Иметь отвращение. Волосы в самых непривычных местах

Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Отвращение является основой многих предрассудков и мешает людям относиться друг к другу по-человечески.

Все мы хорошо знаем, что многие наши моральные оценки и суждения основаны больше на эмоциях, чем на рассудке. Сложнее ответить на вопрос, хорошо ли это, могут ли эмоции служить надежной основой благополучного существования и развития социума. Не только дилетанты, но и некоторые эксперты полагают, что эмоции, интуитивные побуждения и прочие природные позывы — вполне надежные критерии истинности в этических вопросах. Эта точка зрения основана на предположении, или, скорее, на интуитивной убежденности в том, что первая, непосредственная, не затуманенная всяческими умствованиями эмоциональная реакция и есть самая верная, потому что она идет «из глубины души» и несет в себе «глубинную мудрость». Голос сердца, одним словом. На это особенно напирают противники клонирования, стволовых клеток, искусственного осеменения и других технологий, «покушающихся на самое святое» и «вызывающих естественное отторжение».

Тем временем дотошные нейробиологи проникают всё глубже в пресловутые «глубины души», и то, что они там находят, не всегда похоже на мудрость, которую следует почитать превыше рассудка.

Несколько исследовательских коллективов в последние годы активно изучают природу отвращения — одной из базовых человеческих эмоций, которая, как выясняется, сильно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Обзорная статья, опубликованная 14 июня в журнале Nature , знакомит читателей с их достижениями.

Нельзя сказать, чтобы отвращение было исключительно человеческим чувством: животным оно тоже свойственно, но в меньшей степени и в гораздо более простых формах. И обезьяна, и кошка, и новорожденный младенец, взяв в рот что-нибудь неприятное на вкус, могут выплюнуть это с характерной гримасой. Но от «невкусно» до «противно» — немалая дистанция. Только человек, вышедший из младенческого возраста, способен отказаться от пищи лишь на том основании, что она не там лежала или не к тому прикасалась. Пол Розин (Paul Rozin) из Пенсильванского университета , один из пионеров в данной области исследований, полагает, что с появлением разума первичная, унаследованная от животных предков эмоция резко расширилась, включив в себя, в частности, идею контакта, перенесения «скверны» путем прикосновения. Так, добровольцы, участвовавшие в экспериментах Розина, наотрез отказывались пить сок, к которому прикоснулся усиком простерилизованный таракан, или есть из безупречно чистого ночного горшка.

Из этой особенности первобытного мышления, очевидно, выросла так называемая контагиозная магия (см. Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», глава 3). У животных и новорожденных детей ничего подобного не наблюдается.

Биологический, эволюционный смысл отвращения представляется более-менее понятным: это вполне адаптивное, способствующее выживанию стремление избежать контактов с заразой, не есть негодную и опасную пищу, а также сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (например, кровь), и снаружи то, что должно быть снаружи (например, фекалии).

Отвращение у людей отчетливо делится на «первичное» — это практически бессознательная психическая реакция на всякие мерзости — и «вторичное», или моральное, касающееся более абстрактных предметов, таких как идея клонирования. Связь между ними самая тесная. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы — например, на лживых политиков, продажных чиновников и т. п. Люди, заклейменные таким образом, могут даже восприниматься как источник некой мистической «заразы», вроде каких-нибудь тараканов. К примеру, предложение надеть на себя хорошо выстиранный свитер Гитлера не вызывает у большинства людей ни малейшего энтузиазма. По мнению Розина, это означает, что идея «заразности» в человеческом сознании распространяется и на моральные качества личности, иначе чем объяснить неприязнь к ни в чём не повинному свитеру.

Пол Блум, известный читателям «Элементов» как автор статьи о сопротивлении научному знанию , настроен более скептически: по его мнению, настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях (например, когда говорят об «отвратительных политических технологиях»), это не более чем метафора.

Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt) из Вирджинского университета полагает, что нашел доказательство единой физиологической природы «первичного» и морального отвращения: ему удалось экспериментально показать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции — еще и к чувству «комка в горле». По мнению Хайдта, это показывает, что моральное отвращение — никакая не метафора, а самое настоящее отвращение.

Бразильский нейробиолог Жоржи Молл (Jorge Moll) пришел к сходным выводам, наблюдая за активностью мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что при «первичном» и моральном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобноглазничная кора (lateral and medial orbitofrontal cortex) — эти области отвечают и за некоторые другие неприятные переживания, такие как сожаление об упущенных возможностях . Однако выявились и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобноглазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций.

Независимо от того, являются ли «первичное» и моральное отвращение одним и тем же или разными чувствами, «первичное» отвращение само по себе может оказывать вполне реальное влияние на наши моральные суждения и оценки и, как следствие, на наше отношение к людям и социальное поведение. Психологи из Принстонского университета при помощи МРТ показали, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей как людей (в отличие от неодушевленных объектов). Иными словами, вид противного, грязного бомжа автоматически вызывает чувство отвращения, которое не дает нам помыслить об этом человеке как о личности, заставляя воспринимать его как «кучу мусора».

Розин, Хайдт и некоторые их коллеги предполагают, что отвращение может играть существенную — и в основном негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Если изначально отвращение выполняло в основном функции гигиенического характера, то в ходе дальнейшей эволюции это чувство, похоже, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, чисто социальных задач. Объект, вызывающий отвращение, должен быть отброшен, изолирован или уничтожен, от него необходимо дистанцироваться. Это делает отвращение идеальным «сырым материалом» для развития механизмов поддержания целостности группы, что могло быть крайне важно для первобытных людей. Предполагают, что небольшие коллективы наших предков жестоко конкурировали друг с другом. Сплоченность группы повышала ее шансы на выживание, а противостояние внешним врагам — наилучший способ добиться максимальной сплоченности (см.: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации , «Элементы», 28.05.2007).

Возможно, еще на заре человеческой истории наши предки научились испытывать отвращение к разного рода чужакам, «не нашим», «не таким, как мы». Марк Хаузер (Marc Hauser), психолог из Гарвардского университета , работающий также и с обезьянами, отмечает, что непростые отношения между группами бывают не только у человека, но и у других социальных животных, которые тоже прекрасно умеют отличать своих от чужих. Но люди почему-то особенно сильно зациклены на своих межгрупповых различиях и придают им, по сравнению с животными, непомерно большое значение. Для подчеркивания межгрупповых различий сплошь и рядом привлекаются морально-нравственные оценки, в том числе основанные на чувстве отвращения (к примеру, русское слово «поганый» исходно значило всего-навсего «иноверец, язычник»). По словам Хайдта, если первичное отвращение помогало выжить индивидууму, то моральное отвращение помогало выжить коллективу, сохранить целостность социума — «и именно здесь отвращение проявляет себя с самой отвратительной стороны».

Нечистоплотные политики во все времена активно использовали отвращение как инструмент сплочения и подчинения коллективов, натравливания одних групп на другие. Нацистская пропаганда называла евреев «крысами» и «тараканами». Те же эпитеты применяли к своим противникам враждующие партии во время недавней резни в Руанде. Если люди начинают испытывать отвращение к чужакам, они уже не могут воспринимать их как людей, чувствовать жалость или сострадание.

По мнению Молла и других экспертов, отвращение и по сей день служит источником предвзятости и агрессии. Нужно десять раз подумать, прежде чем принимать решения на основе подобных эмоций, идущих «из глубины души». История это подтверждает. Были времена, когда омерзительными, нечистыми считались, к примеру, женщины (особенно во время менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Сегодня мало кто в цивилизованных странах будет защищать подобные взгляды, и многие действительно — на физическом уровне — перестали испытывать отвращение ко всему перечисленному. Если в прошлом отвращение не было хорошим моральным индикатором, то с чего бы ему стать таковым сегодня? Во многих случаях то, что кажется нам отвратительным, действительно плохо и вредно, но это не значит, что разумные люди должны строить свои отношения на дремучих слепых инстинктах.

В статье рассказывается также о еще не опубликованных результатах, полученных Блумом и его коллегами. Известно, что люди очень сильно различаются по степени выраженности эмоции первичного отвращения: одни чуть в обморок не падают при виде таракана или неспущенной воды в унитазе, а другим хоть бы что. Оказалось, что существует значимая корреляция между этим показателем и политическими убеждениями. Люди, склонные испытывать сильное отвращение к «первичным» стимулам, чаще придерживаются консервативных взглядов и являются убежденными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, гомосексуализма, мини-юбок, искусственного осеменения и прочих безобразий. Люди с пониженной брезгливостью, напротив, обычно имеют либеральные взгляды и просто не могут понять, отчего всё вышеперечисленное может кому-то казаться отвратительным.

Исследования в данной области только начинаются, так что речь идет лишь о самых первых, предварительных результатах, многие из которых могут в дальнейшем и не подтвердиться. «Тем не менее, — заключает Дэн Джонс — трудно не прийти к выводу, что если мы будем меньше думать брюхом (guts), а больше — головой и сердцем, то сможем раздвинуть границы своей моральной вселенной». Под «сердцем» здесь, надо полагать, подразумеваются те отделы префронтальной коры, которые отвечают за человечное отношение к другим людям, сочувствие и сопереживание.

При чтении статьи про психологию отвращения велика вероятность испытать именно это чувство. Это можно будет проверить уже в первом абзаце. Однако, возможно, неоднозначность данной эмоции и то любопытство, которое мы по-прежнему тайно испытываем к отвратительному, поможет нам продраться сквозь эволюционные джунгли и проследить тот путь, который проделало чувство отвращения в нашем развитии, а также узнать, как, брезгливо реагируя на все нечистое и заразное, наши предки прописывали нейронные схемы мозга, отвечающие сегодня за мораль, манеры, признание и законы.

В одной из глав книги This Is Your Brain on Parasites (2016) Кэтлин Маколифф (Kathleen McAuliffe) приводит такой случай. Молодой человек потерял невинность, занимаясь сексом со своей собакой. После этого их отношения все еще оставались хорошими; собака, похоже, совсем не возражала. Но парня стала мучить совесть и он захотел узнать, действовал ли он безнравственно. Он написал об этом письмо Дэвиду Пизарро, преподавателю психологии морали в Корнелльском университете в Нью-Йорке.

Хотя Пизарро – признанный специалист в вопросах этики, дать ответ молодому человеку ему было не просто. В итоге он ответил так:

«Я не сказал бы, что это нарушение моральных норм, но в нашем обществе тебе придется иметь дело с людьми, которые считают такое поведение диким, потому что это действительно дико. Люди не хотят об этом слышать. Скажи к примеру, захочешь ли ты, чтобы твоя дочь встречалась с тем, кто занимался сексом со своей собакой? Ответ – нет. И что еще важно, нет животных, которые бы писали жалобы о жестоком обращении с ними тех людей, которых они любят. Я бы в размышлениях отталкивался от этого».

По сути, Пизарро говорил, что поведение молодого человека было странным и вызывающим беспокойство, но он не хотел его осуждать. И если вы этим возмущены, то вам, вероятно, просто отвратителен сам образ такого человека. Но говорит ли это о его безнравственности? Ведь, по крайней мере, со слов молодого человека, собака не пострадала.

Но если же вы, наоборот, изо всех сил пытаетесь понять, почему поведение этого человека кажется неправильным, ваше замешательство тоже объяснимо, психологи сказали бы, что вы испытываете моральный шок .

Читайте также

Пизарро и другие ученые на данный момент сходятся в одном – моральные суждения не являются результатом тщательного обдумывания. Мы сперва принимаем решение, а затем, по словам Джонатана Хайдта, социального психолога из Нью-Йоркского университета, строим последующее обоснование для наших чувств. То есть мы обладаем своеобразной интуицией и каким-то образом чувствуем, что, даже если при этом никто не пострадал, то или иное поведение почему-то неправильно. Это и есть работа эмоции отвращения.

Именно отвращение, сопровождающееся возгласами «Бэээ!» и «Фу!», заставляет нас тут же отшатнуться от нечистот, клопов, пиявок и всего остального, где могут быть микробы. Эта эмоция развилась, чтобы обеспечить наше выживание, удерживая на безопасном расстоянии от того, что вредно.

Пол Экман, психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, описывает феномен отвращения как проявление антипатии ко вкусу, запаху, виду, звуку, прикосновению, каким-либо зрительным образам или фантазиям отталкивающего характера. Самым мощным триггером являются продукты нашей жизнедеятельности – кал, рвота, моча, слизь и кровь.

Другой психолог Пол Розин, занимавшийся отвращением прицельно, говорит, что основа этого чувства ­– появление во рту ощущения (или фантазия об этом) чего-то такого, что нами уже считается отвратительным или заразным. Еще один исследователь Голдон Олпорт, чтобы лучше понять механизм этой эмоции, предложил мысленный эксперимент:

«Попробуйте проглотить слюну, накопившуюся у вас во рту. А теперь вначале подумайте о том, что она накопилась, а потом проглотите. Чтобы усилить эффект, представьте, что вы ее сплевываете в стакан, а затем выпиваете!».

Этот опыт показывает, что то, что казалось естественным и «своим», внезапно становится отвратительным и чужим. Розин делает смелое утверждение, что как только продукт деятельности нашего организма покидает наше тело и соприкасается с внешней средой, он становится для нас отвратительным.

Отвращение как сформировавшаяся эмоция проявляется у детей с четырех-восьми лет. До этого возраста наблюдается лишь нежелание, отказ от непонравившейся пищи, но не отвращение. Младенцы и дети младшего возраста еще не понимают, что какой-то предмет имеет вид, напоминающий что-то отвратительное. Так, они легко могут съесть шоколадную конфету в виде фекалий, спокойно будут пить сок, если вы намеренно бросите в него пластмассового жучка. Только с трех-четырех лет, формируя привычки личной гигиены, сталкиваясь с запретами родителей и требованием не делать у всех на виду те или иные действия, связанные с физиологией, они знакомятся с эмоцией отвращения.

Возможно, в попытке справиться с сопровождающими запрет чувствами гнева и протеста, становясь подростками, они часто преувеличенно интересуются тем, что вызывает отвращение. Бывают очарованы этими отвратительными игрушками: пластиковыми имитациями рвоты, слизи, вонючими бомбочками или пукалками. Но и во взрослом возрасте люди проявляют к отвратительному интерес, им порой бывает трудно отвести глаза от кадров катастроф, крови, различных увечий. А собственные выделения тела в течение всей жизни – предмет постоянного интереса. Вспомните, как многие люди внимательно рассматривают свой носовой платок после того, как высморкаются, напоминает Пол Экман в «Психологии эмоций».

Wikimedia Commons

Важно отметить, что отвращение может проявляться завуалированно – в виде презрения. Чувство презрения, в отличие от отвращения, всегда направлено на другого человека. Презрение можно испытывать только к людям или поступкам, но не ко вкусу или запаху. Оно обычно связано с переживанием неравенства и нежеланием к чему-то приспосабливаться. Проявляя в своей неприязни к людям и поступкам элемент такого пренебрежения, можно ощущать по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное).

Итак, согласно Розину, существует различие между базовым отвращением (висцеральным) и межличностным отвращением. Базовое висцеральное отвращение можно назвать эволюционной интуицией к ситуациям наличия соприкосновения с опасными микробами. А в отношении межличностного отвращения Розин перечисляет четыре триггерных ситуации возникновения этого чувства: к незнакомому, больному, несчастному, морально испорченному . Пол Экман добавляет к этим триггерам и пятый – отвращение от пресыщения , и приводит пример исследования поведения мужей и жен в конфликтной ситуации. Во многих случаях отвращение у жены возникало тогда, когда муж пытался отгородиться от нее «каменной стеной», игнорируя ее эмоции. Жена оказывалась пресыщена, сыта по горло своими же негативными чувствами к нему.

В близких отношениях мы обычно менее чувствительны к тому, что вызывает у нас отвращение. Например, при уходе за ребенком родители преодолевают или даже не чувствуют отвращение к его продуктам жизнедеятельности, и это является характерной чертой безусловной родительской любви. Также временное снижение отвращения наблюдается в сексе, если он является результатом взаимного влечения.

«Язык другого человека у вас во рту может быть признаком близости, но он же может быть вызывающим отвращение оскорблением».

Это взаимное нарушение границ, защищаемых чувством отвращения, подразумевающее обнаженность телесную и эмоциональную, и есть любовь, которая «дает другому человеку привилегию смотреть на нас таким образом, который заставил бы нас испытать стыд и вызвал бы отвращение у других людей, если бы не было этого вмешательства любви», отмечает П. Экман. Так, социальная функция отвращения – создание условий близости. Его другая социальная роль – дистанцирование от всего отвратительного и отталкивающего.

В разных культурах имеются разные представления о том, что считать отвратительным, заразным или отталкивающим. Да и внутри одной культуры могут быть существенные разногласия по этому поводу. И, к сожалению, иногда эмоция отвращения может быть опасной.

Дэвид Пизарро отмечает, что нельзя полностью доверять отвращению, используя его в качестве морального компаса. Например, осуждать гомосексуализм на том основании, что это отвратительно.

«Как гетеросексуальный мужчина, скажу, что если вы покажете мне фотографии полового акта между двумя мужчинами, скорее всего, я испытаю отвращение, – говорит Пизарро. – Но важнее подумать о том, как, черт возьми, это связано с моими этическими убеждениями? К примеру, мне также может быть отвратительна мысль о двух занимающихся сексом очень уродливых людях. Но это же не заставляет меня инициировать разработку законодательных актов, запрещающих заниматься сексом всем уродливым людям».

Бездомные – еще одна группа, вызывающая отвращение. Из-за чувства брезгливости, которое мы к ним испытываем, нам легко дегуманизировать их, и тогда, например, нам легче признать их виновными в преступлениях, которые они не совершали.

Пизарро знает, как важно не позволять отвращению просачиваться в суждения об этике. Он отмечает:

«Мой этический долг состоит в том, чтобы убедиться, что эмоция отвращения не влияет на меня настолько, чтобы потерять человечность».

Это убеждение позволило ему сфокусироваться на том, как эмоции могут обуславливать мысли о моральном и аморальном.

Если вы все еще скептически относитесь к тому, что микробы имеют прямое отношение к вашим моральным принципам, подумайте вот о чем: останемся ли мы верны нашим моральным принципам, если поблизости будет риск заражения?

В эксперименте Симона Шналла, социального психолога из Кембриджского университета, испытуемым было предложено обдумать случаи морально сомнительного поведения: например, этично ли врать в резюме, не возвращать украденный кошелек или прибегнуть к каннибализму, чтобы выжить в авиакатастрофе. Испытуемые, сидящие за нечистыми столами в пятнах пищи и жвачки, обычно были более строги в своих суждениях, чем студенты, которые сидели за безупречно чистыми столами.

Исследования, где дополнительным условием было наличие в комнате неприятных запахов, давали схожие результаты. Добрачный секс, взяточничество, порнография, неэтичная журналистика, брак между двоюродными братьями и сестрами… Участники, в комнатах которых распыляли неприятный запах, впоследствии с большей вероятностью одобряли библейскую истину, чем те, которые в ходе эксперимента не вдыхали неприятные запахи.

Это прослеживается и в том, как мы воспринимаем сообщения. Две группы испытуемых получили разные версии одного и того же текста. Те, кто прочел версию с упоминанием слов, вызывающих отвращение («принимают» и «часто») были более подозрительными в своих отзывах, чем те, кто читал практически идентичную историю без гипнотических реплик. Объясняя уже потом свое недоверие к герою истории, президенту студсовета, участники предложили разнообразные рационализации, не связанные с отвращением.

Возвращаясь к риску заражения, надо отметить, что, если людям напоминать об угрозе инфекционного заболевания, они будут более склонны придерживаться традиционных ценностей и следовать религиозным запретам и будут выражать большее пренебрежение к тем, кто нарушает социальные нормы.

Когда нам страшно заразиться и заболеть, мы не просто снова становимся детьми, ждущими материнского ухода, но и транслируем ее убеждения относительно того, как надлежит себя вести, чтобы избежать заражения. На социальной арене это особенно заметно. Когда выживание под угрозой, мы думаем – сейчас не время рассуждать о чем-то новом, непроверенном, постигать новую жизненную философию, лучше прибегнуть к испытанным и безопасным практикам.

Неудивительно, что политики стремятся использовать эти знания об отвращении для собственной выгоды. Наиболее примечательным примером является рекламная кампания активиста консервативной партии Карла Паладино во время республиканской губернаторской гонки 2010 года в Нью-Йорке. За несколько дней до выборов зарегистрированные избиратели его партии открыли почтовые ящики и нашли брошюры, ароматизированные запахом свалки. Лозунг гласил:

«Что-то действительно воняет в Олбани».

В листовках были размещены фотографии демократов, которые недавно были замешаны в коррупционном скандале. В первом туре это сыграло на руку Паладино.

Читайте также

Совсем недавно Дональд Трамп во время демократических праймериз охарактеризовал увеличенный перерыв на поход в дамскую комнату, который взяла Хиллари Клинтон, как слишком отвратительный, чтобы об этом говорить, и толпа разразилась смехом и аплодисментами.

Страх микробов буквально заставляет людей думать о нравственности в черно-белых терминах. Недаром феи-крестные носят белое, а злобные ведьмы – черное. Джеральд Ллор из Гарварда и Гарри Д. Шерман из Университета Вирджинии доказали, что мы ассоциируем темные цвета с грязью и заразой. Но действительно ли совершенствование способов предупреждения заражения заставило человеческий разум ассоциировать черный с греховным, а белый с добродетельным? Тогда люди, которые ассоциируют белый с моральным, а черный с аморальным, должны быть больше озабочены чистотой и бояться микробов? Это вопросы, на которые предстоит ответить.

Тенденция ассоциировать черное с чем-то нехорошим особенно возрастает в ситуации морального выбора, например, в зале судебного заседания. В этом случае предвзятость к осуждаемому будет наиболее выраженной. И это тревожные новости для людей с темным цветом кожи, надеющихся на справедливое судебное разбирательство.

Как же так микробам удалось незаметно вкрасться в наш моральный кодекс и оказывать влияние на наши моральные суждения? Некоторые ученые считают, что секрет в том, как спаяны проводочки в наших мозгах. Базовое висцеральное отвращение – это та часть нас, которая хочет кричать «Фу!» при виде переполненного туалета и таракана в еде. В этот момент задействуется передняя островковая доля мозга, отвечающая за примитивные эмоции и регулирующая реакцию рвоты. Тем не менее, та же самая часть мозга также вспыхивает, когда идет речь о справедливости, когда испытуемые возмущены жестоким или незаслуженно плохим отношением к другим. Но это не значит, что базовое висцеральное и более позднее моральное отвращение спаяны у нас в мозгу, нет, они лишь задействуют один и тот же участок, так что, возможно, это способствует искажению суждений.

Хотя в дизайне нашего нейронного железа есть недостатки, влияющие на наше чувство нравственного, есть еще много чего удивительного. В одном известном исследовании, проведенном группой психиатров и политологов во главе с Кристофером Т. Доусом из Нью-Йоркского университета, участники должны были играть в игру, по условиям которой они разделят между собой выигрыш. Передняя островковая доля мозга активизировалась у одного из участников в тот момент, когда он принял решение о справедливости – он решил отказаться от собственного выигрыша, чтобы перераспределить деньги между игроками с самым высоким выигрышем и с самым низким (импульс Робин Гуда). Как показали другие исследования, передняя островковая доля мозга также подсвечивается, когда игрок чувствует, что ему было предложено нечестное предложение в жесткой игре. Кроме того, она активируется, когда человек решает наказать эгоистичных или жадных игроков.

Это привело к тому, что нейробиологи охарактеризовали переднюю островковую долю мозга как ответственную за просоциальные эмоции – сочувствие, щедрость и взаимодействие или, если человек наносит вред другим, – раскаяние, стыд и искупление. Однако она ни в коем случае не является единственной областью нервной системы, которая занимается обработкой как висцерального, так и морального отвращения. Некоторые ученые считают, что наибольшее совпадение в двух типах отвращения может произойти в миндалине, другой древней части мозга.

Почему базовое и моральное отвращение перепуталось в нашем мозге, трудно объяснить, но Валери Кертис из Лондонской школы гигиены и тропической медицины выдвигает сценарий, который, хотя и невозможно проверить, безусловно, звучит правдоподобно. Данные раскопок доисторических стоянок говорят о том, что наши предки, возможно, больше заботились о гигиене и санитарии, чем мы думаем. Они пользовались гребнями, и у них были свалки. Ранние люди негативно относились к тем из своих сородичей, которые были неряхами и не заботились об утилизации своего мусора, плевали или испражнялись там, где им было угодно, или не прилагали никаких усилий, чтобы вычесывать вши из волос. Эти люди подвергали группу рискам – от неприятного запаха до эпидемии. Это поведение приводило к отвратительным последствиям, соответственно, и само поведение и его носитель стали ассоциироваться с отвратительным. Кертис думает, что для того, чтобы заставить их исправиться, группа стыдила их и осуждала, а если это не приводило к должному результату – изгоняла. Так и мы реагируем на что-то грязное – не хотим иметь с этим ничего общего.

Поскольку подобные реакции требовались для обеспечения выживания, нейронные схемы, которые развивались для противодействия микробам, могли легко адаптироваться, чтобы служить более обширной задаче – избегать людей, чье поведение угрожало здоровью группы. В дополнение к этой точке зрения команда Кертис обнаружила, что люди, которые больше всего боятся негигиеничного, скорее всего одобрят помещение преступников в тюрьму и наложение жестких штрафов на тех, кто нарушает правила общества.

The British Library

Так, в социальном развитии человека потребовалось не одна перепайка одной и той же нейронной схемы с тем, чтобы привести наш вид к важной точке: мы испытываем отвращение к людям, которые по нашему мнению ведут себя безнравственно. Это имеет решающее значение в понимании того, каким образом мы стали таким необычайно социальным и кооперативным видом, способным объединить наши мозги для решения общих проблем, изобретения нового, для эффективного использования природных ресурсов и, в конечном счете, для того, чтобы заложить основы цивилизации.

Кертис говорит:

«Посмотрите, в вашей жизни нет ни одной вещи, которую вы могли бы сделать самостоятельно. Массовое разделение труда в современных обществах невероятно повышает производительность. Возможности людей в наши дни в сотни раз больше, чем в времена охотника-собирателя. Большой вопрос: «Как нам удался этот трюк? Как мы можем работать вместе?».

Объяснить, почему мы стали сотрудничать, нелегкая задача. Действительно, это смутило многих поклонников эволюционной теории. Суть проблемы такова: по своей природе мы не альтруисты. Пример: вот вы привозите людей в исследовательскую лабораторию и просите их поиграть в игры с разными правилами, чтобы заработать деньги. Среди участников всегда есть такие жадные, которые будут не против, если другие люди уйдут с пустыми руками. Всегда есть те, кто будет обманывать, если они думают, что не будут пойманы и т.д. Из бесконечных повторений этих экспериментов стало ясно: люди сотрудничают только в том случае, если для них ничего не стоит сотрудничать.

Сегодня у нас есть законы и полиция, которые занимаются обеспечением соблюдения правил. Но это современные изобретения, и они базируются на чем-то более фундаментальном. Однако, возможно, сегодняшнее общество бы не существовало, если бы когда-то не существовала эта сплачивающая нас сила – а именно, отвращение.

Лекция по теме

Чарльз Дарвин считал, что наши социальные ценности могут базироваться на желании получить похвалу или избежать вины или наказания. В самом деле, мы больше заботимся о нашей репутации, чем о том, действительно ли мы правы или нет. Нам важно не стать мишенью для презрения – того самого древнего презрения, которое демонстрировала группа ее отщепенцу, нарушителю правил гигиены. Презрение, которое, по словам Дарвина, тождественно отвращению, является мощным сдерживающим фактором. Ведь в древности исключение из группы было равносильно смертной казни. Очень сложно выжить в дикой природе самостоятельно лишь благодаря своим способностям, мужеству и находчивости. Естественный отбор был на руку кооператорам, играющим по правилам.

Так, отвращение обуздало эгоистичное поведение в том числе тех, чья негигиеничность угрожала благополучию группы, и, другими словами, заложило основы для технологического прогресса.

И правда, будучи общительными, мы получаем массу исключительных преимуществ — мы можем торговать, обмениваться, в том числе и рабочей силой, создавать союзы и делиться идеями. Работать в непосредственной близости от других людей подвергает всех заражению, и чтобы получить преимущества сотрудничества без этого огромного риска, мы должны были, по словам Кертис, «станцевать этот танец»: подойти достаточно близко, чтобы сотрудничать, но не настолько близко, чтобы поставить под угрозу наше здоровье и выживание. Мы, люди, нуждались в правилах для достижения этого деликатного баланса, и поэтому мы изобрели хорошие манеры.

Хорошие манеры — это то, что отделило нас от животных и позволило сделать «первые шаги ребенка» на пути к тому, чтобы стать цивилизованными супер-кооператорами.

Действительно, возможно, тот факт, что мы стали придерживаться хороших манер, обеспечило нам «великий рывок вперед», взрыв созидательного творчества 50 000 лет назад, о чем свидетельствуют находки у древних стоянок: инструментов, украшений, утвари, образцов наскальной живописи и др. Это были первые признаки того, что люди стали делиться знаниями и навыками и теперь смогут продуктивно работать вместе.

Источники

1. Disgust made us humans / Aeon.

2. Пол Экман «Психология эмоций» 2-е издание, Питер, 2014

3. Kathleen McAuliffe, This Is Your Brain on Parasites (2016).

Отвращение - негативная эмоция, свойственная человеку. Синонимы - неприязнь, презрение, антипатия, брезгливость, ненависть. Антонимы - симпатия, восхищение, влечение и даже в некоторых случаях применимо слово Любовь. В этой статье пойдет речь об отвращении. Как появилось отвращение? Что и по какой причине может вызывать у людей такую эмоцию?

С точки зрения психологии

В психологии эмоции делятся на семь видов. И один из них - это отвращение. Эта эмоция сродни презрению, негативное восприятие чего-либо или кого-либо, не соответствующего собственным внутренним понятиям приемлемого. Принято считать, что отвращение человек не может испытывать к одушевленному, то есть к людям, животным. Возникновение этого чувства возможно только лишь к предметам, вкусовым ощущениям, запахам, состоянию. Иногда отвращение могут вызывать насекомые, некоторые виды земноводных или пресмыкающихся.

Утверждение - это не всегда верно. Да, некоторые люди содрогаются от вида змей, пауков или мышей. Им отвратительно думать о близости этих существ к ним. Даже одна мысль о том, чтобы прикоснуться к животному или насекомому вызывает не просто неприятие, а ужас. Страх и отвращение зачастую идут рядом, возникая одновременно, или одно провоцирует другое. Схожее чувство иногда возникает и по отношению к другим людям. Чаще его называют неприязнь или презрение. Но и эмоция отвращения, возникшая к людям, не редкость. Так бывает, если знакомый человек сделал что-то очень плохое. «Как отвратительно! Как он(а) мог(ла) так поступить?!». Именно такая будет реакция его окружения.

Еще одна трактовка отвращения в психологии. Это продолжение каких-либо действий уже после получения удовлетворения. И зачастую речь идет не только о сексе. Хотя такое сравнение тоже подойдет. Например, выполняемая работа. Получив удовлетворение от выполненной работы, придя к хорошему результату, такие же действия, выполняемые снова и снова, начнут сначала вызывать легкую неприязнь к трудовой деятельности, а затем и отвращение. Для того чтобы этого не происходило, дело, которым люди зарабатывают на жизнь, надо любить и быть ему преданным. Хотя такое встречается нечасто, а посему ежедневная работа становится для большинства рутиной и не приносит радости.

С точки зрения анатомии

Тут чувство отвращения выполняет, можно сказать, защитную роль. Человек скорее старается покинуть место, где плохо пахнет, не станет есть испорченную или непривычную пищу, непроизвольно закроет глаза при просмотре сцен с насилием. Организм не хочет подвергать себя стрессу, на уровне подсознания, выбирая защиту в виде неприятия.

Отвращение - это барьер, с помощью которого люди оберегают себя, свое физическое и душевное состояние от вещей, действий или чувств, оказывающих на них негативное влияние. Такие эмоции могут вызвать трупы убитых людей или животных, экскременты, фекальные массы и т. д. Причем возникающее чувство настолько сильно, что у человека может появиться рвотный позыв или даже рвота от увиденного. Причины отвращения в этих случаях кроются где-то глубоко, на уровне инстинктов, ассоциируясь с болезнью или же опасностью для жизни.

Приемлемо для одних, не приемлемо для других

Здесь подойдут расхожие выражения: «О вкусах не спорят» или же «На вкус и цвет товарищей нет». То, что вызывает у кого-то негатив, вполне приемлемо для другой категории людей. Часто это касается пищи или запахов. Например, китайское блюдо из приведет жителя средней полосы России в неописуемый ужас и вызовет отвращение.

Это же самое ощущение вызывает упоминание о том, что корейцы употребляют в пищу собак, французы - лягушек, во Вьетнаме популярно мясо крыс, но не тех что бегают по городским помойкам, а тех, что живут в поле и питаются зерновыми культурами и улитками. Но нашему человеку никакие аргументы не помогут не почувствовать отвращение к таким кулинарным пристрастиям.

Неприятные запахи

О запахах можно сказать то же самое. Особенно в случае с детьми. Некоторые продукты, запахи вызывают у них отвращение по разным причинам. Козье молоко очень полезно для растущего организма. Но дети часто отказываются пить его и есть из него сыр по причине неприятного запаха. Малышам могут не нравиться какие-то фрукты и овощи, грибы, мясо, молочные продукты. Если ребенка заставлять употреблять эти продукты из-за их полезности, то ничего кроме отвращения у малыша это не вызовет. Иногда неприятие настолько сильное, что ребенок испытывает тошноту и даже случается рвота. Со временем, точнее по мере взросления, предпочтения могут поменяться - с возрастом отвращение и неприятие этих продуктов исчезнут.

Моральный аспект

При помощи такой эмоции, как отвращение, человек определяет для себя границы недозволенного. То, что противно человеческой природе, вызывает данное чувство - это, конечно же, табу. В этот список можно включить следующее:

  • убийство;
  • насилие;
  • воровство;
  • непристойное развязанное поведение;
  • ругань.

Все те, кто нарушает общественное спокойствие, угрожает нормальному укладу жизни, страдает извращенными пристрастиями, вызывают у большинства людей не просто неприязнь, гнев или презрение, эти чувства перерастают в отвращение.

Американскими учеными было проведено исследование, в результате которого были выявлены интересные факты. Некоторые слова способны вызывать отвращение. Например, такие, которые связаны с физиологическими процессами человеческого тела, обозначают действия или результат. Также было выявлено, что женщины более подвержены тому, чтобы испытывать это чувство. Чем моложе и образованнее были респонденты, тем сильнее проявлялись негативные эмоции.

И все-таки отвращение к человеку

Как бы ни утверждали психологи, люди испытывают отвращение к себе подобным. И происходит это по разным причинам. Различные форумы пестрят сообщениями вроде: «Я испытываю отвращение к сестре, жене, (брату, мужу, свату, родителям, и т.д.)....». Далее приводятся причины, по которым это происходит. Человеку свойственен самоанализ. Отвращение к себе подобному - и неправильная эмоция, если можно так сказать. Поэтому люди пытаются найти истинные корни такого отношения к другим.

Главный герой популярного сериала «Обмани меня» доктор в очередной серии объясняет аудитории: «Если вы увидели отвращение на лице своей супруги, считайте что вашему браку пришел конец». И с этим сложно спорить. Такие отношения между мужчиной и женщиной не имеют под собой прочного фундамента, построенного на любви, взаимопонимании и уважении. Бывает так, что отвращение к партнеру провоцирует страх. Человек боится быть избитым, оскорбленным прилюдно, обруганным. Постепенно этот страх перерастает в отвращение, нежелание находиться рядом с человеком, потребность дистанцироваться от него. Хорошо, если такой брак закончится разводом. Хуже если сложившаяся ситуация находит более агрессивное разрешение.

Причины отвращения к человеку

Иногда неприятие человека возникает на подсознательном уровне. Причиной может стать:

  • исходящий неприятный запах от тела или же изо рта при близком разговоре;
  • неопрятная, грязная или рваная одежда;
  • поведение человека или же его манера разговора.

Случается иногда и так, что некоторые физические недостатки или увечья могут вызывать негативные эмоции. Некоторые люди испытывают отвращение к гражданам с другим цветом кожи.

Эмоция как способ борьбы с вредными привычками

Современное общество страдает от множества пристрастий - курение, алкоголь, наркотики, азартные игры. К этим же напастям можно отнести обжорство и тягу к сладкому, ведущие к проблемам со здоровьем. Поэтому люди, желающие избавиться от привычки, иногда интересуются, как вызвать отвращение к чему-либо. Такие способы построены на неприятии организмом вредных веществ. Сильная интоксикация после употребления алкоголя заставит надолго, а иногда и навсегда забыть о вредном пристрастии.

Методики по избавлению от курения или алкоголизма включают в себя внушение отвращения к предмету потребления. С целью усиления эффекта специалисты иногда прибегают к медикаментозным средствам. Например, при лечении алкоголизма. Можно внушить отвращение к курению при помощи гипноза. Имея сильную волю и желание избавиться от вредной привычки, человек способен внушить себе сам неприязнь к чему либо.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, что представляет собой такое чувство, как отвращение. Мы рассмотрели его с разных точек зрения. Также мы написали о том, почему же может возникать данное чувство. Кроме того, в некоторых случаях будет полезно вызвать отвращение к чему-то, например, к алкоголю, дабы помочь человеку победить вредную привычку, иначе она его просто напросто погубит.

Этот тест был создан в 20 веке венгерским психиатром Леопольдом Сонди. Основной его целью было выявить самые глубокие внутренние импульсы, которые находятся под гнетом личности. В основе теста лежит отвращение или, наоборот, симпатия к людям на специально отобранных фото. Сонди считал, что черты, которые нас раздражают в нас самих или, наоборот, привлекают, мы склонны проецировать на окружающих.

Инструкции:

Посмотрите на портреты этих 8 людей и выберите того человека, которого бы вы ни за что не хотели встретить вечером в темном переулке, поскольку его внешность вызывает отвращение или пугает. Теперь можете узнать характеристики к выбранному портрету.

ВАЖНО!

Пожалуйста, не нужно превратно интерпретировать результаты теста. Они ни в коем случае не означают, что у вас расстройство психики. Единственное, зачем он нужен и зачем был создан, - чтобы выявить предпосылки к подавляемым внутренним импульсам и порывам в соответствии с психоаналитической теорией.

В оригинале тест представляет собой 6 серий (комплектов) по 8 портретов, в каждой из которых представлены: гомосексуалист, садист, эпилептик, кататоник, шизофреник, человек с депрессией и маньяк. Здесь представлена более краткая и потому, возможно, менее точная версия.

Расшифровка теста:

1. Садист

Вероятнее всего, в детстве вы подавляли проявления авторитаризма в собственном поведении, тягу к доминированию и дурные наклонности. Если вы выбрали портрет этого учителя, в своем подсознании вы подавляете обидные и унизительные порывы по отношению к окружающим.

В целом вы - мирный и безобидный человек, всегда готовый помочь другим. Если вы работаете в офисе, то вашему начальнику бывает трудно управлять вами. Когда вы не хотите что-то делать, то искусственно создаете препятствия (например, намеренно опаздываете на работу или ходите, показывая, что у вас нет настроения). Перед лицом трудностей или обидчиков вы занимаете позицию пассивного сопротивления и игнорирования, которые в конце концов утомляют источник ваших проблем.

2. Эпилептик

Говоря о расстройствах личности, которые касаются расстройств мозга (как в случае с эпилепсией), нужно отметить характерные черты этого диагноза, как то: импульсивность, раздражительность, внезапные выбросы гнева и агрессии. Если этот полный круглоголовый мужчина рождает в вас чувство страха или отвращения, то, скорее всего, в детстве вы подавляли именно такие проявления чувств.

Вероятнее всего, вы - добрый, миролюбивый человек. Будучи мирным и дружелюбным, вы производите впечатление ответственной личности, способной к самоконтролю. Вы тверды и стабильны в своих чувствах и легко налаживаете контакт с людьми, идеями и событиями.

3. Кататоник

Характерные черты этого психического расстройства - излишняя стимуляция воображения, от которой оно становится больным, и негативизм. В случае, если у вас вызвал негативные чувства этот мужчина, в вас, скорее всего, подавляется мысленная гиперактивность, которая (если не отправить ее глубоко в подсознание) заставляет терять связь с реальностью.

Вы по своей природе - консерватор, с подозрением относящийся к разного рода переменам и инновациям. Вы недоверчивый, робкий человек, с трудом приспосабливающийся к новому. Самый сильный ваш страх - потерять самоконтроль. Вы обидчивы, зажаты и очень сдержанны. Никогда не отклоняетесь от своего “кодекса поведения”.

4. Шизофреник

Личность шизофреника отличается сильной апатией, искажением мыслей и проявлением несовместимых эмоций. Если при виде этого каменного “покерфейса” у вас по коже пробегают мурашки, значит, в детстве вы подавляли безразличие по отношению к другим и боялись абстрагироваться от вещей и событий.

Как личность вы - довольно общительный человек. Вы верите в силу коммуникаций, искренне наслаждаетесь пребыванием среди людей. В то же время эта самая “общительность” может быть обманчива, а за ней может прятаться скрытный и замкнутый человек. Ваши отношения с людьми часто бывают поверхностными, словно бы им не хватает настоящих чувств. А в глубине души вы чувствуете, что окружающие вам совсем не нужны, как не нужно и взаимодействие с ними.

5. Истерик

Истерические черты - поверхностность, эмоциональная нестабильность, нарциссизм и эксгибиционизм. Если именно эта странная женщина вызывает у вас самый сильный страх и отвращение, то, возможно, лишь потому, что вы прячете в глубине души неутолимую жажду привлечь к себе внимание и самоутвердиться.

Вы создаете впечатление человека скромного, с сильной внутренней духовностью. Однако в реальности за застенчивым и тихим человеком скрывается личность, непреодолимо желающая обаять и очаровать окружающих. Вы уделяете своему поведению и внешности большое внимание, стараетесь выглядеть элегантно, если не сказать “с иголочки”, дополняя образ стильными аксессуарами. Такие люди, как вы, склонны выбирать редкие или необычные профессии и хобби.

6. Депрессивный человек

Низкая самооценка, комплекс неполноценности и чувство вины - вот главные симптомы депрессии. Если ваш выбор пал именно на этого человека, скорее всего, в глубине души вы находитесь в депрессии и тщательно стараетесь держать это под контролем.

Вас вполне можно описать как человека беззаботного и легкого на подъем. Вы излучаете активность, уверенность в себе и оптимизм. Иногда, правда, в вас просыпается “грустный клоун”, и тогда наружу проступает меланхолия. Иногда вы можете быть замкнутым и подозрительным. То, что вы пытаетесь “закопать” депрессивные порывы, заставляет вас брать на себя роль всеобщего психолога и заниматься поиском ответов на чужие вопросы и проблемы.

7. Маньяк

Характерные маниакальные черты - сверхвозбуждение, переоценка себя, экстраверсия и склонность пускать на ветер деньги и эмоции. Если вам показалось очень отвратительным именно это лицо, это означает, что состояние восторга в вас может перерасти в экзальтацию, а там уже и до уклона в мистику недалеко.

Вы - человек, который не любит провокации, шум и гам. В жизни вы - образец благоразумия, выдержки и сдержанности. Будучи практичным и рачительным, вы всегда держите собственное поведение под контролем.

8. Диссоциативное расстройство личности

Это такое психическое состояние, при котором в одном человеке уживаются как минимум две альтер-личности, у каждой из которых свой собственный взгляд на мир и пути взаимодействия с окружающей действительностью. Если вас испугала эта женщина, то в детстве, вероятно, у вас были проблемы с самоопределением.

В жизни же вы наверняка имеете склонность во что бы то ни стало четко и определенно подтвердить принадлежность к определенному полу. Такое вот “девочка-девочка” или “мужик-мужик”. Мужчины с этой особенностью нередко стремятся всегда и во всем выглядеть мачо, а дамы - казаться воплощением женской сексуальности, флиртовать и привлекать противоположный пол.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...