создавались литературные произведения. Это была народная латынь – разговорный язык горожан, крестьян, торговцев и воинов. Диалекты народной латыни, обогащенные словами других наречий, легли в основу ряда современных европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к так называемой романской группе и имеют одного общего прародителя – латинский язык, который долгое время служил основным средством общения между образованными людьми разных национальностей. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом.

Все церковные службы в католических странах средневековой Европы велись только по-латыни. Она была языком книжной мудрости. В монастырях переписывались сочинения античных и христианских писателей. Все записи – от хозяйственных документов до исторических хроник – велись только по-латыни; до XIV в. она оставалась единственным письменным языком Западной Европы. По-латыни велось обучение в монастырских школах и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете. Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями.


Триумфальная арка

Наследие варварских народов

Вторжения и войны эпохи Великого переселения народов превратили территорию Евразии в своеобразный котел, в котором «переваривалось» множество народов: римляне и греки, кельты и германцы, славяне и финно-угры, арабы и тюрки. Большинство современных народов сложилось в ходе длительного взаимодействия разных этнических элементов.

В древности кельты составляли бо́льшую часть населения Западной и Центральной Европы. В результате римских завоеваний и вторжений германцев они сумели сохранить этническую самобытность только на крайнем западе Европы – на территории современной Ирландии, Шотландии, Уэльса и на полуострове Бретань.

Славянские народы населяли территорию Центральной и Восточной Европы, ограниченную течением рек Вислы и Одера на западе, отрогами Карпатских гор – на юге, прибалтийскими лесами – на севере и средним течением Днепра – на востоке. Племена, жившие на этой огромной территории, говорили на одном языке, занимались сходными видами хозяйства. Общность славян стала распадаться в эпоху Великого переселения народов. Возникли три ветви славян – западная, южная и восточная.

Западные славяне (поляки, чехи, моравы, полабские и поморские племена) остались на своей прародине, а также частично заселили территорию, оставленную германцами, – земли между Одером и Эльбой. Южные славяне (болгары, сербы, хорваты и др.) участвовали в колонизации Балканского полуострова. Восточные славяне в раннее Средневековье освоили обширные лесостепные районы Восточной Европы. Вместе с соседними народами они создали Древнерусское государство.

8.Основные этапы развития государства на Древнем Востоке. Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V - IV тысячелетие до Р.Х.Второй этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового.Третий этап - первая половина I тысячелетия до Р.Х. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

9.Характерные черты раннего государства на Древнем Востоке. Вот их характерные черты:- отсутствие территориального деления;- государство представляет собой объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия;- неразделенность высшей светской и духовной власти;- эксплуатация не конкретного человека, а общины;- преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением;- господство обычного (основанного на обычае) права.

10.Основные черты древневосточных империй. Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.

11. Восточная деспотия характерные черты. Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим, когда: а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры. Все это, однако, не является чем-то специфическим для восточной деспотии. В том или ином виде указанные черты - вместе или порознь - можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой - сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Дело было даже не в конкретных людях и их желании, просто такой образ жизни, когда многие не покидали пределов своих поселений долгие годы, был естественным для этого времени. Подавление человека, его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению. В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет. В совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ - составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.Следует указать и на то, что восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т. п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...