Идеи вебера кратко. Биография макса вебера

(1864-1920) - немецкий социолог, обнаружил огромное влияние на современную социологию - как в плане методологическом, так и в плане накопления социологического знания. Среди его основных работ такие, как: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1906), "О категории понимающей социологии" (1913), "История хозяйства" (1923), "Город" (1923).

В отличие от Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма, Макс Вебер считал, что законы общества принципиально отличными от законов природы. А поэтому необходимо развивать два типа научного знания - науку о природе (естествознание) и науку о культуре (гуманитарное знание). Социология же - по его мнению

находится на границе между этими двумя сферами и должна позаимствовать у естественных дисциплин причинно-следственное объяснение действительности и соблюдение точных фактов, а в гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям. Понимание - употребление во внутренний мир индивидов, понимание их мыслей и переживаний. Социолог будто мысленно ставит себя на место других людей и пытается понять их мысли и чувства. Ученый считал личность основой социологического анализа. Он был убежден, что такие сложные понятия, как: государство, религия, капитализм могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Но как выделить главное, общее в индивидуальных переживаниях людей? Таким критерием, согласно Вебера, становится "отнесения к ценностям". Ценности могут быть теоретическими - истина, политическими - справедливость; моральными - добро; эстетическими

красота и тому подобное. Но, если они имеют значение для всех исследуемых субъектов, то они - над субъектные, то есть имеют абсолютное значение в пределах изучаемой эпохи.

Главным инструментом познания у Макса Вебера является "идеальные типы". Это такие конструкции, схемы социальной действительности, которые существуют в воображении ученых. "Идеальный" в данном случае означает "чистый", "абстрактный", то есть такой, который в реальной жизни не существует.

То есть идеальный тип следует понимать не в морально-этическом плане, а в теоретико-методологическом. Под "идеальным" социолог подразумевает не тот тип, к которому общество должно стремиться, а тот, который содержит наиболее существенные, типичные черты социальной действительности и может служить эталоном для сравнения с социальной реальностью. Скажем, если мы захотим описать идеальный тип современного украинского пассажира городского транспорта, то, проанализировав окружающую действительность, обнаружим, что это вовсе не является вежливая лицо, всегда вовремя оплачивает проезд и уступает место старшим, как бы нам этого всем хотелось. Нет, идеальный тип в этом случае должен в себя включать и другие характеристики, которые присущи современным украинским пассажирам городского транспорта - это также лицо, иногда пытается проехать без билета, часто бывает невежливым.

Макс Вебер оперировал такими идеальными типами, как: "капитализм", "бюрократия", "религия", "рыночная экономика" и др.

Идеальные типы должны изучаться социологией в той форме, в которой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в которой те ориентируются на них в своих действиях. Социальные действия индивидов - это действия, которые соотносят (в счет) с действиями других лиц и ориентированы на них (не будут считаться социальными действиями в смысле, предложенном Вебером, такие действия, как, например, одинокая молитва или панические действия толпы).

Макс Вебер выделяет четыре вида социального действия: целое рациональную, ценностно-рациональную, аффективной и традиционной.

Целое рациональное действие предполагает и учитывает поведение предметов внешнего мира и других людей (критерием рациональности является успех). "Целое рационально, - пишет Вебер, - действует тот, кто ориентирует свое действие в целях, средств и побочных последствий, и при этом рационально взвешивает как соотношение затрат и целей, так и целей по побочных последствий".

Ценностно-рациональное действие обусловлено сознательной верой в этические, эстетические, религиозные ценности, согласно которым и происходит это действие, независимо от того, принесет это действие успех или нет. "Чисто ценностно-рационально, - читаем в трудах М. Вебера, - действует тот, кто, не учитывая возможные последствия, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него его обязанность, его понимание достоинства, красоты, его религиозные предписания, пиетет или важность какой... "дела". Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с "заповедей" или "требований", которые тот, что действует считает себя ".

Образцом ценностно-рационального действия может, например, считаться заявление лидера Немецкой реформации XVI в. Мартина Лютера, который, в ответ на требование папского Рима покаяться и отречься от своих взглядов, ответил: "Не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою и не могу иначе. Пусть поможет мне Бог".

8. Аффективная действие - действие под влиянием аффектов и чувств. В случае аффективной действия, так же, как и в случае ценностно-рациональной, целью действия является собственно сама это действие, а не что-то другое (результат, успех и т.д.); побочные последствия как в первом, так и во втором случае в расчет не берутся.

4. Традиционная действие - это действие под влиянием привычки, традиции.

Реальное поведение индивида, по мнению Вебера, определяется, как правило, двумя и большим количеством видов действия в ней присутствуют и целое рациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут доминировать: в традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы социального действия, в индустриальном - целое и ценностно-рациональный.

Что значит для общества и его структуры роста роли целое рационального действия? Это означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, управление. Причем этот процесс касается не только экономики, но и политики, науки, культуры - всех сфер общественной жизни. Рационализируется также образ мышления людей, их образ ощущение и образ жизни в целом. Это сопровождается возрастанием роли науки, которая, по Веберу, является чистым воплощением принципа рациональности. Проникновение науки во все сферы жизни - это свидетельство универсальной рационализации современного общества.

По сравнению с Карлом Марксом, Макс Вебер уделял гораздо меньше внимания классовом конфликта и влиятельные экономики на общественную жизнь. В книге "Протестантская этика и дух капитализма" (и904-и906) он исследовал взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. Вера побудила протестантов к самоотверженному труду, бережливости, личной ответственности за свой жизненный путь. Эти качества способствовали развитию современного капитализма. Капитализм, по мнению ученого, сформировался и распространился в процессе развития науки, современной технологии, бюрократии и рационализации общества.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер - немецкий социолог и политический экономист. Наиболее известен своим тезисом о «протестантской этике», связи протестантизма с капитализмом и размышлениями о бюрократии. Его глубокое влияние на социологическую теорию обусловлено его требовательностью к научной объективности и анализом мотивов человеческих поступков.

Ранняя биография

Макс Вебер родился 21.04.1864 в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из 7 детей Хелен и Макса Вебера. Отец был состоятельным либеральным политиком, который вскоре присоединился к более лояльным про-бисмаркским «национал-либералам». Семья переехала из Эрфурта в Берлин, где Вебер-старший стал членом прусской палаты депутатов (1868-97) и Рейхстага (1872-84). Он вошел в берлинский высший свет и принимал у себя видных политиков и ученых.

Мать социолога воспитывалась в строгих кальвинистских традициях. Хотя постепенно ее отношение к религии становилось более терпимым, пуританская мораль осталась с ней навсегда. мужа отдалила ее от него, особенно когда тот не поддержал ее длительный траур после смерти двух их детей. В свою очередь, отец традиционно авторитарно обращался со своей семьей и требовал абсолютного подчинения. По-видимому, мрачная обстановка в семье Макса Вебера и конфликт его родителей стали причинами душевных страданий, которые преследовали его во взрослой жизни.

Годы учебы

Вебер покинул дом, чтобы в 1882 году поступить в Гейдельбергский университет. Через 2 года он прервал учебу, чтобы год провести на военной службе в Страсбурге. За это время он сблизился с семьей своей тети Иды Баумгартен и ее мужем-историком, оказавшим глубокое влияние на интеллектуальное развитие Вебера.

Однако по окончании службы в армии отец попросил его продолжить учебу в Берлинском университете, чтобы тот мог изучать юриспруденцию и экономическую историю, живя дома. Возможно потому, что он считал влияние Баумгартенов подрывным. С 1884 г. до брака в 1893 г. Вебер покидал дом только на семестр обучения в Геттингене в 1885 г. и несколько раз для несения военной службы.

Начало карьеры

Таким образом, большую часть своей ранней биографии Макс Вебер жил в доме родителей, где он постоянно находился в центре семейного конфликта. Поскольку он одновременно стажировался помощником юриста и в университете, то до осени 1893 г. не мог позволить себе жить отдельно. В то время он получил временную должность преподавателя юриспруденции в Берлинском университете и женился на троюродной сестре Марианне Шнитгер.

После свадьбы и возвращения в Берлин в 1894 г. Вебер много и усердно работал. Только такой дисциплинированный труд, по его мнению, мог преодолеть его лень и предотвратить эмоциональный и духовный кризис.

Способность Вебера к напряженной интеллектуальной работе и его неоспоримый талант стали причинами стремительного роста его профессиональной карьеры. Спустя год, после назначения в Берлине он стал профессором политической экономии во Фрайбурге, а в 1896 г. получил аналогичное место в Гейдельберге.

Его научная работа была посвящена аграрной истории Древнего Рима и эволюции средневековых торговых обществ. Затем Вебер произвел всесторонний анализ аграрных проблем Восточной Германии для одного из самых важных академических обществ страны - Союза социальной политики. Также он написал эссе о немецкой бирже и социальном упадке античной цивилизации.

Ранняя биография Макса Вебера отмечена политической активностью - он сотрудничал с лево-либеральным протестантским социальным союзом.

Речь во Фрайбурге

Кульминацией ранней научной карьеры Вебера была его инаугурационная речь во Фрайбурге 1895 года, в которой результаты его 5 лет исследований аграрных проблем Германии к востоку от Эльбы стали обвинительным актом исторически устаревшей юнкерской аристократии. Однако, по его мнению, существующие либеральные партии не могли бросить им вызов. Рабочий класс также не был готов принять ответственность на себя. Только нация в целом политически созревшая благодаря сознательной политике заморской имперской экспансии, могла привести Германию к уровню политической зрелости, достигнутому французами в революционную и наполеоновскую эпохи и англичан в ходе их имперской экспансии в XIX ​​в. В этом отношении Фрейбургская речь продвигала идеологию «либерального империализма», привлекая поддержку таких важных либеральных публицистов, как Фридрих Науман и Ханс Дельбрюк.

После смерти отца в августе 1897 г. биография Макса Вебера отмечена началом проблем с нервной системой. Его возвращение к преподаванию осенью привело к кратковременной передышке, которая закончилась в начале 1898 г. первыми признаками нервного срыва, которые сделал его неработоспособным между 1898 и 1903 годами. В течение 5 лет он периодически попадал в лечебные учреждения, страдая внезапными рецидивами после медленного выздоровления и тщетных усилий разорвать эти циклы путешествиями. В разгар болезни он оставил преподавание в Гейдельберге.

Поздние работы

В 1903 г. Вебер смог возобновить научную деятельность, а наследство, полученное в 1907 г., сделало его финансово независимым. Он не преподавал до конца I мировой войны. Характер его самой важной работы после частичного выздоровления предполагает, что его длительная болезнь привела его к блестящему пониманию взаимоотношений кальвинистской морали и компульсивного труда, в отношениях между различными религиозными этиками и социально-экономическими процессами и многих других важных вопросов. Свой самый значимый труд он писал в течение 17 лет между пиком болезни и смертью.

Интеллектуальную широту социологии Вебера трудно переоценить. Он превзошел достижения таких предшественников, как Карл Маркс и Неудовлетворенный интеллектуальными традициями социальных наук и права в немецких и западных университетах, Вебер стремился разработать научный подход, который бы позволил преодолеть их недостатки. Хотя он никогда полностью не определял систематическую исследовательскую программу, объясняющую его сравнительную методологию, его очерки об историческом развитии восточного и западного обществ позволяют составить о нем общее представление. Вебер продемонстрировал, что сравнительный метод имеет важное значение, поскольку поведение институтов в обществах невозможно понять изолированно. Даже его популярная работа о связи между пуританством и развитием капитализма на Западе не может быть полностью понята без ссылки на его труды о подобных институтах - например, исследования азиатских религий и древнего иудаизма.

В рамках подготовки к написанию своего главного сочинения, которое он так никогда и не завершил, немецкий философ создал идеальный тип - методологический инструмент для сравнительной социологии. Вебер, анализируя историю западных обществ, сосредоточился на рационализме как на уникальной и центральной силе, формирующей все западные институты, включая экономику, политику, религию, семью, слои общества и музыку. Эти типологии оказали решающее влияние на развитие последующих, более специализированных социологических запросов.

Социология религии

«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-05) - самая известная и наиболее противоречивая работа Вебера, которая иллюстрирует общую тенденцию его мышления. Вначале автор отмечает статистическую корреляцию в Германии успеха капиталистических предприятий с протестантским фоном. Затем он относит эту связь к случайным психологическим последствиям представлений о предопределенности и призвании пуританского богословия. Формулировка Кальвина доктрины предопределенности говорит о том, что грешное человечество не может знать ни того, почему, ни того, на кого распространяется божья милость спасения. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер предположил, что психологическая незащищенность, которую эта доктрина навязывала верующим в адское пламя, привела к поиску признаков, указывающих на направление Божьей воли, в повседневной жизни. Следствием этого стала этика непрестанной приверженности своему мирскому призванию (любой провал указывал бы на то, что благодать была под вопросом) и аскетическое воздержание от удовольствия от прибыли, полученной в результате такого труда. Практическим результатом таких убеждений и практик было, по теории Макса Вебера, максимально быстрое накопление капитала.

Немецкий социолог опубликовал свою диссертацию по протестантской этике в журнале, который начал редактировать, Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. С 1905 по 1910 год Вебер публиковал критику своей диссертации и ответы на нее. Он не опровергал того, что высокоразвитые капиталистические предприятия существовали за столетия до Кальвина. Вебер также знал о других предпосылках как материальных, так и психологических, которые способствовали развитию современного капитализма. Он отвечал на эти замечания тем, что до кальвинизма капиталистическое предприятие и накопление богатства всегда пассивно или активно подвергались враждебному отношению со стороны религиозного строя. Если некоторые капиталисты в силу своего скептицизма могли избежать чувства вины, которое диктует религиозный этос, фактом является то, что ни одна другая религиозная традиция никогда не заставляла людей видеть в накоплении капитала (экономии) знак вечной благодати Бога.

Пуритане, согласно Веберу, добровольно приняли плащ мирского аскетизма как средство облегчения иначе невыносимого духовного бремени. Тем не менее таким образом они помогли создать огромную структуру современного экономического института, которая продолжала предопределять жизнь и ценности всех, кто родился в ней.

Политика и правительство

Примерно в то время, когда он публиковал свою работу о протестантской этике, немецкая культура среднего класса, в которой воспитывался Вебер, испытала первые спазмы распада. Протестантская мораль, принятая им в качестве неотъемлемой судьбы, подверглась нападению со стороны молодежного движения, авангардных литературных кругов, в центре которых были поэт Стефане Георге, неоромантик Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, а также славянских культурных идеалов, примером которых являются произведения Льва Толстого и Федора Достоевского. Немецкий философ провел решающее разграничение между харизматическими, традиционными и правовыми формами власти, что нашло отражение в позже опубликованной работе Вебера «Политика как призвание и профессия».

Или харизма относится к дару духовного вдохновения, лежащему в основе власти религиозных пророков или экстраординарных политических лидеров. В изучении харизмы Вебер касался тем, которые впервые затронул Ницше.

Рационализм и методология

Его острый интерес к социальным явлениям, таким как мистицизм, противоречащий современному миру, и лежащему в его основе рационализму, проходит параллельно с поздним пробуждением эстетических и эротических талантов Вебера. В 1910 г. после разрушения общественного порядка европейского среднего класса, он начал серию важных дискуссий с Георге и его близким учеником, поэтом Фридрихом Гундольфом. Примерно в то же время Вебер вступил во внебрачные отношения, получив, возможно, первый опыт сексуальной близости. Одно из его самых блестящих поздних эссе «Религиозные отрицания мира и их направления» содержит анализ противоречивых отношений между эротикой, аскетизмом и мистическими формами религиозности и общего процесса рационализации.

Тогда же немецкий философ попытался укрепить уважение к социологии как дисциплине, определив для нее методологию и проанализировав религиозные культуры Индии и Китая в сравнении с западной религиозной традицией. Критически важным в последний период своей биографии Макс Вебер стоически занимался рассмотрение условий и последствий рационализации политической и экономической жизни на Западе. Это было сделано в работе «Экономика и общество» (1922) и журнальных статьях.

У истоков Веймарской республики

В последние годы жизни Макс Вебер оказал значительное влияние на современников, когда с 1916 по 1918 год решительно выступил против захватнических военных целей Германии и в пользу укрепления парламента. Он храбро отстаивал трезвость в политике и преподавании против апокалипсических настроений правых студентов в первые месяцы после поражения Германии в Первой мировой войне.

В 1919 г. увидела свет работа Вебера «Политика как призвание и профессия», в которой он определил государство как институт, обладающий монополией на насилие.

После участия в создании новой конституции и Демократической партии Германии, Вебер заболел гриппом и умер от пневмонии в июне 1920 года.

Наследие

Немецкий социолог имел большое влияние на своих коллег, многие из которых были его друзьями в Гейдельберге или Берлине. Однако основные работы Макса Вебера не печатались в книжной форме, а только в специализированных журналах, поэтому широкую известность они приобрели только после его смерти. Единственными исключениями была его формулировка в 1895 году «либерального империализма», его широко обсуждавшийся тезис о протестантизме и капитализме и его критика немецкой внешней и внутренней политики во время Первой мировой войны на страницах Frankfurter Zeitung, которая стимулировала либеральные настроения против военных планов правительства и привела к тому, что генерал считал Вебера предателем.

В заключение

В целом величайшей заслугой немецкого философа является то, что он привел общественные науки в Германии, которые до того занимались в основном национальных проблем, к прямой критической конфронтации с международными гигантами европейской мысли XIX века Марксом и Ницше. Благодаря этому Вебер помог создать методологию и литературу, занимающуюся социологией религии, политических партий и экономики, а также начать исследования формальных организаций, поведения малых групп и философии истории.

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Макс Вебер родился в 1864 году 21 апреля в Тюрингии в городе Эрфурт и прожил всего 54 года. Его отец занимался текстилем в Вестфалии, о матери известно гораздо больше. Она была крупным социальным деятелем, занималась религией и написанием научным трудов. Элен Валленштайн-Вебер очень любила сына и до самой смерти искренне интересовалась его философскими работами, она же и направляла его изыскания в течение всей его жизни. В 1869 году вся семья Вебера переехала в Берлин.

За время своей жизни успел написать множество книг и привнести в мир новое видение экономического строя. Особенно его интересовало влияние религии на экономику и политику, что по сути не затрагивал ни один ученый его времени.

В 1882 году Макс поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Активная студенческая жизнь его волнует только с точки зрения погружения в науку: он становится членом студенческого сообщества, участвует в различных сборищах, сходках, организует объединения. В 1883 его забирают на военную службу, а с 1884 года он продолжает учебу. В 1889 году пишет свою диссертацию под наименованием "К истории торговых обществ в средние века", усердно изучает итальянский и испанский язык, а в 1891 еще одну "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Он работает над изучением вопроса области аграрного сектора экономики, что привлекает к нему внимание многих известных людей его времени. В 1893 году он женится на Марианне Шнитгер.

Начиная с 1894 Макс активно преподает предметы, связанные с правом, в разных университетах страны. Ему приходится не раз менять место жительства.

В 1897 его затрагивает тяжелая болезнь – расстройство нервов. Историки находятся в догадках, что послужило причиной этому заболеванию, но известно, что четыре года Макс путешествует с женой по Италии, Корсике, Швейцарии.

Ему с трудом удается преподавательская деятельность после болезни, поэтому он вместе со своим другом пытается основать журнал "Архив социальной науки и социальной политики". Он активно публикует свои заметки, начинает учить русский, так как интересуется делом революции. Более того, под его управлением выходят статьи о буржуазии в России. В 1907 году Макс получает солидное наследство, что позволяет ему оставить профессию и полностью себя любимому делу – науке. Его увлечения сталиквают его с Виндельбандом, Еллинеком, Трёльчем, Науманом, Замбартом, Михельсом, Тённисом. Идейными учителями Вебера были Кант и его последователи неокантианцы: Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Х. Дильтей.

В 1919 году ему предлагают место на кафедре Мюнхенского университета, где он читает курс лекций об истории хозяйства. Его лекции послужили прототипом для книги об истории развития НХ в Германии, и были выпущены уже посмертно. Все книги труды, которые сохранились после его смерти, отдавала на публикации уже его жена. Новые релизы появились лишь в 1956 году, когда его идеи были положены в основы многих современных гуманитарных наук.

В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1907 году Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С началом первой мировой войны Вебер в 1914 году поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 г.г. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие в разработке Веймарской конституции. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.

Основные труды:

· «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905)

· «Политика как призвание и профессия» (1919)

· «Наука как профессия» (1920)

· «Хозяйственная этика мировых религий» (1915)

· «Хозяйство и общество» (1922)

Основные понятия, разработанные М. Вебером: Социальное действие: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие; понимающая методология: идеальные типы, ценностный анализ, рациональность; методы понимания: прямое непосредственно понимание, интерпретативное понимание, причинное объяснение; методы анализа: причинный, ценностный, мировоззренческий, рациональный, социологическое воображение, типизация социальных действий, конструирование идеальных типов; идеальные типы господства; рациональный капитализм; рациональная религия, протестантская этика труда.

2. Методология социального исследования: понимающая социология.

Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения человека – понимающая социология. Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено. Субъективно осмысленно соотнесены с внешним миром, и в частности с действиями других, и такие косвенно релевантные для поведения «эмоциональные состояния», как «чувство собственного достоинства», «гордость», «зависть», «ревность» ».

Основные положения методологии понимающей социологии.

1.Социологический номинализм. Теория и методология социального действия индивида.Единицей анализа здесь выступает индивид и его социальное действие. Социальное действие формирует социальную реальность и дает объяснение поведения людей. И здесь важно выявить мотивацию поведения человека, так как он действует осмысленно.

Суть методологии : 1)вникнуть в субъективный смысл человеческого действия

2)провести научный социологический анализ социального поведения индивида

Вебер считал, что эта методология является ключом для понимания:

· Типа общественного устройства

· Типа господства

· Типа капиталистического способа ведения хозяйства

· Типа религии

2.Методолгический принцип «отнесение к ценности».

Вебер считал, что социология должна быть объективной наукой, которая свободна от оценочных суждений исследователя. Исследователь может иметь свои убеждения, но они не вторгаются в научные исследования.

«Ученый, как индивид, имеет полное право на политическую и нравственную позицию, свой эстетический вкус, но он не может относиться положительно или отрицательно к изучаемому им явлению или историческому лицу».

Но в то же время Веберовская понимающая социология базируется на ценностном анализе.

Этот методологический принцип Вебер заимствовал у В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Но у Вебера ценностный анализ приобретает социологическое методологическое содержание.

«Ставя перед собой трудный для трансценденталистской науки о культуре вопрос о том, чем же определяется фиксируемое в культуре применение ценностных предпочтений Вебер отвечал: интересом эпохи, то есть практически вставал на позицию социально-исторической детерминации знания. Отсюда он покидал трансценденталистскую позицию Виндельбанда и Риккерта и вставал на позицию историцистскую и тем самым попадал в «заколдованный круг» релятивизма в понимании истинности знания».

Этот методологический принцип «отнесение к ценности» Вебер использует для обоснования научности социологического метода понимания.

Ценности у Вебера рассматриваются на двух уровнях:

1)На уровне общества. Выступают как надсубъективные, то есть значимые для всех. Здесь имеется в виду, что каждое общество имеет свою культуру, свою систему ценностей и только через нее можно рассмотреть и понять человека. То есть для того, что бы понять смыслы человеческого действия нужно анализировать их в широком контексте и именно через призму исторических особенностей развития общества.

2)На уровне личности. По Веберу ценности могут носить и личностный характер и играть важную роль в жизни человека. Вебер считает, что никто не может заставить человека признать ту или иную ценность. Выбор ценности у человека зависит от убеждений и мировоззренческой позицией индивида. То есть для того что бы понять социальное поведение индивида необходимо прежде всего выяснить его представления о смысле своего существования.

Вебер рассматривает ценности с трех сторон:

1) Рассмотрение ценностей в роли мотиватора конкретных человеческих действий.

2) Рассмотрение ценностей конкретных социальных групп, сословий, слоев, поколений и эпох.

3) Рассмотрение роли ценностей и их влияние на поведение конкретных социальных субъектов.

3.Методология мировоззренческого анализа.

Здесь Вебером раскрывается основные принципы и сущность методологии мировоззренческого анализа. И здесь же раскрывается понятие идеальные факторы.

Идеальные факторы по Веберу – это мировоззренческие, ценностные, религиозные и идейно-нравственные, которые столь же значимо влияют на поведение людей, как и политические, экономические и социальные.

4. Методология конструирования идеальных типов.

С помощью понятия «идеальный тип» Вебер показывает, что метод понимания в социологии обладает высоким уровнем обобщения.

Идеальные типы в социологии служат средством обобщения определенных элементов действительности, вне времени и вне пространства. Социологическими «идеальными типами», например, являются модели господства, разработанные Вебером: рациональный, харизматический и традиционный.

Идеальные типы – это метод познания, который позволяет:

· Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

· Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

· Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

5. Методология рационального анализа.

Рациональный – осознанный, целесообразный, обоснованный в противовес - Иррациональному – основанному на чувствах, эмоциях, инстинктах.

Принцип применяется при анализе идеальных типов :

Поведения людей и их социальных действий – «целенаправленное действие».

Политики - «либеральный тип власти» и «рациональная бюрократия».

Экономики - капиталистический способ производства, основанный на рациональном хозяйстве – «рациональный капитализм».

Религии - протестантизм, как наиболее рациональный тип.

3. Объект исследования.

Объект исследования (по Веберу) – социальное действие .

«Специфическим объектом понимающей социологии мы считаем не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие».

В ИП социальная реальность понимается на микроуровне, ее создают сами акторы, которые придают своим социальным действиям смыслы и значения.

Объект социологии должен быть доступным для понимания, как считал Вебер. Таковым является социальное действие индивида:

«Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

То есть общество не может быть объектом исследования, так как не обладает сознанием и не является субъектом действия и его поведение невозможно понять. Поэтому объектом изучения является именно социальное действие отдельного индивида , но не в коллективной форме.

Понятие социальности. Вебер рассматривал социальную реальность на микроуровне: она создается социальным действием актора. Социальное действие имеет 2 признака социальности: - оно мотивировано, имеет смысл, который объясняет сам актор;

Оно социально постольку, поскольку ориентировано на других.

Социальность присутствует только тогда, когда есть осознанное ожидание ответного взаимодействия с другими: если смысл действия соотнесен с поведением других индивидов.

4. Предмет исследования.

Предметом исследования (по Веберу) – изучение субъективных смыслов индивидов о своих действиях, их анализ и типизация с целью понимания, интерпретации и объяснения его мотивов.

«Социология - социальная наука, свободная от ценностных суждений».

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Отправной постулат социолога состоял в том, что структура социальной реальности конструируется, в конечном счете, социальными действиями индивидов, и для социологии объект познания – «истолковать, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, «во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

5. Типы социальных действий.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

2) ориентация на поведение других людей.

Вебер выделяет следующие типы социального действия:

· целерациональное

· ценностно-рациональное

· аффективное

· традиционное

Целерациональное действие . Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели - с другой. Здесь необходимо помнить о том, что такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты прежде всего через измерение степени отклонения от данной модели. В одних случаях такие отклонения не слишком значительны, и мы можем говорить о реальном поступке как о «почти целерациональном». Если же отклонения более существенны, то они практически выводят нас на иные типы социального поведения.

«Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на средства, субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой цели».

Ценностно-рациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностно-рациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, - значит, мы имеем дело с ценностно-рациональным действием. Классический пример ценностно-рационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностно-рациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.

«Чисто ценностно - рационально, - утверждает Вебер, - действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо... «дела». Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными к себе».

Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

«..чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием».

Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таится определенное сходство с ценностно-рациональным действием, которое, как мы видели, также не стремится к достижению какой-то "внешней" цели и видит определенность в самом совершении действия.

«Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были».

6. Методы социологии.

М. Вебер считает, что в социологии и в естественных науках метод один – научный , независимо от того, являются ли объектами изучения вещи или люди. И социальные, и естественные науки используют научный метод абстракции и обобщения.

Естественные и социальные науки по Веберу отличаются не методами исследования, а различиями научных интересов и целей исследования .

Заслуга М. Вебера состоит в том, что он осуществил методологическое и методическое обоснование научного метода понимания в социологии.

Методы понимания. Социолог должен понять, истолковать и объяснить смысл субъективного действия.

1) Понять. Метод непосредственного понимания смысла, как понимает его сам субъект

2) Истолковать. Метод интерпретации субъективных смыслов, который опирается на: - принцип конструирования идеальных типов и выявленную на его основе типологию социального действия; - принцип ценностного анализа

3) Объяснить. Метод причинного объяснения мотивов

Методы анализа.

1) Метод причинного анализа. Социология, так же, как и естественные науки, стремится объяснить причинно-следственные связи, поэтому в социологии используется и причинный анализ (коррелирующий с понимающим методом)

2) Метод социологического воображения социолог использует, чтобы заглянуть за видимое проявление конкретного социального действия и увидеть связи между социальными действиями людей, их мотивами, причинами и достигнутыми результатами, которые, как правило, латентны и не лежат на поверхности

3) Метод конструкции конструкций. Социолог должен создать свою конструкцию над смыслом, который придает сам субъект своему действию, должен типизировать и объяснить социальное действие, осмыслить в широком социокультурном контексте.

7. Задачи социологии.

1) «Профессия социолога заключается в том, чтобы подать социальный или исторический материал более осмысленным, чем он был в опыте реальной жизни – интерпретировать социальное поведение. Цель социологов – сделать максимально понятным то, что не было таковым в реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже тогда, когда этот смысл в жизни людей был не осознан». Задача социологии – осуществить конструкцию конструкций: «Вся социология есть теоретическая конструкция, стремящаяся к пониманию смутного и неясного в человеческом существовании».

2) Понять субъективный смысл социального поведения, придаваемый самим субъектом своему поведению, можно через культуру – систему верований и ценностей – понять бесчисленные формы существования людей, их жизнь, знания, убеждения, действия.

3) Самого Вебера интересовали следующие задачи: Какова взаимосвязь между религиозными верованиями человека и его образом жизни. Каковы правила, которым подчиняется человек. Каково личное отношение человека к экономике, государству. Как люди могли жить в отличных друг от друга обществах.

Этика ученого исследователя.

1) Поведение ученого – целерациональное

2) Научное исследование – пример целерационального действия

3) Ученый, увлеченный объектом своего исследования, не может быть беспристрастным и объективным при выборе предмета исследования

4) Но уже раз, выбрав предмет исследования, люди науки должны отличаться ценностной беспристрастностью в процессе исследования, руководствуясь духом науки, выступая в качестве ученых, но совершенно не обязательно – в роли граждан

5) Ценностная беспристрастность ученого находит свое направление в отделении сферы фактов от сферы ценностей при выборе метода социального исследования

6) Объективность научных результатов достигается проверкой (независимой экспертизой)

8. Понятие человека – актора – субъекта социальной реальности.

Человек , по Веберу – это социальное существо. Отдельный индивид является первичной клеточкой социальности, который не подлежит дальнейшим разложениям.

Социальное действие индивида – исходная клеточка социальной жизни.

Человек рассматривается как субъект социального действия, социальной реальности и самого общества. Ни общество, ни отдельные социальные группы, ни социальные институты не могут, по Веберу, рассматриваться в качестве субъектов социальных действий, так как они не обладают сознанием.

9. Общество. Взаимоотношение человека и общества.

Общество и его структура конструируются социальными действиями людей. Опираясь на теорию и методологию социального действия, можно определить на основе преобладания того или иного типа социальных действий уровень исторического развития общества. Так, традиционные и аффективные действия характерны для исторически ранних обществ, с феодальным и монархическим устройством. Ценностно – рациональные действия людей доминируют в обществе, основанном на определенной идеологии. Целерациональные социальные действия характерны для современного капиталистического общества.

Типология общества по Веберу

10. Социальный прогресс (развитие).

Весь исторический процесс, по Веберу, развивается под действием возрастающего процесса формальной рациональности.

Рационализация - это не только необходимость исторического развития, это его судьба.

По мнению Вебера путь развития всего человечества – это индустриальный капитализм.

Рационализироваться должно всё: организация хозяйства, образ жизни, образ мышления людей, их знание, социальное действие и поведение индивида.

Веберовская модель капитализма. Вебер выступал за капиталистическое развитие Германии.

По Веберу, отличительный признак капитализма - способ ведения хозяйства. Он отличается рациональностью – рациональной капиталистической организацией труда и производства. Идеальным типом капитализма по Веберу был Капитализм Западной Европы – рациональный капитализм .

Вебер считал, что людьми во все времена было стремление к прибыли, то есть он считал, что капитализм был всегда. И он был нерациональным. То есть этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

А в Заподной Европе появился промышленный капитализм. Средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный. Этот рациональный капитализм сформировался именно благодаря человеку второго типа.

11. Социология господства.

Это центральная тема в социологии М. Вебера. Господство, по Веберу, имеет две стороны. Во-первых, оно основано на власти – возможности влиять на поведение других, направив их усилия на достижение целей общества или организации или отельного человека. Во-вторых, господство должно быть легитимным – признанным со стороны повинующегося, только тогда оно будет эффективным.

Все виды хозяйствования основаны на трех типах господства , которые соответствуют трем типам социального действия:

1) Традиционный, патриархальный тип власти, который сходен со структурой патриархальной семьи, основан на едином начале. Характерно: преданность, степень рациональности сведена к минимуму. Соответствует – традиционные действия.

2) Харизматический тип господства, мотив подчинения – подчинение особо одаренной личности. Характерно: преданность вождю, слепая вера, любовь. Соответствует – аффективное действие. Харизмой обладали выдающиеся политики, пророки, герои.

3) Рациональный или легальный тип, личность подчиняется не лицу, а закону. Хранитель правовой законности – президент, парламент, конституционная монархия. Соответствует – целерациональное действие. Самым чистым типом легального господства является бюрократия.

Идеальный тип бюрократии.

Из рационального (легального) типа господства Вебер сформулировал 10 признаков рациональной бюрократии.

1.Личная свобода чиновника от руководителя. Его подчинения только закону или служебному долгу.

2.Система устойчивой служебной иерархии

3.Строгое разграничение компетентности в организации каждого служащего, отдела; каждый занят своим делом.

4.Заработная плата – это один и основной источник дохода и никак не может быть связан показателям офиса или предприятия

5.Гарантированное право на солидную пенсию

6.Служба в офисе – это главная профессия, нельзя заниматься никакой другой деятельностью по совместительству, кроме научной и педагогической деятельности.

7.Строгая дисциплина и контроль за работой чиновника

8.Чиновник должен предвидеть свою карьеру , должны расти квалификация, стаж, опыт, способности. И все это должно происходить в соответствии с объективными критериями.

9.Чиновник не избирается, а назначается ; его деятельность оформляется по контракту, действует система конкурентного отбора.

10.Чиновник никак не связан собственностью администрации . Он лишен права пожизненно присваивать занятую позицию.

12. Класс и социальный статус.

Классы – это большие социальные группы различающиеся: 1) местом в рыночных отношениях, которое определяется наличием или отсутствием собственности на товары, возможность получения прибыли

2) местом в системе товарного производства (продажа товаров и услуг, продажа рабочей силы

3) классы могут быть объединенными (класс для себя) или не объединенными (класс в себе) сообществами с точки зрения осознания своих классовых интересов в отношении к другим классам

Социальный статус характеризуется следующими признаками: 1) уровнем престижности занимаемого места в обществе

2) сознанием принадлежности к объединенному сообществу, общими представлениями

3) политический признак: наличие или отсутствие власти

4) экономический показатель: уровень дохода

13. Социология религии.

Вопросы религии М. Вебер рассматривал в двух своих работах: «Протестантская этика и жух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий». Он изучал религию с точки зрения ее влияния на мотивацию поведения людей, особенно в области хозяйственно – экономической деятельности.

Вебер изучал наиболее высокоразвитые формы религиозности: буддизм, иудаизм, зороастризм, христианство, ислам.

Религия может выступать как активная самостоятельная сила, воздействующая на мотивацию поведения и смысл деятельности людей. И в силу этого способна воздействовать на изменение общественных процессов, т.е. религия может выступать в роли самостоятельного фактора общественного развития. Религия может создавать новый общественный строй, как например, дух протестантизма способствовал созданию рационального капитализма.

Рассматривая взаимосвязь религии и экономики, Вебер пришел к выводу: степень рационализации хозяйственной деятельности обратно пропорциональна силе магического элемента, присутствующего в той или иной религии. И наоборот, чем более присутствует рациональных элементов в религии, тем более рационализировано поведение человека, тем более рационализирована экономика.

Религия придает смысл хозяйственной деятельности, формирует отношение к труду, богатству, характер мотивации труда.

Наиболее рациональные религии – протестантизм, конфуцианство. В протестантизме – труд, усердие – основа спасения мирского благополучия. Мирской аскетизм в протестантской этике предполагает отречение от всех жизненных удовольствий; рациональное исполнение собственных обязанностей и самоограничение рассматривается как священный долг. Получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие предпринимательства.

«Принадлежность к секте - в противоположность при­надлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рож­дения», - является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Цер­ковь» - не что иное, как учреждение по дарованию благо­дати. Она управляет сферой религиозного спасения как неким фидеикомиссом; принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан».

14. Значение вклада М. Вебера.

Макс Вебер, являясь одним из редких представлений универсального интеллекта, внес огромный вклад в развитие обществоведения в целом: социологию, политическую экономию, право, философию, историю хозяйства, политологию, религию, искусство.

1) Вебер положил начало новой парадигме социологического знания – интерпретативной социологии. Обосновал новую методологию изучения социальной реальности – понимающую социологию: социальные факты доступны не только наблюдению, но и пониманию.

2) Вебер показал значимость не только объективных (экономических, политических), но и идеальных факторов – мировоззренческих, религиозных, нравственных ориентиров на поведение людей и общественные процессы в целом. Вебер стремился показать, что причинные связи действуют в обоих направлений, а не только от базиса к надстройке.

3) Вебер внес значительный вклад в разработку теорий среднего уровня: социологии капитализма, социологии политики, социологии религии, социологии науки.

4) Актуальным остается наследие Вебера в области разработки социального поведения, социального действия и его типологической классификации, сравнительной характеристики религиозных, хозяйственных, политических и социальных систем.

5) Вебер был один из первых социологов, использовавших эмпирические методы исследования для обоснования теоретических положений.

Достоинства:

На мой взгляд, достоинством учений Вебера является то, что он ввел понятие идеальные типы

С помощью этого метода познания можно:

1)Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

2)Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

3)Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

Так же достоинством, по моему мнению, является раскрытие Вебером понятия социальности.

Вебер уточняет то, что действие считается социальным только тогда, когда есть осознанное желание ответного взаимодействия. То есть не просто, чтобы действие было направлено на другого, а что бы другой именно адекватно отреагировал и вступил во взаимодействие с актором. (Например, лекция профессора будет социальной только тогда, когда его будут слушать и понимать студенты. Если же профессор только говорит и не старается сделать так, чтобы его поняли – такое действие не является социальным, поскольку, оно не ориентировано на аудиторию).

Достоинством можно выделить и то, когда Вебер говорил о социальном прогрессе, а именно о рациональном капитализме. Он считал идеальным Капитализм Западной Европы, который отличался средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный.

А нерациональный капитализм он считал непрогрессивным. Так как этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

И именно рациональный капитализм Вебер считал прогрессом общества, который может сформироваться именно благодаря человеку второго типа.

Заслуга Вебера конечно в том, что он создал социологический метод. Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения – понимающая социология.

Недостатки:

Главным недостатком не только Веберовских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества. Идет слишком большая зацикленность на человеке, изучение общества через человека. Например, Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

Детство

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия). Он был старшим ребёнком из семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший, видный государственный служащий и член Национал-либеральной партии, а матерью - Элена (урождённая Фалленштейн), в роду которой были французские эмигранты гугеноты. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным социологом и экономистом. В 1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург (пригород Берлина). В возрасте четырёх лет Макс Вебер переболел менингитом. В 13 лет он уже читал труды философов Артура Шопенгауэра, Бенедикта Спинозы, Иммануила Канта, а также литературных авторов, таких как Иоганн Вольфганг Гёте.

Образование

В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течении второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство.

Работа

В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения «Польского вопроса», или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.

В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.

В 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года - в Гейдельбергском, с 1919 года - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».

Последние годы

Научная деятельность

На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).

Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, социология музыки, экономическая социология, теория капитализма.

Понимающая социология. Теория социального действия

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  2. ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  3. традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  4. аффективное - определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.

«Протестантская этика и дух капитализма»

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

Вместе с тем, необходимо отметить крайнюю осторожность самого Вебера в этом вопросе, который подчёркивал, что «мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто „капиталистический дух“ (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом реформации».

Социология власти

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

  1. рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
  2. традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
  3. харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой - сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

Макса Вебера , чуть ли не на протяжении целого столетия, весь мир считает самым известным современным исследователем естественных особенностей человека. Его главный труд «Протестантская этика и дух капитализма» сейчас изучается во всех университетах, практически на всех факультетах. Итак, Макс Вебер – немецкий социолог и экономист, один из основателей социологии как , юрист, философ родился 21 апреля в 1864 году в небольшом городке Восточной Германии, в Эрфурте. Мальчику повезло родиться в семье, которая принадлежала к высшей ступени немецкого общества той эпохи, что благостно сказалось на развитии личности, ведь Максу еще в юном возрасте были доступны для изучения все передовые достижения научной мысли той эпохи.

После того, как его отец переехал в и стал депутатом сначала Прусского , а затем и Рейхстага, в их доме стали частенько собирались буржуазные лидеры эпохи Бисмарка, а также известные представители научных кругов. Частыми гостями в доме Веберов, в пригороде Берлина, в Шарлоттенбурге были Трейчке, Зибель, Дилтей, Микель, Капп и другие известные личности, что позволяло юному Максу быть свидетелем интереснейших научных дискуссий и с младых ногтей формировать собственный взгляд на ход мировой истории, на различные реалии жизни Германии и всего мира в целом. Еще до того, как Вебер поступил в гимназию в 1876 году, он уже с восторгом читал труды Тацита и Геродота, Дройзена и Ранке, так что совсем не удивительно, что центром интересов мальчика стала политика в широком смысле этого слова. Однако, это увлечение политической теорией, не помешало Максу получить академическую юридическую подготовку в четырех университетах: Геттингенском, Берлинском, Гейдельбергском и Страсбургском.

Уже в 1889 Вебер защитил докторскую диссертацию, что распахнуло перед ним двери в огромные возможности академической карьеры. Какое-то время он занимался преподавательской деятельностью, был профессором двух университетов (Гейдельского и Фрейбургского), что, в общем-то, можно считать большим достижением для молодого ученого. Но Вебер не ограничивался простым чтением лекций в университетах Германии, в это же время он написал множество научных работ, причем тематика этих трудов касалась самых разнообразных сфер и направлений в научных исследованиях. Именно в этих трудах Вебер впервые сформулировал свое собственное видение принципов социального существования и функционирования человечества как системы. Именно эта концепция видения в будущем будет взята на вооружение всеми социологами мира в изучении особенностей тех или иных обществ. Однако, настоящей классикой стал только один труд немецкого ученого, причем, почти что сразу после его издания.

Это «Протестантская этика и дух капитализма», труд, который был написан после пятилетнего затишья в научной деятельности Вебера, но который однозначно можно считать настоящим шедевром. В этом труде Вебер целиком опирается на суждения о том, что Дух Капитализма «виновен» в том, что человечество достигло таких небывалых высот в своем развитии. В принципе, этот труд можно вполне использовать как учебник любому человеку, использовать его, как практическое пособие о том, как нужно выживать в условиях капиталистической конкуренции, чтобы сделать свой бизнес успешным и прибыльным. Макс Вебер оперирует такими понятиями, как время и деньги, кредит и деньги, честность, пунктуальность, бережливость, старательность, деловитость, призвание и традиции. Он на вполне конкретных примерах показывает достоинства и недостатки капитализма и традиционализма. Причем, последний, явно всегда проигрывает.

Макс Вебер, пожалуй, что самый нетривиальный и нестандартный философ конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Его многочисленные работы и исследования являются актуальными и по сей день. Вебер принимал участие в создании Веймарской конституции, во время руководил госпиталями, выполнял различные политические и дипломатические миссии в Вене и Брюсселе. Он умер от испанки в 1920-ом году, но, подобно Тациту, трудами которого когда-то так восхищался юный Макс, стал бессмертным в своем поистине гениальном наследии.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...