Интеллектуальные состязания по русскому языку. Интеллектуальная игра по русскому языку "Что? Где? Когда?" (10-й класс)

Определение Интеллектуальная игра – одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определённое просветительское и воспитательное влияние Что такое досуговая деятельность? Какое влияние можно назвать просветительским? Что воспитывает интеллектуальная игра?

Значение интеллектуальных игр Развивает познавательный интерес Расширяет границы учебного процесса Вызывает живой интерес к процессу познания Активизирует учебную деятельность Помогает усваивать программный материал Формирует элементарный исследовательские навыки Учит делать первые шаги к самообразованию, к выбору профессии

Задачи интеллектуальных игр Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия) Развитие образного и логического мышления Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений Развитие речи (строить простейшие умозаключения, обосновывать свои убеждения) Формирование умения обдумывать и планировать действия, искать решения, догадываться о результатах и проверять их по строгим критериям

Внимание! Особую пользу игра приносит слабоуспевающим детям, т. к. появляется повышенная учебная мотивация (без мотива невозможна никакая деятельность!) Игра может раскрыть их дремлющие способности Вывод: строим игру так, чтобы ВСЕ дети могли проявить в ней себя Высока эффективность интеллектуальных игр, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе

Педагогический эффект игр Моделирует жизненные ситуации борьбы, соревновательности Создаёт условия для взаимодействия, взаимопомощи Сплачивает, рождает, хотя и временную, но общность (людей, интересов, цели) У игры свои законы, она учит им подчиняться Игра, хотя и проходит в рамках правил, создаёт простор для фантазии, импровизации Учит получать удовольствие не только от самой игры, но и от расширения своих знаний, от умения воспользоваться ими и обогатиться знаниями других В игре можно проявить такие свои хорошие качества, которые в обыденной жизни не нашли применения

Классификация игр Классифицировать игры очень сложно: признаки одной переплетаются с признаками другой, пересекаются, размывая границы

Варианты интеллектуальных игр Своя игра Что? Где? Когда? Поле чудес Крестики-нолики Викторина Аукцион Сто к одному Слабое звено Джентльмены удачи Эрудицион Умники и умницы Как правило, это КОМАНДНЫЕ игры

Игра «Джентльмены удачи» Цель: проверка эрудиции, логического мышления, уровня интеллектуальности Команда «Добрые молодцы» Команда «Благородные рыцари» 6 туров Разминка «Кто быстрей ответит? » (10 вопросов)

1 тур Разминка 1. Корова в детстве? (Телёнок) 2. Костюм космонавта? (Скафандр) 3. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло) 4. Последняя буква в алфавите? (Я) 5. Что делает ёж зимой? (Спит) 6. День веселья, радости, торжества? (Праздник) 7. Ребенок овцы? (Ягнёнок) 8. Колобок, обросший иглами? (Ёжик) 9. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа) 10. Что идет не двигаясь с места? (Время) Как соотносится с разделами языка каждое задание?

2 тур «В гостях у сказки» Давным-давно, когда у людей ещё не было реактивных самолётов, электрических чайников, телевизоров, подводных лодок, они об этом мечтали. Мечты помещали в сказки. Я называю сказочные чудеса, а вы название изобретений: Конёк-горбунок (аэросани) Ковёр-самолёт (воздушный лайнер) Золотой петушок (радиолокатор) Чудо-зеркальце (телевизор) Перо жар-птицы (прожектор) Клубок нити, указывающей путь (компас) Садко с гуслями на дне морском (водолаз)

3 тур Страницы истории Что можно считать началом письменности? (Медвежьи царапины на скалах) Как называется рисуночное письмо? (Пиктография) Кто изобрёл печатный станок? (Иван Фёдоров) Какая часть речи самая древняя? (Имя существительное) Как появилось слово «учтивый» ? Каков древний корень в слове «вежливый» ?

4 тур Сообразительный 1. Загадки (обычные и языковые) Языковые загадки В каком слове 7 букв О? (Обороноспособность) Какое слово является подлежащим в предложении: Жить – Родине служить. 2. Ребусы 3. Шарады 4. Анаграммы

5 тур Сочинительный 1. Буриме (стихотворение по заданным рифмам) Например: тишина – весна Вариант 1 Вмиг пропала тишина: По земле пошла весна! Вариант 2 Все умолкло. Тишина. Где же ты, скажи, весна? Другие рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна"

5 тур Сочинительный 2. Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы, пятистрочие: А-А-Б-Б-А Например: Жил да был старик болотный, Вздорный дед и тягомотный, На колоде он сидел, Лягушонку песни пел Въедливый старик болотный. Винни-Пух обучал Пятачка На крючок наживлять червячка; Но взамен червячка Голый хвост Пятачка Поддевал он на кончик крючка

6 тур Мудрые мысли Объясните фразу: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего не знаем, - бесконечно» (Пьер Симон Лаплас)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Конкурс 1. Разминка Назовите национальное дерево России (Береза) Назовите полюбившийся всему миру сувенир русской земли (Матрешка) Какой город называли городом Мастеров? (Тула) Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти) Как называется праздник проводов зимы? (Масленица) Какое угощение обязательно на Масленице? (Блины) Какой зверь любит малину? (Медведь) Какой лесной зверь сушит себе на за зиму на деревьях грибы? (Белка) Чем оканчиваются день и ночь. (Ь) Что посреди Волги стоит. (Л) Сколько ушей у 5 мышей? (10) Сколько пальчиков у 4 мальчиков? (80) Кто первым позвонил К. Чуковскому по сказочному телефону? (Слон) Как добиралась на юг сказочная лягушка – путешественница? (Утки, прутик) Назовите героя сказки с красивой богатой шубой, пожелавшего взять Дюймовочку в жены. (Крот)

Конкурс 3. Составь поговорку Каждая команда получает конверт. В конверте карточка. На карточке в пустые клеточки надо вписать пропущенные буквы так, чтобы получилось слово, называющее черту характера человека, сходную с повадками какого-либо животного и дописать поговорку Например: ХВ_С_Л_В_Й (хвастливый, как заяц) У_РЯ_Ы_ (упрямый, как осёл) К_А_НЫЙ (красный, как рак)

Конкурс 4. «На каком языке» На каком языке говорили сказочные герои, портреты которых вы видите? Красная Шапочка – французский (Ш. Перро) Чиполлино – итальянский (Дж. Родари) Карлсон – шведский (А. Линдгрен) Буратино – русский (А. Толстой) Бременские музыканты – немецкий (Братья Гримм) Дюймовочка – датский (Г-Х. Андерсен) Пиноккио – итальянский (К. Коллоди) Том Сойер – английский (М. Твен) Золушка – французский (Ш. Перро) Маугли – английский (Р. Киплинг)

Конкурс 5. «Поле чудес» Хоть на птицу и похож я, с вышиною не знаком, крылья есть, но только все же я всю жизнь хожу пешком (страус) В древности считалось, что этот предмет обладает магической силой. Если его потереть, то появляется электрический заряд, поэтому греки называли его “электрон” (янтарь) Это слово означает “лохмотья”, “пеленка”. В польском языке слово имеет более пристойный смысл: измаранный негодный клочок бумаги (шпаргалка)

Игра со зрителями «Чёрный ящик» Это знак. Имеет своё название. Бывает печатный и рукописный. Обозначает на письме звуки. (Буква) Это знак. Имеет не совсем точное название. Стоит после приставки. Предупреждает правую соседку, что она после него обозначает сразу два звука (Разделительный Ъ) Это знак. Его мы используем тогда, когда слово не помещается на строку (Чёрточка, знак переноса)

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

Игорь Андриенков
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный»

ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ »

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

ЦЕЛИ : 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

2) развивать умение быстро ориентироваться в материале; применять на практике знания и навыки, полученные в школе;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы .

ОБОРУДОВАНИЕ :

1) карточки с цифрами 1, 2, 3, 4;

2) рисунок панели мобильного телефона с цифрами и буквами;

3) карточка для 3 тура с цифрами;

4) мультимедийная презентация

5) плакат с названиями тем для 2 тура.

1. Образуйте форму множественного числа существительного «дно» ?

(Донья) дны дна днища

2. - Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?

Ты мы («Я» ) вы

3. - Какой знак препинания часто ставят ребром?

. ! (Вопрос. «Поставить вопрос ребром» ) ,

4. - Какую букву нужно убрать из существительного «полотно» , чтобы превратить его в наречие?

(Первую «о» :) вторую о третью о н

5. - Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал» , чтобы оно стало глаголом?

(Букву «е» на «и» : пенал – пинал) е – о е – а переставить ударение

6. - Какое местоимение может работать приставкой?

(Местоимение ВЫ) мы он ты

7. - Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?

(Вопрос дательного и винительного падежей : КУДА) и. п т. п в. п.

8. - Назовите «математические» части слова.

(корень. Математики их всегда ищут) окончание префикс интерфикс

9. - Самая математическая часть речи – это …

Существительное прилагательное глагол (Имя числительное)

10. - Какие приставки могут быть именами существительными?

(Перед) на под над

11. Слово «школа» переводится с греческого как :

А : работа Б : отдых В : знание Г : чтение

12. Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

А : римскими Б : рисунками В : буквами Г : никак

Дополнительные вопросы

1. Древнеримская пословица говорит : «Лысина не порок, а свидетельство…»

А : острой бритвы Б : мудрости В : бурной жизни Г : отсутствия парика

1. Синтаксис русского языка

1)Союз «и» - соединительный или противительный? (Соединительный)

2)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)

3)В предложении «Я ученик» назовите сказуемое. (Ученик)

4)Как оформляется прямая речь? (Кавычками)

5)Обосабливается ли определение, которое относится к личному местоимению? (Да)

6)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)

7)Назовите подлежащее в предложении «Трое друзей играли » . (Трое друзей)

8)Назовите член предложения, отвечающий на вопросы коренных падежей. (Дополнение)

9)Как мы подчеркиваем определение? (Волнистой линией)

10)Есть ли вводное слово в предложении «Мама может быть строгой» . (Нет)

11)Какая самая распространенная связка в русском языке ? (Быть)

12)Назовите уточняющий член в предложении : «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание» . (Кроме Пети)

13)Являются ли однородные определения : большой металлический круг. (Нет)

14)Что мы ставим в конце повествовательного предложения? (Точку)

15)Обосабливается ли слово с «как» в предложении «Я тебе как друг» ? (Нет)

16)Какой знак ставим в предложении «Солнце - огромная звезда» ? (Тире)

17)На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Чей)

18)Предложение «Мне холодно» односоставное или двусоставное? (Односоставное)

19)На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Как? Где? Когда? и др.)

20)Назовите грамматическую основу в предложении : «Весна» . (Весна)

2. Морфология и орфография русского языка

1)Сколько «н» пишется в кратких причастиях? (Одна)

2)Сколько спряжений в русском языке ? (Два)

3)Какая буква пишется в слове «девчонка» после ч? (О)

4)Как пишется наречие «смолоду» ? (Слитно)

5)К какой части речи относится слово «если» ? (Союз)

6)От чего образуется деепричастие? (От глагола)

7)К какому спряжению относится слово видеть? (Ко второму)

8)Сколько «н» пишется в слове «ветреный» ? (Одно)

9) Как пишется «не» с глаголами? (Раздельно)

10)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что сделал?Что делал)

11)Назовите известные вам личные местоимения. (Я, ты, вы, он и др.)

12)Какая приставка в слове «прехорошенький» ? (Пре-)

13)Как пишется слово «темно-фиолетовый» ? (Через дефис)

14)Какая часть речи «твой» ? (Местоимение)

15)Назовите приставку в слове сделать? (С)

16)Какая часть речи - шестнадцать? (Числительное)

17)Сколько «н» пишем в словах на -ованный, -ёванный? (Две)

18)Существительное «Алиса» - собственное или нарицательное (Собственное)

19)Поставьте в родительном падеже слово «часы» ? (Часов)

20)Пишем ли «ь» в слове «замуж» ? (Нет)

3. Лексикология и фразеология

1 Антонимом к слову позавчера является слово (послезавтра)

2 Как называются пары слов абонент – абонемент; идеальный – идеалистический? (паронимы)

3 Какому современному слову соответствует архаизм чело (лоб)

4 К слову жизнь подберите антоним. (смерть)

5 Определите стилистический разряд слов клёвый, вроде, болтун. (разговорный)

6 Из какого языка заимствовано слово рельс? (из английского)

7 Противоположные по значению слова – это… (антонимы)

8 Относится ли слово резюме к официально-деловой лексике? (да)

9 Какое слово является доминантой в синонимическом ряду переборщить, перегнуть, пересолить, перестараться? (перестараться)

10 Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении типа замок - замок (омографы)

11 К какой группе лексики относятся слова карбонат, цианид? (К ТЕРМИНАМ)

12 Во фразе : «есть в три горла» – слово три означает ‘много’ ИЛИ МАЛО? (много)

13 Какому слову подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья» ? (банка)

14 Какое из данных слов можно понять и как существительное, и как глагол : речь, печь или лечь? (печь)

15 ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ ЛЕГАЛЬНЫЙ (ЗАКОННЫЙ)

16 Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм : играть в молчанку или играть в лото ? (играть в лото )

17 Есть такой вид спорта – пентатлон. Как он называется по-русски ? (ПЯТИБОРЬЕ)

18 Фразеологизм бить баклуши обозначает … (бездельничать)

19 Как называются слова, которые совпадают в звучании и написании в одной грамматической форме? (омонимы)

20 Как правильно : экономный, экономический или экономичный кризис? (экономический)

4. Произведения А. С. Пушкина

1)Как погиб Пушкин? (Убит на дуэли)

2)Какой поэт по поводу смерти Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта» ? (Лермонтов)

3)Был ли Пушкин в Крыму? (Да)

4)Имя главного героя в произведении «Станционный смотритель» . (Самсон Вырин)

5)Имя возлюбленной Дубровского. (Маша)

6)В какой сказке Пушкина царевна съедает отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» )

7)Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)

8)Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)

9)Как погиб Пугачев? (Был обезглавлен)

10)Закончите фразу; «Свет мой, зеркальце, скажи.» («. Да всю правду доложи» )

11)Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)

12)Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)

13)В какой сказке героиней была Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке» )

14)Кого нанял поп на работу из сказки Пушкина? (Балду)

15)Из какого произведения эти строки : «У лукоморья дуб зеленый.» ? («Руслан и Людмила» )

16)В каком произведении человека бросают в комнату, где находится голодный медведь? («Дубровский» )

17)К какому классу чиновников принадлежал Самсон Вырин? (К 14-му классу )

18)Почему осень, по мнению Пушкина, лучшее время года? (Приходит вдохновение)

19)В какой сказке фигурировало разбитое корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке» )

20)Сколько лет прожил Пушкин? (37)

5. Языкознание

1 Слова с одним и тем же корнем - Однокоренные

2 Грамматическая основа предложения - Подлежащее и сказуемое (главные члены)

3 Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей - Дополнение

4 Раздел науки о языке , изучающий словосочетания и предложения - Синтаксис

5 Сколько гласных звуков насчитывается в русском языке ? - Шесть

7 Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению -Омонимы

8 Корень с слове талантливый - Талант

9 Какая часть речи имеет временную категорию? - Глагол

10 Кокой частью речи является слово “Дичь”? - Существительное

11 Сколько букв “а” в слове “Спартакиада”? - 4 буквы

13 Род слова “Кофе” - Мужской

14 Сколько суффиксов в слове “баскетболистка”? - Два

15 Наука, изучающая истинное древнее значение и происхождение слов - Этимология

16 Как правильно написать “ветренный день” или “ветреный день”? - Ветреный

17 Сколько корней в слове “хлеборезка”? - Два – хлеб- и –рез-

18 Часть речи, обозначающая признак действия - Наречие

19 Слово (не) доумевая пишется слитно или раздельно? - Слитно

6. Секрет (Пословицы и поговорки)

1. Не рой яму другому… сам в неё и попадешь

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда) .

3. Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

4. Волков бояться – … (в лес не ходить) .

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься) .

6. Тяжело в учении – … (легко в бою)

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь) .

8. Написано пером… не вырубишь топором

9. Любишь кататься - (люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … (а неученье тьма)

11. Семь раз отмерь -… один отрежь.

12. Не плюй в колодец…. пригодится воды напиться

13. Работа не волк… в лес не убежит.

14. Слово не воробей… вылетит – не поймаешь

15. Будто кровь … с молоком

16. Глух как (тетерев)

17. Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а (душа)

18. От горшка три (вершка)

19. Умён на словах, да глуп (на делах)

20. Долг не ревет, а спать (не дает)

7. Произведения Н. Гоголя

1)Как зовут Гоголя? (Николай Васильевич)

2)В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)

3)В каком произведении Гоголь показал силу, дух и трагические судьбы украинского казачества? («Тарас Бульба» )

4)Имя чиновника, которого все в городе приняли за ревизора? (Хлестаков)

5)Сколько сыновей было у Т. Бульбы? (Два)

6)Имена двух сплетников, которые, как сороки, разносили все новости по городу, где ожидали ревизора. (Добчинский и Бобчинский)

7)Какой сын Тараса Бульбы предал казаков из-за любви к девушке? (Андрей)

8)Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)

9)По словам Хлестакова, с кем из известных поэтов он здоровался за руку? (Пушкин)

10)Разрешил ли Николай I постановку «Ревизора» ? (Да)

11)Чем заканчивается комедия «Ревизор» ? (Немой сценой)

12)Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор» (Земляника)

13)Имя слуги Хлестакова. (Осип)

14)В каком произведении Гоголя одним из главных героев была Солоха? («Ночь перед Рождеством» )

15)Какой из этих романов написал Гоголь : «Мертвые души» или «Живые и мертвые» ? («Мертвые души» )

16)Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)

17)Любил ли Хлестаков играть в карты ? (Да) -

18)Был ли Гоголь в Италии? (Да)

19)Кто из героев «Ревизора» не прочь был почитать чужие письма? (Почтмейстер)

20)Как звали старшого сына Тараса Бульбы? (Остап)

8. Теория литературы

1)Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)

2)Как называется жанр лирики, где описывается красота природы, окружающего мира? (Пейзажная)

3)Как называется драматическое произведение с финалом, где обычно один из героев погибает? (Трагедия)

4)Жанр произведения «Ревизор» . (Комедия)

5)Жанр произведения «Мцыри» . (Поэма)

6)Жанр произведения «Ася» . (Повесть)

7)Как называется в художественно произведении выразительная подробность, несущая определенную смысловую нагрузку? (Художественная деталь)

8)Как называется языковое средство , выражающее сильное преувеличение (Гипербола)

9)Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения» . (Композиция) .

10)На какую художественную деталь указывает Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» , чтобы показать заботу генерала о своей дочери? (Сапоги)

11)Определите вид языкового средства «Солнце словно огненный шар» . (Сравнение)

12)Определите вид языкового средства «Ресницы спали на щеке» . (Олицетворение)

13)Стихами или прозой написаны «Алые паруса» ? (Прозой) .

14)Стихами или прозой написано пpoизведение «Мцыри» ? (Стихами)

15)Как называется созвучие в конце строки у стихотворений? (Рифма)

16)Как называется художественное oпределение? (Эпитет)

17)Назовите жанр произведения «Алые паруса» по определению самого Грина (Феерия)

18)Как называется рассказ с напряженным сюжетом и неожиданной

концовкой? (Новелла)

19)Определите вид языкового средства «Каждая ее черта, как полет ласточки (Сравнение)

20)Как называется прием, используем Тургеневым, когда речь идет о крыльях в разговоре между Асей и господином Н.? (Подтекст)

2)Кто написал «Ромео и Джульетту (В. Шекспир)

3)Страна, в которой родился Шекспир (Англия)

4)Какое произведение прославило Сервантеса? («Дон Kuхот» )

5)Имя любимой жены Таманго (Айше)

6) Кем был по профессии А. Сент-Экзюпери? (Летником)

7)Кто сказал Маленькому принцу : «Ты в ответе за тех, кого приручил» ? (Лис)

8)Кого оставил Маленький принц на своей планете? (Розу)

9)Чем пожертвовала Делла, чтобы купить Джиму ремешок для часов?

(Волосами)

10)Имя верного оруженосца Дона Кихота. (Санчо Панса)

11)Погибает ли Таманго на корабле, которым не смог управлять? (Нет)

12)Кто вынужден был управлять вертолетом на обратном пути в рассказе «Последний дюйм» ? (Сын)

13)В каком жанре работал А. К. Дойл? (В жанре детектив)

14)Где был спрятан голубой карбункул в рассказе А. Конан Дойла? (В гусе)

15)Сколько лет должно было исполнится Джульетте, когда она встретила Ромео? (14)

16)Название города, где происходили события в «Ромео и Джульетте» . (Верона)

17)В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? («Дон Кихот» )

18)Основное занятие Леду, персонажа из новеллы «Таманго» . (Торговля людьми)

19)Кому принадлежит фраза : «О милая, о жизнь моя, о радость.» ? (Ромео)

20)Из скольких строк состоят японские стихотворения хокку? (Из трех)

10. Орфография. Орфоэпия

1. Когда в корнях –бер- -бир-,-тер- -тир-, -мер- -мир- пишется Е, а когда И? (перед суф. А пишется И)

2. От чего зависит гласная в суффиксах действительных причастий настоящего времени : -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-? (от спряжения глаголов)

3. Когда корень ПОЛ со словами пишется через дефис? (если второе слово начинается с гласной, с буквы Л, если с прописной буквы

4. Какой гласный называется слабым? (безударный)

5. Назовите слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется буква Ы. (цыган, цыц, цып-цып, цыпленок, на цыпочках)

6. Пишется или нет Ь в слове РАСПИСАТЬСЯ? (да)

7. Какой суффикс пишется у наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-? (суффикс –А-)

8. Какая гласная пишется в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ? (и)

9. Подберите проверочное слово к слову БАТАЛЬОН. (комбат)

10. Когда в глаголах на –ТСЯ и –ТЬСЯ пишется Ь? (если в вопросе содержится (ь)

11. Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (без мягкого знака на конце)

12. Сколько –Н- пишется в отглагольных прилагательных типа жареный, мочёный, солёный? (одно –Н-)

13. Когда в приставках без-, бес-, раз-, рас-, вз-, вс-, с- пишется З, а когда С? (перед звонкими - З, перед глухими С)

14. Назовите предлоги, которые пишутся через дефис. (из-за, из-под, по-над)

15. В документах ставится подпись, роспись или можно говорить и так, и так? (подпись)

16. Когда употребляется глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ? (на себя надевают, кого-то одевают)

17. Как надо говорить : согласно приказу или согласно приказа? (согласно приказу)

18. Можно ли говорить ДВОЕ ДЕВУШЕК (нет, правильно ДВЕ ДЕВУШКИ

19. Какой глагол употребляется в повелительном наклонении КЛАДИ или ЛОЖИ? (клади)

20. Какой из предлогов пишется в одно слово : В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие)

Общие вопросы

7. Какое русское слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

9. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

11. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

16. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

20. Что можно собрать без помощи рук? (силы, тело для прыжка)

24. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

26. Какой город летает? (Орел)

28. Какая Земля никогда не состарится? (Новая Земля)

35. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

1. - В какой сказке Пушкина девушка превращалась в лебедь? - “Сказка о царе Салтане”

3. - Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? - Шесть

5. - Кем стал сын мельника в сказке “Кот в сапогах”? - Маркизом де Карабасом

14. - Сколько лет проспала Спящая красавица? - 300 лет

25. - Американский режиссер, снявший полнометражный мультфильм “Белоснежка и семь гномов” - Уолт Дисней

29. - Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? - “Бременские музыканты”

36. - На губе какого сказочного животного мужики пашут? - Чудо-юдо рыба-кит

«УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЕГО НАЧАЛУ»

2. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие» («Ревизор» , Гоголь).

6. «Мне было тогда лет 25, - начал Н. Н., - дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу.» («Ася» , Тургенев).

10. «Переправа, переправа,

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…» («Василий Теркин» , Твардовский).

13. «У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…» («Руслан и Людмила» , Пушкин).

18. «В гороховой улице, в одном из больших домов…лежал утром в постели, на своей квартире….» («Обломов» , Гончаров).

21. «Светает… Ах! Как скоро ночь минула! Вчера просилась спать : - отказ, «Ждем друга» . Нужен глаз да глаз». («Горе от ума» , Грибоедов).

23. «В ворота губернского города N.N. въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…» («Мертвые души» , Гоголь).

31. «Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог, достойнее тебя(«Евгений Онегин» , Пушкин).

34. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» («Сказка о рыбаке и рыбке» , Пушкин.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК . СИНТАКСИС»

4. Сочетание двух и более знаменательных слов (Словосочетание) .

8. Вид подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу (Примыкание) .

15. Синтаксическая единица, выражающая относительно законченную мысль (Предложение) .

17. По грамматическому составу предложения бывают (Односоставные и двусоставные) .

19. Односоставные предложения, в которых главный член – сказуемое - выражен глаголом в форме 1 и 2 лица (определенно-личные) .

22. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, состояния, признак другого признака (обстоятельство) .

27. Слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью (обращение) .

30. Как называются обороты с союзами как, словно, точно, будто? (Сравнительные) .

32. Какие знаки препинания ставятся в сложных бессоюзных предложениях?

Тема: Интеллектуально - познавательная игра
Цель: Расширять и углублять знания детей о языках, расширять кругозор учащихся,
воспитывать уважение к родному языку и языкам других народов. Продолжать формировать и развивать навыки устного спора, умение отстаивать свою точку зрения: развивать устную разговорную речь, обогащать словарный запас. Развивать познавательную среду, мышление, память, речь.
Оборудование: Эмблемы,слайды, табло для баллов, карточки, стенд для вопросов аукциона, призы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя, постановка цели.
3. Представление участников на видио интерактивной доски


4. Знакомство с правилами игры.
5. Интеллектуально – познавательная игра «Лидер 21 века», которая состоит из 5 туров: «Байга», «Полиглот», «Живые вопросы», «Кто больше?», «Жорға – иноходец». После 2, 3, 4 тура выбывают по одному участнику. В пятом туре остаются 2 участника, побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.
6. Подведение итогов, награждение победителя. Начало игры.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги и учащиеся! Приветствуем Вас на игре «Лидер 21 века», посвященную Дню языков. Посмотрите на экран, Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова Мухтара Ауезова « Халық пен халықты Адам мен адамды тенестіретін нәрсе – білім».
Слова учителя: В игре будут участвовать 14 учеников. Давайте аплодисментами встретим участников игры, претендующих на высокое звание «Лидер 21 века» Презентация участников
(Во время презентации показывается по очереди клип - фотографии на каждого участника)
ПРАВИЛА: - Интеллектуально – познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники отвечают на вопрос, за правильный ответ получают баллы. После 2,3,4 туров выбывают по одному участнику, набравших наименьшее количество баллов. Выбирается жюри, которые считают баллы и выставляют их на табло. Победителем «Лидером 21 века» становится участник, набравший наибольшее количество баллов. Желаю Вам удачи!
1 тур « БАЙГА».Объявляется 1 тур. В этом туре я буду задавать вопрос. Участник, поднявший первым сигнальную карту в виде круга, и правильно ответивший на вопрос, получает 1 бал. Если ответ неправильный, отвечает игрок, поднявший круг вторым и т.д. Принимается только один ответ.
- Внимание вопрос:
1.Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября? (День языков)
2. Какой язык в Казахстане является государственным (Казахский)
3. Самый первая книга ученика (Азбука или букварь,алиппе)
4. Какой язык в Казахстане называют языком межнационального общения (Русский)
5. Как называют знатока многих языков (Полиглот).
6. Наш президент Н.А. Назарбаев поставил перед нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский, английский.)

7. Официальный язык международной компьютерной сети? (Английский)
8. Священная книга у мусульман (Коран)
9. Первые слова, которыми начинаем день? (Здравствуйте, доброе утро)
10. Когда в нашей стране отмечают День Знаний?
11.Перечислите слова вежливости (Здравствуйте, До свидания, простите, извините, спасибо, пожалуйста)
12. Песенное соревнование двух или нескольких акынов (Айтыс)

13.Столица Казахстана (Астана)

14.Национальный напиток казахов (кумыс)

15.Национальное жилище казахов (юрта)
- 2 тур «ПОЛИГЛОТ» Участникам игры спасибо!
Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу слово и перевести это слово на казахский язык. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник, поднявший раньше других сигнальную карту. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Внимание!
1. « Без труда не вынешь..... из пруда» (Рыбку, балық)
2. « Не имей сто рублей, а имей сто.....» (Друзей, дос).
3. « Делу - время, потехе - ... (Час, сағат)
4. «Кашу...... – не испортишь (Маслом, май)
5. « На воре и...горит» (Шапка, бөрик)
6. « Будет зима- будет и...» (Лето, жаз)
7. «Сто раз отмерь, один раз......» (Отрежь, кесу, турау)
8. «Хлеб- всему......» (Голова, бас)
9. «Под лежачий камень и... не течёт.» (Вода, су)
10. «Знание -....» (Сила, күш, әл)
11.«Один в поле не....» (Воин, әскер; жауынгер; сарбаз)
- Подведем итог 2-х туров.К сожалению, мы должны расстаться с участником, набравшим наименьшее количество баллов, с ______, прошу вас выйти на середину, давайте поаплодируем____
Благодарим за участие! Вы играли достойно! Всего хорошего!

Переходим к 3 туру «ЖИВОЙ ВОПРОС» Задание на 3 тур.-Уважаемые участники, в этом туре вы должны будете ответить на вопрос или выполнить задание, который каждому из вас задаст из зала ученик или взрослый. За правильный ответ вы получите от 5-10 баллов, решение будет принимать тот, кто задал вам вопрос. Если вы не можете ответить правильно на вопрос, за вас может ответить любой другой участник. 1. Вопрос для ________________________ задает уч - ся 8 а класса – Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения

С чего начинается Родина С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С весенней запевки скворца, С той самой березки,что во

поле Под ветром склоняясь растет..

О чем говорится в этом стихотворении.Правильный ответ: в этом стихотворении говорится о Родине. Родина – это родители, друзья, братья, природа, столица, аул, история, язык, народ.Ученик оценивает ответ.
2. Вопрос для______________________ Задает учитель русского языка
-Уважаемый участник,скажи, какое время года описывается в этом отрывке?, Подумай, послушай, как описывает красоту природы в своем стихотворении. Поэт И.А. Бунин

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, а между клёнами синеют.

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,

И …… тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой.

(И. А. Бунин «Листопад») Ответ оценивает учитель русского языка …..

3. Вопрос для________________________задает учитель казахского языка Она выходит в казахском национальном костюме на середину зала выходит в руках блюдо с конфетами, которые она бросает на игроков и зрителей. Вопрос: Как называется этот обряд?

Правильный ответ: Шашу. Осыпание. Это очень красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события, свадьбы, сватовства на виновников торжества бросают сладости, чаще всего конфеты или деньги. Это и называется шашу. Такой обряд очень любят взрослые и особенно дети. С радостью кидаются они собирать разбросанные конфеты. Но и взрослые не прочь подобрать конфеты во время обряда шашу, так как верят, что это добрый знак и он принесет удачу.
Ответ оценивает учитель, который задал вопрос.
4. Вопрос для _______________________Задает библиотекарь школы.
Выходит с книгой «Слова назидания» Абая. Читает высказывание Абая о языках: Казахские просветители высоко ценили вклад русского народа в сокровищницу мировой культуры и призывали свой народ изучать русский язык и овладевать русской культурой. Автор этой книги: «Слова Назидания» говорил, что надо уважать соседние народы - узбеков, татар, русских. Надо знать русский язык. «Русские видят мир. Если ты узнаешь их язык, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и искусство русских, это ключ к жизни».
Вопрос: Кто автор этой книги и слов?
Правильный ответ: Абай.
Ответ оценивает: библиотекарь школы.
- Подведем итог 3-х туров(на табло). К сожалению, мы должны расстаться ещё с одним участником, набравшим наименьшее количество баллов, с ______, прошу вас выйти на середину, давайте поаплодируем_________ Спасибо за участие!
Вы играли достойно! Но сегодня соперники оказались удачливее вас. Всего хорошего!
4тур « Кто больше?» Переходим к 4 туру.
Правила 4 тура: В этом туре участник выбирает одну букву из алфавита, затем за две минуты он должен написать наибольшее количество слов,которые начинаются с этой буквы. За каждое слово по одному балу.Выигрывает участник, написавший наибольшее количество слов,набравший наибольшее количество баллов.
Подведем итог 4-х туров. К сожалению,мы должны расстаться с очередным участником,набравшим наименьшее количество баллов, с ______, прошу вас выйти на середину, давайте поаплодируем____ Благодарим за участие! Вы играли достойно!
- 5 тур «Жорға- иноходец»
Задание 5 тура: Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из вас в течении 30 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ, говорите «дальше». Каждый правильный ответ принесет вам 1 бал.

1.Сколько букв в русском языке? 2.Сколько гласных букв в русском языке?

3.Сколько гласных звуков в русском языке? 4.Сколько согласных букв в русском языке?

5.Сколько согласных звуков в русском языке?

6.Какие буквы не обозначают звуки? 7.Шипяшие буквы.

8.Сонорные буквы. 9.Как определить слоги в словах? 10.Назови слово с одним слогом? 11.Сколько слогов в слове тет-ра-ди

12.Только твердые согласные буквы

13.Только мягкие согласные буквы 14. Что изучает раздел *Лексика* русского языка? 15.Сколько значений имеют однозначные слова?

16.Сколько значений имеют многозачные слова? 17.Слова кисть,корень,мир,операция относятся к ….?

18.По лексическому значению слова имеют прямое и …….значение.

19.Словосочетания каменное здание,железный гвоздь имеют ……значние.

20.Словосочетания каменное сердце,лисий характер имеют …..значение.

21.Слова,которые имеют противоположенные значения это 22.Слова,которые пишутся по разному,но имеют одно лексическое значение называют

23.Слова,которые пишутся одинаково, но имеют разные лексическое значение называются ….

Дополнительные вопросы для спорных баллов.
1.Государственные символы РК (Герб, флаг, гимн)
2.Дом автомобиля (гараж)
3. Самая первая книга ученика (букварь)
4. Столица Казахстана (Астана)
5. Национальный напиток казахов (кумыс)
6. Национальное жилище казахов (юрта)
7. Площадка для (ринг)
8. Как называют бабу- ягу в казахской сказке(Жалмауз кемпир)
9. Как называют человека знающего несколько языков(полиглот)
10. Мороженное в шоколаде (эскимо)
11. Самый короткий месяц в году (февраль)
12. Национальная валюта РК (тенге)
13. Дом собаки (конура)
14. Герой казахских народных сказок (Алдар – Косе)
15. Семь раз отмерь, один раз...(отрежь)
16. Южная столица Казахстана (Алматы)
17. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров (Колобок)
18. Автомобиль, который считает чужие деньги (такси)
19. Казахский воин – герой (батар)
20. Место представления в цирке (арена)
21. Первый президент РК (Назарбаев)
22. Город – центр по изучению космоса (Байконур)
23. Кто может лежать на диске с гвоздями (йог)
24. Сколько дней в високосном году (366)
Ведущий: Пока подводятся итоги тура и игры для вас прозвучит песня в исполнении: Музыкальный номер. Уважаемые участники, давайте подведем итог игры, попрощаемся с ________ , так как он набрал меньше баллов. И поздравим ____________с победой. По результатам сегодняшней игры, он получает звание «Лидер 21 века

Начало формы

Конец формы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(по русскому языку).

Цель: прививать любовь к русскому языку, выявить команду «Настоящих знатоков русского языка».

ХОД:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Ребята, сейчас вы прослушали стихотворение, написанное ученицей. И, наверно, вы обратили внимание, с какой любовью и уважением она говорит о русском языке. А среди нас есть любители русского языка? А его знатоки?

Выход команд.

Перед вами 2 команды, состоящие, как раз из любителей и знатоков русского языка. Они пришли показать свои знания и побороться за вымпел «НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Объявляются названия команд и каждый участник.

Все, наверное, знают телевизионную игру «Счастливый случай». На такой же игре побываем сейчас и мы. Мы будем её участниками (команды) и зрителями. Это не только игра, но и соревнование, поэтому нам необходимо жюри, которое будет строго следить за ходом соревнований, вести подсчет очков и объявлять итоги.

Впереди нас ждут следующие геймы. Гейм - (англ.) спортивный термин-

одна игра (часть партии) в теннисе.

1. Заморочки из бочки.

3. Темная лошадка.

4. Ты - мне, я - тебе.

5. Гонка за лидером.

6. Игра со зрителями.

1 ГЕЙМ - «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Вспоминаем написание слов с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова). Вместо точек нужно поставить пропущенную букву.

Б.РЁЗА Л.ПАТА З.МЛЯНИКА П.МИДОР

З. РЯ ЗАП. Д ПР. КРАСНЫЙ Д. РОГА

ч.рныЙ ж.лтыЙ АВТ.М.БИЛЬ П.СС.ЖИР

Каждая команда получает одинаковое количество карточек с ребусами. РЕБУС - (лат.) - загадка, состоящая в том, что вместо слов поставлены знаки, фигуры и рисунки, которые надо разгадать и получить слово.

Команды получают карточки. За отведенное время необходимо как можно больше разгадать ребусов и слова-отгадки записать внизу.

3 ГЕЙМ - «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».

К нам в гости пришел сказочный герой. Но появится он тогда, когда вы правильно назовете его имя. Внимание!

«Займемся диктантом, сказала девочка. Она подняла к потолку хорошенькие глаза. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот». Нам уже известно, что этот мальчик никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Кто этот мальчик? (1 очко).

Появляется Буратино и задает вопросы:

1. Из слова БУРАТИНО путем перестановки букв составьте новые слова и запишите их (1 слово - 1 очко).

2. Пословица, тебя я знаю,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

ЗАДАНИЕ: послушайте пословицы Буратино и исправьте ошибки (1 пословица - 1 очко).

Два сапога - тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод - не щётка.

Один в золе не воин.

Толочь в ступе соду.

Первый клин комом.

3. А сейчас Буратино вызовет к доске и попросит записать слова: своё имя, название какого-нибудь города, кличку животного, фамилию писателя.

Кто сможет сделать вывод по этим словам? Как они называются? Как пишутся?

4 ГЕЙМ - «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».

Игроки задают вопросы друг другу по русскому языку (1 вопрос - 1 очко).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

ШАРАДЫ:

1. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (до-ми-к)

2. Мне не пройти в ветвистый лес -

Мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С -

И листья леса все завянут. (олень - осень)

3. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение - / /

И превращусь я в конфету. (ирис - ирис)

4. С С на дереве расту,

С Ж на дереве жужжу. (сук - жук)

5. Я - сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в название / /

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас - атлас)

6. Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (топор - ропот)

7. Со звуком С я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль - моль)

5 ГЕЙМ - «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

В течение 1 минуты каждая команда отвечает на вопросы (1 ответ - 1 очко).

1 команда

1. Какие части речи вы знаете?

2. ЖИ, ШИ пиши с буквой...

3. Портфель или портфель?

4. Что напишите на конце слова: дуб, шкаф, мороз?

5. Объясните крылатые выражения: - рукой подать (близко);

Прикусить язык (замолчать);

Морочить голову (обманывать).

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Назовите соседей буквы У.

8. Вспомните любую пословицу о труде.

9. Определите, какая это часть речи: школа, рисует, ты, классная?

10.Сколько слогов в словах: ягода, зимний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Я пошёл в кино с папой и мамой.

2 команда

1. Какие части слова вы знаете?

2. ЧУ, ЩУ пиши с буквой...

3. Километр или километр?

4. Что напишите на конце слова: сугроб, лес, хлев?

5. Объясните крылатые выражения:

В час по чайной ложке (медленно);

Засучив рукава (хорошо работать);

Во весь дух (быстро).

6. Как пишутся со словами при ставки?

7. Назовите соседей буквы п.

8. Вспомните любую пословицу о дружбе.

9. Определите, какая это часть речи: пишет, мы, учитель, рабочий? 10.Сколько слогов в словах: уроки, летний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Бабушка купила груши, яблоки, виноград.

СЛОВО ЖЮРИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВРУЧЕНИЕ НАГРАД.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...