Игровая деятельность в начальной школе. Игры на контатность

«Чтобы не тревожиться - нужно отвлечься» - эта истина известна. Мы знаем, что нужно сделать, если вы заметили тревожность у ребёнка. Предлагаем вам 7 интересных игр, которые помогут малышу быстрее адаптироваться к новой жизни и отвлечься от учебного процесса.

Когда ребёнок идёт в первый класс, его жизнь кардинально меняется. Совсем недавно он ходил в детский сад, был «маленьким», и ему многое прощалось. В школе он должен соблюдать разные правила, соответствовать требованиям учителей и вести себя, как «взрослый». Как же помочь малышу скорее привыкнуть к другому укладу жизни? Снизить уровень стресса и адаптироваться к школьной жизни помогут специальные занятия и игры, в которые вы сможете поиграть с детьми дома и на улице.

Одного цвета

Ведущий называет любой цвет, а игроки по очереди называют все предметы, которые имеют такую окраску. Например, вы выбрали цвет - зеленый. Малыши должны называть любые знакомые им объекты такого цвета - лягушка, листья, горох и т.д. Ребёнок, не сумевший назвать предмет, выбывает из игры.

Соседи

Дети встают в круг. Ведущий ходит по кругу, останавливается перед игроком и говорит: «Сосед, шаг вперед!». Сам игрок остается на месте, а его соседи слева и справа должны выйти из круга. Кто прослушал и замешкался, тот выбывает из игры.

Не делай так!

Перед началом игры ведущий показывает движение или жест, который нельзя повторять. Например, запрещенный жест - поднятая рука. Затем он начинает идти по кругу, прыгая, хлопая в ладоши, поднимая руки - делает самые разнообразные движения. Остальные игроки должны за ним повторять абсолютно всё, кроме того единственного жеста, который договорились считать запрещенным.

Комплимент

Не менее важно для ребёнка уметь слушать тех, кто рядом, общаться с ними. Для развития этих качеств можно поиграть в эту игру. Дети встают в круг и по очереди говорят своему соседу что-то приятное. Кто не сумел сказать комплимент, выбывает из игры.

Простая и знакомая всем игра «Крестики-нолики» прекрасно тренирует сообразительность и умение мыслить хотя бы на шаг вперёд. Поиграйте в эту игру с ребёнком и узнаете, через сколько туров он увидит закономерность, которая позволяет выигрывать.

Игра для двоих

Игра, которая развивает и внимательность, и умение соблюдать правила, и навык говорить и задавать вопросы. Ведущий произносит считалочку с условиями: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, черное и белое не берите, «да» и «нет» — не говорите. Вы поедете на бал?». Не забудьте через некоторое время поменяться местами с ребёнком. Пусть и он побудет ведущим и подумает, какой вопрос лучше задать, чтобы вы ошиблись в ответе.

Чего не хватает?

Благодаря этой игре прекрасно развивается внимательность и память. Выложите на стол пять предметов, пусть малыш в течение минуты смотрит на них и запоминает расположение. После того как он закроет глаза, вы какой-то предмет убираете. А ваш первоклассник должен определить, какого предмета не хватает. Можно эту игру разнообразить и усложнить. Например, переставлять предметы местами, чтобы ребёнок определил, как они располагались в самом начале игры.


Расскажи-ка мне!

Цель игры — придумать интересную сказку. В самом начале игры, вам нужно будет определиться - какую сказку выбрать и кто будет главным героем. Рассказчиками будут выступать несколько участников, которые по условиям должны говорить только одно предложение. Самое сложное в игре - связать все предложения в единый интересный рассказ. Игра помогает развить внимание, память, учит соблюдать правила и слышать своих товарищей, и самое главное - развивает навык устной речи.

Игровая деятельность младших школьников

Описание материала: Предлагаю вам небольшой анализ социального характера детской игры и особенностей игровой деятельности младших школьников. Данная статья будет полезна для учителей начальных классов и воспитателей. Основная задача - помочь выявить особенности игровой деятельности младших школьников, а также проанализировать роль игры для всестороннего развития личности младшего школьника.

Социальный характер детской игры
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912).
Г.В. Плеханов пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г.В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и тому подобное. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.
Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В. Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.
Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?
Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и многого другого. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях. Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.
С возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями. Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества [Козлова: 259].
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» [Ушинский: 483].
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении детского возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Особенности игровой деятельности младших школьников
Как играют дети? Нужно ли учить младшего школьника играть? И необходимо ли ему ориентироваться в мире игры, ведь важнейшая роль игры в воспитании и развитии подрастающего поколения общепризнанна? Однако на современном этапе развития общества, когда «игромания» стала модной болезнью подрастающего поколения, требуется пересмотр многих устоявшихся решений.
Педагогические и психологические исследования показывают, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности младшего школьника. В период, предшествующий обучению в школе, ребенок открыт к усвоению нового, обладает необходимой активностью и свободой проявлений. Игра в дошкольном детстве является основной формой деятельности и выполняет свою незаменимую роль в развитии личности. Но с приходом в школу ведущей становится учебная деятельность, требующая развития произвольного внимания, целенаправленных волевых усилий. Возникает серьезное противоречие, которое сам ребенок без педагогической помощи разрешить не может. К сожалению, не всегда удается это и школьным педагогам. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо включить ребенка в такие формы деятельности, которые бы способствовали плавному переходу от игры к учению.
Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра – дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. А.М. Горький писал, что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и тому подобное. «Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде)» [Гоноболин: 267], такого мнения придерживался отечественный психолог Ф.Н. Гоноболин.
В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно – то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.
Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.
Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и многие другие.
1. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.
В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.
3. Настольные игры . Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и другие. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.
Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх немало возможностей.
Использованная литература:
1. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 41-43.
2. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973. – 240 с.
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. - Т. II. – 734 с.

Реализовывая игровые технологии в работе с детьми, тем самым педагоги не только содействуют привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в школе. Результаты этой педагогической деятельности в дальнейшем могут стать базисом для успешной социализации ребенка в обществе. Посредством игры у детей складываются представления о взаимоотношениях взрослых и социальном устройстве.

Необходимо подчеркнуть типичные особенности игры, которые свойственны при ее применении для младших школьников:

  • 1.Свобода. Игра - это форма детской деятельности, которую невозможно построить на обязательности или принуждении. Ребенок действует не по внешнему ограничению или принуждению, а согласно своей воле и целям.
  • 2.Творчество. Из множества вариантов выбора игра требует наиболее оптимального и удачного, а не повторение уже известного. Этот факт определяет творческую деятельность, которая проходит наряду с познавательным интересом и служит стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению ребенка, дает возможность ему показать свою индивидуальность неординарность. Игра - среда, для проявления ребенком свободы, неординарности и безопасности.
  • 3.Деятельность. Игра для младших школьников является характерным видом деятельности. Ее цель в самом процессе, а не в результате. Данный вид занятий регулируется такими целями как: цель в объекте, связанная с изменением окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с изменением этого самого субъекта деятельности. Все виды игры создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; моделируют проблемные жизненные ситуации; открывают простор для импровизации и фантазии; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не применяются в обыденной жизни. Именно в игре скрыт большой запас возможностей для привития ребенку элементарных бытовых навыков, которые являются весьма необходимыми для жизнедеятельности ребенка в обществе.
  • 4.Общение. Оно служит стержнем игрового взаимодействия. Игра передается через общение, функционирует в нем, организуется им. Таким образом, в этой деятельности учащиеся накапливают опыт общения, который основывается на сотрудничестве и взаимодействии учащегося и учителя. Все это помогает детям справедливо решать вопросы и устанавливать верные взаимоотношения. Общение помогает детям младшего школьного возраста соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями, ставить интересы другого человека выше своих собственных. Здесь деятельность педагога должна направляться на то, чтобы привить детям навыки вежливых взаимоотношений, культурного поведения: научить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; научить детей здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать товарищеские взаимоотношения со взрослыми; заботливое отношение к людям; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы; побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; учить соблюдать правила культурного поведения дома и на улице (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете и т.д.)
  • 5.Отношения. Этому качеству свойственны установка на оценку (негативную, позитивную, выражающую безразличие), избирательность, готовность и предрасположенность к определенному образу действий. В процессе игрового общения и игровой деятельности они являются связующей частью. Основная их функция - переключить центр ориентации учащегося с предметной среды на личность человека. Отношения одухотворяют общение, придают игровой деятельности преобразующий характер, очеловечивают ее. Огромное множество качеств развиваются и складываются в игровой деятельности у младших школьников. Такие качества, как товарищество, дружба, симпатия, откровенность и сердечность и др. Все эти качества вне игры способствуют развитию других качеств.
  • 6.Эмоциональность. Все игры младших школьников проходят с эмоциональным порывом, что рождает у детей способность к подражанию, стремление к воображению, копированию поведения. В эмоциональном поле игры отражается уровень ее психологической, нравственной культуры, яркость духовной жизни.
  • 7.Кооперативность. Она подразумевает индивидуальную ответственность, положительную взаимозависимость, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности растет интерес друг к другу, товарищеские связи, симпатии. Все эти связующие объединяют детей и дают огромные возможности для установления отношений внутри коллектива.
  • 8.Комплексность. Правильно организованная игра выполняет своеобразную совокупность: во-первых, в формировании личности, во-вторых, в. организации воспитательного процесса Игра выступает средством, формой, методом, работы с детьми, служит носителем содержания, и является основной деятельностью младших школьников. Игровая деятельность комплексно влияет на развитие личности младшего школьника, развивает нравственные, интеллектуальные, духовные, трудовые, эстетические, качества, сформировывает личность в целом. Игра - это есть практическое развитие. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.

Диагностируя социальную адаптацию младших школьников в условиях школы, мы применили метод исследования: проективная методика "Несуществующее животное".

С помощью методики "Несуществующее животное" мы сможем выявить особенности положения школьника в группе, его отношение к членам этой группы и к себе. Данная методика основана на устройстве психической проекции, это значит, что рисуя какое либо животное, ребенок неосознанно идентифицирует себя с этим животным, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие себя и их. Проанализировав результаты этой методики, мы сможем определить, какие поведенческие реакции доминируют у каждого ребенка (агрессия), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности - социальная пассивность, безразличие), его положение в коллективе (отчужденность - привязанность к людям).

В начале экспериментальной работы была выявленна изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало безразличное отношение друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята испытывали трудности во взаимоотношениях и нередко конфликтовали.

В процессе экспериментальной работы нами были замечены некоторые изменения в поведении детей экспериментальной группы. Мы старались направить игры на развитие доверия у ребят, на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но уже через некоторое время в игру были включены все ученики данного класса. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать словесную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени или совсем не проявляли.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующее заключение:

В экспериментальной группе повысился уровень социальной активности, это мы видим в том, что у детей усиливается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми, дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, одним словом, им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята стараются сами предложить свои игровые моменты.

Игры на сплочение коллектива помогли повысить уровень сплоченности в данной группе детей. Ребята стали несколько по-другому смотреть друг на друга, так как в процессе игры многие показали свои черты характера, которые раньше проявлялись в малой степени или находились в скрытом состоянии. Иными словами, каждый ребенок смог раскрыть свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей с разных сторон.

На переменах, на внеклассных занятиях и в заданиях на дом ребятам предлагались задания различного характера: загадки, кроссворды, геометрические задачки на пространственное восприятие и другие задания познавательного характера.

Предлагаем перечень некоторых игр, применяемых в работе с учащимися экспериментальной группы:

1. Игра "Путаница"

Цель: поддержание группового согласия.

Ход игры: считалочкой выбирается водящий. Он выходит за пределы комнаты. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. Они начинают запутываться - кто как сумеет, не разжимая рук. Когда образовалась путаница, водящий возвращается в комнату и распутывает этот ком, не размыкая рук детей.

2. Игра "Скала"

Цель: на взаимовыручку и сплочение.

Ход игры: Все члены команды выстраивается в ряд на бревне. Спереди и сзади - "бездонная пропасть". Каждый член команды по очереди передвигается с одного конца бревна на другой, таким образом, чтобы тот, кто в начале игры стоял первым, в результате оказался последним.

3. Игра "Вопрос соседу"

Цель: развитие сосредоточенности и внимания.

Ход игры: Все игроки садятся в круг, ведущий располагается в центре. Он должен подходть к любому из игроков и задавать вопросы, например, "Кто твой лучший друг?" или "Как тебя зовут?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он отдает фант. После игры фанты разыгрывают.

4. Игра "Ласковые шаги"

Цель: формирование гуманистических убеждений.

Ход игры: Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии около десяти шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

5. Игра "Проведи слепого"

Цель: Сплочение коллектива.

Ход игры: Класс делится на группы. Каждая группа выбирает одного игрока, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа ведет слепого игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.

6. Игра "День рождения"

Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети жестами, мимикой дарят ему подарки. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

7. Игра "Карусель"

Цель: воспитать у детей доверие друг к другу.

Ход игры: Разбившись на пары, ребята образуют два круга (внешний и внутренний). "Внутренние"; встают спиной к "Внешним" и падают, уверенные, что их поддержат. После этого внутренний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары (расстояние между парами можно варьировать).

8. Игра "Снежная королева"

Цель: сплочение, общение и взаимодействие детей

Ход игры: Снежная Королева заморозила мальчика. Чтобы его разморозить, надо попасть в Царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают загадки и пропускают только тех, кто загадки отгадал. Выбираются два "белых медведя". Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в "лес" - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги игрушки или карточки с написанными отгадками. Учитель может взять на себя роль Снежной Королевы и помогать белым медведям загадывать свои загадки. Попавшие в Царство Снежной Королевы должны "разморозить" мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто "оттаял" замороженного. Тот заулыбался, заморгал или зашевелился.

9. Игра "Пойми меня!

Цель: взаимодействие и общение детей

Ход игры: Заранее приготовленные маленькие листочки с заданиями (например: скорчи мне рожу, улыбнись мне, спой мне песенку, расскажи анекдот, хлопни в ладоши 3 раза, и т.д.), раздаются каждому участнику игры. Участник, не глядя на задание, крепит его себе на лоб. По команде ведущего в течение одной-двух минут все участники подходят друг к другу и выполняют задания, не произнося их вслух. Спустя некоторое время каждый игрок должен догадаться и сказать, что же у него написано на лбу.

10. Игра "Запомни слова"

Цель: Тренировка навыков

Ход игры: Дети по цепочке называют слова. Каждый участник должен назвать слово и все названные слова перед ним.

11. Игра "Кто я такой"

Цель: Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Развитие памяти.

Ход игры: Ребенок называет свое имя и называет понятия, относящиеся к нему (ученик, пассажир сын), нужно их дать как можно больше.

12. Игра "Кто сказал мяу?"

Цель: Развитие слухового навыка. Тренировка навыков взаимодействия в группе.

Ход игры: Дети выходят к доске по одному, отворачиваются от всех сидящих и по команде учителя кто-то из детей говорит "мяу", ребенок поворачивается обратно и старается отгадать, чей это голос.

13. Игра "Фотография"

Цель: Развитие зрительной памяти. Тренировка навыков взаимодействия в группе.

Ход игры: Дети рассаживаются в определенном порядке, как на групповой фотографии, затем водящий отворачивается, дети меняются местами. Водящий поворачивается и по памяти восстанавливает фотографию.

План - конспект урока-игры по математике в 1-м классе по теме: "Нумерация чисел первого порядка"

Тема: "Нумерация чисел первого десятка"

Задачи урока:

  • 1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о числах и цифрах; закрепление знания последовательности и названий чисел первого десятка; способность сопоставлять числа первого десятка; способность отмечать численность объектов на рисунке числом и цифрой записывать его;
  • 2. Содействовать развитию внимания, мыслительных операций, памяти, речи, творческого воображения, логического мышления, творческих способностей и познавательной деятельности учащихся.

Прививать эстетическую культуру посредством планирования урока, развитие благоприятного расположения к учебному процессу, любопытства к дисциплинам, развитие отношения взаимопомощи, инициативность взаимовыручки, культуры поведения на уроке, доброжелательности.

Тип урока: систематизация знаний и обобщение.

Оборудование:

  • 1. У каждого ученика веер с цифрами.
  • 2. "Светофоры".

Компьютер.

Музыкальный аккомпонимент из мультфильма "Арифметика-малышка"

Плакат - страна "Цифирия"

Плакат "Корабль"

."Залив геометрических фигур", карточки с рисунками "Берег неравенств", "Остров быстрого счета", "Победи Цифрозавра", "Река итогов", "Водопад", "Лейся, песня!", "Сказочный сундучок", конверт

Каждый ученик имеет карточки на которых написаны задания: "Соедини точки", "Зачеркни лишние числа", "Предметные рисунки".

Подготовительная работа:

Разучить физкультминутку "Арифметика-малышка"

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель : - Прозвенел звонок на урок, начинается урок! Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть!

Ученики :

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Учитель :

Наш урок будет похож на сказку,

Нам без знаний никуда.

Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку

Отправляемся туда!

Вы согласны оказаться в сказке?

Когда три раза прозвенит колокольчик,

Надо сказать: раз, два, три - сказка в гости приходи!

2. Сообщение целей и задач урока.

На столе лежит конверт, где находится сообщение от пиратов:

"Сундук с сокровищами 1-а класса мы вам отдадим, если вы преодолеете все препятствия, справитесь со всеми заданиями на математических островах и, самое важное, доставите сказочных жителей с каждого острова"

Дети, мы должны отправиться в морское приключение по островам Знаний. Все-таки в этом сундуке лежат сокровища нашего класса. Но, что это за сокровища, вы все увидите в конце урока. Нам предстоит увлекательное и сложное путешествие, в дорогу нам нужно взять внимание, наблюдательность, память, смекалку и сообразительность. Они будут служить нам помощниками.

  • 3. Актуализация, повторение, закреплени0е и отработка полученных знаний.
  • А) "Парусник"

Нужно сконструировать судно. У всех на партах находятся листочки с точками.

Рисунок 3. "Парусник"

Задание: "Соедините точки в порядке возрастания и покажите, что у вас получилось?"

Парусник.

Таким образом, наше судно сделано. Мы урок наш начинаем, в сказку двери открываем.

Б) "Берег быстрого счета"

Давайте выберем команду и капитана. Учитель читает "Задачи в стихах". Дети веером показывают ответы.

Сколько ушей у трех малышей? (6)

Ну-ка, сколько ребят,

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается. (4)

Задумали число, когда его увеличили на 2, стало 3, какое число задумали? (1)

Пять ворон на крышу сели

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело. (7)

Четыре гусенка и трое утят

В озере плавают, громко кричат,

А-ну, сосчитай поскорей,

Сколько в воде малышей. (7)

10 овечек на травке лежали

Потом три овечки домой убежали,

А ты подумай скорей,

Сколько овечек на травке теперь. (7)

На сколько 9 больше 6? (3)

Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят

Тут один улегся спать

Поросят осталось … (5)

Три лягушонка у пруда

Один нырнул, осталось… (2)

Вы все ребята молодцы! Отлично справились с первым заданием, теперь направляемся в морское приключение по островам знаний. Команда готова!

В) "Победи цифрозавра"

Капитан - учитель :

Полный, вперед! У нас впереди огромный айсберг в виде ледяного дракона с числами. Вы должны выполнить задания, чтобы благополучно миновать айсберг.

Задание: "Вы видите числа, распределите их в порядке возрастания и скажите, на какие две группы можно разбить эти числа?"

  • 5, 3, 9, 7, 1, 13, 11, 8
  • 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13 (Капитан справляется с заданием у доски, а потом все проверяют)

Данные числа можно разделить на две группы: двузначные и однозначные.

Какие числа называются однозначными? Двузначными?

Числа, которые обозначают одной цифрой (значком), называются однозначными.

Числа, которые обозначают двумя цифрами, называются двузначными.

4. "Страна Цифирия"

Капитан-учитель :

Вижу землю! У нас на пути "Страна Цифирия" и нас приветствует Кот Ученый.

Кот Ученый : "Чтобы попасть на остров, вы должны, верно, назвать пароль"

Что такое цифра?

Цифра - это знак для обозначения числа.

Как получить число?

Чтобы получить число, мы пересчитаем предметы, количество предметов записываем цифрой.

Для чего нам нужны числа?

Для чего мы используем числовой ряд?

Числовой ряд мы используем для счета предметов, сравнения чисел, решения задач.

Как идут числа в числовом ряду?

Числа в числовом ряду идут в порядке возрастания, каждый раз увеличиваясь на один.

1 -е задание "Страны Цифирия" - "Волшебные круги"

Разгадайте правило в каждом круге и напишите следующее число.

Рисунок 4. "Волшебные круги"

2 -е задание "Страны Цифирия"

Зачеркните лишние числа, не соответствующие количеству предметов на рисунке.

Рисунок 5. Страна Цифирия

Е задание "Страны Цифирия"

Запишитете цифрой, сколько птичек, лягушек, цветочков, ведерок и грибочков.

Рисунок 6. Работа в паре - дети обмениваются карточками и проверяют

4."Водопад "Лейся, песня"

Двигательная физкультминутка под музыку "Арифметика-малышка"

Тут везде идёт работа,

Все подсчитывают что-то,

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьёв.

Сколько пальцев на руках,

Сколько в садике скамеек.

Сколько в пятаке копеек.

У стола четыре ножки,

Пять котят у нашей кошки,

Раз, два, три, четыре, пять - всё могу пересчитать!

5."Пролив геометрических фигур"

Встреча с жителем этого острова - роботом из геометрических фигур.

Робот просит о помощи:

"После сильного шторма жители нашего острова растеряли свои геометрические части тела - фигуры.

Помогите, составьте жителей этого острова точно таких же, как и я, по памяти. Справившись с заданием, вы сможете путешествовать дальше и забрать одного жителя с этого острова.

  • (У каждого ребенка на парте набор геометрических фигур)
  • 6. "Остров неравенств".

Корабли по морю плыли

К чудо-острову спешили

Ждали там давно гостей

Первоклассных малышей.

На пути говорящий попугай, он предлагает выполнить его задания. Работа по учебнику.

Задание: "Сравните количество предметов на картинках. Запишите неравенства"

Работа в бортовых журналах - тетрадях и учебниках.

(Учитель предупреждает об аккуратном ведении бортовых журналов - тетрадей.)

Пальчиковая гимнастика "Паук" перед началом письменной работы в тетрадях.

УК-ук-ук - появился вдруг паук.

КА-ка-ка - все боятся паука.

Ок-ок-ок - паук муху поволок.

КА-ка-ка - прогоните паука.

  • 8. "Река итогов"
  • - Ребята, мы выполнили все задания и доставили сказочных жителей с каждого острова: Кот Ученый, Робот из геометрических фигур, Говорящий попугай.

Вы энергично работали, точно и быстро справлялись с заданиями, внимательно слушали своих одноклассников, из вас получилась отличная команда. Пираты не смогли устоять перед вашим стремлением к знаниям и перед вашим упорством. Они возвращают вам таинственный сундучок, в котором…

Что лежит, как вы думаете? Что помогло нам выполнить все задания и пройти все испытания?

Давайте откроем таинственный сундук.

Царица страны "Цифирия" дарит каждому из вас подарок - талисман - грецкий орех.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желание все знать.

Сто вопросов - сто ответов,

В них нашли вы сто секретов.

И спокойна я сейчас

За технический прогресс,

Если к знаниям у вас

Такой огромный интерес.

Все - молодцы! Благодарю вас за работу на уроке!

План - конспект урока-игры в "Знатоки" (1 класс)

  • ·развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза;
  • ·научить учеников распознавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, сравнивать, обобщать;
  • ·сформировать у детей умение и навык составления определений.

Оборудование урока:

карточки с заданиями,

Ход урока

Предлагаю вам урок-игру "Знатоки". Мы разделимся на команды, играем и соревнуемся. Дано семь заданий, свои ответы нужно комментировать, анализировать и доказывать. После каждого тура нужно подвести итог и зафиксировать результат на доске. Каждая команда выбирает себе командира. Задания даются на листочке бумаги и на экране, затем надо проверить ответы. Седьмой тур не нужно оценивать. И так, наши команды:

. "Умники"

." Космос"

. "Радуга-дуга"

." Наруто"

Первый тур "Разминка". Дано задание: вставить в слова недостающие буквы. Каждой команде предлагаем по четыре слова. Когда задания выполнены, все комментируют свои ответы.

П.ЛЕ, К.РА, Р.СА, С.НИ.

Г.РА, К.СА, П.РО, Р.КА.

М.РЕ, В.ЗА, М.ХА, К.ША.

З.ЯЦ, Л.СА, К.ЗА, М.ЛО.

Второй тур "Исключи лишнее". Нужно определить лишнее слово и прокомментировать свои выводы.

Книга, тетрадь, ручка, рубашка.

Ромашка, василек, ель, подснежник.

Медведь, рысь, олень, снег.

Вася, Коля, Петров, Катя.

Третий тур "Отгадай загадку".

У красивого цветка

Есть четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул - и улетел. (бабочка)

Нет ног, а хожу.

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать. (часы)

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит. (эхо)

Он пушистый, он красивый

Мой самый верный друг.

Меня до школы провожает

И встречает у ворот. (собака)

Физминутка: Дети стоя показывают соответствующие движения.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - туда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли,

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

Четвертый тур "Анаграмма". Задание: нужно найти спрятанное слово.

ОРАЗ (РОЗА)

АРФШ (ШАРФ)

РТОК (КРОТ)

ЕЛТО (ЛЕТО)

Пятый тур "Сходство и различие". Дети советуются, находят сходство и различие, свои выводы доказывают.

Дождь - снег

Яблоко - груша

Луна - солнце

Молоко - вода

Шестой тур "Подбери пару"

Собака - шерсть = рыба - ?

Утро - ночь = зима - ?

Нож - сталь = стол - ?

Волк - пасть = птица - ?

Седьмой тур "Найди и раскрась".

Задание: Нужно найти и закрасить квадраты - красным, круги - зеленым, ромбы - синим цветом. (Карточку с заданием желательно дать каждому ребенку отдельно. На седьмом туре нужно подвести итог урока).

Рисунок 7. "Карточки с геометрическими фигурами"

Подводим итог урока - игры (седьмой тур не нужно оценивать). Победившим командам и всем остальным награда - шоколадные конфеты.

Понравилась ли вам игра - соревнование?

Что узнали нового?

Были ли трудности?

Дома подготовьтесь к подобным заданиям, благодарю за урок!

Современная психолого-педагогическая наука и воспитательная практика свои стремления по совершенствованию процесса формирования и развития подрастающей личности связывают с личностно ориентированным подходом к ребенку. У детей, родившихся в 90-х годах, психологи и педагоги отмечают определенные характерные возрастные различия по сравнению с предыдущими поколениями. Это преимущественно положительные особенности, которые дают ученику возможность воспринять, осмыслить, осознать и понять более сложные явления при упрощенной форме подачи информации. И здесь важным является постоянное создание условий для формирования учебно-познавательных потребностей ребенка, которые воспринимались им как потребности самосовершенствования.

Современный ученик младшего школьного возраста требует простейших знаний о своей психике. При их отсутствии потребность в самосовершенствовании не осознается учеником и не стимулирует возникновение потребности в утверждении себя в качестве субъекта познавательной деятельности. Систематическое освещение позитивных достижений ребенка на организационном этапе - психолого-педагогическое условие успешной реализации любой формы осуществления учебного процесса. При таком подходе эффективными становятся парные и групповые формы работы, позволяющие ученику отождествить себя с большинством успевающих учеников, цель которых - самосовершенствование за счет учебной деятельности.

Способствуя развитию первоклассников, следует опираться прежде всего на психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности ребенка . Некоторые особенности формирования учебных действий детей этого возраста объясняются спецификой познавательных процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, ощущения. Возрастные особенности умственных действий первоклассников состоят в том, что каждый из указанных компонентов умственной деятельности насыщен двигательным содержанием, образами, переживаниями. При восприятии информации у ребенка активизируется наглядно-действенная форма мышления, затем добавляется образная и, наконец - понятийно-логическая.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе , следует предоставлять дидактическим играм. В условиях дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная цель - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. При таких условиях усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов , новых видов умственной деятельности, усвоению младшими школьниками новых знаний и умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий. В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Перед организацией игры необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством развития волевой сферы ребенка. Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила, соблюдать требования, именно игра дает детям возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного». Ценность игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива.

Специфическими структурными элементами игры являются дидактическая цель, игровой замысел, правила игры, игровое начало, игровые действия, подведение итогов.

Дидактическая цель игр разнообразна:

Развитие умений сравнивать, определять главное;

Развитие воображения, наблюдательности;

Развитие фонематического слуха, закрепление правильной артикуляции;

Развитие умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;

Формирование умений определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Игровой замысел должен предстать перед семилетними школьниками в виде мысленных препятствий, активного действия с предметами, чего-то загадочного, таинственного, проверки своих возможностей в соревновании, ролевого перевоплощения, общей двигательной активности и т.д.

На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосферу игры можно обеспечить при делении на команды, выбора ведущего или командира (капитана), определения права первого хода с помощью считалок, игровых расчетов или жеребьевки.

Собственно, игровые действия для детей наиболее интересны: выйти за дверь, а затем отгадать, что изменилось; узнать с завязанными глазами товарища или предмет из «волшебной сумки»; быстро и правильно разложить предметы; составить (придумать) слова и т.д.

Игровые действия связаны с игровым замыслом, вытекают из него, являются средством реализации игрового замысла. Поэтому в процессе игры стоит добиваться выполнения учащимися действий, направленных на достижение поставленной дидактической цели . Например, изучая тему «Взаимное расположение предметов в пространстве», маленькие ученики действуют в соответствии с воображаемой ситуацией: перемещают предметы, накладывают их друг на друга, объясняют свои действия одноклассникам. Изменяя местонахождение предмета, дети осознают пространственные соотношения, а объясняя, закрепляют соответствующую терминологию. Выполняя игровые действия, заинтересовавшись ими, дети легко справляются со скрытым в игре учебным содержанием.

Согласно замыслу игровые действия могут быть разными: отгадывание загадок («Волшебная сумка»); ролевые действия согласно игровых ситуаций («Парикмахерская», «Магазин», «Больница») рисование по воображению или инструкции; развитие внимания («Будь внимательным, запрещено движение»), действия, основанные на классификации или сравнении предметов («Подбери по форме») и т.д.

Иногда педагог предлагает: «А теперь поиграем...» и просит решить учебную задачу (посчитать, назвать звук, удалить лишнее слово, сравнить группы предметов...), не использовав структурных элементов игры. В таком случае можно рассчитывать лишь на частичное достижение цели: если нет игровых действий - нет и дидактической игры.

Правила дидактической игры дети воспринимают как условие, поддерживает игровой замысел, их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Дети осознают, что, соблюдая правила, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, воспитывают выдержку, терпение. Они способствуют достижению дидактической цели: незаметно направляют внимание на выполнение конкретного программного требования учебного предмета. Например, в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это они выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик - подбери пример. Если правило не выполняется - игра не получается: не решишь предыдущий пример - не придумаешь свой - команда не выполнит игровой задачи («ручейки» не достигнут озера).

Подводить итоги игры стоит сразу после ее окончания: подсчитать баллы и определить победителей, а также тех детей, кто наиболее правильно выполнили игровое задание. В ходе игры и после ее окончания обязательно следует отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успех, выявить оптимистическое отношение к возможностям детей и деликатность в высказывании оценочных суждений.

При проведении дидактических игр следует поддерживать дух соревнования, эмоциональную окраску игры, объективно и позитивно оценивать успехи детей с точки зрения не только решение дидактического задания, но и участия в игровых действиях: кто играл честно, не подглядывал, придумал интересный ход в игре, помогал друзьям. Взглядом, интонацией, мимикой, жестами следует пытаться вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.

Подводя итоги сотрудничества с детьми за день или за неделю, обязательно следует предоставить возможность учащимся оценить совместную деятельности.

Готовясь к уроку, нужно стремиться правильно обеспечить игровой план деятельности детей, чтобы интересы одних не удовлетворялись за счет других, чтобы школьники постепенно приучались к нормам поведения во время игры, учились тормозить нежелательные проявления. Следует взвешенно обдумать распределение ролей во время игры, учитывая индивидуальные психологические особенности детей .

Подбирая игру для конкретного урока, стоит продумать соответствие цели дидактической игры учебной цели урока, учесть посильность задач, продумать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые бы способствовали максимальной активизации их эмоциональной сферы и умственной деятельности. Именно парные и групповые формы выполнения задач формируют у детей положительную мотивацию к учебному сотрудничеству.

Играм, содержащим тяжелые задачи, должны предшествовать простые, более легкие. Они готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в сложных играх.

Младших школьников следует приучать к сосредоточенной самостоятельной работе, формировать умение определять посильный объем работы, работать на уроке с полной отдачей, не теряя ни секунды драгоценного времени, чтобы после его окончания почувствовать удовольствие от хорошо выполненной работы.

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Специфика дидактической игры заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться и не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения. Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода к учебным задачам.

Практический пример : При обучении младших школьников грамоте могут использоваться дидактические игры, развивающие фонематическое восприятие. «Звуковые» игры («Кто внимательнее?» – на выделение и определение звука, «Кто больше?» – на составление слова с изученным звуком, «Перекличка» – в которой предлагают вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук, и др.) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Функции дидактической игры:

  • обучающая;
  • развивающая;
  • формирующая;
  • ориентационная;
  • мотивацонно-побудительная.

Основными функциями дидактических игр являются (рис. 1.5):

1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия психоэмоционального напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

2. Мотивация и стимуляция познавательной деятельности учеников.

3. Обучение способам ориентации в конкретной учебно-игровой ситуации.

4. Развитие основных психических новообразований.

5. Формирование компонентов учебной деятельности.

6. Развитие общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, умения учиться.

7. Формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий.

8. Формирование адекватных взаимоотношений в коллективе одноклассников и механизмов освоения социальных ролей.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин.

1. Игровая деятельность хотя перестала быть ведущей, но сохранила свое развивающее значение. Игровая деятельность не исчезла, а проникла в новые отношения к действительности, она имеет свое внутреннее продолжение в учебной и трудовой деятельности. Поэтому опора на игровую деятельность, на игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в школьное обучение.

2. Сравнительно медленный темп освоения учебной деятельности и умения учиться.

3. Среди возрастных особенностей детей младшего школьного возраста выделяют недостаточную устойчивость и произвольность внимания, доминирование непроизвольных видов памяти, преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических познавательных процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация у большинства младших школьников, отсутствие связи мотива, с которым ребенок приходит в школу с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Игровая мотивация в определенной степени позволяет привести в соответствие мотивы и содержание учебной деятельности в начальный период обучения.

5. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению адаптационных трудностей и проблем первоклассника.

Различают следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия – это игры, которые проводятся в форме образовательного воображаемого путешествия по определенному маршруту, раскрывающему познавательное содержание в сочетании с игровой деятельностью: постановка задачи, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач («Путешествие в Средние века», «Прогулка по Всемирной паутине» и т. д.);

Игры-поручения – это игры, в основе которых – выполнение определенных действий с предметами по словесным поручениям педагога, где игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-то сделать, построить какой-либо алгоритм и т. д.;

Игры-предположения – это игры, в которых перед школьниками ставится задача и создается ситуация, которая требует определения и осмысления целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами («Что было бы…?», «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?» и т. д.);

Игры-загадки – это игры, основной признак которых заключается в замысловатом описании, логической задаче, оформленной в виде вопроса или заканчивающейся им, необходимой для расшифровки, отгадывания или доказательства;

Игры-беседы – это игры, в основе которых лежит игровое общение педагога с детьми и детей друг с другом, основным средством которой является словесный образ, вступительный рассказ о чем-либо.

Практический пример

На уроках математики для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать дидактическую игру-поручение «Самый быстрый почтальон». Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Дидактическая игра имеет определенную структуру – основные структурные составляющие элементы, характеризующие игру одновременно как форму обучения и игровую деятельность (табл. 1.5):

1. Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия, является замаскированной и предстает перед детьми в виде игрового замысла, формулируется учителем и отражает его обучающую деятельность.

2. Игровая задача, осуществляемая учениками, реализует дидактическую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

3. Игровые действия являются основой игры. Игровые действия в разных играх отличаются по их направленности и по отношению к играющим.

4. Правила игры – совокупность нравственных требований к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения, которые задаются учителем, влияют на решение дидактической задачи и управление игрой, процессами познавательной деятельности, действиями учеников.

5. Результат, подведение итогов проводится сразу по окончании игры и может быть представлен в виде подсчета очков, выявления учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определения победившей команды и т. д.

Структура дидактической игры

Структурный компонент игры: Дидактическая задача

Характеристика компонента: Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные

Структурный компонент игры: Игровые действия

Характеристика компонента: Способы проявления активности ребенка в игровых целях

Структурный компонент игры: Игровая задача

Характеристика компонента: Задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности

Структурный компонент игры: Игровые правила

Характеристика компонента: Требования к реализации игрового содержания, определяющие характер и условия выполнения игровых действий

Структурный компонент игры: Результат игры

Характеристика компонента: Показатель уровня достижения детей в результате выполнения ими игровых действий

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку они направлены на решение основных дидактических задач. В составе игр имеется общее и особенное: общее – это организация опыта переживаний детьми эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта творческой деятельности; особенное заключается в специфике учебно-методического комплекса. Основными компонентами технологии игры в системе обучения являются:

  • целевой (определяется способами учебной деятельности);
  • диагностический (направлен на осознание учеником собственных знаний, умений, навыков и известных способов учебных действий);
  • процессуальный (обеспечивает выявление учащимися способа учебной деятельности);
  • результативный (способствует осознанию учащимися знаний, способов учебных действий, желания учиться, умений самоконтроля и самооценки).

Таким образом, игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, создать эмоционально позитивное рабочее настроение, облегчить процесс познания. Умелое и адекватное использование дидактических игр предполагает четкое поэтапное распределение игровых моментов на уроке. На начальном этапе урока используются игры, основная цель которых – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность и мобилизовать на предстоящую учебную работу. В середине урока дидактическая игра должна быть направлена на усвоение темы занятия, в конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. Следовательно, игровая деятельность может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока. При этом она должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей.

Современные младшие школьники, выбирая между традиционными и компьютерными играми, все большее предпочтение отдают последним. По содержанию компьютерные игры во многом похожи на традиционные, но имеют и некоторые отличия, заключающиеся в построении по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, в наличии элементов случайности в виде возникновения новых персонажей, ситуаций и неожиданных явлений, в поэтапности игровой программы, часто не позволяющей ребенку перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В настоящее время выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • адвентурные (приключенческие) игры – игры, оформленные в виде мультфильма с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий;
  • игры-стратегии – игры, целью которых является завоевание вражеских территорий, заключение необходимого союза, набор определенного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. д.;
  • аркадные игры – игры, для которых характерно поэтапное разделение хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или уровню;
  • ролевые игры – игры, основанные на использовании необходимого персонажа в нужном месте и в нужное время;
  • игры-симуляторы – это игры, имитирующие различные механизмы и процессы (авто-, авиа-, спортивные и т. п.);
  • логические игры – это игры, содержащие различные головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п.

При правильном руководстве компьютерные игры создают основу для интенсификации образовательного процесса и оказывают положительное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста: помогают расслабиться, самореализоваться, моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют освоению различных форм общения, развитию познавательных процессов, умений анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.

При неправильном подборе игровых компьютерных программ возможно такое нежелательное психологическое явление, как компьютерная игровая зависимость, которая проявляется в вытеснении интересов, нежелании ребенка общаться с друзьями, учиться, в «уходе» в виртуальный мир компьютера. Признаками компьютерной зависимости у ребенка являются следующие:

  • ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • проводит за компьютером большую часть свободного времени (6-10 ч в день);
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;
  • у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Для профилактики негативного влияния компьютерных игр и формирования компьютерной игровой зависимости необходимо контролировать длительность игры (согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей младшего школьного возраста не должна превышать 15 мин.), выбор жанра игры, содержание, систему управления, оптимальный уровень сложности, учитывая при этом состояние, темперамент, характер и интересы ребенка. Наиболее целесообразными для младших школьников считаются логические игры, игры-симуляторы, так как они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей (при условии, что ребенок не играет в компьютерные игры в ущерб другим занятиям).

Игровая деятельность в различных своих видах и формах в младшем школьном возрасте при умелом руководстве органично входит в целостный учебный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами и методами обучения и воспитания и оказывает большое влияние на психическое развитие детей.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...