Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения. Современные проблемы науки и образования Назарова интегрированное образование генезис и проблемы внедрения
Инновационные технологии в инклюзивном образовании
Т.В. Гребенникова
ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» г. Курск
Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Следовательно, в образовательном пространстве должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной коррекционной и психологической помощи детям с ОВЗ, интегрированным в ОУ (Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1).
В настоящее время в российской системе образования (авторы концепции Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко - ИКП РАО) выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе:
- Комбинированная интеграция (по виду образовательная).
- Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная).
- Временная интеграция (по виду социальная).
- Смешанная интеграция (по виду образовательная).
Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает ОУ наравне со сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т.д.).
К сожалению, частичная или полная реализация любой из перечисленных выше форм интеграции может повлечь за собой следующие проблемы и риски:
- Административная и профессиональная неготовность к принятию инклюзивных практик.
- Отсутствие вариативности образовательных стандартов.
- Недостаточность механизмов реализации инклюзивной практики.
- Недостаточность методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и соответствующего ему технологического и психолого-педагогического сопровождения.
- Трудности взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.
Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом педагогов-дефектологов.
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. (Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4).
В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания (Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51-59).
Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода, так как:
- в большинстве детских садов создана хорошо подготовленная развивающая среда;
- различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;
- игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;
- дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии;
- большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоционально-позитивном контексте.
Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех детских садах, где работают изолированные группы компенсаторного типа (логопедические, для детей с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями) (Зубарева, Т. Г. Организация деятельности ПМПк в учреждении. – С. 19-27).
Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование .
Инновационная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для получения полноценного образования без территориальных, интеллектуальных ограничений;
- создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
- корректировка ПМП-сопровождения на основе инклюзивных подходов;
- обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребенка;
- обеспечение доступа к дополнительному образованию в образовательном учреждении;
- создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.
Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:
- Интерактивные технологии, которые позволяют:
- наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;
- незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
- создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.
Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения (Зубарева, Т.Г. Содержание работы учителя-логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения С. 37-40).
2. Дистанционные технологии
Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.
В то же время необходима реализация системы поддержки всех участников образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью многофункционального интерактивного сенсорного комплекса. С его помощью можно решать такие проблемы, как психофизиологическое развитие, коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, проведение различных комплексов, направленных на реализацию коррекционных и развивающих мероприятий.
Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения
Одной из важных вех инклюзивного образования является создание первого кэмпхиллского сообщества австрийским врачом-психиатром К. Кёнигом (1902–66) в 1940 близ Абердина (Шотландия) . Кэмпхиллская педагогика основана на принципах антропософии Р. Штейнера. Кэмпхиллские школы, использующие наработки Вальдорфской педагогики, ставят целью воспитание детей в соответствии с их потенциальными возможностями. К.Кёниг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм. Он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая теория измеряемого интеллекта.
В июне 1994 года принята Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.), согласно которой:
- Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
- Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
- Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
- Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
- Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями :
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования - «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» .
Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Таким образом, параллельно существуют три модели образования: общее, специальное и интегрированное. Детям с отклонениями в развитии оказывают и традиционные формы услуг: они посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция.
Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.
Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет довольно жестких требований дисциплины, которым должны подчиняться все ученики без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.
ИНТЕГРАЦИЯ
Под интеграцией понимается включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоение ими экономики, культуры, науки и образования.
Интегрированное обучение понимается двояко:
1) как совместное обучение детей-инвалидов и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде;
2) как педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения.
Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие интеграцию:
· роль обучения (содержание, коррекционное направление, профессиональная подготовка);
· роль воспитания, направленного на освоение инвалидами культурных и духовных ценностей
· организация активного участия во всех сферах жизнедеятельности
На протяжении многих десятилетий разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в общество:
· формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами
· создается система трудового обучения, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся с отклонениями в развитии
· научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы
· разрабатывается система коммуникации детей-инвалидов и общества
· апробируется система диагностического изучения детей с проблемами и оказание им психологической помощи
В конце 20 века произошли изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательно-воспитательную работу с детьми-инвалидами с конца 19 века и до конца 20века, внедряется концепция «человеческого достоинства» детей с ограниченными возможностями, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.
полной интеграции
частичной интеграции
Организационные формы интегрированного обучения:
- обучение в обычных классах общеобразовательной школы
- обучение в специальных классах общеобразовательной школы
- обучение в коррекционном учреждении и перевод в общеобразовательную школу
- полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения
Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
Выделяют следующие модели интеграции:
- постоянная полная,
- постоянная неполная,
- постоянная частичная,
- временная частичная и
- эпизодическая.
Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах. Данная модель может быть эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интеграция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений. Смыслом такой интеграции является максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значительных возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми.
Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.
При временной и частичной интеграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы .
«Эпизодическая» , ориентированная на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья.
Значительно число лиц с особенностями развития, достигающих высокого уровня интеграции - полной интеграции . Эти люди активно участвуют в общественной, трудовой, спортивной и художественной деятельности.
Основная масса лиц с особенностями в развитии достигает уровня частичной интеграции , участвуют в некоторых сферах жизнедеятельности, сохраняя тесные связи со своим сообществом.
К сожалению, много и таких инвалидов, которые не могут интегрироваться в общество и продолжают жить в специальных учреждениях.
Новикова Татьяна Владимировна
«Актуальные проблемы инклюзивного образования»
Инклюзия – это совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями с их нормально развивающимися сверстниками.
Отечественная система образования на протяжении долгого времени разделяла детей на обычных и инвалидов. Дети-инвалиды не могли получить образование и воплотить свои способности наравне с нормально развивающимися детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда страдают от дискриминации и отчуждения. Большинство таких детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В этих учреждениях созданы все условия, необходимые таким детям.
Дети с ОВЗ должны иметь одинаковые возможности с другими детьми в получении образования. Существует потребность в включении формы обучения, создающей детям с ОВЗ оптимальные условия обучения.
Распространение инклюзии на детей с ОВЗ в образовательных учреждениях – это очередной шаг к получению доступного образования. Инклюзивное образование дает право каждому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании.
Целью инклюзивного образования является предоставление равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для достижения этой цели необходимо решить ряд проблем, таких как:
1. Проблема неприятия детей с ОВЗ;
2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования;
3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;
4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;
5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ;
6.Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
При решении этих проблем дети с ОВЗ покажут более высокий уровень
социального взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками по сравнению с детьми, которые находятся в специальных
учреждениях.
Говоря об инклюзивном образовании, необходимо отметить, что это не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и
учет психофизических возможностей ребенка. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в
педагогическом и ученическом коллективах.
Литература
Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой //
Специальное образование: науч.-метод. журн. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2006. № 7. С. 7–12.
Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 2. – с. 86-94.
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и
проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная
педагогика». – 2010. – №4 – с. 40.
- Понимание обществом проблем инвалидности;
- Уверенность в себе;
- Общение со сверстниками;
- Полноценное образование;
- Адаптация и интеграция в общество;
- Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.
Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Участниками образовательного пространства являются: дети; родители; педагоги; специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники доп. образования). Родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Давайте сравним «обычное» образование и специальное образование. «Обычное» образование - "Обычный" ребенок (круглые колышки для круглых отверстий); Обычные педагоги ; Обычные школы.
Специальное образование - Особый ребенок (квадратные колышки для квадратных отверстий); Специальные педагоги; Специальные школы.
Интегрированное образование.
Ребенку необходимо адаптироваться к требованием системы (превращение квадратных колышков в круглые).
Система остается неизменной (Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым).
Инклюзивное образование .
Все дети разные, все дети могут учиться. Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол. Здесь происходит адаптация системы к потребностям ребенка.
Равные возможности для каждого!
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы.
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в РК», «Об образовании», «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О специальных социальных услугах».
Загумённов, Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее- 2008. - № 1.
Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. - 2008. - № 5. - С. 90-92.
Клочкова, Е.В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии / Е.В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 1-18.
Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 4. - С. 8-16.
Интерграция детей -инвалидов в среду здоровых детей: социальная ребиалитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6
Малахова, Т.А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида / Т.А. Малахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 50-57.
Просмотр содержимого документа
«Введение инклюзивного образования »
Внедрение инклюзивного образования.
Подготовила: учитель начального
коррекционного класса
Сагитова А.М.
Мы разные, но мы вместе» - так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .
к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Задача: создать адекватные условия
для развития и обучения
детей c ограниченными
возможностями здоровья.
Участники образовательного пространства:
дети; родители;
педагоги;
специалисты (мед. работники,
педагог-психолог, логопед,
дефектолог, работники доп.
образования).
Главные преимущества
инклюзивного образования:
- "Обычный" ребенок
- Круглые колышки
- для круглых отверстий
- Обычные педагоги
- Особый ребенок
- Квадратные колышки для квадратных отверстий
- Специальные педагоги
.Обычные школы
.Специальные школы
"Обычное" образование
Специальное образование
Система остается неизменной
Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
Адаптация ребенка
к требованиям системы
Превращение квадратных колышков в круглые
Интегрированное образование
- Все дети разные
- Все дети могут учиться
- Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол
Адаптация системы к потребностям ребенка
Инклюзивное образование
Равные возможности для каждого !
Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от скоординированности и целенаправленности усилий всех звеньев данной системы, а также от согласованности действий специалистов разного профиля, смежных министерств: здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы.
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в РК», «Об образовании», «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О специальных социальных услугах»
Загумённов, Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее– 2008. – № 1.
Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5. – С. 90-92.
Клочкова, Е.В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии / Е.В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 1-18.
Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 8-16.
Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6.
Малахова, Т.А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида / Т.А. Малахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2. – С. 50-57.
Место Россия, Чебоксары
Email [email protected]
Уважаемые коллеги!
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
организует
Всероссийскую научно-практическую конференцию
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ГЕНЕЗИС, ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
К участию в конференции приглашаются научные работники, преподаватели вузов, докторанты, руководители и педагоги образовательных учреждений, реабилитационных центров, а также молодые ученые: аспиранты, магистранты и студенты.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ:
1. Теоретические основы инклюзивного образования.
2. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.
3. Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию.
4. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
5. Проблемы создания доступной образовательной среды детям с особыми потребностями в развитии.
6. Роль родителей в инклюзивном образовании детей.
7. Современные задачи, содержание и формы работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
8. Совершенствование педагогической подготовки студентов в контексте инклюзивного образования.
9. Применение ИКТ в инклюзивном образовании.
10. Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
11. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном пространстве.
12. Инклюзия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
13. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
15. Особенности межличностного взаимодействия в инклюзивном процессе.