Импрессионизм и пейзажная лирика А.А. Фета "Поэт – художник"

Цели:

  • Образовательные :
    • рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта Фета;
    • выявить выразительные средства, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    • познакомить учащихся с художниками-импрессионистами;
    • научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике Фета.
  • Развивающие :
    • развивать логическое и аналитическое мышление;
    • продолжать работу со словарём;
    • развивать навыки выразительного чтения, память;
    • развивать образную речь;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение видеть цветовое единство изображения.
  • Воспитательные :
    • приобщать детей к чтению лирических произведений;
    • прививать чувства прекрасного путём воздействия на эмоции;
    • воспитывать на примере произведений Фета любовь к Родине.
  • Здоровьесберегающие :
    • использовать разные формы работы, исключающие утомляемость детей;
    • следить за осанкой обучающихся;
    • создавать комфортные условия для работы.

Оборудование:

  • портрет А.А. Фета;
  • пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Сислей, Ренуар,…)
  • словарь литературоведческих терминов;
  • альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Актуализация.
  5. Ход урока.
  6. Закрепление.
  7. Итоги.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. Ребята, сегодня к нам на урок пришёл удивительный человек, Афанасий Афанасьевич Фет. С собой он принёс много своих стихотворений.
Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведение, как раньше общались с ним его современники.

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

– Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учеников)
– Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и когда слово «немеет», на помощь приходит звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен, – считал поэт. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»
Стихи Фета – это мир неопределённых мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намёк на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

– Ребята, какие стихи вы знаете? Можете назвать?
– Какие стихи знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение «Шёпот, робкое дыхание». Давайте поговорим о нём.

Чтение стихотворения.

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

– Как вы воспринимаете это стихотворение? Почему?
– Можно ли его пересказать?
– С какой интонацией надо его читать?
– Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический?
– Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст?
– В данном стихотворении нет ни одного глагола. Что движет стихотворением?
– Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы?
– Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
– Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему?
– Какие краски вы использовали бы, описывая эту природную зарисовку?

Вывод: в этом стихотворении нет чёткости, нет завершённого образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

– Ребята, я вам хочу предложить ещё одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу». Чтение стихотворения».

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

– А как вы воспринимаете это стихотворение?
– Чем оно вам кажется необычным? (можно положить на музыку).
– Почему Фет разделили стихотворение на строфы?
– Какая интонация присуща данному стихотворению?
– Какую рифму использовал поэт? Почему?
– Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Какую они играют роль?
– О чём говорят повторы в начале и в конце стихотворения?
– Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод:

– Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (Ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения.)

Физминутка

Учитель:

19 век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон
Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.
В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Художники второй половины 19 века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Свою картину художник назвал «Впечатление-восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены6 что же это такое? Почему над нами издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега… Репортёр журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и чёрного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает чёрный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных лучей, серебристости пасмурного дня? Даже чёрные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не чёрной краской.
Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта.

– Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
– Фрагментарность композиции.
– Индивидуальная точка зрения на мир.
– Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого.
– Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света.
– Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер.
– Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Заочная экскурсия по выставочному залу (рассматриваем картины художников – импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро,…)

Экспресс-анализ (работа в группах).

1 группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…»
2 группа: при помощи красок рисует изображаемую картину.
3 группа: анализирует стихотворение «Печальная берёза».
4 группа: при помощи красок пытается передать данный образ.

(Затем следует выступления учащихся).

Вывод:

Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета. Он так воспринимал природу, жизнь. Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живёт на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
– ритм, рифма;
– повтор слов;
– вопросительные и восклицательные предложения;
– построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное не точное воспроизведение реалий, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги. Рефлексия

– Что необычного мы увидели в поэзии Фета?
– Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников – импрессионистов?

Домашнее задание:

– Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.

Выстраивая это учебное занятие, мы ставили задачу углубить представление учащихся о диалоге поэзии, живописи и музыки в контексте художественного метода. Движение занятия осуществляется на основе знаний учащихся о творчестве Афанасия Фета и представлений о возможностях диалога разных искусств - к освоению представлений о специфических свойствах импрессионизма как художественного явления. Основной вопрос нашего занятия: “Что связывает творчество А.А. Фета с импрессионизмом?”

Фет-импрессионист

Cпонсор статьи – компания «Авто IronHorse». Перейдя по ссылке http://auto.ironhorse.ru/nissan-qashqai-ii_3413.html, Вы узнаете все о популярном кроссовере ТойотаВенза : технические характеристики, доступные комплектации и цены, отзывы пользователей. Также на сайте Вы найдете тест-драйвы и обзоры на российские, японские, американские и европейские автомобили; полезную информацию об автостраховании и покупке в кредит

В начале занятия читаются эпиграфы - отрывок из стихотворения А.А. Фета и высказывание исследователя Б.Я. Бухштаба, которые используются в ходе развития темы.

1. А.Фет (1887):

“Как беден наш язык! Хочу и не могу -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...”

2. Б.Я. Бухштаб: “Импрессионизм на той первой его стадии, к которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и утончал приёмы реалистического письма... Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом...”

Сразу же необходимо обозначить, какие свойства присущи импрессионизму. Может прозвучать ответ подготовленного ученика, который будет содержать следующие сведения: “импрессионизм” (от франц. “impression” - “впечатление”) - искусство конца XIX - начала XX века. Художникам свойственен интерес к передаче мгновенного движения, ускользающих впечатлений, текучей формы. Термин появился после выставки работ группы французских художников, среди которых выделилась картина К.Моне «Впечатление» - она и послужила поводом для возникновения термина “импрессионизм”.

Знакомим учащихся с этой картиной и предлагаем ответить на вопросы: “По вашему мнению, почему художник назвал картину «Впечатление»? Как он изобразил реальную действительность? Какими изобразительными приёмами при этом пользовался?” Приводим выборочно некоторые ответы учащихся.

1. “На картине К.Моне реальность изображена нереально, как будто сейчас всё исчезнет. Очень сложно сначала вообще понять, что изображено. Все предметы как бы покрыты дымкой, они расплывчаты и нечётки”. (Максим Ф.)

2. “Я думаю, что художник назвал картину «Впечатление», чтобы показать, что он изобразил не действительность, а то, что он видит. Будто мы смотрим на мир через запотевшее окно или будто между нами завеса туманного воздуха. Предметы неестественны и нереальны, кажется, что сейчас они исчезнут”. (Екатерина О.)

Учитель напоминает школьникам, что расцвет творчества А.Фета - середина XIX века, когда в искусстве ещё не существовало понятия “импрессионизм”. А.Фет - русский поэт, а родиной импрессионизма считается Франция. Однако русские художники и поэты Серебряного века, которые ориентировались на принципы импрессионизма и постимпрессионизма, считали А.Фета своим учителем и первым русским импрессионистом. Предлагаем подумать над вопросами: “В чём своеобразие творческого стиля А.Фета? Какова тематика его стихов? Каким было его поэтическое кредо?”

После ответов учащихся предлагаем сделать первый вывод: А.Фет был одним из теоретиков художественного направления “чистое искусство”. Развивая основные принципы этого направления, А.Фет писал о красоте, разлитой вокруг нас, - она и должна стать объектом искусства. Фет считал, что поэтическая действительность слагается из двух элементов: объективного - мира внешнего; субъективного - некоего “шестого” чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Это стремление передать “шестое” чувство человека, оттенки настроения формирует творческий “почерк” А.Фета, благодаря чему поэта назовут родоначальником русского импрессионизма.

Следующий этап работы предполагает активное сотворчество учеников с исследователями, которые интерпретировали творчество А.Фета: это коллективная работа учащихся (беседа), в ходе которой предлагаем выяснить, как “шестое” чувство рождается и проявляется в поэтике А.Фета. Учитель рассказывает о том, что в период раннего творчества Фет считал себя романтиком. Д.Благой пишет, что в творчестве А.Фета прослеживается историческая преемственность романтизма: “Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом - от «битв» - в эстетическую созерцательность - всё это типичные черты того типа литературного романтизма... родоначальником которого у нас был Жуковский”. Однако тот же Благой отмечает, что в идеальном мире творчества Фета нет ничего мистически-потустороннего. Объектом искусства Фета является красота: задача художника - её отразить с помощью внутреннего, “шестого” чувства поэта.

Познакомив ребят с основными выводами Д.Благого, организуем работу практического характера, чтобы школьники получили представление о своеобразии романтизма А.Фета. Предлагаем им в ходе сопоставления стихотворений В.Жуковского «Цветок (романс)» (1811) и А.Фета «Я жду... Соловьиное эхо...» (1842) подумать над вопросом: “Что сближает эти стихи, а что различает их? Как они характеризуют мировосприятие поэтов?” В ответах учитель выделяет основные мысли: в этих стихотворениях изображается пейзаж, особенности восприятия которого помогают понять читателю чувства героев Фета и Жуковского. Герою Фета тоже свойственен уход из реальной жизни в мир мечты, у него нет интереса к общественной жизни. Отличие заключается в том, что Фет пишет о реальных человеческих чувствах героя, а в духовный мир героя Жуковского вмешиваются мистические силы. Ещё одно общее свойство - музыкальность стиха.

Чтобы познакомить школьников с тем, как в стихах А.Фета происходит диалог с музыкой, предлагаем им проанализировать стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» (1877):

Какое настроение создаёт данное стихотворение? Какая музыка ассоциируется с ним? Какое настроение у лирического героя? Как автор это настроение передаёт?

Каким представляете пейзаж стихотворения? Как связаны пейзаж и интерьер комнаты? Каким представляете героя стихотворения?

Сколько частей в стихотворении? Для чего поэт использует такую композицию?

Какими средствами создаётся музыкальность стихотворения? Как синтаксически выстроен в первой строфе третий стих? Влияет ли это построение на напевное звучание поэтических строк? С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе? Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвёртом стихе строфы? Какова функция аллитерации в третьей строфе? Как связаны между собой третья и четвёртая строфы: фонетически или синтаксически? Зачем поэт использует в четвёртой строфе анафору, эпифору? Как они связаны с композицией стихотворения, с его содержанием? Как создаётся динамика стиха?

Чем это стихотворение близко стихотворению А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»? Какой мотив стихотворения Пушкина Фет развивает? Кто главный герой стихотворения Фета: человек или чувство? Какой характер имеет образ-переживание в стихотворении: статический или динамический?

Композитор Н.Ширяев создал романс на слова этого стихотворения; согласны вы с интерпретацией стихотворения, предложенной композитором? По вашему мнению, близка ли музыка этому поэтическому тексту? Аргументируйте свой ответ.

Помогаем школьникам сделать вывод: А.Фет пользуется самыми разными возможностями звука, чтобы создать мелодику стиха. Как отмечает исследователь Б.Бухштаб, Фет пользуется различными типами фразовой интонации, большое значение придаёт словесным повторам; огромную роль в его стихах играют соотношения ритма и синтаксиса. Многие стихи поэта послужили основой для романса, музыкального жанра, развивающего тему любви. Однако, по мнению исследователей (Б.Бухштаба, Е.Маймина), не меньшее значение в стихах А.Фета имеет и изобразительная функция. Предлагаем ученикам проследить, как в его стихах происходит диалог с изобразительным искусством: “Сопоставьте стихо­творение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» с картиной И.Левитана «Лунная ночь»: Левитан - русский художник Серебряного века, его стиль близок к импрессионизму. Может ли эта картина служить иллюстрацией к стихотворению? Ниже представлены некоторые ответы учащихся.

1. “Картина И.Левитана может служить иллюстрацией к стихотворению А.Фета. На этой картине много лунного света, он будто пронизывает всё вокруг, создаёт таинственную, романтическую обстановку. Будто бы природа вокруг нереальная, сейчас всё исчезнет”. (Ирина Ш.)

2. “У Фета пейзаж помогает понять человеческое чувство, поэтому картина Левитана лишь относительно может быть иллюстрацией к стихотворению. Если оценивать пейзаж, созданный Левитаном, по его настроению, то тогда он может быть иллюстрацией к стихотворению. Художник изобразил ночь, где всё пронизано светом луны. Создаётся атмосфера нереальности и загадочности, способствующая представлению о чувстве любви”. (Александр Г.)

Учитель обобщает ответы и предлагает новую информацию: природа в изображении А.Фета и И.Левитана пронизана луной; как и на картине Левитана, зрительные образы стихотворения показаны в движении, в живой игре оттенков и полутонов. А.Фет считал художественное познание мира синтетическим, пытался передать в своих стихах даже запахи. Предлагаем ученикам продолжить знакомство с изобразительными средствами поэтики А.Фета на примере стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...» (1843).

Попробуйте словесно воссоздать пейзаж, который изображён в стихотворении. Можно представить себе человека, изображающего этот пейзаж? Каково его настроение?

Сколько частей можно выделить в стихо­творении? Что изображает поэт в каждой части? Какими эпитетами рисует он пейзаж? Назовите слова, которые определяют смысл, настроение первой строфы. Для чего вводятся повторы? Можно ли звуком, цветом передать словосочетание “весенняя жажда”? Как мы ощущаем это состояние в стихотворении? С помощью каких синтаксических средств объединяет поэт мир природы и мир чувств? По вашему мнению, как объясняют смысл стихотворения последние два стиха?

Сопоставьте картины русского художника И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» (1886) и французского художника-импрессиониста Ж.Сера «Поляна» (1882) с этим стихотворением. Какая из них больше подходит в качестве иллюстрации к стихотворению А.Фета?

Ученики отмечают, что герой стихотворения испытывает радость, которая сопутствует чувству любви. Это состояние подчёркивают особая лексика (“привет”, “свет”, “трепет листьев” и др.), словесные повторы. Большинство старшеклассников приходит к выводу, что Ж.Сера ближе по стилю к Фету. И.Шишкин изображает статическую природу, в стихотворении А.Фета и на картине импрессиониста Ж.Сера природа показана в движении.

В финале урока предлагаем школьникам подвести итоги занятия, ответив на основной вопрос “Что связывает А.Фета с импрессионизмом?” и ещё раз обратившись к эпиграфам. Учитель обобщает ответы: А.Фет - импрессионист в поэзии. Развивая принципы “чистого искусства”, он воспевал красоту природы и человеческих чувств. Однако это свойство его поэзии сблизило поэта с творчеством импрессионистов, произведения которых отличаются чувственностью, так как передают красоту мира через ощущения. Специфика поэтического стиля поэта, которая роднит его с импрессионистами, проявляется в изображении предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных или случайных снимках памяти. Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов. Творческому стилю Фета свойственен диалог с изобразительным искусством и музыкой, который впоследствии проявился в стремлении к синтезу искусств в творчестве русских поэтов, художников, композиторов на рубеже XIX–XX веков.

Контрольное задание. Написать сочинение-рассуждение «А.Фет - первый русский импрессионист» на основе стихотворения «На заре ты её не буди...» (1842) в контексте следующих вопросов:

  1. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Какой образ создаёт поэт в этом произведении? Какими средствами он пользуется?
  2. Как в этом стихотворении проявляется диалог с живописью и музыкой? Можно ли сделать вывод, что стихотворение написано в импрессионистической манере?
  3. Работы каких художников вы бы предложили в качестве иллюстраций для этого произведения? Могут ли быть использованы для этой цели следующие картины: А.Куприн. «Пейзаж с луной»; В.Борисов-Мусатов. «Водоём»; Э.Мане. «Молодая женщина среди цветов»? Аргументируйте свой ответ.
  4. Согласны ли вы с музыкальной интерпретацией этого стихотворения, созданной композитором А.Е. Варламовым?

Импрессионизм воздействует на человеческие чувства. Основа чувств - впечатления. Впечатление - от слова печать, некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Например, люди часто испытывают антипатию к определенным именам. Предположим, не нравится имя Маша. Может быть, в пятилетнем возрасте какая-то

Маша отобрала конфету. Может быть, Маши у Пушкина, говорящие по-французски, вечно влюбленные, не вызывают симпатии. Только при прочтении новой книги, где есть героиня по имени Маша, при знакомстве с человеком в первые минуты иногда чувствуется некоторая неприязнь в силу давнего впечатления. Вот так упрощенно можно определить основу импрессионизма.

Закат и восход солнца, пенье птиц, снег - констатация факта. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег - уже воздействие на чувства читателей, вызывающее одинаковые эмоции.

Что глубже: чувства или эмоции? Мне кажется, чувства глубже. Эмоции

Стихийны, возникают «автоматически». Чувства же у разных людей

Первый снег. Кто-то представит прежнюю квартиру, дом-пятиэтажку. Снежинки разного размера, красивые, будто напечатанные, падают в лужу у подъезда и исчезают в ней. Кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, как они путаются в ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него. Удивительно, как поэт из девятнадцатого века мог отгадать такое заветное, такое личное.

Поэзия, красота, гармония всегда вместе, одно подразумевает другое. Это не античные статуи, идеальные и мертвые, а живые и прекрасные состояния души. Недаром в те давние времена родился чудесный миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную красоту статуи, а пламенную любовь скульптора. Красивый человек не обязательно красив внешне. Художник Кранах не рисовал красивых людей. Но его картины притягивают взоры посетителей музеев красотой внутренней. Еще одно сравнение:

«На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит:

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит».

«Нос образовывал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые... Брови были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично». (И. А.Гончаров. «Обломов»)

Кто из героинь живее, материальнее, красивее? Первая, наверное. В мягком свете утра А. А.Фет воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, не описывая ее рост, цвет глаз, форму носа. Недаром этот поэт считается «шепотом русской поэзии». Эти строчки - утренний шепот в тишине спящего дома. Разве можно громкими неуклюжими словами передать умолкшие трели соловья, ночную «игру луны»? Тепло, радость, рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение.

«Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры»...

Это у Пушкина. У Фета нет Аврор, Аполлонов, Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка.

«Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,

Пред скамьей ты чертила блестящий песок.

Я мечтам золотым отдавался вполне -

Ничего ты на все не ответила мне».

«Жгучий луч», «золотые мечты», «блестящий песок»... Как дописать

Сочинение? Зачем слова о том, что прекрасно? В простоте, в кажущейся

Банальности - такое... Надо писать, анализировать, а хочется петь.

Музыка звучит и звенит в этом луче солнца и поднимается к синему

Небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый кончик, воздушные кружевные оборки. Какие здесь чувства, на что воздействует автор? Да разве важно это, когда захлебываешься в восхитительном водопаде мечтаний!

Очищение. Настоящее искусство, если можно так сказать (искусство - страна воображения, царство идеалов), призвано возвышать человека, учить его мудрости, любви. Прочувствовав стихотворение А. А.Фета, узнаешь новую, прекрасную жизнь. Естественно, после примитивно сколоченного стишка в голове ничего не прибавится.

Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины. Сложного, думают, мало. Здесь мазочек, там мазочек, примитивный домик, как дети рисуют - вот и вся премудрость. Жаль, что эти люди не понимают отличия произведения Мастера от любительской мазни. Оно заключается в искренности и глубине впечатления. Чем больше тепла, любви вкладывает художник в свое творение, в свое дитя, чем лучше он знает мир человеческих эмоций - счастье, страдание, злобу, ревность, веселье - тем восторженней примет его зритель, поклонник.

«Мир спасет красота». Все равно какими художественными приёмами

Она выражена, к какому стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм... Лирика...

Фет... Импрессионизм в лирике Фета - ступенька рая.

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета свежа и благоуханна сегодня, как и во время ее создания. Поэт умел подметить такие тонкие переходы в состоянии природы, что диву даешься зоркости и умению автора. Причем природа в лирике Фета существует не сама по себе, она отражает внутреннее состояние автора или его лирического героя. Порой они так близки, что трудно понять, где чей голос. Очень часто стихи звучат диссонансом, но это окружающий мир вторгается в поэзию. Только встречу улыбку твою. Или взгляд уловлю твой отрадный,- «в тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной. Кажется, что поэт всемогущ, ему доступны любые «верши - 1)1 и глубины». Это возможность гения говорить на привычном языке. Сама природа, гармония и красота поют его душою. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Начиная от конкретной и реальной картины, поэт переходит к лирическому символу. Обращаясь к читателям - «я»« приближает свое творение миллионам любителей поэзии, заставляя их воспринимать ту красоту и прелесть естественной лирики ни, которая так ярко открылась автору. Стихи Фета естественны, как и вся окружающая природа. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Поэзия вечна, потому что заставляет вздрогнуть наши сердца и души, будит лучшие чувства человека, зовет его к возвышенным целям. Только там и существует гармония и красота, где пропадают фальшь и надуманность. Стихи А. А. Фета показывают прекрасный и чистый мир природы, ее безыскусную красоту и свежесть. И не так важно, как они переданы, лишь бы это было правдой, шло из глубины души. Автор учит нас открывать свои сердца навстречу природе, впускать ее в свою душу, обогащаться духовно, возвращая эту красоту окружающим. Умея оценить все многообразие мира, становишься богаче и чище - не это ли главная ценность общения с поэзией большого мастера. Как дышит грудь свежо и емко - Слова не выразят ничьи! Как по оврагам в полдень громко На пену прядают ручьи! В эфире песнь дрожит и тает, На глыбе зеленеет рожь - И голос нежный напевает: «Еще весну переживешь!» Поэт показывает тесную взаимосвязь человека и природы» это тот родник, из которого можно черпать силы бесконечно, если относиться к нему бережно и душевно. Но природа и удивительно ранима, ее легко разрушить, нанести невосполним урон. Остро понимаешь это, читая прекрасные стихи Фета. Его поэтический мир удивительно многообразен и хрупок, и тонкий лирик, заставляет понять всю глубину происходят перемен. - рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному темно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. Петер, кругом все гудет и колышется, Листья кружатся у ног. Там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича не пустынна, она наполнена присутствием человека, его привычным миром звуков, запахов, форм. Ее можно реально ощутить, она «откликается» на любое прикосновение: словом, рукой, мыслью... Это большая радость - общение с творчеством А. А. Фета.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Пример сочинения: Импрессионизм в лирике А. А. Фета . И в закладках появилось готовое сочинение.

о.п. охрименко

О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.

Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан. Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е. вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве - это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах".

Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, "...улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве... Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя".

Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле. Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому. Стихотворение "Вечер", например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении "Еще весны душистой нега"! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли - все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

("Какая ночь!..")

Прав был В. Боткин, отмечая, что "хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении "Ласточки пропали..." ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Так проявляется еще одна особенность лирики Фета - изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как "Тихая, звездная ночь...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Уж верба вся пушистая...", "Ива" и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы. В стихотворении "Ива" беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор мой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы.

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что "чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова".

Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической. С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему ("ручей рвется", "березы ждут", "камень плачет", "фонтан лепечет", "звезды молятся", "ивы дремлют", "верхушки лип дышат негой"). Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, "навеивающим" на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство - музыкальность. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: "... в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей... Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии".

Импрессионизм в лирике А. Фета.

Особенности тематики поэзии А. Фета

ПЛАН ОТВЕТА

Вопрос 29. Основные мотивы лирики А. А. Фета.

А. А. Фет

1. Слово о поэте.

2. Особенности тематики поэзии А. Фета.

3. Импрессионизм в лирике А. Фета.

4. Музыкальность поэзии А. Фета.

5. А. Фет о призвании поэта.

1. В русской поэзии трудно найти поэта более ʼʼмажорногоʼʼ, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни - погружение в мир красоты. Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота͵ явленная в поэзии Фета͵ - стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия - храм искусства, а поэт - жрец этого храма.

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи, и руки воздеты,

Здесь на коленях я словно невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединœены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по праву можно назвать его поэтическим манифестом:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа всœе так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую всœелœенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: ʼʼлес проснулсяʼʼ, ʼʼсолнце встало... затрепеталоʼʼ. И поэт полон жажды любви и творчества.

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем всœе больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всœего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ данный предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление принято называть импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всœего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, ʼʼопрокинутыеʼʼ в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении ʼʼИваʼʼ столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и аналогично тому, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, ʼʼблаговонных ночейʼʼ, ʼʼблагоуханных зорьʼʼ:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту всœе-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбинœе.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Импрессионизм в лирике А. Фета. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Импрессионизм в лирике А. Фета." 2017, 2018.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...