И ы после ц в корне. Справочник по русскому языку

1. После ц буква ы пишется в следующих случаях:

а) в окончаниях слов (пловцы, круглолицый, птицы );

б) в суффиксе -ын - (сестрицын, Царицын );

в) в словах-исключениях: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть .

2. В остальных случаях после ц пишется и :

цифра, цирк, цилиндр, кульминация .

§ 4. Правописание приставок

1. Запомнить приставки, которые всегда пишутся одинаково (независимо от того, как звучат в слове): в-, с-, до-, за-, на-, о-, об-, от-, над-, под-, пред-, пер-, по:

с делать, в писать.

Обратите внимание! В словах здесь, здание, здоровье, здравствуй, зги (не зги не видно) и производных от них буква з является частью корня.

2. Приставки, оканчивающиеся на з / с (раз-, роз-, вз-, из-, низ-, без-, чрез-, через- ) пишутся в соответствии с произношением, т. е. с буквой З перед звонкими согласными и с буквой С перед глухими: разбить, распилить, вписать, сделать, возглас, восклицание, исчезать, чересчур.

Примечание. Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р.

Глухие согласные: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

3. Чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- , надо знать их значения.

Приставка пре- указывает на:

1) высшую меру действия или качества (близка по значению к слову очень ): пресытиться, преувеличить, пренеприятный;

2) изменение действия (близка к приставке пере- ): преградить, прервать, преобразовать .

Приставка при- указывает на:

1) присоединение, прибавление, приближение: приклеить, пририсовать, прибежать ;

2) неполноту действия: притормозить, присесть, прикрыть ;

3) нахождение вблизи чего-либо: приморье, пригород, прибрежный .

В некоторых словах приставки так тесно слились с корнем, что их трудно отделить и установить их значение, поэтому написание таких слов надо запомнить: преследовать, препятствие, камень преткновения, превратный, пренебрежение, приключение, присяга, прибор и др.

§ 5. Буквы ы / и после приставок,

Оканчивающихся на согласную

После приставок, оканчивающихся на согласную букву, вместо и пишется ы в соответствии с произношением. Например: и грать – разы грать, поды грать .

Обратите внимание!

1. Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова: пединститут, спортинвентарь .

2. После иноязычных приставок (дез-, супер-, контр-, пост-, интер-, транс), а также после приставок меж- и сверх- сохраняется буква И: постиндустриальный, межинститутский, сверхизысканный, дезинформация, дезинфекция, суперигра.

Правописание ь после шипящих в разных частях речи

После шипящих ж, ш, ч, щ буква ь пишется:

1. В именах существительных женского рода ед. числа: речь, тишь, мощь.

2. В неопределённой форме глаголов: стричь, печь, течь.

3. В повелительном наклонении глаголов: назначь, назначьте, отрежь, отрежьте.

4. Во 2-м лице ед. числа глаголов настоящего и будущего времени: несёшь, поёшь, бросишь, бросишься.

5. В наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж: невмочь, сплошь, навзничь.

6. В частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.

Буква ь не пишется:

1. В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рщ, щн (печка, нянчить, хотя нянька).

2. В кратких прилагательных (могуч, пахуч, колюч, тягуч).

Правописание букв о / ё после шипящих

1. В корне слова под ударением после шипящих произносится о , а пишется е(ё), если это о чередуется с е в родственных словах: жёны – женщина, чёрный – чернь, шёпот – шепчет.

Там, где такого чередования в родственных словах нет, в корнях под ударением пишется о : обжора, шов, шорох, шоколад, шофёр, шоссе, жокей, герцог.

Запомните : ожёг, поджёг – в глаголах; ожог, поджог – в существительных.

2. Под ударением после шипящих произносится и пишется о :

а) в окончаниях существительных, прилагательных, на конце наречий: плащом, большого, горячо. Искл.: ещё.

б) в суффиксах прилагательных -ов- и -он-: холщовый, парчовый, ежовый, смешон.

в) в суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок -: бачок (от бак), крючок, девчонка, бочонок (от бочка).

3. В остальных случаях под ударением после шипящих, если и произносится о , то пишется е(ё) :

а) в окончаниях глаголов (печёт, печёшь).

б) в суффиксах страдательных причастий -ен-, -енн- (вооружённый).

Правило

К формулировке правила 1956 года почти нечего и добавить: "После Ц буква Ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.В остальных случаях после Ц пишется всегда И , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина."

История правила

Вся история этого правила - история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.

Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):

При попытках сформулировать правило в конце 19 - начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.

Даль использует слово цыркать .

Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.

Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь , цирюльник у него с И).

В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь ). Слово цыркать в этом списке не упоминается.

В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.

В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.

На что нужно обратить внимание

  • Слова, оканчивающиеся на -ция , пишутся с буквой И после Ц, хотя строго говоря буква в окончании: нация, полиция, станция, квитанция.
  • К правилу не имеют отношения слова, в которых после Ц пишется Е . Правописание таких слов надо проверять или запоминать: цемент, цена, цепочка и т. д.
  • Современные исключения легко запомнить так: "Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт"

Цели:

  • Обучающие :
    • познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц ;
    • учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
    • повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
    • пропедевтически познакомить с правописанием -онн- в прилагательных.
  • Развивающие :
    • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Воспитательные :
    • вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: плакат с алгоритмами, текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока, кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

II. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. (Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы , а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

(И.Козловский)

– К какому стилю относится этот текст?
– Что такое цимбалы?
– Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы) .
– Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
– Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
– Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы .
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын .
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып . Эти слова нужно запомнить.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

Прозвучал для вас, ребята,
Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть) .
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на -ция : лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

Правописание Ы-И после Ц

III. Закрепление изученного

1. Устный орфографический разбор (Учащиеся объясняют устно правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

делегация, цилиндр, птицын, синицы, смуглолицый.

2. Словарный диктант. (Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом).

панцирь, Царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. (Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).
2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).
6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

– Прочитайте слова,когда после Ц написали И, а когда – Ы.
– Итак, с чем познакомились сегодня на уроке?

IV. Задание на дом: п. 86, упражнение №446.

V. Итог урока. Диагностическая работа

I вариант.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк, ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы-И после Ц).

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.

Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы.

Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы.

Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын.

Цыпленок, цыган, цып, цыпочки.

Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит.

Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель.

Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция.

Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить.

Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.

Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительце, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.

I. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

V. 1 «Дружина» - старинное русское слово - традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.)

VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники - роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц - в другую.

I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...