Испытание атомным пламенем. Самые известные ядерные взрывы

Название события

Текст описание события:

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были осуществлены 6 и 9 августа 1945 года по личному приказу президента США Гарри Трумэна . Непосредственное выполнение боевой задачи было поручено стратегическим бомбардировщикам В-29 509-го смешанного авиационного полка, базировавшегося на острове Тиниан в Тихом океане.

6 августа 1945 года В-29 «Энола Гэй» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима урановую бомбу «Малыш» эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, в результате чего погибли от 90 до 166 тысяч человек.

9 августа 1945 года В-29 «Бокскар» под командованием майора Чарльз Суини сбросил на японский город Нагасаки плутониевую бомбу «Толстяк» мощностью до 21 килотонны тротила, в результате чего погибли от 60 до 80 тысяч человек.

Их было 24

В экипаж «Энолы Гэй» во время бомбардировки 6 августа входили 12 человек, в экипаж «Бокскара» 9 августа — 13 человек. Единственным человеком, который участвовал в обеих бомбардировках, был специалист по противорадарной борьбе лейтенант Джекоб Безер. Таким образом, в двух бомбардировках в общей сложности приняли участие 24 американских летчика.

В экипаж «Энолы Гэй» входили : полковник Пол В. Тиббетс, капитан Роберт Льюис, майор Томас Фереби, капитан Теодор Ван Кирк, лейтенант Джекоб Безер, капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон, сержант Джо Стиборик, сержант Роберт Карон, сержант Роберт Шумард, шифровальщик первого класса Ричард Нельсон, сержант Вэйн Дазенберрай.

В экипаж «Бокскара» входили : майор Чарльз Суини, лейтенант Чарльз Дональд Альбери, лейтенант Фред Оливи, сержант Кермит Бихан, капрал Айб Спитцер, сержант Рэй Галлахер, сержант Эдвард Бакли, сержант Альберт Дехарт, старший сержант Джон Кухарек, капитан Джеймс Ван Пельт, Фредерик Эшворт, лейтенант Филипп Барнес, лейтенант Джекоб Безер.

Теодор Ван Кирк был последним живым участником не только бомбардировки Хиросимы, но и последним живым участником обеих бомбардировок — последний из членов экипажа «Бокскара» скончался в 2009 году.

Летчиков не мучили кошмары, они не сходили с ума и возможно искренне считали себя героями

Большинство летчиков, бомбивших Хиросиму и Нагасаки, не проявляли публичной активности, но при этом не выражали сожалений о содеянном.

В 2005 году, к 60-летию бомбардировки Хиросимы трое остававшихся к тому моменту членов экипажа самолета «Энола Гей» — Тиббетс, Ван Кирк и Джеппсон — заявили, что не сожалеют о случившемся. «Применение атомного оружия было необходимо», — сказали они.

Самым известным из участников бомбардировок является Пол Уорфилд Тиббетс-младший — командир «Энолы Гэй» и 509-го авиаполка. Тиббетс, который считался один из лучших летчиков ВВС США в годы Второй Мировой войны и являлся личным пилотом Дуайта Эйзенхауэра, в 1944 году был назначен командиром 509-го авиаполка, выполнявшего полеты по перевозке компонентов атомных бомб, а затем получившего задание на нанесение атомного удара по Японии. Бомбардировщик «Энола Гэй» получил имя в честь матери Тиббетса.

Тиббетс, служивший в ВВС до 1966 года, дослужился до звания бригадного генерала. Впоследствии он много лет работал в частных авиационных компаниях. На протяжении всей своей жизни он не только выражал уверенность в правильности атомного удара по Хиросиме, но и заявлял о готовности сделать это еще раз. В 1976 году из-за Тиббетса вспыхнул скандал между США и Японией — на одном из авиашоу в Техасе пилот сделал полную постановку бомбардировки Хиросимы. За этот инцидент правительство США принесло Японии официальные извинения.

Тиббетс умер в 2007 году, в возрасте 92 лет. В своем завещании он просил, чтобы после смерти не устраивали похорон и не устанавливали мемориальной плиты, так как демонстранты, выступающие против ядерного оружия, могли сделать ее своеобразным местом своих протестов.

Пилот «Бокскара» Чарльз Суини закончил службу в авиации в 1976 году в звании генерал-майора. После этого он писал воспоминания и выступал с лекциями перед студентами. Как и Тиббетс, Суини настаивал, что атомный удар по Японии был необходим и спас жизни тысяч американцев. Чарльз Суини умер в 2004 году в возрасте 84 лет в клинике Бостона.

Непосредственным исполнителем «приговора Хиросиме» был 26-летний на тот момент бомбардир Томас Фереби. Он также никогда не сомневался в том, что осуществленная им миссия была правильной, хотя и выражал сожаление относительно большого числа жертв: «Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Сейчас нам следует оглянуться назад и вспомнить, что могут сделать всего одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться». Фереби вышел в отставку в 1970 году, спокойно прожил еще 30 лет, и умер в возрасте 81 года в городке Уиндемер во Флориде, в год 55-й годовщины бомбардировки Хиросимы.

Прожили долгую и счастливую жизнь и никогда не жалели о том, что сделали, Чарльз Олбери (умер в 2009 году в возрасте 88 лет), Фред Оливи (умер в 2004 году в возрасте 82 лет) и Фредерик Эшворт (умер в 2005 году в возрасте 93 лет).

28 июля 2014 года умер Теодор Ван Кирк - последний оставшийся в живых член экипажа американского бомбардировщика «Энола Гэй», 6 августа 1945 года осуществившего первую в истории атомную бомбардировку японского города Хиросима.

93-летний Теодор Ван Кирк , штурман бомбардировщика, никогда не выражал сожаления относительно своего участия в бомбардировке Хиросимы. «В тот момент истории атомная бомбардировка была необходима, она спасла жизни тысяч американских солдат», — заявлял Ван Кирк.


«Комплекс Изерли»

На протяжении многих лет ходили разговоры о раскаянии, которое испытывают участники бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На деле никто из основных действующих лиц в действительности какой-либо вины не испытывал. Летчик Клод Роберт Изерли, действительно вскоре сошедший с ума, входил в экипаж одного из самолетов, выполнявших во время налета вспомогательные функции. Он много лет провел в психиатрической клинике, и в его честь даже был названо новое заболевание, связанное с повреждением психики людей, применивших оружие массового поражения — «комплекс Изерли».

У его коллег психика оказалась значительно крепче. Чарльз Суини и его экипаж , бомбивший Нагасаки, смог лично оценить масштаб содеянного через месяц. Американские летчики после подписания Японией капитуляции привезли в Нагасаки ученых-физиков, а также медикаменты для пострадавших. Жуткие картины, которые они увидели на том, что осталось от улиц города, произвели на них впечатление, но психику не поколебали. Хотя один из летчиков признавался затем — хорошо, что оставшиеся в живых жители не знали, что перед ними именно те пилоты, что сбросили бомбу 9 августа 1945 года...

Административное судопроизводство Обжалование нормативно-правовых актов субъекта властных полномочий. Обжалование решений, действий и бездеятельности КМ України, центральних органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственной налоговой службы.. Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственного пенсионного фонда Украины и Государственной службы занятости Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственной исполнительной службы и Госказначейства Обжалование решений, действий и бездеятельности других органов государственной власти и их должностных лиц. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, её прохождение, увольнение с публичной службы.. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий.. Правила дорожного движения - обжалование решений, действий и бездеятельности инспекторов полиции Споры по обращению субъекта властных полномочий. Споры отностительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума. Споры с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездеятельности в части доступа к публичной информации. Вопросы административного процесса Судебный контроль за выполнением решений субъектами властных полномочий Спори в сфере строительства, в том числе с ГАСИ (архитектурно- строительный контроль) Обжалование решений, действий и бездеятельности государственных регистраторов и нотариусов Дела о наложении административных взысканий (по кодексу Украины об административных правонарушениях). Постановления в делах о нарушении правил дорожного движения. Адвокатский запрос: игнорирование, отписка, срок давности Государственная служба Украины по вопросам труда - наложение взысканий Дела о нарушении таможенных правил Другие административные правонарушения Хозяйственное судопроизводство. Признание хозяйственных договоров недействительными и другие споры связанные с заключением, изменением или прекращением хозяйственных договоров. Взыскание долга, убытков, штрафных санкций, процентов, предмета ипотеки, упущенной выгоды, морального ущерба, имущества приобретенного без достаточного правового основания Приватизация имущества. Дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета. Споры о взыскании убытков с органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Банкротство. Защита прав интеллектуальной собственности. Учёт прав на ценные бумаги. Споры между юридическим лицом и его учасниками (учредителями, акционерами, членами, тощо). Земельные споры между субъектами хозяйственной деятельности. Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственной исполнительной службы. Вопросы хозяйственного процесса Способы защиты прав субъекта хозяйствования и потребителя Конституционное судопроизводство. Криминальное судопроизводство Гражданское судопроизводство. Признание и защита прав собственности, других вещных прав. Защита неимущественных прав лица, в том числе чести, достоинства и деловой репутации Споры, которые возникают при заключении, изменении, прекращении и выполнении гражданских договоров. Деликтные (внедоговорные) споры, о взыскании материального и морального ущерба, в том числе те, что возникают вследствие дорожно-транспортных проишествий. Жилищные споры. Земельные споры. Семейные споры. Наследственные споры. Трудовые споры. Защита прав интеллектуальной собственности. Споры с банками и другими финансово-кредитными учреждениями. Взыскание денег по договорам ссуды и на основании долговых расписок. Споры с застройщиками. Обжалование решений, действий и бездеятельности государственных исполнителей Вопросы гражданского процесса Защита прав потребителя Способы защиты гражданских прав и интересов судом Приказное производство. Отдельное производство. Решения Европейского суда по правам человека. Исполнение решений Европейского суда по правам человека на территории Украины. . Исковая давность. Другие примеры судебной практики. Земельні спори (незалежно від судочинства) ОСМД, ЖЕК, комунальные услуги и другое в сфере ЖКХ

65 лет назад на Семипалатинском полигоне был осуществлен первый воздушный ядерный взрыв: бомба РДС-3 была сброшена с самолета Ту-4. сайт вспоминает самые известные ядерные взрывы в истории человечества. 18 Октябрь 2016, 13:38

РДС-3 . Первый в СССР воздушный ядерный взрыв

Советская атомная бомба имплозивного типа РДС-3 была разработана как авиабомба для тяжелых дальних бомбардировщиков Ту-4 и средних Ту-16 . Первое воздушное и третье ядерное испытание в СССР прошло на Семипалатинском полигоне.

18 октября 1951 года бомбардировщик Ту-4 сбросил бомбу с подрывом ее на высоте 380 метров. Энерговыделение составило 42 килотонны.

Бомбометание было выполнено штурманом-бомбардиром капитаном Б.Д.Давыдовым. В своих воспоминаниях он рассказывал, что во время взрыва стрелки аэродинамических приборов, высотомеров, указателей скорости стали вращаться. В самолете появилась пыль, хотя перед этим полетом проводилась тщательная уборка в кабинах. «Шлейф от взрыва быстро поднялся на высоту полета и стал образовываться и разрастаться „гриб“. Цвета облака были самые разнообразные. Трудно передать то состояние, которое овладело мной после сброса. Весь мир, все окружающее вокруг воспринималось по-иному - как будто все это я увидел заново», - вспоминал штурман.

После посадки экипаж самолета вышел с надетыми парашютами и кислородными масками. Летчиков и самолет обследовали на радиационное заражение, после чего было сделано заключение, что самолет Ту-4 , дооборудованный по бомбардировочной установке и оснащенный системой обогрева бомбового отсека и комплексом добавочного специального оборудования, обеспечивает безопасную и безотказную эксплуатацию изделия РДС-3 и прицельное бомбометание им.

Результаты успешно проведенного воздушного испытания атомной бомбы стали основой для принятия решений об оснащении ВВС ядерным оружием: было организовано серийное производство атомных бомб РДС-3 и самолетов-носителей Ту-4 .

Американская «Штучка». Первая атомная бомба

Первой в мире атомной бомбой стала американская «Штучка» («Gadget») проекта «Тринити». Она была испытана за несколько недель до нападения на Хиросиму и Нагасаки. Подрыв «Штучки» произошел в штате Нью-Мексико, на полигоне Аламогордо, также известном под названием «Белые пески».

Бомба была установлена в 30-метровой сторожевой башне. Бункеры расположили на расстоянии 9000 метров, чтобы можно было четко наблюдать за взрывом. Ночью 16 июля 1945 года «Штучка» была взорвана. В результате взрыва по пустыне пронеслась ударная волна, разрушив башню в щепки и сформировав гигантский ядерный гриб высотой в 12000 метров. Вспышка от взрыва была ярче десяти солнц. Ее видели во всех частях Нью-Мексико, а также в некоторых районах Аризоны, Техаса и Мексики.


Взрыв «Штучки» через 0.016 секунды после детонации. Размер плазменного шара - около 200 метров.

Сразу после взрыва полигон был закрыт, а с 1965 года объявлен национальным историческим памятником.

Несмотря на то, что в рамках проекта работали сотни ведущих физиков из разных стран мира, перед испытанием бомбы никто из них точно не знал, что произойдет на полигоне. Одни полагали, что заряд не сработает, другие прогнозировали чудовищной силы взрыв, который чуть ли не уничтожит весь штат Нью-Мексико, третьи опасались, что атомная бомба выжжет весь кислород на планете. Ближе всех к истине оказался Исидор Раби, согласно расчетам которого, мощность взрыва бомбы должна была составить 18 килотонн в тротиловом эквиваленте. На самом деле ее мощность составила 21 килотонну.

«Малыш» и «Толстяк». Хиросима и Нагасаки

Хиросима и Нагасаки - символы разрушительной силы ядерного оружия. Бомбы на японские города с мирными жителями сбрасывали американские бомбардировщики.

После взрыва 6 августа 1945 года в Хиросиме бомбы «Малыш» (весом четыре тонны и мощностью до 20 килотонн тротила) погибли около 140 тысяч человек.


Бомба «Малыш», сброшенная на Хиросиму

Около 8 часов утра над Хиросимой появились два бомбардировщика Б-29 . Сигнал тревоги был дан, но из-за того, что самолетов было мало, все подумали, что это разведка. А спустя несколько минут раздался взрыв, который превратил город в развалины.

В Нагасаки была задействована еще одна бомба - «Толстяк». Этот взрыв произошел спустя три дня после первого и унес жизни более 80 тысяч человек.


Бомба «Толстяк», сброшенная на Нагасаки

До настоящего времени бомбардировка Хиросимы и Нагасаки остается единственным случаем применения ядерного оружия в истории человечества.


«Бейкер». Первый подводный атомный взрыв

25 июля 1946 года в лагуне атолла Бикини американцы провели испытание «Бейкера» - первый подводный взрыв, на глубине 28 метров.

Целью операции Crossroads, в рамках которой произвели взрыв, было изучение влияния атомного оружия на корабли. Для того, чтобы корабли-мишени могли войти в гавань, было использовано 100 тонн динамита для уничтожения коралловых выступов на входе в лагуну Бикини. Всего же там было сосредоточено 95 кораблей: устаревшие линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы, подводные лодки и т.д. На некоторые суда в качестве «экипажа» погрузили 200 свиней, 60 морских свинок, 204 козы, 5000 крыс, 200 мышей и зерна, содержащие насекомых, - для изучения влияния на генетику.


Взрыв в лагуне атолла Бикини

Сначала в воздухе была взорвана сброшенная с самолета бомба «Эйбл». Ее взрыв затопил пять кораблей и сильно повредил четырнадцать. Подводный взрыв «Бейкера» почти не дал ослепительной вспышки, но взметнул два миллиона тонн морской воды и песка вверх на 150 метров. Подводная взрывная волна разрушила, и затопила 10 кораблей. Поднявшаяся до 305 метров в высоту волна бросала огромные корабли как игрушки, а десантные суда выкинула на берег. «Бейкер» дал небывало сильное заражение, и уцелевшие, но «фонящие» корабли-мишени затопили тут же.

«Россия делает сама», «Родина дарит Сталину» - так расшифровывали название первой отечественной атомной бомбы. Официальное же обозначение РДС-1 было - «Реактивный двигатель „С“».

Испытание первой отечественной атомной бомбы РДС-1 состоялось 29 августа 1949 года в 170 км к западу от города Семипалатинска на полигоне №2. На месте башни с бомбой образовалась воронка диаметром три метра и глубиной 1.5 метра, покрытая оплавленным стеклоподобным веществом.

Известно, что находящееся в 25 метрах от башни здание из железобетонных конструкций при взрыве частично разрушилось. Из 1538 подопытных животных (собак, овец, коз, свиней, кроликов, крыс) в результате подрыва бомбы погибло 345. Легкие повреждения получили танк Т-34 и полевая артиллерия, находящиеся в радиусе 500–550 метров от эпицентра взрыва. Установленные на расстоянии километра от эпицентра и далее через каждые 500 метров 10 легковых автомобилей «Победа» сгорели. Жилые щитовые и бревенчатые дома городского типа оказались разрушенными полностью в радиусе пяти км. Основные повреждения были получены не от самого взрыва, а от ударной волны.


Испытание РДС-1 прошло успешно. Смонтированный в обстановке полной секретности документальный фильм о взрыве и последствиях был показан Сталину и в течение 45 лет был недоступен для просмотра. Сейчас видео взрыва первой советской атомной бомбы находится в открытом доступе.

Атомная «Креветка»

100-километровый ядерный гриб поднялся над Тихим океаном 1 марта 1954 года. В очередной раз на атолле Бикини США испытали атомную бомбу. Предполагалось, что мощность ТХ-21 будет около шести мегатонн. Но «Креветку» недооценили, и мощность взрыва составила 15 мегатонн, что в тысячу раз больше, чем бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.


Взрыв ТХ-21 «Креветка»

Жителей ближайших к месту взрыва островов эвакуировали только через двое суток. К этому времени у многих начались заболевания щитовидной железы. В результате испытаний 840 жителей атолла умерли от раковых заболеваний, 7000 человек эвакуировали, статус жертв испытаний получили больше 1,5 тысяч жителей. Пострадавшие от радиации острова атолла были необитаемы вплоть до 2010 года. Да и сейчас возвращаться туда никто не спешит.

От Тоцка до Невады. Взрывы на войсковых учениях

Взрыв на Тоцком полигоне

В 1954 году советское командование решило проверить взаимодействие войск в условиях ядерной бомбардировки. Общее количество военнослужащих, участвовавших в учении на Тоцком полигоне, достигало 45000 человек. Задача учений заключалась в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия.

Во время взрыва бомбы мощностью 40 килотонн войска располагались в специальных укрытиях на расстоянии в пять километров от взрыва. Затем несколько подразделений пошли в «наступление» через район рядом с эпицентром. Через эпицентральную зону на технике прошли около 500 человек.

Учения часто критиковали за то, что радиационному воздействию подверглись тысячи солдат и местных жителей, эвакуированных либо недостаточно далеко, либо получивших дозу радиации уже после маневров.

Также в сентября 1956 года в ходе Семипалатинских учений в район взрыва был высажен десант в количестве 272 человек в индивидуальных защитных средствах.

Больше подобные испытания в СССР не проводились, а вот в США учения с применением ядерного оружия проводились и до и после Тоцких маневров. Подразделения американской армии не раз проходили через место эпицентра атомного взрыва в пустынной местности штата Невада. На кинохронике учений Desert Rock видно, что солдаты находятся в открытых окопах, а после прохождения ударной волны выбегают из окопов и идут в атаку без средств защиты. На полигон даже приезжали туристы, чтобы посмотреть на испытания чудо-оружия.

Wikimedia Commons

60 лет назад в небе над американским штатом Джорджия произошел инцидент, который привел к потере термоядерной бомбы. 5 февраля 1958 года бомбардировщик B-47 полковника Говарда Ричардсона выполнял секретный полет в интересах американского Стратегического командования.

Был разгар холодной войны, и целью полета была тренировка по выполнению дальних полетов на случай, если поступит приказ, и летчикам потребуется взлететь с их авиабазы Хомстед во Флориде и взять курс к одной из целей на территории СССР.

Тренировка была приближена к условиям реального боевого вылета, потому на борту находилась водородная бомба Mark 15 весом в 3500 кг.

«Отбомбившись» над территорией условного противника, экипаж взял курс на юг, на свою базу. Пролетая над Северной Каролиной примерно в 2 часа ночи, экипаж ощутил удар, в результате которого оказалось повреждено правое крыло бомбардировщика, и едва не оторвался крайний правый, шестой двигатель, который остался висеть под углом 45 градусов.

Wikimedia Commons

«Мы почувствовали сильный удар и увидели вспышку справа. Мы не знали, что это было, но это мог быть только другой самолет», — вспоминал позднее командир экипажа.

После удара самолет стал падать, однако командиру удалось взять управление под контроль и выровнять его на высоте семи километров. Вскоре Ричардсон принял решение, которое позволило с одной стороны облегчить самолет, с другой -избежать глобальной катастрофы в случае неудачной посадки.

Экипаж решил избавиться от термоядерной бомбы и сбросить ее в море.

«Тактическая доктрина Стратегического командования ВВС давала мне право сбросить ее ради безопасности экипажа - это было задачей номер один», — утверждал Ричардсон.

Ричардсон вспоминал, что решение о сбросе бомбы было принято почти мгновенно, и считал, что все в тот момент было сделано правильно. «У нас случилось ЧП и я безопасно посадил самолет... За это от командования я получил Крест летных заслуг». - вспоминал он.

Бомба была сброшена близ острова Тайби, экипаж отметил место сброса, после чего самолет благополучно приземлился на авиабазе Хантер в Саванне. Командир второго самолета, истребителя F-86, сильно пострадавшего после столкновения, сумел катапультироваться и выжил. Сразу после инцидента начались масштабные поиски упавшего боеприпаса.

Многочисленные попытки обнаружить бомбу, первая из которых продлилась до апреля 1958 года, ни к чему не привели. Считается, что она упала в мелководный залив Уоссо и увязла в грунте на глубине 1,5—4,5 м. Неясным остается и опасность сброшенной бомбы.

Сам Ричарсон утверждал, что опасность взрыва отсутствует, поскольку на бомбе осутствовал плутониевый взрыватель. По его словам, это связано с тем, что экипаж выполнял тренировочный полет.

Однако в рассекреченных много лет спустя показаниях, данным в 1966 году помощником министра обороны США, говорилось,

Что потерянный боеприпас был «готовым оружием, бомбой с ядерной капсулой».

Несмотря на то, что Минобороны давно прекратило поиски бомбы, местные жители до сих опасаются потерянного 60 лет назад боеприпаса. В 2004 году отставной летчик Дерек Дюк зафиксировал повышенный фон радиации в прибрежных водах Саванны. Последовавшее расследование установило, что фон соответствует природному.

Тем не менее в США продолжают высказываться опасения о возможности термоядерного взрыва, который мог был уничтожить часть восточного побережья. Есть страхи и того, что боеприпасом могут завладеть различные террористические группы.

Инцидент 5 февраля 1958 года с водородной бомбой не был первым и последним. По состоянию на 2013 год Минобороны США насчитало более тридцати аналогичных инцидентов под кодовым названием Broken Arrow с ядерными боеприпасами.

Одним из самых известных стал в Гренландии, произошедший 50 лет назад в Гренландии. Тогда из-за возникшего пожара потерпел крушение бомбардировщик B-52 с четырьмя термоядерными бомбами. Катастрофа привела к скандалу.

Падение бомбардировщика с термоядерными бомбами на борту означало, что США нарушили существовавшие договоренности. Представители общественности выдвигали претензии к правительству Дании, которое, по их мнению, оказалось неспособно сдержать взятые на себя обязательства.

1 ноября 2007 года в своем доме в Коламбусе, штат Огайо, в возрасте 92 лет скончался американский пилот Пол Тиббетс, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Он на три года пережил генерала Суини, который бомбил Нагасаки. "Смерть любит своих поставщиков" - генерал Тиббетс, как и большинство других офицеров, участвовавших в атомных бомбардировках Японии, прожил долгую жизнь и сделал хорошую (хоть и не головокружительную) карьеру, уйдя в запас в звании бригадного генерала ВВС США. До конца жизни Тиббетс не сомневался в том, что действовал правильно.

Смерть самого известного в мире летчика ВВС США вновь привлекла внимание к той единственной операции, которая увековечила его имя. Этот интерес тем более велик, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали первым и, пока что, последним боевым применением ядерного оружия.

Предпосылки атаки на Хиросиму появились в сентябре 1942 года, когда в США стартовал известный "Манхэттенский проект", в рамках которого велась разработка ядерного оружия. Научным руководителем проекта стал выдающийся ученый Роберт Оппенгеймер, куратором и организатором - генерал Лесли Гроувз, получивший практически неограниченные полномочия (впоследствии такую схему скопируют в СССР, где научное руководство проектом будет возложено на Игоря Курчатова, а организационные и контрольные функции - на Лаврентия Берию).

В "Манхэттенском проекте" была задействована плеяда выдающихся ученых, уже имевших или получивших впоследствии всемирную известность - Эдвард Теллер, Энрико Ферми, Лео Сциллард, Джон фон Нейман и многие другие. Следует, впрочем, отметить, что вопреки популярному заблуждению, Альберт Эйнштейн, чье совместное с Лео Сциллардом и другими учеными письмо Рузвельту, написанное еще в 1939 году, стало отправной точкой для начала предварительных работ по проекту, не участвовал в создании бомбы - американские спецслужбы не были уверены в его благонадежности. Сам Эйнштейн до конца жизни задавался вопросом о моральности (или аморальности) применения ядерного оружия.

Пол Уорфилд Тиббетс-младший (Paul Warfield Tibbets Jr.). Родился 23 февраля 1915 года в Куинси, штат Иллинойс. Отец - Пол Уорфилд Тиббетс-старший, мать - Энола Гей Тиббетс (Хаггард). В 1937-м поступил кадетом в авиационный корпус армии США, в 1938-м получил звание второго лейтенанта. Участвовал в боевых действиях с августа 1942 года. Командовал 340-й бомбардировочной эскадрильей 97-го тяжелого бомбардировочного авиакрыла на Средиземноморском театре военных действий. После нескольких боевых вылетов был отозван в США для переучивания на новейший бомбардировщик Б-29. 17 декабря 1944 года был назначен на должность командира 509-й смешанной авиационной группы.

К середине 1944 года стало ясно, что создание эффективного ядерного заряда - дело ближайших месяцев. Командование армии США начало подготовку к практическому применению нового оружия. Первой воинской частью, которой предстояло применить атомную бомбу, стала 509-я смешанная авиационная группа, изначально создававшаяся для испытаний и применения авиационных бомб большой мощности. В качестве самолета-носителя был выбран стратегический бомбардировщик B-29, обладавший уникальными для того времени летными характеристиками. Какие города - немецкие или японские - станут целью, еще не было ясно. Участники проекта спешили - осенью 1944 года все полагали, что немцы, открывшие в свое время эффект цепной реакции распада ядер урана, также находятся в завершающей стадии разработки ядерного оружия.

Кроме бомбардировщиков, в состав 509-й группы были включены транспортные самолеты C-54, что определило ее классификацию как "смешанной". Новая воинская часть была сформирована 9 декабря 1944 года и приступила к боевой подготовке 17 декабря на авиабазе Уэндовер в штате Юта. Используемые группой самолеты B-29 были модернизированы по проекту Silverplate. От оригинальных самолетов они отличались увеличенными размерами бомболюка и усиленными замками бомбодержателей. Кроме того, самолеты были оснащены камерами для фиксации результатов взрыва и шторками на стеклах кабины и блистерах, позволявшими защитить экипаж от ослепительной вспышки. Внешне самолеты-носители ядерных бомб отличались от остальных светлой "отражающей" окраской - самолеты окрашивали в светлые тона - белый, серебристый, голубой. Часть самолетов просто не красили - тяжелые бомбардировщики сверкали в лучах солнца полированным дюралем с нанесенными опознавательными знаками и номерами.

К апрелю 1945 в составе 509-й группы было 14 подготовленных экипажей, каждый из которых совершил не менее 50 учебных полетов со сбросом инертного боеприпаса, и полковник Тиббетс объявил о боеготовности группы. Началась подготовка к переброске самолетов и экипажей за океан. К этому времени уже было ясно, что целью для атомных бомб станут города Японии - у Германии шансов продержаться до готовности первых боеприпасов нового типа уже не было.

Подготовка

Стратегический бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress.
Первый полет - 21 сентября 1942 года
Взлетный вес норм/макс - 56/61 тонна
Силовая установка - 4 двигателя Райт-Циклон R-3350-23(23A)-18, мощностью по 2200 л.с.
Максимальная скорость - 604 км/ч
Радиус действия в зависимости от нагрузки - 1200-2700 километров
Потолок - 10.000 метров
Вооружение - 11 пулеметов в пяти огневых установках, до 9072 килограммов бомб
Экипаж - 7-10 человек в зависимости от задания
Выпускался на заводах компаний Boeing, Bell и Glenn L. Martin

21 июля 1944 года американские войска высадились на острове Тиниан – маленьком клочке суши, входящем в обширный архипелаг Марианских островов. Несколько квадратных километров скал, болотистых зарослей и пляжей, засыпанных белым коралловым песком, представляли слабый стратегический интерес для Японии, хотя армия Страны Восходящего Солнца и дралась за него как всегда до последнего солдата. Но США получили неоспоримое стратегическое преимущество: теперь у них была база, с которой воздушные сверхкрепости могли вести бомбардировку Японских островов.

Cледующий шаг был сделан в апреле 1945 года, когда разразилась битва за Окинаву, обернувшаяся крупномасштабной мясорубкой даже по меркам привыкших за время войны к большим потерям Германии и СССР, не говоря уже о США. С захватом этого острова США получили возможность атаковать японские острова с помощью тактических бомбардировщиков и истребителей.

Первые транспортные самолеты 509-й авиагруппы с экипажами и техниками прибыли на театр военных действий 18 мая 1945 года, приземлившись на острове Тиниан. 29 мая на Тиниан прибыли вспомогательные подразделения и персонал группы. Бомбардировщики начали прибывать с 11 июня. 509-я группа вошла в состав 313 бомбардировочного крыла, принимавшего участие в бомбардировках Японии с февраля 1945 года. В связи с секретностью новой части район ее базирования был отнесен на несколько миль в сторону от остальных частей и тщательно охранялся.

В это же время командир группы подобрал себе самолет для боевых действий - B-29 серии 45-MO, модификации Silverplate, серийный номер 44-86292, сошел с производственной линии фирмы Glenn L. Martin 9 мая 1945 года.

После завершения наземных тренировок экипажи приступили к боевой подготовке. Как сообщает журнал боевых действий 509-й смешанной группы, 13 самолетов ее 393-й эскадрильи в течение июля и первой недели августа 1945 года совершили:

  • 17 индивидуальных тренировочных полетов без боеприпасов.
  • 15 групповых вылетов на боевое применение по целям на островах Трук, Маркус, Рота, Гугуан. Вылеты совершались в составе крупных соединений численностью до 90 бомбардировщиков с использованием фугасных авиабомб.
  • 12 групповых вылетов на боевое примение против целей на территории Японских островов с использованием фугасных боеприпасов.
    Между 22 и 29 июля самолеты сбросили на цели 37 фугасных бомб, имитировавших ядерную бомбу "Толстяк", которая впоследствии будет сброшена на Нагасаки.
  • 8 учебных полетов со сбросом инертных сборок, имитирующих боеприпасы "Малыш" (пять полетов) и "Толстяк" (три полета).
  • 1 практический полет с загруженной инертной сборкой "Малыша" на остров Иводзима с проведением выгрузки/погрузки бомбы на запасном аэродроме с целью проверить возможность смены бомбардировщика-носителя в случае возникновения неполадок на основной машине в ходе полета.

    Бомбардировщик B-29 "Суперфортресс" Фото ВВС США

    Полковник Тиббетс активно участвовал в подготовке - за июль 1945 года он совершил восемь тренировочных и два боевых вылета, каждый из которых длился от 8 до 12 часов.

    Тем временем в США прошли испытания "Устройства" (Device) - так был назван первый ядерный боеприпас. "Устройство" было взорвано на полигоне в Аламогордо в штате Нью-Мексико 17 июля 1945 года. Находившийся в это время в Потсдаме президент США Гарри Трумэн сообщил об успехе Черчиллю и Сталину. Это сообщение - фактически первый в истории акт "ядерной дипломатии" - стало поводом для активизации работ над советским ядерным проектом.

    Трумэн, который сам узнал о настоящем содержании Манхэттенского проекта только после смерти президента Рузвельта, рассчитывал на испуг, однако Сталин оставался спокоен. Он внимательно выслушал президента Трумэна, поздравил его с выдающимся достижением американских ученых и инженеров и уехал в свою резиденцию. Из докладных записок Курчатова он знал, что скрывается за "бомбой огромной разрушительной силы", а советская разведка уже подбиралась к главным исполнителям Манхэттенского проекта.

    Боевое применение

    16 июля бомба, в которой не хватало небольшой доли урана, была погружена на борт крейсера "Индианаполис", немедленно вышедшего в море. 26 июля он доставил на остров Тиниан первый ядерный боеприпас - бомбу "Малыш". 29 июля на Тиниан прибыл генерал Карл Спаатс, командовавший стратегической авиацией на тихоокеанском ТВД. Подготовка к боевому применению ядерного боеприпаса вошла в завершающую стадию. 28 июля и 2 августа 1945 года на Тиниан самолетами были доставлены компоненты бомбы "Толстяк".

    Комиссия по выбору целей, заседавшая в Вашингтоне в мае-июне 1945 года, рекомендовала в качестве возможных целей Киото, Хиросиму, Ниигату и арсенал в Кокуре. Комиссия отвергла идею использования этого оружия против чисто военной цели, поскольку был шанс промахнуться мимо маленькой цели, не окруженной обширной городской зоной. Кроме того, говорилось, что "это снизит психологический эффект, оказываемый на противника". В качестве основной цели генерал Гроувз рассматривал Киото, аргументируя это тем, что "во-первых, этот город имеет больше миллиона населения, что, следовательно, обещает хороший эффект взрыва; во-вторых, он занимает огромную площадь, на которой вполне укладывается предполагаемый диаметр зоны разрушения".

    Бомба "Малыш". Фото из музея в Лос-Аламос

    Однако министр обороны США Генри Стимсон вычеркнул Киото из списка из-за его культурного значения. По словам профессора Эдвина О. Райшауэра, Стимсон "знал и ценил Киото со времен его медового месяца там десятилетиями ранее". Так первое место в списке заняла Хиросима.

    27 июля в Потсдаме начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Маршалл подписал приказ на боевое применение ядерного оружия. Приказ привез на Тиниан 29 июля Карл Спаатс. Документ, разработанный Лесли Гроувзом, предписывал нанести удар "в любой день после третьего августа так скоро, как только позволят погодные условия". B-29 мог нанести бомбовый удар и по закрытой облаками цели, но для детального контроля результатов атаки и анализа ее эффективности требовалась безоблачная погода.

    Погоды ждали три дня.

    Пятого августа полковник Тиббетс "окрестил" свою машину - B-29 "бортовой номер 82-черный" получил имя Enola Gay в честь матери командира группы. Глубокой ночью, в 2:45 6 августа 1945 года "Энола Гей" оторвалась от взлетной полосы аэродрома Норт Филд и направилась к Японии в составе соединения из семи машин - ее самой, запасного самолета, трех разведчиков и двух контролеров. Разведчикам предстояло определить точную цель из четырех назначенных.

    Миссия грозила провалиться - майоры Джон Вильсон и Ральф Тейлор, командиры разведчиков-бомбардировщиков "Джебит III" и "Фулл Хаус", посланные к Кокуре и Нагасаки, сообщили о плотной облачности над целями.

    Бомба "Толстяк". Фото с сайта dkimages.com

    Но в 7:10 майор Клод Изерли, пилот бомбардировщика-разведчика B-29 c собственным именем "Стрэйт Флэш", послал сигнал "Бомбите первую цель" - небо над Хиросимой было безоблачным. Тем временем "Энола Гей" исправно шла по маршруту, и запасной бомбардировщик - "Топ Сикрет" под управлением капитана Чарльза Макнайта - совершил посадку на Иводзиме. На Хиросиму выходило звено из двух машин - "Энола Гей" с бомбой и B-29-45-MO 44-86291, "бортовой номер 91-черный", пилотируемый капитаном Джорджем Маркуортом, который должен был осуществлять контроль результатов налета. (После ядерной бомбардировки Нагасаки Маркуорт назовет свой самолет Necessary Evil - "Необходимое зло".) Позади них шел самолет "Грейт Артист" под управлением майора Чарльза Суини - на нем была установлена аппаратура для анализа продуктов взрыва и замера его мощности.

    Примерно в 7:15 самолеты были замечены радарами ПВО Японии, но малочисленность соединения заставила японцев предположить, что B-29 выполняют разведывательную миссию, в связи с чем истребители на перехват было решено не поднимать (к этому времени японские ВВС испытывали критический дефицит топлива). В 8:00 в Хиросиме была отменена воздушная тревога - по радио было объявлено, что при появлении самолетов надлежит укрыться, однако скорее всего они выполняют разведывательный полет и бомбового удара опасаться не следует.

    В 7:45 капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс – главный технический специалист по эксплуатации ядерной бомбы - установил предохранители в электрической цепи бомбы и включил питание. Возвращение самолета с бомбой на борту стало невозможным.

    "Энола Гей". Фото музея авиации и космонавтики США

    08:14:17 - бомболюк открыт, бомба сброшена. Тиббетс вводит самолет в боевой разворот, на максимальной скорости уходя от точки сброса.
    08:15:02 - в шестистах метрах над одним из мостов в центре Хиросимы произошел подрыв ядерного боеприпаса "Малыш". Зафиксированная мощность взрыва равнялась тринадцати килотоннам, радиус сплошного разрушения - 1,6 километра, площадь пожаров - 11,4 километра. 90 процентов зданий Хиросимы были разрушены либо тяжело повреждены. Число жертв, по средневзвешенным оценкам, составило около 80 тысяч человек из 255-тысячного населения города. Разрушения оказались столь значительными еще и вследствие того, что "японская" застройка легко поддавалась огню и совершенно не выдерживала ударной волны. Будь на месте Хиросимы "типовой" европейский город с каменной и бетонной застройкой, радиус разрушения и процент уничтоженных зданий оказался бы многократно меньшим. Число жертв впоследствии возросло из-за лучевой болезни, составив в общей сложности около 140 тысяч человек.

    "Сначала появилась яркая молния взрыва. Затем - слепящий свет, в котором была видна приближающаяся взрывная волна, потом - грибообразное облако. Впечатление было такое, словно над городом бурлило море кипящей смолы. Только края его оставались видны…"

    То, что в Хиросиме что-то произошло, в Токио поняли, как только оборвалась связь - город не отвечал ни по радио, ни по телефону, ни по телеграфу. С полустанка в 16 километрах от города передали сообщение "об ужасном взрыве". Происходящее поставило японский генштаб в тупик - там знали, что Хиросима не была целью крупного налета и что там не было больших складов взрывчатых веществ, которые могли бы взорваться вследствие диверсии или самопроизвольно. Вскоре в Хиросиму вылетел самолет с офицером, который имел приказ "разобраться и доложить". Прибыв в город около полудня, офицер застал там сплошной пожар. Истинная причина происходящего стала ясна спустя 16 часов после взрыва, когда в Вашингтоне объявили об успешном применении нового оружия.

    Поскольку Япония не проявляла готовности капитулировать, то 9 августа настала очередь второй цели. На сей раз жертвой стал Нагасаки. В этом вылете полковник Тиббетс участия не принимал. Удар наносил "Бокскар" под управлением Чарльза Суини, а "Энола Гей" под управлением Маркуорта выполняла роль метеоразведчика над запасной целью - городом Кокура. Вместе с самолетом Суини на Нагасаки выходили "Грейт Артист" и "Биг Стинк" под управлением капитана Фредерика Бока и майора Джеймса Хопкинса. "Грейт Артист", как и 6 августа, собирал информацию о взрыве, "Биг Стинк" вел фотоконотроль.

    Жертвами ядерной бомбардировки Нагасаки стали 74 тысячи человек. Так же, как и в Хиросиме, впоследствии это число возросло из-за лучевой болезни. К этому моменту японское руководство уже полностью осознало масштаб происходящего - японские физики смогли оценить произошедшее и составить соответствующий доклад. В сочетании с начавшимся наступлением советской армии в Маньчжурии, взрывы ядерных бомб заставили Империю капитулировать.

    Взрывы ядерных бомб над Хиросимой и Нагасаки положили начало эпохе ядерного сдерживания. Монополия США на обладание новым оружием была недолгой - с августа 1949 года и до нашего времени мир существует в условиях "равновесия страха" - когда последствия войны равно ужасны для обеих сторон, нет смысла ее начинать.

    Cчета судьбы

    Полковник Тиббетс продолжил службу в авиационном корпусе армии США, в 1947 году преобразованном в ВВС США.

    Взрыв "Малыша". Фото с сайта doe.gov

    В 1959 году он получил звание бригадного генерала. В начале 60-х годов был назначен на должность военного атташе в Индии, но к исполнению обязанностей не приступил из-за начавшихся протестов. В 1966 году Тиббетс уволился в запас.

    Бомбардировщик "Энола Гей" был сохранен, и в настоящее время находится в национальном музее авиации и космонавтики США. 509-я смешанная авиагруппа продолжила свое существование. В настоящее время она известна как 509-я оперативная группа ВВС США. В ее состав входят бомбардировщики-невидимки B-2.

    Крейсер CA-35 Indianapolis, доставивший "Малыша" на Тиниан, заплатил самым первым и дороже всех - на полпути к заливу Лейте, в 00:14 30 июля 1945 года, крейсер-ветеран был торпедирован японской подводной лодкой I-58. Противоторпедная защита устаревшего корабля не выдержала одновременного попадания двух торпед, и крейсер быстро пошел ко дну. Из 1196 человек, находившихся на борту "Индианаполиса", в течение четырехдневной спасательной операции были спасены только 316. Большинство погибших стали жертвами акул.

    Большинство офицеров 509-й группы никогда не раскаивались в содеянном, не испытывая ни страха, ни сомнений по поводу сделанного. Бомбардир "Энолы Гей" Томас Ферби, непосредственно нажавший на кнопку сброса, иногда выражал сожаление по поводу большого количества жертв. Тиббетс и Суини, ставшие генералами, всю жизнь считали, что выполняли свой долг, и заявляли что готовы повторить ядерную атаку, если такая необходимость возникнет. "Я спокойно сплю по ночам", - сообщил Тиббетс журналистам. Расплачиваться по счетам своих товарищей в итоге пришлось Клоду Роберту Изерли, сошедшему с ума вскоре после событий 1945 года. Он и умер раньше всех, в 1978 году.

  • 65 лет назад американцы сбросили первую атомную бомбу. На Хиросиму

    Изменить размер текста: A A

    В огненном аду погибли 210 000 человек. Теодор Ван Керк был штурманом на борту самолета «Энола Гэй», выполнявшего это особое задание. Он до сих пор жив! Мы публикуем фрагменты интервью с ним, которое взял корреспондент газеты «Гардиан». Теодор Ван Керк сидит в кабинете своего уютного дома в пригороде Атланты. Здесь полки ломятся от книг по военной истории, а стены увешаны фотографиями самолетов. «Давайте посмотрим, что там у меня запланировано на 6 августа, - говорит он, перелистывая календарь. - Нет, ничего, все пусто». Отсутствие каких-либо планов как минимум странно - обычно в этот день он нарасхват. Вот и в этом году его пригласили, естественно с оплатой всех расходов, на Тиниан, крошечный остров в Тихом океане. Именно отсюда 65 лет назад он и другие 11 членов экипажа отправились на задание, которое изменило мир. Однако в этом году Ван Керк отказался от приглашения. «Просто не хочу», - пояснил он. Такое нехарактерное для него поведение объясняется просто. В этот день он не встретит ни одного из своих 11 товарищей. Последний умер всего несколько месяцев назад. Теперь Ван Керк - единственный живущий представитель экипажа бомбардировщика Б-29 «Энола Гэй». Ван Керк стал членом экипажа в 24 года. К тому времени он совершил более 50 бомбардировочных налетов в Европе и Северной Африке . Большинство тех полетов проходило вместе с его закадычными друзьями Полом Тиббетсом и Томасом Фиаби. Позже эта тройка стала ядром миссии на Хиросиму . За полгода до того исторического полета Ван Керка и других членов 509-й Сводной Группы отправили на базу в штате Юта для особой тренировки захода на бомбометание в режиме повышенной секретности. Слова «атомный» или «ядерный» не упоминались ни разу. «Мы знали, что там происходит что-то особое, - рассказывает Теодор. - ...Нам объяснили, что мы должны будем совершить нечто, что либо закончит, либо существенно сократит войну. И еще сказали, что «изделие» на борту самолета разрушит целый город». Кроме того, на базе постоянно крутились сотни физиков... «После всего этого только полный дурак был не в состоянии понять, что речь идет об атомной бомбе». ...За несколько месяцев до начала операции график подготовки невероятно уплотнился. Команде объяснили, что бомба, которую предстоит сбросить, настолько мощная, что самолет должен будет находиться минимум в 11 милях (17,7 км. - Прим. ред.) от нее в момент взрыва. Их бомбардировщик Б-29 был разобран практически до каркаса для снижения веса, и начались выматывающие тренировки для обеспечения достижения оптимального расстояния после сброса бомбы. 5 августа уже на острове Тиниан состоялось итоговое собрание... После собрания им было приказано хорошенько отоспаться. Но вместо этого Ван Керк, Тиббетс и Фиаби всю ночь проиграли в покер: «Ну вы сами подумайте! Вначале они говорят, что ближайшей ночью тебе предстоит сбросить первую атомную бомбу. А потом предлагают пойти поспать! Как в такой ситуации можно спать, понятия не имею!» «СБРАСЫВАЕМ БОМБУ» Самолет «Энола Гэй», кстати, названный так командиром полковником Тиббетсом именем его матери, вылетел с острова Тиниан 6 августа в 2.45 утра. Ван Керк был штурманом... Расстояние до цели составляло более 2800 км. Теодор привел «Энола Гэй» на место с опозданием в 15 секунд: «Все, что я могу сказать, 15 секунд - это очень хороший результат». Он достает из небольшой коробки копию бортового журнала с заметками того дня. Запись в 9.15 (8.15 по японскому времени) гласит: «Сбрасываем бомбу». Ровно через 43 секунды бомба, которую экипаж любовно прозвал «Малыш», взорвалась в 580 метрах над Хиросимой. После сброса бомбы «Энола Гэй» вдруг резко бросило вверх. «Мы как раз пытались выровняться, когда где-то сзади произошел взрыв. Все, что мы смогли увидеть, - яркая вспышка, как у фотографа». Но уже через секунду до самолета дошла взрывная волна: «Удар был невероятной силы. А звук такой, будто самолет разрывает на куски». Конечно, то, что ощутили Ван Керк и другие 11 членов экипажа, не идет ни в какое сравнение с произошедшим в эти секунды на земле. Взрывная волна пронеслась по Хиросиме... и буквально стерла 8 квадратных км города. По разным оценкам, более 70 тысяч человек, большинство - гражданское население, погибли мгновенно и еще 140 тысяч к концу 1945 года - от ожогов и последствий радиации.




    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...