Информатизация и образование. Анализ инструментов e-learning

С чего начинается Ваше утро? Пожалуй, с того, что Вы выключаете будильник на мобильном телефоне. А еще лет 15-20 назад? Да ведь тогда у нас были совсем другие будильники! И вроде бы мы все так же просыпаемся по утрам, но все-таки мир изменился, технологии заполнили наш быт.

А как Вы думаете, изменилось при этом что-то в технологиях обучения? Безусловно.


Широкое понятие e -learning

E-l earning (англ. electron learning) - электронное, дистанционное обучение. Иными словами, обучение на расстоянии с использованием современных технологий.

E -learning существует в разных формах. Это разнообразные открытые платформы, где любым желающим предоставляются серии бесплатных курсов, а по подписке - и более продвинутые. В качестве зарубежных примеров можно привести: Khan Academy (www.khanacademy.org ), Code Academy (www.codecademy.com).

Это центры дистанционного образования, основанные университетами. Наконец, это корпоративное обучение с использованием e -learning технологий.

При этом форм e-learning обучения также существует великое множество, например:

  • Серии видеоуроков (например, сайт ted.com )
  • Серии текстовых статей, разбитых по шагам/урокам, которые могут быть дополнены видео
  • Специально организованное и модерируемое обсуждение на форумах
  • Онлайн-тестирования и прочие задания
  • Вебинары (Webinar - от англ. web + seminar) - трансляция выступления преподавателя через специальный интерфейс слушателям с возможностью обратной связи, захвата экрана и т. д.
  • Интерактивные образовательные игры
  • Электронные курсы

Из всех видов обучения электронный курс, пожалуй, является базовой единицей e -learning , законченной темой, в первую очередь потому, что он позволяет в одном законченном продукте использовать практически все остальные сущности e -learning . То есть в электронный курс могут включаться видеоуроки, тексты, иллюстрации, тестирования, упражнения, игры. Пожалуй, только вебинары и онлайн-обсуждения принято вести вне рамок электронного курса. Две этих возможности осуществляются обычно через систему дистанционного обучения.

Именно СДО обычно ведет сбор статистики прохождения курсов пользователями и позволяет качественно оценивать результаты обучения, анализируя большие массивы данных.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке в 107 биллионов долларов в 2015 году. По оценкам, глобальный показатель выручки в этой сфере достигает 49,9 миллиардов долларов в 2015 году. В рейтинге стран с самыми высокими темпами роста рынка электронного обучения на первом месте стоит Индия (55%), затем Китай (52%), затем Малайзия (41%). На 10-м месте разместилась Украина (20%). Россия в 10-ку не вошла.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке
в 107 биллионов долларов в 2015 году.

Итак, мы прошли небольшое введение в e -learning . Теперь перейдем к рассмотрению его особенностей и преимуществ.


Особенности e -learning


Особенностью e -learning , или дистанционного обучения, является отсутствие очного преподавателя или наставника. То есть пользователь проходит обучение самостоятельно. Расстояние и устройства не имеют значения.

Обучение может проводиться на рабочих местах, в компьютерных классах или на планшетах сотрудников в любом удобном для них месте.

Особенностью e - learning является отсутствие очного преподавателя
или наставника.

E -learning технологии наиболее эффективны в решении следующих задач:

1. Обучение новых сотрудников, когда необходимо быстро передать пакет конкретных начальных знаний.

2. Оперативное обучение новым методикам, стандартам, формам, программам, системам, изменениям в них.

3. Повышение квалификации сотрудников по конкретным темам, направлениям, областям, компетенциям.


Преимущества e-learning


1. Возможность тиражирования знаний сквозь границы и время

  • По локальной сети
  • Через внутренний портал или систему обучения
  • Через Интернет
  • На дисках

Кроме последнего варианта, распространение курса происходит мгновенно. Простым назначением курса в системе дистанционного обучения Вы можете подписать столько тысяч человек на курс, сколько необходимо.

Электронный курс - это инструмент, который предоставляет множество возможностей для интересного интерактивного обучения. Пользователь постоянно взаимодействует с курсом, движется по нему, изучает материалы, следит за своим прогрессом. Если курс сюжетный, то необходимо управлять персонажем, участвовать в интересной истории вместе с героем. Помимо этого, от пользователя может потребоваться слушать диктора, знакомиться с видеоматериалами.

Ну а практические задания вообще требуют 100% вовлеченности, здесь уже нельзя отвлечься и «думать о своем», как это бывает в аудитории с преподавателем, когда внимание рассеивается.

И главное! Курс будет говорить на понятном пользователю языке, с помощью логичной структуры, понятного текста, визуализации, графики, схем, видео и так далее!


3. Практика и только практика

В электронном курсе можно реализовать:

  • Практические тренажеры по программным продуктам, работе с системами
  • Тренажеры по заполнению бланков и форм
  • Кейсы на отработку навыков ведения диалогов
  • Другие навыковые кейсы

Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить
уровень своих знаний.

Немаловажный факт при этом - мгновенная обратная связь. Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний, узнать, что было сделано верно, а что нет, а также получить рекомендации по исправлению своих пробелов.


4. Психологический комфорт и мобильность

Пользователь находится один на один с курсом. И если он не в компьютерном классе, где часы посещения строго ограничены, у него есть отличная возможность потратить на обучение столько времени, сколько нужно. А если курс запускается с планшетов и других мобильных устройств, то обучение становится еще и крайне мобильным. Может, Вы повышаете личные компетенции, лежа дома на диване, а может, встречаете клиентов в торговом зале и под рукой держите планшет с возможностью быстро заглянуть в библиотеку продуктов и скрипты их продажи.


Ключевые тренды в развитии e -learning


Так куда же мы движемся с учетом всех обозначенных возможностей и преимуществ? По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно, вплоть до 2017 года. На сегодня 77% компаний в США имеют портал дистанционного обучения и успешно используют его возможности для обучения своих сотрудников. На самом деле можно выделить 5 ключевых трендов, господствующих в настоящее время в сфере e -learning .

По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно.


1. Геймификация

Безумно модное слово в последние дни, не находите? Наверное, потому оно и стоит на первом месте.

Геймификация означает использование элементов дизайна игры, а также игровых механик за пределами традиционных компьютерных и мобильных игр.

Подобные приемы доказано увеличивают скорость обучения и вовлеченность в процесс. Пользователи подходят к изучению подобных курсов со стратегической точки зрения, планируя свое время и усилия в соотношении с получаемым вознаграждением. Система достижения и вознаграждений - одна из самых ключевых составляющих геймификации. Другими элементами является сюжетная линия, персонажи, игровые механики и так далее. Как минимум элементы геймификации позволяют значительно увеличить эффективность обучения. Как максимум продвинутые обучающие игры позволяют оценить разные аспекты поведения пользователей в тех или иных ситуациях, поставленных перед ними в процессе обучения.


2. Рост доли дистанционного обучения в корпоративном обучении

Эта тенденция сохраняется из года в год. Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом. Повышение качества клиентского сервиса, новый качественный уровень менеджмента, отладка внутренних процедур - это только часть вероятных преимуществ. В последнее время сложилась тенденция предоставлять сложные технологические продукты вкупе с обучением по ним, то есть e -learning может становиться качественным дополнением сложных программных продуктов или услуг.

Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом.


3. Открытые технологии и доступность e -learning

Системы дистанционного обучения, или LMS (Learning Management Systems ), постепенно упрощаются, становятся более доступными. Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем: Coursera , OpenupEd , edX , Future Learn , UDACITY , Iversity . Идет постепенная стандартизация, например тот же стандарт SCORM . Возникают интересные облачные решения, все чаще звучит сокращение SAAS (software -as -a -service ). Последнее означает возможность использовать облачную СДО-систему за очень умеренную абонентскую плату. Так, программное решение становится услугой, что и зашифровано в сокращении SAAS . Такие системы удобны, современны, просты в администрировании и в целом направлены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в электронном обучении.

Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем.


4. Социализация

О тотальном распространении социальных сетей сейчас знает каждый. С обучением этот тренд связывает желание людей делиться знаниями и информацией. Это актуально как для открытых ресурсов, когда пользователи с удовольствием обсуждают пройденные курсы и темы, ведут дискуссии, так и для корпоративных систем.

Социализация в образовании - желание людей делиться знаниями и информацией.


5. Смешанное обучение

Этот тренд также сохраняется на протяжении нескольких лет. Доказано, что самое эффективное обучение - это совмещение, во-первых, разных видов дистанционного обучения (электронный курс + вебинар + тест + форум, например), а во-вторых, дистанционного и очного обучения. В последнем случае организуются комплексные обучающие программы, позволяющие достичь максимального эффекта (как в плане обучения сотрудников, так и в плане оптимизации расходов компании).

Штат, состоящий из высококвалифицированных сотрудников – это залог плодотворной деятельности и стремительного развития любой компании. Однако не всегда в крупной компании можно сформировать коллектив, состоящий из профессионалов одного уровня. В некоторых случаях целесообразнее нанять перспективных, заинтересованных работников, и в процессе адаптации дать им необходимую базу знаний.

К вопросу обучения сотрудников руководство организации подходит по-разному: направляет на обучение в тренинговые центры, нанимает наставников для предоставления необходимых знаний выделенным группам сотрудников, формирует учебные центры. Однако применение данных методов сказывается на продуктивной мощности компании не лучшим образом: теряя драгоценное время, средства, обучая «не тех» сотрудников, организация замедляет темпы роста и уступает в лидерстве более сильным компаниям-конкурентам.

Сегодня существует эффективный метод, предоставляющий простые, доступные и результативные инструменты для корпоративного обучения – e-learning, или электронное обучение. Качественное внедрение системы e-learning в компанию позволяет добиться высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования персонала, а также затратить минимум времени и средств. Рассмотрим достоинства e-learning и определим оптимальные способы внедрения системы в организацию.

Шагаем в ногу со временем: e-learning для развития персонала


Электронный формат корпоративного обучения в компаниях сегодня не является собственным ноу-хау или предметом роскоши. Параллельно созданию интернет-технологий и запуску огромного количества система e-learning стремительно растет и существует в современном мире среднего и крупного бизнеса.

В отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет массу преимуществ:

  • Повышение квалификации, предоставление ценных, узкоспециализированных знаний происходит без отрыва сотрудников от основного рабочего места
  • Выбор подходящей системы обучения позволяет компании оптимизировать финансовые затраты на образование персонала
  • Е-learning охватывает огромные сферы и направления бизнеса (торговля, финансы, менеджмент и другие)
  • Электронное образование дает возможность индивидуальных занятий, самостоятельного изучения материала в необходимом объеме
  • В процессе обучения участники могут консультироваться с в режиме онлайн
  • Учебные программы содержат комплексы упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание

Многие российские компании успешно применяют систему e-learning. Например, крупные промышленные корпорации «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России, МПС, «Северсталь», сетевая компания «Сибирское здоровье», центр медицинских услуг «ИНВИТРО» и многие другие.
Например, в Сбербанке была внедрена мощная программа корпоративного обучения для конкретных должностных лиц «Вводный курс по банковским продуктам». Курс содержит индивидуальные обучающие материалы, а также мощную платформу для получения знаний – инструменты, доступные сотрудникам в режиме онлайн.
В проекте сконцентрированы все наработки системы e-learning за период использования дистанционных технологий в компании. Программа является одной их самых результативных и масштабных систем корпоративного обучения на территории РФ (по версии Центра Разработки Мультимедийных Материалов (ЦРММ)).

E-learning для обучения персонала: этапы внедрения системы


Как понять, что вашей компании нужна эффективная система e-learning? В основном современные компании на каком-либо этапе деятельности сталкиваются со следующими проблемами:

  • Разработка нестандартных производственных процессов, требующих своевременного и обязательного изучения персоналом
  • Территориальная хаотичность филиалов компании
  • Ограниченное время для изучения нового материала
  • Подавляющее число сотрудников, получивших образование по традиционной форме обучения
  • Минимальный бюджет, выделенный на программу обучения персонала
  • Зафиксировано большое количество сотрудников, нуждающихся в обучении.

Присутствие одного или нескольких факторов говорит о необходимости применения в компании e-learning.
Что предпринять руководителю? Отбросив сомнения, следовать этапам постепенного внедрения системы в компанию.

1. Анализ инструментов e-learning

Стандартного и единого способа для внедрения дистанционного формата обучения в организацию не существует – инструменты и программы должны быть адаптированы под потребности конкретной организации. На начальном этапе в компании требуется четкое выстраивание подробной схемы e-learning, состоящей из трех основных модулей:
1. Автономная система управления дистанционным обучением (LMS «Learning Management System»)
2. Учебный материал (контент, электронные курсы)
3. Авторские материалы
Перед компанией стоит задача сформировать масштабную базу знаний для доступа сотрудников к инструментам, внедрение которых поможет пользоваться системой e-learning без ограничений. Базовыми инструментами, которые сотрудники могут применять в обучении, являются:

С применением e-learning корпоративное обучение приобретает новый формат. Из отдельного образовательного мероприятия формируется целая экосистема, в которой сконцентрирован качественный учебный материал и открыт доступ к мощным инструментам для эффективного обучения сотрудника и его роста по карьерной лестнице.
На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что сотрудник не сможет разобраться самостоятельно, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.

2. Выбор LMS, соответствующую задачам и целям компании


Систему управления e-learning необходимо выбирать с учетом ее возможностей и перспектив развития в компании. Огромное количество функций – не главное. Важно освоить методологию, базовые модули, которые будут решать проблемы обучения персонала компании уже сегодня.
Например, если компания планирует подключить к электронному обучению целые группы работников, необходимо обращать внимание на вспомогательные инструменты системы, которые решают вопросы удобства работы с электронными курсами, имеют программы для обучения в оффлайн и онлайн режимах.
Популярными и востребованными системами LMS в России сегодня являются:

  • Компания «Лаборатория Мультимедиа» (labmedia.su)
  • iSpring (ispring.ru)
  • CTI (cti.ru)
  • Mirapolis (mirapolis.ru)
  • Competentum (competentum.ru)

Представители некоторых вышеперечисленных компаний примут участие в крупнейшей ежегодной выставке в сфере управления персоналом HR&Trainings EXPO 2017 (expo.trainings.ru).
При определении лучшей системы для конкретной компании следует рассмотреть LMS с практической точки, оценить возможности провайдера и взвесить технические характеристики программы. Важным фактором, упрощающим работу системы, является наличие у поставщика инструментов для быстрой адаптации системы в компании, а также функций удобной настройки, легкости в использовании, доступности.
Обращайте внимание и на ценовую политику системы: e-learning помогает оптимизировать затраты, но не выступает в качестве основного «поглотителя» финансовых средств компании.

3. Электронное образование персонала: этап планирования

Правильно выбранная система LMS решает задачи обучения, систематизирует обучающие процессы и выполняет множество функций, предназначенных для следующих мероприятий:

  • Привлечение к обучающим программам специалистов различных категорий
  • Создание индивидуальных программ, предусматривающих комплексное обучение в зависимости от специализации, профессионализма, стажа сотрудника и пройденного им ранее обучения
  • Развитие в организации культуры качественного самообучения
  • Планирование различных обучающих мероприятий
  • Быстрая, эффективная помощь в достижении бизнес-целей
  • Получение объемных аналитических данных по итогам обучения

Помните! Инструменты электронного обучения – не игрушка для сотрудников, а предмет для эффективного решения бизнес-задач! Игнорирование назначения системы и использование ее функций персоналом в личных целях должно пресекаться сразу же.

4. Электронное образование в компании: внедрение и продвижение e-learning

На начальном этапе внедрения проекта в коллектив необходимо назначить HR-менеджера, отвечающего за работу системы и сформировать команду, правильно сформировав ее рабочие функции. Информация о дистанционном обучении распространяется между руководителями подразделений, филиалов, менеджерами – нужна их поддержка в привлечении сотрудников к новому курсу, в создании обучающих групп, а также для правильного донесения целей проекта.
К наступлению ключевого момента запуска системы e-learning в компании должны быть сформированы все этапы от начала разработки программы и до ее внедрения:

  • Обозначены цели e-learning
  • Очерчены перспективы развития проекта в компании
  • Выделены ресурсы для приобретения всех учебных инструментов
  • Определены партнеры
  • Сформирована целостная PR-команда
  • Настроена система управления LMS (отвечает поставленным бизнес-задачам и целям)

5. Оценка эффективности системы


Мониторинг результатов работы e-learning отображает правильность выбора и формирования всех этапов внедрения системы в культуру компании. Успех дистанционного обучения в компании есть, если выявлены такие изменения:

  • Бюджет компании, выделенный на внедрение e-learning, оптимизирован и оправдан
  • Появились новые возможности обучения, расширилась аудитория слушателей и желающих участвовать в проекте
  • Внедрение новых технологий привело к увеличению скорости усвоения материала
  • Повысился профессионализм, изменился подход к работе у сотрудников
  • Рабочие процессы стали приносить высокие результаты

В случае, если итоговые результаты не радуют, откорректируйте некоторые этапы его работы. Четко определите целевую аудиторию, выявите, соответствует ли обучающая программа требованиям персонала. Электронное обучение не будет эффективным, если оно проводится отдельно от других образовательных программ, задействованных в организации.

Успех внедрения e-learning – правильный подход к организации мощной обучающей системы

Если о новой системе обучения, внедренной в компании, не идут разговоры между сотрудниками, а обучающиеся заходят на курс «по распоряжению и в определенные часы», можно считать, что запуск программы провален.
Что предпринять для успешной работы e-learning?

Каждая компания выстраивает индивидуальную линию внедрения e-learning, используя уникальные программы и технические решения. Ваша система дала сбой, и сотрудники не заинтересовались обучающим курсом? Не отчаивайтесь, возможно, проблема кроется в другом.
Откройте обучающий курс и пройдите его сами. Зеваете на десятой минуте просмотра? Значит, качество и подача материала низкого качества, следовательно, и результат такого обучения будет нулевым. Чтобы вырастить профессионалов, нужны эффективные программы и качественные инструменты, с помощью которых каждый сотрудник вашей компании покажет максимальные результаты!

Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет и корпоративные сети компаний, но не исключены и другие способы, как, например, компакт-диски.

Система электронного обучения включает в себя программное и аппаратное решения. Она предполагает наличие специальной базы данных, где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения.

Полномасштабная система электронного обучения состоит трех стандартных модулей:

  1. Системы управления обучением (LMS - learning management system)
  2. Авторских средств (authoring tools)


Система управления обучением (LMS)

Системы управления обучением используются для разработки, хранения, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа большому количеству людей. При этом люди могут находиться где угодно - на учебе в университете, на работе в офисе или в командировке, на отдыхе дома или в путешествии.

Разграничение прав доступа к системе

С одной стороны, для пользователей LMS - оболочка доступа к учебным программ и курсам, с другой стороны для администраторов системы - это инструмент, позволяющий оперативно контролировать обучение во всей организации в целом .

Как сотрудники пользуются системой?

Каждый сотрудник проходит персональную регистрацию и получает индивидуальное имя пользователя и пароль. С их помощью он получает доступ к учебному ресурсу и к своей статистике обучения. В статистике LMS регистрирует имя пользователя, пройденные им курсы, время начала и конца изучения каждого курса, полученные баллы в результате предварительного тестирования и тестирования после прохождения обучения.

Как администраторы системы организуют учебный процесс?

Права администратора позволяют осуществлять контроль над доступом к учебному контенту, организовывать слушателей в группы для предоставления им общих курсов, отслеживать использование курсов, количество набранных баллов, анализировать недостающие навыки и составлять планы дальнейшего развития и обучения сотрудников.

Кроме того, LMS дает возможность администратору генерировать отчетность по всему учебному процессу, которая позволяет делать выводы об эффективности инвестиций в обучение. В случае масштабных учебных проектов LMS поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персонала.

Поддержка международных стандартов электронных курсов

Электронные учебные курсы могут быть разработаны с помощью разных авторских средств. Чтобы LMS могли корректно воспроизводить курсы от разных поставщиков, были разработаны специальные единые стандарты интероперабельности. Широко известен и применяется стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model), а также ISM, AICC. Более современными стандартами являются Tin Can и cmi5. Таким образом, для полноценной работы авторские средства разработки курсов и LMS должны поддерживать одни и те же стандарты.

LMS для коммерческих организаций:

  1. iSpring Online - удобная облачная платформа для быстрого запуска дистанционного обучения сотрудников. Есть все функции, необходимые для организации обучения и проведения аттестации. Начать пользоваться системой можно сразу после регистрации. Относительно мало возможностей для кастомизации системы. Стоимость - от 56 000 рублей в год.
  2. Mirapolis LMS - элемент комплексной системы автоматизации HR-процессов, отвечающий за управление дистанционным обучением сотрудников. Каждая поставляемое решение дорабатывается индивидуально под требования заказчика. Внедрение системы - от 1 до 3 месяцев. Стоимость - от 600 000 рублей в год.
  3. ShareKnowledge - первая в мире корпоративная система управления обучением, построенная на базе платформы Microsoft SharePoint. Её можно гибко интегрировать с корпоративными информационными системами и базами данных. Не очень удобна для работы на мобильных устройствах: нет мобильного приложения, портал не адаптируется для просмотра на маленьких экранах. Стоимость и длительность внедрения СДО зависят от сложности проекта - от 3 дней до нескольких месяцев. Есть облегченная облачная версия - доступна сразу после регистрации, стоит от 24 000 рублей в год.
  4. WebTutor - платформа, позволяющая с помощью многочисленных модулей создавать и гибко настраивать корпоративные порталы и системы управления обучением. Модули стоят от 150 000 рублей и предоставляют множество специфических возможностей, хотя на практике столь богатый функционал зачастую оказывается избыточным. Есть возможность арендовать готовую систему, развернутую в облаке. Стоимость аренды - от 115 000 рублей в год.

LMS для образовательных учреждений:

  1. Moodle - бесплатная международная LMS с открытым исходным кодом. Системой пользуется более 60 тысяч организаций по всему миру. Интерфейс относительно сложный. Для настройки системы потребуется помощь специалистов.
  2. Прометей - отечественная система дистанционного обучения, которая учитывает специфику образовательного процесса в России и странах СНГ и позволяет организовать смешанное обучение, факультативы, экстернат, повышение квалификации, проведение тестов, прием зачетов и экзаменов.
  3. eLearning Server 4G - система позволяет эффективно управлять дистанционным, очным и смешанным обучением студентов. Есть ряд специализированных функциональных модулей, позволяющих расширить возможности платформы.

Авторские средства для разработки электронных курсов (authoring tools)

Авторские средства разработки учебного контента используются для создания электронных учебников, презентаций, симуляторов, видеолекций, тестов и тренажеров, которые затем размещаются в базе данных системы управления обучением (LMS).

Компании могут покупать уже готовый учебный контент, заказывать разработку уникального контента в специализированных организациях или же создавать его самостоятельно. Для этого в организации должны быть сотрудники, которые умеют собирать и анализировать необходимую информацию, а затем с помощью авторских средств оформлять эту информацию в виде структурированных учебных курсов.

    Редакторы учебных курсов.

    Средства для создания презентаций.

    Средства для создания тестов, опросников и анкет.

    Средства для захвата изображения с монитора.

    Средства для проведения онлайн-семинаров.

Введение

Добро пожаловать в чудесный мир электронного обучения! Вы стали частью отрасли, которая постоянно меняется самым интересным образом, что делает ее как очаровательной, так и временами сложной.

Когда в 1990-х годах люди начали пользоваться термином e-learning, под ним чаще всего понимались PowerPoint-презентации во Flash формате. В большинстве случаев это были те же самые PowerPoint-презентации, которыми преподаватели и тренеры пользовались в учебных аудиториях. Только теперь студенты и проходящие обучение сотрудники могли смотреть презентации онлайн.

Хотя сейчас такие Flash-презентации постепенно уходят в прошлое, нужно признать, что они заложили важный фундамент отрасли электронного обучения. По мере развития технологий и повсеместного распространения интернета, индустрия e-learning буквально взорвалась. Теперь она представляет собой такую сложную систему инструментов, технологий, плееров и терминов, что бывает сложно в ней сориентироваться.

В этой книге вы узнаете:

  • Что такое e-learning на самом деле
  • Какую пользу может принести e-learning вашей организации
  • Что включает в себя процесс создания e-learning
  • Методы измерения эффективности e-learning
  • Как доставить курсы учащимся

Давайте начнем с более детального рассмотрения термина “e-learning”.

Что же такое e-learning?

Итак, что именно мы подразумеваем под e-learning? Вкратце, e-learning - это обучение или подготовка, осуществляемые посредством цифровых технологий.

При традиционном обучении, учитель или инструктор передает знания в обстановке настоящего класса. Учащиеся слушают, смотрят и лично взаимодействуют с учителем/инструктором.

В случае с e-learning учащиеся получают учебный контент посредством компьютера, планшета или смартфона. А что же это за “учебный контент”? Ну, это может быть множество вещей. Например, серии слайдов с аудио/видео сопровождением автора, PDF-файлы, видеозаписи, скринкасты (записи экрана), симуляции программ или интерактивные курсы со слайдовой структурой.

Многие люди представляют себе базовый e-learning курс в виде размещенной в сети слайдовой презентации с простейшей навигацией (кнопки “вперед” и “назад”) и небольшим тестом (с вопросами на “да/нет” или на выбор одного верного варианта). Но не все e-learning курсы обладают таким набором качеств. К примеру, e-learning курс может представлять собой симуляцию программы, которая учит пользователя работать с доступными функциями. Или, например, это может быть интерактивный курс с элементами ролевой игры, требующий принятия ряда сложных решений. Однако, несмотря на все разнообразие e-learning, существует ряд общих особенностей.

В своем ритме

Одна из наиболее удобных особенностей e-learning в том, что электронное обучение асинхронно и происходит в ритме, комфортном для учащегося. Это означает, что время изучения материала никак не ограничено. В отличие от традиционного обучения, где студентам приходится подстраиваться под временные интервалы и ритм, задаваемые преподавателем, e-learning может происходить в любое время и в любом ритме.

Хочется сразу оговориться, что, хотя обучение в своем ритме дает определенную свободу, некоторые организации устанавливают четкие сроки прохождения e-learning курсов. Например, специалист по продажам, который изучает новые функции продукта, должен успеть закончить обучение до его запуска. Или студент, изучающий тему, должен успеть до конца четверти. И, хотя e-learning обычно происходит асинхронно, в него входят и синхронные виды обучения, такие как веб-конференция или онлайн-чат.

Интерактивность

Самые увлекательные e-learning курсы в большинстве своем интерактивны. Вместо пассивного опыта, при котором учащийся просто читает и просматривает контент курса, интерактивный курс подразумевает активное вовлечение студента в процесс обучения. Учащиеся кликают мышью или взаимодействуют с экраном устройства. Они перетаскивают контент с одного места на другое. Они делают выбор, который влияет на последующие события в курсе.

Интерактивный e-learning может включать в себя упражнения на развитие критического мышления: игры, тесты и сценарии принятия решений, которые помогают учащимся без риска исследовать последствия сделанного выбора. И хотя в мире каждый день создается множество неинтерактивных курсов, наиболее эффективные e-learning курсы все же обычно интерактивны.

Мультимедиа

В состав e-learning часто входит мультимедийный контент. Честно говоря, PowerPoint-слайды, состоящие из одних маркированных списков и текста, выглядят достаточно скучно. Мы исследовали более 500 онлайн-учащихся , и они признались, что больше всего ненавидят чтение нудных процедур и правил и прохождение скучных электронных курсов. Наиболее эффективный e-learning по-настоящему увлекает учащегося, удерживает интерес и внимание и, таким образом, обеспечивает усвоение материала. Именно поэтому во многих курсах используются анимации, аудио и видео - чтобы создать мультимодальный, захватывающий и эффективный учебный опыт.

Вне зависимости от того, как выглядит e-learning курс, он обычно принадлежит к одной из двух категорий: информационные (information-based) и ориентированные на результат (performance-based). Информационные курсы содержат ту информацию, которую необходимо распространить среди сотрудников, часто с целью соблюдения нормативных требований. Такие курсы создаются, чтобы осведомить сотрудников и удостовериться, что информация ими получена. То есть информационные курсы не ориентированы на трансформацию учащихся. В качестве примера можно привести курс, описывающий новую политику компании.

С другой стороны, курсы, ориентированные на результат , ставят своей целью изменение поведения - например, освоение сотрудником нового навыка. Такие курсы способны приносить измеримые результаты, оказывающие влияние на бизнес. К примеру, когда специалист по тех. поддержке освоит навык эффективного общения с недовольными клиентами, это может положительно повлиять на степень удовлетворенности клиентов.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите кнопку Recommend
А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по E-Learning и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...