Имеет внутренние предпосылки. Принципы изучения личностной беспомощности Принцип детерминизма


Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Признаки одаренности

  • Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.



Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

  • Наличие специфических стратегий деятельности.

  • Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

  • Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

  • Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.


Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками :

  • Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

  • Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

  • Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.



Основные виды деятельности

  • практическая,

  • теоретическая (познавательная),

  • художественно-эстетическая,

  • коммуникативная,

  • духовно-ценностная.


  • сенсомоторный

  • пространственно-визуальный

  • понятийно-логический


Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики»


Виды одаренности по критерию “степень сформированности одаренности”

  • Актуальная одаренность

  • психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.


Виды одаренности в соответствии с критерием«форма проявления»

  • проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.




Общая одаренность

    Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.


Специальная одаренность

  • Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).



Виды одаренности по критерию «уровень достижений ребенка»

  • Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

  • Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

  • Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.



ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Принципы выявления одаренных детей:

  • 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

  • 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п.;

  • 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

  • 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

  • 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.




  • а) систему дошкольных образовательных учреждений;

  • б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

  • в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

  • г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т. п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.


Формы обучения детей в системе дополнительного образования


Принцип детерминизма является общенаучным принципом научного познания и объясняет зависимость любого явления от производящих его фактов (от лат. determinare - определять). Согласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом. Его понимание существенным образом изменялось с развитием психологической науки. Этот принцип не исчерпывается простой причинностью. Предполагается, что изучаемый феномен обусловлен взаимодействием «доступных эмпирическому контролю факторов» . Является приоритетным принципом научного познания. Принцип детерминизма взаимосвязан с принципами развития и системности.

Нельзя отдельно рассматривать причинность для мира внешнего и мира внутреннего; причинность задана единой общей детерминацией.

С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма в психологической науке: «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». «Внешние причины действуют через систему внутренних условий», среда обусловливает психические явления опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта. По С. Л. Рубинштейну, личность выступает как единая целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Преломление внешнего через внутреннее предполагает опосредствование внешних воздействий всей историей развития личности. Возможности человека определять своё будущее связаны с развитием предшествующих этапов его жизни, каждый из которых ранее был будущим.

То есть детерминизм включает в себя историзм. Причина, порождающая следствие как изменения в объекте, даёт разные эффекты в зависимости от внутренних условий. Природа объекта, его состояние изменяет её влияние. Важно также, что суммарный эффект действия разных причин не аддитивен, общее следствие не равно сумме отдельных следствий. Возникают также обратные причинно-следственные отношения.

Среда обусловливает психические явления опосредованно, преломляясь через личностные свойства субъекта. Для того, чтобы говорить о влиянии внешних факторов, необходимо знать внутренние. Состояние выученной беспомощности возникает под воздействием травмирующих событий у тех людей, кто имеет внутренние предпосылки (пессимистический атрибутивный стиль, высокую тревожность, низкую самооценку, внешний локус контроля и т. д., то есть совокупность устойчивых характеристик, которая в настоящем исследовании обозначена как личностная беспомощность и в работе детально исследуются именно эти предпосылки), которые, в свою очередь, обусловлены всей историей жизни человека, его опытом взаимодействия с миром. Эти внутренние предпосылки на более раннем этапе формировались во взаимодействии с семьёй и наличием или отсутствием опыта травмирующих событий.

Причины внутриличностного конфликта

Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на “пустом месте”. Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации, Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может “выскочить” из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.

Многообразные отношения, - писал в этой связи А.Н. Леонтьев, - в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;

2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом;
  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
  • противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
  • противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность “не убий” и долг защиты отечества на поле боя.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. – М.: Политиздат, 1975. – С. 222.

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ - большее. И никакого конфликта не возникает.

чем отличаются «причины» от «предпосылок» .

  1. Их часто путают. Причина может быть одна, а предпосылок - много, но их всех недостаточно без этой одной причины, чтобы что-то произошло. Возьмем хотя бы пример с пожаром. мы можем сказать: причиной пожара стала сигарета. А предпосылками были нерадивость хозяев, отсутствие должного места для курения, регулярное пьянство сторожа и т. д.
  • ПРЕДПОСЫЛКА Слово предпосылка книжное, отвлеченное. Оно обозначает предварительное условие, исходный пункт чего н. , напр.: Исходить из ложной предпосылки; Создать необходимые предпосылки для чего нибудь; Опираться на какую нибудь предпосылку. Слово История слов
  • Причина

    1) основание, предлог для каких-нибудь действий

    Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того.. ; по той причине что.. , союз (книжн.) из-за того что.

    2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления

    Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

    Ещ неоплатонический философ Прокл (в свом комментарии к диалогу Платона Тимею) насчитывает у одного Платона 64 различных понятия о причине, а у Аристотеля 48. Это число можно сократить до двух основных понятий причины у Платона и до четырх у Аристотеля.

    1. предварительное условие чего-либо #9670; Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.

    2. мысль, положение, суждение взятые за исходный пункт в каком-либо рассуждении #9670; Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.

    3. филос. то же, что посылка; основание для вывода, умозаключения (в логике) #9670; Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.

  • Например: сильный ветер зачастую является предпосылкой дождя, но он не есть его причиной.
  • предпосылки - предшествуют событию, предвещают его

    причины - собственно мотивируют событие, его проишествие

  • нет, разные, хотя и близкие понятия. сумма предпосылок=причине. Это е составные части, предпричины

    Уголовное право. Общая часть

    Причинная связь как необходимое условие уголовной ответственности в материальных составах преступления - страница 2

    Причинная связь развивается во времени и пространстве. Ее особенностью является то, что между причиной и следствием всегда существует разница во времени. Поэтому первый вопрос, на который должен ответить судья или следователь, устанавливающий причинную связь, - вопрос о временной последовательности предполагаемой причины. Его можно сформулировать так: предшествовало ли действие, совершенное субъектом, наступившим общественно опасным последствиям?

    Отрицательный ответ исключает целесообразность дальнейшего исследования обстоятельств дела. Положительный ответ обязывает исследователей идти дальше и определить наличие или отсутствие какой-либо связи между ними. Именно после установления последовательности событий и начинается процесс исследования причинной зависимости, поскольку «после этого» еще не означает «вследствие этого».

    Главным критерием истинности такого исследования является опыт. Если мы, наблюдая определенную последовательность в развитии двух явлений, сумеем ее искусственно воспроизвести, придав ей желательное направление, значит, мы правильно определили причинную связь, т.е. причинную зависимость этих двух явлений.

    Развитие причины происходит в сложных условиях при взаимодействии с ней многих других более или менее существенных или незначительных связей, и все это в определенной мере влияет на формирование последствия, конкретизируя и индивидуализируя его либо исключая возможность его наступления.

    Следует еще раз подчеркнуть, что нельзя смешивать причину и условие наступления преступного результата. Причина порождает следствие генетически, благодаря процессам, происходящим внутри нее. Условия же только внешним образом благоприятствуют наступлению последствия, среди них могут быть и те, которые препятствуют наступлению последствия, т.е. действию причины.

    Итак, между причиной и условием существует качественное различие, а не разница в степени причинения. Именно причина служит решающим и определяющим фактором наступления последствия. Смешение причин и условий ведет к неправильному заключению о наличии или отсутствии причинной связи.

    Порочность теории причины - условия заключается в том, что ее сторонники считают наличие необходимого условия конечным моментом констатации причинной связи. Сторонники необходимого причинения считают, что подобная констатация - лишь начальный момент в исследовании наличия или отсутствия причинной связи между действиями обвиняемого и наступившими последствиями.

    Думается, что основным пороком теории причины - условия является отрицание роли случайности в формировании конечного результата преступной деятельности. Но случайность - безусловно, реальная сила в окружающем нас мире вещей и событий. Более того, любое закономерное явление всегда несет печать случайности. Однако она не может быть подлинной причиной определенного явления.

    Случайность - это явление объективной действительности, иное, чем необходимость, хотя, достигнув определенного количества, случайности принимают значение стохастических закономерностей (например, закон больших чисел). Причинная же связь выражает категорию необходимости. Поэтому только то явление, которое с внутренней необходимостью, закономерностью порождает, вызывает другое явление, может быть признано его причиной.

    Случайности могут выступать в двух видах: как форма проявления необходимости и как форма дополнения последней. Случайность шагает рядом с необходимостью и всегда в той или иной мере присутствует в ней, делая ее индивидуальной, т.е. придает ей форму. Противоположны ей такие случайности, которые не связаны с данным процессом, а вторгаются в него со стороны.

    Итак, случайность выражает внешние, нестойкие, нехарактерные для данного процесса связи. Конечно, необходимость и случайность нигде не проявляются в чистом виде, ибо в самых строгих закономерностях (необходимостях) всегда присутствует элемент случайности и наоборот. Уголовное право имеет дело с индивидуальными явлениями, а не с глобальными закономерностями, следовательно, и соотношение необходимости и случайности значимо только в таком контексте.

    Когда мы говорим, что причинная связь - это связь между действием и последствием, при котором первое с необходимостью порождает, вызывает второе, то в данном контексте необходимость нельзя отождествлять с неизбежностью.

    Неверно было бы и утверждать, что существуют необходимые и случайные причинные связи. Последние не являются связью причины и следствия. Если преступный результат наступил вследствие случайного стечения обстоятельств, пересечения двух рядов причинности, одним из которых были действия обвиняемого, то ответственности быть не может.

    Однако это положение не применяется в случаях, если случайность есть одна из форм проявления необходимости. Элемент случайности имеется почти в каждом развивающемся процессе, заканчивающемся конкретным результатом, ибо необходимость проявляет себя как тенденция, заложенная в процессе развития, а случайность придает ей индивидуальную форму. Как же практически установить, была ли связь необходимой или случайной?

    Для этого надо мысленно установить, к каким закономерным последствиям приводило развитие причинной связи, если бы не вмешались посторонние для действия субъекта силы, действия других лиц, - к тем ли, которые наступили, или к иным? В первом случае результат объективно необходим. Во втором - объективно случаен. Здесь действия обвиняемого могут быть необходимым условием наступления преступного результата, но не его причиной.

    Как же на практике следует проводить исследование наличия и отсутствия причинной связи? Основываясь на собственном опыте, исследователь анализирует простые закономерности. К помощи экспертизы он прибегает, если располагает недостаточными знаниями и опытом в области науки, искусства или ремесла.

    Возвращаясь к вопросу о теории причинной связи, необходимо заметить, что всякое событие вызревает в причине как реальная возможность. Ее появлению предшествуют определенные изменения, происходящие в причине. Реальной следует считать возможность, для осуществления которой имеются все необходимые основания и которая при определенных условиях закономерно превратится в действительность. Чаще всего действия лица создают возможность одного из сходных по роду последствий, а наступление именно этого результата вызвано случайными обстоятельствами.

    Например, убийца хотел выстрелить в голову жертве, а попал в сердце. Тем не менее он должен отвечать за убийство, так как несовпадение желания с результатом было формальным и ничтожным; желаемый результат наступил в несколько измененном виде, но соответствовал намерению убийцы.

    Как правило, подобные случаи имеют место при нанесении ударов в драке, которые могут повлечь смерть и вред здоровью любой тяжести. Факт наступления одного из последствий реализуется случайными обстоятельствами, возможность которых виновный предвидел. Подобный результат возможен при неопределенном умысле.

    В чем отличия «причин» от «предпоссылок»?

    предпосылки - причина - повод.

    Т. е. предпосылки - этосложившаяся обстановка, условия, благоприятные для возникновения какого-либо процесса. Причина - это глубинное, конкретное основание для этого процесса. А повод - это формальность, катализатор, какое-нибудь событие, служащее толчком для развития процесса.

    2).явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления

    Предпосылки, ж. (книжн.) . Предварительное условие, исходный пункт чего-н. Создать нужные предпосылки для чего-н. Исходить из правильной предпосылки. …

    Толковый словарь Ушакова

    Предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решения. …

    Словарь терминов антикризисного управления

    ж. 1. Предварительное условие чего-л. 2. Мысль, положение, взятые за исходный пункт в каком-л. рассуждении. 3. То же, что: посылка (2) (в логике) …

    Разница между предпосылками и причинами

    Происходящие в жизни события можно рассматривать с разных сторон. В частности, особую важность относительно случившегося имеет выявление причин и изучение предпосылок. Что понимается под теми и другими? И чем отличаются предпосылки от причин? Попытаемся это выяснить.

    Определение

    Одно из значений слова «предпосылка» – условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий (Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества. ).

    1. то, чем вызываются чьи-либо действия (Работники предприятия совершили коллективную акцию протеста по причине противозаконной задержки заработной платы. ), состояние (Причиной ее радости было получение диплома. );
    2. то, что служит основанием для существования какого-либо явления или факта (Причиной неурожая картофеля стало засушливое лето. ), возникновения процесса (Незатушенный костер – потенциальная причина лесного пожара. ).

    Сравнение

    Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие предпосылок от причин, следует поразмыслить, на какие вопросы отвечает изучение тех и других. К примеру, совершилось определенное событие. Рассмотрев его предпосылки, можно прийти к заключению о том, что предвещало произошедшее, какие предварительные условия имели значение в этом случае, какой в целом была сложившаяся обстановка.

    В то же время исследование причин события дает ответ на вопрос, из-за чего все случилось, что лежит в корне произошедшего. Причины – это нечто более глубинное, чем предпосылки. Они обязательно влекут за собой следствие в виде каких-то действий, явлений, процессов. Впрочем, и сами причины могут представлять собой явления, действия (В класс вошел учитель, и ученики перестали шуметь. ). В некотором смысле причиной иногда называют человека (Ты причина всех моих бед! ).

    Разобраться, в чем разница между предпосылками и причинами, поможет и такой пример. Родители Петра были юристами, и это являлось предпосылкой для того, чтобы сын пошел по их стопам. Однако Петр увлекался живописью, по причине чего молодой человек выбрал профессию художника. Из этого примера также следует, что предпосылки могут существовать относительно самостоятельно и лишь намекать на возможное развитие событий. Причины же напрямую связаны с тем, что происходит.

    • Общая психология
    • Общение
    • Самосовершенствование
    • Семейная жизнь
    • Чувства и влечение
  • ©18 TheDifference.ru. 16+

    Адрес:г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д 49 Б, оф. 17

    За ответы на эти вопросы отдам все свои 79 балов.

    Ну если вам не сложно то вот вам ещё задачка:

    5 Причин отмены крепостного права.

    • Попроси больше объяснений
    • Следить
    • Отметить нарушение

    Ответы и объяснения

    • неизвестна
    • светило науки

    Причина-это повод,побуждающий к началу каких-нибудь действий.

    Предпосылка-это сложившиеся условия для возникновения какого-нибудь процесса.

    5 причины отмены крепостного права:

    1.Кризис крепостничества стал одной из главных причин поражения в Крымской войне

    2. Крепостичество сдерживало развитие промышленности т.е мешало индустрилизации России.

    3.Учащенные волнения крестьян

    4.Разорение многих помещичьи землевладений т.к они увеличивали «барщину»

    5.С/х развивалось по экстенсивному принципу.

    чем отличаются причины от предпосылок?

    Заходи и общайся - скучно не будет!

    возьмите определения из словаря Ожегова

    ПРИЧИНЫ В потугах жалких друга не вини: \ Когда узнать причину пожелаешь, \ Глазком одним на зеркало взгляни -\ Загадку эту сразу разгадаешь: Уильям Шекспир. Перевод Р. Бадыгова Сонеты\103\ Увы, какую муза нищету

    ПРИЧИНЫ Дозволь узнать причину вашей воли! \ Менелай\ Причина есть. Союзника и друга\ Мы в нем найти надеялись для нас, \ И для того под Трою привели; Софокл. Перевод Ф. Ф. Зелинского АЯКС

    ПРИЧИНЫ Он никаких причин\ Не называл. Он просто заявил, \ Что таково его расположенье, \ Что не намерен он ни с кем считаться. Уильям Шекспир. Троил и Крессида Перевод Т. ГНЕДИЧ

    ПРИЧИНЫ Во мне причина - не хочу прийти, \ И этого довольно для сената. \ Но я тебя люблю и потому\ Тебе открою все. Меня жена, \ Кальпурния, удерживает дома. \ Ей снилось, будто статуя моя\ Струила, как фонтан, из ста отверстий\ Кровь чистую и много знатных римлян\ В нее со смехом погружали руки. \ Уильям Шекспир. Юлий Цезарь Перевод Мих. Зенкевича

    ПРИЧИНЫ Светлейший князь, восстановить велите\ Причину этого кровопролитья. \ Рукой Ромео умерщвлен и нем\ Убивший сам Меркуцио пред тем. Уильям Шекспир. Перевод Бориса Пастернака РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

    ПРИЧИНЫ Склони внимание, узнаешь ты причину: \ Когда наш полк облег под Этною равнину\ И по хребту горы проходы замыкал, \ От вас тогда вдали, близ брега я стоял, \ Где враг выдерживал всю нашу крепость боя. Вольтер 1759 Перевод Николая Гнедича 1809 ТАНКРЕД\Трагедия

    причины 4. Разговорить скотину\ о сути бытия\ и выяснить причину\ несносного житья. Андрей Полонский ПЕРЕВОДЫ С ВЕГЕТАРИАНСКОГО

    ПРИЧИНЫ ДОН ГВИДО\ (с балкона, гневно) \ Я вижу все, мерзавка. \ ГОЛОС ДОННЫ БЬЯНКИ\ (равнодушно) \ Да иди ты. \\ ДОН ГВИДО\ (в зал, разводя руками) \\ Как дальше жить, позвольте вас спросить?! \ Лес вырублен. Холмы в округе срыты. \ Так что ж, теперь и дом еще сносить?. . Леонид Филатов. НОВЫЙ ДЕКАМЕРОН, ИЛИ РАССКАЗЫ ЧУМНОГО ГОРОДА\Рассказ о ревнивом супруге

    ПРИЧИНЫ Когда в саду цвели жасмины, Я волновался без причины. \ О чем при звездах, по ночам, \ Я слезы лил - не знаю сам. Сергей Андреевский 1879 В начале жизненной дороги

    ПРИЧИНЫ Но если поразмыслишь над причиной\ Того, что духи и огни блуждают, \ Что звери неверны своим повадкам, \ Что старцев превзошли умом младенцы, \ Что все они, внезапно изменив\ Своей природе и предначертанью, \ Уильям Шекспир. Юлий Цезарь Перевод Мих. Зенкевича

    Происходящие в жизни события можно рассматривать с разных сторон. В частности, особую важность относительно случившегося имеет выявление причин и изучение предпосылок. Что понимается под теми и другими? И чем отличаются предпосылки от причин? Попытаемся это выяснить.

    Определение

    Одно из значений слова «предпосылка » – условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий (Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества. ).

    Причина трактуется как:

    1. то, чем вызываются чьи-либо действия (Работники предприятия совершили коллективную акцию протеста по причине противозаконной задержки заработной платы. ), состояние (Причиной ее радости было получение диплома. );
    2. то, что служит основанием для существования какого-либо явления или факта (Причиной неурожая картофеля стало засушливое лето. ), возникновения процесса (Незатушенный костер – потенциальная причина лесного пожара. ).

    Сравнение

    Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие предпосылок от причин, следует поразмыслить, на какие вопросы отвечает изучение тех и других. К примеру, совершилось определенное событие. Рассмотрев его предпосылки, можно прийти к заключению о том, что предвещало произошедшее, какие предварительные условия имели значение в этом случае, какой в целом была сложившаяся обстановка.

    В то же время исследование причин события дает ответ на вопрос, из-за чего все случилось, что лежит в корне произошедшего. Причины – это нечто более глубинное, чем предпосылки. Они обязательно влекут за собой следствие в виде каких-то действий, явлений, процессов. Впрочем, и сами причины могут представлять собой явления, действия (В класс вошел учитель, и ученики перестали шуметь. ). В некотором смысле причиной иногда называют человека (Ты причина всех моих бед! ).

    Разобраться, в чем разница между предпосылками и причинами, поможет и такой пример. Родители Петра были юристами, и это являлось предпосылкой для того, чтобы сын пошел по их стопам. Однако Петр увлекался живописью, по причине чего молодой человек выбрал профессию художника. Из этого примера также следует, что предпосылки могут существовать относительно самостоятельно и лишь намекать на возможное развитие событий. Причины же напрямую связаны с тем, что происходит.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...