Ход занятия.

Внеклассная работа по биологии

Считай несчастливым тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Я. А. Коменский

Важная задача школы - воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.

Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране.

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Развитие интереса - это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи. Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходят за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии. Очень часто, например, учителя, интересующиеся цветоводством, увлекают школьников работой по изучению разнообразия и выращиванию декоративных растений, а учителя, интересующиеся биологией птиц, почти всю внеклассную работу подчиняют орнитологической тематике. Реализуется внеклассная работа в ее различных формах.

Внеурочную работу, как и внеклассную, учащиеся выполняют вне урока или вне класса и школы, но обязательно по заданиям учителя при изучении какого-либо раздела курса биологии. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы «Семя» (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Накопленный опыт внеклассной работы в общеобразовательной школе показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой.

На уроках биологии я предлагаю учащимся понаблюдать во внеурочное время за тем или иным явлением, привести дополнительные сведения о животном или растении и сказать, где о них можно прочитать подробнее. При этом на следующих уроках всегда выясняю, кто из учащихся провел рекомендованное наблюдение, прочитал книгу, сделал наглядное пособие и т. п., подбодрить и, вовлечь в другую работу.

Кружковая работа может объединять, например ботаников, зоологов, физиологов, генетиков. Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года.

На выставке могут быть представлены дневники наблюдений учащихся, фотоснимки сделанные в природе, коллекции и гербарии, выращенные растения и пр. Выставку можно назвать, например, «Летние работы учащихся», «Дары осени», и т. п. Отобранные на выставку экспонаты необходимо снабдить этикетками с указанием названия работы и ее исполнителя.

«Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии». Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитывая их. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение. Также внеклассные формы занятий способствуют развитию инициативы и коллективизма.

Во всех видах внеклассной работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии. Все виды внеклассных занятий связаны между собой и дополняют друг друга. При внеклассных занятиях осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Виды внеклассной работы позволяют вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе, причем последняя приобретает общественную направленность, что имеет большое значение для воспитания.

Внеклассные занятия, проводимые в системе всего процесса преподавания, развивают многосторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, практические навыки, их мировоззрение и мышление. Формы таких занятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у учащихся возникает интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных занятий и снова получает развитие и закрепление на уроке.

Интересы учащихся часто бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога - расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, любящего науку, умеющего исследовать природу. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

Индивидуальные занятия - работа в уголке живой природе, работа на школьно-опытном участке, работа в природе, внеклассное чтение.

Групповые занятия - кружок юных натуралистов, работа «ассистентов» кабинета по его оборудованию.

Массовые занятия - лекции и демонстрации фильмов, экскурсии и походы в природу, научные вечера и конференции, выставки работ учащихся олимпиады, кампании: День Урожая, Неделя Сада, День Птиц, Биологические КВН и т. п.

Эпизодические групповые, кружковые и массовые занятия можно объединить в группу форм коллективной внеклассной работы.

Индивидуальная форма внеклассной работы по биологии проводится почти в каждой школе. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией учащихся, учитель предлагает провести им какие-либо наблюдения в природе, прочитать ту или иную научно-популярную книгу, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда и т. п.

Но в этом случае необходимо выяснить биологические интересы школьников, постоянно держать их в поле зрения, ставить задачу - развить их интересы в том или ином направлении, подбирать для осуществления этой задачи соответствующие индивидуальные задания, усложнять и расширять их содержания. Эпизодическая групповая работа обычно организуется в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например праздника, посвященного Дню птиц, Дню леса, недели сада, Недели здоровья и пр.

Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает подыскать необходимый материал, выпустить стенгазету, подготовить доклады, художественную самодеятельность и т. п.

Обычно после завершения того или иного массового мероприятия эпизодическая группа распадается, а затем по истечении какого-то срока в связи с подготовкой и проведением другого массового мероприятия создается вновь, причем состав ее значительно изменяется.

Кружок юных натуралистов - основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической групповой работы кружок включает школьников, систематически работающих в нем в течение года или ряда лет. Состав кружка обычно стабилен.

К массовой работе привлекается большое число учащихся - несколько классов, вся школа. Для массовой внеклассной работы характерна общественно-полезная направленность. Обычно в школах организуются такие виды массовой работы, как праздники, вечера, кампании, часы занимательной биологии, биологические конференции, олимпиады и пр.

Биологические КВН (клуб веселых и находчивых) включают отобранные из нескольких классов две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания в находчивости готовит приветствия для команды-противника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живых организмах. Заблаговременно готовится к КВН и ведущий.

Для оценки работы команд во время состязания избирается жюри. Руководит всей работой учитель биологии - организатор КВН. Учитель рекомендует участникам команд соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки, советует, как можно интереснее реализовать имеющиеся у них замыслы.

На биологические КВН приглашаются болельщики - все желающие учащиеся. Дата проведения КВН сообщается заблаговременно, вывешивается объявление. Участие болельщиков также оценивается, и их баллы приплюсовываются к баллам, полученным командой, за которую они «болеют». Часы занимательной биологии обычно организуются в каждом классе. Длительность одного занятия - академический час.

Каждый час занимательной биологии учащиеся готовят заранее. Они подбирают из рекомендованной учителем литературы необходимые сведения, компонуют их, готовят наглядные пособия.

Когда занятиям придается игровая форма проведения (например, путешествия), готовят ведущих.

На самом занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, называет пункты остановок, во время которых заранее подготовленные юннаты сообщают те или иные интересные сведения о растениях (животных) и т. д.

Ведущий предлагает участникам отгадать какие-либо биологические загадки, решить кроссворды, чайнворды, ответить на вопросы викторины.

Подобным же образом организуются различные вечера.

Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовится занимательная его часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды, чайнворды и пр.), художественная самодеятельность (стихотворения, инсценировки, песни, музыкальные номера, танцы), художественное оформление зала, выставки работ учащихся.

Все перечисленные виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга.

В школах, где хорошо поставлена внеклассная работа по биологии, не может существовать какая-нибудь только одна ее форма. Проведение массовых мероприятий обязательно связано или с индивидуальной или групповой работой по их подготовке, или с работой кружка юных натуралистов.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области

Муниципальный конкурс методических разработок на тему:

«Птицы - наши пернатые друзья»

Внеклассное занятие по биологии

«Знакомые незнакомцы»

учитель биологии и географии

МКОУ Октябрьская СОШ

п. Октябрьский

2015

Внеклассное занятие по биологии (7 класс)

Тема : Знакомые незнакомцы

Цель: обобщить и углубить знания о птицах Костромской области

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о птицах родного края

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, развивать мышление, внимание, память, отрабатывать навыки работы с рисунками.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе, к птицам, любовь к родному краю, экологическую культуру.

Актуальность занятия:

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить.

Методы и формы:

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (информирование, обсуждение), информационно - коммуникационных (работа с заданиями, текстом, рисунками ) . Учащиеся работают в группах, индивидуально. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников.

Целевая аудитория: учащиеся 7 класс

Средства обучения : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, бочонки с номерами, изображения птиц, стихи о природе, аудиозапись с птичьими голосами.

Ход занятия

Сегодня, ребята, мы проводим внеклассное занятие по биологии «Знакомые незнакомцы», чтобы проверить ваши знания о птицах Костромской области. (СЛАЙД 1)

Почему же занятие называется «Знакомые незнакомцы»?

Потому что мы встретимся с известными птицами, но каждая птица всегда остаётся для нас загадкой.

Хотелось бы начать занятие со стихов Николая Гришина.

1 ученик

Любите лес и берегите

Их песен звуковые нити

Берут начало от лесов.

2 ученик

О как похожи птичьи трели,

Прервавшие лесные сны,

На звон берёз, на шёпот ели,

На шелест ивы и сосны.

3 ученик

Вот кажется: влюблён на веки

Прозрачно - чистые, как реки,

И тоненькие, как ручьи.

4 ученик

Как был бы мир неинтересен,

Когда б не пели птицы по лесам

Ведь человек без птичьих песен

Петь не научится и сам.

5 ученик

И кто к лесам бездушен с роду,

Одно пусть дерево срубя,

Тот ранит мать свою - природу

И обедняет сам себя.

Мир птиц очень разнообразен. Всего насчитывают около 9 тысяч видов птиц. Из них 107 видов птиц находятся под охраной. Какие же прекрасные и неповторимые, а главное беззащитные создания - птицы. Есть птицы очень большие, а есть и крошечные. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть птицы, которые вообще не летают. Одни птицы живут только в лесу, другие в воде. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей, а есть и «вегетерианцы», которые едят только растительную пищу.

А ведь все эти птицы являются нашими верными друзьями.

В нашей игре принимают участие 2 команды.

Каждая команда должна придумать себе название, связанное с миром птиц.

1 КОНКУРС «ОПРЕДЕЛИ» (СЛАЙД 2)

Перед вами птицы

1. сова 5. сокол

2. филин 6. снегирь

3. беркут

4. ястреб

1 задание. Здесь представлены только хищные птицы? Так ли это?

+ (Нет. Снегирь не является хищной птицей)

2 задание. Хищные птицы приносят пользу, уничтожая большое количество грызунов. Все ли данные птицы приносят пользу? Ответ поясните.

+ (Нет. Ястреб уничтожает кур, гусей, уток, зайцев)

3 задание. Некоторых хищных птиц приручают и используют для охоты. Каких птиц из представленных? И для охоты на кого?

+ (Беркутов - на зайцев, соколов - на уток)

4 задание. Какая из птиц является певчей?

Снегирь

2 КОНКУРС «КТО БОЛЬШЕ?» (СЛАЙД 3)

Напишите, кто больше, названий птиц, обитающих на территории России (Время 1,5 минуты)

3 КОНКУРС «ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН» (СЛАЙД 4)

Перед вами меню. Выберите праздничный ужин для птиц: дятла, тетерева, сокола, совы, синицы, орла (каждой команде выдаётся на листочках таблица)

МЕНЮ:

Птица

Чёрный хлеб

Полевая мышь

Комары

Пшено

Семена сосны и ели

Мелкие птицы

Насекомые

Брусника и черника

Сало

(Запишите свой ответ)

4 КОНКУРС «ШИФРОВКА» (СЛАЙД 5)

Название каких птиц здесь зашифрованы

НАРВАО- ворона

РВАКЯК - кряква

КАЧЙА - чайка

ВЕРТЕЕТ - тетерев

КАЙСО - сайка

5 КОНКУРС «ОТГАДАЙ» (СЛАЙД 6)

Перед вами птицы

синица

зяблик

грач

аист

ласточка

кукушка

1 задание . Все ли птицы зимуют в нашей местности?

+ (Нет. Аист, ласточка, грач - не зимуют)

2 задание . Какая из этих птиц считается «вестником весны»?

Грач

3 задание. Весной все эти птицы строят гнёзда. Так ли это?

+ (Нет. Аист, кукушка)

6 КОНКУРС «НОМЕРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» (СЛАЙД 7)

(команды по очереди вытаскивают из коробки бочонки с номерами вопросов)

1. Все знают о том, что птицы высиживают своих птенцов, а могут ли птицы насиживать птенцов?

Да. Совы и другие хищные птицы насиживают кладку с 1 яйца

2. У каких птиц птенцы растут в земле?

У ласточек, зимородков, т.е. у всех птиц гнездующихся в норах

3. В минуту сильного потрясения у рябчика(например, если он попадает в когти ястреба) обильно выпадают перья. Чем можно объяснить такую особенность?

Приспособленность птиц, т.к. у хищника остаются лишь перья.

4. О том, что гуси Рим спасли, знают все школьники, изучившие древнюю историю. Когда галлы пытались напасть на римскую крепость ночью, гуси подняли крик. Римляне проснулись и отразили нападение врагов. Как объяснить поведение гусей?

Громкими криками гуси предупреждают своих собратьев об опасности.

7 КОНКУРС « КЛЮВ» (СЛАЙД 8)

Считается, что по форме клюва можно определить, чем питается птица. Перед вами типы клюва. Определите, для какой пищи каждый клюв приспособлен.

8 КОНКУРС «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ» (СЛАЙД 9)

1) У какой птицы самая большая скорость? (стриж 144км/ч)

2) Какая птица подкидывает своих птенцов в чужие гнёзда? (кукушка)

3) Какая птица высиживает своих птенцов зимой? (клёст)

4) В названии какой птицы 40 букв «а»? (сорока)

5) Чёрный, проворный, кричит «крак», всем червям враг (грач)

6) Днём молчит, ночью кричит. (филин)

7) Какова температура тела птицы (40, 42 градуса)

8) Посреди деревьев кузнецы куют (дятел)

9 КОНКУРС «МУЗЫКАЛЬНЫЙ» (СЛАЙД 10)

Жюри подводит окончательные итоги

(Награждение команд дипломами)

Сегодня мы с вами вспомнили о птицах. Узнали что - то нового о наших пернатых друзьях. Как много они для нас значат, и маленькие и большие, но как много их уже уничтожено. Все вы знаете о «Красной книге». Туда внесены исчезающие или исчезнувшие виды растений и животных. Красная книга появилась и в Костромской области. Туда внесено 56 видов птиц. Это……..(СЛАЙД 11)

Я надеюсь, что вы сделаете всё от вас зависящее, чтобы данная книга не пополнялась.

Ах, сколько жизни в птичьей прыти,

В той негасимой, звонкой той,

Любите лес и берегите,

Он вам отплатит добротой.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.

Сегодня уже трудно согласиться с классиками методики (Н. М. Верзилин, Д. И. Трайтак и другие), что внеклассная работа способствует усвоению знаний учащимися и усиливает их развивающую функцию. На современном этапе изменилась парадигма биологического образования, новые цели и задачи стоят перед биологическим образованием, основная цель которых, воспитание биологически и экологически грамотных людей.

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

Успех внеклассной работы по биологии в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе внеклассной работы - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают, что основные особенности организации внеклассной работы должны заключаться в следующем:

  1. В отличие от учебных занятий внеклассная работа организуется и проводится на добровольных началах . В этом заключается ее первая особенность. Учащиеся в зависимости от интересов и склонностей самостоятельно записываются в различные кружки, по своему желанию принимают участие в массовой и индивидуальной работе во внеурочное время. Следовательно, добровольность означает, прежде всего, свободный выбор видов внеклассных занятий. Задача учителя - привлечь к внеклассной работе всех без исключения учеников. Делать это следует, разумеется, без принуждения.
  2. Организация внеклассной работы заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ . Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий. Программы кружков примерные, ориентировочные. На основе этих программ и инструктивно-методических указаний составляются рабочие планы с учетом конкретных условий и пожеланий учащихся. Это позволяет сделать содержание внеклассной работы более гибким, отвечающим интересам и запросам школьников.
  3. Внеклассная работа охватывает учащихся различного возраста . Разновозрастной состав не может служить препятствием в организации и проведении внеклассной работы. Напротив, объединяя учащихся из различных классов, внеклассные занятия способствуют сплочению общешкольного коллектива, создаются благоприятные условия для шефства старших над младшими, для развития товарищеской помощи.
  4. Во внеклассной работе преобладают самостоятельные занятия . Безусловно, самостоятельную работу учащихся необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами школьники. Чем старше учащиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают не только в роли участников разнообразных кружков, объединений клубного типа, но и в роли активных организаторов внеурочных занятий.
  5. Особенность внеклассной работы в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобретает большую общественно полезную направленность . В результате она выступает как очень важное и действенное средство профессиональной ориентации школьников, особенно в старших классах.
  6. Многообразие форм и методов . Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.
  7. Массовость . Она охватывает не только отдельных любителей природы, искусства, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями. Иногда во внеклассную работу вовлекают не всех учеников, а лишь актив. Остальные же, в первую очередь трудные ребята, остаются вне сферы организованного влияния. "Вовлечение таких ребят в интересную внеклассную работу помогает их перевоспитанию, повышению интереса к совместной деятельности". (2: с. 98-99)

Рассматривая особенности к организации внеклассной работы, предложенных Вульфовым и Поташником, можно сделать следующие выводы:

  1. Внеклассная работа действительно должна быть организована на добровольных началах и не должна быть связана с рамками обязательных программ. Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить их и расширить в нужном направлении.
  2. Разновозрастной состав групп способствует условиям создания шефской работы. Старшие учащиеся помогают, контролируют работу младших. Это не мешает, а часто помогает - быстрее расти, взрослеть, учиться находить друзей.
  3. Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, необходимость описывать наблюдаемое, делать выводы, рассказывать об итогах развивает у учащихся мышление, наблюдательность. Заставляет задуматься, что раньше они не замечали.
  4. Внеклассная работа действительно приобретает большую общественно полезную направленность. В процессе работы учащимся необходимо дать понять, что Дом у нас общий - это наш город, наша страна, наша Земля. И если мы не научимся сами охранять и защищать наш Дом, то это за нас никто не сделает.

Формирование современного мировоззрения детей в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является кропотливым делом и требует у учителя больших педагогических усилий, умений и навыков. Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий по биологии, их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований.

Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью. Работа кружка должна содействовать ознакомлению с окружающей жизнью и активному участию в ее преобразовании.

Организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу школьников "малыми группами". Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, внеклассная работа позволяет работать школьникам с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению школьников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке.

Содержание и организацию внеклассных занятий необходимо подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Важно отбирать такой материал, которых содействовал бы расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Эффективность внеклассных занятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически, регулярно, а не от случая к случаю.

Важное требование к организации - доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Особенно необходимо обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой работе в этих классах большое место занимают разнообразные игры и развлечения, элементы романтики. Главное требование - разнообразие и новизна. Известно, что учащиеся не терпят однообразия и скуки. Они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их. Чтобы школьники охотно шли на занятия кружка, на утренник, на конференцию, нужно чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново. Не секрет, что на внеклассных занятиях, которые проходят более непринужденно, чем урок, иногда полнее раскрываются сокровенные тайники души ребенка. А разнообразие форм внеклассной работы, к которой можно привлечь школьников, является важнейшим средством формирования не только познавательного интереса учащихся, но и служит активизации их гражданской позиции в других областях.

В методической литературе и практике работы школы, понятие "внеклассная работа" часто отождествляют с понятиями "внеурочная работа" и "внешкольная работа", хотя в каждое из них вложено свое содержание. Кроме того, внеклассную работу часто считают одной из форм обучения. На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями "внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу - к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии - к системе дополнительного биологического образования школьников" (9: с.254).

Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.

Важную роль во внеклассной работе играют научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных.

Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы "Семя" (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера.

Внешкольную работу учащихся в отличие от внеклассной и внеурочной проводят с внешкольными учреждениями (станциями юных натуралистов, учреждениями дополнительного образования) по специальным программам, разработанным сотрудниками этих учреждений и утвержденным соответствующими органами народного образования.

Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, согласно концепции, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Но практика свидетельствует, что по биологической дисциплине сокращают содержание (время). Поэтому, преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания, сегодня возрастает. Их роль заключается в расширении знаний, формировании умения, воспитания ответственного отношения к природе. Как показывает изучение литературы по данному предмету, в настоящее время проблемы биологического и экологического образования и воспитания исследуются по различным направлениям:

Вопросы экологического воспитания во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся нашли свое развитие в трудах А. Н. Захлебного, С. М. Заикина, В. Д. Иванова, Д. Л. Теплова и др. Ими исследованы пути формирования ответственного отношения к природе во внеклассной работе, раскрыты формы и методы организации внеклассных занятий.

В исследованиях педагогов О. С. Богдановой, Д. Д. Зуева, В. И. Петровой разработаны методологические и общетеоретические основы методики организации внеклассной деятельности учащихся разных возрастов, что позволило проникнуть в сущность процесса осуществления внеклассной работы, определить эффективные пути организации.

Совершенствованию и методическому обеспечению экологического образования, а также экологизации учебных предметов способствуют работы А. Н. Захлебного, И. Д Зверева, И. Н. Пономаревой, Д. И. Трайтака;

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры учителя и ученика раскрыты в работах таких ученых как С. Н. Глазичева, Н. С. Дежниковой, П. И. Третьякова и др.;

Проблемы теории и практики приобщения учащихся к исследовательской экологической работе, подготовка учителей к экологическому образованию школьников рассмотрены в работах С. Н. Глазичева, И. Д. Зверева, Е. С. Сластениной др.;

Известными психологами Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, В. А. Крутецким и другими, с учетом возрастных особенностей учащихся, исследованы условия и механизмы организации внеклассной работы, связанные с чувствами, волей и интересами школьников.

Значение внеклассной работы по биологии доказано как учеными - методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности по экологизации биологии, на основе, как было отмечено, в первую очередь, экологического воспитания.

Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира, об экологических проблемах и т. д. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или за ростом и развитием бабочки-капустницы, либо обыкновенного комара, или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Тем самым, можно заключить, что внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Внеклассная работа по биологии дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории с практикой, связь биологии с жизнью. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:

  • интереса, творческих способностей и инициативы школьников;
  • наблюдательности и самостоятельности и принятии решений;
  • более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков;
  • умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы;
  • осознанию в углубление знаний о природе, полученных на уроке, что позволяет превратить их в стойкие убеждения;
  • понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения;
  • ответственного отношения к природе.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Список литературы

  1. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. "Общая методика преподавания биологии". М.: Просвещение. - 1983.
  2. Вульфов Б. З., Поташник М.М. "Организатор внеклассной и внешкольной работы". М.: Просвещение. - 1978.
  3. Гребнюк Г. Н. "Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений". Ханты-Мансийск: Полиграфист. - 2005. - С. 313-327
  4. Евдокимова Р. М. "Внеклассная работа по биологии". Саратов. - 2005.
  5. Заикин С. М. "Совершенствование экологического образования учащихся в процессе внеклассной работы по биологии"// автореферат. - М.: Московский Педагогический Университет. - 2000. - 19 с.
  6. Касаткина Н. А. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Учитель - 2004. - 160 с.
  7. Малашенков А. С. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Корифей. - 2006. - 96 с.
  8. Никишов А. И. "Теория и методика обучения биологии: учебное пособие". М.: КолосС. - 2007. - 303 с.
  9. Теплов Д. Л. "Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования"// Журнал "Педагогика". С. 46-50
  10. Теплов Д. Л. "Экологичекое воспитание в дополнительном образовании". - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД. - 2006. - 64 с.
  11. Трайтак Д. И. "Проблемы методики обучения биологии". М.: Мнемозина. - 2002. - 304 с.
  12. Шашурина М. А. "Возможности экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе". - 2001.
  13. Ясвин В. А. "Психология отношения к природе". - М.: Смысл - 2000 - 456 с.

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Экологическое ассорти»

Боровцова А. В.

Данное мероприятие проводиться среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.

Форма организации работы учащихся : групповая.

Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;

Развивать коммуникативные умения;

Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная : раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

Формируемые УУД:

Личностные УУД : - смыслообразование, - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.

Регулятивные УУД : - принятие и сохранение задачи, - умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях, - адекватное восприятие и понимание оценки, - выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД : - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,- умение контролировать действия партнера, - умение формулировать и задавать вопросы.

Познавательные УУД:- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.

Оборудование: компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», видиоролик об экологии», физическая карта России, физическая карта мира, на доске «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса

Предварительная подготовка:

  • сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
  • нарисовать природоохранные знаки;
  • по списку собрать природный и бросовый материал.

План мероприятия:

  1. Организационный момент -2 мин.
  2. Основная часть:
  • Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
  • Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
  • Станция «Биосфера» - 5 мин.,
  • Станция «Красная книга» - 5 мин.,
  • Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
  • Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
  1. Подведение итогов- 5 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент Командызанимают свои места, представляются.

Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры Слайд 1-2.

Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя?Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)

  1. Основная часть (2 минуты).

Слайд 3. Фоторяд . Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.

Слайд 4.Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)

Ребята, скажите, о чем этот видеоролик?

О чем мы будем сегодня говорить?

Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.

Наш сегодняшний классный час необычный, мы отправляемся с вами в экологический патруль.

Слайд 5. Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданияи, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.

Слайд 6-15. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»

Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.

Вопросы:

  1. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды? (лишайники).
  2. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
  3. Какие компоненты загрязняют атмосферу?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
  4. Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
  5. Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
  6. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?

(1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).

  1. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
  2. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
  3. Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).

Слайд 16. Остановка «Экологическая ситуация»

Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией (приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.

Слайд 17. Остановка «Биосфера» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками (приложение 2) . Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.

Ребята, скажите, почему эта остановка так названа? Действительно биосфера - это оболочка, в которой взаимодействуют все компоненты живой и неживой природы: вода, почва, воздух, животные, растения и человек.

Слайд 18-20. Остановка «Красная книга»

Ученик :

Охраняется Красной книгой

Сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в красную книгу Флтайского края. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, получаете еще один дополнительный балл.

  1. Ребята, какова роль красной книги?

Ученик.

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит,

Люблю мой край! Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ученик.

Когда-то собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты

Много животных там стало водится

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди, владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне

Вы берегите эту святыню.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик.

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?

Все яснее понимаю: быть беде!

На земле уже природы не осталось,

И живем мы в окружающей среде.

Ученик.

Все сильнее ощущаю боль утраты,

Худо с флорою и с фауной разлад.

А в салатах говорят одни нитраты,

И нитраты в каждой рыбине сидят.

Ученик.

Все тревожней на планете год от году!

И понятно даже- даже комару:

Или будет мы беречь свою природу,

Или вылетим в озонную дыру!

Ученик.

Люди, люди, что же вы сделали с планетой?

Сами сбились вы с нахоженных путей

Ведь другой такой на свете нет,

Да и нет у природы запчастей!

Ученик.

Я не хочу такого мира

Где все так серо и уныло…

Ученик.

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ученик.

Моя планета-человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком

Где сточная канава океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет, ни аисту, ни льву,

Где травы стонут: «Больше не могу».

Ученик.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой!

И шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза.

И тихо просят родники

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус-шар земной

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

  1. Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Что вам сегодня больше всего запомнилось?
  3. Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?

Слайд 27. Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)

Спасибо! Всего вам самого доброго!

Литература:

  1. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
  2. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).
  3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Волгоград: учитель, 2007.-139с.
  4. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
  5. Интернет-ресурсы.
  6. Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)

Приложение 1.

Ситуация №1

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание . Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

Ситуация 2.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

Ответ . Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел .

Ситуация 3.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание . Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Ответ.

Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей

Приложение 2 .

Рассказ с ошибками

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Правила:

  • не включать громкую музыку;
  • не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как

разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,

нарушается сообщество насекомые - грибы - деревья;

  • для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  • не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается

микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и

металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  • костер после прогорания следует забросать землей или залить

водой до полного прекращения горения;

  • не трогать яйца птиц - птица может покинуть гнездо;
  • не брать зверят и птенцов из леса в город - если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  • не втыкать в муравейник палочки- нарушаются взаимоотношения

в этом сложном сообществе;

  • не прятаться во время грозы под одиноким деревом - в него может

попасть молния!

  • никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  • луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных

цветов недолговечна.

Приложение 3.

Лебедь малый



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...