Игры гиперактивных детей 3 4 лет. Полезные игры для гиперактивных детей

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.

Я отдала ребенка в группу подготовки к школе. В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.

Катя.

Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.

Алла.

Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.

Валентина.

Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.

Марина.

Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru, www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Вывод

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. , наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Гиперактивному ребенку не всегда просто найти общий язык со сверстниками, ведь далеко не все из них непоседы. Коррекция поведения ребенка поможет в том числе и наладить социальную жизнь малыша

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание - скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое - так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Мелкую моторику нужно развивать не только у совсем маленьких детей, но также у школьников - любимый детьми конструктор, головоломки, плетение из бисера или лепка помогут ребенку лучше управлять своими движениями

Игры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры - связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель : Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Примечание : Разные дни недели могут соответствовать определенному времени - например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное - неукоснительно следовать правилам.


В час тишины малыш может заняться теми играми, которые не будут мешать семье отдыхать - например, рисованием, лепкой, чтением

Игра «Передай мяч»

Цель : реализовать избыточную детскую энергию.

Примечание : Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель : развиваем внимание.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель : Сделать деток более дружными, сплотить их.

Примечание : Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель : развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Примечание : Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.


Хороводные игры были известны еще нашим предкам. Они играли не только ритуальную роль, но также помогали развить у детишек концентрацию и внимательность

Игра «Четыре стихии»

Цель : тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание : Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание : Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель : Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Примечание : Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель : упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Игры для гиперактивных детей

С гиперактивными детьми бывает непросто: они с трудом могут сосредоточиться на одной задаче, переиначивают правила и не могут усидеть на месте лишнюю минуту. Что ж, именно для них игра не только развлечение, но еще и терапия! Игры из нашей подборки так увлекательны, что заставят даже самых невнимательных непосед набраться терпения и потренировать внимание.

Развивающие игры для гиперактивных детей

"Последний из могикан"

Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправившиеся на охоту или "откопавшие топор войны". От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие. Теперь, когда игровая мотивация создана, предложите ребенку побыть таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков.

” Примечание. Чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки. Постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, пошуршите газетой и т. д.

"Корректор"

Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова "корректор". Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные "очепятки"? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности.

Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно "неправильной", то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ваши сын или дочь действительно отыскали все нужные буквы, то обязательно похвалите их. Такому корректору можно даже выдать премию (например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)!

Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь - ему есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок сегодня работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе с ним этому событию!

Примечание. Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно его усложнить следующими способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву "М" нужно вычеркивать, букву "С" подчеркивать, а "И" обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для "корректуры" время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль "вредного" родителя: шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.

"Учитель"

Эта игра наверняка понравится тем, кто уже учится в школе, особенно в начальных классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием побудут на его месте.

А вот вам, наоборот, придется представить себя нерадивым школьником и подготовиться к уроку, списав несколько предложений из книги. При этом вы должны допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, несогласованность слов в лице и падеже. Пусть ребенок войдет в роль учителя и проверит вашу работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы, что ваши сын или дочь с нескрываемой радостью поставят двойку в ваш воображаемый дневник. Хорошо еще, если родителей в школу не будут требовать!

Примечание. Если у вас неразборчивый почерк, то лучше напечатать текст с ошибками или написать печатными буквами.

"Только об одном"

Эта игра может показаться скучноватой на взгляд взрослых. Однако дети ее почему-то очень любят.

Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. Теперь объясните правила. В этой игре можно говорить только об одном - о выбранной игрушке. Причем говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее эту игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так фразы типа: "А я у бабушки видел похожую..." - будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим! Сюда же начисляются штрафы за повторение сказанного и ответ не в свою очередь.

Примечание. Лучше ограничивать время этой игры. Например, если по истечении десяти минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то выигрывают оба. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так уж много признаков. Если в результате вы сможете описывать достаточно долго предметы типа карандаша, то смело считайте, что достигли со своим ребенком определенных высот!

"Лови - не лови"

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!

Примечание. Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.

"Дрессированная муха"

Для этой игры вам потребуется взять лист бумаги и расчертить его на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет просто символизировать это насекомое. Вы также можете воспользоваться нашим бланком, правда, на нем вместо мухи изображена божья коровка, и вам в любом случае понадобится какая-нибудь фишка, которую можно будет потом передвигать по полю.

Поместите вашу "муху" на какую-либо клетку игрового поля (на нашем бланке начальное положение насекомого задано рисунком). Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), попросите сына (дочь) показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть "повелителем мух".

Примечание. Если, следя мысленным взором за движениями мухи, ваш ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы клеточного поля, то пусть он немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать: кому-то достаточно встать с места или поднять руку, а кто-то предпочитает более выразительные действия, например вскрикнуть или подпрыгнуть, что помогает снять напряжение и усталость от пристального внимания.

"Я весь во внимании"

В этой игре вашему ребенку понадобится все его актерское дарование, а вам - изобретательность. Можно ввести участников в игру с помощью представления, действие которого происходит на кинопробах. Юным актерам предлагают изобразить человека, который "весь во внимании", то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходит вокруг него. Подскажите начинающему актеру, что получится лучше сосредоточиться, если он представит, что смотрит очень интересный фильм или читает книгу. Но этим роль не ограничивается. У начинающей звезды экрана есть конкуренты. Они будут всячески мешать ему хорошо сыграть свою роль. Для этого они (то есть опять-таки вы в такой "вредной" роли) могут рассказывать анекдоты, обращаться к актеру за помощью, пытаться удивить или рассмешить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чего они не имеют права делать, - это дотрагиваться до актера. Но и у актера есть ограничения в правах: он не может закрывать глаза или уши.

После того как режиссер (то есть вы или другой член семьи) скажет: "Стоп", все участники перестают играть. Можно даже взять интервью у начинающего артиста, пусть он расскажет, как ему удалось быть внимательным и не отвлекаться на специально создаваемые помехи.

Примечание. Конечно, эта игра будет еще веселее, если вы подключите к ней нескольких детей. Правда, тогда нужно будет следить за порядком, чтобы "конкуренты" не переусердствовали в стремлении отвлечь "актера". Также участие взрослого может показать детям неожиданные и интересные ходы, которые они могут использовать. Если вы заметите, что попытки отвлечь актера ограничиваются криками и кривляньем, то подскажите игрокам более оригинальные способы. Так можно сообщать личные новости ("Бабушка приехала!"), показывать новую игрушку, делать вид, что все уходят и т. п.


"Зоркий Глаз"

Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.

Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

Примечание. Если ваши сын или дочь сумели найти игрушку, то они достойны похвалы. Можно даже сказать им о том, что, родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.

"Ушки на макушке"

Прежде чем начать с ребенком играть в "Ушки на макушке", узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для малыша неясным, поясните ему сами образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл, так как, прислушиваясь, звери обычно приподнимают уши.

Теперь можно объяснять правила игры. Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

Примечание. Эта игра развивает слуховое внимание, то есть внимание к звукам. Поэтому она будет очень полезна тем детям, которые готовятся к поступлению в школу и только начинают учиться читать и писать. Для ребят, у которых имеются какие-либо логопедические трудности, особенно нарушения фонематического слуха (что должен установить логопед), такая игра может стать не только развивающей внимание, но и корректирующей некоторые недостатки развития.

"Волшебное число"

С этой игрой могут справиться дети, умеющие хорошо считать и делить в уме, то есть не младше третьего класса.

Необходимо несколько участников игры. Они будут считать по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок должен просто назвать число, следующее за тем, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится на три без остатка, то произносить его нельзя. В этом случае нужно сказать какое-то волшебное заклинание (например, "абракадабра") и перекинуть мяч следующему человеку.

Сложность игры заключается в том, чтобы не сбиться со счета, продолжая четко называть числа, даже после того, как предыдущий игрок произнес "заклинание", а не число.

Примечание. "Волшебным" в этой игре можно сделать любое число, но начинать лучше с трех, так как это действительно волшебное число всех русских сказок (что можно обсудить с ребенком).

"Пишущая машинка"

В эту игру имеет смысл играть, если у вас в доме (постоянно или временно) есть несколько детей, умеющих читать. Пусть они представят себя клавишами печатной машинки и "напечатают" то предложение, которое вы им скажете. Участники игры должны по очереди вставать и называть по одной букве. Им придется быть очень внимательными, чтобы не ошибиться в выборе буквы и не пропустить свою очередь!

Когда "печатаемое" слово заканчивается, все "клавиши" должны встать. Когда нужен знак препинания, то все топают ногой, а в конце предложения точку обозначают хлопком в ладоши.

Клавиши, которые неверно печатают, будут отправляться в мастерскую, то есть дети, сделавшие по три ошибки, будут выходить из игры. Оставшиеся, напротив, считаются победителями. На таких детей-клавиш можно и гарантию давать, не боясь разориться на ремонте!

Примечание. Если игроки разного возраста, то фразу для печати лучше давать такую, с которой справится даже самый младший из них. Тогда все играющие будут в равных условиях и не проиграют только потому, что еще не учили в школе тех или иных правил русского языка.

"Все наоборот"

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.

Примечание. Как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное - это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы Например, ведущий скажет "теплый", игрок тут же должен ответить "холодный" (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять, сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медленно, много - мало и т. д.).

"Волшебное слово"

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

Спросите у ребенка, какие он знает "волшебные" слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. "Волшебные" слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово "пожалуйста". Если во фразе вы его произносите (например, говорите: "Подними, пожалуйста, руки вверх!"), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, "Хлопни три раза в ладоши!"), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

"Последний штрих"

Если вашему ребенку нравится рисовать, а вы любите что-то делать вместе с ним, то эта игра доставит удовольствие вам обоим.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой рисунок. Это может быть отдельный предмет, человек, животное, а может быть целая картина. Когда рисунок будет готов, попросите вашего сына или дочь отвернуться, а сами тем временем внесите в рисунок "последние штрихи", то есть дорисуйте какие-то мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то совсем новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, взглянув еще раз на творение своих рук, он скажет, что здесь изменилось. Какие детали нарисованы не рукой "мастера"? Если он сумел это сделать, то считается выигравшим. Теперь можно поменяться с ребенком ролями: вы будете рисовать, а он вносить "последний штрих".

Примечание. Эта игра практически универсальна - она может применяться для развития внимания детей любого возраста. При этом вы должны регулировать сложность самого рисунка и степень "заметности" вносимых в него изменений. Так в игре с трехлетним ребенком может быть нарисовано солнышко, а в качестве последнего штриха ему пририсованы глазки и улыбка. Играя с младшими подростками, можно отражать на бумаге самые сложные абстрактные узоры или рисовать схемы, в которые вносятся едва заметные дополнения. Хорошо также, если вы привлечете к игре двоих детей, это поддержит игровой азарт и добавит здоровой конкуренции.


Игры для релаксации гиперактивных детей

"Прикосновение"

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

"Солдат и тряпичная кукла"

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

"Насос и мяч"

Если ваш ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса "мяч" становится все более накаченым. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

"Шалтай-Болтай"

Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы ваши сын или дочь лучше вошли в роль, вспомните, читал ли он стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. А может быть, он видел мультфильм о нем? Если это так, то пусть ребенок расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоит позаботиться о его чистоте и ковровом покрытии.

Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.


Игры, развивающие волевую регуляцию

"Молчу - шепчу - кричу"

Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

"Говори по сигналу"

Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

"Час тишины" и "час можно"

Эта игра дает возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми "час тишины". Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от "часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

"Замри"

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

"Царевна Несмеяна"

Всем знакомы жалобы детей на то, что кто-то другой мешает им сосредоточиться и смешит их. В данной игре им придется преодолеть именно это досадное обстоятельство.

Вспомните такой мультипликационный персонаж, как царевна Несмеяна. Развеселить ее было практически нереально, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Сейчас ребенок будет такой царевной. Плакать, конечно, не стоит, но смеяться ему строго-настрого запрещается (иначе какая же это Несмеяна?). В том же мультике, как известно, был обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены и полцарства в придачу тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами, охочими до царской казны, могут выступать другие дети или поначалу взрослые в семье. Они окружают царевну (которую может играть как мальчик, так и девочка) и пытаются всеми силами заставить ее улыбнуться. Тот, кто в этом деле окажется успешным настолько, что вызовет у Несмеяны широкую улыбку (видны будут зубы), считается выигравшим этот конкурс женихов. В следующем туре этот человек меняется с царевной местами.

Примечание. Лучше устанавливать некоторые ограничения среди "женихов" (они не имеют права дотрагиваться до царевны) и для Несмеяны (она не должна отворачиваться или закрывать глаза или уши).

Коммуникативные игры

"Ожившие игрушки"

Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.

Примечание. В данной игре ребенок приобретает навыки невербального (без использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, что за игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он сам изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать взрослому.

"Разговор через стекло"

Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже не отдельные слова, а предложения.

Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего одноклассника. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Пусть ребенок постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Когда вы в роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, то можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель. Если ребенок не может догадаться, что вы показываете, то пусть пожмет плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другим способом. Если же у него готов какой-то ответ, то в данной игре можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, пытающиеся что-то вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте там и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.

Примечание. Эта игра, как и предыдущая, тренирует невербальное мышление, а также фокусирует внимание ребенка на другом человеке, на том, что тот хочет ему передать. Таким образом развивается способность понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям.

"Сиамские близнецы"

Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях?

После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.

Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.

"Чужими глазами"

В этой игре дети тоже должны создать общую картину. Но при этом их сотрудничество не будет равным, как в предыдущей игре.

Примечание. Закончив рисунок, как и в предыдущей игре, обсудите с детьми не только полученный результат, но и сам процесс рисования.

"Головомяч"

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. В общем привычная для него импульсивность делу не поможет.

Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых, именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания, конечно, можно, но не очень удобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием "старт" Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.

В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.

А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.

Примечание. Если у вашего ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.

Собрала ИриNA88

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУЧЕЕК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Игры для гиперактивных детей.

МБДОУ «Ручеек»

Педагог-психолог Коваленко Е.В.

2016 уч.год

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры на тренировку одной функции

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

Игра «Маленький зверек».

(модификация игры «Маленькая птичка»)

Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых nриемов можно осуществлять мышечный контроль.

Психолог просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т. }., Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему

что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Тренер задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное

упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию ((Сидеть неподвижно 3 минуты, что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

Затем тренер знакомит участников с детским вариантом данной игры.

Игра «Маленькая птичка». (Черепанова Г : Д.)

Цель: Развивать мышечный контроль,(импульсивность)

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: « Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее сновав. Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Часто родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в той или иной ситуации. В этом случае прежде всего нужно тактично разъяснить им, что ребенок не виноват ни в чем. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем только осложнят взаимодействие еще больше.

Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отноше-

ния к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильны ощущения, например, поглаживания, массаж, а также -ряд игр, описанных в книге Чистяковой М. И. «Психогимнастика» «Шалтай-Болтай»,

«Насос и мяч», «Винт» и др).

"Шалтай-болтай"

"Давай поставим один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

«Винт»

«Давайт попробуем превратиться в винт. Для этого поставь пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем» поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!"

"Насос и мяч"

"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

«Холодно - жарко».

Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...

КЛУБОЧЕК. (Черепанова Г. Д.)

Цель: обучение ребенка саморегуляции.

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адаптирован целый ряд игр. Заинтересованные взрослые могут познакомиться с ними в книге «Страна пальчиковых игр». Здесь они найдут и ряд других интересных и полезных игр, При совместных занятих родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

« Прижми палец »

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую е платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями.

«Пропеллер»

Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами: указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали! «карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается» (то е. чей карандаш не падает).

"Ловим комаров”

(Лютово Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам) налетело много комаров. По команде "Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Взрослый в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Ребенок будет "ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!” вы садитесь вот так: взрослый показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!”... "Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз.

Игры за столом

Гиперактивные дети с трудом выдерживают физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за столами.

С этой целью полезно использовать "Пальчиковые игры”, которые приводятся в книге М. Рузиной "Страна пальчиковых игр”, а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как "Лестница в небо”, "Кукольный веер”, "Гонки” и др.

Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

"Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

"Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

"Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в хобот”, остальные - в "ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Игра «Встречные колечки»

Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой

«Разговор с телом»

Цель:Учить ребенка владеть сбоим телом.

Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игры с песком и водой

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома.

Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок. (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

Археология

Цель: развитие мышечного контроля.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Шариковые бои

Цель: Разбитие координации движениЙ. В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. "В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

«Послушай тишину»

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой, мышечный контроль.

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. Д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Говори»

Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?" ... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. п.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

“Кричалки-шепталки-молчалки” (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - “шепталка” - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Игра «Лови - не лови»

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное - несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить малышу когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

Игра «Только об одном».

Игра развивает у гиперактивных детей фантазию, мышление, логику, творческие способности и умение концентрироваться.

Взрослым может показаться, что игра скучновата, но детям она очень нравится. Для начала необходимо выбрать какую-либо игрушку, желательно любимую. После этого объясните всем участникам правила. В игре разрешается говорить только об одном – о выбранном предмете. Говорить разрешено только тому, кто держит его в руках. Игрок произносит одно предложение, которое описывает деталь игрушки или всю игрушку в целом. Затем ее необходимо передать следующему игроку, который тоже говорит следующее предложение. Нельзя повторять ответы или говорить на отвлечённые темы. Например, фраза: «А я такую видел в магазине…» - или повторно произнесённое предложение должны караться штрафным баллом. И первый, кто наберет 3 балла, будет считаться проигравшим.

Со временем можно усложнять игру, выбирая предметы, у которых меньше признаков и которые сложнее описывать.

Игра «Всё наоборот»

Эту игру очень любят гиперактивные дети. Она позволяет выработать внимание и послушание. Ведущим должен быть взрослый. Ход игры заключается в следующем: ведущий показывает определённое движение, а ребёнку необходимо выполнить движение наоборот. Например, ведущий опустил руки, ребёнок поднимает, ведущий присел, ребёнок должен подпрыгнуть, ведущий отвёл руку влево, ребёнок отводит руку вправо. Данная игра даст ребёнку возможность поперечить, а заодно и быстро мыслить, ведь надо продумать, как показать движение наоборот. Для усложнения игры можно попросить ребенка подбирать попутно к слову, которое произносит ведущий, антоним, например, быстрый-медленный, сидеть-стоять, горячий-холодный, добрый-злой и т.д.

Игра «Прикосновение»

Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка. Такая игра для гиперактивных детей позволяет снять нервной напряжение, расслабиться, развить тактильные ощущения.

Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Используемая литература:

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997г.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б, Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными» агрессивны­ми, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Санкт-Петербург, 2008г.
  4. Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке «Хочу и могу», Санкт-Петербург, 2011г.

Игры для гиперактивных детей в первую очередь направлены на удержание внимания такого малыша, что иногда бывает очень трудной задачей. по определению характеризуются постоянной активностью и импульсивностью. Чем занять вашего кроху, если он не в состоянии долго находиться на одном месте, а также не может довести многие задания до логического завершения? Неподчинение каким-либо нормам поведения, забывчивость — это сопутствующие факторы, которые дополняют общую характеристику сверхэнергичных детей.

Занятия с гиперактивными детьми подразумевают направление их энергии в правильное, созидательное русло, и игры в данном вопросе окажут неоценимую услугу.

  • Не следует ожидать от ребенка безукоризненного выполнения правил. Начинать тренировки рекомендуется с развития 1 функции, например внимания. Но при этом придется запастись терпением. Если в ходе этого процесса малыша постоянно одергивать, то достигнуть успеха будет невозможно. Дело в том, что он переключит все свое внимание с учебного процесса на контроль своих действий.
  • Очень важно предупредить перевозбуждение и переутомление малыша. Необходимо вовремя переключить его на другие формы активности.
  • Учитывая, что гиперактивные дети практически не в состоянии осуществлять самоконтроль, эту функцию должны взять на себя родители.
  • Начинать заниматься с чрезмерно активными малышами лучше всего в индивидуальной форме. К групповым играм ребенок должен переходить постепенно. Надо понимать, что малыш может стать причиной между участниками игры. Ведь такие дети не отличаются стабильностью в поведении и терпеливостью.

Игры, направленные на развитие внимания ребенка

Игра «Корректор» нравится детям тем, что позволяет им чувствовать себя не только взрослыми, но еще и значительными. Перед игрой вашему маленькому следует объяснить значение слова «корректор». Корректор — это человек, который занимается исправлением ошибок. Примером могут быть печатные издания, в частности детские. Можно обратить внимание на те, которые чаще всего читает или просматривает ребенок. После объяснений ему предлагается стать таким важным человеком.

В начале игры надо обусловить то, какая буква или буквосочетание будет считаться «неправильным». Ребенок будет искать эту букву в текстах и вычеркивать ее. Затем выбирается часть текста, и устанавливается время, за которое следует выполнить поставленную задачу. Когда время закончится, остается только проверить выполнение задания. Если малыш ошибся, не надо акцентировать на этом внимание. Систематические повторения игры помогут ребенку научиться концентрировать свое внимание, и со временем ошибки исчезнут.

Игру «Учитель» помнят многие, ведь в детстве в нее играли все. Практика показывает, что наибольший интерес к этой игре проявляют дети, учащиеся в начальной школе. В этом возрасте для них очень важно играть роль кого-то значимого, а роль учителя идеально для этого подходит. Выступая в роли учеников, родители должны учесть тот факт, что ребенок не в состоянии разобрать взрослый почерк, — это может стать причиной возникновения конфликтной ситуации и потери интереса к игре.

Существуют игры, которые для взрослых могут быть несколько скучными. Ярким примером этого является игра «Только об одном». Но, несмотря на отсутствие динамики, эту игру дети очень любят. Малышу предлагается выбрать любую игрушку и вести разговор исключительно о ней. Говорить будет только тот, кто держит в руках выбранную игрушку. Говорится по 1 предложению, которое либо описывает предмет в целом, либо только какие-то его детали. Очень важно не повторять уже сказанные ранее варианты ответов. Также нельзя отвлекаться от игры, переключая внимание на другие предметы. Если кто-то отвлекся, то на такого игрока накладывается штраф в виде снятых баллов. Если на протяжении игры у игрока появилось 3 штрафа, то он считается проигравшим. Точно так же происходит штрафование за повторяющиеся высказывания или ответ вне очереди.

Для повышения интереса к игре рекомендуется провести ее временные ограничения. Если на протяжении заранее установленного времени никто из игроков не получил 3 штрафа, то победителями становятся все. Отсутствие штрафов можно считать достижением успеха, так как малыш, с учетом его гиперактивности, смог сконцентрировать свое внимание исключительно на игровой деятельности.

Игра «Дрессированная муха» имеет некоторые отличия от вышеописанных. Для ее проведения необходим лист бумаги, на котором расчерчивают 16 клеток (4 клетки по вертикали и 4 по горизонтали). Затем изготавливается игровая фишка в виде мухи. Если изготовить ее собственноручно не представляется возможности, то можно взять обычную пуговицу, которая и будет символизировать это насекомое.

Готовая фишка помещается на любую клетку игрового поля. Теперь мухе будут отдаваться приказы, куда она должна двигаться (на сколько клеток и в каком направлении). В процессе игры ребенок должен мысленно представлять себе все движения насекомого. Отдающий приказы игрок не должен видеть игровое поле. Все приказы, на сколько клеток будет двигаться насекомое, отдаются вслепую. Если приказы отдает ребенок, то у него будет тренироваться не только внимание, но и память. Когда насекомое выйдет за пределы расчерченных клеток, обязательно следует сигнализировать об этом. Потом игроки меняются ролями, и все повторяется.

Подвижные игры

Одной из таких игр является «Последний из могикан». В качестве предисловия можно рассказать что-то об индейцах. Для создания воспитательного момента лучше всего обсудить с ребенком главные характеристики индейцев. В частности, речь идет о таких качествах, как наблюдательность, внимательность и единство с природой. От их умения замечать вокруг происходящее зависит успех и благополучие. И только после создания подобного рода мотивации можно предложить ребенку стать одним из могикан.

Правила игры «Лови — не лови» очень напоминают правила хорошо известной «Съедобное — несъедобное». Ловить или не ловить мяч, будет определяться заранее оговоренным обозначением. К примеру, можно договориться, что водящий будет бросать мяч и говорить слово, которое имеет отношение к животным, и тогда ребенок обязан поймать мяч. Если же произнесенное слово не имеет отношения к животным, он не ловит мяч.

Рекомендуется давать малышу возможность самостоятельно выбирать тематику. Обычно в таких играх у детей проявляется креативность и творческое мышление. Кроме того, подобные игры позволяют развивать не только мышление и внимание, но еще и значительно повышают скорость обработки информации и некоторые двигательные навыки.

Игры для снятия напряжения (релаксации)

Прекрасной игрой, позволяющей снять напряжение, является «Прикосновение». «Прикосновение» позволяет крохе перейти в расслабленное состояние и вместе с этим повышает его тактильные ощущения.

Перед началом игры происходит подготовка предметов, сделанных из разных материалов. В данном случае подойдут мягкие игрушки, вата, изделия из дерева или пластмассы. Предметы раскладываются перед малышом. После того как он их внимательно рассмотрит и запомнит, ему предлагается закрыть глаза и догадаться, каким именно предметом к нему прикоснулись.

Проверенный способ заставить ребенка расслабиться — обучить его чередованию мышечного напряжения и последующего полного расслабления. Провести подобное лучше всего в игровой форме.

Ребенку предлагается войти в роль солдата. Для этого можно привести пример того, как военные несут караульную службу. Малыш принимает строевую стойку, как только услышит слово «солдат». В такой позе он должен стоять определенное время, после чего взрослыми произносится команда «тряпичная кукла». При выполнении этой команды он должен расслабиться. Лучше всего наклониться немного вперед так, чтобы руки начали болтаться, словно они из ваты или ткани. В таком положении надо находиться заранее оговоренное время, после чего опять последует команда «солдат».

Игра должна завершаться исключительно в момент расслабления. Кроме того, заканчивать ее надо только после того, как малыш действительно расслабился.

Если хотя бы раз в жизни ребенок имел возможность наблюдать, как надувают мяч при помощи насоса, то ему будет несложно войти в образ игры «Насос и мяч». Малышу придется изобразить те изменения, которые происходят с мячом в процессе накачивания.

Игроки встают напротив друг друга, и тот, кто будет изображать мяч, должен выглядеть вяло, как будто он и есть спустившийся мяч. Тем временем другой игрок (как правило, это кто-то из родителей) будет изображать процесс накачивания мяча. По мере продолжения данного процесса «мяч» должен становиться более накаченным. Когда у малыша раздуются щеки, а руки будут вытянуты в стороны, родителю надо выразить недовольство полученным результатом. Теперь «мяч» придется спустить, ведь он слишком перекачен. По мере процесса «выпускания воздуха из мяча» ребенок будет расслабляться и в конечном итоге просто ляжет на пол.

Исходя из практики можно сделать вывод, что гиперактивным ребятам достаточно трудно регулировать тон своей речи. Благодаря игре «Молчу — шепчу — кричу» с этой проблемой можно справиться. Игра позволяет развивать способность контролировать тон речи на сознательном уровне.

Ребенок должен повышать или понижать тон своего голоса, ориентируясь на заранее оговоренные знаки. К примеру, если приложить палец к губам, малыш будет тихо говорить и медленно двигаться. Если же заложить руки под голову, то он должен замереть и не разговаривать. Если ведущий поднимает руки, то ребенку разрешено бегать, прыгать и кричать.

Еще одно полезное развлечение называется «Говори по сигналу». Главным фактором тут считается общение с малышом. Он отвечает на любые поставленные вопросы. Но сам ответ начинается только после определенного сигнала. Такой сигнал должен оговариваться в начале игры. Примером может служить почесывание подбородка или сложенные на груди руки, вариантов много. Если же вопрос прозвучал, а условного сигнала нет, малыш не должен отвечать. В этот момент происходит тренировка самоконтроля. Ребенку будет особенно тяжело, если он точно знает ответ на поставленный вопрос.

Играя с гиперактивным ребенком, необходимо помнить, что несмотря на свою энергичность такие дети нестабильны в эмоциональном плане. Выбор игры должен зависеть и от возраста. Например, школьник может отказаться от некоторых игр. Кроме того, нельзя давить на сына или дочку, если он или она отказывается играть и начинает предлагать что-то свое. В такой ситуации придется пойти на некоторые уступки, а затем уже занять гиперактивного ребенка игрой. Если ребенок настолько подвижен, что никакими играми его не привлечь, то нелишним будет обращение к профессиональному детскому психологу, который поможет родителям в вопросе воспитания.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...