Кумир робот задания и решения. Исполнитель Робот. Вспомогательные алгоритмы

1. Продолжите фразы.

а) Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
б) Формальный исполнитель – исполнитель, который одну команду выполняет всегда одинаково.
в) Неформальный исполнитель – исполнитель, который одну команду может выполнить по-разному.
г) Управление – это процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие. Исполнители являются объектами управления.
д) Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решения поставленной задачи.

2. Приведите примеры:
а) неформальных исполнителей:
ученик, программист, врач, собака.
б) формальных исполнителей:
магнитофон, телевизор, компьютер

3. Исполнитель Кулинар предназначен для обжаривания лепёшек. Лепёшка считается готовой, если каждая её сторона жарилась 1 минуту.
Среда исполнителя – сковорода, на которой помещается две лепёшки.
Система команд исполнителя представлена в таблице:


Система отказов исполнителя следующая. Отказ «не понимаю» возникает тогда, когда исполнителю отдают команды «поместить 3», «перевернуть 3» и т.п.; этих команд нет в СКИ исполнителя Кулинар. Отказ «не могу» возникает при попытке поджарить одну сторону дважды. Для исполнителя Кулинар составьте алгоритм:

а) приготовления 4 лепёшек за 4 минуты:

б) приготовление 5 лепёшек за 5 минут:
Поместить 1, поместить 2, ждать, перевернуть 1, перевернуть 2, ждать, убрать 1, убрать 2.
Поместить 1, ждать, перевернуть 1, поместить 2, ждать, убрать 1, перевернуть 2, поместить 1, ждать, убрать 2, перевернуть 1, ждать, убрать 1.

4. Собрался Иван Царевич на бой со Змеем Горынычем, трёхглавым и трёххвостым.
«Вот тебе меч-кладенец, - говорит ему Баба Яга. – Одним ударом ты можешь срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни: срубишь голову – новая вырастет, срубишь хвост – два новых вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет, срубишь две головы – ничего не вырастет».
Какие удары и в какой последовательности должен наносить Иван Царевич, чтобы как можно быстрее срубить Змею все головы и все хвосты?
Решение задачи представьте в форме таблицы.


5. Внимательно прочитайте текст п. 3.1 «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов». Почему, по вашему мнению, его так назвали?


6. Охарактеризуйте исполнителя Чертёжник.
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

7. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования равнобедренного треугольника, если известны координаты концов отрезка, являющегося его высотой (4, 1) и (4, 6), а также координаты (2, 1) одной из вершин.


8. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин (2, 1) и (7, 5).


9. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования ромба, центр которого находится в точке (5, 5), диагонали параллельны координатным осям, а их длины равны 8 и 4 единицам.


10. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован квадрат, длина стороны которого равна 2 единицам.




11. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован прямоугольник, длины сторон которого равны 3 и 4 единицам.


12. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован произвольный параллелограмм.


13. Составьте алгоритмы рисования изображённых ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.

14. Найдите в тексте п. 3.2 «Управление исполнителем Чертёжник» ответ на вопрос «Благодаря чему Чертёжник способен обучаться?»


15. Оформите в виде процедур алгоритмы рисования букв М, И, Р. Составьте алгоритмы рисования слов МИР, РИМ, МИМ.


16. Разработайте вспомогательный алгоритм для рисования домика. На его основе составьте основной алгоритм рисования улицы из пяти домиков.


17. Приведите пример жизненной ситуации, для описания которой уместно использовать цикл «повторить n раз».
Покраска кузова на заводе.
Уборка урожая на полях.
Скакать на скакалке.
Подтягивание на перекладине.

18. Составьте алгоритмы управления Чертёжником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки.

19. Составьте алгоритмы управления Чертёжником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки.

20. Придумайте свои задачи для Чертёжника.


21. Охарактеризуйте исполнителя Робот.
Исполнитель Робот действует на прямоугольном клетчатом поле. Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены. Робот занимает одну клетку поля.

22. Приведите все алгоритмы из трёх команд, которые переместят Робота из исходного положения в точку Б.


23. Маша придумала узор для Робота. Коля стёр ровно половину закрашенных клеток. Восстановите рисунок, зная, что он симметричен относительно вертикальной оси. Напишите программу для Робота.


24. Напишите программу, с помощью которой Робот сможет достичь клетки Б во всех трёх лабиринтах.



вправо
вниз
влево
вниз
вправо
вниз
вниз
влево

25. Напишите программу, с помощью которой Робот попадает в клетку Б.


26. Известны два вспомогательных алгоритма Робота:

27. Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки.

28. Приведите пример жизненной ситуации, для описания которой уместно использовать цикл «пока».
Бить врага, пока не сдастся.
Красить забор, пока не закрасится.
Стрелять по мишени, пока не попадёшь.

29. Известно, что где-то правее Робота есть стена.
Начертите блок-схему алгоритма, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до стены и вернётся в исходное положение.

30. Известно, что где-то правее Робота есть закрашенная клетка.
Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до закрашенной клетки и вернётся в исходное положение.

31. Известно, что Робот находится рядом с левым входом в горизонтальный коридор.
Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернётся в исходное положение.

32. Известно, что Робот находится где-то в горизонтальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена.
Составьте блок-схему алгоритма, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернётся в исходное положение.

33. В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены:


б) Составьте алгоритм (напишите программу), под управлением которого Робот закрасит клетки на одну выше и на одну ниже каждой закрашенной клетки.

ПОВТОРИТЬ 10 РАЗ
вправо
ЕСЛИ закрашено ТО
вниз
закрасить
вверх
вверх
закрасить
вниз
КОНЕЦ
КОНЕЦ

34. Напишите программу, с помощью которой Робот может попасть в клетку D во всех трёх лабиринтах.



ЕСЛИ слева свободно ТО
влево
вниз
вправо
вниз
вправо
ИНАЧЕ; ЕСЛИ снизу свободно ТО
вниз
вправо
вверх
вправо
вниз
вправо
вверх
ИНАЧЕ; ЕСЛИ справа свободно ТО
вправо
вправо
вправо
вверх
вверх
вверх
влево
вниз
вниз
влево
влево
вверх
вверх
вправо
КОНЕЦ

35. Напишите программу, следуя которой, Робот сможет пройти по коридору от левого нижнего угла поля к правому верхнему. Коридор имеет ширину в одну клетку и тянется в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора изображён на рисунке.


ПОКА сверху свободно ИЛИ справа свободно
ДЕЛАТЬ
ЕСЛИ сверху свободно ТО
вверх
ИНАЧЕ
вправо
КОНЕЦ
КОНЕЦ

36. Внимательно прочитайте текст п. 3.3 «Управление исполнителем Робот». Ответьте на следующие вопросы:
1) Что общего у циклов «повторить n раз» и «пока»?
2) Какие между ними различия?
3) Нужны ли две конструкции для описания повторяющихся действий?


37. Сравните возможности исполнителей Чертёжника и Робота.
Робот более обширная программа, т.к. Чертёжник может только чертить. Робот может использовать цикл «пока», а Чертёжник – «повторить n раз».

38. Выпишите основные понятия главы 3 «Алгоритмика» и дайте их определения.

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. Различают неформальных и формальных исполнителей.
Неформальный исполнитель – одну и ту же команду может выполнять по-разному, формальный – всегда одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов и режимы работы.

Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи. Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Алгоритм вспомогательный – алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи.
Алгоритм линейный – алгоритм, в котором команды выполняются в порядке, в котором они записаны, т.е. последовательно друг за другом.
Система команд исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнить конкретный исполнитель.

Цикл (повторение) – форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд (тела цикла) повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие. Если число повторений тела цикла известно заранее, то можно использовать цикл «повторить n раз». Если число повторений тела цикла заранее неизвестно, используют цикл «пока».
Ветвление – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Программа Кумир

Исполнитель Робот



Кто такой исполнитель Робот?

  • Представьте себе клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку) на котором находится некий объект, который мы назовем Робот. Используя специальные команды, мы можем этим Роботом управлять - перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев наша задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.


Настройка среды Кумир для исполнителя Робот

  • Запущенная программа Кумир выглядит так.


Стартовая обстановка Робота

  • Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.


Нажмите на Редактировать обстановку





Исполнитель Робот. Простые команды.

  • вверх
  • вниз
  • влево
  • вправо
  • закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

  • вверх - переместить Робота на одну клетку вверх
  • вниз - переместить Робота на одну клетку вниз
  • влево - переместить Робота на одну клетку влево
  • вправо - переместить Робота на одну клетку вправо
  • закрасить - закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).


Пример алгоритма

  • Сначала необходимо написать фразу:
  • использовать Робот

Если известно сколько клеток нужно закрасить, то алгоритм решения будет следующим!



Задание №1

  • Напишите программу для решения следующей задачи, если известно сколько клеток нужно закрасить


Циклы

  • 1. Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.

нц раз

кц

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.





Задание №2

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя цикл со счетчиком


  • 2. Цикл с условием- пока условие истинно-цикл выполняется, если ложно-то не выполняется
  • У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

  • Можно использовать частицы: НЕ, И, ИЛИ


Структура цикла с условием

нц пока справа свободно

вправо

закрасить

кц





Задание №3

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя цикл с условием:


Задание №4

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя циклы с условием:






Решение задач:

  • 2. Робота надо перевести из стартового положения в конечное, закрашивая стенки




Задание №5

  • На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится сверху от стены в левом ее конце. На рисунке приведено расположение робота относительно стены (робот обозначен буквой «Р»):


Ответ на задание №5

  • нц пока не (снизу свободно)

закрасить

Начало цикла (нц) и условие (пока не(снизу свободно)) - пишутся на одной строчке.





Конструкция если

  • сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
  • Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:
  • если условие то
  • последовательность команд
  • Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
  • если справа свободно то
  • вправо
  • закрасить


Задание №7

Длины стен неизвестны.



Ответ на задание №7

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока свер­ху сво­бод­но

впра­во

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

пока спра­ва сво­бод­но

вниз

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз



Задание №8

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.



Ответ на задание №8

пока свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

пока снизу сво­бод­но

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить



Задание №9

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.



Ответ на задание №9

пока снизу сво­бод­но

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

пока снизу сво­бод­но

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить



Задание №10

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.



Ответ на задание №10

пока с­ле­ва сво­бод­но

пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

пока слева сво­бод­но

пока не с­ле­ва сво­бод­но

за­кра­сить

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

пока спра­ва сво­бод­но

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить



Задание №11

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.



Ответ на задание №11

пока не свер­ху сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

пока снизу сво­бод­но

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить



Задание №12

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся лест­ни­ца. Сна­ча­ла лест­ни­ца спус­ка­ет­ся вниз спра­ва на­ле­во, затем спус­ка­ет­ся вниз слева на­пра­во. Вы­со­та каж­дой сту­пе­ни - одна клет­ка, ши­ри­на - две клет­ки. Робот на­хо­дит­ся спра­ва от верх­ней сту­пе­ни лест­ни­цы. Ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих влево, и ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих впра­во, не­из­вест­но. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния лест­ни­цы и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).



Ответ на задание №12

Дви­га­ем­ся вниз под лест­ни­цей спра­ва на­ле­во, пока не дой­дем до стыка лест­ниц:

нц пока снизу сво­бод­но

вниз

влево

влево

Дви­га­ем­ся вниз до конца спус­ка­ю­щей­ся лест­ни­цы, за­кра­ши­вая нуж­ные клет­ки на пути:

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

за­кра­сить

впра­во

вниз





Ответ на задание №13

нц пока слева сво­бод­но

за­кра­сить

влево

вверх

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

вверх



Задание №14

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся пря­мо­уголь­ник, огра­ни­чен­ный сте­на­ми. Длины сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка не­из­вест­ны. Робот на­хо­дит­ся внут­ри пря­мо­уголь­ни­ка. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).



Ответ на задание №14

пока спра­ва сво­бод­но

впра­во

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

за­кра­сить

нц пока слева сво­бод­но

влево

за­кра­сить





Ответ на задание №15

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока снизу сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

за­кра­сить

пока не (снизу сво­бод­но)

влево

вниз

пока не (спра­ва сво­бод­но)

за­кра­сить

вниз

за­кра­сить

впра­во

пока не (свер­ху сво­бод­но)

за­кра­сить

впра­во





Ответ на задание №16

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

за­кра­сить

впра­во

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз





Исполнитель Робот. Вспомогательные алгоритмы (2ч)

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного. Отработать практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

План урока

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

3. Практическая работа

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Задача1:

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Решение

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.


Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов»

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 . Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Информатика и ИКТ 7 класс Рабочая тетрадь Босова Л.Л. 2012 Ответы, Информатика и ИКТ 7 класс Рабочая тетрадь Босова ГДЗ, Информатика и ИКТ 7 класс Рабочая тетрадь Босова решение, Информатика и ИКТ 7 класс Рабочая тетрадь Босова Л.Л. 2012, Информатика и ИКТ 7 класс Рабочая тетрадь ГДЗ, Ответы на задания к главе Алгоритмика, Алгоритмика , Ответы на задания Алгоритмика, Ответы на задания Алгоритмика по информатике

Задание 1
Продолжите фразы.
а) Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
б) Формальный исполнитель - исполнитель, который одну команду выполняет всегда одинаково.
в) Неформальный исполнитель - исполнитель, который одну команду может выполнить по-разному.
г) Управление - это процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие. Исполнители являются объектами управления.
д) Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решения поставленной задачи.

Задание 2
Приведите примеры:
а) неформальных исполнителей:
ученик, врач, собака.
б) формальных исполнителей:
магнитофон, телевизор,

Задание 3
Исполнитель Кулинар предназначен для обжаривания лепёшек. Лепёшка считается готовой, если каждая её сторона жарилась 1 минуту.
Среда исполнителя - сковорода, на которой помещается две лепёшки.
Система команд исполнителя представлена в таблице:
задание 3 к главе «Алгоритмика»" title="Ответ на 3 к главе «Алгоритмика»" border="0">
Система отказов исполнителя следующая. Отказ «не понимаю» возникает тогда, когда исполнителю отдают команды «поместить 3», «перевернуть 3» и т.п.; этих команд нет в СКИ исполнителя Кулинар. Отказ «не могу» возникает при попытке поджарить одну сторону дважды. Для исполнителя Кулинар составьте :
а) приготовления 4 лепёшек за 4 минуты:

б) приготовление 5 лепёшек за 5 минут:
Поместить 1, поместить 2, ждать, перевернуть 1, перевернуть 2, ждать, убрать 1, убрать 2.
Поместить 1, ждать, перевернуть 1, поместить 2, ждать, убрать 1, перевернуть 2, поместить 1, ждать, убрать 2, перевернуть 1, ждать, убрать 1.

Задание 4
Собрался Иван Царевич на бой со Змеем Горынычем, трёхглавым и трёххвостым.
«Вот тебе меч-кладенец, - говорит ему Баба Яга. - Одним ударом ты можешь срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни: срубишь голову - новая вырастет, срубишь хвост - два новых вырастут, срубишь два хвоста - голова вырастет, срубишь две головы - ничего не вырастет».
Какие удары и в какой последовательности должен наносить Иван Царевич, чтобы как можно быстрее срубить Змею все головы и все хвосты?
Решение задачи представьте в форме таблицы.


Задание 5
Внимательно прочитайте текст п. 3.1 «Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов». Почему, по вашему мнению, его так назвали?


Задание 6
Охарактеризуйте исполнителя Чертёжник.
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

Задание 7
Составьте для Чертёжника рисования равнобедренного треугольника, если известны координаты концов отрезка, являющегося его высотой (4, 1) и (4, 6), а также координаты (2, 1) одной из вершин.


Задание 8
Составьте для Чертёжника рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин (2, 1) и (7, 5).


Задание 9
Составьте для Чертёжника рисования ромба, центр которого находится в точке (5, 5), диагонали параллельны координатным осям, а их длины равны 8 и 4 единицам.


Задание 10
Составьте управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован квадрат, длина стороны которого равна 2 единицам.

Задание 11
Составьте управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован прямоугольник, длины сторон которого равны 3 и 4 единицам.


Задание 12
Составьте управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован произвольный параллелограмм.


Задание 13
Составьте алгоритмы рисования изображённых ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.

Задание 14
Найдите в тексте п. 3.2 «Управление исполнителем Чертёжник» ответ на вопрос «Благодаря чему Чертёжник способен обучаться?»


Задание 15
Оформите в виде процедур алгоритмы рисования букв М, И, Р. Составьте алгоритмы рисования слов МИР, РИМ, МИМ.


Задание 16
Разработайте вспомогательный для рисования домика. На его основе составьте основной рисования улицы из пяти домиков.


Задание 17
Приведите пример жизненной ситуации, для описания которой уместно использовать цикл «повторить n раз».
Покраска кузова на заводе.
Уборка урожая на полях.
Скакать на скакалке.
Подтягивание на перекладине.

Задание 18



Задание 19
Составьте алгоритмы управления Чертёжником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки.



Задание 20
Придумайте свои задачи для Чертёжника.

Задание 21
Охарактеризуйте исполнителя Робот.
Исполнитель Робот действует на прямоугольном клетчатом поле. Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены. Робот занимает одну клетку поля.

Задание 22
Приведите все алгоритмы из трёх команд, которые переместят Робота из исходного положения в точку Б.


Задание 23
Маша придумала узор для Робота. Коля стёр ровно половину закрашенных клеток. Восстановите рисунок, зная, что он симметричен относительно вертикальной оси. Напишите программу для Робота.


Задание 24
Напишите программу, с помощью которой Робот сможет достичь клетки Б во всех трёх лабиринтах.



вправо
вниз
влево
вниз
вправо
вниз
вниз
влево

Задание 25
Напишите программу, с помощью которой Робот попадает в клетку Б.

Задание 26
Известны два вспомогательных алгоритма Робота:

Задание 27
Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки.

Задание 28
Приведите пример жизненной ситуации, для описания которой уместно использовать цикл «пока».
Бить врага, пока не сдастся.
Красить забор, пока не закрасится.
Стрелять по мишени, пока не попадёшь.

Задание 29
Известно, что где-то правее Робота есть стена.
Начертите блок-схему алгоритма, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до стены и вернётся в исходное положение.

Задание 30
Известно, что где-то правее Робота есть закрашенная клетка.
Составьте , под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до закрашенной клетки и вернётся в исходное положение.

Задание 31
Известно, что Робот находится рядом с левым входом в горизонтальный коридор.
Составьте , под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернётся в исходное положение.

Задание 32
Известно, что Робот находится где-то в горизонтальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена.
Составьте блок-схему алгоритма, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернётся в исходное положение.

Задание 33
В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены:



б) Составьте (напишите программу), под управлением которого Робот закрасит клетки на одну выше и на одну ниже каждой закрашенной клетки.
ПОВТОРИТЬ 10 РАЗ
вправо
ЕСЛИ закрашено ТО
вниз
закрасить
вверх
вверх
закрасить
вниз
КОНЕЦ
КОНЕЦ

Задание 34
Напишите программу, с помощью которой Робот может попасть в клетку D во всех трёх лабиринтах.

ЕСЛИ слева свободно ТО
влево
вниз
вправо
вниз
вправо
ИНАЧЕ; ЕСЛИ снизу свободно ТО
вниз
вправо
вверх
вправо
вниз
вправо
вверх
ИНАЧЕ; ЕСЛИ справа свободно ТО
вправо
вправо
вправо
вверх
вверх
вверх
влево
вниз
вниз
влево
влево
вверх
вверх
вправо
КОНЕЦ

Задание 35
Напишите программу, следуя которой, Робот сможет пройти по коридору от левого нижнего угла поля к правому верхнему. Коридор имеет ширину в одну клетку и тянется в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора изображён на рисунке.

ПОКА сверху свободно ИЛИ справа свободно
ДЕЛАТЬ
ЕСЛИ сверху свободно ТО
вверх
ИНАЧЕ
вправо
КОНЕЦ
КОНЕЦ

Задание 36
Внимательно прочитайте текст п. 3.3 «Управление исполнителем Робот». Ответьте на следующие вопросы:
1) Что общего у циклов «повторить n раз» и «пока»?
2) Какие между ними различия?
3) Нужны ли две конструкции для описания повторяющихся действий?

Задание 37
Сравните возможности исполнителей Чертёжника и Робота.
Робот более обширная , т.к. Чертёжник может только чертить. Робот может использовать цикл «пока», а Чертёжник - «повторить n раз».

Задание 38
Выпишите основные понятия главы 3 «Алгоритмика» и дайте их определения.
Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. Различают неформальных и формальных исполнителей.
Неформальный исполнитель - одну и ту же команду может выполнять по-разному, формальный - всегда одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов и режимы работы.
Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи. Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Алгоритм вспомогательный - , решающий некоторую подзадачу основной задачи.
Алгоритм линейный - , в котором команды выполняются в порядке, в котором они записаны, т.е. последовательно друг за другом.
Система команд исполнителя (СКИ) - перечень всех команд, которые может выполнить конкретный исполнитель.
Цикл (повторение) - форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд (тела цикла) повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие. Если число повторений тела цикла известно заранее, то можно использовать цикл «повторить n раз». Если число повторений тела цикла заранее неизвестно, используют цикл «пока».
Ветвление - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Свадьба балашиха: выбираем банкетный зал в балашихе http://dolcewedding.ru/.

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...